Проблема функций эмоций в психологии

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 22.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Средства массовой информации и агрессивность
Эмоциональные переживания в произведениях художественной литературы и искусства
Аффективные проявления положительных эмоций
Влияние эмоций на продуктивность познавательных процессов


Введение:

Когда мы наблюдаем восход солнца, читаем книгу, слушаем музыку, ищем ответ на вопрос или мечтаем о будущем, тогда мы показываем свое отношение к познаваемому миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут сделать нас счастливыми или расстроенными, вызвать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, страх, страх, восторг, огорчение - это разнообразный спектр чувств и эмоций, которые возникают в процессе познания и деятельности человека и влияют на его течение. В эмоциях и чувствах человека проявляется его отношение к содержанию познаваемого.

Изучение генезиса человеческих эмоций имеет очень важное психолого-педагогическое значение. Следующие российские и зарубежные исследователи и специалисты в этой области занимались этим вопросом: Т.С. Балакирева И.О. Карелина С.В. Крюкова Н.П. Слободяник, Л.С. Выготский, И. 3. Неверович, А.В. Запорожец, В.В. Лебединский О.С. Никольская, К. Ланге, Д. Зингер и др. 

Обучение детей предполагает не только формирование определенной системы знаний, умений, но и формирование эмоционального отношения к себе и окружающей действительности. Развитие ребенка тесно связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой стороны, сами по себе существенно влияют на его когнитивные процессы и поведение, определяют направление его внимания, особенно восприятие мира и логику суждения. Все изменения, которые происходят в детстве в познавательной деятельности, должны быть связаны, как Л.С. Выготский справедливо отметил, с глубокими изменениями в эмоциональной сфере личности ребенка.

Эмоции не только влияют на все компоненты познания, но также тесно связаны со всеми психическими процессами: ощущением, восприятием, вниманием, воображением, памятью, мышлением, мотивацией и волевой регуляцией. Развитие личности, способной воспринимать и понимать свои эмоциональные состояния и эмоциональные проявления других людей, рассматривается как условие ее успешной адаптации в современном социокультурном пространстве.

В связи с этим целью нашей работы является изучение психологической сущности эмоций и способов управления ими.

Предметом данного исследования является сущность понятия эмоции.

Объектом исследования являются эмоции, как психологическая категория.

Для достижения этой цели были определены следующие задачи:

  1. Проанализировать проблему эмоций в психолого-педагогической литературе.
  2. Рассмотрим различные теоретические подходы к понятию «эмоция».
  3. Рассмотрим классификацию, основные типы и функции эмоций.
  4. Рассмотрите возможности управления эмоциями и их значение в жизни человека.
  5. Дайте описание эмпирического исследования по изучению эмоций.

Теоретический анализ понятия «эмоция» в психологии

Основная характеристика понятия «эмоция»

Мир эмоций очень сложен и разнообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения часто не осознаются самим человеком. Сложность психологического анализа переживаемых чувств объясняется также тем, что отношение к объектам и явлениям зависит от познавательной деятельности или волевой деятельности, которую проявляет человек. Эмоции - это некое личное отношение человека к окружающей действительности и к себе. Содержание эмоциональной сферы включает в себя как специфические эмоциональные состояния, переживаемые в форме эмоций, аффектов, настроений, так и устойчивых личностных образований в форме интеллектуальных, эстетических, моральных и других чувств. В широком смысле выделяются положительные эмоции: восхищение, радость, радость и т. д.; и негативные - зависть, грусть, отчаяние, ревность и т. д. Они либо стимулируют активность, либо наоборот, подавляют и разрушают ее. Они выражают индивидуальную оценку его взаимодействия с окружающей средой.

Эмоции - это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний чувства приятного или неприятного, отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Класс эмоций включает настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

В психологическом словаре дается следующее определение эмоций: «Эмоции (от латинского emovere - возбуждать, возбуждать) - условия, связанные с оценкой значимости воздействующих на него факторов и выраженные, прежде всего, в форме непосредственного переживания удовлетворенности или неудовлетворенность его актуальными потребностями».

У людей основная функция эмоций заключается в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, мы можем, не используя речь, оценивать состояния друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Примечателен, например, тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны точно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять эмоциональные состояния, такие как радость, гнев, грусть, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится к тем нациям, которые никогда не общались друг с другом.

Этот факт не только убедительно доказывает врожденную природу основных эмоций и их выражения на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности понимать их у живых существ. Хорошо известно, что высшие животные и люди способны воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга по выражению лица.

Совсем недавно исследования показали, что антропоиды, подобно людям, могут не только «читать» эмоциональные состояния своих родственников по лицу, но и сопереживать им, вероятно, испытывая те же эмоции, что и животное, которому они сочувствуют. В одном из экспериментов, где была проверена аналогичная гипотеза, гуманоидную обезьяну заставляли наблюдать за наказанием другой обезьяны перед ее глазами, которая в то же время испытывала внешне выраженное состояние невроза. Впоследствии выяснилось, что похожие физиологические функциональные изменения были обнаружены в теле «наблюдателя» - той обезьяны, которая только что наблюдала за тем, как другую наказывают в ее присутствии.

Однако не все эмоционально выразительные выражения являются врожденными. Было обнаружено, что некоторые из них приобретаются интравитально в результате обучения и воспитания. Прежде всего, этот вывод относится к жестам как к способу культурно детерминированного внешнего выражения эмоциональных состояний и эмоциональных отношений человека к чему-либо.

В отечественной психологии долгое время эмоциональные процессы человека изучались гораздо менее интенсивно, чем когнитивные процессы. В частности, Л.С. Выготский писал, что «у людей эмоция изолирована от царства инстинктов и переносится в совершенно новую сферу психического». Эта позиция особенно важна для нас, поскольку дает основание полагать, что эмоции развиваются и функционируют особым образом благодаря условиям в структуре различных видов человеческой деятельности и общения, в том числе. Автор развивает диалектико-материалистический подход к психологическому изучению эмоций и чувств. Одним из главных вопросов психологии он считал «вопрос о взаимосвязи интеллекта и аффекта». Именно в изоляции интеллектуальной стороны нашего сознания от аффективной, волевой стороны Л.С. Выготский видел один из главных недостатков всей традиционной психологии.

Проблема «интеллекта и аффекта» была еще острее в работах С. Л. Рубинштейна. Идея о единстве познавательных и эмоциональных процессов пронизывает всю его работу. Автор считает подлинную конкретную единицу психического целостным актом отражения объекта субъектом. Это отражение очень сложное, оно включает в себя единство двух противоположных компонентов - знания и отношения, интеллектуального и аффективного, доминирующим из которых является тот или иной. Реализуя эту идею, Рубинштейн приходит к выводу: «Сама эмоция - это единство эмоционального и интеллектуального». Таким образом, без участия эмоционально-чувственной сферы не протекает ни один психический процесс, ни одна деятельность человека. Довольно часто эмоциональный компонент в этом случае выступает в качестве доминирующего.

А. Леонтьев полагал, что «функция эмоций состоит в том, чтобы указывать субъекту на его действительный источник, в котором эмоции сигнализируют о личном ощущении бытия, событиях, происходящих в его жизни». Автор рассматривает проблему эмоций и чувств в системе деятельности: «Эмоции не подчиняют деятельность себе, а являются ее результатом и« механизмом »ее движения». Он выражает определенную позицию по вопросу о функции эмоций: «Эмоции выполняют функцию внутренних сигналов, внутренних в том смысле, что они не являются умственным отражением самой объективной реальности. Особенность эмоций заключается в том, что они отражают взаимосвязь между мотивами (потребностями) и успехом или возможность успешной реализации, которая соответствует деятельности субъекта. Более того, речь идет не о рефлексах этих отношений, а об их непосредственно чувственном отражении, опыте». В аспекте возникновения эмоций важно, чтобы «эмоции относились к деятельности, а не к действиям или операциям, которые ее реализуют».

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без чувств. Эмоции, утверждал известный естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, с помощью которого живые существа устанавливают значимость определенных условий для удовлетворения своих реальных потребностей.

У высших животных, и особенно у людей, выразительные движения стали тонко дифференцированным языком, с помощью которого живые существа обмениваются информацией о своих условиях и о том, что происходит вокруг. Это выразительные и коммуникативные функции эмоций. Они являются наиболее важным фактором в регуляции когнитивных процессов.

В критических условиях, когда субъект не может найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации, возникает особый эмоциональный процесс - аффект. Одним из существенных проявлений аффекта является то, что он, «навязывая стереотипные действия субъекту», является определенным способом «экстренного» разрешения ситуаций, бегства, ступора, агрессии и т. д., укоренившихся в эволюции.

На важную мобилизационную, интегративную и защитную роль эмоций в свое время указывал П.К. Анохин. Он писал: «Практически мгновенная интеграция (интеграция в одно целое) всех функций организма, эмоций в себе и, в первую очередь, может быть абсолютным сигналом о благотворном или вредном воздействии на организм, зачастую даже до локализации Эффект и специфический механизм реагирования определяются организмом». Благодаря эмоциям, возникшим во времени, тело имеет возможность чрезвычайно выгодно адаптироваться к условиям окружающей среды. Он способен быстро, с большой скоростью реагировать на внешние воздействия, еще не определив его тип, форму и другие конкретные специфические параметры.

Эмоциональные чувства биологически в процессе эволюции стали фиксироваться как особый способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждения о разрушительном характере отсутствия или избытка каких-либо факторов.

Чем сложнее живое существо организовано, тем выше его ступень на эволюционной лестнице, тем богаче диапазон эмоциональных состояний, которые оно может пережить. Количество и качество потребностей человека в целом соответствуют количеству и разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств, и чем выше потребность в их социальном и моральном значении, тем выше связанные с ним чувства.

Самая старая по форме, самая простая и самая распространенная форма эмоционального переживания среди живых существ - это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с неспособностью сделать это, усиливая соответствующую потребность. Почти все элементарные органические ощущения имеют свой эмоциональный тонус. Тесная связь, существующая между эмоциями и активностью тела, указывается тем фактом, что любое эмоциональное состояние сопровождается многими физиологическими изменениями в организме.

Это обстоятельство необходимо для понимания жизненной роли эмоций. Это говорит о том, что наш субъективный опыт не является прямым, прямым отражением наших собственных органических процессов. Особенности эмоциональных состояний, которые мы испытываем, вероятно, связаны не столько с органическими изменениями, которые их сопровождают, сколько с возникающими ощущениями.

Тем не менее, определенная связь между особенностями эмоциональных ощущений и органическими реакциями все еще существует. Это выражается в следующем, получившем экспериментальное подтверждение связи: чем ближе к центральной нервной системе находится источник органических изменений, связанных с эмоциями, и чем менее чувствительны нервные окончания в нем, тем слабее субъективный эмоциональный опыт что возникает. Кроме того, искусственное снижение органической чувствительности приводит к ослаблению силы эмоциональных переживаний.

Основные эмоциональные состояния, которые переживает человек, делятся на эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, носят идейный характер и как бы находятся в его начале. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения текущей на данный момент потребности, ценность для его удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут быть вызваны как реальной, так и воображаемой ситуацией. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, передаются другим людям, сопереживают.

Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда со стороны они обычно невидимы для постороннего, если человек знает, как хорошо скрыть свои чувства. Они, сопровождающие тот или иной поведенческий акт, даже не всегда реализуются, хотя все поведение связано с эмоциями, поскольку оно направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно намного шире, чем опыт его индивидуального опыта. Чувства человека, напротив, очень заметны внешне.

Эмоции и чувства являются формациями личности. Они характеризуют человека социально психологически. Подчеркивая личностную значимость эмоциональных процессов, В.К. Вилюнас пишет: «Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений при различных обстоятельствах ... Предметом любви-ненависти является все, что признается субъектом как причина удовольствия-неудовольствия».

Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности деятельности субъекта ему. Они являются прямым отражением, опытом существующих отношений, а не их отражением. Эмоции способны предвидеть ситуации и события, которые еще не произошли, и возникают в связи с представлениями о ранее пережитых или воображаемых ситуациях.

Чувства носят объективный характер, связаны с идеей или идеей определенного объекта. Другая особенность чувств заключается в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от прямых чувств до высших ощущений, связанных с духовными ценностями и идеалами.

Чувства носят исторический характер. Они различны для разных народов и могут быть выражены по-разному в разные исторические эпохи среди людей, принадлежащих к одним и тем же народам и культурам.

В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают важным фактором формирования личности, особенно ее мотивационной сферы. На основе положительных эмоциональных переживаний, таких как чувства, появляются и консолидируются человеческие потребности и интересы.

Чувства - продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными объектами, деятельностью и людьми вокруг человека.

Чувства выполняют мотивирующую роль в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими. По отношению к окружающему его миру человек стремится действовать таким образом, чтобы усиливать и усиливать свои позитивные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Аффекты - это особенно ярко выраженные эмоциональные состояния, сопровождающиеся видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут в его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или акта и выражает ее субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в результате этого акта удалось достичь поставленной цели - удовлетворить нужно это стимулировало его.

Эффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, которые выражают целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем сильнее исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий нужно для его реализации, тем меньше результат, полученный из всего этого, тем сильнее получаемый аффект. В отличие от эмоций и чувств, аффекты происходят быстро, быстро и сопровождаются выраженными органическими изменениями и моторными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его рациональности. Они способны оставить сильные и длительные следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов, работа эмоций и чувств связана, прежде всего, с кратковременной и произвольной памятью. Эмоциональное напряжение, накопленное в результате возникновения аффектогенных ситуаций, можно рано или поздно суммировать, если оно не дано вовремя, привести к сильной и насильственной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой чувство усталость, депрессия и депрессия.

В наши дни одним из наиболее распространенных видов аффектов является стресс. Это состояние чрезмерно сильного и продолжительного психологического стресса, возникающего у человека, когда его нервная система испытывает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальное течение его поведения. Стрессы, особенно если они частые и продолжительные, оказывают негативное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой основные «факторы риска» возникновения и обострения таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и желудочно-кишечного тракта.

Таким образом, мы остановились на понятии «эмоции», основных факторах, их определяющих, а также описали основные эмоциональные состояния.

В следующем параграфе мы рассмотрим разделение (классификацию) эмоций, предложенное различными авторами.

Классификация эмоций

Существуют различные классификации эмоций в отечественной и зарубежной науке. Познакомьтесь с ними более подробно.

Простейшая классификация существующих эмоций предлагает разделить их на два типа: индивидуум воспринимается как отрицательный и воспринимается индивидом как позитивный.

Немецкий философ И. Кант разделял эмоции на стенические (активизация человека, повышение его готовности к деятельности) и астенические (расслабление, утомление человека, вызывающее торможение).

Классификация, предложенная В. Вундтом, предлагает характеризовать эмоции в трех направлениях:

  • удовольствие-неудовольствие;
  • напряжение-разрядка;
  • возбуждение-торможение.

Американский психолог К. Изард выделяет следующие фундаментальные эмоции:

  • Интерес-волнение - это положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и приобретению знаний, мотивирующих к обучению.
  • Радость - это положительное эмоциональное состояние, связанное со способностью полностью удовлетворить действительные потребности, вероятность которых до этого момента была небольшой или неопределенной.
  • Сюрприз - отсутствие четко выраженного положительного или отрицательного знака, эмоциональная реакция на внезапные обстоятельства. Сюрприз замедляет предыдущие реакции, направляя внимание на объект, который вызвал его и может вызвать интерес.
  • Страдание - это негативное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся такой информацией о невозможности удовлетворения жизненных потребностей, которое ранее казалось более вероятным, чаще всего возникает в форме эмоционального стресса.
  • Гнев - эмоциональное состояние, отрицательное по признаку, протекающее в форме аффекта и вызванное внезапным появлением препятствия на пути к цели для удовлетворения чрезвычайно важной потребности субъекта.
  • Отвращение - это негативное эмоциональное состояние, вызванное предметами, предметами, людьми, обстоятельствами, контакт с которыми (физическое взаимодействие, общение в общении) вступает в резкий конфликт с идеологическими, моральными или эстетическими принципами и установками субъекта.
  • Презрение - негативное эмоциональное состояние, которое возникает в межличностных отношениях и порождается несоответствием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами, взглядами и поведением объекта чувств. Последние представлены субъекту как базовые, не соответствующие принятым моральным нормам и эстетическим критериям.
  • Стыд - негативное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных мыслей, поступков и внешности не только ожиданиям других, но и собственным представлениям о надлежащем поведении и внешности.
  • Страх - негативное эмоциональное состояние, которое возникает, когда субъект получает информацию о реальной или воображаемой опасности.

Все другие эмоциональные реакции индивидов, по мнению Изарда, являются производными и сложными, то есть возникают на основе нескольких фундаментальных.

Отечественный психолог Б. Додонов предлагает еще более сложную классификацию эмоций:

  • Альтруистические эмоции (желание помочь другим людям);
  • Коммуникативные эмоции (возникающие в результате общения);
  • Славные эмоции (связанные с необходимостью самоутверждения);
  • Практические эмоции (связаны с успешностью деятельности);
  • Пугающие эмоции (связанные с опасными ситуациями, с необходимостью рисковать);
  • Романтические эмоции (стремление к необычному, новому);
  • Гностические эмоции (возникающие в познании);
  • Эстетические эмоции (связанные с восприятием произведений искусства);
  • Гедонистические эмоции (связанные с необходимостью получать удовольствие, удобства);
  • Акизивные эмоции (связаны с интересом к накоплению, коллекционированию).

Хотя разные авторы дают разные классификации эмоций, физиологическая основа этого явления остается неизменной. Мы рассмотрим это в следующем пункте.

Физиологическая основа чувств и эмоций

Специальные исследования показывают, что эмоциональные переживания вызваны нервным возбуждением подкорковых центров и физиологическими процессами, происходящими в вегетативной нервной системе. В свою очередь, подкорка оказывает положительное влияние на кору головного мозга, выступая в качестве источника их силы. Эмоциональные процессы вызывают ряд изменений в организме человека: в органах дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой деятельности. В эмоциональных условиях пульс, артериальное давление изменяются, зрачки расширяются, появляются потливые реакции, побледнение и покраснение, усиление притока крови к сердцу, легким, центральной нервной системе и т. д. Различные переживания сопровождаются своеобразными изменениями внутренней органы, возбуждаемые через симпатическую часть вегетативной нервной системы.

Ведущую роль в эмоциях и особенно чувствах играет кора головного мозга человека. И.П. Происхождение сложных ощущений Павлов связывал с деятельностью коры головного мозга. Обслуживание или разрушение систем связи меняет субъективное отношение к реальности. Он указал, что нервные процессы полушарий при формировании и поддержке динамического стереотипа - это то, что обычно называют чувствами в их двух основных категориях - положительных и отрицательных, и в их огромной градации интенсивности.

Вторая сигнальная система влияет на ход человеческих эмоций и чувств. Опыт может возникнуть не только при прямом воздействии предметов, но и может быть вызван словами. История пережитого может вызвать определенное эмоциональное состояние у аудитории. Благодаря деятельности второй сигнальной системы эмоции и чувства становятся сознательными процессами, приобретают социальный характер, а связь между собственными эмоциональными реакциями и социально значимыми чувствами постигается. Только с помощью деятельности второй сигнальной системы можно формировать такие сложные человеческие чувства, как моральные, интеллектуальные, эстетические.

Теории эмоций

В 1872 году К. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая стала поворотным пунктом в понимании взаимосвязи биологических и психологических явлений, в частности, тела и эмоций. В нем доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но также к психологическому и поведенческому развитию живых существ, что нет непроходимой пропасти между поведением животного и человека. Дарвин показал, что во внешнем выражении различных эмоциональных состояний, в движениях экспрессивного тела у антропоидов и слепорожденных много общего. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Согласно этой теории, эмоции возникали в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Его авторами были В. Джеймс и К. Ланге.

У. Джеймс считал, что определенные физические условия характерны для разных эмоций - любопытство, энтузиазм, страх, гнев и волнение. Соответствующие телесные изменения назывались органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения в соответствии с теорией Джеймса-Ланге являются основными причинами эмоций. Отраженные в голове человека через систему обратной связи, они генерируют эмоциональный опыт соответствующей модальности. Во-первых, под воздействием внешних раздражителей происходят изменения в организме, характерные для эмоций, и только потом, как следствие, возникает сама эмоция.

Альтернативная точка зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов была предложена В. Кенноном. Он одним из первых обратил внимание на тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении различных эмоциональных состояний, очень похожи друг на друга и недостаточны по своему разнообразию, чтобы полностью удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Внутренние органы, с изменением состояния которых Джеймс и Ланге связывают появление эмоциональных состояний, кроме того. Это довольно нечувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции обычно возникают и развиваются довольно быстро.

Сильнейшим контраргументом Кеннона для теории Джеймса-Ланге оказалось следующее: искусственно вызванное прекращение подачи органических сигналов в мозг не предотвращает возникновение эмоций.

Положения Кеннона были разработаны П. Бардом, который показал, что в действительности как телесные изменения, так и связанные с ними эмоциональные переживания возникают почти одновременно.

В более поздних исследованиях было установлено, что из всех структур мозга, даже самого таламуса, а также гипоталамуса и центральных частей лимбической системы, наиболее функционально связаны с эмоциями. В экспериментах, проведенных на животных, было обнаружено, что электрические воздействия на эти структуры могут контролировать эмоциональные состояния, такие как гнев, страх (X. Delgado).

Психоорганическая теория эмоций (концепцию концепций Джеймса-Ланге и Кеннона-Барда можно условно назвать) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга. На его основе возникла теория активации Линдси-Хебба. Согласно этой теории, эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола мозга. Эмоции возникают в результате нарушения и восстановления баланса в соответствующих структурах центральной нервной системы.

Теория активации основана на следующих ключевых моментах:

  1. Электроэнцефалографическая картина мозга, возникающая во время эмоций, является выражением так называемого «активационного комплекса», связанного с активностью ретикулярной формации.
  2. Работа ретикулярной формации определяет множество динамических параметров эмоциональных состояний, их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других.

В человеке динамика эмоциональных процессов и состояний не менее важна, чем органические и физические воздействия, играют когнитивно-психологические факторы (когнитивные средства, связанные со знанием). В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у людей динамическими характеристиками когнитивных процессов.

Одной из первых таких теорий была теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. По ее словам, положительный эмоциональный опыт возникает у человека, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления реализуются, т.е. когда фактические результаты деятельности соответствуют намеченным, соответствуют им или, что то же самое, в созвучии Негативные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда есть несоответствие, несоответствие или диссонанс между ожидаемыми и фактическими результатами деятельности.

Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно воспринимается человеком как дискомфорт, и он стремится избавиться от него как можно скорее. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: либо изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали фактическому полученному результату, либо попытаться получить новый результат, который соответствовал бы предыдущим ожиданиям.

В современной психологии теория когнитивного диссонанса часто используется для объяснения действий человека, его действий в различных социальных ситуациях. Эмоции считаются основным мотивом соответствующих действий и действий. Когнитивные факторы, лежащие в их основе, играют гораздо большую роль в определении поведения человека, чем органические изменения.

Доминирующая когнитивная направленность современных психологических исследований привела к тому, что сознательные оценки, которые человек дает ситуации, также рассматриваются как эмоциональные факторы. Считается, что такие оценки напрямую влияют на характер эмоционального опыта.

Кроме того, сказанное У. Джеймсом, К. Ланге, У. Кенноном, П. Бардом, Д. Хеббом и Л. Фестингером, С. Шехтером сказалось то, что было сказано об условиях и факторах возникновения эмоций и их динамике. Он показал, что память и мотивация человека вносят значительный вклад в эмоциональные процессы. Понятие эмоций, предложенное С. Шехтером, было названо когнитивно-физиологическим.

Согласно этой теории, в дополнение к воспринимаемым стимулам и вызванным ими телесным изменениям на возникшее эмоциональное состояние влияет прошлый опыт человека и его оценка текущей ситуации с точки зрения его интересов и потребностей. Косвенным подтверждением правильности когнитивной теории эмоций является влияние на словесные переживания человека словесных инструкций, а также та дополнительная эмоциональная информация, которая предназначена для изменения оценки человеком возникшей ситуации.

В одном из экспериментов, направленных на подтверждение заявленных положений когнитивной теории эмоций, людям давали физиологически нейтральное решение в качестве «лекарства», сопровождаемое различными инструкциями. В одном случае им сказали, что это «лекарство» должно вызвать у них состояние эйфории, в другом - состояние гнева. После приема соответствующего «лекарства» испытуемым через некоторое время, когда предполагалось начать действовать в соответствии с инструкциями, был задан вопрос, как они себя чувствуют. Оказалось, что эмоциональные переживания, о которых они говорили, соответствовали ожиданиям, данным им.

Отечественный физиолог П.В. Симонов попытался в краткой символической форме изложить свою совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоций. Он предложил следующую формулу для этого.

где E - эмоция, ее сила и качество, P - величина и специфичность фактической потребности, (Yn, - D.) - оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности на основе врожденных и прижизненных приобретенных По опыту, Yn - это информация о средствах, которые прогностически необходимы для удовлетворения существующей потребности, IS - информация о средствах, которые человек имеет в данный момент времени. Согласно формуле, предложенной П.В.Симоновым (его концепция имеет специальное название - информационное), сила и качество эмоций, которые развил человек, в конечном итоге определяются силой потребности и оценкой способности ее удовлетворить в текущем ситуация.

И последняя теория эмоций, на которой мы остановимся, - психоаналитическая. Его основатель Зигмунд Фрейд и его теория занимают особое место в психологии. Он проанализировал функционирование личности и затронул тему эмоций. Ядром классической психоаналитической теории является инстинктивное влияние. Заявления Рапапорта являются наиболее признанными в этой теории, поэтому они станут источником для представления дополнительной информации.

Рапапорт считает, что четыре характеристики лежат в основе инстинктивного влияния:

  1. безусловность;
  2. цикличность;
  3. селективность;
  4. замещаемость.

Из этого следует, что диски различаются по степени.

Очень сложно представить целостное определение эмоций у Фрейда, потому что это понятие в его теории рассматривается довольно широко, и ему приписываются различные роли в процессе развития этой теории. В его ранних работах эмоции для Фрейда были лишь стимулом в психической жизни человека, и только в своих более поздних работах он отмечал, что они дают толчок фантазиям и мечтам.

Рапапорт сделал следующие выводы для эмоций: «воспринимаемый объект инициирует бессознательный процесс, который мобилизует бессознательную инстинктивную энергию, если нет открытых свободных путей для его проявления, он обнаруживает разрядку через другие каналы, кроме произвольных действий». Эмоциональное выражение: «одно может происходить за другим, или же это единичный эмоциональный разряд разной интенсивности, который постоянно происходит, поскольку открытые проявления инстинктов редки в нашей культуре».

Разряд воспринимается как выражение эмоций. Прежде всего, теория Фрейда имела дело с отрицательными эмоциями. Это объясняет доминирующую роль подавления как защитного механизма. Если такое подавление не приносит успеха, тогда возникает конфликт между сознательным и бессознательным, и в уме могут возникать эмоции. Другая концепция Фрейда - это желание. Он показал, что они являются основой мечты. Потому что эти инстинкты проявляются в наших снах фантазиями с эмоциями.

На современном этапе многие теоретики продолжили теорию Фрейда.

На этом этапе мы сосредоточились на теориях эмоций У. Джеймса, К. Ланге, В. Кеннона, П. Барда, Д. Хебба и Л. Фестингера, С. Шехтера, П. В. Симонова и З. Фрейда.

Функции эмоций

Биологическое значение эмоций заключается в том, что они позволяют человеку быстро оценить свое внутреннее состояние, возникшую потребность, возможность ее удовлетворения. Например, истинная пищевая потребность в белке, жире, углеводах, витаминах, солях и т. д. Мы ценим с помощью соответствующих эмоций. Это переживание голода или чувство сытости.

Существует несколько функций эмоций: рефлексивная (оценочная), мотивирующая, усиливающая, переключающая и коммуникативная.

Рефлексивная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и тем самым производят практически мгновенную интеграцию, обобщение всех видов выполняемых ими действий, что позволяет, прежде всего, определить полезность и вредность воздействующих на него факторов и реагировать до локализации вредного воздействия. эффект определяется. Примером является поведение человека, пострадавшего в конечности. Сосредоточив внимание на боли, человек сразу находит такое положение, которое уменьшает боль.

Эмоциональные оценочные способности человека формируются не только на основе опыта его индивидуальных переживаний, но и в результате эмоциональной эмпатии, возникающей в общении с другими людьми, в частности через восприятие произведений искусства, средств массовой информации.

Оценочная или рефлексивная функция эмоции напрямую связана с ее индуцирующей функцией. Согласно Оксфордскому словарю английского языка, слово «эмоция» происходит от французского глагола «mouvoir», что означает «привести в движение». Он начал использоваться в XVII в., Говоря о чувствах (радость, желание, боль и т. д.) В отличие от мыслей. Эмоция раскрывает зону поиска, где можно найти решение проблемы, удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт содержит образ субъекта удовлетворения потребностей и отношение к нему, что побуждает человека к действию.

П.В.Симонов выделяет усиливающую функцию эмоций. Известно, что эмоции принимают непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстро и навсегда запечатлеваются в памяти. Таким образом, у сытой кошки не могут развиваться условные пищевые рефлексы. Успешное обучение требует наличия мотивационного возбуждения, в данном случае отражающегося в чувстве голода. Однако сочетание индифферентного раздражителя с голодным возбуждением все еще недостаточно для развития условных пищевых рефлексов. Требуется третий компонент - влияние фактора, который может удовлетворить существующую потребность - еда. В опытах Т.Н. Ониани, который объединил внешний стимул с электростимуляцией лимбических структур мозга, которая заставляет сытую кошку есть, удалось развить только условную реакцию избегания и страха. Но главная причина не могла быть получена для условных рефлексов пищи - электростимуляция лимбической структуры, используемой в качестве подкрепления, не содержала награды - удовлетворение потребности.

Кроме того, невозможно выработать условно-рефлекторный голод, если сочетать индифферентные стимулы - сигналы окружающей среды с состоянием, вызванным лишением пищи. У такого животного поиск экспериментального поведения приводит не к поиску пищевого поведения, а к реакции страха и избегания. Те. индифферентный стимул связан с реакцией избегания, когда животное реагирует на ситуацию длительного голодания, поскольку эта реакция уменьшает страх.

Таким образом, реальным подкреплением для развития условного рефлекса (классического и инструментального) является награда. Наградой для голодного животного может быть еда. Болезненное раздражение само по себе не является наградой; только освобождение дает это, избегая этого. Получение награды связано с появлением положительных эмоций. Следовательно, «только объединение возбуждения голода с возбуждением от фактора, способного удовлетворить данную потребность, то есть механизма, генерирующего положительные эмоции, обеспечивает развитие условного рефлекса».

Усиливающая функция эмоций наиболее успешно исследована на экспериментальной модели «эмоционального резонанса», предложенной П.В. Симонов. Было установлено, что эмоциональные реакции некоторых животных могут возникать под влиянием отрицательных эмоциональных состояний других лиц, подверженных электрическому раздражению кожи. Эта модель воспроизводит ситуацию, типичную для социальных отношений для возникновения негативных эмоциональных состояний в сообществе, и позволяет изучать функции эмоций в чистом виде без непосредственного воздействия болевых раздражителей. В опытах Л. А. Преображенской, в которых собака-жертва была наказана электрическим током перед собакой-наблюдателем, последняя имела более высокую частоту сердечных сокращений и повышенную синхронизацию тета-ритма гиппокампа. Это свидетельствует о появлении у нее негативного эмоционального напряжения. В таких условиях собака-наблюдатель может выработать инструментальный рефлекс, которого можно избежать (в форме подъема лапы), который прекращает подачу тока собаке-жертве. Развитие такого инструментального рефлекса у собаки-наблюдателя сопровождается снижением сердечного ритма и снижением тета-ритма гиппокампа, то есть исчезновением отрицательного эмоционального состояния. Следовательно, профилактика негативного эмоционального стресса служит наградой, за которую развивается этот условный инструментальный рефлекс.

В естественных условиях человеческая деятельность и поведение животных определяются многими потребностями разных уровней. Их взаимодействие выражается в конкуренции мотивов, которые проявляются в эмоциональных переживаниях. Оценки через эмоциональные переживания мотивируют и могут определять выбор поведения.

Функция переключения эмоций особенно выражена во время соревнования мотивов, в результате чего определяется доминирующая потребность. Таким образом, в экстремальных условиях может возникнуть борьба между естественным инстинктом самосохранения человека и социальной необходимостью следовать определенной этической норме, переживаемая в форме борьбы между страхом и чувством долга, страха и стыда , Результат зависит от силы мотивов, от личных отношений.

Рассмотрим коммуникативную функцию эмоций. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свой опыт другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т. д. Выражения лица, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств» Средство общения не только мысли, но и эмоции.

Существуют генетически определенные универсальные комплексы поведенческих реакций, которые выражают возникновение основных фундаментальных эмоций. Генетический детерминизм экспрессивных реакций подтверждается сходством экспрессивных мимических движений у слепых и зрячих (улыбка, смех, слезы). Различия в мимических движениях между слепыми и видящими маленькими детьми очень незначительны. Однако с возрастом выражения лица у зрячих становятся все более выразительными и обобщенными, а у слепых он не только не улучшается, но даже регрессирует. Следовательно, мимические движения имеют не только генетическую детерминанту, но также сильно зависят от обучения и образования.

Физиологи обнаружили, что экспрессивные движения животных контролируются независимым нейрофизиологическим механизмом. Стимулируя электрический ток в различных точках гипоталамуса у бодрствующих кошек, исследователи смогли обнаружить два типа агрессивного поведения: «аффективная агрессия» и «хладнокровная» атака. Для этого они поместили кошку в одну клетку с крысой и изучили влияние стимуляции гипоталамуса кошки на его поведение. При стимуляции определенных точек гипоталамуса у кошки возникает аффективная агрессия, когда видна крыса. Она набрасывается на крысу с выпущенными когтями, шипя, то есть ее поведение включает поведенческие реакции, которые демонстрируют агрессию, которая обычно служит для запугивания в борьбе за первенство или территорию. При «хладнокровном» нападении, которое происходит, когда стимулируется другая группа точек гипоталамуса, кошка ловит крысу и хватает ее зубами без каких-либо звуков или внешних эмоциональных проявлений, то есть ее хищническое поведение не сопровождается демонстрацией агрессия. Наконец, еще раз изменив локализацию электрода, кошка может вызвать агрессивное поведение без атаки. Таким образом, демонстративные реакции животных, выражающие эмоциональное состояние, могут быть включены в поведение животного, но не могут быть использованы. Центры или группа центров, ответственных за выражение эмоций, расположены в гипоталамусе.

Коммуникативная функция эмоций предполагает наличие не только специального нейрофизиологического механизма, определяющего внешнее проявление эмоций, но и механизма, позволяющего прочесть смысл этих выразительных движений. И такой механизм был найден. Исследования нейронной активности у обезьян показали, что основой для выявления эмоций по выражению лица является активность отдельных нейронов, которые избирательно реагируют на эмоциональное выражение. Нейроны, которые реагируют на лица с угрожающим выражением, обнаруживаются в верхней височной коре и миндалинах у обезьян. Не все проявления эмоций одинаково легко идентифицируются. Ужас легче распознать (57% предметов), затем отвращение (48%), удивление (34%). Согласно ряду данных, наибольшую информацию об эмоциях содержит выражение рта. Выявление эмоций увеличивается в результате обучения. Однако некоторые эмоции начинают хорошо узнаваться в очень молодом возрасте. 50% детей в возрасте до 3 лет распознали реакцию смеха на фотографиях актеров и эмоции боли в возрасте 5-6 лет.

Рассмотрев основные функции эмоций, мы рассмотрим вопрос управления эмоциональными состояниями.

Управление эмоциями

Эмоции, какими бы разными они ни казались, неотделимы от человека. То, что нравится человеку, что его интересует, погружает его в уныние, возбуждает то, что ему кажется смешным, больше всего характеризует его сущность, его характер, личность.

Что помогает людям управлять своими эмоциями и легко ли это для всех?

Наблюдения показывают, что в зависимости от индивидуальных особенностей человека как рост, так и снижение чувств могут привести к различным результатам.

Некоторые люди сдаются из-за неудачи или потери, в то время как другие стимулируют волю к победе и мобилизуют физические и духовные силы для достижения цели.

У некоторых людей может кружиться голова от успехов, и под влиянием успехов они перестают работать должным образом и критически относятся к своей работе. Для других, наоборот, удача, придающая настроение уверенности и бодрости, вызывает желание работать еще лучше.

Как и все психические процессы, эмоции контролируются сознанием. В опыте каждого чувства есть сознание, которое оценивает происходящее и влияет на ход самого чувства. Он может подавлять проявление чувств, если это продиктовано необходимостью, или, наоборот, в полной мере использовать их выражение, другими словами, контролировать их.

Только при определенных патологических состояниях, когда тормозная функция коры ослабевает, аффекты, как чрезмерное проявление наших эмоций, выходят из-под контроля сознания. Таковы, например, истерические реакции - чередование смеха с жестоким плачем и припадками.

Нормальный человек не остается в тисках своих чувств и настроений, но стремится его контролировать, не хвастается победами и не унывает в случае неудач, но старается сохранять ровное настроение и трезвое отношение к реальности.

Снять эмоциональный стресс способствуют:

  • Сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактике, а не на значимости результата;
  • Уменьшение значимости предстоящей деятельности, придание событию меньшей ценности или даже переоценка значимости ситуации как «на самом деле не требуемая»;
  • Получение дополнительной информации, которая устраняет неопределенность ситуации;
  • Разработка стратегии компенсации резерва для достижения цели в случае неудачи (например, «если я не войду в этот институт, я пойду в другой»);
  • Отсрочка на время достижения цели в случае признания невозможности сделать это с помощью имеющихся знаний, средств и т.д.;
  • Физическое расслабление (как сказал И.П. Павлов, нужно «загнать страсть в мышцы»); для этого нужно долго гулять, выполнять какую-то полезную физическую работу и т. д. Иногда у человека возникает такая разрядка, как будто сама по себе: с сильным волнением он мечется по комнате, перебирает вещи, что-то рвет и т. д. Клещ (непроизвольное сокращение мышц лица), возникающий у многих во время возбуждения, также является рефлекторной формой моторного разряда эмоционального стресса;
  • Написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причин, вызвавших эмоциональный стресс; этот метод больше подходит людям закрытым и скрытным;
  • Слушать музыку; врачи, занимающиеся музыкальной терапией в древней Греции (Гиппократ);
  • Изображение на лице улыбки в случае негативных переживаний; сдержанная улыбка улучшает настроение (в соответствии с теорией Джеймса-Ланге);
  • Активация чувства юмора, так как смех уменьшает беспокойство;
  • Мышечная релаксация (расслабление), которая является элементом аутогенной тренировки и рекомендуется для снятия беспокойства.

В этом параграфе мы кратко рассмотрели некоторые приемы управления эмоциями. Хотя каждый человек способен разрабатывать свои индивидуальные стратегии управления эмоциональными состояниями.

Таким образом, в теоретической части нашей работы мы рассмотрели различные подходы к понятию «эмоция» и остановились на его различных определениях. В нашей курсовой работе мы будем использовать следующее определение: «Эмоции (от лат. Emovere - возбуждать, возбуждать) - условия, связанные с оценкой значимости воздействующих на него факторов и выраженные, прежде всего, в форме непосредственного опыта удовлетворения или неудовлетворенность его актуальными потребностями »(А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский).

А также изучены физиологические основы возникновения эмоций. Классификации эмоций разных авторов. Они описали различные теории эмоций В. Джеймса, К. Ланге, В. Кеннона, П. Барда, Д. Хебба и Л. Фестингера, С. Шехтера, П. В. Симонова и З. Фрейда. Выявлены физиологические основы чувств и эмоций. Они представили несколько классификаций по различным признакам. Мы остановились на функциях эмоций: рефлексивных (оценочных), стимулирующих, укрепляющих, переключающих и коммуникативных. Кроме того, мы рассмотрели способы управления эмоциональными состояниями.

В следующей главе мы рассмотрим эмпирическое исследование эмоциональности и регуляции коммуникационной активности.

Экспериментальное исследование эмоций

Организация исследования

В нашем исследовании мы взяли за основу статью из журнала «Вопросы психологии» О. П. Санникова «Эмоциональность и регуляция коммуникативной деятельности».

Автор понимает эмоциональность как совокупность различных параметров, важнейшие из которых характеризуют качество эмоционального опыта, его модальность и признак, поскольку именно они выражают признаки эмоций - отношение субъекта к отраженному.

В предыдущем исследовании О.П.Санников выявил качества эмоциональных переживаний и структуру, которая включает в себя модели трех основных базовых эмоций - радости (P), гнева (G), страха (C), а также грусти (P ), что является одной из характерных эмоций взрослых. Различные комбинации этих эмоций, степень доминирования каждой из них составляют индивидуальную особенность эмоционального отклика.

Общительность в этой работе определяется как устойчивое, высокоразвитое стремление к общению, личному общению с людьми, выражается в разговорчивости, в легкости вступления в социальный контакт.

Автор утверждает, что анализ психологических работ, посвященных связи некоторых особенностей эмоциональности и общительности, свидетельствует о недостаточной изученности этого вопроса. В частности, они требуют специального изучения и выяснения взаимосвязи общительности и негативных эмоций разных модальностей. На самом деле нет работ, в которых общительность в связи с эмоциональностью рассматривалась бы не как глобальное явление (общительность - изоляция), а как комбинация определенных признаков, характеризующих его с формально-динамической стороны.

В связи с этим целью данной работы является изучение формально-динамических параметров общительности и их проявления у представителей различных «экстремальных» (наиболее выраженных) эмоциональных типов.

Объектом исследования выступают две характеристики - общительность и эмоциональность. Предметом исследования является связь между эмоциональностью и общительностью.

Следовательно, гипотеза исследования, по мнению автора, исходит из интерпретации психологической сущности эмоций как особого типа психического отражения, которое включает, наряду с отражением свойств объекта, отношение к нему. Отношение, в свою очередь, определяет направление и формы взаимодействия с объектом. Очевидно, что положительные эмоции связаны с общительностью (принятие объекта, сосредоточение на нем, активное взаимодействие с ним), а отрицательные в тех же условиях - с изоляцией (отказ от объекта). Более того, связь разных негативных эмоций с изоляцией должна быть неоднозначной, поскольку на фоне общего отказа от объекта каждая негативная эмоциональная модальность имеет специфическую форму взаимодействия с ним. Таким образом, степень доминирования той или иной эмоции и различная индивидуальная совместимость базальных эмоций должны влиять на специфику общительности.

Эмпирическое исследование было проведено на основе первого курса MPNI. В исследовании приняли участие 150 человек.

Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе, с помощью корреляционного и факторного анализа, была изучена взаимосвязь отдельных формально-динамических параметров общительности (коммуникационные потребности, инициативность, широта, легкость, стабильность, выразительность) с каждой конкретной модальностью (CWG, P). Этот этап работы в целом позволил нам изучить наиболее распространенные закономерности в отношениях эмоциональности и общительности. Кроме того, проделанная работа, в частности диагностика отдельных параметров двух изученных серий явлений, позволила выделить среди исследуемых субъектов однородные группы с разными типами эмоциональности.

На втором этапе специфика общительности определялась среди представителей выделенных эмоциональных типов.

В исследовании использовались следующие методы: постановочный эксперимент, метод опроса, метод парного сравнения, анализ продуктов деятельности (записи в дневнике).

Итак, цель эксперимента - выявить группы с разными типами эмоциональности.

Заявительный эксперимент проводился с использованием метода допроса, самооценки и судебных методов. Они позволили выделить различные типы эмоциональности и параметры общительности.

Анализ продуктов деятельности в виде анализа дневниковых записей позволил определить специфику общительности в определенных эмоциональных типах.

Поскольку одной из целей исследования является выявление взаимосвязи между типом эмоциональности и общительности, необходимо использовать методы математической статистики. А именно, в нашей работе используется метод парных сравнений, который основан на парном сравнении ранжирования объектов на заданной основе.

Исследование взаимосвязи отдельных формально-динамических параметров общительности и специфических модальностей эмоциональности проводилось с использованием ряда самооценочных и судебных методов. Методы самооценки включали «Анкеты Л. А. Рабиновича», модифицированную методологию «Т. Дембо, экспресс-опросник и опросник по общительности. В качестве конкретных судебных методов использовалась экспресс-анкета, методология Т., специально пересмотренная для этой цели. Дембо »,« Анкета на общительность »(судебные варианты) и метод парных сравнений.

Модифицированный метод «Т. Дембо », пересмотренный в« Анкете Л. А. Рабиновича », является методом самооценки и включает 46 вопросов, на которые есть четыре возможных ответа (конечно, да;
возможно да; возможно нет; точно нет). Испытуемые должны выбрать один из предложенных вариантов. В зависимости от количества баллов, набранных во время обработки данных, делается вывод о преобладающем эмоциональном состоянии.

«Выражение анкеты». Эта методика была разработана Л. Е. Богиной в лаборатории А. Е. Ольшанниковой и представляет собой анкету из 48 предложений. Методология выделяет 8 выразительных каналов выражения эмоций: громкость голоса, темп речи, образность речи, речевые ошибки («провал» речи), интонационная выразительность речи, двигательная активность, лишние движения, выражения лица. Кроме того, посредством сочетания вопросов выделяются три выразительных фактора: внешняя выразительность эмоций, активность поведения под воздействием эмоций и нарушения речи и поведения под воздействием эмоций.

«Анкета для общительности», методика «Т. Дембо». Целью данной методики является выявление уровня самооценки субъекта в соответствии с заранее определенными качествами личности, в данном случае общительностью. Следует отметить по шкале степень общительности (изоляции).

Для определения специфики общительности у представителей выделенных эмоциональных типов мы использовали длительный оригинальный метод - «дневник», суть которого состояла в длительном и систематическом самонаблюдении и самооценке ряда психических характеристик с последующая хронологическая регистрация их показателей по заданной схеме. Эта техника, использованная в данной работе, позволила одновременно фиксировать индивидуально устойчивые признаки общительности и соответствующие эмоции, возникающие в общении. Методология состоит из инструкции, содержащей требования и пояснения, необходимые для работы с этой методологией, протокола, в котором, согласно заданной схеме, записываются результаты ежедневных наблюдений за вашими беседами с людьми и пережитыми эмоциями, полученными в результате этого общения. В этом случае эмоциональные переживания настолько разнообразны и противоречивы, что испытуемому иногда бывает очень трудно выделить и пометить их. Поэтому тип эмоций, испытываемых субъектами, оценивался с использованием специального списка терминов, обозначающих определенные эмоции. С помощью дневникового метода раскрывается спектр эмоций, который проявляется только в такой важной форме умственной деятельности, как общительность. Это позволяет сравнивать индивидуально устойчивые характеристики эмоциональности, диагностируемые с помощью опросников и проявляющиеся в различных условиях, с теми фактическими эмоциями, которые доминируют при общении с одним и тем же человеком. Кроме того, в отличие от опросников, с помощью которых параметры общительности диагностируются только в широком круге, методика ведения дневника позволяет четко дифференцировать проявление общительности как в широком, так и в узком кругу общения. Преимущество дневника также связано с тем, что этот метод получения информации связан с систематической и длительной (1 месяц) фиксацией субъектами интересующих нас параметров и поэтому является наиболее надежным.

Описав организацию исследования, обратимся к анализу полученных автором результатов.

Анализ результатов исследования

На первом этапе работа в целом позволила изучить наиболее распространенные закономерности в отношениях эмоциональности и общительности. Кроме того, проделанная работа, в частности диагностика отдельных параметров двух изученных серий явлений, позволила выявить однородные группы с различными типами эмоциональности среди испытуемых: одна группа, обладающая склонностью к переживаниям, в основном эмоциями один метод P (10 человек) и три - с преобладанием не одного, а нескольких методов совместного предприятия (5 человек), SHG (5 человек) и WG (4 человека).

На первом этапе исследования группа студентов с разными показателями коммуникабельности и различного типа эмоциональности была идентифицирована с использованием ряда самооценочных и судебных методов.

Чтобы охватить и изучить весь круг общения субъектов (мы будем условно называть это общим), все возможные контакты были разделены на основные области, которые включены в качестве компонентов в указанный (общий) круг контактов: контакты с близкими друзьями - «узкий» Круг общения - и контакты со знакомыми, новыми знакомыми, незнакомцами, условно объединенными нами в «широкий» круг общения.

Для удобства сравнения показателей субъектов разных групп некоторые результаты представлены в «долях». «Доля» для каждой группы субъектов рассчитывалась отдельно и представляла собой отношение X (среднее арифметическое) частного показателя числа контактов, зафиксированных в конкретной области связи, к одному и тому же показателю, записанному в общем круге общения каждого предмета.

Наибольшая широта общения обнаруживается у субъектов с преобладанием эмоций модальности P (чем больше людей, с которыми субъекты контактировали в течение данного месяца, тем больше число контактов, тем больше желаемых контактов - столбцы 2, 3 9).

Анализ соотношения этих показателей общительности в узком кругу и в широком кругу (все контакты за пределами узкого круга) показывает четкое распределение преобладающих областей общения между субъектами. типов P и SP. Субъекты с преобладанием эмоций модальности P в основном имеют желаемые контакты в широком круге. Так, в P-типе, в общем круге общения, было 350 желательных контактов, из которых 142 были в узком кругу, что означает, что в широком круге было 208 контактов, в то время как субъекты, имеющие склонность к эмоциям ИП общаются в основном в узком кругу. Преобладание узкого круга контактов в группе совместного предприятия также подтверждает результаты сравнения долей его контактов с аналогичными показателями группы Р: в совместном предприятии доля в узком круге составляет 0,616 единицы, а в широком кружок - 0,384 (т. е. 1--0,161); для типа Р соответственно 0,419 и 0,581 ед.

Что касается проверенных типов РГ и СПГ, можно сказать, что наличие эмоции модальности G в любой из этих групп значительно снижает значение всех показателей общительности как у субъектов типа P, так и у субъектов типа SP: значение всех показателей типа P выше, чем у субъектов типа RG, ​​а у субъектов с расположением эмоций SP выше, чем у типа SHG.

Используя дневниковые записи, были проанализированы текущие эмоции модели «радости», пережитые в общении наиболее яркими представителями эмоциональных типов. Эмоции модальностей «гнев», «страх» и «грусть» не приведены, поскольку доля этих переживаний оказалась незначительной (0,15 и ниже) и относительно одинаковой для всех групп субъектов.

Очень неожиданным фактом является определенное несоответствие между результатами первого и второго этапов исследования, т. е. Между данными анкет и методом дневника, касающимся инициативы в общении: с одной стороны, субъекты типа P более инициативны в количество контактов (столбец 5), что в принципе подтверждает результаты первого этапа исследования; с другой стороны, судя по долям, из всех субъектов субъекты типа SP проявляют наибольшую инициативу (столбец 6). Столь высокий показатель инициативности субъектов типа SP был получен благодаря узкому кругу общения. Эти предметы в узком кругу друзей показывают результаты, которые в целом указывают на высокую активность общительности - все показатели в узком кругу значительно превышают аналогичные показатели предметов других групп. Кроме того, если мы отдельно рассмотрим желаемые контакты (столбцы 7, 8), т. е. Фактически те, которые больше всего удовлетворяют потребность в общении, то здесь интересен следующий факт: в общем круге общения желаемые контакты Существует больше субъектов P-типа, чем субъектов SP, но по инициативе, предпринятой для достижения таких контактов, преимущество снова предоставляется субъектам SP-типа в этой области. общения.

Большинство субъектов, независимо от типа эмоциональности, склонны испытывать положительные эмоции в общении. У субъектов типов P, RG, SP, в общем круге общения и в узком (столбцы 2, 3) доминируют эмоции модели «радость», а в широком круге (столбец 4) - наибольшее значение Индикатор положительных эмоций относится к группе СП.

Остановимся подробнее на данных, полученных автором. На первый взгляд, данные дневникового метода противоречат результатам, полученным на первом этапе исследования относительно взаимосвязи между эмоциональностью и общительностью. Так, согласно дневнику, все субъекты, независимо от того, с каким типом эмоциональности они у них диагностированы, испытывают в основном положительные, соответствующие эмоции в связи с общением. Кроме того, оказалось, что субъекты со стабильной склонностью к переживанию негативных эмоций (особенно в группе СП) гораздо более активны, чем представители других эмоциональных групп как в целом, так и в узком кругу. С одной стороны, это подтверждает связь положительных эмоций с инициативой (субъекты, склонные к положительному опыту, инициативность в общении), с другой стороны, резко противоречит тезису о том, что склонность испытывать отрицательные эмоции связана с изоляцией. Если, согласно дневнику, абсолютно во всех субъектах преобладают реальные положительные эмоции, а для всех субъектов характерна активность общительности, то как в общении появляются устойчивые эмоциональные особенности?

Анализ причин расхождения результатов дневника и данных, полученных на первом этапе исследования, следует начинать с учетом того факта, что с помощью вопросников и судебных методов эмоциональность была диагностирована как устойчивая черта личности, и соответствующие эмоции были изучены с помощью дневника. Кроме того, с помощью опросников учитывалась эмоциональность во всех сферах жизни и деятельности человека, а в дневнике, как и планировалось, выявлялись актуальные эмоции, возникающие только в сфере общения, связанные с отношением к себе и коммуникационный партнер (даже опыт, связанный с информацией, полученной в процессе коммуникации или событиями, произошедшими в этот период). Таким образом, эмоции, записанные с использованием дневникового метода, представляют собой как бы один «сегмент» всего разнообразия эмоциональной жизни субъекта. Важно принимать во внимание тот факт, что метод дневника, в отличие от анкет, записывал общение и связанный опыт не в одинаковых условиях для всех субъектов, а в естественных, типичных и разных условиях и ситуациях для каждого субъекта. Такие разные ситуации, по мнению А. И. Ильина, не всегда дифференцируют на общительных и необщительных. Следовательно, не различая общительного и некоммуникативного, дневник позволил четко определить индивидуальные условия общения: у субъектов со стабильным преобладанием положительных эмоций общение происходило в основном в широком кругу, а у субъектов с склонностью к отрицательным опыт, в узком. Что побуждает субъектов с разными эмоциями стремиться к определенному кругу общения?

Как уже упоминалось, все субъекты стремятся испытывать положительные эмоции, удовлетворять потребность в общении независимо от характеристик эмоциональности. Можно предположить, что в общении эмоции модальности P у субъектов, принадлежащих к разным типам, не идентичны и, более того, зависят от индивидуальной чувствительности к переживанию положительных эмоций. Естественно, у лиц, склонных к стабильному отрицательному эмоциональному расположению, при прочих равных условиях, чувствительность значительно ниже, чем у лиц с преобладанием положительного опыта. Это говорит о том, что устойчивое доминирование негативных эмоций в большей степени активирует деятельность человека, направленную на поиск оптимального круга и оптимальных способов общения, чем устойчивое доминирование позитивного опыта. Таким образом, субъекты с положительным эмоциональным положением одинаково принимают любое общение в узком и широком круге, поэтому они не имеют четко направленной деятельности для определенного круга общения. Это выражается в том, что такие люди одинаково легко и свободно общаются в любой области, одинаково и по желанию и по просьбе партнеров по общению, причем самостоятельно, а не по собственной инициативе. Что касается субъектов, склонных испытывать негативные эмоции, то они характеризуются избирательностью в общении, и именно они, более склонны испытывать позитивные эмоции, проявляют инициативу в выборе партнеров. Люди с преобладанием негативных эмоций часто вынуждены проявлять инициативу, чтобы общаться в узком кругу, выход за пределы которого вызывает негативные эмоции, что, в свою очередь, вновь побуждает субъекта искать оптимальные условия.

Таким образом, если основанием для вывода о деятельности является количество контактов, широта круга общения, то люди с преобладанием положительных эмоций более активны. Если мы примем во внимание активность, которая проявляется в избирательности при выборе партнеров, избегании нежелательных контактов, анализе и дифференциации условий общения, то в такой деятельности преимущества принадлежат людям с склонностью к негативному опыту. Этот вид деятельности является одной из форм адаптивного поведения и помогает удовлетворить потребность в общении, которое, в свою очередь, служит источником положительных эмоций. И. Н. Обозов пишет, что принудительное общение с отвергнутым. нежелание быть с ним порождает необходимость отчуждения. Дифференциация отвергнутого вызывает положительные эмоции, а интеграция с ним, принудительное общение может вызвать отрицательные эмоции. В этом случае принудительное общение в широком кругу людей, склонных к негативным эмоциям, усугубляет присущие им негативные чувства, что вынуждает таких субъектов избегать подобных ситуаций и стремиться к «комфортному» общению. Все вышеизложенное позволяет понять, почему индивидуальные различия в общительности у субъектов с различным эмоциональным расположением не были четко определены в данных дневника.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что активность субъекта в поиске индивидуально-комфортных благоприятных условий для общения обусловлена ​​устойчивыми индивидуально-типичными характеристиками эмоциональности. Последние, следовательно, участвуют в определении индивидуально оптимальных форм и способов общения.

Таким образом, сформулированная автором гипотеза с определенными объяснениями подтвердилась.

Следует отметить, что результаты этого исследования должны быть учтены в образовании, в организации общения, а также для повышения психологической эффективности профессиональной диагностики и отбора. Они имеют особое значение для выбора в тех видах деятельности, успех которых во многом определяется совместимостью партнеров.

Анализируя проведенное экспериментальное исследование О.П.Санникова, можно сделать следующие выводы.

В соответствии с целями и задачами мы описали программу по изучению взаимосвязи между типами эмоциональности и общительности.

Полученные результаты позволили выделить наряду с традиционно изучаемым типом общительности деятельность, проявляющуюся в широком круге общения, иным видом. Последнее встречается в основном в узком круге общения и выражается в том, что избегает широких контактов, избирательности и инициативы в выборе партнеров, выборе времени, условий, конкретных способов общения. Первый тип общительности характерен для людей с положительными эмоциональными наклонностями, второй - для людей, склонных испытывать отрицательные эмоции.

Изучение соответствующих ситуационных эмоций, связанных с общением, показало, что это крайне необходимый источник положительных эмоций для людей с положительными и отрицательными эмоциональными наклонностями. Однако существуют индивидуально-оптимальные условия общения и границы широты его круга, нарушение которых приводит к негативным переживаниям. Активность нахождения индивидуально-комфортных условий общения у взрослых определяется их индивидуально-устойчивыми характеристиками эмоциональности.

Полученные связи параметров общительности с качественными характеристиками эмоциональности фактически являются проявлением в коммуникации того специфического отношения к миру, которое воплощено в эмоциях каждой из модальностей.

Полученные результаты необходимо учитывать в образовании, в организации общения, а также для повышения психологической эффективности профессиональной диагностики и отбора.

Вывод:

Таким образом, в данной курсовой работе были рассмотрены основные проблемы эмоций в психологии.

В теоретической главе мы сосредоточились на разных подходах к понятию «эмоция». В нашей курсовой работе мы использовали следующее определение: «Эмоции (от лат. Emovere - возбуждать, возбуждать) - условия, связанные с оценкой значимости воздействующих на него факторов и выраженные, прежде всего, в форме непосредственного переживания удовлетворенности или Недовольство своими актуальными потребностями »(А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский).

А также изучены физиологические основы возникновения эмоций. Классификации эмоций разных авторов. Они описали различные теории эмоций В. Джеймса, К. Ланге, В. Кеннона, П. Барда, Д. Хебба и Л. Фестингера, С. Шехтера, П. В. Симонова и З. Фрейда. Выявлены физиологические основы чувств и эмоций. Они представили несколько классификаций по различным признакам. Мы остановились на функциях эмоций: рефлексивных (оценочных), стимулирующих, укрепляющих, переключающих и коммуникативных. Кроме того, мы рассмотрели способы управления эмоциональными состояниями.

Для более подробного и наглядного описания характеристик эмоций и их типов в данной курсовой работе мы представили эмпирическое исследование О.П.Санникова об эмоциональности и регуляции коммуникативной деятельности.

Мы остановились на программе исследований, а также на диагностических инструментах, используемых авторами: парный метод, метод опроса и анализ продуктов деятельности.

Мы детально изучили результаты исследования и сделали соответствующие выводы.

В заключение хотелось бы сказать, что актуальность и интерес к проблеме эмоций не исчезают. Все новые исследования проводятся по этой теме.