Проблема агрессивности: биологические и социальные аспекты

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Влияние фрустрации на общее развитие ребенка
Психологическая феноменология одиночества: возникновение и его преодоление
Феноменология ревности и ее влияние на личность
Психология счастья


Введение:

В настоящее время проблема агрессии актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Тревожным симптомом является увеличение числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в антиобщественных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и т. д.). Демонстративно и вызывающе по отношению к взрослым усилились. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Преступность среди молодежи резко возросла. Появляются новые типы девиантного поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, занимаются рэкетом, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством. По сравнению с недавним прошлым количество тяжких преступлений возросло, повседневное сознание фиксирует рост конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы наблюдаем изменения во всей социальной структуре общества, в интенсивных процессах расслоения населения по имуществу, по отношению к различным формам собственности. На основе социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически.

Эта проблема имеет долгую историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но не пришли к одному знаменателю, поскольку она сложна и многогранна и, следовательно, не может быть единого решения. Исследователи сосредоточились на таких аспектах проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее ассимиляции и консолидации, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и возрастные особенности агрессивного поведения, а также способы предотвращения агрессии.

В теоретической части мы рассмотрели основные подходы к пониманию концепции агрессии, основные подходы к вопросу ее формирования и возможные факторы ее провокации. В практической части предусмотрены три этапа планового продольного обучения учащихся средней школы.

Объект исследования - агрессия и агрессивность.

Предметом является агрессия как формирование личности у старших подростков и молодых подростков.

Цель состоит в том, чтобы проанализировать динамику агрессивности как формирование личности у старших подростков и молодых подростков.

Гипотеза - в старшем подростковом возрасте агрессивность проявляется как относительно устойчивое формирование личности.

Цели данной работы заключаются в следующем:

  1. теоретический анализ литературы по проблеме;
  2. Эмпирическое исследование агрессивности у учащихся 8, 9 и 10 классов;
  3. выявление гендерных различий;

Определение

На повседневном языке агрессия понимается как «открытая враждебность, вызывающая враждебность», а «агрессивная» - как оскорбительная и агрессивная; враждебный, вызывающий; оказывает вредное действие.

В целом термин «агрессия» широко распространен для обозначения насильственных хищнических действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко негативно, как выражение присутствия культа грубой силы. По сути, агрессия понимается как злонамеренное поведение. В понятии «агрессия» сочетаются разные по форме и результату акты поведения - от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий до бандитизма и убийств. В подростковой жизни часто бывают формы насильственного поведения, определяемые в терминах «издевательства», «дерзость», «озлобленность», «жестокость». Состояние враждебности приближается к агрессивности. Враждебность - это более узкое направленное состояние, всегда имеющее определенный объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но часто люди могут вступать в враждебные отношения, но они не проявляют никакой агрессивности. Существует также агрессия без враждебности, когда они оскорбляют людей, для которых они не питают никаких враждебных чувств.

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать отрицательную оценку. Но есть и точка зрения на агрессию с положительной стороны.

Существующие определения можно разделить на 2 большие группы.

Идея агрессии как мотивированных действий, нарушающих нормы и правила, вызывающих боль и страдания. В связи с этим различают умышленную и инструментальную агрессию. Инструментальная агрессия - это ситуация, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «это было необходимо» или «необходимо было действовать». В этом случае мотив существует, но он не признается.

Преднамеренная агрессия - это действия, которые имеют сознательный мотив - причинение вреда или ущерба.

А.Р. придерживается той же точки зрения. Ратины. Он считает, что анти-поведение - это свойство агрессивной личности личности, полностью принадлежащей мотивационной структуре, личностному уровню.

Ю.М. Антонян считает, что причиной агрессии является беспокойство. Это свойство формируется в глубоком детстве в результате нарушения эмоциональных связей с матерью, то есть депривации. Беспокойство создает защитное поведение. Беспокойство порождает пониженную самооценку, индивид резко снижает порог восприятия конфликтной ситуации как угрожающей, расширяется диапазон ситуаций, а интенсивность и интенсивность реакции индивида на воображаемую угрозу возрастают.

Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческий компонент).

Р. Барон и Д. Ричардсон дают такое определение: агрессия - это любая форма поведения, направленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, которое не хочет такого обращения.

Другими словами:

  • агрессия обязательно означает преднамеренный, преднамеренный вред жертве;
  • агрессией может считаться только такое поведение, которое влечет за собой вред или вред для живых организмов;
  • жертва должна быть мотивирована, чтобы избежать такого самолечения;

С точки зрения отечественных психологов эту точку зрения разделяет Т.Г. Румянцева и И.Б. Рационально. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которая реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным в двух условиях: когда для жертвы есть вредные последствия и когда нормы поведения нарушаются.

Надо разделять агрессию и агрессивность. Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на причинение физического или психологического вреда или ущерба. Агрессивность - это относительно устойчивая личностная черта, выражающаяся в готовности к агрессии, а также в тенденции воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. Благодаря своей стабильности и проникновению в структуру личности агрессивность способна предопределить общую тенденцию поведения.

В этом тезисе под агрессией мы понимаем личностную черту, которая формируется под воздействием социально-психологических факторов.

Причины агрессивного поведения и агрессивности

Изучение агрессивности и агрессивного поведения уделяет значительное внимание во всех основных психологических областях.

В отечественной психологии агрессивный подросток рассматривается, прежде всего, как обычный ребенок. Он приобретает черты и качества агрессивности под влиянием ошибок, недостатков, упущений в воспитательной работе и трудностей в своей среде.

Одним из трудных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период происходит не только радикальная перестройка ранее существовавших психологических структур, но и новые образования, закладываются основы сознательного поведения. Подростковый период онтогенеза - это острый переход во взрослую жизнь, где переплетаются противоречивые тенденции развития.

В российской психологии показано, что человек не рожден эгоистом или альтруистом, скромным или хвастливым. Он становится таким. Только в процессе развития человека как личности возникают как общественно полезные, так и социально вредные черты (А. Макаренко).

Подросток жаждет не только внимания, но и понимания, доверия взрослых. Он стремится играть роль не только среди сверстников, но и среди взрослых. У взрослых была установлена ​​позиция, которая препятствует развитию социальной позиции подростка, но ребенок должен подчиняться. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, который многие подростки прибегают к агрессивным формам поведения.

Агрессия в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, обусловленная неудовлетворенностью их положением в обществе, что также проявляется в соответствующем поведении.

Если говорить о более глубоких причинах такого поведения, то мы можем отметить у таких агрессивных подростков нарушение эмоциональной сферы и кризис личности (Ю.М. Можгинский). Не путайте кризис личности с кризисом личности. Кризис личности проявляется в форме болезненного отношения к восприятию «Я» окружающими нас людьми, одиночества и изоляции мира, несоответствия своего «Я» определенным идеалам и ощущения потери целостность внутреннего мира. Форма поведения характеризуется грубой серьезностью расстройств поведения, отсутствием беспричинных перепадов настроения, способностью компенсировать в благоприятных условиях и мягкостью сомато-вегетативного компонента аффективных реакций. Агрессивное поведение подростков носит характер протеста, возникает спорадически и обычно не нарушает их отношения с окружающими. Это результат только количественного отсутствия более высоких социальных и психологических качеств личности, неправильных установок, слабого правосознания, искажений в системе ценностных ориентаций.

Зарубежные подходы к изучению агрессии

Самая ранняя и наиболее известная теоретическая позиция, относящаяся к агрессии, заключается в том, согласно которой инстинктивное поведение носит инстинктивный характер. Согласно этому подходу, агрессия возникает потому, что люди генетически «запрограммированы» на такие действия. Эту точку зрения разделили ученые о психоаналитическом и этологическом подходах.

Основоположником психоаналитического подхода является З. Фрейд. Благодаря работам Фрейда агрессия и агрессивность превратились в объект научного анализа. Источником агрессивного поведения в психоаналитической интерпретации является Танатос - инстинктивное влечение к смерти и разрушению. Эта концепция была разработана в более поздних работах Фрейда, но изначально он придерживался разных взглядов. В своих ранних работах он утверждал, что все человеческое происходит от Эроса, или инстинкта жизни, чья энергия направлена ​​на сохранение, укрепление и воспроизводство жизни. В этом контексте агрессия рассматривалась просто как реакция на блокирование либидинальных импульсов. Первоначально агрессия как таковая не была истолкована Фрейдом как неотъемлемая часть жизни.

Первым исследователем психоаналитической школы, который расскажет об изначальной природе человеческой деструктивности, был С. Шпильрейн. Ее идея заключалась в следующем: чтобы создать новое, необходимо уничтожить то, что ему предшествовало, то есть в каждом акте творения содержится процесс разрушения. Инстинкт самовоспроизведения содержит два равных компонента - инстинкт жизни и инстинкт смерти. Для любви и творчества влечение к смерти и разрушению не является чем-то внешним. Напротив, влечение к смерти является неотъемлемой сущностью влечения к жизни.

Согласно Фрейду, Танатос - это двигатель смерти. Энергия Танатоса направлена ​​на разрушение и прекращение жизни. Все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с Эросом, и между ними существует постоянное напряжение. Из-за острого конфликта между спасением жизни и ее разрушением другие механизмы служат для направления энергии Танатоса наружу, в направлении от Самости. Таким образом, Танатос косвенно способствует тому, что агрессия выявляется и направлена ​​на других.

Оказывается, агрессивное поведение является не только врожденным, порожденным инстинктом смерти, «встроенным» в человека, но и неизбежным, потому что, если энергия Танатоса не обращена наружу, это вскоре приведет к разрушению самого индивида. Но существует вероятность того, что внешнее проявление эмоций, сопровождающее агрессию, может вызвать разряд разрушительной энергии и тем самым снизить вероятность более опасных действий. Вывод таков: агрессивность как неотъемлемая характеристика человека требует умиротворения.

Для А. Адлера агрессивность является неотъемлемым качеством сознания, которое организует его деятельность. Адлер рассматривает конкурентоспособность, борьбу за первенство и стремление к совершенству как универсальное свойство живой материи. Однако эти основные побуждения становятся подлинными только в контексте правильно понятого социального интереса. Агрессивное сознание порождает различные формы агрессивного поведения - от открытого до символического. Агрессивность, вплетенная в контекст культуры, принимает символические формы, связанные с болью и унижением. Каждый ответ - это естественная сознательная или бессознательная реакция человека на принуждение, возникающая в результате стремления человека чувствовать себя субъектом, а не объектом.

В соответствии с психоаналитическим подходом Д. Доллард также рассмотрел причину агрессивного поведения. он разработал фрустрационно-агрессивную теорию. Эта теория возникла в противовес понятиям инстинкта: здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Агрессия - это не влечение, которое автоматически возникает в человеческом теле, а реакция на разочарование - попытка преодолеть препятствие на пути удовлетворения потребностей, достижения удовольствия и эмоционального баланса. Агрессия всегда является результатом разочарования, а разочарование всегда влечет за собой агрессию. Агрессия рассматривается как попытка причинить вред другим своим действием. Более того, степень разочарования зависит от силы мотивации к выполнению желаемого действия, значимости препятствия и количества целевых действий.

В дополнение к базовым концепциям агрессии и разочарования, рассматриваемым неразрывно, теория также оперирует ключевыми концепциями торможения и замещения. Торможение - это тенденция ограничивать или ограничивать действия из-за ожидаемых негативных последствий. Запрещение любого акта агрессии прямо пропорционально силе ожидаемого наказания. Кроме того, подавление прямых актов агрессии почти всегда является дополнительным разочарованием, которое вызывает агрессию против человека, который воспринимается как виновник этого торможения.

Замена - это желание участвовать в агрессивных действиях, направленных против любого другого человека, а не истинный источник разочарования.

Одна из заметных идей фрустрационной теории агрессии - это эффект катарсиса. Катарсис - это процесс высвобождения возбуждения или накопленной энергии, приводящий к снижению уровня стресса. Суть этой идеи заключается в том, что физическое или эмоциональное выражение враждебных тенденций приводит к временному облегчению, в результате чего достигается психологическое равновесие и ослабляется готовность к агрессии.

Но было замечено, что люди нередко испытывают разочарование, но не обязательно ведут себя агрессивно, и наоборот. Сторонники теории фрустрации согласились с этим и несколько изменили свою позицию. Представителем такой модифицированной формы теории обусловленности агрессии фрустрацией является Л. Берковиц. Агрессия, по его мнению, является функцией сложного взаимодействия врожденных тенденций и приобретенных реакций. Он ввел новую переменную, характеризующую возможные переживания, возникающие в результате разочарования, - гнев, как эмоциональную реакцию на раздражающий раздражитель. Берковиц также признал, что агрессия не всегда является доминирующей реакцией на разочарование и при определенных условиях может быть подавлена.

Берковиц внес три существенные поправки в концептуальную основу «фрустрация-агрессия»:

  1. разочарование не обязательно проявляется в агрессивных действиях, но оно стимулирует готовность к ним;
  2. даже в состоянии готовности агрессия не происходит без надлежащих условий;
  3. Выход из разочаровывающей ситуации с помощью агрессивных действий формирует у человека привычку к таким действиям.

В более поздних работах отмечается, что во время разочарования человек реагирует целым комплексом защитных реакций, из которых только одна играет ведущую роль.

Противоположную позицию в понимании агрессии занимает Э. Фромм, представитель неофрейдизма.

Э. Фромм в своей книге «Анатомия разрушения человека» показывает, как точные научные данные нейрофизиологии, психологии животных, палеонтологии и антропологии опровергают гипотезу о том, что спонтанный саморазвивающийся инстинкт агрессивности заложен в человеке с рождения. 

Во-первых, Э. Фромм анализирует результаты исследования проблемы взаимосвязи между функцией мозга и индивидуальным поведением. Ряд исследователей, таких как В.Р. Hess, D. Olds, R.R. Heath, H.M.R. Дельгадо, утверждают, что импульсы агрессии и бегства «контролируются» разными частями мозга. Так, например, было экспериментально установлено, что, стимулируя определенные части мозга, можно усилить воздействие гнева (и соответствующей модели поведения) или его можно замедлить. Например, активация зависит от промежуточного мозга, бокового гипоталамуса, центрального серого вещества. Подобные исследования демонстрируют тот факт, что в одних зонах реакция активируется, а в других она сдерживается. Из-за двойной (биполярной) организации полушарий головного мозга также возникает двойственность рефлекса агрессии. Важный вопрос заключается в том, какие факторы нарушают баланс и провоцируют открытую ярость и соответствующее разрушительное (агрессивное) поведение. Эксперименты показывают, что нарушения такого рода могут возникать, с одной стороны, от электрического стимула, а с другой стороны, могут возникать в результате нарушения работоспособности тормозных центров. Исследователи, такие как Марк и Эрвин, обращают внимание на тот факт, что дисбаланс также может быть вызван различными видами заболеваний головного мозга.

Э. Фромм отмечает, что данные антропологической науки показали, что инстинктивная интерпретация человеческой деструктивности не выдерживает критики. По его мнению, жестокость и разрушительность в большинстве обществ остаются на таком низком уровне, что их объяснение с помощью «врожденных страстей» неубедительно. Итак, факты показывают, что менее цивилизованные общества (охотники, собиратели и ранние фермеры) менее агрессивны, чем более развитые цивилизации. 

По словам Э. Фромма, важно исследовать социальные условия, которые нарушают баланс рефлекса.

Э. Фромм анализирует различные виды агрессии и деструктивности, а также их предпосылки.

E. Фромм под агрессией означает все те действия, которые наносят (или намереваются причинить) вред другому человеку, животному или неживому объекту. Следовательно, довольно разнообразные типы реакций и импульсов часто подпадают под эту категорию; поэтому Э. Фромм различает, строго различает биологически адаптивную агрессию, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, от злокачественной агрессии, не связанной с сохранением жизни.

Во-первых, он развивает идею «доброкачественной агрессии». Биологически адаптивная агрессия - это реакция на угрозу жизненным интересам человека; это присуще филогенезу. Это характерно для животных и людей. Такая агрессия взрывоопасна, возникает стихийно как реакция на угрозу; и его следствием является устранение самой угрозы или ее причины.

Биологически дезадаптивная, злокачественная агрессивность (то есть, другими словами, деструктивность, жестокость) вовсе не является защитой от нападения или угрозы; это не присуще филогенезу. Этот тип агрессии специфичен только для человека. Эта агрессия приносит биологический вред и социальное разрушение. Его основные проявления - убийства и жестокие пытки - не имеют другой цели, кроме как наслаждаться. Более того, эти действия наносят вред не только жертве, но и самому агрессору. В основе злокачественной агрессивности лежит не инстинкт, а определенный человеческий потенциал, коренящийся в самих условиях человеческого существования.

Э. Фромм, анализируя феномен агрессии, также использует такие термины, как «псевдоагрессия», «игровая агрессия», «агрессия как самоутверждение», «оборонительная агрессия».

Под понятием «псевдоагрессия» Фромм понимает те действия, которые могут привести к ущербу, но которым не предшествовали злые намерения. Ярким примером псевдоагрессии является случайная травма человека.

Игровая агрессия необходима в обучающей тренировке на ловкость, ловкость и быструю реакцию. У нее нет разрушительной цели и отрицательной мотивации (гнев, ненависть). Например, фехтование, стрельба из лука являются формами проявления игровой агрессии.

Наиболее важный тип псевдоагрессии может быть приравнен в некоторой степени к самоутверждению. Концепция агрессии как самоутверждения подтверждается наблюдениями о связи между воздействием мужских гормонов и агрессивным поведением. Во многих экспериментах было доказано, что мужские гормоны часто вызывают агрессивность. Анатомо-физиологические особенности человека определяют его активность и способность проникать без промедления и без страха. Связь между агрессивностью самоутверждения и мужскими гормонами предполагает, что мужчины в большей степени, чем женщины, обладают высоким уровнем наступательной активности, необходимой для самореализации человека, в то время как женщины обладают такими чертами, как тенденция защищать слабые и заботящиеся о других. Что касается агрессии самоутверждения, то есть еще один интересный факт: было установлено, что тот, кто может свободно осознавать свою агрессию самоутверждения, в целом ведет себя гораздо менее враждебно, чем тот, у кого нет такого качества целенаправленного оскорбления.

Основная идея Э. Фромм сводится к тому, что объяснение человеческой жестокости и деструктивности следует искать не в деструктивном инстинкте, унаследованном от животного, а в тех факторах, которые отличают человека от его животных предков. Основная проблема состоит в том, чтобы выяснить, как конкретные условия существования человека ответственны за возникновение жажды мучений и убийств, и от этого зависит характер и интенсивность удовольствия.

В этом смысле феномен агрессии можно понять только с учетом социального фактора развития.

К. Лоренц, представитель этологического подхода, считает, что агрессия происходит в первую очередь от присущего ей инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у всех живых существ. Лоренц предположил, что этот инстинкт развился в течение долгой эволюции, о чем свидетельствуют три его важных функции. Во-первых, борьба рассредоточивает представителей видов по широкому географическому пространству и тем самым обеспечивает максимальное использование имеющихся пищевых ресурсов. Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетический фонд видов за счет того, что только самые сильные и энергичные смогут оставить потомство. В-третьих, сильные животные лучше защищены и обеспечивают выживание своего потомства.

Он считал, что агрессивная энергия вырабатывается в организме спонтанно, непрерывно, с постоянной скоростью, регулярно накапливаясь с течением времени.

Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией:

  1. количество накопленной агрессивной энергии;
  2. спецназ, способствующий разрядке агрессивных стимулов в ближайшем окружении.

Другими словами, чем более агрессивной является энергия в данный момент, тем меньше силы требуется для выплескивания стимула. На самом деле, если с момента последнего агрессивного проявления прошло достаточно времени, такое поведение может развиться самопроизвольно, в отсутствие освобождающего стимула.

В теории социального обучения, ее автором является А. Бандура, агрессия - это поведение, усвоенное в процессе социализации путем соблюдения соответствующего способа действия с социальным подкреплением. Модель поведения рассматривается как средство межличностного влияния. Поэтому значительное внимание уделяется изучению влияния основных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению.

Драйв является мощным стимулом, который заставляет организм действовать. При рождении его побуждает действовать относительно узкий круг возбудителей - первичные или врожденные побуждения. Такие патогены связаны с основными физиологическими процессами, и снижение силы возбуждения имеет важное значение для выживания организма. Таким образом, освобождение от стресса на ранних этапах жизни ребенка зависит от действий окружающих его взрослых; Именно эта связь других людей, особенно матери, с уменьшением силы первичного влечения является основой процесса социализации.

Дети учатся, наблюдая за поведением других людей и подражая своим родителям. Этот процесс называется моделированием. Позже процесс моделирования переходит в процесс социализации, в ходе которого формируются обычные модели реакций. Растущие дети подражают различным примерам, взятым из их социальной среды.

Он выделил 3 наиболее важных момента, которые необходимо учитывать при изучении агрессии:

  1. способ освоения таких действий
  2. факторы, провоцирующие их проявление
  3. Условия, при которых они установлены

А. Бандура также вводит понятия замещения подкрепления и самоусиления. Замена подкреплений - положительные или отрицательные последствия действий других людей, наблюдаемые индивидом. Вероятность агрессивного поведения возрастает, если он наблюдает, как другие люди были вознаграждены за такое поведение. Самоусиливающий эффект влияет на поведение человека как внешнее подкрепление. После того, как желаемая модель реакции получает отрицательный рейтинг, приятные ощущения, испытываемые подростком, начинают играть роль самоусиления.

Остановимся подробнее на работе А. Бандуры и Р. Уолтерса, которая полностью посвящена подростковой агрессии.

Основная концепция этой книги: процесс социализации заключается в выработке привычных реакций, принятых в обществе, в котором живет индивид. Обучение таким навыкам или ассоциациям требует какого-то мотивационного процесса (драйва) и вознаграждения.

Из-за часто повторяющейся ассоциации с освобождением от физического дискомфорта такие факторы окружающей среды, как поведение матери при кормлении грудью, становятся ценным вторичным вознаграждением. К тому времени, когда ребенок станет настолько зрелым, что сможет воспринимать активное социальное обучение, мать, демонстрируя свою привязанность к нему, сможет усилить воздействие на те реакции ребенка, которые она хотела бы развивать. Социализация значительно облегчается, если применяется система поощрений, поощрений в процессе обучения. Награды, связанные с сокращением первичных побуждений, нельзя откладывать на долгое время, если только ребенок не страдает серьезными физическими недостатками, но вторичные поощрения могут свободно и эффективно использоваться в процессе обучения.

Беспокойство может вызывать значительную часть мотивационных свойств всех побочных мотивов. Роль, которую играет беспокойство в создании мотивационного компонента, огромна. И если тревога связана с угрозой физической боли и лишением вознаграждения, то у родителей есть много дополнительных средств для воспитания ребенка и контроля его поведения. Далее акценты, сделанные автором, будут выделены курсивом.

Процесс изучения. Воспитание состоит из поощрения социально приемлемого поведения, осуждения нежелательных привычек.

Искоренение социально неприемлемого поведения может быть сделано двумя способами:

  1. такие поведенческие акты должны быть оставлены без подкрепления, без вознаграждения;
  2. такие поведенческие акты должны активно наказываться;

Если родители не обращают внимания на социально неприемлемое поведение, оставляя его без подкрепления, и если в то же время совершаются другие поведенческие акты, которые подкрепляются, то остальные поведенческие акты постепенно «отмирают» или исчезают.

Активное наказание может также привести к «исчезновению» социально неприемлемого поведения. Но его действие намного сложнее. Если ребенка постоянно наказывают за социально неприемлемое поведение, то побуждение к таким поведенческим действиям, в связи с его связью с наказанием, станет стимулом для беспокойства. И беспокойство тогда мотивирует конкурирующие реакции, которые, если они достаточно сильны, препятствуют или препятствуют социально неадекватному поведению. Но сдержанные реакции могут не потерять свою силу и появляться в ситуациях, когда угроза наказания слабее. Наказание может помешать исчезновению привычки: если привычка полностью запрещена, она не может быть реализована и, таким образом, не может быть усилена.

Наказание может мешать обучению поведению, которое запрещено в какое-то время под страхом наказания, но разрешено в более поздние периоды жизни.

Таким образом, сочетание наказания и подкрепления может облегчить изучение определенных форм поведения.

Обобщение и дискриминация. В первые годы жизни поведение очень легко обобщается. Значительное место в обучении ребенка занимает все возрастающая способность различать определенные поведенческие нормы.

Обучение различению достигается с одновременным действием подкрепления и наказания. Этот процесс значительно облегчается использованием словесных сигналов. Ребенок, усвоив соответствующую реакцию на словесные сигналы, может с пользой использовать опыт других, не проходя длительное обучение методом проб и ошибок.

Социализация начинается задолго до того, как ребенок становится опытным в речи. В течение первых месяцев жизни ребенка родители часто вынуждены прибегать к ограничительным мерам или наказаниям, чтобы ребенок не причинял себе вреда.

Мы можем предположить, что конфликтная ситуация может легко возникнуть на этом этапе до речи. Могут возникнуть две похожие ситуации. По причинам, которые ребенок не может понять, он наказывается в одном случае и поощряется в другом. В любой новой ситуации будут возникать противоречивые реакции. Один из которых заставит ребенка приблизиться к цели, а второй - избежать этого. Такие невербальные конфликты могут вызвать много проблем в будущем.

Условия для развития агрессии. Для того чтобы процесс социализации был эффективным, необходимо соблюдение минимальных условий. Первым условием является развитие мотивации к зависимости, благодаря которой ребенок учится желать интереса, внимания и одобрения окружающих. Это вторичное подкрепление может заставить ребенка адаптироваться к требованиям и запретам как со стороны родителей, так и со стороны общества.

Установление зависимости, хотя и является необходимым условием социализации, недостаточно. Также необходимо «давление» социализации в виде требований и ограничений.

Недостатки социализации не всегда проявляются в деструктивных формах поведения. Похоже, что существенным условием развития антиобщественной агрессии является разочарование, которое возникает при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказания одним или обоими родителями. Если оба родителя постоянно наказывают ребенка, его социализация может вообще не осуществиться.

Другим условием, которое может привести к неудаче с социализацией, а также вызвать враждебность и негодование, является несоответствие требований к ребенку со стороны родителей.

В своей работе Бандура рассматривал агрессию по-разному.

Зависимость. Расстройство потребности детей в зависимости, возникающее из-за отсутствия или отсутствия нежной заботы и привязанности со стороны родителей, приводит к ощущению агрессивности. Это расстройство зависимости имеет отношение к процессу социализации. Если ребенок не имеет тесной зависимости от своих родителей, у него будет мало возможностей подражать им и воспринимать формы поведения.

Беспокойство в зависимости как реакция на отказ и наказание. Подросток с асоциальной агрессией не способен формировать и поддерживать эмоциональные отношения со сверстниками. Они подвержены эмоциональной изоляции или равнодушию.

При рождении ребенок слаб и не способен сам удовлетворить основные потребности - для этого ему нужен взрослый. Поэтому почти у всех детей в той или иной степени развивается мотивация к зависимости. Если атмосфера любви во время воспитания малыша отсутствовала, его стремление к зависимости развивается слабо.

Агрессивность как реакция на расстройство зависимости. Разочарование, которое создается с пренебрежительным и негативным отношением к ребенку, часто вызывает страх и агрессивность. Агрессивность в этом случае приносит ему временное облегчение и в то же время может заставить других обратить на него внимание.

Развитие агрессивности. Агрессивность, по сути, полностью инструментальна, это средство получения желаемого или избавления от неприятного. Агрессия может быть искусной реакцией на стрессовые состояния и может возникнуть даже тогда, когда напряженная ситуация в зоне агрессии не приводит к конфликту.

По мере продолжения процесса социализации ребенок учится заменять физические формы агрессивности более легкими для переноски словесными. Этот процесс, который заменяет более сильно переносимую форму, является реакцией переноса.

Агрессивные импульсы, изначально направленные против родителей, которые вынуждены создавать неприятные ситуации в процессе воспитания и контроля ребенка, должны быть направлены на других людей и даже на неодушевленные предметы. Это вторая форма переноса, при которой агрессивный акт переносится с объекта, вызвавшего этот акт, на другой объект, называемый переносом объекта.

Процесс социализации агрессивности включает в себя повышение способности ребенка реагировать на разочарование относительно приемлемым способом.

В результате исследований было установлено, что несогласованность родителей агрессивных мальчиков в контроле агрессивного поведения их сыновей является важным фактором, способствующим развитию асоциальной ориентации у мальчиков.

Ограничения, требования и дисциплинарные методы. В младенчестве и раннем детстве все потребности ребенка удовлетворяются, и от него почти ничего не требуется. Поскольку он овладевает моторными навыками и становится все более способным контролировать свое поведение, его родители начинают ограничивать и направлять его деятельность. Определенные ограничения необходимы для обеспечения его безопасности.

Как правило, на детей накладываются ограничения для предотвращения нежелательного поведения. Родительские требования предназначены для поощрения поведения, которое они считают социально значимым. Ограничения необходимы для сдерживания нежелательного спонтанного поведения, которое могло бы возникнуть в противном случае; требования необходимы для формирования желаемого поведения, которое иначе не возникло бы, и для содействия развитию вторичной социальной мотивации.

Дисциплинарные меры - это действия, которые должны обеспечивать соблюдение требований и ограничений. Некоторые из них направлены на улучшение желаемого поведения, другие обеспечивают контроль в ситуациях непослушания. Если требования в направлении социализации предъявляются ему в то время, когда внимание и одобрение родителей чрезвычайно важны для ребенка, у него будет сильная мотивация делать то, что родители ожидают от него уверенности в своей зависимой роли. Чем раньше это воздействие произойдет, тем больше оно повлияет на развитие совести и, соответственно, на развитие чувства вины.

Выявление и интернализация контроля. Для успешной социализации необходима постепенная замена внешних санкций и требований внутренним контролем и управлением. В отсутствие самоконтроля и внутренней системы ценностей индивидуальное поведение, как и флюгер, становится слишком восприимчивым к внешним воздействиям, и если в то же время желания индивида вступают в противоречие с требованиями и ограничениями общества, Необходимо застраховаться от возможности того, что он не в полной мере учитывает свои права и желания других.

Агрессивные мальчики показали значительно меньшую идентификацию со своими отцами, чем мальчики из контрольной группы. Также агрессивные мальчики практически не чувствуют вины за нарушение. Для мальчиков из контрольной группы уклонение от вины было сильным мотивирующим фактором, который удерживал их поведение в рамках социально приемлемых, в то время как поведение агрессивных мальчиков контролируется в основном страхом внешнего наказания.

Развитие совести рассматривалось как постепенная замена контроля, полностью основанного на страхе перед последствиями, внутренней системе ценностей, которая должна предотвращать нарушения социальных норм, даже если нет опасности разоблачения.

Эту же точку зрения разделяют и отечественные психологи. Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых происходят агрессивные дети, характерны особые отношения между членами семьи. Психологи описывают такие тенденции как «цикл насилия». Дети, как правило, воспроизводят типы отношений, которые их родители «практикуют» по отношению друг к другу. Дети, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов среди родителей. Когда дети вырастают и женятся, они используют отработанные методы разрешения конфликтов и, закрывая цикл, передают их своим детям, создавая особый стиль дисциплины. Подобные тенденции наблюдаются и в самой личности (принцип спирали).

Достоверно установлено, что жестокое обращение с детьми в семье не только повышает агрессивность его поведения по отношению к сверстникам, но также способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в образ жизни личности. А.А. Реан в сравнительно недавних исследованиях выявил высокий уровень агрессии в группе довольно преуспевающих учеников старших классов. 53% участников эксперимента дали высокие показатели по параметру спонтанной агрессии, а достоверно низкие - всего 9%. Спонтанная агрессия - это подсознательная радость, которую человек испытывает, наблюдая за трудностями других. Такому человеку приятно демонстрировать ошибки другим.

Это спонтанно возникающее, немотивированное желание испортить чье-то настроение, раздражать, раздражать своим вопросом или ответом. С точки зрения реактивной агрессии, чуть менее половины субъектов имели высокие показатели, и только 4% были низкими. Реактивная агрессия проявляется в недоверии к людям; Оскорбления они просто зацепляют, как правило, не прощают и запоминают их надолго. Конфликт личности очевиден, агрессивность в отстаивании своих интересов, высокий уровень раздражительности в виде эмоциональной нестабильности, быстрая потеря самообладания, неадекватно острая реакция вызывают даже мелочи. Целесообразно проводить различие между типами обычной и парадоксальной социализации агрессии.

Обычная социализация агрессии - это прямое усвоение навыков агрессивного поведения и развитие агрессивной готовности личности либо в результате активного опыта, либо в результате наблюдения агрессии. При парадоксальной социализации агрессии изменения личности происходят независимо от вышеперечисленных факторов. Агрессивность как устойчивая личностная характеристика формируется за счет значительного опыта подавления возможностей самореализации. Подавление осуществляется вне агрессивного контекста, напротив, блокирование реальных личных потребностей чаще всего связано с чрезмерной личной заботой, как часть образовательной стратегии, описываемой как «чрезмерное содержание». Парадоксальная социализация агрессии может рассматриваться как агрессивный след социального опыта, лишающий человека независимости. Такой подход подтверждается данными, полученными о прямой связи таких личностных качеств, как «застенчивость» и «спонтанная агрессивность».

Социальные условия, способствующие закреплению агрессии

Подросток в семье

Э. Фромм сказал: «Семья является своего рода« психологическим посредником »общества, поэтому в процессе адаптации в семье ребенок формирует характер, который затем станет основой для его адаптации к обществу и решения проблемы. различные социальные проблемы ».

Традиционно основным учебным заведением является семья. То, что ребенок приобретает в семье в детстве, он сохраняет на протяжении всей своей последующей жизни. Важность семьи как учебного заведения обусловлена ​​тем, что ребенок находился в ней значительную часть своей жизни, и по продолжительности его влияния на личность ни одно из образовательных учреждений не может сравниться с семьей ,

Подростковый возраст - один из самых сложных периодов развития человека. Несмотря на относительно небольшую продолжительность (от 14 до 18 лет), она почти во многом определяет всю будущую жизнь личности. Именно в подростковом возрасте в основном происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от детства, спонсируемого взрослыми, к независимости, изменение привычного школьного образования к другим видам социальной активности, а также быстрая гормональная перестройка организма - делают подростка особенно уязвимым и подверженным негативным воздействиям окружающей среды. В то же время необходимо учитывать врожденное желание подростков освободиться от заботы и контроля со стороны родственников, учителей и других воспитателей. Часто это желание приводит к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. С другой стороны, недостатки в воспитательной работе с подростками становятся все более очевидными. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные отношения в семье. Формирование как положительных, так и отрицательных качеств зависит от стиля воспитания (в равной степени отцовского и материнского), от характера и количества дисциплинарных взысканий и наказаний.

Стиль и поведение родителей - это относительная стабильность целей, действий и реакций взрослого, направленных на формирование личности ребенка.

М. Мид, изучая первобытные сообщества, сделал очень интересные наблюдения. В тех сообществах, где ребенок имеет негативный опыт, как правило, формируются негативные черты личности. В частности, стиль взаимодействия со взрослыми сводится к следующему: мама рано отлучает ребенка от груди, долго уходит на работу, общение с матерью встречается редко. Дальнейшее образование остается довольно серьезным: чаще всего применяются наказания, враждебность детей по отношению друг к другу не вызывает осуждения взрослых. В результате формируются такие качества, как беспокойство, подозрительность, сильная агрессивность, эгоизм и жестокость.

Эрон и другие, проведя обширный опрос, выявили особенности родителей, которые пользовались репутацией жестоких и озлобленных. Отмечалось, что такие родители, как правило, имеют тенденцию проявлять агрессию по отношению к своим детям (детей не любят, оставляют).

А.А.Бодалев считает, что оценка ребенком другого человека и его действия - это простое повторение оценки взрослым авторитетным для ребенка. Следовательно, родители - это стандарт, по которому дети сравнивают и строят свое поведение. Передавая социально полезный опыт, родители также передают его негативные аспекты, которые являются очень эмоционально заряженным «руководством к действию». Не имея личного опыта, ребенок не способен соотнести правильность навязанных моделей поведения с объективной реальностью.

Сами родители, как отметил Э. Берн, всегда счастливы, хотя могут и не показывать, когда дети им подражают, даже самым злым образом.

Разные авторы выделяют разные типы неблагополучных семей, в которых появляются дети с нарушениями поведения. Эти классификации не противоречат, а дополняют, иногда повторяя друг друга.

Бочкарева Г.П. выдает семьи:

  1. с дисфункциональной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны к своим детям;
  2. при котором отсутствуют эмоциональные контакты между его членами, безразличие к потребностям ребенка с внешним благополучием отношений. В таких случаях ребенок стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;
  3. с нездоровой моральной атмосферой, где ребенка прививают социально нежелательные потребности и интересы, он ведет аморальный образ жизни.

Дубровина, как значительный фактор риска, выделяет дисгармоничную семью.

Эта концепция включает в себя несколько разнородных вариантов психологического стресса:

  • семьи, в которых один из членов страдает психоневрологическим расстройством или химической зависимостью. К наследственному фактору, который делает возникновение расстройств у детей более вероятным, добавляется непредсказуемость семейной ситуации;
  • фактически дисгармоничные семьи, где главной проблемой являются отношения между членами семьи;
  • семьи, в которых практикуется неправильный тип образования;

Личко А.Е. в семье 4 неблагоприятных ситуации:

  1. гиперзащита различной степени: от стремления быть соучастником во всех проявлениях внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании; чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль над всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, приводит к пассивности, отсутствию независимости и трудностям в общении со сверстниками.
  2. гипо-опека, часто переходящая в пренебрежение; подросткам разрешено делать все, что они хотят, никто не интересуется их делами. Поведение становится неуправляемым. А подростки, независимо от того, как они иногда восстают, нуждаются в поддержке родителей, они должны увидеть образец взрослого, ответственного поведения, которым можно руководствоваться.
  3. ситуация, которая создает «кумира» семьи - постоянное внимание к любой мотивации ребенка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи;
  4. ситуация, которая создает «Золушку» в семье - появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.

Уровни воспитания:

  1. Безразличное отношение к детям, их чувства, чувства, отсутствие полной привязанности к детям, чувство долга и ответственности перед детьми. Уровень равнодушного отношения.
  2. Авторитарные родители: показное уважение к детям, любовь, которая стоит за безразличием и лицемерием. Это уровень демонстрации своей власти над ребенком, постоянное подавление мыслей и чувств собственных детей.
  3. Удовлетворение капризов ребенка, потакание эгоистичным потребностям. Недоверие к ребенку, чрезмерный контроль над его поведением. Борьба за лидерство, за влияние на ребенка. Они игнорируют мнение ребенка, его право на действия, манипулируют им как вещью. Агрессивное поведение.
  4. Доверие между родителями и детьми, общие интересы семьи и общественности. Совместное обсуждение проблем, участие в их решении, чувство ответственности.

Таким образом, формирование агрессивных тенденций у детей происходит несколькими способами:

  1. Родители поощряют агрессивность у своих детей напрямую или показывают пример (модель) надлежащего поведения по отношению к другим и окружающей среде.
  2. Родители наказывают детей за агрессивность. Исследования показывают, что:
  • Родители, которые очень редко подавляют агрессивность у своих детей, вызывают чрезмерную агрессивность у ребенка.
  • Родители, которые не наказывают своих детей за агрессивность, более склонны обучать их чрезмерной агрессивности.
  • Родителям, которые разумно подавляют агрессивность своих детей, как правило, удается выработать способность контролировать себя в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение.

В.И. Гарбузов () выделил три типа негативных родительско-дочерних отношений:

  • Тип А - отказ (отказ ребенка, демонстрация недружественного отношения)
  • Тип B - гиперсоциализация (чрезмерно требовательное отношение: чрезмерная критика, разборчивость, наказание за малейшую ошибку)
  • Тип Б - гиперпротекция (эгоцентрическое образование: сверхзаботное отношение, при котором ребенок лишен возможности действовать самостоятельно.

Первый тип формирует у ребенка чувство покинутости, неуверенности, неуверенности в себе. Ребенок не чувствует поддержки, «стенку», за которой можно прятаться. Кроме того, отказ разрушает механизм идентификации (ребенок не принимает родительские убеждения). В холодных эмоциональных отношениях у него нет положительных поведенческих моделей ответа. Это снижает способность ребенка к саморегуляции.

Второй тип (гиперсоциализация), по-видимому, предоставляет ребенку модель для развития и нацелен на формирование сильной, волевой личности, но все же приводит к отрицательным результатам - горечь, желание совершить запретную «скрытность» и скоро. Здесь критика со стороны родителей обычно не конструктивна и поэтому не приводит к положительным результатам. Критика ребенка создает чувство неполноценности, беспокойства и ожидания новых неудач. Чаще всего, как отмечают Е. Гаспарова (), Т.В. Роял (), ребенок, занимающий такое положение в семье, оказывается неплатежеспособным и не может занимать высокое положение в группе. И эта неудача приводит к тому, что агрессивное поведение ребенка служит ему для утверждения себя в группе.

Третий тип (гипер-опека) также нарушает нормальное развитие личности. Это дает ребенку возможность получить родительскую привязанность и любовь, однако чрезмерная забота ведет к инфантилизму, отсутствию независимости, неспособности принимать решения и противостоять стрессу, снижает личную способность к саморегуляции.

Такие дети, считают психологи, чаще всего становятся жертвами агрессии. И, учитывая, что они не могут постоять за себя, у них есть косвенная агрессия, то есть они выражают свои негативные эмоции на других объектах (рвут книги, бросают игрушки, наказывают игрушки в игре и т. д.).

Таким образом, неправильное отношение к ребенку в семье также приводит к формированию агрессивных тенденций в поведении ребенка.

Существует ряд особенностей семейных отношений и воспитания, которые способствуют возникновению агрессивных качеств личности ребенка (Е. Копченова):

  • Отсутствие тепла и привязанности со стороны родителей;
  • Незаинтересованность в детях, равнодушие к детям;
  • Явный отказ от ребенка, проявляющийся в невнимательности, жестокости, избегании родительского контакта с ребенком;
  • Отсутствие или ненадлежащий контроль над ребенком в сочетании с снисходительным отношением к проявленному агрессивному поведению;
  • Несоответствие в применении наказаний;
  • Применение суровых, в том числе физических, наказаний;

Семья должна адаптироваться к растущей независимости подростка, когда он готовится к самостоятельной жизни. Насколько хорошо происходит эта взаимная адаптация родителей и растущих детей, больше зависит от стиля родительского поведения и динамики семьи.

Подросток в группе сверстников

Агрессивные подростки со всеми различиями в их личных характеристиках и поведенческих характеристиках имеют некоторые общие черты. Эти особенности включают бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и нестабильность интересов. Эти дети, как правило, имеют низкий уровень интеллектуального развития, повышенную внушаемость, подражание и недоразвитие моральных идей. Они характеризуются эмоциональной грубостью и горечью как по отношению к сверстникам, так и по отношению к окружающим взрослым. Такие подростки имеют крайнюю самооценку (максимально позитивную или максимально негативную), повышенную тревожность, боязнь широких социальных контактов, эгоцентризм, неспособность найти выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение , В то же время среди агрессивных детей есть и дети с интеллектуальным и социальным развитием. Их агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрации их независимости, совершеннолетия.

Когда наступает подростковый возраст, именно тогда внешний мир побуждает ребенка заявить, что он покидает свой семейный мир. Он хочет почувствовать для себя, если можно так выразиться, несоответствие между воображаемым и реальностью и самого себя, чтобы войти в те социальные группы, о которых он изобрел много вещей, но существование которых подтверждают окружающие. Он тянется к компаниям молодых людей, которые старше его, где он стремится стать «его». Таким образом, покинув семью и смешавшись с соответствующей социальной группой, которая в этот момент играет для него роль поддержки вне семьи, он вступает в подростковый возраст.

По мере взросления роль семьи ослабевает, а роль сверстников возрастает. Элементарная поддержка, которую подростки получают от товарищей, чрезвычайно важна для их развития. У подростков есть что-то, что не подлежит изменению, что-то, что всегда с ними, - их потребность в дружбе. Дружба только возвращает их к жизни. Дружба - это «дорога жизни» для подростка.

Было много исследований агрессии в межличностных взаимодействиях. Итак, в работе Н.Г. Самсонова, показано, что для юношей агрессия является возрастной нормой, которая носит демонстративный характер. У девушек совершенно другая ситуация. Девушки в конфликте сосредоточены на реляционной стороне взаимодействия, а не на решении проблемы. Для них важно не ссориться и поддерживать отношения, потому что агрессия чаще всего действует как разрушительное поведение и ведет к нарушению совместных действий и отношений.

Самопроизвольно развивающиеся аналогичные компании объединяют подростков со схожими интересами развития. Группа консолидирует и даже культивирует девиантные ценности и поведение, оказывает сильное влияние на личностное развитие подростков, становясь регулятором их поведения. В этом контексте существует концепция «перехода к риску» - это увеличение рискованности групповых или индивидуальных решений после групповых обсуждений по сравнению с первоначальными решениями членов группы. Каждый член группы в процессе обсуждения пересматривает свое решение, чтобы приблизить его к ценностному стандарту. Чувство потерянной подростками дистанции, ощущение допустимого и недопустимого приводит к непредсказуемым событиям. Существуют специальные группы, которые характеризуются ориентацией на немедленное удовлетворение желаний, пассивной защитой от трудностей и стремлением переложить ответственность на других. Подростки в этих группах отличаются пренебрежением к обучению, плохой успеваемостью, бравадой - неспособностью выполнять свои обязанности: всячески избегая выполнения каких-либо обязанностей и заданий дома, готовя домашние задания или даже посещая занятия, такие подростки сталкиваются с большим количеством " дополнительное время" . Но для этих подростков характерна именно неспособность осмысленно проводить свободное время. Подавляющее большинство таких подростков не имеют каких-либо индивидуальных увлечений, они не занимаются секциями и кружками. Они не посещают выставок и театров, очень мало читают, а содержание прочитанных книг обычно не выходит за рамки жанра приключенческого детектива. Плохо проведенное время толкает подростков на поиски новых «острых ощущений». Алкоголизация и анестезия тесно переплетены в структуре девиантного образа жизни подростков. Часто подростки, пьющие алкоголь, как бы отмечают свои «заслуги»: удачные приключения, хулиганские действия, драки, мелкие кражи. Объясняя свои плохие поступки, подростки имеют неправильное представление о морали, справедливости, мужестве, смелости.

У подростков есть шанс связаться с плохой компанией и стать несовершеннолетним правонарушителем. Агрессивность, жестокость и повышенная тревога приобретают устойчивый характер, обычно в процессе спонтанного группового общения, складывающегося в компаниях. Но это общение, эта система отношений, в том числе построенных на основе жестоких законов антисоциальных подростковых групп, является лишь ситуацией замещения, когда подросток не принят в мир социально значимых отношений взрослых, как ситуация совместный опыт непонятности ими. Принадлежность к компании не только ставит определенных подростков перед определенными ожиданиями, но также ставит его перед необходимостью представлять доказательства его соответствия и самоконтроля. Подчиняясь законам группы, иногда столь же иррациональным, сколь и неизбежным, подростки совершают невероятно жестокие преступления, чтобы, как им кажется, восстановить связь между их собственным «Я» и жизненно важной для них группой. В работе Ю.В. Гущин получил интересные результаты. Дело в том, что уровень агрессивности в выборке подростков-правонарушителей не более, чем в выборке социально адаптированных подростков, и агрессивность в этом случае не является обязательным свойством подростка-правонарушителя.

Способы общения друг с другом у подростков, т. е. их групповая культура, связана с переходом во взрослый мир. Взрослые снова и снова оценивают разнообразие форм проявления таких культур с точки зрения их тесного соответствия моральным закономерностям и целям общества. Но две темы всегда исключены: во-первых, все, что связано с сексуальностью, а во-вторых, с насилием. Агрессия и насилие остаются прерогативой родителей (насилие в образовательных целях) и государства (государственное насилие), поэтому они, похоже, автоматически становятся первым пробным камнем антикультуры.

Но если у подростка есть такая черта личности, как агрессивность, то его поведенческим стратегиям можно придать следующую характеристику (Л.А. Регуш):

  • Такие подростки активно стремятся отстаивать свои позиции и интересы, проявляют эмоциональность и агрессивность в общении и ведут себя импульсивно.
  • Они характеризуются эмоциональным самоприятием, отсутствием самокритики и некоторой самоуспокоенностью в оценке своих собственных действий, отсутствием тенденции переосмысливать свои собственные качества и отсутствием выражения отношения к самим изменениям.
  • Характерны целостность и установление образа «Я», удовлетворение им, которое определяет эгоизм, стремление к самодостаточности, лидерству, не боясь вызвать чувство отчуждения.
  • Отношения в семье и со школьными учителями рассматриваются этими детьми в качестве основных зон конфликта.
  • Агрессивность, присущая защите их интересов, провоцирует эскалацию конфликта и мешает конструктивному решению проблемы.

Биологический фактор, провоцирующий агрессию

Американские ученые Медник и Мойлер утверждают, что гены играют более важную роль в формировании агрессивного поведения, чем окружающая среда. Чтобы подтвердить это, они проанализировали степень наследования детьми черт их биологических и приемных родителей. Если усыновленный ребенок больше похож на своих биологических родителей, то мы имеем дело с проявлением биологических детерминант. Большее сходство между ребенком и его приемными родителями свидетельствует о влиянии окружающей среды (например, обучение). Изучив судебные процессы отцов (усыновителей и усыновителей) и их сыновей, исследователи обнаружили, что мальчики с осужденными биологическими отцами, скорее всего, будут осуждены за нарушение закона. В конце своих исследований ученые стали придавать большое значение роли социального фактора. Мойер приходит к выводу, что «... человек, унаследовавший сильную агрессивность в разочаровывающей и стрессовой ситуации, будет подвержен гневу и враждебности. С другой стороны, если тот же человек окружен любовью и в значительной степени защищен от жестокости и насилия, а также не часто провоцирует агрессию, он вряд ли будет склонен к агрессивному поведению".

Психогенетические данные убедительно свидетельствуют о том, что генетические признаки вносят значительный вклад в межиндивидуальные различия в агрессивности. Более того, нельзя не согласиться с мнением, высказанным, в частности, Х.Г. Бруннер: понятие одного «гена агрессии» нереально. Как показывают исследования, многие гены и сложные взаимодействия между ними могут влиять на «склонность» к агрессии. Это влияние, по-видимому, опосредовано в основном характеристиками эмоциональной реактивности и способностью контролировать свои импульсы. Следует подчеркнуть, что на разных этапах развития и в разных группах людей различные биологические (в том числе генетические) и психологические процессы, очевидно, включены в сложную иерархическую систему отдельных психологических и ситуационных факторов, определяющих вероятность агрессивных действий. Кроме того, факторы окружающей среды объясняют как минимум половину межиндивидуальных различий в агрессивности как онтогенетически стабильную характеристику. Что касается отдельных агрессивных действий, как подчеркивают большинство исследователей, социальный контекст играет решающую роль в их возникновении не только у здоровых людей, но и при патологических состояниях. Тем не менее, учитывая, что генетические различия вносят значительный вклад в формирование тенденции к агрессивному поведению, с течением времени, когда становится доступной индивидуальная генетическая диагностика, генетические данные могут использоваться для оценки индивидуальной реактивности к различным воздействиям окружающей среды, которые провоцируют агрессию, что означает и для прогноз и профилактика агрессии.

В подростковом возрасте в процессе полового развития происходит изменение гормонального статуса. С одной стороны, все изменения в организме подростка происходят под стимулирующим и контролирующим воздействием гипоталамуса и эндокринной железы. Секреция тестостерона и эстрогена регулируется с помощью обратной связи между этими гормонами, при которой гипоаламус и гонады получают сигнал о том, что гормоны секретируются в достаточных количествах.

С другой стороны, многие биохимики утверждают, что существует связь между уровнем гормонов и агрессией. Так, в ряде работ было сказано, что избыточная секреция тестостерона у мужчин вызывает неконтролируемую агрессию. Но изменение гормонального статуса происходит у девочек в предменструальный период. Многие повышают раздражительность, общее самочувствие, отек лица и ног и ухудшение аппетита. К. Мойер утверждает, что этот период времени опасен, согласно его исследованию, 62% насильственных преступлений совершаются в течение предменструальной недели и только 2% в конце периода. Эта связь очень важна, поэтому в некоторых странах закон признает менструацию смягчающим обстоятельством.

Американский ученый Дж. Уайт считает, что «даже если биология повышает готовность к агрессии, очевидно, что факторы окружающей среды могут действовать таким образом, чтобы минимизировать или максимизировать всплеск агрессии». Исследования биохимиков важны, но не абсолютизируют их.

Работа российских психологов показывает, что половое созревание, как и другие изменения, связанные с развитием организма, влияет на психическое развитие ребенка, но эти влияния опосредованы внешним миром, сравнивая себя со взрослыми и сверстниками, а также В качестве небиологических характеристик определяют развитие подрастающего человека как личности.

Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что единой точки зрения на определение агрессии по своей природе не найдено, что существенно усложняет понимание этой проблемы. Кроме того, обзор литературы показал, что такой параметр агрессивности, как устойчивость, еще не разработан. Возрастные характеристики подростка и социальные факторы могут сыграть значительную роль в формировании агрессивного поведения, но их не следует переоценивать.

У некоторых подростков агрессивность формируется как достаточно устойчивое формирование личности - качество личности. Основные механизмы: ассимиляция агрессии как поведенческого акта идеала или как результат консолидации агрессии как защитной реакции, связанной с неудовлетворенностью значительных потребностей ребенка.

Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерной чертой их является нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Подростки находятся под сильным влиянием подростковой группы, часто формируя асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, окружающая среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Таким образом, негативный микроклимат во многих семьях приводит к отчуждению, грубости, враждебности определенной части подростков, желанию делать что-либо вопреки воле других, что создает объективные предпосылки для проявления демонстративного непослушания, агрессивности и деструктивности. действия.

Вывод:

Исследование было посвящено изучению стабильности агрессии и агрессивности у старших подростков и молодых подростков. Целью исследования является анализ динамики агрессивности как формирования личности у старших подростков. Гипотеза - в старшем подростковом возрасте агрессивность проявляется как относительно устойчивое формирование личности. Техника, которая лучше всего подходила для выполнения заданий, была тестом Вагнера.

Обзор литературы в теоретической части диплома показал, что нет единой точки зрения на источник агрессии, что значительно усложняет понимание этой проблемы. Кроме того, такой аспект агрессии, как ее устойчивость, мало изучен. Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, обусловленная неудовлетворенностью их положением в обществе, что также проявляется в соответствующем поведении. Однако на развитие агрессивности у подростка могут влиять природные особенности. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, когда растущий человек не видит другого выбора, кроме борьбы. В подростковом возрасте из-за сложности и непоследовательности характеристик растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения и проявления агрессивности

В практической части мы попытались ответить на вопрос: насколько агрессивна устойчивость как формирование личности?

Эмпирическое исследование показало:

  1. Исследование подтвердило первоначальную гипотезу о том, что агрессивность действует как относительно стабильное формирование личности на протяжении старшего подросткового возраста.
  2. Во всех возрастных группах примерно половина выборки имеет степень агрессивности как личное образование.
  3. Уровень агрессивности в течение трех лет эксперимента претерпевает значительную динамику. Наибольшие изменения происходят в возрасте 14 лет (9 класс).
  4. Выявлены гендерные различия: у девочек уровень агрессии сохраняется, у мальчиков он значительно снижается. Наиболее насыщенными категориями ответов были: активность, директива, коммуникативность. За три года процент «агрессии» у мальчиков снизился с 63,63% до 45,45. Насыщенность категорий ответов такая же, как у девушек, а именно наиболее насыщенными являются: активность, директива, коммуникативность. Выявлены гендерные различия: у девочек уровень агрессии сохраняется, у мальчиков он значительно снижается.
  5. Практические рекомендации. Необходимо научить детей навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами общества, умению находить альтернативные мирные решения конфликтов.

Большое значение имеют также навыки совместной работы, поэтому этому следует уделять особое внимание, особенно в школе.

Ведущая роль в профилактике и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье и родителям. Однако большое значение имеют и учителя, и, конечно же, психологи.