Проблема доверия в экономической теории

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 24.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Инфляция: сущность, виды, причины, последствия
Поведенческая экономика: современное состояние и тенденции
Свободные экономические зоны: преимущества и перспективы
Проблемы повышения эффективности национальной экономики в современных условиях России


Введение:

Актуальность темы исследования. Практика экономических кризисов прошлого столетия свидетельствует об отсутствии достаточного количества качественных «длинных» ресурсов в отечественной экономике. Поэтому мы имеем дело только с денежным рынком, а рынок капитала находится только в зачаточном состоянии. В свою очередь, механизм предоставления долгосрочных источников финансирования в системе экономических отношений в России является важнейшим каналом взаимодействия частного сектора с монетарными властями.

Несбалансированные явления мировой экономики, кризис доверия в Европе и долговые проблемы США указывают на наличие серьезных дисбалансов в финансовой системе, что может привести к ситуации хаоса и недоверия к экономическим агентам.

Современная реальность позволяет нам постулировать положение примата денежной составляющей над товарной составляющей в рамках совершаемых сделок. Для преодоления разрыва между интересами государства и отдельных лиц автор предлагает использовать инструменты кредитной политики. В то же время кредитная и кредитно-денежная политика не могут рассматриваться изолированно друг от друга, поскольку заключение кредитного соглашения будет означать достижение необходимого уровня доверия. Это представляется особенно важным, поскольку определенная степень риска заложена в самой сути кредита. Именно банки в этом случае будут играть решающую роль в формировании процесса расширенного воспроизводства как материальных, так и финансовых ресурсов.

Радиус доверия - это категория, которая определяет круг лиц (или социальных групп), входящих в единую систему доверительных отношений.

Объектом исследования является процентная ставка по кредитам, предметом исследования является доверие как фактор, влияющий на эту ставку.

Цель исследования - установить, является ли доверие фактором, влияющим на процентную ставку, и, если да, определить степень этого влияния.

Задачи исследования отвечают этой цели:

  • Определение доверия как социальной категории.
  • Критический анализ подходов к количественной оценке доверия.
  • Классификация факторов, определяющих процентную ставку.
  • Определение возможности фактора доверия при формировании процентной ставки.

Доверие к экономике

Доверие как социальная категория

Жизнь в современном обществе характеризуется высокой степенью неопределенности. Неспособность обладать всей полнотой информации приводит к тому, что доверие помогает человеку ориентироваться в обществе. Это также относится к отношениям, развивающимся на рынке, где доверие становится основой для заключения сделки, обеспечивая необходимый импульс для экономических действий, поскольку рыночная система просто не работает, не дожидаясь выполнения обязательств и надежности партнеров.

Доверие к экономике является ключом к развитию рынка финансового посредничества. Это позволяет владельцам финансовых ресурсов доверять своим финансовым учреждениям, а те, в свою очередь, предоставляют эти ресурсы предприятиям и учреждениям, которые не находятся под их контролем и не являются их собственностью. Даже безличное доверие (например, деньги) становится необходимым условием функционирования экономики. Таким образом, доверие является неотъемлемой частью жизни современного общества.

Несомненно, он воспринимается в первую очередь как эмоционально-психологическая категория, но даже в этой форме он играет важную роль в экономических отношениях. Однако доверие также является экономической категорией. Без этого нет инвестиций, растут трансакционные издержки, и, как следствие, экономическое развитие сдерживается. Высокий уровень доверия ведет к формированию высокого уровня социального капитала, к мобилизации всех ресурсов, имеющихся в обществе, с целью инвестирования в экономическое развитие.

Доверие является основой, на которой стоит банковский сектор любой страны. В то же время доверие можно рассматривать не только в узком смысле доверия вкладчиков к банкам, но и в более широком смысле доверия к системе. Например, доверие между Центральным банком и коммерческими банками предполагает, что Центральный банк имеет достаточные рычаги влияния на банки, и последние не заинтересованы в сокрытии от него информации, благодаря которой Центральный банк контролирует состояние банковской системы.

Экономисты, социологи и политики принимают участие в исследовании проблемы доверия, но нет единства в определении понятия «доверие». С одной стороны, на уровне обывателей каждый может объяснить, что значит верить или не доверять кому-либо или чему-либо. С другой стороны, когда речь идет о применении этой концепции в национальном масштабе, различные формулировки значительно отличаются друг от друга.

Например, у С. И. Ожегова «доверие» определяется как уверенность в чьей-то честности, искренности, в правильности чего-либо. Однако, если учесть взгляды экономистов - основателей теории доверия, они, прежде всего, различают то, чему человек доверяет в отсутствие гарантированной достоверной информации, и тот факт, что человек уверен в действиях своего контрагент. Если мы точно знаем, что можем положиться на того или иного контрагента, или мы точно знаем, что не можем полагаться на его обещания, его честность, в этом случае нам не нужна аморфная, расплывчатая, расплывчатая категория доверия. Если мы не знаем, где лежит граница нашего незнания знаний, если мы находимся в ситуации неопределенности, тогда становится возможным испытывать или не испытывать чувство доверия по отношению к нашему контрагенту.

Та же эволюция форм и типов доверия / недоверия в истории человечества влияет на представления о природе возникновения, об основаниях, критериях, функциях доверия и недоверия. Исторически самой древней формой доверия, характерной для так называемых традиционных обществ, исследователи считают доверие, основанное на принадлежности объекта к социальным группам, наделенным особым психологическим статусом. В традиционных обществах доверие выполняет подчиненную функцию в регулировании совместной жизни - оно сохраняет и воспроизводит существующую социальную структуру. Эта роль доверия существенно отличается от роли доверия в современном обществе, когда новые системы социальных связей и отношений формируются на основе доверия или недоверия, которые участники вызывают друг у друга в ходе взаимодействия. В традиционных обществах высокий уровень доверия к «своему» сочетается с недоверием к представителю других групп, особенно к так называемому «аутсайдеру» (Г. Зиммель), а также к «доверию как естественной симпатии». как историческая форма после «традиционного доверия». «Естественная доброжелательность».

Экономическое и социальное развитие общества повысило интенсивность и частоту взаимодействия с людьми, представляющими иностранные социальные группы. Кроме того, взаимодействия становились все более безличными. Соответственно, доверие также трансформировалось, произошел переход от «традиционного доверия» к смешанному типу доверия, а затем к «рациональному» и «современному» доверию. Общества, основанные на рыночном типе управления, воспроизводят новый тип моральных отношений и доверия, которые регулируют безличные отношения агентов социальной и экономической коммуникации. Этот тип отношений основан на рациональном восприятии действий других, в отличие от культурно обусловленного доверия к традиционным обществам. В современную эпоху меняется сама природа доверия. Доверительные отношения становятся, во-первых, функциональными, во-вторых, рациональными и, в-третьих, абстрактными (не персонализированными).

Несмотря на популярность модели «рационального доверия» (основанной на взаимном исполнении обещаний, то есть на обмене) и большие возможности этой модели при объяснении экономического поведения, следует отметить, что этот тип доверия имеет гораздо больше делать с расчетом, а не с подлинным доверием. Одной из главных особенностей которой является безусловность. А. Селигман считает, что концепция «обобщенного обмена», форма которой завоевывает доверие в наши дни, позволяет обойти это противоречие. «Обобщенный обмен» означает, что субъект соблюдает нормы сообщества, не требуя немедленного вознаграждения, но ожидая, что другие члены общества будут делать то же самое, и это в конечном итоге окажет положительное влияние на жизнь всего общества и субъекта. сам. Однако нам кажется, что представление доверия в форме особой формы контракта или любой формы обмена (персонализированной или не персонализированной, эквивалентной или неэквивалентной) несколько отвлекает нас от понимания истинной сущности доверия (или сущность подлинного доверия).

Это возвращает нас к объяснению сотрудничества и кооперации людей существованием некоторых основных социальных потребностей (социальные инстинкты, «органическая солидарность», по мнению Дюркгейма, «спонтанная социальность», по мнению Ф. Фукуяма). Действительно, существует некоторая базовая социальная потребность, а именно потребность человека в жизни в обществе, на которой строятся все другие социальные потребности: совместимость, общность, принадлежность, уважение и т. д.

Подходы к анализу и количественной оценке доверия

При рассмотрении проблемы доверия самым сложным вопросом является то, как вы можете измерить ее. Было сделано много попыток, но пока мало что получено. Единого показателя уровня доверия к обществу пока не разработано, но существуют альтернативные подходы к измерению доверия. Сегодня в работах, посвященных проблеме доверия, она рассматривается в двух плоскостях - теоретической и практической. Теоретическое включает в себя описание проблемы доверия, выявление факторов, которые могут либо усилить, либо подорвать ее. Однако наибольший интерес представляет практическое рассмотрение этой проблемы, что подразумевает постановку вопроса о построении индекса доверия.

В мировой и российской практике существуют прецеденты для построения таких индексов. Можно спорить о том, законно ли рассматривать различные индексы потребительских настроений, потребительских ожиданий, потребительского доверия как индексы доверия. Однако из-за отсутствия четкого определения самого термина «доверие» структура критериев и методология построения индексов существенно отличаются друг от друга.

В настоящее время преобладающей методологией построения индексов доверия в экономике является метод опроса, в котором индекс основан на опросах потребителей (США, Япония, большинство стран еврозоны) или экспертов (Германия). Эффективность такого подхода во многом зависит от достоверности информации, предоставляемой респондентами, на которую может влиять, например, степень доверия к органам, которые накапливают эту информацию. Поэтому использование этого метода может дать значительное искажение реальной картины.

Однако в странах Еврозоны, в США и Японии долгое время существуют индексы доверия, основанные на выборочном опросе потребителей с целью определения их настроений. В еврозоне это промышленное доверие EMU и потребительское доверие EMU, рассчитанные Европейской комиссией на основе данных по всем странам ЕС, а также индексы доверия, рассчитанные отдельными странами. В Германии - индекс доверия к экономике Германии (индикатор экономических настроений ZEW), в США - индекс доверия потребителей (Consumer Confidence).

Как важные показатели, оказывающие существенное влияние на поведение субъектов хозяйствования, эти показатели не лишены ряда недостатков. Итак, все они основаны только на опросах потребителей, оценивая не их реальные действия (расходы, сбережения), а только склонность к таким действиям; во-вторых, не учитываются факторы, которые непосредственно влияют на конкретное значение индекса, которое может быть определено, например, как высокими ценами на бензин, так и военными конфликтами; в-третьих, мнение, выраженное в опросе, и фактические действия респондентов могут не совпадать; и, наконец, эти показатели оценивают только уровень доверия потребителей.

Другой возможный метод построения индекса доверия - это метод анализа фактических данных, который позволяет оценить популярность более и менее рискованных инструментов на основе количественных характеристик. Однако количественные изменения не всегда подтверждаются соответствующими психологическими настроениями.

В России одним из регулярно публикуемых индексов доверия является индекс доверия инвесторов Альфа-Банка. Однако, будучи многофакторным, с одной стороны, его нельзя считать максимально полным, поскольку он затрагивает только группу профессиональных инвесторов. Очевидно, что отношение к определенным событиям профессионалов, к которым относится группа контрагентов, рассматриваемых Альфа-Банком, и простых людей, в том числе населения, различно и не может служить ориентиром для интегрального показателя.

Национальное агентство финансовых исследований в настоящее время отслеживает уровень доверия к российской экономике. Оценки надежности, прозрачности и прибыльности финансовых учреждений со стороны населения были взяты в качестве компонентов индекса доверия к финансовым институтам. Однако рассматриваемый индекс основан на методологии опроса, а выборка, например, во время опроса в октябре 2009 года составила 1600 человек, что ставит вопрос о высокой доле субъективности в оценке текущей ситуации по этому индексу ,

Исходя из вышесказанного, очевидно, что в настоящее время отсутствует индикатор доверия, который одновременно охватывает все группы субъектов рынка, характеризует совокупный уровень их доверия к экономике, определяемый не эмоциональным восприятием, а уровнем экономической активности. и в то же время демонстрирует изменение уровня доверия на совокупной основе.

Среди попыток разработать интегральный индекс, который бы наиболее точно отражал уровень доверия в экономике, позволяющий преодолеть отмеченные недостатки, стоит выделить аналитический отчет «Доверие к экономике: количественная оценка», подготовленный аудитом и Консалтинговая компания ФБК в 2006 году, которая представляет методологию построения индекса доверия на основе анализа фактических данных. В ходе исследования нами были выбраны, прежде всего, показатели, характеризующие уровень доверия к экономике: индекс потребительских цен, денежные расходы населения, депозиты организаций и банков, объем иностранных инвестиций, инвестиции в основной капитал. отток капитала частным сектором, объем предоставленных кредитов, кредитные вложения. организации по ценным бумагам. Далее для каждого из показателей соответствующий вес в итоговом индексе был установлен методом экспертных оценок.

Однако простое увеличение этих показателей не может автоматически рассматриваться как повышение доверия, поскольку они увеличиваются одновременно с увеличением основных макроэкономических параметров, таких как ВВП. В результате были выбраны «базовые» показатели (ВВП и активы кредитных организаций), в отношении которых учитывалось значение выбранных показателей. Расчет для каждого показателя производился на кумулятивной основе, то есть все значения сравнивались с начальным значением соответствующего параметра, принятым на 1 января 2000 года. Затем на основе полученных соотношений интегральное доверие Индекс рассчитывался как сумма произведений соответствующих соотношений и их весов.

Методика построения позволяет рассматривать индекс ФБК как индекс, учитывающий значительное количество показателей, отражающих уровень экономической активности всех субъектов рынка, однако, несмотря на это, этот индекс доверия еще не нашел практического применения.

Таким образом, основываясь на проведенном анализе, можно справедливо отметить, что до сих пор, несмотря на изучение проблемы доверия многими исследователями, не был разработан оптимальный подход к оценке уровня доверия, который позволял бы наиболее объективным измерение уровня доверия в экономике конкретной страны. ...

Классификация факторов, определяющих процентную ставку

Несбалансированные явления мировой экономики, кризис доверия в Европе, долговые проблемы родины доллара указывают на наличие серьезных дисбалансов в финансовой системе, что может привести к ситуации хаоса и неуверенности в экономической агенты.

Банк России рассматривает финансовую стабильность, то есть бесперебойную и эффективную работу финансовой системы, как основное условие реализации государственной макроэкономической, в частности, денежно-кредитной политики на 2014–2016 годы. Таким образом, эксперты отмечают, что таргетирование инфляции должно способствовать поддержанию устойчивого функционирования банковского сектора.

Следует отметить, что вопрос о приоритете стабильности цен и управляемости денежных потоков был рассмотрен ведущими аналитиками центральных банков еврозоны еще в 2004 году. Таким образом, статья 105 (1) Договора об учреждении государств Европейского сообщества что «главной задачей ЕЦБ является поддержание стабильности цен». В то же время они выделили ожидания экономических субъектов как часть механизма ценообразования.

В свою очередь, эти ожидания формируются на основе имеющейся информации их носителей - экономических агентов. Как отмечает О.Г. Сухарев, сторонник теории «кредитных каналов», «исторически банки и другие финансовые посредники играли важную роль в уменьшении информационной асимметрии, отчасти потому, что эти экономические институты, как правило, имеют долгосрочные отношения со своими клиентами ... Разрабатывая методы сбора и анализа финансовой информации, отслеживая хозяйственную деятельность своих клиентов - потенциальные заемщики, банки и другие финансовые посредники зарабатывают так называемый «информационный капитал».

Представители теории «кредитного канала» в своих исследованиях рассматривают различные варианты трансмиссионных механизмов денежно-кредитной политики, обеспечивающих «запуск» реального сектора. В рамках кредитного канала существует несколько механизмов передачи импульсов денежно-кредитной политики: банковское кредитование, баланс, движение денежных средств, неожиданные изменения уровня цен и ликвидности домашних хозяйств.

Отметим, что целевой уровень инфляции текущей денежно-кредитной политики Банка России определяется для индекса потребительских цен, который включает в себя широкий спектр товаров и услуг, поскольку он лучше характеризует изменение прожиточного минимума и его динамика влияет на формирование инфляционных ожиданий хозяйствующих субъектов.

Для наиболее глубокого переосмысления роли кредита в создании капитала давайте обратимся к ранним этапам денежно-кредитной политики. Так в период 2012-2014 гг. Банк России использовал краткосрочную процентную ставку на рынке межбанковского кредитования в качестве операционного ориентира для своей процентной политики. Поскольку, как объяснили тогда эксперты, его изменение посылает сигнал участникам рынка об ужесточении или смягчении денежно-кредитной политики и влияет на среднесрочные и долгосрочные процентные ставки. Таким образом, в экономике наблюдается изменение спроса, необходимое для влияния на инфляцию. Такие причинно-следственные связи приобретают особую актуальность с точки зрения того, что банковская система является основным звеном в передаче сигналов из области денежно-кредитной политики в реальный сектор экономики.

Продолжая ретроспективный анализ денежно-кредитной политики России, давайте обратимся к финансовому кризису 2007-2010 годов. Таким образом, одним из приоритетных направлений антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год стало формирование «длинных денег». Однако в самом документе отмечается, что долгосрочная стабильность банковской системы и политика Банка России, направленная на снижение инфляции, обеспечат формирование длинных денег в экономике, однако масштабов этих средств может быть недостаточно для модернизировать экономику. В связи с этим необходимо использовать возможности формирования долгосрочного ресурса в других сегментах финансовых рынков.

Обращаясь к современному состоянию научной дискуссии по теории кредита, государственному регулированию кредитных отношений и тенденциям их развития, нельзя не отметить активное изучение эволюции кредитной системы. Таким образом, «со времени кредитной реформы 1930 года и до конца 1980-х годов в СССР существовала государственная кредитная монополия ... децентрализованного кредита, как и коммерческого кредита, в официальной экономике не было, оставаясь только в теневая экономика ".

В настоящее время действует другая кредитная система. Сейчас он представлен широкой сетью банковских и небанковских учреждений, в том числе учреждений не только государственных, но и смешанных и частных. Однако текущая экономическая ситуация все более отчетливо выявляет ряд заметных дисбалансов в движении кредита, провоцирующих спад в устойчивом развитии, из-за чего следует признать, что в процессе реформирования кредитной системы возникает ряд серьезных упущений были сделаны со стороны монетарных властей.

На развитие и функционирование существующей двухуровневой модели российской банковской системы несомненно влияют западные банковские учреждения. Это влияние проявляется в принятии некоторых функций из западной модели банковской системы. Но, несмотря на тенденцию к преемственности, важно учитывать особенности России, которые формируют ее идентичность. Банковский капитал также имеет некоторые отличительные особенности.

Эти характерные особенности включают в себя:

  1. во-первых, высокая доля присутствия центрального банка, что приводит к государственной монополии в банковской сфере;
  2. во-вторых, узкая направленность государственной помощи (с точки зрения рефинансирования и усреднения обязательных резервов) только крупным системно значимым банкам;
  3. в-четвертых, широкая сеть филиалов столичных банков в регионах; в-пятых, чрезмерно высокая степень концентрации банковского капитала в нескольких московских банковских учреждениях;
  4. В-шестых, средние и мелкие коммерческие банки не могут выступать в качестве полноправных участников на рынке кредитования из-за высокой доли влияния столичных банков и их местных отделений.

Все это связано в первую очередь с историческими аспектами становления банков как самостоятельных единиц. Именно аспект независимости банков или их отсутствие предопределяет проблему чрезмерной концентрации банковского капитала на внутреннем финансовом рынке.

В более ранних работах мы уже подчеркивали, что эти характерные черты отечественного банковского капитала не только не способствуют решению проблемы повышения уровня финансового развития, но и усугубляют его. В этом случае нет необходимости говорить о растущем «проникновении» экономики в денежно-кредитные отношения, мы имеем дело с фрагментацией развития рынков и их региональной изоляцией, когда денежный рынок и рынок капитала развиваться параллельно друг другу. В то же время кредитные учреждения работают в условиях низкой финансовой глубины, что приводит к ненасыщенности банковскими кредитами и активами. Это одно из проявлений незначительной финансовой глубины российской экономики. Аналогом этой ситуации является показатель монетизации экономики: чем выше монетизация, тем больше насыщение экономики кредитами.

Итак, несмотря на то, что доля банковских активов достаточно велика, говорить о предоставлении кредитных продуктов не приходится. В целом, вся картина, полученная с, казалось бы, благоприятным потенциалом для формирования кредита как положительно влияющего фактора экономического роста, свидетельствует о совершенно противоположном исходе событий. По этой причине следующий вывод является приемлемым. В настоящее время выполнение основной функции кредита для накопления и предоставления средств реальному сектору не выполняется или выполняется в небольшой степени. Корни этой проблемы восходят к историческим реалиям формирования существующей банковской системы. Оригинальность банковского капитала проявлялась, прежде всего, в чрезмерно высоком уровне присутствия ЦБ на кредитном рынке, низкой степени монетизации экономики и, как следствие, низкой финансовой глубине. Эти отличительные черты российского сектора банковской системы предопределяют степень присутствия и в связи с нынешней реальностью практическое отсутствие коммерческих банков и других депозитных учреждений в отечественной экономике.

По методике определения ЦБ РФ индекса кредитования для всех категорий заемщиков (Bank Lending Tightness (BLT)). Основным фактором смягчения условий банковского кредитования является конкуренция банков; процентные ставки падают, а спектр кредитования расширяется.

Нормальное функционирование финансовой сферы общества невозможно без активного вовлечения сбережений самых широких слоев населения в обращение специализированных финансовых институтов, создания равных условий для предприятий с источниками финансирования. Именно поэтому институциональные изменения, происходящие в финансовом секторе в последние годы, призваны не только ввести новые формы обращения финансовых ресурсов, но и закрепить элементарные цивилизованные механизмы их обращения. Особая роль в этом процессе отводится государству как институту, обеспечивающему наличие фактора доверия в деятельности финансовых учреждений и взаимосвязи между ними. Если эти функции выполняются эффективно, то при наличии конкурентного рынка вероятность мошенничества или обмана снижается до нуля, более того, снижается стоимость услуг, предоставляемых финансовыми учреждениями своим клиентам. Таким образом, можно говорить о наличии позитивных изменений, направленных на формирование отношений между этими категориями.

Доверие как фактор, влияющий на процентную ставку

Роль фактора доверия в формировании процентной ставки

Население и корпоративные клиенты, желающие получить кредит, обращаются в коммерческие банки, чтобы найти более выгодные условия для привлечения заемного капитала. В частности, среди критериев выбора основным критерием является ставка по кредиту - величина, указанная в процентах к сумме кредита, которую получатель кредита платит за ее использование в течение фиксированного периода. Согласно общепринятой практике и обычаям делового оборота, банки предоставляют своим постоянным клиентам достаточно гибкие и лояльные условия кредитования. Однако, по большей части, ценовая политика в этом сегменте зависит от влияния внешних и внутренних факторов, которые прямо и косвенно влияют на процесс формирования стоимости заемных ресурсов, что не всегда привлекает физических и юридических лиц.

Основой политики процентных ставок является денежно-кредитная политика государства, проводимая центральным банком и ориентированная на состояние экономики и свободный кредитный рынок.

Привилегией деятельности центральных банков является валютный контроль, для осуществления которого они наделены необходимыми финансовыми инструментами. Одним из них является изменение ставки рефинансирования. Скорость, с которой коммерческие банки получают кредиты от центральных банков, не зависит от возможностей заемщика и даже возможностей кредитора. Его уровень одинаков для всех и зависит исключительно от макроэкономических показателей, политической ситуации в государстве и экономических изменений на мировых финансовых рынках.

Разумно предположить, что с уменьшением ставки рефинансирования коммерческие банки начинают охотнее брать кредиты у центрального банка, что приводит к увеличению их резервов. Поэтому первые, благодаря снижению стоимости кредитных ресурсов, имеют реальную возможность увеличить количество кредитов, выданных по более низкой процентной ставке. Однако другие условия также влияют на эту ситуацию.

Как правило, государственный дефицит финансируется за счет продажи государственных ценных бумаг частному сектору. Рентабельность этих активов напрямую определяется ставкой дисконтирования, то есть с уменьшением ее уровня снижается доходность выпущенных государственных ценных бумаг, что влияет на объем привлеченных средств. И если объем средств, привлеченных для покрытия дефицита, уменьшится, то и государственные расходы также уменьшатся. Сокращение государственных расходов означает увеличение сбережений, то есть предложение ссудного капитала на рынке.

Однако, в дополнение к нескольким описанным факторам, другие переменные также влияют на процентную ставку. В самом общем виде он определяется фазой делового цикла, инфляционным давлением, состоянием платежного баланса и ситуацией на денежном рынке. Монетарные власти во всех странах разработали обширный аналитический инструментарий, с помощью которого руководство центрального банка определяет необходимые изменения процентных ставок. Модели центрального банка учитывают такие разные факторы, как обменные курсы, экспортные цены и другие.

В то же время деятельность любой экономической системы тесно связана с такой социальной категорией, как «доверие». Финансовая система не является исключением, более того, ее институты не могут существовать отдельно от этой категории.

В настоящее время понятие «доверие», разработанное в социологической теории по отношению к обществу в целом, еще мало рассматривается в отношении финансовых институтов. Хотя некоторые попытки были предприняты А.Б. Аюрзанаин О.Е. Кузина А.В. Александров и другие.

Общепринято, что общественное доверие к финансовым институтам и их услугам в России было утрачено в период увлечения финансовой пирамидой 1994-1995 годов, поэтому надежды связаны с ее восстановлением, что в будущем, например, сбережения населения могут превратиться в инвестиции. финансовый рынок начнет выполнять одну из своих основных задач. Фактически клиенты ожидают только одного от любого финансового учреждения - добросовестного выполнения своих обязательств, соблюдения условий договора, отсутствия мошенничества и поддержания ликвидности на приемлемом уровне. Информационная прозрачность и открытость становятся факторами, которые обеспечивают финансовые учреждения лояльностью клиентов, выражающейся в росте активов и притоке ресурсов в управление. Системы доверия и регулирования играют важную роль в их доступности и соответствии.

Последний финансовый кризис показал полную несостоятельность существующей системы регулирования финансовых учреждений: существует объективная глобальная необходимость пересмотреть и ужесточить основные правила и границы их деятельности. По словам Кузина О.Е. и Ибрагимова Д.Х. В России модернизация государственного регулирования финансовых рынков во многом связана с последствиями кризиса. Однако у нас есть своя специфика - из-за неразвитости многих секторов зачастую речь идет не столько о новой модели регулирования, сколько о ее создании.

Банковская система и ее база кредитных ресурсов должны выступать в качестве основных локомотивов механизма вывода отечественной экономики на путь инновационного обновления. В то же время недостаток доступных и долгосрочных кредитных ресурсов в экономике не позволяет провести модернизацию и препятствует достижению стабильного и сбалансированного экономического роста. Банковская система также не полностью выполняет свою функцию преобразования сбережений в инвестиции. Это можно объяснить тем фактом, что нынешние возможности национального рынка капитала для финансирования экономических агентов крайне ограничены и зависят от состояния глобальной экономической среды.

Соотношение уровня доверия и значения процентной ставки по стране

Дискуссии о том, как часто и на какую сумму центральный банк должен менять процентную ставку, являются одними из самых оппортунистических и проходят как в наших СМИ, так и за рубежом. В развитых странах центральные банки действуют почти таким же образом, предпочитая фиксированный шаг в пересмотре процентных ставок: 25, 50 или 75 базисных пунктов. Корректировки тарифов могут быть плавными и последовательными - они не могут резко измениться в одночасье. Регуляторы могут достичь целевого уровня процентных ставок всего за несколько шагов. Комитет ФРС по открытым рынкам обычно собирается 8 раз в год, Комитет по денежно-кредитной политике Банка Англии 12 и Совет управляющих Европейского центрального банка 11 раз. Сколько раз заседает Комитет по монетарной политике Банка России, неизвестно. Однако его правила вряд ли будут сильно отличаться от практики зарубежных коллег.

Споры о том, как установить процентную ставку, начались относительно недавно, поскольку центральные банки начали проводить институциональные реформы. В экономике дискуссия называется оптимальной моделью процентной политики. Центральный банк, используя экономико-математические модели, регулярно рассчитывает равновесную процентную ставку и решает, в какой степени приблизить ее фактическую ставку к расчетной. С одной стороны, он не должен позволять фактической скорости значительно отклоняться от оптимальной. С другой стороны, частые пересмотры ставок приводят к нежелательной волатильности на денежном рынке. Кроме того, если регулятор ошибается, это приведет к нежелательным последствиям, включая потерю доверия общественности. В результате процесс установления ставок превратится в поиск баланса между объективностью и надежностью.

Постепенное изменение ставки на фиксированную сумму позволяет сделать политику процентных ставок стабильной и предсказуемой. Ограниченное количество вариантов, которым может подвергаться ставка, позволяет участникам рынка формировать сильные ожидания. В целом, существует несколько ключевых факторов, которые определяют как размер шага, на котором изменяется скорость, так и частоту принятия решений.

При установлении ставки центральный банк учитывает скорость повышения цены. Чем выше инфляция, тем больше ее волатильность, следовательно, тем больше колебание процентной ставки.

По мере снижения инфляции ее колебания падают, считая на десятые доли процента. Чем ближе к дефляции, тем увереннее, что изменение процентной ставки стремится к нулю. Например, в Японии, над которой в течение последнего десятилетия нависла угроза дефляции, шаг по пересмотру процентной ставки может составить 0,1%. Россия постепенно достигает уровня однозначной инфляции, и для нее скорость изменения ставки рефинансирования теперь составит 0,25, а в случае экономического шока - 0,5-1%.

Шоки, которым подвергается экономика, играют огромную роль. Реальная процентная ставка (процентная ставка с поправкой на инфляцию) под влиянием регулятора должна реагировать на шоки, возвращая экономику в нормальное состояние. Чем больше потрясений подвергается внутренний рынок, тем больше должен реагировать центральный банк. В большой, закрытой и диверсифицированной экономике так называемые стандартные шоки меньше, а шаг пересмотра процентных ставок невелик. В отличие от этого, в небольших странах с открытой экономикой, где доминируют несколько отраслей, потрясения гораздо сильнее. Например, борясь за курс рубля, Банк России в 1998 году сразу повысил ставку на 100% (!), А затем так же быстро снизил ее на 90%. На развивающихся рынках центральные банки должны быть более отзывчивыми и гибкими. Например, в России собрания, на которых обсуждается установка ставки рефинансирования, должны проводиться не реже одного раза в месяц.

Частые пересмотры процентных ставок не имеют смысла, если поток экономических новостей редок, а статистика по основным макроэкономическим показателям обновляется ежеквартально. Монетарные власти должны быть уверены в тенденциях, чтобы принимать обоснованные решения. Чем более стабильно функционирует экономика, чем более сглажены ее тенденции, тем меньше необходимость в частых корректировках процентной политики. Например, Швейцарский национальный банк меняет свою политику не чаще одного раза в квартал.

Если ситуация на рынке подвержена быстрым изменениям, часто меняются прогнозы и будущее формируется буквально на наших глазах, то регулятор должен быть внимательным и эффективным, чтобы ничего не упустить.

Механизм принятия решений Советом директоров центрального банка играет важную роль в процентной политике. Но чем шире состав этого органа, тем сложнее ему прийти к общему мнению. Например, шведский риксбанк, в котором Комитет по денежно-кредитной политике состоит из 6 специалистов, принимает решения чаще, чем Совет управляющих ЕЦБ, который состоит из 18 членов. Когда решение принимается на основе широкого консенсуса, процентная ставка не меняется часто. Это объясняется тем фактом, что должно пройти достаточно времени - макроэкономические и финансовые данные должны дать четкий сигнал - до достижения общего понимания.

Наоборот, монетарные власти, которые устанавливают ставку путем голосования, где решение принимается простым большинством, пересматривают ставку, как правило, чаще. Например, политика ЕЦБ явно консервативна и инертна: решения могут приниматься 2-3 раза в год, поскольку ее ставка устанавливается консенсусом или решением «компетентного большинства». Средняя доля голосов за изменение ставки в этом банке достигает 80-90%, что означает практически полное единодушие в руководстве регулятора.

Есть несколько рекомендаций по проведению процентной политики. Во-первых, необходимо обнародовать график заседаний Комитета по денежно-кредитной политике и Совета директоров Банка России по рефинансированию. Во-вторых, опубликовать результаты внутренних дискуссий. В-третьих, разверните открытые комментарии относительно обоснования политики процентных ставок. В-четвертых, когда финансовый рынок испытывает трудности, принимайте решения чаще и изменяйте ставку на меньшую сумму. В-пятых, улучшить сбор и качество макроэкономической статистики для своевременного принятия решений. Наконец, в-шестых, предпочитают гибкий подход к традиционному консерватизму. Регулятор должен продемонстрировать, что он держит руку на пульсе финансового рынка.

Прогнозирование процентных ставок является одним из наиболее сложных видов анализа, и, как правило, оценки будущих ставок не включаются в консенсус-прогнозы и опросы профессиональных прогнозистов. Между тем, практика публичных прогнозов курса центрального банка существует не только в развитых, но и в развивающихся странах. Публичные прогнозы являются неотъемлемой частью политики таргетирования инфляции. Центральные банки публикуют внутренние и рыночные прогнозы по инфляции, экономическому росту, межбанковским процентным ставкам и обменному курсу.

Прогнозы для собственных процентных ставок центрального банка все еще редки, но они распространены. Первопроходцем стал Резервный банк Новой Зеландии, который впервые опубликовал свой прогноз предстоящего изменения собственной процентной ставки в 1997 году, за которым следуют Центральный банк Норвегии (2005 год), Шведский риксбанк и Центральный банк Исландии (2007 год). Чешский национальный банк (2008). Более того, монетарные власти Чехии не только ежеквартально публикуют прогнозы на 2 года вперед, но и публично раскрывают данные прогнозов в формате MS Excel. Банк России воздерживается от публикации каких-либо планов дальнейшего развития. Он раскрывает только годовые цели (для инфляции и курса рубля), но не их ожидаемое значение.

Типичный пример процентной ставки как функции доверия к финансовым учреждениям: после того, как в мае 2013 года стало известно о намерениях Федерального резерва США начать сокращение программы количественного смягчения, на рынках развивающиеся страны. Переоценка активов в результате быстрого и значительного падения спроса на риск остро ощущалась на всех развивающихся рынках. Изменения ФРС в денежно-кредитной политике (МП), а также ожидания таких изменений оказали прямое влияние на остальной мир, и сила реакции рынка превзошла любые прогнозы. Стоимость активов и национальных валют резко упала, и на фоне возросшей неопределенности основной повесткой дня развивающихся стран стал вопрос о перспективах экономического роста в этих условиях.

Изменения в рыночных настроениях в оценке перспектив EM произошли после длительного периода свободной денежно-кредитной политики в развитых странах, реализация которой была важна для предотвращения еще более драматических последствий мирового финансового кризиса. За это время развивающиеся страны испытали значительный приток иностранного капитала - в 2009-2012 годах. они стали получателями примерно половины всех иностранных инвестиций в мире.

В некоторых случаях этот приток сопровождался быстрым расширением внутреннего кредитования, что в конечном итоге способствовало перегреву экономик, созданию условий для их растущей уязвимости и вызывало обоснованные опасения по поводу нежелательных побочных эффектов изменений денежно-кредитной политики в развитых странах, прежде всего в Соединенные Штаты. Летом 2013 года участники финансовых рынков начали быстро сокращать целевые портфели развивающихся стран, и начался отток капитала из развивающихся стран.

Одним из основных проявлений мирового финансового кризиса 2007-2008 годов, особенно в его острой фазе, стало резкое усиление напряженности на мировых финансовых, в частности, долговых и денежных рынках. Центральные банки мира и правительства приняли беспрецедентные меры для поддержания финансовой стабильности и стимулирования экономической детализации. Чтобы избежать серьезного спада и необратимых сбоев в финансовой системе, центральные банки в развитых странах снизили базовые процентные ставки почти до нуля. Не достигнув цели снижения долгосрочных процентных ставок для стимулирования экономического роста, отдельные центральные банки - сначала Федеральный резерв США, затем Банк Англии, ЕЦБ и Банк Японии - начали осуществлять "нетрадиционные" меры денежно-кредитной политики, которые помогли сохранить внутреннюю макроэкономическую и ценовую стабильность.

Сначала вмешательство регулятора было направлено на восстановление финансового посредничества и нормального функционирования рынков с использованием различных инструментов для обеспечения ликвидности, а затем - на снижение долгосрочных ставок доходности и восстановление спроса путем покупки различных активов. Программа количественного смягчения (QE) Федеральной резервной системы США стала наиболее амбициозным примером такой политики, увеличив баланс ФРС примерно в 8,5 раз.

Банк Англии в январе 2009 года инициировал программу выкупа активов, аналогичную программе Федеральной резервной системы США, и постепенно увеличил ее объем с 75 млрд фунтов стерлингов до 375 млрд фунтов стерлингов. Последнее увеличение произошло в июне 2012 года, и в настоящее время никаких покупок не ожидается.

В зоне евро основной мерой «нестандартного» смягчения было предоставление кредитов коммерческим банкам на три года ЕЦБ зимой 2011-2012 гг. (долгосрочные операции по рефинансированию - LTRO); Объем средств на балансе коммерческих банков в настоящее время оценивается в 1,02 трлн. Евро. Классическая программа количественного смягчения ЕЦБ была относительно небольшой: максимальный объем составлял около 100 млрд евро, несмотря на то, что она осуществлялась в два этапа - в 2010 и 2011 годах.

Оценка влияния этих программ на стабилизацию мировых экономических и финансовых условий выходит за рамки данной публикации (по мнению многих экономистов и исследователей, действия ФРС предотвратили дефляцию в Соединенных Штатах и ​​падение ВВП со скоростью сравнимо со временем Великой депрессии) - он рассмотрит вопрос влияния QE ФРС на поведение - направление и динамику - потоков капитала. По оценкам МВФ, программа количественного смягчения способствовала значительному притоку капитала в развивающиеся страны, особенно в Латинскую Америку и развивающиеся азиатские страны. Начиная с 2010 года ультрамягкая денежно-кредитная политика развитых стран, помогающая снизить напряженность на мировых финансовых рынках, облегчая доступ к финансированию и стабилизируя кредитные рынки, вынуждала глобальных инвесторов искать более выгодные точки капиталовложений, которые были направлены на развивающиеся страны с хорошими перспективами экономического роста.

Решения ФРС по денежно-кредитной политике по-разному влияют на рынки. Чтобы определить каналы, по которым решения ФРС влияют на более широкий рынок, полезно различать «сигнальные» шоки, которые предоставляют информацию о краткосрочных и среднесрочных намерениях изменить монетарную политику, и «рыночные» шоки, которые определяют измерения срочных премий и долгосрочных процентных ставок дают представление о степени политической или макроэкономической неопределенности и объеме предложения государственного долга в будущем. Это различие важно, потому что в случае «сигнальных» шоков центральный банк имеет возможность смягчить их посредством взаимодействия с участниками рынка. В период традиционной денежно-кредитной политики (с 2000 по ноябрь 2008 года) «сигнальные» и «рыночные» шоки были практически идентичными и практически эквивалентными с точки зрения силы удара. Во время периода "конических разговоров" все решения ФРС вызывали "рыночные" шоки. С точки зрения их воздействия они были аналогичны действиям ФРС на ранней стадии «нетрадиционной» денежно-кредитной политики в ноябре 2008 года - мае 2013 года, когда были приняты решения о запуске или увеличении программ QE.

Колебания стоимости активов развивающихся стран, и в частности долговых и валютных рынков, в те дни, когда были опубликованы решения ФРС по денежно-кредитной политике, были особенно сильны в период "конических разговоров".

Различия в поведении развивающихся рынков расширились в дни объявления решений ФРС, причем эти различия были наиболее значительными на этапе спада.

Теория прогноза процентных ставок для общественности теоретически безупречна. Раскрывая его, регулирующий орган может влиять на ожидания будущих процентных ставок, инвестиционную активность корпораций и потребление домашних хозяйств. Формируя текущие условия и ожидания денежного рынка, центральный банк может управлять долгосрочными процентными ставками. А поскольку они на порядок важнее краткосрочных ставок межбанковского рынка, регулирование ожиданий повышает эффективность денежно-кредитной политики. Кроме того, общественное мнение делает денежно-кредитную политику более ответственной. Ошибки регулятора, как и его достижения, становятся очевидными, а сам он становится прозрачным.

В то же время есть и веские аргументы против. Центральный банк, как и любой прогнозист, может ошибаться. В этом случае он невольно введет в заблуждение рынки, что чревато не только потерей репутации и доверия, но и неправильным перераспределением ресурсов, которое было сделано экономическими агентами, которые поверили регулятору. Таким образом, монетарные власти несут большую ответственность за качество прогнозирования. Его оценки будущего не всегда лучше частных прогнозов. Кроме того, рынок может воспринимать прогноз как безусловное обязательство, а не как мнение регулятора.

В принципе, аргументы против этого могут быть нейтрализованы, если прогноз будет правильно представлен общественности и интерпретирован. Ожидаемое значение процентной ставки следует рассматривать как условное экспертное заключение. Более того, прогноз носит вероятностный характер, и для того, чтобы подчеркнуть это, властям полезно установить доверительный интервал, в котором показатель может быть с заданной вероятностью. Широкие доверительные интервалы показывают, что центральные банки не знают, где их ставки будут в конечном итоге со временем.

Тем не менее, в нашей стране в краткосрочной перспективе публикация прогноза ставки рефинансирования Банка России очень целесообразна. Хотя процентные ставки за рубежом хорошо предсказуемы, в России не хватает информации о динамике денежного рынка. Кроме того, зарубежный опыт показывает, что прогноз публичной ставки позволяет регулятору контролировать временную структуру процентных ставок в длинных сегментах. В то же время изменение ставки рефинансирования Банка России не приводит к сдвигам кривой процентных ставок. Наконец, по крайней мере, публичный прогноз позволит оценить качество денежно-кредитной политики, обеспечивая при этом минимальные ориентиры для частного сектора.

Вывод:

Основные результаты исследований.

В отличие от доверия к конкретному субъекту экономических отношений, доверие к финансовым институтам носит не только институциональный характер, но и безлично (безлично), оно основано на том факте, что контрагент ожидает предсказуемых действий, соответствующих общим нормам поведения. Таким образом, принятые в последние годы законы, направленные на формирование и развитие отношений между категориями «траст» и «финансовое учреждение», позволили обеспечить их доступность и значительно увеличили количество клиентов финансовых учреждений. В настоящее время преобладающей методологией построения индексов доверия в экономике является метод опроса, в котором индекс основан на опросах потребителей (США, Япония, большинство стран еврозоны) или экспертов (Германия).

Эффективность такого подхода во многом зависит от достоверности информации, предоставляемой респондентами, на которую может влиять, например, степень доверия к органам, которые накапливают эту информацию. Будучи важными показателями, которые оказывают существенное влияние на поведение субъектов хозяйствования, эти показатели не лишены ряда недостатков: все они основаны только на опросах потребителей, оценивая не их реальные действия (расходы, сбережения), а только склонность на такие действия; факторы, которые непосредственно влияют на конкретное значение индекса, не учитываются; мнение, выраженное в опросе, и фактические действия респондентов могут не совпадать; Эти показатели измеряют исключительно уровень доверия потребителей. Доверие к финансовым учреждениям как фактор процентной ставки является вторичным, хотя и значительным (в ходе исследования это было продемонстрировано на примере политики процентных ставок Федеральной резервной системы США).