Приоритеты социальной политики государства: основные противоречия и зависимости

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 24.01.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Рынок природных ресурсов (земли) в России: структура, состояние и перспективы развития
Капитал как фактор производства
Теория государства Норта
Кризис российской экономики 2008-2009 г.: причины, формы, проявления


Введение:

В настоящее время число людей с доходами ниже прожиточного минимума медленно сокращается. Увеличивается дифференциация населения по доходам, усиливается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий. Существует проблема с демографической ситуацией в стране, так как население Российской Федерации сокращается, существует проблема обеспечения населения жильем и улучшения потребительских качеств среды обитания, доступности бесплатной медицинской помощи и качество услуг снижается, число безработных растет с каждым днем, качество жизни россиян находится на низком уровне. Таким образом, социальная политика в России неэффективна.

Все это делает актуальным и необходимым изучение социальной политики, особенно сейчас, в период экономического кризиса, и требует принятия адекватных мер путем реформирования общественной жизни, проведения эффективной социальной политики государства. Реформирование общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, национальностей, социальных и профессиональных групп и слоев населения. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов человека и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения. население.

Целью курсовой работы является изучение социальной политики государства.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть происхождение и сущность государственной социальной политики;
  • изучить функции и модели социальной политики государства;
  • рассмотреть основные направления социальной политики в России;
  • выявить проблемы социальной политики в России и пути их решения.

Объектом исследования является экономическая теория, предметом исследования является социальная политика государства.

В ходе работы были изучены теоретические разработки специалистов в области экономической теории, представленные в учебниках под редакцией таких авторов, как Борисов Е.Ф., Антропов В.В. Кочетков А.А. и другие.

Теоретические аспекты изучения социальной политики государства

Происхождение и сущность государственной социальной политики

Социальная политика как историческое явление появилась совсем недавно, что это продукт XX века, даже его второй половины. Однако в истории не было государств, которые каким-то образом не решали бы социальных проблем, но, прежде всего, эта деятельность сводилась к неизбежной помощи тем, кто пострадал от неурожаев, засух, стихийных бедствий и эпидемий. Социальная политика вплетена в общую систему государственной политики, и в рамках формирования гражданского общества она расширяет свои возможности и распространяется на активные негосударственные объединения и группы. Проблематика их собственной политики сформировалась в XIX и XXI веках. А с ростом масштабов вмешательства государства в социальные процессы оно способствовало отделению социальной политики от всего комплекса социального регулирования как самостоятельного направления, охватывающего определенную сферу человеческой жизни и деятельности. Появление самого понятия «социальная политика» связано с формированием во второй половине 19 века. теория и практика государства всеобщего благосостояния, которые вмешиваются в социальные процессы с целью их регулирования и стабилизации. Новые функции государства, возникшие в связи с его социализацией, приобрели более системный и качественно определенный характер и были объединены термином «социальная политика».

По мнению А.А. Кочеткова, социальная политика - это система экономических отношений, которая обеспечивает каждому члену общества гарантии определенного уровня жизни, минимума, необходимого для развития и использования его способностей (трудовых, предпринимательских, личных) и обеспечения его в случае утраты. из этих способностей (старики, больные, инвалиды, дети).

С точки зрения И.П. Николаева, социальную политику можно понимать как систему экономических отношений между государственными и негосударственными институтами, с одной стороны, и отдельными социальными группами и индивидами, с другой, относительно обеспечения последних достойными условиями жизни.

Социальная политика государства является формой сознательного воздействия на социальную сферу жизни людей с целью ее изменения. Это наиболее обобщенное представление о социальной политике государства позволяет нам рассматривать его как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей.

Чтобы социальная сфера стала объектом государственного управления, необходим уровень ее развития, который потребует вмешательства государства. Условием, при котором это вмешательство становится эффективным, является такой уровень развития потребностей людей, который не может быть удовлетворен с помощью их собственного труда, как это имело место в аграрных обществах, но удовлетворяется высокоразвитым промышленным производством. Поэтому развитие производства и степень разделения труда в этом производстве является материальной основой необходимости вмешательства государства в социальную сферу жизни людей. Попытки обосновать социально-политическую природу феодального или рабовладельческого государства не выдерживают критики, поскольку уровень развития человеческих потребностей в рабовладельческом обществе и феодальном обществе таков, что даже примитивные средства производства позволяли они должны быть удовлетворены за счет собственного труда. Возникает развитая человеческая потребность с развитым разделением труда, но не равным доступом большинства населения к продуктам этого производства, основанным на разделении труда. Из-за ограниченных возможностей производства удовлетворять потребности отдельных лиц возникает противоречие между производством и потреблением, на основе которого разворачивается социальный конфликт. Ограниченный и противоречивый характер отношений между людьми порождает следующие группы людей. К этим группам людей относятся те социальные группы, которые из-за детства, болезни, старости или отсутствия работы не в состоянии самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей и потребностей своих семей. Эти группы людей существовали во все времена, но потребности этих групп людей не требовали всеобщей защиты от государства и выполнялись в основном на местном уровне.

Социальная защита как законная деятельность государства приобретает универсальный характер, а потребности индивидов становятся политической категорией только на промышленной стадии производства, когда производительная сила общества - человек - начинает приобретать социальный характер. Эта социальная природа производства и человека определяет общественно-политическую активность государства в социальной сфере и государственное управление потребностями человека. Обязанность государства защищать своих граждан вытекает из социальной сущности самого государства, которая заключается в установлении политически определенных социальных связей между людьми. То есть социальная защита - это особая политическая форма вовлечения отдельных лиц в общественную жизнь с целью устранения экономических препятствий, которые не позволяют преодолеть их без посторонней помощи.

Социальные права граждан - это та область социальной сферы жизни людей, которая недоступна никаким силам общества, кроме государства, это объект деятельности государства, где его полномочия абсолютны.

Социальные права - это реализуемые отношения под эгидой государства, это отношения, в которые человек вступает свободно, по праву, без каких-либо ограничений и предпосылок со стороны кого-либо.

Социальные права являются особой формой регулирования отношений в обществе государством и особой институциональной формой разрешения социальных конфликтов.

Социальные гарантии - это социальные права, которые являются обязательными для государства, то есть такие отношения, которые не могут потерпеть неудачу.

Социальные гарантии декларируются социальными правами, обеспеченными существующими государственными ресурсами. Поэтому для государства в его общественно-политической деятельности важной задачей является определение круга лиц, которые имеют право на часть доходов государства и тем самым на некоторые льготы.

Социальная выгода - это отношение в обществе, при котором отдельное лицо или группа лиц наделены продуктом из государственных средств в связи с его или их потребностями. Принцип необходимости является основой для получения гражданами социальных пособий.

Потребность - это состояние индивида, возникающее из-за неспособности самого индивида удовлетворить свои потребности и, следовательно, быть ограниченным для вступления в отношения, значимые для общества в целом. Эта неспособность возникает из-за ряда биологических, экономических, политических и социальных ограничений. Биологические ограничения подразделяются на физиологические и психологические ограничения, которые не позволяют человеку работать либо в связи с ранним возрастом и старостью, либо из-за инвалидности и болезни, и поэтому вступают в отношения универсального характера.

Однако недопотребление не становится нуждой, пока недопотребление не приобретет для государства значительный характер. Недостаточное потребление, которое является значимым для государства, называется нуждаемостью. С этого момента недопотребление индивида как его ограниченной связи с обществом становится политической категорией и полностью определяется государством, и его установление зависит от определения верхних и нижних пределов потребности. Разные государства формулируют эти пределы по-разному, поэтому в разных странах верхние и нижние пределы потребности различны, но они не могут быть ниже максимально допустимых физиологических стандартов и выше, чем средний доход, принятый в обществе.

Суть социальной политики государства состоит в том, чтобы поддерживать отношения как между социальными группами, так и внутри них, обеспечивать условия для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создавать социальные гарантии в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.

Следует отметить, что социальная политика государства, которая является неотъемлемой частью мер, принимаемых государством для регулирования условий общественного производства в целом, тесно связана с общей экономической ситуацией в стране.

Однако социальную политику нельзя рассматривать как исключительно экономическую проблему. Экономическая наука, как предмет своих исследований в области социальной политики, ориентирована на экономические механизмы ее реализации. В рыночной экономике это, прежде всего, механизмы для получения дохода и поддержания занятости.

Таким образом, говоря о социальной политике государства, мы имеем в виду, прежде всего, действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле этого слова. В широком смысле социальная политика является одной из областей макроэкономического регулирования, призванной обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для граждан страны.

Функции и модели социальной политики государства

Социальная политика государства выполняет ряд функций, в число этих функций входят следующие:

  • обеспечение социального обеспечения, которое рассматривается как способность человека удовлетворять свои потребности, сочетать индивидуальные и общественные интересы;
  • обеспечение политической стабильности власти;
  • обеспечение такого распределения власти в экономике, которое было бы признано большинством как справедливое;
  • создание такой системы распределения экономических ресурсов и результатов хозяйственной деятельности, которая в основном устраивает подавляющее большинство населения, что предполагает, прежде всего, реализацию принципа социальной справедливости;
  • обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности;
  • обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защиты как населения в целом, так и каждой социальной группы. В то же время условия труда и быта рассматриваются как объекты социальной защиты;
  • обеспечение потребления основных товаров на уровне социальных стандартов для всех слоев населения, что достигается как за счет заработной платы, так и путем предоставления различных социальных трансфертов;

Все эти функции чем больше представлены в социальной политике государства, тем больше социальная политика тесно зависит от политики государства в целом.

Государственная социальная политика предусматривает решение следующих задач:

  • обеспечение равных возможностей в реализации права на образование и доли в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала);
  • сокращение нежелательных рыночных различий между богатыми и бедными в появлении доходов и капитала;
  • обеспечение большей свободы, справедливости, уважения человеческого достоинства, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом;
  • дальнейшее совершенствование социально-политических инструментов и положений, регулирующих существующую структуру, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения;

Следует отметить, что возможности решения определенных проблем социальной политики определяются ресурсами, которые государство может направить на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.

Существует несколько моделей социальной политики:

По типу субъекта социальной ответственности:

  • либеральный;
  • корпоративные;
  • общественности;
  • патерналистской;

По типу участия государства в реализации социальной политики:

  • благотворительность;
  • административный;
  • стимулирования;

Либеральная модель предполагает принцип личной ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своих семей.

Согласно либеральной модели социальной политики, государство берет на себя ответственность за поддержание лишь минимальных доходов граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. Недостатки этой модели проявляются в значительных различиях между уровнями потребления экономически сильных и экономически слабых граждан. Эти различия для разных категорий людей также имеют место в случае получения социальных пособий из одних и тех же источников финансирования.

Корпоративная модель предполагает принцип корпоративной ответственности, согласно которому корпорация, предприятие, организация или учреждение, в котором работает этот сотрудник, несут максимальную ответственность за судьбу своих сотрудников. Предприятие, поощряя работников вносить максимальный трудовой вклад, предлагает им различные виды социальных гарантий в виде пенсий, частичной оплаты медицинских, рекреационных услуг и образования (повышение квалификации).

Социальная модель предполагает принцип совместной ответственности, то есть ответственности всего общества за судьбу своих членов. Это перераспределительная модель социальной политики, в которой богатые платят за бедных, здоровые за больных, молодые за стариков. Основным социальным институтом, осуществляющим такое перераспределение, является государство.

Патерналистская модель предполагает принцип ответственности государства. Государство централизованно и полностью берет на себя ответственность за социально-экономическое положение граждан и использование любых административных рычагов для достижения социальных целей. Преимущество социальной политики патернализма заключается в так называемой «уверенности в завтрашнем дне» для основной массы населения.

Благотворительная модель - это когда государство за счет специально накопленных ресурсов создает определенные «опоры» для рынка в форме государственной системы социальной поддержки и, таким образом, помогает нейтрализовать некоторые наиболее острые негативные социальные последствия функционирования рынка. Средства на благотворительную помощь предоставляются государством.

Административная модель предполагает прямое, активное государственное вмешательство на рынке и носит характер администрации. Условием реализации этой модели является наличие развитых систем перераспределения доходов, которые находятся под контролем государства, а также механизмов вмешательства в процессы ценообразования, тарифного регулирования и занятости.

Стимулирующая модель предполагает косвенное, а не прямое участие государства в решении социальных проблем, когда государство устанавливает для общества внешние «правила игры» по отношению к рынку и другим публичным субъектам (юридическим, кредитно-финансовым, налоговым).

Это выражается в создании таких систем налогообложения и государственной поддержки, которые позволяют всем субъектам предпринимательской деятельности выгодно инвестировать и инвестировать как в отдельные социальные проекты и программы, так и в социальную сферу в целом.

Подобная модель социальной политики может быть реализована в условиях высокого уровня экономического развития, развитой инфраструктуры гражданского общества и рыночной экономики.

Таким образом, суммируя этот раздел, можно отметить, что социальная политика выполняет следующие функции:

  • обеспечение политической стабильности власти;
  • обеспечение распределения власти в экономике, что будет признан справедливым большинством;
  • создание такой системы распределения экономических ресурсов и результатов хозяйственной деятельности, которая в основном устраивает подавляющее большинство населения, что подразумевает реализацию принципа социальной справедливости;
  • обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности;
  • обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защиты как населения в целом, так и каждой социальной группы;
  • обеспечение потребления основных товаров на уровне социальных стандартов для всех слоев населения;

Кроме того, существует два типа моделей социальной политики:

По типу субъекта социальной ответственности:

  • либеральная модель, в которой государство берет на себя ответственность за поддержание только минимального дохода граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения.
  • корпоративная модель, которая предполагает принцип корпоративной ответственности, согласно которому корпорация, предприятие, организация или учреждение, в котором работает сотрудник, несут ответственность за судьбу своих сотрудников.
  • социальная модель, которая предполагает принцип совместной ответственности, то есть ответственности всего общества за судьбу своих членов.
  • патерналистская модель, предполагающая принцип ответственности государства.

По типу участия государства в реализации социальной политики: благотворительная модель, в которой государство за счет специально накопленных ресурсов создает определенные «опоры» для рынка в форме государственной системы социальной поддержки и, таким образом, помогает нейтрализовать некоторые наиболее острые негативные социальные последствия функционирование рынка.

Административная модель, которая предполагает прямое, активное вмешательство государства в рынок и носит характер администрирования.

Особенности социальной политики в России

Основные направления социальной политики в России

По ряду причин на начальном этапе радикальных экономических преобразований в России основной акцент был сделан на финансовом оздоровлении экономики и макроэкономической стабилизации. Социальная сфера и ее проблемы были отодвинуты на задний план. В результате население России сталкивается с резким падением уровня жизни на фоне усиливающейся социальной дифференциации общества, в том числе по заработной плате. Ситуация на рынке труда ухудшилась, демографическая ситуация ухудшилась, началось абсолютное сокращение населения страны, а продолжительность жизни снизилась [5, с.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что России необходимо проводить социальную политику, направленную на достижение рационального уровня потребления для большинства населения, создание условий для квалифицированного творческого труда и формирование эффективной системы социальной защиты. Государство должно быть гарантом функционирования социальных институтов, сохранения и развития систем социальной защиты населения.

Существует шесть основных направлений социальной политики:

  1. политика в области улучшения жилищных условий;
  2. политика в области регулирования пенсий;
  3. политика здравоохранения;
  4. образовательная политика.
  5. политика в области регулирования уровня безработицы и занятости населения;
  6. Политика в области регулирования доходов населения.

В России обеспечение населения жильем и улучшение потребительских качеств среды обитания было и остается одной из самых острых социальных проблем - достаточно сравнить количество квадратных метров на душу населения в России и, скажем, в Германия и США: 19,6 м2 против 35 и 70 м2 соответственно, не говоря уже о разнице показателей качества среднего жилья.

По меньшей мере 15% населения страны суетятся в мало пригодном для жизни жилище, а 12% в принципе не имеют коммунальных удобств. Четверть населения России живет в относительно благополучных - по внутренним меркам - жилищных условиях, то есть в отдельном доме или квартире со всеми коммунальными услугами, из расчета 18 м2 на человека.

Национальный проект «Доступное и комфортное жилье для граждан России» был в значительной степени ориентирован на то, чтобы люди брали ипотечные кредиты и покупали квартиры. Увы, в нынешних условиях большинство граждан, рассчитывавших на ипотеку, не смогут ее взять. Многие банки прекратили выдачу кредитов или изменили условия договоров, поскольку на финансовых рынках нестабильная ситуация и проблема низкой ликвидности.

4,43 миллиона семей (8,6%) находятся в очереди на улучшение своих жилищных условий; время ожидания в очереди на социальное жилье для малообеспеченных граждан составляет 15 - 20 лет. Число желающих улучшить свои жилищные условия составляет 61% (31,6 млн. Семей). Общий спрос на жилье составляет около 1,57 млрд. М2 (55% от имеющихся запасов).

Из-за резкой дифференциации населения по доходам решение жилищной проблемы для большинства желающих более чем сложно. В то же время в очереди находятся не только бедные, но и те, кто может приобрести жилье самостоятельно, используя кредит или при частичной государственной помощи. Опросы общественного мнения показывают, что 85% россиян хотели бы улучшить свои жилищные условия. Но только 5-6% могут сделать это сразу за счет уже накопленных сбережений, не обращаясь за кредитом или займом. Большинство населения из-за отсутствия сбережений не может купить новый дом или квартиру и вынуждено откладывать такую ​​покупку на многие годы.

Доходы Пенсионного фонда России в 2008 году увеличились на 40,2% по сравнению с 2007 годом и составили 2,73 трлн. рублей. Общий объем расходов в 2008 году составил 2,36 трлн. рублей. Общие доходы бюджета Фонда в 2009 году прогнозируются на уровне 3,3 трлн. рублей, общие расходы - в сумме 3,0 трлн. рублей, из которых 2,9 трлн рублей будут направлены на выполнение государственных нормативных обязательств по выплате пенсий, пособий и социальных пособий рублей.

В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируемой государством, и ее размер устанавливается законом в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов работа конкретного человека) и финансируется (формируется только среди граждан 1967 года рождения и моложе).

С 1 марта 2009 года базовая часть трудовой пенсии увеличилась на 8,7%. А с 1 декабря 2009 года произошло увеличение еще на 31,4%. В результате средний размер базовой части трудовой пенсии составил 2562 рубля. Кроме того, с 1 апреля 2009 года страховая часть трудовой пенсии была увеличена на 17,5%. А 1 августа 2009 года была проведена очередная индексация страховой части трудовой пенсии на 7,5%.

Так, в 2009 году среднегодовая пенсия по старости, которую получают более 30 миллионов человек, превысит прожиточный минимум пенсионера в 1,33 раза и составит 5641 рубль. Размер социальной пенсии к концу года достигнет прожиточного минимума - это затронет 2,5 миллиона россиян.

3. В области здравоохранения практика оплаты медицинских услуг становится все более распространенной - в последние годы каждая вторая семья должна была оплачивать их самостоятельно. Платное лечение является обязательным: уровень благосостояния семей, которым приходится платить за медицинские услуги, не самый высокий, и в условиях, когда масштабы платных лекарств увеличиваются на фоне падения доходов населения, многие отказываются от лечения материальные причины. За годы реформ лекарства перестали быть в дефиците, но для многих они недоступны из-за высоких цен. Фармацевтический рынок в настоящее время характеризуется нестабильностью, резкими колебаниями цен на лекарства и их ростом, а цены растут как на импортные лекарства, так и на отечественные. Структура продаж изменилась в сторону более дешевых лекарств, средний чек в аптеках упал в цене, снизился потребительский спрос на медицинские товары, продукты, улучшающие качество жизни, средства по уходу и другие. До 35% пациентов вынуждены отказаться от покупки прописанных лекарств. Государство ввело льготы на бесплатную покупку лекарств, но из-за отсутствия финансовой поддержки это право предоставляется большинству «бенефициаров». Ситуация усугубляется, что выражается в разрыве между официально провозглашенными государственными гарантиями оказания медицинской помощи населению и реальным финансированием, в незавершенных реформах здравоохранения, слабой координации всех структур, ответственных за ситуацию в этой ситуации. сфера. Доля населения в оплате медицинских услуг постоянно растет, сегодня она равна доле государства. Наиболее сложная ситуация с государственным финансированием - в небольших городах и деревнях, где нет широкой налоговой базы.

Приоритетный национальный проект «Здоровье» предполагал реорганизацию системы здравоохранения через 2 года, чтобы всем нуждающимся был предоставлен стандартный набор качественных медицинских услуг. К сожалению, длинные очереди пациентов у дверей городских поликлиник, собирающиеся сейчас задолго до их открытия, указывают на то, что эта идея не была реализована за 2 года. Для большинства медицинских работников мало что изменилось. В связи с этим сложилась практика, когда пациент фактически вынужден платить врачу за возможность получить доступ к бесплатной медицинской помощи. И если принять во внимание, что около 20% россиян находятся за чертой бедности, это означает, что значительная часть населения фактически лишена возможности получать медицинскую помощь согласно полису медицинского страхования.

В 2009 году было зарегистрировано 924,8 пациентов с диагнозом, установленным впервые в жизни на 1000 человек населения. Коэффициент младенческой смертности в России за период январь-февраль 2009 года составил 8,2 на 1000 живорождений. В то же время снижение младенческой смертности произошло во всех федеральных округах. Все это стало результатом программы «Свидетельство о рождении», которая в настоящее время охватывает 92,7% женщин и новорожденных. До введения сертификатов коэффициент младенческой смертности составлял 11 на 1000 живорождений.

4. В 2009 г. количество дневных общеобразовательных учреждений уменьшилось, что в определенной степени связано с уменьшением числа детей школьного возраста (по предварительным данным, среднегодовая численность детей в возрасте 7-17 лет уменьшился на 4,7%), в то же время увеличилось количество гимназий и лицеев. Количество учреждений высшего профессионального образования увеличилось на 26 единиц (на 2,3%). В 2009 г. 1,3 млн. Юношей и девушек получили аттестат о базовом общем образовании (90,8% к уровню 2008 года), а также аттестат о среднем (полном) общем образовании - 1,0 млн. Человек (86,8%).

Зачисление в государственные и муниципальные средние профессиональные учебные заведения сократилось по сравнению с 2008 г. на 60,3 тыс. Человек, или на 8,3%. На условиях полного возмещения затрат на обучение в техникумах начали обучение 190,4 тыс. Студентов, или 28,4% от общего числа студентов (в 2008 г. - 238,1 тыс., Или 32,6%). Прием в государственные и муниципальные вузы в 2009 г. снизился на 21,3 тыс. Человек (1,5%) в основном за счет студентов, поступивших на очную форму обучения, сокращение приема в которые составило 47,7 тыс. Человек или 6,7%. Количество студентов, обучающихся в заочной форме обучения, увеличилось на 29,8 тыс. Человек, или на 5,1%.

Прием на обучение в государственные и муниципальные вузы за счет бюджетов всех уровней составил 561,3 тыс. Человек и снизился по сравнению с 2008 г. на 7,4 тыс. Человек, или на 1,3%. Доля тех, кто был принят с полным возмещением расходов на обучение, осталась на уровне 2008 года. и составил 58,8% от общего числа поступивших. По результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ) в государственные и муниципальные университеты поступило 566,0 тыс. Человек, что превышает аналогичный показатель в 2008 году. На 117,2 тыс. Человек, или на 26,1%.

Платных образовательных услуг населению в 2009 году по предварительным данным было предоставлено на 281,0 млрд рублей, или на 1,3% больше, чем в 2008 году. 28% семей платят за обучение своих детей, выделяя деньги на дополнительные, дополнительные занятия. Доля населения, оплачивающего определенные образовательные услуги (питание, содержание, охрана школ, индивидуальные занятия), увеличивается с ростом урбанизации. В целом, 60% семей с детьми школьного возраста считают, что они не смогут оплачивать обучение своих детей в университете.

Нынешняя система образования постепенно теряет свою эффективность. Разрыв между различными уровнями системы увеличивается, теория отрывается от практики, растет количество выпускников, не работающих по специальности, а позиции российских вузов в международных рейтингах постепенно падают.

5. Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятых + безработных) в феврале 2009 г. составила 74,8 млн человек, или 53% от общей численности населения страны. В экономически активном населении 67,7 млн. Человек были классифицированы как занятые в экономической деятельности, а 7,1 млн. Человек были классифицированы как безработные по критериям МОТ (т.е. не имели работы или прибыльной работы, искали работу и были готовы ее начать). на обследованной неделе). В феврале 2009 г. численность экономически активного населения была ниже, чем в ноябре 2008 г., на 1,1 млн человек, или на 1,5%. Это снижение полностью определяется сокращением занятого населения.

Численность безработных в соответствии с методологией МОТ в феврале 2009 года составляла 1,8 млн. Человек, или на треть больше, чем в ноябре 2008 года и феврале 2008 года. Уровень безработицы, рассчитываемый как отношение количества безработных к числу экономически активное население, в феврале 2009 года составило 9,5% и было на 2,5-2,4 процентных пункта выше, чем в ноябре 2008 года. и феврале 2008 года. Занятое население в феврале 2009 года сократилось по сравнению с ноябрем 2008 года. на 2,9 млн человек, или на 4,2%, по сравнению с с февраля 2008г. - на 1,8 млн человек, или на 2,6%. По сравнению с ноябрем 2008 года число безработных мужчин увеличилось на 36,3%, безработных женщин - на 32,1%. Среди безработных, согласно методологии МОТ, доля женщин в феврале 2009 г. составила 44,4%. Доля городских жителей среди безработных, согласно методологии МОТ, в феврале 2009 г. составила 66,2% и увеличилась по сравнению с до ноября 2008 года. на 3,7 процентных пункта.

Городская и сельская безработица характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В феврале 2009г. Это превышение составило 1,5 раза.

Средний возраст безработных в феврале 2009 года составил 35,2 года (в ноябре 2008 года - 34,9 года), в том числе безработных мужчин - 34,8 года, безработных женщин - 35,6 года. Молодые люди в возрасте до 25 лет составляют 27,4% безработных, а лица в возрасте 50 лет и старше - 16,7%. Около 36,4% безработных составляют лица, чей период пребывания в состоянии поиска работы (безработица) не превышает 3 месяцев. Один год или более 27,5% безработных ищут работу. По сравнению с ноябрем 2008 года доля краткосрочной безработицы (менее 3 месяцев) увеличилась на 3,4 процентных пункта, доля долгосрочной безработицы (12 месяцев и более) снизилась на 5,8 процентных пункта. Среди сельских жителей доля застойной безработицы значительно выше, чем среди городских жителей в феврале 2009 года. Составила 37,5% и 22,4% соответственно. По сравнению с ноябрем 2008 года доля долгосрочной безработицы среди сельских жителей снизилась на 4 процентных пункта, среди безработных городских жителей - на 6 процентных пунктов.

Среднее время, затраченное на поиск работы безработными в феврале 2009 года, составило 6,9 месяца. Для женщин это было 7,3 месяца, для мужчин - 6,5 месяца. Среди городского населения средняя продолжительность безработицы снизилась по сравнению с ноябрем 2008 года. С 7,0 до 6,2 месяца, в сельской местности она снизилась с 8,8 до 8,2 месяца.

Около 23,3% безработных составляют лица без опыта работы. В феврале 2009 г. их количество составило 1,7 млн. Эта группа безработных формируется в основном из молодежи (на 19,5% - за счет молодежи до 20 лет, на 48,8% - с 20 до 24, на 17% - у 25–29). По сравнению с ноябрем 2008 года доля безработных без стажа работы снизилась на 3,7 процентных пункта. В феврале 2009г. Среди безработных в 1,9 раза по сравнению с февралем 2008г. И ноябрем 2008г. Доля людей, оставивших свою прежнюю работу в связи с увольнением или сокращением численности работников, увеличилась. Самый низкий уровень безработицы, согласно методологии МОТ, согласно опросу населения по проблемам занятости, отмечен в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Южном федеральном округе.

Исходя из данных таблицы, можно сказать, что рост зарегистрированной безработицы в период с октября 2008 года по февраль 2009 года очень высок, во всех регионах он превышает 100%, больше всего пострадала Челябинская область. Среднемесячная номинальная заработная плата в регионах существенно отличается, равно как и среднемесячное пособие по безработице, самая высокая заработная плата в Свердловской области, самая низкая во Владимирской области, а разница между ними превышает прожиточный минимум. Соотношение возможного размера пособий по безработице превышает установленный максимум в 4900 руб. и опять же, наибольшее количество льгот приходится на Свердловскую область, наименьшее - на Владимирскую область.

В регионах, где в последние месяцы наблюдается значительный рост безработицы, ограничение максимального размера пособий (4900 руб.) Приводит к тому, что размер ежемесячных выплат безработным в 1,5-2 раза ниже уровня, который позволял бы поддержание приемлемого уровня жизни для населения, не способного найти работу.

6. Реальные располагаемые денежные доходы населения сократились в январе 2009 года на 6,7% по сравнению с январем 2008 года. Гораздо большее снижение продемонстрировала реальная стоимость заработной платы с учетом инфляции - на 9,1% за тот же период.

19 февраля Росстат сообщил, что в январе 2008 года реальные доходы населения увеличились на 10,1% по сравнению с январем 2007 года. В номинальном сравнении выручка за тот же период увеличилась на 7,3% и составила 11 430 рублей. Номинальная начисленная заработная плата одного работника в январе 2009 года в среднем по России составляла 15 200 рублей, что на 3,0% выше, чем в январе 2008 года, и на 25% меньше, чем в декабре 2008 года. Реальная стоимость заработной платы (с учетом инфляции) в январе упала на 9,1% по сравнению с январем 2008 года и снизился на 26,7% по сравнению с декабрем прошлого года. Однако, несмотря на падение доходов населения, товарооборот в январе в годовом исчислении вырос на 2,4% - до 1,07 трлн. рублей. В первые 11 месяцев 2008 года этот показатель колебался в пределах 10-18% в месяц, а в декабре темпы его роста снизились до + 4,8%.

В статистику реальных располагаемых денежных доходов Росстат включает льготы и субсидии, предоставляемые государством. А когда учитывается реальная стоимость заработной платы, рассчитывается средняя инфляция. С учетом индексации обязательные платежи также растут, а рост номинальной заработной платы заморожен, скорее, даже снижается. В долларовом выражении доходы населения упали еще больше: с учетом девальвации рубля их падение произошло примерно на 35%.

Генеральный директор Института сравнительных социальных исследований (CESSI) Владимир Андреенков отметил, что данные Росстата, как обычно, показывают среднюю температуру в стационаре и не в полной мере отражают противоречивые тенденции в заработной плате в разных регионах и в разных слоях населения. Ведь Москва, как и другие крупные города, вносит значительный вклад в повышение среднего уровня заработной платы. Это ретуширует крайне низкие доходы населения в большинстве регионов. Но главной причиной падения реальных доходов населения является огромная инфляция. Частично работодатели пытаются компенсировать это снижение, в первую очередь в своих собственных интересах, так как зарплаты уже уходят в тень. Во время кризиса наиболее универсально проявляется «универсальный закон», согласно которому бедные становятся беднее, а богатые - богаче. Самый актуальный вопрос сейчас - как изменятся пропорции между слоями. По некоторым оценкам, ряд тенденций уже очевиден. Таким образом, произойдет значительное расширение бедности за счет людей, которые оказались полностью или частично «за бортом», а средний класс, который довольно быстро вырос в последние годы, также сократится. В то же время маловероятно, что будет существенное снижение доходов и статуса высшего среднего класса.

Проблемы социальной политики в России и пути их решения

В результате реформ социально-трудовая сфера приобрела новое качество. Институциональные инновации повлияли, во-первых, на возникновение принципиально новых сфер и видов деятельности и, во-вторых, на формирование новой структуры возможных источников дохода.

Наиболее радикальной стала юридическая сюрреалистическая регистрация института частной собственности, в результате которой:

  • формирование и развитие нового сектора экономики и, соответственно, создание новых рабочих мест;
  • формирование нового источника дохода - предпринимательского и доходов от собственности в самых разнообразных ее формах.

Множество форм трудовой деятельности, особенно развитие индивидуальной трудовой деятельности, привело к росту самозанятости населения. В связи с либерализацией таможенной политики и правил торговли так называемый «челночный» бизнес приобрел большие масштабы. Снятие ограничений на вторичную занятость также расширило круг источников дохода.

Политика искусственного поддержания существующего уровня занятости или медленных темпов роста безработицы, осуществляемая посредством использования льготных режимов кредитования и субсидирования убыточных отраслей, неизбежно приводит к возникновению и воспроизводству высокой скрытой безработицы. В России наиболее распространены две его формы: отправка работников на вынужденный неоплачиваемый (или частично оплачиваемый) отпуск и использование различных режимов неполного рабочего дня.

Наличие большой скрытой безработицы связано с осознанным выбором на макроэкономическом уровне. Негативные экономические и социальные последствия этого явления хорошо известны: сохранение большого количества неэффективных рабочих мест, снижение реальных доходов формально занятого населения, ослабление стимулов для высокопроизводительного труда и т. д. Однако с точки зрения С точки зрения специфических функций правительства достигается еще один, менее очевидный эффект: если в рамках современного законодательства зарегистрированные безработные становятся объектами социальной защиты, то в результате сделанного выбора несколько миллионов официально работающих людей Но, лишенные постоянного источника трудовых доходов, оказываются вне системы социальной помощи и, в принципе, не являются объектом государственной социальной политики.

Зависимость сектора занятости от макроэкономической ситуации и изменений в структуре производства в экономике рыночного типа определяет подчиненное положение политики рынка труда по отношению к политике финансово-экономических структур российского правительства. Его социальный «блок» (включая Министерство труда Российской Федерации, Федеральную службу занятости, Федеральную миграционную службу и т. д.) Практически не имеет возможности напрямую влиять на масштабы занятости и безработицы. В его прерогативы входит только нормативная поддержка и оперативное регулирование конкретных процессов на рынке труда.

Изменения экономической ситуации в стране обусловили необходимость создания правовой базы. Регулирование поведения всех экономических субъектов на рынке труда. Несмотря на то, что Закон о занятости является первым правовым актом, нормы которого в основном соответствуют отношениям на развивающихся рынках, его отдельные статьи и механизм реализации привели к ряду социальных проблем. Социально-экономическое положение сегодняшних безработных крайне противоречиво. На первый взгляд, нормы социальной защиты безработных, введенные Законом о занятости, довольно либеральны: минимальный опыт работы, достаточный для получения пособий, составляет всего 12 недель в предыдущем году, размер пособий по безработице гарантирован не ниже, чем минимальная заработная плата и довольно высокие пороги для шкалы пособий. Однако, учитывая текущую инфляционную динамику, реальное содержание этих выплат быстро обесценивается, и пособия не способны эффективно выполнять функцию поддержания доходов безработных на приемлемом уровне, что сводит на нет усилия по социальной защите этой категории людей.

Худшая ситуация для тех, кто долгое время не работал. В настоящее время не существует четкого законодательства в отношении тех, кто после 12 или 15 месяцев не имеет ни работы, ни работы, ни права на получение пособий. В то же время наблюдается средняя тенденция к увеличению средней продолжительности безработицы. Недостаточное развитие этого круга вопросов, по сути, означает, что оно вынуждает государство платить значительные дополнительные средства для помощи безработным, а также из-за того, что оно необратимо меняет качество рабочей силы (потеря квалификации и работы). навыки и умения).

Регистрация и регистрация безработных в органах ФСЗ сегодня является его основной функцией, которая, несмотря на свою важность, никоим образом не может рассматриваться как инструмент активной политики на рынке труда. В СФЗ разработан ряд мер, содержащихся в ежегодных программах содействия занятости населения. Однако как диапазон этих мер, так и их влияние ограничены. Например, идея сохранения или создания рабочих мест является не чем иным, как декларацией, если она противоречит текущей структурной политике и формирующейся экономической ситуации. Фонд занятости не может поддерживать малый и средний бизнес, если в конкретном регионе нет необходимых экономических условий. Система профессионального обучения и переподготовки работников не может быть эффективной, хотя бы потому, что она не ориентирована на потребности современного производства. В настоящее время процессы, происходящие на рынке труда, являются стихийными, неорганизованными и что реальное влияние СФЗ на их минимально. В плане стабилизации рынка труда особые надежды были возложены на реализацию идеи социального партнерства и регулирования занятости на основе коллективных и индивидуальных трудовых договоров. Первым опытом в этом направлении стало Генеральное соглашение на 1992 год, заключенное между правительством Российской Федерации, Российской ассоциацией профсоюзов и ассоциациями предпринимателей, в котором отражены основные направления стимулирования занятости и развития рынка труда. В условиях массового выпуска тарифных соглашений им предоставляется ряд гарантий: направление на переподготовку или освоение другой профессии с перерывом в производстве с выплатой разницы между стипендией и средней заработной платой по месту последней работы; защита интересов работников в период массовых увольнений общественными организациями (профсоюзами); приоритетное право работника, временно переведенного на другое предприятие, для восстановления его прежней должности в конце реконструкции и т. д.

Формирование рыночной экономики в России невозможно без эффективной социальной политики. Социальная политика в период перехода к рынку должна базироваться на трех основных принципах: приоритетность проблем социальной защиты населения; повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социальных, культурных и бытовых потребностей населения и устранение зависимости на этой основе; организация нового механизма финансирования социальной сферы, т. е. переход от государственного патернализма к социальному партнерству.

Социальное обеспечение населения в условиях перехода к рынку требует дифференциации социальной поддержки по уровню доходов, степени трудоспособности, а в некоторых случаях - по принципу занятости в общественном производстве. Некоторым слоям населения нужны специальные социальные программы.

Финансирование социальных программ осуществляется не только за счет государственных средств, но и за счет местных бюджетов, средств предприятий, организаций и населения. Благотворительные фонды социальной помощи могут сыграть определенную роль в социальной защите населения. Политика социальной защиты населения в контексте перехода к рынку включает систему социального страхования и государственной помощи.

В современных условиях проблемы безработицы и инфляции приобрели особую сторону. Социальная защита от безработицы осуществляется посредством обучения, организации фонда помощи безработным с установлением размера пособий. Защита от растущей инфляции, которая значительно снижает уровень жизни населения, заключается в индексации при повышении их номинальной стоимости для предотвращения снижения их реального уровня.

Индексация осуществляется путем регулирования номинальной заработной платы, доходов и процентных ставок. Индексация может следовать за ростом цен или предшествовать им. В первом случае это осуществляется через равные промежутки времени. Во втором случае повышение заработной платы производится заранее с учетом ожидаемого роста цен. Но предварительная индексация нацелена на то, чтобы компании наращивали заработную плату в контрактных ценах, тем самым стимулируя инфляцию.

Таким образом, результаты текущей социальной политики очень противоречивы, происходят значительные сдвиги в выплатах населению, но, тем не менее, уровень бедности в стране свидетельствует о ее низкой эффективности.

Вывод:

Таким образом, можно сделать вывод:

  • Социальная политика - это система экономических отношений, которая обеспечивает каждому члену общества гарантии определенного уровня жизни, минимума, необходимого для развития и использования его способностей.
  • Основными принципами социальной политики являются:
  1. защита уровня жизни путем введения различных форм компенсации в случае повышения цен и индексации;
  2. оказание помощи беднейшим семьям;
  3. выдача пособий по безработице;
  4. обеспечение полиса социального страхования, установление минимальной заработной платы работников;
  5. развитие образования, защита здоровья, окружающей среды, в основном за счет государства;
  6. проводить активную политику, направленную на обеспечение квалификации.
  • Социальная политика выполняет следующие функции:
  1. обеспечение политической стабильности власти;
  2. обеспечение распределения власти в экономике, что
  3. будет признан справедливым большинством;
  4. создание такой системы распределения экономических ресурсов и результатов хозяйственной деятельности, которая в основном устраивает подавляющее большинство населения, что подразумевает реализацию принципа социальной справедливости;
  5. обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности;
  6. обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защиты как населения в целом, так и каждой социальной группы;
  7. обеспечение потребления основных товаров на уровне социальных стандартов для всех слоев населения;
  • Существует два типа моделей социальной политики:
  1. По типу субъекта социальной ответственности;
  2. По типу участия государства в реализации социальной политики
  • Основными направлениями социальной политики России являются:
  1. Политика в области улучшения жилищных условий.
  2. Политика пенсионного регулирования.
  3. Политика здравоохранения.
  4. Внутривенно Образовательная политика.
  5. Политика в области регулирования безработицы и занятости.
  6. Политика в области регулирования доходов населения.

У России исторически самый большой духовный потенциал в мире. Однако наше культурное и интеллектуальное наследие, накопленное трудом и талантами десятков поколений, используется очень плохо, разворовывается и становится дефицитным.

После рассмотрения и анализа вышеуказанных проблем и предложений по их решению напрашивается вывод, что для нормального функционирования социальной политики государства необходимы следующие конкретные шаги, такие как немедленное принятие и строгое выполнение нормативных и законодательных актов. направлена ​​на повышение занятости населения и оказание государственной социальной поддержки населению; оказание государственной помощи в создании и поддержке таких новых институтов, присущих рыночной экономике, как биржи труда, рынок труда, центры занятости и профессионального развития.