Проблема глобализации в современной социологии

Содержание:

  1. Проблема глобализации в современной социологии
  2. Последствия процесса глобализации
  3. Понятие и виды макдональдизации
  4. Макдональдизация в России
  5. Вывод:
Предмет: Социология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 19.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по социологии:

 

Много готовых курсовых работ по социологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Проблема общества в классической социологии
Проблема информационного общества в современной социологии
Динамика социальных изменений в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществах
Гражданское общество как объект изучения социологии

Введение:

Актуальность этой темы объясняется тем, что многие люди даже не задумываются о том, как механизмы потребления изменяют нашу социальную жизнь.

Многие не знают понятия макдональдизации. Но первое впечатление от людей, которые о нем слышат, как правило, не соответствует действительности, поскольку в эту концепцию входят не только одноименные компании, но и собственные сети магазинов, рестораны быстрого питания, различные газированные напитки, такие как Coca-Cola, крупные корпорации, такие как Apple, Nike и т. д. MacDonaldization - это процесс, благодаря которому принципы ресторана быстрого питания становятся все более и более доминирующими над секторами американского общества, как и остальной мир. McDonaldization включает в себя не все бренды, а только те, которые американизированы, то есть они находятся под влиянием США на поп-культуру, бизнес-модели, язык и политику других стран и которые используются всем миром.

На эту тему Джордж Ритцер написал уникальную книгу «Макдональдизация общества». В своей книге в качестве модели Ритцер рассматривает ресторан быстрого питания McDonald's. Он задает вопрос: «Следует ли рассматривать Макдональдизацию как глобализацию или американизацию?», Склоняясь ко второму ответу. Его отличительными чертами являются эффективность, предсказуемость, расчетливость и растущий контроль над людьми, использующими нечеловеческие технологии. Эффективность - это «лучший способ обеспечить переход из одного состояния в другое». Чем меньше операций в процессе, тем лучше для макдональдизированных систем. Продолжая эту идею, социолог добавляет, что вместо традиционного ухаживания люди все чаще предпочитают онлайн-знакомства, поскольку это происходит быстрее и проще.

Предсказуемость - это гарантия того, что «все продукты и услуги будут одинаковыми в любое время и в любом месте». Прибывая в любую часть мира, человек ожидает, что в местном Макдональдсе он ожидает того же, что и в Макдональдсе возле своего дома. Смешиваемость, согласно Ритцеру, «означает акцент на количественных аспектах проданных товаров (размер порции, стоимость) и услуг (время, необходимое для получения чего-либо)». Здесь Ритцер подразумевает акцент на количественных показателях. Одним из примеров является скорость доставки пиццы, так как от нее зависит качество еды. Обратная сторона - смертельная авария, в которой участвуют молодые люди, доставляющие пиццу. И, наконец, контроль над людьми с помощью нечеловеческих технологий. Ритцер демонстрирует, в качестве одного из примеров, контроль клиентов в McDonald's: «Клиентам дают« ключи »(например, они видят мусорные баки, особенно на выходе), точно говоря, что от них ожидается». Ритцер также утверждает, что в McDonaldization есть пятый фактор: «Macdonaldization - это процесс, посредством которого его ресторан быстрого питания завоевывает все большее доминирование в различных областях американского общества и остального мира. Концепция макдональдизации является расширением и дополнением веберианской теории рационализации, особенно той ее части, которая касается потребления. Для Вебера моделью рационализации была бюрократия; для меня парадигма McDonaldization - это ресторан быстрого питания. Рациональные системы неизбежно порождают иррациональность. Обратная сторона макдональдизации должна систематически рассматриваться именно с точки зрения рациональной иррациональности; как это ни парадоксально, но иррациональность можно считать пятым фактором макдональдизации. «Это означает, что каждый фактор: эффективность, предсказуемость, вычислимость, контроль могут вызывать неожиданные и отрицательные последствия глобализации и американизации. 

Степень развития: неоднозначность глобализации вызывает много споров и горячих споров среди ученых и политиков. Глобализация и порождаемые ею процессы проверяют традиционные модели поведения, образ жизни и способы видения, а также ценности, предрассудки всех слоев населения.

Процесс глобализации изучали такие ученые, как Дж. Сакс, Э. Уорнер, А.С. Булатов Г.Н. Григорян Г. - П. Мартин О.Г. Беларусь, Л. Алкалий, Дж. Ритцер.

Цель моей курсовой работы - выяснить, что такое потребительское общество и как оно влияет на жизнь современного человека. Раскройте содержание понятия «макдональдизация» в социологической концепции Дж. Ритцера.

Мои задачи:

  1. Определите термин «макдональдизация»
  2. Изучить историю появления макдональдизации.
  3. Определите отношения McDonaldization с обществом потребителей.
  4. Проанализировать влияние макдональдизации на российское общество.

Объект: социологическая концепция Дж. Ритцера.

Тема: презентация Дж. Ритцера о глобализации и макдональдизации.

Защитные положения:

  1. Макдональдизация является неотъемлемой частью развития мирового общества. Он приобретает огромные масштабы и таит в себе не только положительные, но и отрицательные стороны.
  2. Макдональдизация ведет к стандартизации мышления и общества в целом.
  3. Макдональдизация приводит к постепенному превращению мирового пространства в единую систему.

Проблема глобализации в современной социологии

Термин «глобализация» был впервые использован в 1983 году Т. Левитом в статье, опубликованной в журнале Harvard Business Review, для обозначения феномена слияния рынков для отдельных продуктов, производимых отдельными корпорациями. С начала 90-х годов. XX век этот термин широко распространен, но наполнен все более широким набором значений.

Глобализация - вестернизация, культурная ассимиляция западной цивилизацией оставшихся немодернизированных территорий и формирование глобальной цивилизации с гомогенизированной культурой: доминируют ценности либерализма и универсализма, рамки устанавливаются глобальными рынками и глобальными финансовыми и экономическими такие учреждения, как ВБ, ВТО, МВФ и т. д., предназначенные для регулирования конкурентных отношений между корпоративными игроками, в число которых входят как национальные штаты, так и межгосударственные образования - федерации, конфедерации и другие региональные союзы. 

В глобализации сегодня они видят:

  • активизация трансграничных экономических, политических, социальных и культурных связей;
  • исторический период (или эпоха), начавшийся после окончания холодной войны;
  • трансформация мировой экономики, буквально ориентирующаяся на анархию финансовых рынков;
  • триумф американской системы ценностей, обеспеченный сочетанием неолиберальной экономической программы с программой политической демократизации;
  • ортодоксальная идеология, которая настаивает на совершенно логичной и неизбежной кульминации сильных тенденций на рынке труда;
  • технологическая революция с многочисленными и не совсем понятными социальными последствиями;
  • неспособность национальных государств справиться с глобальными проблемами (демографическими, экологическими, правами человека и распространением ядерного оружия), которые требуют глобальных решений.

Технологической основой первой волны глобализации были телефон и телеграф в области связи, строительство железных дорог, машиностроение, а затем производство конвейерных потоков в промышленной сфере, и Америка была символом всего этого. Технологические достижения повлекли за собой экономические, выражающиеся, прежде всего, в укреплении экономической взаимозависимости и формировании единой мировой экономики. 

Постоянно растущая интернационализация (глобализация) экономического развития также подтверждается тем фактом, что мировая торговля росла быстрее, чем мировое производство, что означает, что роль международных экономических отношений возрастала с каждым годом.

Взаимозависимые процессы глобализации и регионализации приводят, прежде всего, к дальнейшему обострению противоречий вдоль оси Север-Юг. Развивающаяся система мировой экономики приводит к одностороннему обогащению государств, транснациональных корпораций и других игроков, представляющих процветающие регионы Европы и Северной Америки, в то время как «южная периферия» - страны и народы бывшего третьего мира - все больше отстают их уровень развития, превращаясь в заложников мировой системы. Не везде это вызывает только молчаливый протест.

Преобладание свободного квалифицированного рынка труда в центре и менее свободного рынка труда на периферии является фундаментальной характеристикой капиталистической мировой экономики, поскольку неравенство и неравномерное развитие его составных элементов являются важнейшим условием его функционирования и основой. для системной интеграции. Есть также новые непреодолимые противоречия. Таким образом, постиндустриальный мир, использующий новейшие информационные технологии, не нуждается в больших объемах рабочей силы. В то же время в полупериферийных странах оно имеется в изобилии. Это приводит к резкому противоречию между двумя целями - вхождением в постиндустриальный мир и занятостью.

Пересекающиеся и усиливающие друг друга проблемы и противоречия, возникающие в результате одновременных процессов модернизации, государственного строительства и глобализации, превращают большинство стран периферии и полупериферии мира, живущих в разные «часовые пояса», чем ядерные страны промышленно развитого Запада, в экономические и политические аутсайдеры. Есть несколько причин этой проблемы: под давлением рационализации мировой экономики неэффективность государства растет; общая финансовая зависимость увеличивается; резко сократились ресурсы для реализации государственной социально-экономической политики, препятствующей прогрессивному социальному расслоению; влияние западных потребительских стандартов, навязываемое СМИ, недостижимое для населения большинства стран, но вызывающее «революцию растущих ожиданий» и другие. Энтони Гидденс, увеличивается. Глобализация социальных процессов в современном мире. 

Наблюдается укрепление отдельных государств - в основном тех, которые сами являются целыми цивилизациями или их крупнейшими представителями. Китай и Индия становятся экономическими и политическими тяжеловесами: золотовалютные резервы первых превышают триллион долларов, а последние интенсивно развивают высокотехнологичный сектор. Обе страны, которые являются открытыми ядерными державами, совершенствуют военно-морской флот. По прогнозам Национального разведывательного совета (научного центра правительства США), к 2025 году Пекин и Дели выйдут на второе и четвертое места на планете в своем экономическом развитии. Такие темпы роста знаменуют начало многополярной эры в мировой политике.

Основой для формирования сравнительно единого центра силы в новом мировом порядке стали процессы глобализации, что создает предпосылки для формирования некоего аналога мирового правительства. Все становится взаимосвязанным.

Сформирован единый финансовый рынок, на котором циркулируют триллионы долларов. Рынки отдельных стран тесно связаны друг с другом, так что их благосостояние и тем самым прибыль от них тесно зависят друг от друга. Пример. Крупнейшие американские компании вложили значительные средства в бразильскую экономику. Поэтому кризисные процессы в бразильской экономике сразу же отражаются на курсе этих компаний, а значит, и на состоянии американского фондового рынка, а следовательно, и на благополучии американской экономики. Но в современном мире политика и экономика тесно переплетены. Таким образом, победа известного бразильского политика, если она по какой-то причине симптоматична, может восприниматься как свидетельство будущих изменений в экономическом курсе правительства Бразилии, что, в свою очередь, приведет к некоторым новым процессам в бразильском экономика. 

Таким образом, была создана единая политическая система - еще не система, а уже определенная сеть, в рамках которой различные политические системы тесно связаны друг с другом.

На сплоченность политических структур влияет не только развитие глобальной экономики, но и новое понимание безопасности как глобальной общей проблемы для всех. Возможность ядерного конфликта, экологические проблемы, международные преступные синдикаты, символизируемые незаконным оборотом наркотиков и международным терроризмом, являются наиболее заметными признаками нового глобального измерения безопасности. Сегодня безопасность каждого человека в значительной степени зависит от тех процессов, которые происходят у него над дальними землями.

Создано единое информационное пространство. Его ведущими фондами являются, прежде всего, международные дневники и еженедельники, такие как Financial Times, International Herald Tribune, Economist, Time, Newsweek, New York Times, CNN, BBC, Reuters, France Press, Associated Press. Общим языком этого единого информационного пространства является английский.

Создано единое культурное пространство; MTV, Интернет, Голливуд - его символы; молодежь танцует под одну и ту же музыку на дискотеках в Лос-Анджелесе, Берлине, Москве, Дели и Шанхае. Идолы одинаковые, песни одинаковые, плакаты на улицах одинаковые. Массовая революция породила культурную международную революцию. Вслед за этим стремительно сближаются жизненные стереотипы, образ жизни, идеалы. Вы можете критиковать эти изменения как бессмысленную путаницу, но эти процессы очень интенсивно развиваются в одном направлении: формирование единого культурного пространства и сближение систем ценностей.

Таким образом, мы можем говорить о быстро развивающемся едином человечестве. Символами этого взаимопроникновения и сближения можно считать быстро растущие масштабы международного туризма, ослабление норм на пограничных пунктах и ​​международное гражданское общество в форме неправительственных международных организаций.

Последствия процесса глобализации

Положительный:

  • стимулирующее влияние на экономику: - появление возможности создавать товары в тех регионах мира, где их производство будет дешевле; - появление возможности продажи товара там, где это даст максимальную выгоду; - снижение себестоимости продукции; - появление возможностей для дальнейшего развития производства; - рост прибыли; - концентрация усилий на разработке новых передовых технологий; - страны, которые не в состоянии проводить свои собственные научно-технические исследования, могут воспользоваться результатами научно-технических исследований;
  • сближение государств;
  • стимулирование учета интересов государств и предупреждение их от экстремальных действий в политике;
  • возникновение социокультурного единства человечества.

Отрицательный:

  • введение единого стандарта потребления;
  • создание препятствий для развития отечественного производства;
  • игнорирование экономических, культурных и исторических особенностей развития разных стран;
  • навязывание определенного образа жизни, часто противоречащего традициям данного общества;
  • регистрация идеи конкуренции: наиболее экономически сильные государства стремятся к лидерству, что приводит к взрыву национализма в экономически слаборазвитых странах;
  • утрата некоторых специфических особенностей национальных культур.

По вопросу формирования единого человечества существуют следующие точки зрения:

  • Единство человечества только очевидно. Люди говорят на тысячах языков, исповедуют разные религии, придерживаются разных ценностей. Мир совсем не один. Это разнообразно и разнообразно.
  • Современный мир не оставляет много места для разнообразия. Люди в разных частях света едят одинаковые продукты, смотрят одни и те же телепередачи, читают одну и ту же литературу и т. д. Существующие различия должны исчезнуть в связи с информационной революцией, охватившей весь мир сегодня.
  • Мир един и разнообразен. Чем сильнее стремление к единству, тем ярче проявляется разнообразие культур, образов жизни и социальных ценностей. Одно не противоречит другому. Единство человечества дополняет его разнообразие.

Основные факторы единства современного человечества и их последствия:

  1. изменение средств связи - практически все уголки и регионы планеты соединены в единый информационный поток;
  2. изменение транспорта - скорость перемещения из одной части мира в другую. Мир стал доступным для движения;
  3. природа современных технологий - реальная угроза уничтожения всего человечества;
  4. экономика - производство, рынки стали по-настоящему всемирными, производственные отношения стали основой единства современного человечества;
  5. глобальные проблемы - их решение возможно только совместными усилиями всего мирового сообщества.

В современную эпоху человечество приобретает единство не только антропологически - как биологический вид, но и как социальное - объединяется в единую глобальную социальную систему и культурно - потому что при взаимном обмене достижениями разных культур образуется единая универсальная человеческая культура. формируется. 

Понятие и виды макдональдизации

Джордж Ритцер ввел термин «Макдональдизация» еще в середине 1990-х годов, и сегодня этот термин прочно вошел в научный оборот многих языков мира. Он рассматривает сеть ресторанов быстрого питания McDonald's как пример формальной рациональности в духе философии Макса Вебера. Эта рациональность аналогична модели бюрократии на ранних этапах развития современного общества и пронизывает все сферы жизни. Макдолдизация - это процесс, благодаря основополагающим принципам которого этот ресторан быстрого питания приобретает все большее и большее господство в различных сферах жизни, не только в Америке, но и участвует в глобализации во всем мире. Согласно Ритцеру, концепция McDonaldization является расширением и дополнением веберовской теории рационализации. Ритцер фокусируется не на производстве, но впервые обратил внимание на потребление, которое также становится частью производства.

Совсем недавно я обратился к вопросу о появлении «новых средств потребления» в Соединенных Штатах, которое началось более полувека назад после окончания Второй мировой войны (Ritzer, 1999). В McDonalds (и в более общем плане индустрия быстрого питания) стала одним из новых способов потребления, однако есть много других их типов, например, крупные универмаги, мегамаркеты (например, Mall of America), гигантские отделы магазины, супер-универмаги (например, Toy Air As), оптовые магазины (Wal-Mart »), круизные линии, казино-отели в Лас-Вегасе, тематические парки вроде Диснейленда. И т.д.

Несмотря на огромное количество отраслей, в которых прослеживаются следы макдональдизации, все они характеризуются четырьмя основными появившимися факторами. Сэм. Д. Ритцер.

Эффективность. Эффективность - это «лучший способ обеспечить переход из одного состояния в другое». Чем меньше операций в процессе, тем лучше для макдональдизированных систем. Потребители выстраиваются в ее заведениях для кофе (и, возможно, немного еды), платят, идут к прилавку с сахаром и молоком, пробуют их пить и, в большинстве случаев, уходят; «Окна путешествия» там, где они есть, столь же эффективны, как и в McDonald's. Поскольку в Star Bucks производится только кофе, его можно считать более эффективным, чем McDonald's, в котором «приготовлено» несколько десятков блюд и напитков.

Предсказуемость. Предсказуемость - это гарантия того, что «все продукты и услуги будут одинаковыми в любое время и в любом месте». Прибывая в любую часть мира, человек ожидает в местном Макдональдсе того же, что и в Макдональдсе возле дома. Бренд должен нести предсказуемость для потребителя, а именно: слоган, торговые точки, стойки, меню на стене со списком доступных напитков, кофе (особенно экзотических сортов), зеленые фартуки, способы приготовления, шкаф со сливками и сахаром, графины с половиной »(сливки и молоко. Прим. пересылка), цельное молоко и обезжиренное молоко, набор других продуктов, полки с товарами для продажи, включая кофемашины, кружки, книги, компакт-диски и т. д. - все это практически. то же самое в разных местах.

Расчетность. Смешиваемость, согласно Ритцеру, «означает акцент на количественных аспектах проданных товаров (размер порции, стоимость) и услуг (время, необходимое для получения чего-либо)». Хотя никто не претендует на дешевизну, акцент на количество особенно заметен в отношении размера чашек, особенно больших. У Starbucks нет маленьких чашечек; самый маленький - в полном соответствии с «новостной версией» Джорджа Оруэлла - «большой»! (Другие варианты, использующие итальянские слова - и больше театральности - это «venti» и «grande»; последняя означает чашку кофе даже больше, чем «высокая» - она ​​даже выглядит выше, чем «высокая»). Количество «доз» эспрессо, которое можно получить, а также цены (высокие!) На различные напитки, в зависимости от размера емкостей, также характерны для расчета. Фактически, если McDonald's ассоциируется с низкими ценами, Starbucks удалось заставить людей платить за некоторые экзотические сорта кофе по высокой цене, иногда 4 доллара (или более), из-за чего некоторые называют Starbucks «Четыре доллара» (4 доллара). Фактически, высокие цены даже помогли Starbucks позиционировать себя на верхнем уровне рынка. Театральность также принимала участие здесь. Представления здесь высокого класса, а не дешевые и роскошные, как в McDonald's, который явно тяготеет к нижней границе.

Контроль. Как и McDonald's, Starbucks имеет значительный контроль над нечеловеческими технологиями. Например, большинство творческих бариста были обменены на машины (с соответствующей потерей навыков и магии), и хотя театр Starbucks может убедить некоторых посетителей остаться и сидеть, как мы уже видели, для большинства это просто невозможно , учитывая их плотный график, не говоря уже о окнах для путешествий, которые обычно побуждают вас посещать кафе, не заходя внутрь. 

Все это можно считать свидетельством стремительного развития компании, которая была основана в апреле 1971 года, ровно через 16 лет после McDonald's в Сиэтле. Starbucks активно выращивает образ чего-то самого передового. Один клиент сказал: «Starbucks - это новый McDonald's сегодня». Следующие особенности делают Strabax доминирующим в мире:

Как и в McDonald's, другие компании полагаются на Strabax, стараются подражать ему и обязаны своим существованием.

Клоны Starbucks распространены по всему миру и имеют успех.

Знаменитое название кофе в Starbucks - «высокий» латте, побуждающий газетных журналистов ввести новый индекс, чтобы он играл ту же роль, что и «Биг Мак».

«Starbucks заменил McDonalds в качестве модели.

Джордж Ритцер посвящает отдельную тему знаменитому магазину Ikea. Этот магазин является отдельным примером McDonaldization. Во-первых, Ikea не американизированный бренд, он из Швеции. Основным преимуществом этого магазина является то, что мебель от известных шведских дизайнеров продается по низким ценам. Поразительно, что широкий ассортимент товаров достаточно высокого качества, и никто не должен ждать доставки своего товара откуда-то далеко, что свидетельствует о его эффективности. Итак, я хочу проанализировать все факторы McDonaldization в случае Ikea (эффективность, вычислимость, предсказуемость, контроль).

Ikea во многом основана на том, что сами покупатели должны проделать большую работу:

  • В отличие от McDonald's, в любом среднем районе есть всего несколько магазинов Ikea, и поэтому клиенты часто тратят много часов, чтобы добраться до одного из них. Это называется «поездка в Икеа 126.»
  • Ожидается, что на входе клиенты возьмут одну из карточек и отправятся бродить по лабиринтному магазину (в Ikea, как и в казино Лос-Анджелеса, они надеются, что клиенты «теряются и бродят много часов, и поэтому тратят больше денег). Покупатели не получают никакой помощи от продавцов, но везде нарисованы стрелки, по которым они могут ходить, как им нравится. Предполагается также, что покупатель возьмет на входе карандаш и бланк заказа и запишет номер полки и место, на котором находится крупногабаритный товар, который он хочет приобрести; для небольших покупок вы должны взять большую желтую сумку. В магазине очень мало работников, способных помочь покупателям. Покупатели могут обменять сумку на тележку, переместившись из автосалона в магазин, где отбираются остальные мелкие товары.
  • Если клиенты едят в кафетерии, они должны убирать за собой. Есть даже реклама: «Зачем мне чистить стол?» «В Ikea, когда вы убираетесь после еды, вы тем самым гарантируете низкие цены на наши продукты».
  • Большая часть мебели продается в разобранном виде в плоских коробках, и предполагается, что покупатели сами загрузят большую часть приобретенных товаров в свои автомобили, за исключением самой крупной. Вернувшись домой, они должны сами распаковать детали (и сами выбросить упаковку в мусор) и собрать мебель; Единственный необходимый инструмент - шестигранный торцевой гаечный ключ.
  • Если мебель не подходит к вашему автомобилю, вы можете арендовать фургон в магазине (или заказать доставку), хотя это будет стоить дорого, особенно по сравнению с ценой, которую вы платите за саму мебель.
  • Чтобы посмотреть каталог, клиенты часто просто заходят на сайт Ikea в Интернете. 

Итак, теперь я хочу поговорить о главной идее Джорджа Ритцера, о критике Макдональдизации. В своей книге Ритцер хочет большего. Он хочет сказать, что McDonaldization - это не шутка, а настоящая система бренда, которая косвенно контролирует людей. Действительно, многие люди знают о глобальных магазинах, таких как Ikea, ресторанах, таких как Pizza Hut и т. д. В конце концов, они являются глобальными, то есть расположены по всему миру, что означает, что они очень популярны. Но каковы плюсы в этих ресторанах? На самом деле, все аспекты мира Макдональдса полностью открыты для критики. Вот пример - на открытии Европейского диснеевского мира некий французский политик сказал, что это учреждение «скоро наводнит Францию ​​инопланетными творениями, которые имеют ту же культурную значимость, что и фаст-фуд для гастрономии». Хотя McDonaldization имеет много преимуществ, в этой книге мы сосредоточимся на ее чрезмерной стоимости и огромных рисках. McDonald's и другие распространители фаст-фуда ежегодно тратят миллионы долларов на преимущества своей системы. Конечно, у ее критиков все еще есть несколько платформ для выражения своих идей. Например, до сих пор никто не выразил желание платить за рекламу между воскресными мультфильмами, предупреждающими детей об опасностях, связанных с ресторанами быстрого питания.

В конце концов, они совсем не удобны; Осмотрите, например, в пиццерии, в Гаване, на Кубе, потребитель не получает никакой выгоды, а получает ее только владелец этой пиццерии. В половине восьмого утра все места были заняты, остались только стоячие. Такая борьба велась за места, чтобы линия пролилась на проезжую часть. История покупателя:

Меню было таким же спартанским водопроводная вода была предложена как единственный напиток. Это так без соуса, без соды, пива, кофе, соли или перца. И никаких особых заказов. Очень немногие едят. Большинство присутствующих ждут. Пальцы барабанят по столам, летят гудки, часы тикают. У официанта есть часы, висящие на его поясе, но он вряд ли нуждается в этом; его время явно не слишком беспокоит. Еще немного, и раздражение разразится. 

Эта точка зрения пугает нас, но по сравнению с нынешней пиццерией она похожа на ад и рай. Рост населения во всем мире, ускорение технологических изменений, растущий ритм жизни - все это и многое делает невозможным возвращение в мир, если он когда-то существовал, домашней пищи, качественной еды, блюд с неожиданными элементами.

Гораздо правильнее критиковать Макдональдизацию с точки зрения возможного будущего. Если бы мы перестали использовать технологию McDonald's, мы стали бы более вдумчивыми и могли бы в большей степени воплощать человеческий потенциал.

Ритцер рассматривает McDonaldization с обеих сторон как «включающий» и «ограничивающий». Макдональдизированные системы позволяют нам делать многое из того, что нельзя было сделать в прошлом; однако они удерживают нас от многого, что мы бы сделали без них. Мы не должны упускать из виду ограничения, введенные MacDonaldization, его «темной стороной».

Мое исследование показало, что, несмотря на иррациональность McDonaldization, он все же преуспел, примером тому является Ikea, и для этого есть веские причины. Многие серьезные люди, такие как экономический аналитик Роберт Самуэльсон, решительно поддерживают бизнес-модель McDonald's. Самуэльсон признает, что он «открыто поклоняется McDonald's» и считает его «самой большой сетью ресторанов в истории». Кроме того, McDonald's предлагает множество респектабельных программ, которые приносят пользу обществу, например, «Дом Рональда Макдональда», который позволяет родителям находиться с детьми, которых лечат по серьезным медицинским причинам; профессиональная подготовка подростков; программы, позволяющие его сотрудникам продолжать учебу в школе; ресторан пытается нанимать и обучать людей с ограниченными возможностями; внедряет программу «Мак-мастер», направленную на прием на работу пожилых людей; с завидным постоянством держит рекорд по найму и поддержке различных меньшинств; реализует программу социальной ответственности с целью улучшения природной среды и жизни животных.

Макдональдизация растет с огромной скоростью только потому, что она ведет к позитивным изменениям, и это очень важно для человечества.

Я хочу привести несколько примеров ее роста:

  • Более широкий ассортимент товаров и услуг стал доступен для большей, чем раньше, части населения.
  • Доступность товаров и услуг меньше, чем раньше, зависит от времени и географического положения; теперь люди могут отправлять текстовые сообщения или электронные письма, назначать встречи онлайн, участвовать в проекте MySpace среди ночи, что раньше было просто невозможно.
  • Люди могут получить то, что они хотят, почти мгновенно и гораздо более удобным для них способом.
  • Продукты и услуги теперь более однородного качества; и, по крайней мере, некоторые люди получают лучшее качество, чем до макдональдизации.
  • В настоящее время широко доступны более экономичные альтернативы дорогостоящим индивидуальным товарам и услугам; следовательно, люди могут позволить себе что-то (например, виртуальные экскурсии через Интернет), о котором они не могли думать раньше.
  • Быстрые и эффективные услуги стали доступны тем, кто работает дольше других и поэтому имеет меньше свободного времени.
  • В быстро меняющемся, незнакомом и, казалось бы, враждебном мире, относительно стабильной, знакомой и безопасной среде

Системы McDonald дают людям ощущение комфорта.

  • Благодаря вычислимости теперь стало проще сравнивать продукты конкурирующих производителей друг с другом.
  • Потребление определенных продуктов (таких как диетические программы или программы физических упражнений) стало более безопасным в хорошо регулируемых и контролируемых системах.
  • Организационные или технологические инновации распространяются быстрее и проще в сетях идентичных операторов.
  • Самые популярные продукты одной культуры легче переносятся на другие. 

Макдональдизация в России

Культурно-досуговая сфера, как и многие другие слои общества, подвержена влиянию процессов макдональдизации. В работе театров и ночных клубов, концертных площадок и музеев, туристических и развлекательных услуг прослеживается технологичность, рутина операций и «крайняя рационализация». Кроме того, сами рестораны быстрого питания, а также торговые и развлекательные центры - воплощение парадигм McDonaldization и азартных игр - можно полностью отнести к услугам досуга. Здесь есть определенное противоречие: пространство досуга - «царство свободы» в современных и постмодернистских обществах становится пространством-временем появления институциональных услуг, которые являются моделью формальности и принуждения. Макдональдизация - метафора крайнего рационализма в деловых отношениях и производстве, также формализует досуг, ведущий к дегуманизации не только труда, но и досуга. Институционализированные игры и развлечения становятся новой формой отчуждения; Привлекательность систем McDonald's обеспечивается продуманной иллюзией развлечений (атмосфера постоянного праздника, формализованное дружелюбие продавцов, сопровождающие шоу, подарочные акции). 

Дж. Ритцер, учитывая последствия Макдональдизации, предупредил о возможностях ее перехода к иррациональности, при которой происходит не только отчуждение человеческого разума, но и исключение творческой и личной активности человека из его деятельности. Следовательно, McDonaldization и азартные игры, несмотря на их развлекательную и эффектную «презентацию», способствуют гашению творческого начала досуга, разворачивающегося в сфере потребления институционализированных услуг. С другой стороны, отсутствие институционализированных возможностей для проведения свободного времени способствует приданию свободному времени неорганизованного, спонтанного и индивидуального характера; однако в этом случае в современных социокультурных условиях теряется не только творческая составляющая, но и качество досуга стремительно падает. Это особенно актуально для российской глубинки. Дома культуры и клубы, кружки по интересам и спортивные секции, которые когда-то посещали отдельные лица в соответствии с принципами практической или ценностной рациональности, в современных социокультурных условиях повсеместно разделяются на отдаленные и неудобные территории или полностью исчезают, уступая место макдональдализированным досуговым службам. Однако если можно вернуть традиционные дома культуры и клубы в том же объеме, сохранив те же функции, то их прежнее посещение вряд ли достижимо. В умах современников, особенно молодого поколения, укоренился образ новых средств потребления, например, ресторана быстрого питания и тому подобного, в качестве приоритетного места проведения досуга. Можно предположить: что в сфере досуга это не макдональдализировать - то есть он не способен привлекать большие потоки посетителей, его не надевают на конвейерную ленту, он не стандартизирован, он не содержит марки на упаковке его нельзя оценить с точки зрения рыночной стоимости - в общественном сознании его признают «немодным, отсталым, маргинальным».

Таким образом, с одной стороны, досуг является частным, частным, индивидуальным: репрессивные «должны», «обязанные» и «должны» формально не доминируют в выборе и способе проведения свободного времени: там, где появляются такие императивы, свободное время заканчивается. С другой стороны, именно сфера культуры и досуга в современных и постмодернистских обществах становится пространством-временем появления институциональных услуг, которые являются моделью формальности и принуждения. Макдональдизация и азартные игры, повышая эффективность и предсказуемость, становясь фактором социального порядка постмодернистского типа, в то же время становятся новыми формами отчуждения личности не только в сфере труда и деловых отношений, но и в сфера отдыха. 

Образование «Макдональдс», превращающееся в стандарты быстрого питания, превращается из сферы духовного производства в эрзац-образование, которое стандартизирует людей. Об этом много свидетельств представлено в книгах выдающихся зарубежных аналитиков, которые всесторонне изучили катастрофические последствия глубокого проникновения этого процесса во все поры американского общества.

В книге Джорджа Ритцера Макдональдизация общества -5. »Представлено впечатляющее описание того, как ресторан быстрого питания приобретает все большее и большее господство в различных областях американского общества, в том числе в американской системе образования. Легко выстраивая аналогии с тем, что происходит под видом оптимистической модернизации, российский читатель найдет здесь неутешительный прогноз. Мы спешим, заимствуя модель и технологию быстрого питания, в частности, обучение фаст-фуду.

Они определяются основными чертами самой модели быстрого питания.

Ритцер выделяет в качестве такового следующие: эффективность, вычислимость, предсказуемость, контроль.

Взятые вместе, четыре фактора успеха быстрого питания составляют основу модели «Макдональдизации» как социального явления. Американское образование также построено на этой модели. Заимствуя его, мы в то же время заимствуем «Макдональдизацию» как основную тенденцию развития нашего общества.

На первый взгляд, что не так? Все эти факторы, конечно же, отвечают требованиям времени, отмеченным резким ускорением ритма жизни. Что касается образования, эффективность вышеприведенной интерпретации можно рассматривать как ее доступность в любом месте и в любое время. Предсказуемость заключается в сопоставимости степеней и общей стандартизации образовательных критериев, методологий, в конвертируемости дипломов, согласно Болонскому процессу. Недооценка заключается в том, что образование теперь распадается на легко смешиваемые образовательные услуги, которые становятся все более однородными. Контроль заключается в том, что все учителя и преподаватели теперь «делают, как ожидалось», сосредоточившись на единообразных тестах, а студенты - знают, как это сделать; это легко проверить и рассчитать с помощью автоматизированных систем управления. Но, как показывает Ритцер, каждый из этих факторов успеха имеет свою отрицательную сторону, которая значительно перевешивает положительную. 

Таким образом, борьба за эффективность оборачивается ускорением образовательного процесса. Этот автор замечательно описывает в главе с многоязычным названием «Высшее образование: поставить крест». В университетах, которые сейчас часто называют «макро-университетами», оценка знаний, полученных студентами, происходит благодаря компьютерам буквально за секунды. «Любой помощник может справиться с этим». Профессора должны менять вопросы в тестах только один раз в семестр, но это также максимально облегчается для них. «Издатели начали (бесплатно!) Снабжать учителей учебниками», которые уже включают тесты с различными версиями вопросов и ответов. Чтобы не перепечатывать вопросы, их также можно получить на компьютерных дисках. «Все, что нужно профессору, это выбрать нужные вопросы, а принтер сделает все остальное». Еще одно достижение академической жизни: «За символическую плату студенты могут приобрести конспекты лекций, написанные преподавателями, ассистентами и другими первоклассными студентами. Больше нет необходимости хранить реферат неэффективно, и посещение лекций также стало неэффективной практикой. Студенты могут заниматься более ценными видами деятельности, такими как, например, просмотр академических журналов в библиотеках и телесериалов по телевизору. И, наконец, самое поразительное достижение академической эффективности, которое указывает на то, что ускорение ускорения образования в конечном итоге ведет к его полной ликвидации, - это «возможность для студентов купить почти готовые курсовые работы в Интернете ... Возможно, даже ускоренное завершение». и доставка для тех студентов, которые откладывали мошенничество в последние дни.

В последнее время в России повышение эффективности образования также было связано с заменой устных экзаменов тестами в университетах и ​​школах, введением единой государственной экзаменационной системы, отменой вступительных экзаменов в университетах и ​​тем самым упрощение процесса перевода молодежи из школ в другие учебные заведения. На первый взгляд все стало удобнее, быстрее, эффективнее. Но из-за чего? В связи с отчуждением образовательного процесса от мышления, сводится к минимуму т.н. субъективный фактор с помощью компьютерных программ и превращения образования из духовного производства в потребительский сервис. Уже это привело к появлению множества мошеннических схем, которые позволяют вам получать сертификаты и дипломы в обход образования (вспомним два громких сенсационных недавних скандала - с фиктивным прохождением экзамена учащимися МФТИ для выпускников школ и с « мертвые души "во" второй мед "). Таким образом, ускорение ускорения образования приводит к целому ряду случаев его полного испарения, а в долгосрочной перспективе - к деинтеллектуализации огромных масс населения России.

Следующим фактором «макдональдизации» является просчет и вообще счетность. В соответствующей главе книги Ритцер очень убедительно показывает, что очень мало внимания уделяется качественной стороне образовательного процесса в американских школах и университетах. «Главное, скорее, сколько учеников (то есть продуктов) могут пройти через систему, и какие оценки они дают, а не качество того, чему их учат и какой опыт они получают». Ученики и студенты получают «доллары», как и в ресторанах быстрого питания, «ходячие доллары» - это посетители, которые приходят заправляться калориями и углеводами. Давайте вспомним введенный в настоящее время принцип «подушевого финансирования», наш «образовательный McDonald's» (я имею в виду наши образовательные комплексы, основным фактором успеха которых сейчас является большое количество студентов), а сходство образовательных стратегий заключается в очевидно.

Очки, рейтинги, рейтинги, числовые индексы и другие количественные показатели - это то, что сегодня составляет американская система образования быстрого питания. «Вся система образования в средней школе и колледже может быть сведена к одному показателю - средний балл (средний балл, средний академический балл)». Имея средний балл, студенты могут сдавать экзамены с числовыми индексами других специализированных тестов (MCAT, LSAT, SAT и GRE), которые сдаются, например, при поступлении в медицинский институт или юридический колледж, аспирантуру или аспирантуру. Каждый участник идентичен некоторому числу. И все отношения в системе образования опосредованы числом. «В результате колледжи, университеты и профессионально-технические училища могут быть ограничены тремя или четырьмя числами при принятии решения о том, принимать или не принимать это лицо в качестве студента». Выпускники университета, надеясь повысить свой рейтинг при приеме на работу, также пишут после фамилии различные сокращения, означающие их дипломы и степени. Но большое количество букв после фамилии, как показывает жизнь, само по себе мало что говорит о компетентности их владельца. В связи с этим Ритцер считает появление особых организаций весьма примечательным, единственной причиной которого является предоставление клиентам бессмысленных дипломов, часто по почте. В Соединенных Штатах оцениваются не только школьники и студенты, но и сами профессора. «Хотя эти рейтинги полезны по-своему, иногда они имеют неблагоприятные последствия. Например, они, как правило, выделяют профессоров, которые являются актерами с хорошим чувством юмора и которые не предъявляют особых требований к студентам. Серьезный профессор, который многого требует от студентов, скорее всего, не получит высоких оценок в таком рейтинге, хотя он или она преподает лучше (например, предлагает более глубокие идеи), чем остроумный актер »

Так как рейтинговая система с самого начала перестройки начала активно тестироваться и отрабатываться в рамках ВШЭ и сейчас тщательно подготовлена ​​коллективом ученых и экономистов (Ю. Кузьминов, И. Фрумин, С. Косарецкий, я Абанкина и др.) Для широкого распространения всей российской системы, включая московское образование (в рамках реализации, например, проекта «Социальный навигатор»), 3 с целью расчета качества каждой школы и работы Каждый учитель считал необходимым остановиться на этом аспекте «Макдональдизации» чуть подробнее. (Кстати, книга показывает, какие огромные разрушительные последствия имеет процесс распространения рейтинга на фундаментальную науку и фундаментальную науку. Но это уже выходит за рамки темы моего доклада).

Следующим фактором является предсказуемость. Образование, которое является частью индустрии быстрого питания, а также ресторанов, должно гарантировать, что «все продукты и услуги одинаковы в любое время и в любом месте». Автор находит пример такого типа обучения в университетах Гамбургера, где сотрудники McDonalds обучаются корпоративной культуре. Предметом обучения является постоянство и методика рутинных операций. «В McDonald's существует ряд правил, которым должны следовать сотрудники при обращении к клиентам. Например, есть шесть фраз для обслуживания через окно путешествия: вы должны поприветствовать клиента, выслушать его пожелания, сделать один заказ, подать его клиенту, получить оплату, поблагодарить клиента, рекомендовать ему прийти снова. «Для достижения предсказуемого мышления и поведения менеджеров ресторанов McDonalds отправляет их в центральный университет Гамбургера или в один из его филиалов в США и по всему миру. Даже «профессора» в «Университете Гамбургера» ведут себя предсказуемо, потому что «они работают в соответствии с протоколами, разработанными факультетом по развитию персонала».

Если вы перейдете к разработкам в области ОТОСБ, например, к проекту «эффективного контракта» (С. Косарецкий), посвященному тому, как правильно организовать работу преподавателя, чтобы она была полностью предсказуемой и, следовательно, легко просчитываемой, то вы увидите то, что происходит здесь, снова заимствует то же свойство из тех же образцов фаст-фуда, даже в названии - «ЭФФЕКТИВНЫЙ контракт». Предполагается, например, что если вы запишите все процедуры и операции, которые должен выполнять учитель той или иной категории, тщательно запишете и рассчитаете их, то учителя смогут производить учеников, как гамбургеры, в Таким же образом, и менеджеры смогут контролировать с помощью контрактной работы учителя. Таким образом, планируется и предлагается добиться предсказуемости работы учителей в России.

Наконец, четвертый фактор «Макдональдизации» - это контроль. Как ни странно, в сфере образования этому способствуют его компьютеризация и внедрение тестов. В рамках экзамена нет места проявлению спонтанности и креативности студента. Ритцер совершенно справедливо решает следующую проблему: «Школьников учат не только подчиняться авторитету, но и послушно следовать рационализированным процедурам механического запоминания и испытания в условиях эксплуатации». Компьютер является лучшим хранителем упорядоченных процедур. Представляя учащихся начальной школы в мире полной компьютеризации, мы знакомим их с миром тотального контроля, который пронизывает весь «макдональдизированный» взрослый мир.

Ритцер обычно называет компьютерные технологии «нечеловеческими технологиями», новым средством ускорения тейлоризации общества. «Замена людей машинами является последней стадией контроля над людьми: они больше не могут вызывать неопределенность и непредсказуемость, потому что они больше не включены в процесс, по крайней мере, напрямую». Примечательно, что компьютеризация российского образования авторами доклада «Русская школа: оптимистическая модернизация» обозначена как важнейшее достижение постсоветской России. Цитируя Ритцера, я приведу лишь один контрпример из его книги: «Пилоты, управляющие современными компьютеризированными самолетами (такими как Boeing 777 или Airbus 380), также контролируются и, следовательно, дисквалифицированы. Вместо того, чтобы управлять самолетом «на догадке» и время от времени использовать старомодный автопилот для выполнения простейших маневров, современные пилоты могут нажать несколько кнопок и откинуться на спинку сиденья, пока самолет движется к точке прибытия и приземляется на заранее определенную взлетно-посадочная полоса. Как сказал один из чиновников Федерального управления гражданской авиации: «Мы выводим все больше и больше функций из-под контроля человека и переносим их на автомобиль». Эти самолеты во много раз надежнее старых, менее развитых моделей. Однако пилоты, зависящие от этих технологий, теряют способность к творчеству в кризисных ситуациях. Проблема в том, как сказал один из менеджеров авиакомпании: «У меня нет компьютеров, которые могут это сделать ... У меня их просто нет». Я думаю, что вы сами сможете использовать этот пример в качестве модели и найти много аналогий с ним не только в русском «эзегитизированном» образовании, но и в более широком смысле - в нашей повседневной жизни, буквально переполненной сообщениями о авиакатастрофах. 

«Макдональдизация», как убедительно показывает Ритцер в своих исследованиях, на самом деле является новой формой тейлоризма. Сведение различных областей практики и видов деятельности, включая педагогическую деятельность, к последовательности автоматизированных операций, превращающих людей в придатки конвейера (а в 21-м веке особенно хорошо автоматизированного конвейера), являются старыми «граблями», только в новой упаковке. Человечество уже нападало на них не раз, в том числе когда строило концентрационные лагеря (это не я, а Ритцер, сам американец, продолжающий исследования ряда других американских ученых, например, З. Баумана, который строит такую ​​аналогию между «Макдональдизацией» 21-го века и железными ячейками Холокоста 20-го века): и образование здесь будет играть решающую роль. Будучи вписанным в процесс всеобщей «макдональдизации», образования быстрого питания, «макдональдизированное» образование является конвейерным образованием. Под маской «демократизации» и «оптимистической модернизации» образования мы фактически внедряем новую форму тейлоризма, которая приведет не к свободе, а, наоборот, к рабству огромного числа людей, в том числе в новых, «макродонализированных» практиках потребления.

Вывод:

В настоящее время общество потребления стало расти невероятными темпами. Теперь у нас есть доступ к тому, о чем мы только мечтали в прошлом. Теперь люди имеют доступ к таким услугам, которые значительно облегчают жизнь, но, конечно, все это хорошо, но, как я уже выяснил, есть определенные недостатки, мы их не замечаем, но это потому, что мы привыкли делать все быстро и не обращая внимания на то, как бы мы назвали «мелочь».

Макдонализированные системы были внедрены в нашу жизнь, и каждый, независимо от того, как он хочет, использовал для него обычные услуги. На данный момент невозможно представить жизнь без Ikea, McDonalds, различных пиццерий и т. д., мы стали с ними одним целым. Без McDonaldization у нас было бы много некачественных вещей, мы бы не жили в таком цивилизованном мире, где не было бы таких технологий, таких хитростей, чтобы привлечь клиентов. Такие интересные программы.