Природные ресурсы как важнейшие объекты охраны окружающей среды

Содержание:

  1. Природные системы
  2. Основные принципы охраны окружающей среды
  3. Наиболее важные объекты охраны окружающей среды
  4. Земля как важнейший объект охраны окружающей среды
  5. Охрана и рациональное использование минеральных ресурсов
  6. Охрана и управление водными ресурсами
  7. Использование и охрана водных объектов
  8. Охрана и устойчивое использование лесов
  9. Утверждение расчетных лесозаготовителей
  10. Охрана и рациональное использование дикой природы
  11. Вывод:
Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 14.09.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

Природные ресурсы как важнейшие объекты охраны окружающей среды

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице "что такое реферат и как его сделать" я подробно написала.

Природные ресурсы как важнейшие объекты охраны окружающей среды

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Экономика и этика

Деньги: сущность, функции и роль в экономике

Взаимодействие общества и природной среды в процессе производства

Тенденция развития текстильной промышленности в России

 

Введение:

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут использоваться в хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продукции производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Под охраной окружающей среды понимается совокупность международных, государственных и региональных правовых актов, инструкций и стандартов, которые привносят общие правовые требования к каждому конкретному загрязняющему веществу и обеспечивают его заинтересованность в выполнении этих требований, конкретных экологических мерах по реализации этих требований.

На успех можно рассчитывать только в том случае, если все эти компоненты будут соответствовать друг другу по содержанию и темпам развития, т.е. образуют единую систему охраны окружающей среды.

Так как задача защиты природы от негативного воздействия человека не была решена вовремя, то сейчас задача защиты человека от воздействия измененной природной среды становится все более и более актуальной. Оба понятия интегрируются в термин "защита окружающей среды".

Защита окружающей среды состоит из:

  • правовая защита, формулирование научных принципов охраны окружающей среды в форме обязательных правовых актов;
  • материальное стимулирование природоохранной деятельности с целью сделать ее экономически выгодной для предприятий;
  • инженерная защита, разработка природоохранных и ресурсосберегающих технологий и оборудования.

Под объектами охраны окружающей среды понимаются составные части окружающей среды, которые находятся в экологической взаимосвязи и отношения использования и охраны которых регулируются законом, поскольку они представляют экономический, экологический, рекреационный и иной интерес. Объекты делятся на три группы.

Природные системы

В эту группу входят экологические системы и озоновый слой мирового значения. Они обеспечивают непрерывный процесс обмена веществ и энергии внутри природы, между природой и человеком, представляя собой естественную среду обитания человека. Под окружающей средой и охраняемыми объектами понимаются только природные компоненты: к кругу охраняемых законом природных сред обитания не относятся товарные объекты, созданные человеком; части природы, не имеющие экологической связи с природой (вода, удаленная из нее - в водопроводном кране, животные, удаленные из природных условий); элементы природы, которые в настоящее время не представляют социальной ценности или охрана которых в настоящее время невозможна.

Например, озоновый слой является наиболее важной частью околоземного пространства, серьезно влияя на состояние теплообмена между Землей и Космосом. Го сударства принимают меры по его охране (более подробно об этом говорится в теме охраны атмосферного воздуха). Не все из них реализованы в достаточной мере. Еще сложнее для государств согласовать и защитить от загрязнения воздушными судами, приборами для научных исследований и наблюдений более отдаленные от Земли пространства.

Природные или географические ландшафты подлежат охране - природные комплексы, включающие в себя природные компоненты во взаимодействии, формирующие рельеф местности. Типичными ландшафтами являются горы, предгорья, равнины, холмы, низменности. Они учитываются и используются при строительстве городов, дорожном строительстве и туризме.

Таким образом, защита от загрязнения, повреждения, истощения, разрушения подчиняется тому, что находится на территории России или над ней, а также тому, что может быть защищено современными техническими средствами и посредством правового регулирования.

Природные ресурсы и другие объекты безопасности.

Существует шесть основных отдельных природных ресурсов и объектов, подлежащих охране: земля, ее недра, вода, леса, дикая природа, атмосферный воздух.

Основные принципы охраны окружающей среды

Экономическая и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, основывается на следующих принципах:

  • соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
  • Обеспечение благоприятных условий жизни (научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов личности, общества и государства для обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды);
  • охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
  • ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
  • экологические сборы и компенсация за ущерб окружающей среде;
  • независимость контроля в области охраны окружающей среды;
  • Презумпция экологической опасности от планируемой хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательная оценка воздействия на окружающую среду при принятии решений об экономической и иной деятельности;
  • Обязательная государственная оценка воздействия на окружающую среду проектов и другой документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду и угрожать жизни, здоровью и имуществу граждан;
  • Учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  • Приоритетное сохранение природных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
  • Приемлемость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду на основе требований охраны окружающей среды;
  • обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с природоохранными регламентами, что может быть достигнуто за счет использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов;
  • обязательное участие в природоохранной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
  • сохранение биологического разнообразия;
  • обеспечение комплексного и индивидуального подхода к установлению экологических требований к хозяйствующим субъектам и другим видам деятельности, осуществляющим или планирующим осуществлять такую деятельность;
  • запрещение экономической и иной деятельности, последствия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также осуществление проектов, которые могут привести к деградации природных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и другим негативным изменениям в окружающей среде;
  • соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законом;
  • ответственность за нарушение экологического законодательства;
  • организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
  • участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении природоохранных задач;
  • международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Наиболее важные объекты охраны окружающей среды

Земля как важнейший объект охраны окружающей среды

Наиболее ценными являются сельскохозяйственные угодья, предназначенные для ведения сельского хозяйства (пахотные земли) и животноводства. Они никоим образом не могут быть заменены, подвержены ветровой и водной эрозии, засорению и загрязнению и поэтому заслуживают усиленной защиты. Сельскохозяйственные земли составляют 37% всех земель страны, но их площадь постоянно сокращается в связи с ростом городов, строительством дорог, водохранилищ, прокладкой линий электропередач и связи. Земли несельскохозяйственного назначения служат пространственной операционной базой для других отраслей народного хозяйства.

Земли, расположенные на территории Российской Федерации, составляют ее земельный фонд. Ведущую роль в обеспечении охраны и рационального использования земель играют органы государственной власти - они организуют и осуществляют землеустройство, земельный кадастр и мониторинг земель, государственный контроль за использованием земель, разрешают земельные споры.

Индустриализация и научно-технический прогресс привели к выделению земель под промышленность, транспорт, связь, телевидение, энергетику, оборону и другие цели. Самой большой категорией земель лесного фонда по площади считается земля лесного фонда, режим которой регулируется правилами пользования, охраны и воспроизводства лесов, произрастающих на них. К землям водного фонда относятся земли, занятые водоемами, водоохранные зоны и прибрежные полосы. С ними близок режим пользования землями особо охраняемых территорий - природоохранного, заповедного, рекреационного, историко-культурного назначения.

В соответствии со статьей 46 Закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, занимающиеся сельским хозяйством, обязаны осуществлять комплекс мер по защите почв, прудов, лесов и другой растительности, живой природы от вредного воздействия природных сил, побочного воздействия сельскохозяйственной техники, химикатов, мелиоративных работ и других факторов, ухудшающих состояние окружающей среды, наносящих вред здоровью человека.

Процедура применения химических и биологических средств защиты растений в сельском хозяйстве регламентируется Санитарными правилами хранения, транспортировки и использования пестицидов в сельском хозяйстве и Инструкцией по безопасности хранения, транспортировки и использования пестицидов в сельском хозяйстве.

Животноводческие хозяйства и предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения для предотвращения загрязнения почвы, поверхностных и подземных вод, поверхностей водоемов и атмосферного воздуха. Нарушение этих требований может привести к ограничению, приостановлению или прекращению экологически вредной деятельности сельскохозяйственных и других объектов по указанию специально уполномоченных органов.

Вторым ведущим экологическим направлением в землепользовании является рекультивация. В соответствии со ст. 47 Закона об охране окружающей среды при планировании, проектировании, проведении мелиоративных работ и эксплуатации мелиоративных систем необходимо принимать все необходимые меры для поддержания водного баланса, экономного использования лесных угодий; как и в других случаях, нарушение экологических требований здесь может повлечь за собой их приостановление до устранения недостатков или прекращения их действия по распоряжению специально уполномоченных органов.

Потенциальную опасность для земли и всей окружающей среды представляет химизация, под которой понимается комплекс организационно-технических мер, направленных на использование химических веществ, агрохимикатов, токсичных химикатов в сельском хозяйстве для повышения урожайности.

Основной организацией, осуществляющей надзор в этой области, является Государственный санитарно-эпидемиологический надзор, который входит в систему Министерства здравоохранения России. Органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора уполномочены издавать обязательные правила и нормативы в области применения химических веществ. Так, совместно с Минсельхозом РФ они периодически утверждают перечень химических веществ, разрешенных к применению в сельском хозяйстве, и предельно допустимые нормы остаточных химических веществ в пищевых продуктах.

Служба государственного санитарно-эпидемиологического надзора утверждает и ведет перечень химико-биологических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками и регуляторов роста растений, разрешенных к применению в сельском хозяйстве, перечень химических средств ухода за растениями и перечень химико-биологических средств, разрешенных к применению авиацией в сельскохозяйственных и лесохозяйственных работах.

Ежегодно межведомственная комиссия в составе представителей органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Федерального агентства лесного хозяйства, Федерального агентства по рыболовству и других заинтересованных организаций рассматривает перечни химических веществ, разрешенных к применению в сельском хозяйстве, а также предельно допустимые нормы содержания остаточных химических веществ в пищевых продуктах.

Несоблюдение норм внесения веществ в почву или при возделывании растений приводит к остаточному количеству веществ в пищевых продуктах. К сожалению, на овощеприемных базах, в других коммерческих приемных учреждениях выборочному контролю подлежат не более 3% произведенной и реализованной продукции, поэтому фактическое значение в условиях формирования рынка приобретает деятельность граждан - как землепользователей, так и производителей и потребителей продуктов питания, контролеров этой продукции при их приобретении.

Грядущая деградация российских земель заставила нас задуматься: ветровая и водная эрозия, заболачивание и опустынивание, засорение и загрязнение земель привели к их массовому изъятию из сельскохозяйственного оборота, сокращению посевных площадей, уничтожению российских черноземов. Многие аналитики считали, что нерациональное использование земель вызвано национальной и государственной собственностью.

Владелец земли должен лучше заботиться о рациональном, эффективном использовании земли, думать о будущем своих наследников и следующих поколений, оставлять им после себя благоустроенные территории, обогащать окружающую среду своей семьи. При наличии стабильных земельных и государственных отношений, нет смысла срочно отбирать у земли и всей природы все, что можно отнять: задача цивилизованного землепользования растягивается на годы и десятилетия, когда можно не спешить, а внедрять проверенные системы земледелия, травяные севообороты, стремиться к соблюдению природоохранных норм и правил, рассчитанных на длительный период времени.

Охрана и рациональное использование минеральных ресурсов

Недра являются частью земной коры, расположенной под слоем почвы, а в его отсутствие - под земной поверхностью и дном водоемов и ручьев, простираясь на глубины, доступные для геологического изучения и разработки. Закон регулирует соответствующие общественные отношения, связанные с: геологическим изучением, использованием и охраной недр Российской Федерации и ее континентального шельфа; использованием отходов добычи и переработки полезных ископаемых, торфа, сапропеля (залежи со дна водных объектов, используемые в качестве удобрений) и других специфических минеральных ресурсов (в том числе грунтовых вод и рассолов).

Предоставление полезных ископаемых в пользование осуществляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Оно включает в себя текстовые, графические приложения, являющиеся неотъемлемой частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанным назначением, в течение определенного срока с соблюдением ранее установленных условий.

Лицензии выдаются после проведения конкурсов и аукционов. Информация о предстоящих конкурсах и аукционах, их результатах, а также о выдаче лицензий должна быть опубликована в средствах массовой информации.

Задача системы государственного лицензирования - обеспечить:

  • реализация программ развития горнодобывающей промышленности и минерально-сырьевой базы;
  • социальные, экономические и экологические интересы населения, проживающего в регионе, и всех граждан России;
  • равные возможности для всех юридических и физических лиц в получении лицензий;
  • развитие рыночных отношений, реализация антимонопольной политики в сфере недропользования;
  • Основные экологические требования:
  • Предотвращение несанкционированного использования недр, предотвращение несанкционированной разработки участков месторождений полезных ископаемых;
  • Обеспечение рационального комплексного использования и охраны недр и полной добычи основных и связанных с ними ресурсов;
  • проведение государственной экспертизы и государственный достоверный учет запасов полезных ископаемых;
  • защита месторождений от затопления, обводнения, пожаров, предотвращение загрязнения недр, особенно при подземном хранении нефти и газа, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;
  • соблюдение установленного порядка сохранения и ликвидации добывающих предприятий;
  • предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на водосборных площадях и в местах, где подземные воды используются для питьевого или промышленного водоснабжения.

В случае обнаружения редких геолого-минералогических образований, метеоритов, палеонтологических и археологических объектов, представляющих интерес для науки и культуры при пользовании недрами, работы на соответствующем участке должны быть приостановлены с сообщением органам, предоставившим лицензию.

Лица, которые обнаружили или исследовали неизвестное ранее известное месторождение или обнаружили дополнительные запасы полезных ископаемых или новые минералы в ранее известном месторождении, имеют право на государственное денежное вознаграждение.

В соответствии с Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации" 1995 года континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, расположенных за пределами территориального моря Российской Федерации, на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины континента. Подводная окраина материка является продолжением континентального массива Российской Федерации, включая поверхность и недра континентального шельфа, склон и подъем (около 200 км). Определение континентального шельфа относится также ко всем островам Российской Федерации.

Российское законодательство определяет статус континентального шельфа, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации над его континентальным шельфом и их реализацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Охрана и управление водными ресурсами

Вода является важным компонентом окружающей среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом. Они используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих в Российской Федерации, и обеспечивают экономическое, социальное и экологическое благополучие населения, существование фауны и флоры.

Водное законодательство регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов (водных отношений) в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду: поддержание оптимальных условий водопользования; качество поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; предупреждение или устранение вредного воздействия воды, а также сохранение биологического разнообразия водных экосистем. Эти цели водного законодательства должны реализовываться на основе принципа устойчивого развития - сбалансированного экономического развития и улучшения состояния окружающей среды.

Объектом водных отношений является водный объект или его часть. Поверхностные воды и земли, покрытые ими и связанные с ними (дно и берега водоема), рассматриваются как единый водный объект.

Совокупность водных объектов на территории Российской Федерации, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр, образует водный фонд. Как и земельный кадастр и кадастр других природных ресурсов, государственный водный кадастр представляет собой совокупность данных о водных объектах, их водных ресурсах, использовании и охране водных объектов и водопользователей.

Поверхностные водоемы подразделяются:

  • поверхностные водотоки (их воды находятся в состоянии непрерывного движения) - реки, водохранилища, ручьи, каналы;
  • поверхностные водоемы (их воды находятся в состоянии медленного водообмена) - озера, болота, пруды;
  • Ледники - движущиеся, естественные ледяные скопления атмосферного происхождения;
  • Снег - фиксированные естественные скопления снега и льда, которые остаются на поверхности земли на протяжении всего теплого сезона или его части.

В отличие от поверхностных подземных водоемов, они имеют свои границы, объем и особенности водного режима. К ним относятся водоносный горизонт, бассейн грунтовых вод, залежи грунтовых вод, отвод подземных вод на сушу или под воду. К типам водных объектов относятся также внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации. Классификация водных объектов имеет важное значение для установления режима их использования и охраны в целях поддержания окружающей среды.

Объектами водных отношений являются также изолированные водные объекты - закрытые, небольшие по площади и непроницаемые искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водоемами.

Участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципалитеты и водопользователи.

К силам России, в частности, относятся:

  • определение государственной политики в области использования и охраны водных объектов;
  • Установление порядка ведения и проведения государственного мониторинга водных объектов;
  • Установление порядка использования водных объектов;
  • определение порядка создания водоохранных зон, береговых защитных полос водных объектов и режима пользования их территориями;
  • Определение режима особо охраняемых водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в том числе источников питьевого водоснабжения, их зон и санитарно-защитных округов;
  • подготовка и реализация противопаводковых мероприятий, предупреждение и ликвидация последствий вредного воздействия на водные ресурсы;
  • заключение и реализация международных соглашений России в области использования и охраны водных объектов.

Использование и охрана водных объектов

Российское водное законодательство предусматривает общее и специальное водопользование (помимо раздельного и специального водопользования), а также требования по охране водных объектов.

Общим водопользованием считается использование водных объектов без применения конструкций, технических средств и устройств, осуществляемое без получения лицензии на водопользование.

Специальное водопользование предполагает получение лицензии на водопользование.

Органами местного самоуправления создаются места, где запрещено брать воду для питьевого и бытового водоснабжения, купаться, плавать на малых судах. Об этих запретах и других аналогичных условиях, в первую очередь, об экологическом и общем водопользовании население информируется через средства массовой информации, специальные информационные таблички или другими способами.

Если условия общего водопользования или его запрет не декларируются, то общее водопользование осуществляется свободно в соответствии с водным законодательством, т.е. без нанесения вреда окружающей среде. При этом должны соблюдаться правила охраны жизни людей на воде и другие условия - они устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с органами Министерства природных ресурсов, Государственного комитета по экологии, Государственного санитарно-эпидемиологического надзора и другими государственными органами управления по использованию и охране природных ресурсов.

Использование водных объектов должно осуществляться с наименьшими возможными негативными последствиями для водных объектов.

Таким образом, как в общем, так и в специальном водопользовании экологические требования являются приоритетными.

Водоохранная деятельность осуществляется в разных направлениях и несколькими способами:

  • от загрязнения и засорения (сброс или иное поступление вредных веществ) - идентификация источников загрязнения, регулирование стационарных и других источников загрязнения;
  • от аварийного загрязнения (залпового сброса вредных веществ, причиняющих или угрожающих причинить вред здоровью населения или нормальной хозяйственной деятельности) - уведомление органов по чрезвычайным ситуациям территории, расположенной ниже по течению, введение и применение административных санкций, принятие мер по локализации чрезвычайной ситуации, оценка серьезности ущерба, организация восстановительных работ и др;
  • от пестицидов и других химических веществ - разрешение на их использование только в том случае, если это не влияет на состояние водных объектов и водных биоресурсов, использование химических веществ в сельском хозяйстве в соответствии с особыми требованиями;
  • от загрязнения радиоактивными и токсичными веществами и материалами - содержание их в воде на уровне, не приводящем к причинению вреда здоровью населения, запрет на их захоронение в водных объектах, сброс сточных радиационно-загрязненных вод только после их очистки, запрет на проведение взрывных работ с использованием ядерных и других технологий, сопровождающихся выбросом радиоактивных и токсичных веществ.

Для достижения целей в области охраны водных ресурсов принимаются следующие основные меры:

  • Предельно допустимые вредные воздействия на водные объекты устанавливаются и наблюдаются исходя из предельно допустимой антропогенной нагрузки, условия недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде и состояния целевого использования водного объекта (19 декабря 1996 г. Правительством Российской Федерации принято постановление "О порядке разработки и утверждения предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты");
  • Сброс воды из водохранилищ (экологических попусков) и объем безотзывного забора поверхностных вод устанавливается для поддержания должного экологического состояния воды;
  • Принимаются меры по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод - паводков, затоплений и подтоплений; разрушения берегов, плотин, дамб; заболачивания и засоления земель; эрозии почв, образования оврагов, оползней и селевых потоков;
  • бассейновые соглашения заключаются в целях координации и объединения деятельности в пределах бассейна водных объектов с участием органов государственной власти Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений и водопользователей (такие соглашения заключены и реализуются в масштабах рек Волга, Ока, Десна, Обь-Иртыш).

Водоохранные зоны создаются для поддержания водных объектов в надлежащем состоянии, предотвращения их загрязнения, засорения и истощения, сохранения мест обитания животных и растений.

Указанные зоны - это территория, примыкающая к водному объекту (т.е. ограниченная акватория), на которой установлен специальный режим. Порядок установления размеров и границ водоохранных зон и береговых защитных полос (с более жестким режимом охраны) устанавливается Правительством Российской Федерации.

Охрана и устойчивое использование лесов

Объектами лесных отношений являются лесной фонд Российской Федерации, площади лесного фонда, права пользования им, древесно-кустарниковая растительность и др. Объекты лесных отношений используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов и признания их основными средствами производства в лесном хозяйстве.

Границы лесного фонда определяются путем выделения земель лесного фонда из других земель. Участки лесного фонда маркируются в натуральной форме с помощью знаков управления лесами и/или указываются в планово-картографических материалах (картах леса). Включение земель в лесной фонд и их изъятие из него осуществляется в соответствии с лесным и земельным законодательством России.

Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесном фонде для сбора для собственных нужд плодов, ягод, орехов, грибов, лекарственных растений, охоты. Однако это право может быть ограничено на основании законодательства субъектов Федерации (источника права) в интересах пожарной безопасности лесов или в интересах заготовки орехов, лесного хозяйства или лесопосадок.

В соответствии с экономической, экологической и социальной значимостью лесного фонда, его расположением и функциями, лесной фонд делится на лесные группы и классифицируется по категориям охраны. В зависимости от этой классификации устанавливается и реализуется правовой режим землепользования и лесопользования. Выделяются леса первой, второй и третьей групп.

В первую группу входят леса, основным назначением которых является выполнение защитных функций, и леса особо охраняемых природных территорий.

Леса первой группы включают категории защиты:

  • Запрещенные полосы вдоль берегов рек, озер, водохранилищ, запретные полосы для защиты нерестилищ ценных промысловых рыб;
  • антиэрозионные леса, государственные защитные лесные полосы, ленточные ограждения;
  • защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомагистралей федерального, республиканского и регионального значения;
  • леса в пустыне, полупустыне, степи, лесостепи и малолесистые горные районы, которые имеют важное значение для охраны окружающей среды;
  • зеленые зоны населенных пунктов, памятников природы, леса государственных заповедников, национальных парков;
  • леса первого и второго поясов санитарно-защитных зон источников водоснабжения и санитарно-защитных зон курортов;
  • Особенно ценные лесные массивы, лесонасаждения, пристундровые леса.

Вторая группа включает леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, леса, выполняющие санитарно-защитные функции с ограниченным оперативным значением, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, которые требуют ограниченного режима использования для их сохранения.

Третья группа включает леса многолесных регионов, которые имеют главным образом оперативное значение. Эти леса делятся на развитые и заповедные.

Классификация лесов по лесным группам и категориям охраны, а также перевод лесов из одной группы или категории в другую производится на основании материалов лесоустройства и специальных проверок по представлению федерального органа управления лесами. Таким образом, основной элемент организации управления лесами - разделение лесов на группы - основывается на экологических требованиях и учитывает природоохранные функции лесов.

Утверждение расчетных лесозаготовителей

Этот элемент управления лесами также неразрывно связан с экологическими требованиями. Возраст рубок определяется важностью и продуктивностью лесов, функциями, которые они выполняют, биологическими особенностями произрастающих пород деревьев и их зрелостью. Возраст рубок определяется федеральным органом управления лесами.

Затем для каждого лесоустроительного предприятия при проведении лесоустройства определяется отдельно по хозяйствам (хвойные, хвойные, лиственные породы деревьев) в составе групп лесов на основе принципов непрерывного и устойчивого использования лесных ресурсов расчетной площади заготовки древесины: она утверждается федеральным органом управления лесами с участием государственного органа субъекта Российской Федерации и специально уполномоченного органа в области охраны окружающей среды (Госкомэкономразвития РФ).

Для каждого субъекта Российской Федерации расчетная площадь лесозаготовок определяется как сумма расчетных площадей лесозаготовок, утвержденных в установленном порядке соответствующими лесхозами порядке. При внесении изменений в лесной фонд расчетная площадь лесосеки вновь утверждается. Она также утверждается для переданных в аренду, безвозмездное пользование и в концессию площадей.

Места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согласовываются с государственным органом субъекта Российской Федерации с обязательной государственной экологической экспертизой.

Актуальным вопросом в настоящее время является перевод лесных земель в нелесные земли для целей, не связанных с лесным хозяйством, использование лесного фонда.

Ежегодно из лесного фонда изымаются десятки тысяч гектаров для строительства дач, коммуникаций, градостроительства, особенно в Московской и Ленинградской областях.

Осуществляется перевод лесных земель в нелесные земли:

  • в лесах первой группы - правительства России;
  • в лесах второй и третьей групп - органом государственной власти субъекта Российской Федерации (во всех случаях - по представлению федерального органа управления лесами).
  • Присвоение лесов государственной собственности предполагает необходимость организации государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.
  • Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесных ресурсов и воспроизводства лесов основывается на принципах:
  • устойчивое развитие, т.е. сбалансированное экономическое развитие и улучшение окружающей среды;
  • рациональное, непрерывное, устойчивое использование лесного фонда в интересах Российской Федерации и ее регионов;
  • несовместимость функций государственного управления лесным фондом с основным использованием и переработкой полученной в этом процессе древесины.

Охрана и рациональное использование дикой природы

Неотъемлемым элементом природной среды и объектом охраны является мир животных - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно обитающих на территории России и находящихся в состоянии естественной свободы, а также связанных с природными ресурсами континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Животный мир является важным регулятивным и стабилизирующим компонентом биосферы, полностью защищенным и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан. Основное регулирование осуществляется Федеральным законом "О животном мире" 1995 года.

Животный мир на территории Российской Федерации является государственной собственностью. Делимитация государственной собственности на животный мир на федеральный и субъекты Федерации осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом. Вопросы владения, пользования и распоряжения животным миром находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением объектами животного мира, регулируются Федеральным законом "О животном мире" и гражданским законодательством.

Объекты животного мира, изъятые из среды обитания (сельскохозяйственные и другие домашние животные; дикие животные, содержащиеся в неволе), могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (отношения собственности, пользования и распоряжения ими, а также имущественные отношения регулируются гражданским законодательством и Федеральным законом "О животном мире").

Пользователи животного мира имеют право:

  • использовать без разрешения объекты животного мира, приобретенные для расселения на закрепленной территории, если эти объекты животного мира содержатся в военизированных условиях;
  • право собственности на добытые предметы животного происхождения и полученную из них продукцию; право продажи произведенных продуктов и продукции;
  • управлять дочерней фермой, в том числе перерабатывать продукцию, полученную в ходе разрешенного использования животного мира, и производить продукцию животноводческих хозяйств;
  • на территориях, предоставленных в пользование для получения земельных участков производственного и иного назначения; возведения постоянных или временных зданий, сооружений и дорог, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности, связанной с использованием животного мира;
  • оказывать воздействие на животную среду, улучшающую ее состояние (по согласованию с землевладельцами, владельцами лесного фонда, специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и мест их обитания);
  • подать иск о возмещении ущерба, причиненного незаконными действиями, приведшими к гибели объектов животного мира, ухудшению их среды обитания, необоснованному ограничению права пользования животным миром, права собственности на продукцию.

Законодательство Российской Федерации об охране и использовании дикой природы регулирует отношения в области охраны и использования диких животных, обитающих в состоянии естественной свободы на суше, в воде, атмосфере и почве, постоянно или временно населяющих территорию страны или принадлежащих к природным ресурсам континентального шельфа.

Напротив, отношения в области использования и охраны сельскохозяйственных и других домашних животных, а также диких животных, содержащихся в неволе или в полувоенных условиях в хозяйственных, культурных, научных, эстетических и других целях, регулируются иными законодательными актами, которые устанавливают соответствующую ответственность за нарушение правил охраны, содержания и использования этих животных.

Каким бы ни был вопрос о возможности нахождения диких животных, а также водоемов, лесных массивов и некоторых других элементов окружающей среды, в собственности граждан и юридических лиц с возможными ограничениями и исключениями, наличие самой среды во владении, пользовании и распоряжении не только государства, но и других субъектов собственности становится фактом: земельные участки переходят в собственность граждан, и они являются объектами рыбной ловли, охоты и других видов использования животного мира. Поэтому на повестке дня стоит вопрос обеспечения таких требований, которые предотвратили бы негативное влияние на благосостояние животных: сохранение видового разнообразия животных, условий их размножения и путей их миграции, сохранение целостности природных сообществ, рациональное использование животных с целью получения продуктов их жизнедеятельности.

Проблема осложняется тем, что в Конституции Российской Федерации животный мир не упоминается. Юрисдикция Российской Федерации включает в себя гражданское законодательство, определение статуса и охрану территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации. Российская Федерация и ее субъекты несут совместную ответственность за использование природных ресурсов, охрану окружающей среды, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, охрану окружающей среды, вопросы собственности, использования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничения государственной собственности.

Некоторые субъекты Российской Федерации принимают законы и другие нормативные правовые акты по вопросам собственности на природные ресурсы, в том числе на объекты животного мира, охоты, рыбной ловли, лесного хозяйства, водопользования. Все более обостряются вопросы распоряжения и использования объектов животного мира и других природных ресурсов, представляющих значительную материальную ценность.

Отношение к животному миру как к элементу окружающей среды, природопользования и экологической безопасности позволяет федеральному государству более комплексно и всесторонне решать проблемы владения, использования и утилизации животного мира путем принятия федеральных законов и других нормативных правовых актов, принятых в соответствии с ними субъектами Российской Федерации.

Новая ситуация в этой области возникает в связи с принятием нового Гражданского кодекса, который не делит животных на диких или домашних и, следовательно, принадлежит исключительно государству или гражданам.

Равенство участников гражданского оборота предполагает равенство их прав и обязанностей в осуществлении владения, пользования и распоряжения как животными, так и, если мы сохраним установленную терминологию, животным миром. Произвольное вмешательство кого-либо в эти частные дела должно быть прекращено, а нарушенные права восстановлены.

Возможно, если гражданское законодательство под юрисдикцией Российской Федерации получит дальнейшее развитие, то эти вопросы могут быть более полно отражены, по крайней мере, в области охраны окружающей среды.

В любом варианте решения и направлении регулирования охраны и использования животного мира, животные должны быть рассмотрены:

  • право собственности граждан и юридических лиц на природные ресурсы;
  • Необходимость обеспечения единого экологического пространства внутри страны и на прилегающих территориях;
  • интересы Федерации и ее субъектов.

В Гражданском кодексе уделяется внимание характеру обращения с животными, воспитанию гуманного отношения к ним, что можно рассматривать как экологическое воспитание, как вклад в охрану окружающей среды. Гуманное отношение к животным мира (а не только к животным!) рассматривается нынешним фаунистическим законодательством только как одна из целей, достижению которой оно призвано способствовать, и как одна из мер, направленных на защиту животного мира. Однако поднимать эти вопросы тоже в целом до сих пор не удавалось (легче говорить о защите животного мира, чем посвящать усилия конкретному человеку).

Особым образом решается вопрос о приобретении и сохранении права собственности на безнадзорных животных: в случае появления бывшего владельца (через шесть месяцев после подачи заявления о задержании животных и передаче их в собственность другого лица) бывший владелец имеет право требовать их возвращения на условиях, определенных соглашением с новым владельцем, если существуют обстоятельства, указывающие на то, что эти животные остаются прикрепленными к нему или что новый владелец обращается с ними жестоко или иным образом ненадлежащим образом, и если новый владелец не достигнет соглашения с новым владельцем, он будет иметь право требовать их возвращения.

Наконец, провозглашая неприкосновенность имущества и необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, Гражданский кодекс допускает выкуп домашних животных в случае ненадлежащего обращения с ними в случаях, когда хозяин обращается с домашними животными в явном противоречии с правилами, установленными законом, и принятыми в обществе нормами гуманного обращения с животными.

Вывод:

Таким образом, общество и судебная практика должны будут определяться положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, направленными на обеспечение не только рационального, но и гуманного использования животного мира и его представителей, их включения в окружающую среду, разделения собственности, соблюдения баланса между требованиями гражданского оборота и нравственности, общественными интересами и частными потребностями.