Приватизация госсобственности в России: результаты, особенности и проблемы

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 11.01.2020

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться оформлять рефераты на отлично:

 

Реферат: примеры и образцы оформления

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Атомистическое учение Демокрита

Биочипы и область их применения

Систематизация угроз информационно-психологической безопасности

Исследование пространственных и временных представлений обучающихся с умственной отсталостью

Введение:

Наиболее важными направлениями формирования рыночной экономики в России являются:

  1. предпринимательство,
  2. предпринимательство,
  3. приватизация,
  4. поддержка конкурентного развития.

В связи с этим в условиях перехода к многоуровневой экономике в России важным условием становления рынка приватизации явилась необходимость преобразования государственной собственности на основе отрицания в такой ситуации, выявления проблем и особенностей приватизации в России, ее проблем, перспектив, ошибок, осмысления и анализа приватизационного процесса.

Экономические реформы в России(структурные, ценовые, финансовые) осуществляются в каждом секторе, как в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственной и муниципальной собственности, лежащая в основе экономических реформ, проходит быстро и последовательно, становясь наиболее зримым проявлением экономических изменений (анализ либерализации цен в теории и практике приватизационного процесса приобретает все большее значение в российской экономике).

Это происходит по трем причинам:

  • Во-первых, необходимо понять изменения в экономике различных стран при переходе от исполнительной власти к рыночной экономике;
  • Во-вторых, постоянное внимание российских исследователей к проблемам развития отношений с недвижимостью;
  • В-третьих, используя "карту" приватизации с резким включением всего населения в процесс обсуждения политических дискуссий и их хода и результатов.

Теория приватизации и обобщение ее практики имеют много спорных и нерешенных проблем как методологического, так и прикладного характера. Кроме того, в условиях перехода России к рыночной экономике возникли новые проблемы, имеющие важное значение для дальнейшего развития приватизационного процесса.

Следует отметить, что понятие "приватизация", все еще трактуется по-разному.

Эта дискуссия особенно серьезна при рассмотрении вопросов:

  • О месте приватизации в экономической реформе;
  • Либерализация цен и структурная перестройка приоритета или одновременности приватизации;
  • О целях приватизации;
  • За сочетание экономической эффективности и социальной справедливости бесплатно взимается плата в используемой модели приватизации.

Самостоятельные вопросы являются критериями выбора метода приватизации, определения ее темпов и приоритетов. Анализ организации приватизационного процесса в российской экономике показывает ряд присущих ему особенностей, которые носят как положительный, так и отрицательный характер.

 

Как пишется реферат: примеры и образцы оформления

 

Основными негативными чертами являются:

Единообразие методов приватизации для предприятий различных отраслей промышленности связано со стоимостью основных фондов и численностью трудовых коллективов. Ведомственные особенности приватизации сводились к процедуре утверждения планов приватизации министерств (ведомств) и предприятий, ограничивая первый вариант акционирования выпуском"золотых акций".

Игнорируйте региональные особенности приватизации. Разница между темпами и методом приватизации в регионе заключалась, скорее всего, в том, что действия местных властей превысили их возможности.

Как передать недвижимость практически бесплатно (или за символическую плату). Его организационная форма - введение системы приватизационных чеков на предъявителя.

Руководство ставит перед собой высокие "задачи" в плане условий и объемов приватизации.

Неэкономическое принуждение в процессе приватизации порождало проблемы, которые не были решены на ее начальном этапе. Среди них-порядок использования и финансирования объектов социально-культурного значения, а также закрепление и продажа пользователям земельных участков и недвижимости, многие элементы первоначального приватизационного механизма сохраняются в пострыночной модели приватизации. Это перечень и критерии применения методов приватизации, перечень приоритетных направлений приватизации и функций государственных органов. Главное отличие-это переход к финансовой приватизации и инвестиционной конкуренции. Разработка общей стратегии приватизационной деятельности стала отправной точкой для принятия конкретных решений о методах, темпах, приоритетах приватизации и методах оценки имущества. Процесс приватизации требует поддержки на двух уровнях: всего общества и труда конкретного предприятия. Хотя неадекватное продвижение идеи приватизации привело к тому, что у значительной части населения вместе с экспертами сформировался негативный образ приватизационного процесса.

Рассмотрение вопросов, связанных с механизмом и результатами проведения аукциона, предложило аналогичную процедуру проведения кассовых аукционов по продаже акций реорганизованных обществ в дальнейшем, цена акций, установленная чековым аукционом, будет являться основой для проведения кассового аукциона и вторичного курса акций. Ценные бумаги приватизированных предприятий в целом достаточно надежны, но сейчас они по-прежнему малодоходны и низколиквидны.

 

Завершение начального этапа приватизации в России (так называемая "контрольная приватизация") требует оценки ее результатов и выявления особенностей. Переход к новому"инвестиционно-финансовому"этапу приватизации требует прогнозирования развития после приватизации предприятия.

 

Проблема приватизации в России : итоги и последствия, особенности современного этапа

Приватизация - это особая система экономических отношений, возникающая в связи с изменением формы собственности на средства производства от "Государственной" к "частной". Она включает в себя приоритетные отношения, отражающие интересы органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий и совокупность населения в целом в процессе серьезных преобразований. Диалектика приватизации и отрицания состоит в том, что приватизация есть отрицание собственности.

Объективными причинами развития приватизационного процесса являются как макроэкономика, так и микроэкономика. Необходимость постоянной нерыночной координации производственной деятельности государственных предприятий в экономике привела к ее высоким планово-координационным издержкам. Между тем, рыночный механизм позволяет осуществлять такие корректировки с гораздо меньшими затратами.

Таким образом, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от системы"исполнительной власти" к системе "социально-рыночной экономики", но и активным стремлением компаний к снижению издержек:

  • С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных перемен
  • С другой стороны, это долгосрочное средство государственного регулирования

Ближайшими целями приватизации являются:

  • Формирование слоя мелких и средних собственников;
  • Сокращение доли государственного и муниципального имущества;
  • Перераспределение экономической базы власти.

Достижение социальной справедливости,повышение экономической эффективности производства, увеличение доходов государственного бюджета не является собственной целью приватизации. Она может только способствовать развитию этих процессов в долгосрочной перспективе.

Основными критериями выбора методов приватизации являются отраслевая принадлежность и масштабность предприятия, принципы социальной справедливости и приоритетности персонала, дерегулирование, профиль предприятия и его производственные мощности, эти стандарты деятельности предприятия привели к следующим основным методам приватизации:

  1. Акции (путем подписки или продажи акций)
  2. Продажа бизнеса и недвижимости на коммерческом или инвестиционном конкурсе
  3. Приобретение арендованного имущества
  4. Банкротство

Особенности начального этапа приватизации в России (1991-1994 гг.) заключаются в следующем:

  • Приоритетность политических целей процесса, внедрение системы приватизационных чеков;
  • Сверхвысокие темпы приватизации;
  • Основной формальный характер приватизации при инкорпорации крупных предприятий;
  • Аукцион по продаже небольших объектов;
  • Низкая рентабельность приватизации.

Эти особенности приближают российскую приватизационную практику к практике Восточной Европы. Использование приватизации как постоянного инструмента государственного регулирования экономики на более позднем этапе будет иметь общие черты с процессом приватизации в развитых странах Запада. Вопросы приватизации и распределительные проверки стали эффективным инструментом быстрого перераспределения государственной собственности между негосударственными инвесторами. Вторичный рынок акций приватизируемых предприятий зависит от отсутствия спроса на акции большинства акционерных обществ, низкой доходности акций, а также неразвитости фондового рынка в развитии успешной приватизации, в частности приватизации предприятий, зависит от создания и функционирования государственных и негосударственных управленческих структур (холдингов, финансово-промышленных групп). Они призваны обеспечить эффективное распоряжение акциями государства в уставном капитале акционерного общества.

Прогнозы развития приватизационного процесса в России указывают на следующие перспективы:

  • Основным способом приватизации станет продажа предприятий (недвижимости, акций) в рамках инвестиционного конкурса;
  • Есть условия для перехода к оригинальной модели приватизации в регионе.
  • Экономические реалии приватизации

Учитывая методологическую основу отрицания и приватизации, фактическая приватизация государственной собственности происходит тогда, когда предприятие продается как система отношений, изменяющая форму собственности на средства производства от Государственной к частной под непосредственным влиянием государства. Превращение предприятия в акционерное общество обусловлено тем, что после приобретения акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива оставшиеся акции остаются в государственной собственности и приобретаются другими инвесторами.

 

Содержание соответствующей системы приватизации раскрывается через ее цели.

 

В этом аспекте приватизация является не целью реформы, а ее инструментом. Приватизация способствует антимонопольному регулированию производства. К сожалению, внезапный переход крупных компаний к акционированию произошел без предварительной реорганизации и коммерциализации. Это не позволило нам связать задачу приватизации с демократией. Следует отметить, что проблема демонизации не может быть решена не только путем разукрупнения, но и во всех отраслях народного хозяйства. Взаимосвязь между приватизацией и демонополизацией очень сложна, и использование методов, разрешенных программой приватизации, когда структурные подразделения покинули их, реализация целей существующей промышленной приватизации взаимно противоречивы. Между принципами социальной справедливости и экономической эффективности существует явное противоречие. Здесь мы должны были пойти на компромисс с нормами справедливости, ускорить процесс денационализации и приватизации. Важным средством приватизации является перераспределение доходов и собственности.

Приватизация - это часть экономических реформ, которые одновременно создают предпосылки для реализации других направлений реформ. Приватизация происходит в меняющихся политических условиях с переходом от"дирижистской"модели экономического регулирования к "неолиберальной" модели. Обратный переход может сопровождаться процессом депривации. Это подтверждает перманентный характер процесса приватизации как средства государственного регулирования. Реализация приватизационных мер в России сталкивается со многими объективными препятствиями. Прежде всего, масштаб предлагаемых изменений несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Инфраструктура рынка капитала практически отсутствовала. Резкий спад производства значительно затрудняет оценку потенциала малозатратных компаний. Среди населения ощущалась нехватка финансовых ресурсов. Эти условия объясняют отсутствие неизбежной равноценности при продаже государственной собственности и необходимость предоставления льгот различным группам населения (трудовым коллективам,безработным и др.).).

Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, реализация которой ведет к формированию новой социально-экономической структуры национальной экономики. Приватизация фактически сделала реформу необратимой, поскольку возвращение затрагивает интересы миллионов людей. Существовал искусственный спрос на инвестиции и постоянная концентрация прав собственности.

 

Теория приватизации

Суть приватизации

Приватизация является одной из важнейших трансформаций при переходе к рынку, с учетом особого отрицания экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства от "Государственной" к "частной" и методологической основы приватизации, определение собственности на продукцию от государства непосредственно к частному сектору (включая физических лиц, паи и акции) формулируется как передача собственности частному сектору экономики. Связь между понятием приватизации и разгосударствлением заключается в том, что приватизация есть отрицание собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возвращение государственной собственности истинному владельцу.

Но единого определения приватизации до сих пор не существует. В западных странах можно найти множество определений, таких как:

  • Передача государственной собственности в пользу физических лиц (частный сектор) или переход государственной собственности в частную собственность;
  • Полная продажа государственных предприятий физическим лицам;
  • Продажа части активов;
  • Передача функций государственной собственности в частный сектор национальной экономики позволяет осуществлять распределение и взаимодействие ресурсов через рынок.

Несмотря на разнообразие определений, существуют две основные модели приватизации:

  1. Оплачено;
  2. Свободный, каждый из них основан на определенном аргументе и аргументе.

Бесплатная приватизация. При государственной монополии все граждане были совладельцами собственности, поэтому должны были существовать стимулы к производительному труду, экономии затрат и более эффективному использованию ограниченных ресурсов, по мнению реального собственника от формального собственника, путем предоставления ему части государственной собственности. По сути, реализация связана с предоставлением всем гражданам приватизационного чекового ваучера.

Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Этот процесс предполагает, что компания была зарегистрирована ранее, и ее акции продаются на фондовом рынке. Его приверженцы отмечают, что только в этом случае появляются эффективные собственники. Кроме того, это приводит к увеличению доходной части бюджета. Одна из серьезных проблем с приватизацией-Это сроки ее проведения. Некоторые ведущие экономисты считают, что государственная экономика вряд ли будет приватизирована через 2-3 года.

Три необходимые причины для его осуществления:

  • Накопление личных вещей, необходимых для медленного накопления сбережений;
  • Рынок работает хорошо,и требуется время, чтобы определить рыночную стоимость предприятия;
  • Монополизированная социалистическая промышленность должна быть перестроена до того, как производственные предприятия будут выставлены на продажу.

Сторонники быстрой приватизации считают, что таким образом можно в короткие сроки создать новый класс частных собственников-главный фундамент социальной реформы. В конкретном плане предлагается "развалить" жилищный фонд, приватизировать малые и средние (особенно коммерческие) предприятия.

Однако модель полная,их сочетание ожидается. С одной стороны, приватизация должна стать элементом экономической реформы, стержнем радикальных преобразований, а с другой-долгосрочным инструментом государственного регулирования.

Основными целями приватизации в условиях переходной экономики являются:

  1. Экономика(повышение эффективности экономики);
  2. Фискальные (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки);
  3. Общество (обеспечение социального мира).

Перераспределение экономической базы власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимосвязана.

Приватизация госсобственности в России: результаты, особенности и проблемы

Для достижения наилучших результатов вам необходимо передать компанию в руки квалифицированного менеджера и суметь заинтересовать его для достижения наилучшего конечного результата.

Исходя из опыта приватизации в рыночной и переходной экономике, можно сформулировать многие принципы:

  • Приватизация не должна быть догмой или капризом моды;
  • Приватизации должна предшествовать реструктуризация и уничтожение необоснованных монополий;
  • Изменения в структуре собственности должны вноситься поэтапно;
  • Однако приватизация не ограничивается общей политикой дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов.

 

Напротив, это долгосрочная составляющая государственного регулирования. Коммерциализация предприятий федеральной и иных видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, популяризация приватизации, при которой в рыночных условиях они выступают добровольно в качестве хозяйствующих субъектов, может происходить только при использовании различных методов(в частности, акционирования и конкурентной продажи).

 

Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и деприватизации-формирование экономической структуры общества, границ приватизации, а также отношений между приватизацией и государственными предприятиями.

 

Функции приватизации

Через приватизацию государственной собственности решаются многие задачи: повышение рентабельности предприятий, сокращение государственных расходов, увеличение доходов бюджета, ликвидация или переход от внутренней и внешней систем управления к рыночной системе. Приватизация в постсоциалистических странах рассматривается как средство радикального изменения отношений собственности и создания социальной основы нового социального порядка-в широком смысле целью корпоративной приватизации является повышение эффективности отдельных предприятий и экономики в целом, решение финансовых проблем государства и ослабление монопольного положения государственного сектора. Ниже мы рассмотрим основные функции приватизации, начиная с укрепления социально-экономической системы, основанной на частной собственности.

Функция укрепления социального порядка. Государственный сектор, как только он будет создан, станет неотъемлемой частью национальной экономики. Она может увеличиваться во время войн, кризисов, потребности в инфраструктуре и экспериментальных производственных мощностях. Ее доля также может быть сокращена в экономике без приватизации за счет более быстрого развития частного сектора. Размер государственного сектора и его роль в национальной экономике носят количественный характер, но это также и социально-экономический показатель, стабильность социальной системы, наряду с другими факторами, расширение государственного хозяйственного комплекса государственного сектора, сужение сферы деятельности частных предприятий, создает угрозу существующей системе. Приватизация государственного сектора, который вырос, представляет интерес для укрепления социально-экономического порядка до тех пор, пока этот сектор не является необходимым элементом для сохранения этого порядка. Поэтому, если вопрос о приватизации отдельных объектов государственного сектора может существовать без частного капитала, соответствующего государственным объектам или взятого приватизационного времени, то для национальной экономики это годы успешного экономического развития, отсутствие военно-политических потрясений, глубокий кризис, постоянное обновление социально-экономического капитала в общеэкономических масштабах, конечно же, они применимы и в той же социально-экономической системе. это может быть так

Социально-политическая функция.

Это особенность приватизации в условиях стабильной рыночной экономики, особенно среди социальных групп, имеющих непосредственную заинтересованность в приватизации, расширении социально-политической базы, в расширении социальных основ государственной системы и государственной политики, в форме выборов, референдумов, средств массовой информации, общественных движений, а также в форме важной поддержки избирательных кампаний соответствующих политических партий. приватизация государственной собственности дает правительству уникальную возможность выступить в качестве собственного благодетеля, поскольку необъяснима связь этой системы с личными экономическими интересами граждан, а также стабилизировать социально-экономическую ситуацию в стране на длительное время.

Глобальная экономическая функция.

Это включает в себя:

Привлечение капитала в страну. Многие развитые страны мира характеризуются избытком капитала, который носит относительный характер и определяется доходностью инвестиций внутреннего и иностранного капитала. Эффективная или перспективная приватизация объектов должна была бы временно расширить сферу действия частного капитала страны и повысить стоимость реструктуризации приватизируемых предприятий и их модернизации, а часть дополнительного частного капитала, который был бы вывезен за рубеж, поступила бы в доход государства в виде платежей за частично приватизированные объекты, остающиеся в собственности государства.

Повышение экономической эффективности функционирования объектов, переходящих из государственной собственности в частную собственность. Наиболее распространенной причиной, побуждающей правительства различных стран приватизировать свои предприятия, является низкая эффективность последних. Многие другие причины обычно вытекают из него или дополняют его. Поэтому из-за неэффективности государственных предприятий в той или иной стране часто увеличиваются бюджетные расходы, а вопрос монополизации на рынке обостряется за счет государственного патронажа государственных предприятий.、

Улучшение экономической структуры страны. Если доходы от приватизации не используются для покрытия дефицита бюджета или погашения долгов, а расходуются на финансирование долгосрочных инвестиционных программ, то в развитых экономиках всегда существует узкое место и возникают глобальные и частные проблемы, для решения которых у частного капитала нет достаточной мотивации.

Финансирование других отраслей и регионов с продажей и возвратом государственных объектов, а также инфраструктуры и научных исследований позволит улучшить всю отраслевую и региональную структуру, а в процессе государственной приватизации, если вырученные средства вместе с внутренними накоплениями будут использованы для новых инвестиций или если средства от приватизации будут использованы на другие нужды, государственная собственность будет расширена.

Возможность пополнить бюджет и погасить государственный долг. При переходе от одной социально-экономической системы к другой нагрузка на государственный бюджет резко возрастает. Государство должно использовать административные меры для создания экономической системы, пригодной для новой идеологической и административно-политической надстройки, добавив к этому, что в данной ситуации одним из источников относительно безболезненного покрытия дефицита бюджета, как правило, недостаточного бюджетного пополнения являются средства от приватизации государственной собственности.

Роль этих инструментов зависит от многих факторов:

  • Размер дефицита бюджета;
  • Бюджетный кризисный период;
  • Организация и эффективность реализации государственного имущества;
  • Платежеспособный спрос и заинтересованность потенциальных покупателей.

Вместе с дополнительными доходами фискальная функция приватизации способствует совершенствованию бюджета за счет снижения затрат на содержание государственного сектора в результате реализации нерентабельных товаров. Погашение государственного долга является одной из возможных особенностей приватизации. Это непроизводительное расходование средств, но необходимое, а также их использование для покрытия дефицита республиканского бюджета.

Подводя итог тому, что описано в этом пункте, следует отметить, что возможные особенности приватизации зачастую различаются во взаимоисключающих направлениях, поскольку возможно использование средств от приватизации:

  • Финансировать структурные изменения в национальной экономике или "латать дыры" в бюджете;
  • Объект государства может стать собственностью Национального среднего класса населения в его совокупности или в виде паев, либо быть передан иностранцам с выплатой долгов.

 

Формы и методы приватизации

Приватизация - это одно из направлений отрицания собственности, которое заключается в передаче в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц. Приватизация обычно относится к передаче государственной собственности, которая контролируется определенными государственными органами, частному сектору.

Есть два пути преодоления тотального вывода предприятий из-под прямого государственного контроля. С другой стороны, автономная модель предприятий, допускающая определенную степень экономической обособленности и некоторые особенности групповой собственности, в недрах административно-плановой экономики, полная модель национального самоуправления распространяется на экономические результаты, получаемые этими отношениями преимущественно предприятиями, и на аморфную форму самоуправления, принятую в рыночной экономике, которая базируется по существу, когда первый (авансированный) капитал остается в собственности государства, согласно трудовому коллективу

Основным содержанием приватизации является превращение в предприятие на базе капитала производственного предприятия на базе конкретного производственно-технического комплекса ("единого фабричного" звена плановой экономики). Капитал, как саморазвивающаяся ценность, вносит радикальные изменения во все функции, жизненный цикл и структурные изменения прежних государственных предприятий.

Конкретный способ осуществления реформы недвижимого имущества зависит от принципа, по которому государственная собственность передается новому собственнику. Это прежде всего выбор платной (по полной стоимости или на льготных условиях) или свободной формы приватизации. До начала приватизации во всех странах вопрос о том, кто может претендовать на собственность приватизированных государственных предприятий, стоял очень остро. Важное значение имеет также вопрос о масштабах доступа к приватизации иностранного капитала. Все эти вопросы были предметом интенсивных общественно-политических и экономических дискуссий в социалистических странах. Приватизация вообще является одним из наиболее политизированных элементов рыночной трансформации.

Переходя к вопросу о необходимости приватизации и разгосударствления в России, следует констатировать следующее: дело в том, что российская экономика уже давно находится под влиянием системы управления и командования. С конца 20-х годов мы старательно пытались заменить его чем-то более рациональным, а не спонтанным, "на научной основе". На практике же был создан неэффективный механизм управления. Исходя из этого, достаточно сказать, что непроизводительные расходы и потери в национальной экономике страны оцениваются примерно в 38-40% от общего объема социальной продукции страны. На самом деле мы движемся не вперед, а в сторону от главного пути цивилизации, мы зашли в тупик, из которого сейчас пытаемся выбраться. Попытка правительства выйти из этой ситуации состояла в том, чтобы создать в России рыночную экономику (но, как показывает зарубежный опыт, сбалансированную и тоже включающую переходный период. Необходимо было создать условия для формирования рынка и рыночной инфраструктуры.

Эти условия заключаются в следующем:

  1. Разгосударствление и приватизация собственности;
  2. Независимость субъекта рынка;
  3. Система социальной поддержки населения;
  4. Право субъекта самостоятельно договариваться о цене;
  5. Достаточное количество производителей, которые формируют предложение товаров;
  6. Стабильность курса рубля и валютного обращения;
  7. Немонополизация хозяйственной деятельности и экономических отношений;
  8. Система социальной поддержки населения;
  9. Наличие конкуренции;
  10. Независимое судопроизводство, необходимая сеть государственных арбитражных органов;
  11. Право субъекта самостоятельно договариваться о цене;
  12. Развитие внешнеэкономических связей;
  13. Формирование рыночных норм поведения людей.

Приватизируемое предприятие является одним из условий формирования и становления рынка, то есть приведения к трансформации государственной собственности в современной ситуации в России, необходимых элементов рыночной инфраструктуры, в результате чего формируется многослойная экономика-Банки, биржи, малые коммерческие организации для торговли, различные посреднические структуры и др.

В процессе приватизации в России государство было главным инвестором, арендодателем огромного количества убыточных и малодоходных предприятий, которые отказывались от товаров в условиях рыночной экономики. Это результат приватизации и разгосударствления в России, что еще раз свидетельствует о необходимости такого процесса для благоприятного развития российской экономики. Допустим, что в условиях рынка функции, способные решать широкий круг важных задач в общественном производстве, обмене и распределении, стали действительно выполнимыми.

Таким образом, целью приватизации и денационализации является создание условий для нормального функционирования будущей рыночной системы как основополагающего элемента реформ в "переходной" экономике.

Это было сделано по программе российского правительства.:

  • Преодоление государственных монополий и создание условий для развития гражданского общества и социально ориентированной рыночной экономики. Для этого нужны реальные участники рынка, которые могут доказать свою жизнеспособность только эффективно управляя экономикой на основе интересов и ответственности;
  • Преодоление бесхозяйственности, потерь и дефицитов, в том числе дефицита бюджета, как одного из основных источников инфляции;
  • Стимулирование самодвижения и инициативы собственника как источник саморазвития экономики;
  • Государство перестает быть исключительным собственником, но остается одним из собственников, поэтому меняется роль государства, но государство имеет возможность регулировать рынок преимущественно экономическими методами.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что при участии государства в процессе приватизации структуры собственности конечный результат может выглядеть примерно так. Такая структура характерна для многослойной рыночной экономики. В результате длительного сохранения российского рынка вырисовывается командно-управленческий механизм хозяйствования для российского государства как средство решения многих экономических проблем. Приватизация в форме продажи акций работникам предприятия предполагает развитие акционерной собственности. Продажа акций работникам является эффективным способом повышения заинтересованности в результатах труда и повышения производительности труда и рентабельности предприятия.

Форма приватизации. Одной из наиболее распространенных форм приватизации является публичная продажа акций населению, когда государственные предприятия становятся открытыми акционерными обществами. Акции продаются населению по фиксированным или конкурентным ценам. При продаже акций по фиксированной цене недвижимость может быть переоценена или недооценена. При конкурентной цене достигается более точная оценка имущества государственных предприятий. Публичная продажа акций ориентирована на спасение населения. Его главное преимущество заключается в том, что он открыт для всех желающих. Приватизация не всегда сопровождается продажей государственного имущества. Зачастую государственная собственность "разбавляется" частным капиталом, образуя смешанное предприятие. Существовала также практика лизинга, когда физические или юридические лица приобретали часть государственного имущества в пользование на определенный срок и за определенную плату. Арендатор может самостоятельно организовать производственный процесс, нанять персонал, управлять производством и нести финансовую ответственность за хозяйственную деятельность предприятия. Как правило, лизинг использовался для малорентабельных предприятий с целью повышения их эффективности. В этом же случае можно использовать такую форму, как заключение договора управления предприятием. Заключение договора дает руководителю полный контроль за работой предприятия и все необходимые полномочия для эффективного управления предприятием. Следует отметить, что договоры аренды и управления являются временными мерами по улучшению экономических показателей государственных предприятий или переходным этапом к полной приватизации.

Этапы, итоги и перспективы приватизации в России

Основными целями первого (контрольного) этапа приватизации являются:

  • Массовое отрицание российской экономики, перераспределение и консолидация частного богатства в российском обществе с минимальными социальными конфликтами;
  • Формирование слоя частных собственников, способствующего созданию социально ориентированной рыночной экономики;
  • Обеспечить условия для повышения эффективности деятельности российских компаний;
  • Создание законодательных и организационных условий и механизмов, необходимых для передачи имущественных прав от одного лица к другому;
  • Содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;
  • Создание конкурентной среды и создание условий для демонизации национальной экономики;
  • Расширение инвестиционной базы российских компаний и привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику.

Начало чековой модели приватизации осуществлялось при следующих условиях:

  • Выбранный вариант экономических реформ, учитывая размеры российской экономики, неизбежно приведет к немедленному прекращению приватизационного процесса, что привело к существенным организационным и другим проблемам.;
  • В России не было квалифицированных кадров с надлежащим уровнем подготовки для быстрого и эффективного решения проблемы приватизации государственной собственности;
  • В стране практически полностью отсутствуют финансовые ресурсы, необходимые для выполнения намеченных задач по приватизации государственного имущества, а также отсутствует платежеспособный спрос населения.;
  • В России насчитывается более 240 тысяч государственных и муниципальных предприятий, требующих разработки модели стандартной процедуры приватизации, причем приватизация может быть проведена в короткие сроки.;
  • Иностранные инвесторы не проявили желаемого уровня заинтересованности в приватизации России.

Эти условия определили следующие особенности приватизационной модели России:

  • Массовость приватизации обеспечивалась применением строгих стандартных процедур, которыми легко управляли государственные служащие среднего звена;
  • Ускорение приватизации было произведено путем включения в ежегодную государственную программу приватизации, имевшую силу закона, конкретной целевой задачи по приватизации;
  • Отсутствие необходимых финансовых ресурсов частично компенсируется распределением государственной собственности бесплатно (буквально бесплатно или по приватизационным чекам), а остальное предоставляется с минимальной стоимостью.

Процесс приватизации в России качественно отличается от приватизации, проводимой в западных странах.

Суть отрицания социалистической экономики состоит в том, что была разработана и утверждена в кратчайшие сроки законодательная база для обеспечения законодательного обеспечения процесса приватизации, которая послужила инструментом формирования сферы приватизации, а именно новой структуры собственности, а также класса частных собственников:

  • Законодательство о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации"»;
  • Национальная программа приватизации;
  • Указ Президента Российской Федерации;
  • Постановление Правительства Российской Федерации и приказ Госкомимущества России.

Формы, конкретные методы и варианты приватизации были определены государственной программой государственной и муниципальной приватизации в Российской Федерации в 1992 году. Программа предусматривает четыре способа приватизации: аукцион, коммерческая конкуренция, аренда с правом выкупа и инкорпорация. Основным средством приватизации на первом этапе было использование приватизационных чеков, выдаваемых всем российским гражданам, независимо от их пола, возраста, места жительства и формы занятости. Население России получило путевку в размере 146,064 млн. человек.

Варианты приватизации получил каждый собственник:

  • Ваша квитанция о закрытом договоре на обмен вещами (в этом договоре принято около 26 миллионов проверок);
  • Присоединяйтесь к аукциону ваучеров;
  • Проверка на покупку акций инвестиционных фондов(было создано 640 таких фондов, они собрали более 60 млн приватизационных чеков);
  • Продавайте чеки(всего было продано около четверти выпущенных чеков).

Сорок тысяч российских граждан стали акционерами акционерного общества или проверили инвестиционные фонды, созданные в ходе приватизации. В ходе чекового аукциона были проданы акции 16 462 компаний с общим уставным капиталом 1,421 млрд рублей, а также акции общей стоимостью 285 млрд рублей, то есть около 20% проданной средневзвешенной стоимости по аукционной ставке 2,4 млн рублей. Первый этап приватизации коснулся практически всего населения России.

Большая часть задач мелкой приватизации была передана в частные руки к середине 1994 года(более 85 магазинов, ресторанов,кафе и предприятий бытового обслуживания), поэтому к середине 1994 года при приватизации была создана 20-тысячная объединенная компания на базе средних, мелких и крупных государственных предприятий. К концу мая 1994 года было приватизировано 110 тысяч предприятий. Проверить вариант дальнейшего развития ситуации перераспределения собственности, предусмотренный в ходе разработки приватизационной модели, после ее быстрого отрицания, концентрации капитала в интересах "стратегических частных собственников" до эффективных собственников не получилось. Даже если такая концентрация и имела место, то обычно она осуществлялась на основе спекулятивного, а не производительного капитала. В условиях высокой инфляции, характерной для периода приватизации чеков, когда инвестирование в реальное производство сопровождается высоким риском, процесс приватизации явился дополнительным фактором при отсутствии других элементов экономической политики (речь идет о значительном повышении эффективности реального сектора российской экономики в рассматриваемый период).

 

На этапе приватизации вопрос привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику практически не решался и был объявлен одной из главных целей этого этапа.

 

В частности, к концу 1993 года иностранные инвестиции в Россию составляли менее 2,7 миллиарда долларов, но в первой половине 1994 года они увеличились всего на 2,78 миллиарда долларов.

Этот низкий уровень участия, помимо общих причин, препятствующих вхождению иностранных инвестиций в российскую экономику (отсутствие политической стабильности, неблагоприятный инвестиционный климат, высокие налоги), не является достаточным для таких видов приватизации:

  1. Сложность получения доли действительно может повлиять на положение предприятия;
  2. Правовая неопределенность статуса иностранных инвесторов в процессе приватизации, которая вынудила большинство иностранных инвесторов действовать через посредников, привела к процессу приватизации.

Денежная стадия. Основной целью денежного этапа приватизации, официальным началом которого является дата 1 января 1994 года, а также переход права собственности на приватизируемое государственное имущество, фактический ответственный (эффективный) собственник денежного этапа приватизации должен обеспечить реализацию трех стратегических целей:

  • Сформировать инвестора, владеющего значительным пакетом акций для повышения интереса к долгосрочным инвестициям;
  • Обеспечить приватизированные компании необходимыми денежными средствами для структурной перестройки;
  • Вклад в решение финансовых проблем, то есть пополнение доходной части государственного бюджета.

Особенностью денежного этапа является то, что в процессе относительно медленной приватизации основное внимание уделяется переходу от свободной системы распределения собственности к реальной продаже. В целях привлечения стратегических инвесторов, которые ориентированы на управление и управление предприятиями, для проведения финансовых аукционов и инвестиционной конкуренции используются относительно крупные пакеты акций (основная цель нового этапа приватизации предприятий включает в себя три вида собственности.

Первоначально на новом этапе предполагалось использовать следующие методы приватизации:

  • Бесплатная передача акций сотрудникам;
  • Продажа акций работникам по закрытой подписке;
  • Продажа акций в рамках инвестиционного конкурса;
  • Продажа акций в коммерческом тендере;
  • Продажа акций на аукционе, в том числе с использованием институтов фондового рынка, таких как фондовая биржа;
  • Продажа акций на специализированном аукционе;
  • Продажа предприятий на аукционе;
  • Продажа предприятий по коммерческому конкурсу, в том числе тех, в которых количество участников ограничено;
  • Продажа компаний по инвестиционному конкурсу;
  • Приобретение арендованного имущества;
  • Продажа компаний товариществам по особым интересам;
  • Продажа имущества (активов) существующих, ликвидируемых и ликвидируемых предприятий;
  • Продажа строящихся объектов(специальные формальности);
  • Продажа предприятия-должника(специальная процедура).

В процессе приватизации образуется около 31 тыс. открытых акционерных обществ, а общее число приватизированных предприятий составляет на 1 января 1998 года 126785, или 58,9% от общего числа государственных предприятий на начало приватизации.

Приватизация госсобственности в России: результаты, особенности и проблемы

Основными достижениями финансовой приватизации являются:

  1. Изъятие значительной части государственного имущества из участия в управлении государственными решениями и рыночном обороте;
  2. Формирование фундамента рынка недвижимости, в том числе земельного рынка для объектов приватизации. Положительным результатом финансовой приватизации является также бюджетный эффект, который в 1997 году превысил плановый бюджетный показатель в 2,8 раза. Это связано с первой практикой предпродажной подготовки предприятия.

Приватизационный процесс также способствовал погашению победителями конкурса корпоративной задолженности по платежам в бюджет в 1997 году эти средства составили 57,8 млрд рублей:

  • Снижение политических рисков из-за отсутствия выборов (что вызвало рост активности фондового рынка и увеличение количества продаж));
  • Низкая доходность по государственным ценным бумагам, что способствовало инвестициям в реальный сектор экономики (по некоторым оценкам, в кризисное состояние на финансовом рынке приходится 80-90% средств на операции с государственными ценными бумагами).);
  • Совершенствование нормативно-правовой базы приватизации.

Финансовая приватизация оказала положительное влияние на привлечение иностранных инвесторов. Сам факт перехода к денежной приватизации является новым стимулом для многих людей в связи с появлением обычных платежных средств. В процессе финансовой приватизации были выделены многие проблемы. Прежде всего, это обострение противоречий между покупателем и руководством предприятия. Конфликты не смогли приспособиться к новой экономической ситуации(ужесточение бюджетных ограничений), значительная часть совета по-прежнему тяготеет к государственному патернализму,общая максимизация прибыли занимает подчиненное место в приоритетах, а задача увеличения производства выходит на первый план по-прежнему. А новые собственники не имеют финансовых возможностей для удовлетворения инвестиционных потребностей приватизируемых компаний, и по данным дружественной компании ВЦИОМ не хотят этого делать, опасаясь, что у руководства появится старое руководство, в то время как 74% новых инвесторов отказываются финансировать свою собственность.

Таким образом, в результате массовой приватизации задачи, поставленные перед органами управления государственным имуществом как на чековом, так и на денежном этапе, не были полностью решены:

  1. Обширный слой эффективных частных собственников так и не сформировался;
  2. Структурная перестройка экономики не привела к тому уровню, который необходим для повышения эффективности работы предприятия;
  3. Инвестиции, привлеченные в процессе приватизации, были явно недостаточны для производственного, технологического и социального развития предприятия;
  4. Во многих отраслях промышленности не удалось сохранить конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынках.

Результаты этапа проверки. В 1992 году инфляция и ваучерная приватизация начались почти одновременно. В результате этих двух взаимоисключающих процессов был получен противоположный результат. Ваучеры должны были компенсировать недостаток законных сбережений у населения. Однако механизм либерализации цен, сопровождающийся гиперинфляцией, предполагает не только возможность получения дохода от ваучера(он известен как результат Волжской квадратной "операции" по каждому ваучеру).":

  • Во-первых, было недовольство населения, потерявшего свои сбережения;
  • Во-вторых, кампания по созданию законного источника для покупки госимущества не проводилась;
  • В-третьих, ваучерность и легитимность приватизации была подорвана не только отношением к новой системе прав собственности в целом.

Результат этапа денег. Предполагалось, что в результате денежной приватизации будет создан класс собственников, который сделает бизнес более рациональным и резко повысит эффективность производства. Стартовая цена устанавливалась исходя из остаточной балансовой стоимости основного средства, что задерживало оценку предприятия на несколько порядков. При практически бесплатном распределении недвижимости получается, что выгодно не начинать бизнес, а приобретать недвижимость на продажу. В этом случае, как правило, владелец крупного пакета акций. Но главные действующие лица явно не являются ресурсами важной инвестиции.

В результате, после более чем дюжины лет реформ, большинство населения начало деградировать. Этот индекс человеческого развития, рассчитываемый экспертами ООН в рамках специальной программы развития ООН, начиная с 1990 года, базируется на трех факторах: ВВП на душу населения, уровень образования, ожидаемая продолжительность жизни. После распада СССР все бывшие советские республики испытали резкое падение ИРЧП. В 1990 году весь СССР занимал 33-е место в мире по показателю ИРЧП. В 1993 году Россия была уже на 57-м месте, в 1997-67-м, в 1999-м.- На 71.

Это показывает соотношение доходов 10% самой богатой и самой бедной части населения страны. По официальным данным, в СССР в 1990 г. Она составила 4,4, то есть доходы богатых слоев населения превышали доходы бедных в 4,4 раза. Согласно отчету о мировом развитии, подготовленному экспертами Всемирного банка за 2000-2001 годы, этот показатель в России в 1998 году был выше. Это было 22.7. На протяжении многих лет в нашей стране проводилась наиболее социально жесткая политика. В результате по сравнению с СНГ, а также странами Центральной и Восточной Европы наблюдался наибольший рост социального неравенства. Приватизация в естественном смысле этого слова-то есть обычная продажа государственной собственности в частные руки-была невозможна в нынешних условиях по трем основным причинам.

  • Во-первых, такая приватизация не была быстрой работой и сразу же потребовала экономических реформ.
  • Во-вторых, такая приватизация-это буквально "штучный" бизнес, требующий армии квалифицированных специалистов для представления интересов обеих сторон: продавцов и покупателей.
  • В-третьих, это препятствие непреодолимо, как ни в одной другой стране-стране просто не хватало денег.

Перспектива приватизации. Приватизация в России резко расширяет сферу деловых отношений. Структура современного предпринимательства характеризуется различными критериями его формирования. Можно различать экономическую структуру бизнеса (определяемую различием форм собственности) и организационно-правовую структуру (указывающую на распределение бизнеса в форме предприятия). Не менее важна отраслевая и региональная структура бизнеса, особенно для уровня национальной экономики в целом. Отраслевая структура отражает степень дифференциации и специализации отраслей народного хозяйства и специфику экономических отношений между ними. Речь идет о совокупности экономических отношений между пространственным распределением производства и территориальной экономической системой. Формирование определенной основной и производной экономической структуры СНГ российского бизнеса, с подчинением отдельных видов экономики и корректировкой материальных и личностных элементов, образующих эти системы, характеризуется ростом числа типов структур. В процессе приватизации обязательная жесткая иерархия государственных предприятий заменяется слабой экономической иерархией, которая постепенно укрепляется. Бизнес-структура характеризуется эластичностью, которая определяется общим ходом экономических реформ. Организационно-правовые и функциональные структуры, как правило, являются наиболее устойчивыми во все периоды. В процессе приватизации происходят существенные изменения в организационно-правовых формах производственных подразделений, появляются организации с новыми функциями. В настоящее время большое значение имеют социально-экономическая структура и эластичность предпринимательства. Промышленная и региональная бизнес-структура практически неэластична.

Качественные изменения в структуре предпринимательства могут быть вызваны двумя процессами:

  • Во-первых, появление качественно новых элементов (например, частных компаний, инвестиционных фондов, брокерских контор));
  • Во-вторых, это также изменение состава структуры в результате количественного роста отдельных видов элементов (например, МСП, партнерства, Банки, биржи).

Истинная цена акций, полученных по закрытой подписке, будет раскрыта через значительный период времени. С производственно-технической точки зрения приватизация (за исключением инвестиционной конкуренции) почти ничего не дает трудовому коллективу. Дело в том, что вырученные средства не пойдут на техническое перевооружение производства и увеличение оборотных средств, а будут переданы в государственный бюджет. В то же время, если нынешний уровень инфляции сохранится, то цена акций приватизируемой компании обязательно упадет. Это также приводит к безразличию рабочего класса к выплате дивидендов сторонним инвесторам. Результатом этого является увеличение заработной платы и уменьшение дивидендов. В то же время, если цена акций упадет, у сторонних инвесторов и администрации АО появится возможность покупать крупные акции по более низкой ставке.

Еще в начале процесса приватизации была отмечена важность оценки стоимости государственной собственности. Однако считалось, что в то время далеко не все предприятия могли купить государственную собственность в фондовой собственности наемных работников. Позже, в связи с инфляционной тенденцией российской экономики, стоимость государственной собственности была резко занижена. Последующая переоценка основных средств позволила пересмотреть размер капитала акционерного общества, который произошел в процессе приватизации. Существующая система оценки стоимости имущества предприятия сильно искажена из-за резких колебаний экономической конъюнктуры и непоследовательного поведения самого предприятия. Перед большим количеством трудовых коллективов, инициировавших реализацию новой приватизационной программы, стояла непростая задача скупки основных фондов на миллиарды долларов. Таким образом, акционирование на этапе пострыночной приватизации может быть затруднено из-за отсутствия инициативы трудового коллектива.

Малая приватизация означает передачу государственных розничных предприятий (продуктовых магазинов, промышленных магазинов, ресторанов, бытового обслуживания) в частную собственность. Эти предприятия играют важную роль в переходе к эффективной рыночной экономике, так как они создают спрос на готовую продукцию и изделия из нее. Путем приватизации объектов мелкой торговли в России, находящихся в процессе формирования рыночных отношений, создается спрос частных компаний на готовую продукцию.

Приватизация малых и средних предприятий требует больших усилий и времени, но мелкая приватизация, основанная на опыте стран с переходной экономикой (включая Восточную Европу и Россию), является относительно легкой, и поэтому уже с 1 июля 1994 года в России было приватизировано 75,4% предприятий розничной торговли, 66,3% предприятий общественного питания и 76,4% предприятий бытового обслуживания. Доля приватизированных объектов по конкурсу составила 40%. Следует отметить, что отпускная цена превышает начальную цену более чем в шесть раз (в среднем по России). Конкурентоспособность и отношение трудового коллектива к аукциону способ продажи предприятия, на котором они работают, неоднозначен. Таким образом, работники могут сопротивляться мелкой приватизации, но комитет по управлению имуществом должен вовлекать их в процесс приватизации. Трудовой коллектив имеет больше финансовых ресурсов, чем отдельный человек. Они смогли получить скидку 30% от продажной цены, что сделало рабочую силу достаточно конкурентоспособной во время аукциона. Наконец, трудовой коллектив - это мощная политическая сила.

Наибольшее расхождение в трудовом коллективе вызвано решением следующих проблем: закрытый характер созданного на его основе акционерного общества и свободное распределение имущества, приобретенного в процессе аренды:

  1. Точное определение состава и стоимости имущества, подлежащего выкупу;
  2. Оценка стоимости и идентификация долей членов лизинговой команды в приращенном имуществе;
  3. Определение количества лиц, имеющих право на получение приращенной доли имущества;
  4. Реорганизация в общество с ограниченной ответственностью арендной компании или закрытого акционерного общества.

После вычета суммы выкупа отраженное на балансе имущество является собственностью лизинговой компании, находящейся в общей собственности членов трудового коллектива. Доли отдельных сотрудников рассчитываются исходя из их заработной платы, стажа работы и сложности управления. Формирование полноценной рыночной экономики предполагает развитие рынка ценных бумаг. Это связано с тем, что практически все программы стабилизируют российскую экономику и переход к ней. В настоящее время наиболее важными видами ценных бумаг, поступающих на российский фондовый рынок, являются акции приватизируемых компаний и приватизационные чеки.

Особенностью приватизационных чеков как ценных бумаг было то, что обращение ваучеров не облагалось налогом по операциям с ценными бумагами, цели их использования в качестве платежного средства, безвозмездные формы первого размещения, привлекательные для юридических лиц со стороны эмитентов других ценных бумаг. Физические лица не уплачивают подоходный налог с суммы, полученной от продажи приватизационного чека. Вопрос о приватизационных чеках подвергался критике со стороны многих. Лучшим контраргументом является ускорение процесса приватизации и создание реального механизма участия всего населения в покупке акций конвертируемых компаний.

Кроме того, при существующем низком уровне доходов большая часть населения имела высокую предельную склонность к потреблению. Именно поэтому было очень разумно разместить приватизационный чек бесплатно в качестве дополнительного платежного средства. Купля-продажа ваучеров в течение всего периода обращения осуществлялась по одной и той же номинальной стоимости по рыночной цене. Однако уже в первые месяцы их обращения была выдвинута идея создания механизма государственных гарантий цены ваучеров. Необходимость индексации вкладов возникает потому, что в течение всего срока действия приватизационной проверки основной капитал акционерного общества и оценка имущества, которое было выставлено на торги, производились по цене 1992 года.

Теоретическое обоснование тезиса о зарегистрированной приватизации также представлялось вполне обоснованным. Это может помешать им выйти на непропорционально большой потребительский рынок. Практика выдачи приватизационных чеков на предъявителя показывает двойное влияние на объем спроса на потребительском рынке. В то же время значительная доля денежной массы (в том числе наличной), спекулятивного рынка приватизации, хотя и получала средства граждан от продажи чеков, разница между сглаживанием акций и ваучерными предложениями регионов резко выражалась в развитии торговли и биржевой торговли приватизационными чеками. Рассмотрение вопросов, связанных с механизмом и результатами проведения аукциона, предложило аналогичную процедуру проведения кассовых аукционов по продаже акций реорганизованных обществ в дальнейшем, цена акций, установленная чековым аукционом, будет являться основанием для проведения кассового аукциона и проведения вторичного биржевого курса. Ценные бумаги приватизированных предприятий в целом достаточно надежны, но сейчас они по-прежнему малодоходны и низколиквидны.