Принципы законности и их реализация в условиях формирования российского правового государства

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Совершенствование системы прав человека в условиях перехода к рынку, политических и административных реформ
Роль юридической ответственности в укреплении законности и правопорядка в условиях формирования правового государства
Политический режим как элемент формы государства
Понятие и содержание функций государства


Введение:

Государство управляется различными методами и средствами - экономическими, политическими, идеологическими, организационными, правовыми. Среди последних важнейшее место занимают правопорядок, поскольку без них невозможно обеспечить нормальную жизнь общества и его граждан. Никто еще не смог сделать это одной силой.

В настоящее время в научном мире активно обсуждаются проблемы формирования гражданского общества и верховенства права. Но в контексте системного кризиса, который переживает наша страна, все эти теоретические соображения могут оставаться добрыми желаниями без обеспечения надлежащего уровня законности. Укрепление его - один из способов преодоления правового беззакония и нигилизма, которые, к сожалению, стали неотъемлемыми спутниками повседневной жизни.

Сложившаяся ситуация является следствием не только развития негативных тенденций в области морали, политики и экономики, но и теоретических недостатков, которые негативно влияют на реализацию существующих концепций законности. Следовательно, существует необходимость в научном обобщении и понимании накопленного материала по этому вопросу, некоторые положения которого требуют уточнения, а также переосмысления места и роли законности в системе категорий, выражающих характер гражданского общества и верховенство закона.

Верховенство права и его принципы являются объектом пристального внимания ученых-правоведов. В теории государства и права сформулирована методологическая аксиома относительно их соотношения: принципы - это содержание, а категория «законность» - форма их выражения. На основе этого метода ведутся научные исследования различных аспектов рассматриваемого явления. В результате в юриспруденции сложилась независимая теория законности, в рамках которой существуют различные определения этого явления.

В литературе нет единого мнения по поводу определения понятия законности. Например, Борисов В.В. дает следующее определение: «Законность - это демократический принцип советской власти. Это проявляется в том, что все государственные органы, учреждения, предприятия, общественные организации, чиновники и граждане обязаны строго соблюдать советские законы".

Другие источники интерпретировали по существу аналогичное определение законности как принципа. Так, Витрук Н.В. пишет: «Законность означает идею, требование и систему (способ) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подчиненном нормотворчестве». Кудрявцев В.Н. Считает, что «законность - это определенный способ общественной жизни, метод государственного руководства, который заключается в организации общественных отношений посредством публикации и неуклонного исполнения законов и других правовых актов». Но А.Б. Лисюткин дает следующее определение законности. Законность - это политическая и правовая форма, обусловленная законами общественного развития и государственного строительства, которая характеризует процесс реализации идеи социальной справедливости через формирование гражданского общества и верховенства права, что подразумевает указание на необходимость строгого, неукоснительного соблюдения и реализации всеми субъектами действующего законодательства.

Постсоветское государство и право еще не справились со своими основными функциями - с установлением правопорядка в стране. Что такое законность в правовом государстве? Каковы причины нарушения правопорядка в стране? В чем трудности реализации российских законов? Кто правит законом или люди, которые выше закона? Эти и другие вопросы определили актуальность выбранной темы. Целью данной курсовой работы является изучение принципов законности при формировании правопорядка и гражданского общества. Для достижения этой цели были определены следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты законности; определить принципы законности и их реализацию; выявить причины нарушения правопорядка в Российской Федерации; выяснить трудности реализации законодательства.

Работа состоит из введения, четырех глав и заключения. Во введении указывается на актуальность исследования, его цели и задачи. Каждая из глав соответствует той или иной задаче, поставленной в этой работе. Заключение содержит обобщение представленного материала и выводы по данной работе.

Концепция права

Большинство авторов подходят к понятию законности с функциональной точки зрения. Самощенко видит сущность законности в политическом режиме, который формируется на основе его требований. С.С. Алексеев определяет законность как принцип права. РС. Строгович говорит о законности как о методе выполнения государством своих функций. Как метод и средство осуществления государственной власти, В.В. Борисов. ВЕЧЕРА. Рабинович рассматривает законность как способ соответствия общественных отношений законам и подзаконным актам, осуществляемый всеми субъектами права. Н. В. Витрук рассматривает законность как идею, требование и систему реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подчиненном нормотворчестве.

Это также включает определение законности, данное в части 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает «обязанность государственных органов, общественных объединений и граждан соблюдать действующее законодательство».

Другие ученые-правоведы говорят о законности с осмысленной точки зрения. Итак, М.С. Афанасьев видит свою сущность в соответствии с нормами права различных явлений и процессов.

Однако, учитывая единую сущность законности в разные исторические периоды, в разных социальных условиях, понятие законности заметно различается по объему и характеру.

Таким образом, содержание законности не одинаково и проявляется как конкретный исторический разрез сущности. Этот контент может быть выражен в разных формах. Это провозглашено как принцип, требование, адресованное всем участникам общественных отношений. Провозгласив принцип законности, государство осуществляет его различными способами, в том числе путем пресечения незаконных действий. В результате соблюдение правопорядка становится методом поведения для большинства субъектов права и возникает определенный режим социальной жизни общества, суть которого заключается в соответствии нормам права деятельности людей и результатам эти мероприятия.

Третьи авторы подходят к понятию законности как к сложному с точки зрения многомерности. «Законность как явление является результатом взаимодействия различных аспектов. Аспект - это точка зрения, основанная на совокупности идей, взглядов, с которых рассматривается предмет, а также влияние последнего на его формирование".

Итак, Н.Н. Вопленко выделяет следующие области выражения требований законности:

  1. идеологическая или сфера правовой идеологии;
  2. психологическая, то есть сфера индивидуальной и социальной психики;
  3. практическая сфера, выражающаяся в реально существующих политических и правовых режимах общества в виде политики законодательного закрепления требований правомерного поведения и практики их реализации в общественной жизни.

В связи с этим законность представляет собой систему идеологических, психологических и правовых требований к законному поведению всех граждан, должностных лиц, государственных органов и общественных объединений, реализуемых в условиях демократии.

Другие авторы говорят о социально-нравственном, политико-идеологическом, юридическом, экономическом аспектах.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующие выводы:

  1. расходящиеся во мнениях о роли, которую играет законность в жизни общества, все авторы единодушны в одном, что законность наблюдается там, где строго и строго соблюдаются правовые нормы.
  2. Представляется, что законность можно определить как систему идеологических, психологических и правовых требований к законному поведению всех субъектов правоотношений, реализуемых в политико-правовом режиме государства.

В советский период самым распространенным определением законности было строгое и неукоснительное соблюдение законов и других правовых актов Советского государства, основанных на законах всех органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан без исключения.

Рассматривая классическое определение советского периода, следует отметить, что сущность законности действительно заключается в строгом, неуклонном соблюдении и применении применимых законов всеми субъектами права.

В то же время последние публикации обращают внимание на то, что такая трактовка законности не отражает современные процессы политической и правовой жизни общества. В связи с этим многое о законности требует переосмысления, разных подходов, оценок, выводов с учетом правовых реалий. Соответственно, убедительный случай сделан.

Во-первых, традиционная концепция законности отражала в основном дореформенное (до перестройки) состояние общественных отношений, основанных на строгой иерархической подчиненности.

Во-вторых, толкование законности как требования строгого соблюдения норм права всеми субъектами уводит от понимания того, что анализируемая концепция принадлежит к части комплекса, отражая сложную правовую природу организации социальной и социальной жизни. политическая жизнь общества.

В-третьих, такая характеристика законности, по сути, сводит ее к обязательству, которое является объективным свойством права и государственной дисциплины. Нет никаких сомнений в том, что как приказ начальника, так и приговор суда в целом являются обязательными.

В-четвертых, это не только требование соблюдения норм запретов и обязательных правовых норм, но и требование надлежащего осуществления прав и свобод, предоставляемых гражданам.

В-пятых, понятие законности должно применяться не только к поведению исполнителей закона, но и к сфере законотворчества, деятельности законодателей.

Отмеченные моменты, так или иначе, учитываются в последних публикациях и диссертационных исследованиях. В частности, представляется интересным подход, согласно которому законность определяется как строгое и строгое соблюдение, исполнение и применение законов, а также надлежащее использование прав (свобод), предусмотренных в них гражданами и другими субъектами права. закон. Такое определение законности представляется правильным, ориентируясь на требование соблюдать закон и выполнять те действия, которые связаны с реализацией возможностей, предусмотренных законом. Можно сказать, что такой подход не упрощает проблему, но подчеркивает ее многомерность, своего рода сложность.

Резюмируя сказанное, подчеркнем: законность играет роль «посредника», который как бы «переводит» закон в плоскость реального осуществления прав и обязанностей граждан (организаций).

Необходимым условием законности являются правовые предписания, содержащиеся в законах и других нормативных правовых актах. Чем совершеннее такие акты, чем более полно их требования соблюдаются, тем выше уровень законности.

«Первое условие законности», пишет П.И. Стук - это сам закон".

Важной предпосылкой законности в современной России является Конституция, которая была широко принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. Она отражает качественные изменения в российском обществе, произошедшие на рубеже 90-х годов. XX век. Можно сказать, что Основной закон России является важным фактором политической стабильности с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, инструмента, обеспечивающего необходимость демократизации общества.

Однако в самой Конституции понятие «законность» встречается только в двух статьях. В пункте 2 статьи 72 «законность» фигурирует как субъект совместной юрисдикции Российской Федерации и ее субъектов, а в статье 114 «меры по обеспечению верховенства закона» прописаны в качестве одной из функций российского правительства.

В дополнение к Конституции слово «законность» содержится в почти 2000 действующих нормативных актах Российской Федерации в различных словесных формах и фразах.

Однако ни один из нормативных актов не содержит определения понятия «законность», поэтому он остается чисто теоретическим. В связи с этим важно подчеркнуть, что в нашей стране необходимо принять специальный закон, который закрепляет и регулирует «основные понятия российского права».

Среди негативных аспектов, связанных с нормативной базой законности, мы назовем такие, как принятие законов, которые намеренно неосуществимы, не обеспечены механизмом реализации, разработаны без учета достижений в области правовых технологий или отражают интересы отрасли или корпорации ,

Очевидно, что наиболее значимые отношения регулируются законами и подзаконными актами (акты президента, правительства, министерств и т. д.). Такие акты по своей юридической силе находятся ниже законов и не должны противоречить им, обходить или не соглашаться с их предписаниями.

На страницах прессы часто пишут о необходимости повышения качества ведомственного регулирования. Действительно, этот вопрос актуален.

Многие ведомственные акты либо повторяют нормы законов, президентских указов и правительственных указов, либо искажают их сущность.

Практика введения дополнительных обязанностей граждан ведомственными актами не искоренена. Основание для ведомственного произвола появляется. Кроме того, как правило, люди узнают о существовании такой инструкции только в кабинете чиновника.

Все руководящие документы должны быть доступны, и сами агентства должны нести ответственность за это.

В научной и учебной литературе существуют разные подходы к вопросу о том, к каким предметам относится законность. Согласно одному из них, законность ограничена сферой деятельности государственных органов, адресована должностным лицам государственного аппарата и общественным объединениям, но не распространяется на граждан.

Другой (традиционный подход) заключается в том, что граждане также попадают под действие законности. Этот спор должен быть разрешен в пользу традиционного взгляда на состав субъектов законности.

Обратим внимание на часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации. Здесь требование соблюдения законов в равной степени адресовано как государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, так и гражданам и их ассоциациям. В то же время в литературе отмечается, что на первом месте находится рациональное зерно.

Проф. А.Ф. Черданцев отмечает в связи с этим: «Состояние законности, прежде всего, решительно зависит от того, насколько дух законности пронизан государственным аппаратом, насколько сильна законность здесь. От состояния прав и свобод граждан, их законопослушности зависит состояние законности в сфере деятельности чиновников».

Законность как бы пересекается с понятием «дисциплина», определяемым в справочных изданиях как «обязательное для всех членов команды соблюдение установленного порядка, правил (военная дисциплина, труд и т. д.)».

В соответствии с этим подходом уточняется содержание государственной дисциплины.

Под этим понимается «строгое соблюдение всеми организациями и гражданами установленного государством порядка деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций по выполнению своих обязанностей».

Дисциплина - самый важный фактор в общественной жизни. Это необходимо для жизни как организаций, так и отдельных лиц, и с этой точки зрения близко к легитимности. Как видите, и законность, и дисциплина напрямую связаны с состоянием упорядоченности и организации общественных отношений.

В связи с этим легальность рассматривается как основа дисциплины, в частности государства. Например, все требования законности, предъявляемые к государственным служащим (сотрудникам органов внутренних дел и т. д.), одновременно составляют содержание дисциплины.

В то же время эти явления (т. е. законность и дисциплина) не совпадают, как будто наполнены самостоятельным смыслом. Законность в основном означает требование соблюдения правовых норм. Не имеет значения, чем руководствуется субъект при реализации правовых норм.

Особенность дисциплины в том, что она предполагает активное, ответственное отношение к бизнесу, проявление активности и предпринимательства. В связи с этим руководитель определенной управленческой структуры вправе расценивать как нарушение дисциплины не инициативное, равнодушное отношение подчиненных к возложенным на них обязанностям и обязанностям.

Далее дисциплина по сравнению с законностью больше связана с нормами морали. Например, ссора, взаимное оскорбление сотрудников милиции в присутствии граждан, которые находились в определенном учреждении органов внутренних дел, является нарушением моральных требований и нарушением служебной дисциплины.

Следует также отметить, что верховенство права и его требования в национальном масштабе одинаковы.

Верховенство права неразрывно связано с демократией, в которой принципы демократии и равенства граждан признаются и реализуются в реальности, созданы условия для их участия в решении вопросов государственной и общественной жизни.

Можно сказать: законность - это основа демократии, демократический режим общества.

При верховенстве права демократические права граждан, общественных движений и организаций становятся реальностью, реализуется принцип разделения властей, принцип всеобщего избирательного права, необходимые правовые процедуры соблюдаются как в законотворческой, так и в правоохранительной деятельности. практика.

«Законность, - отмечает В.Н. Кудрявцев, - это не только формальный принцип права, но и значимая категория, отражающая демократическую сущность общественного строя».

Действительно, связь между законом, законностью и демократией очевидна.

В законодательстве закреплены характер подчинения власти, администрации, способы осуществления государственной власти, круг прав и свобод граждан. Другими словами, демократия обязательно предполагает правовую форму, которая отражает меру человеческой свободы, ассоциации людей в обществе.

Следовательно, закон и законность являются элементом демократии.

Обратите внимание, что законы не признаются в условиях охлократии, а не демократии.

Охлократии (греч. Ochlos - толпа, кратос - сила, - сила толпы). Это относится к ситуации беспорядков, крупных уличных беспорядков, в которых толпа является хозяином ситуации, характеризуется проявлением неразборчивых мотивов, бессмысленным уничтожением материальных ценностей и т. д. Характерно, что охлократия выступает против любого правового регулирования.

Здесь на переднем плане - ревущая толпа, характеризующаяся проявлением жизненных мотивов и действий, которые не находятся под контролем сознания и воли.

В этой связи еще раз подчеркнем, что законность является основой демократического режима в обществе, средством его сохранения и укрепления.

Если нарушаются законы, предоставляющие права и свободы, нарушаются избирательные законы, порядок деятельности представительных органов, гарантии, предусмотренные нормативными правовыми актами, то о демократии можно говорить только с большим преувеличением. Это с одной стороны.

С другой стороны, демократический порядок, в свою очередь, служит необходимым условием для укрепления и развития правопорядка (общественные формирования, возрожденные в определенных регионах страны для обеспечения правопорядка, демократического контроля над исполнительным аппаратом). гражданам и т. д.).

Важную роль в этом отношении играет контроль представительных органов над деятельностью исполнительных органов, судебных органов над деятельностью обоих.

Вопрос совмещения законности и целесообразности заслуживает внимания. Слово «целесообразность» означает «соответствующий поставленной цели, вполне разумный, практически полезный».

В правовой сфере целесообразность проявляется в соответствии с законом поставленной цели и выбором наилучшего варианта ее реализации.

Целесообразность законности определяется прежде всего ценностью самого закона, его ориентацией на обеспечение порядка, организации и дисциплины.

В законе, в законе выражена высшая социальная целесообразность.

В то же время проблема законности и целесообразности существует в юридической литературе, она рассматривается в аспектах законотворчества и правоприменения.

Первый из них предполагает следующее: в силу своих свойств (формальная определенность и т. д.) Закон не может изменяться одновременно с динамикой жизни и, в связи с этим, часто отстает от потребностей общества, становится своего рода препятствием в разрешении судебные дела с точки зрения справедливости.

Но даже недавно принятые законы могут быть несовершенными и проблемными. Это связано с недостаточно глубоким пониманием законодательной и реальной финансово-экономической ситуации в стране, неправильным представлением о содержании российского правового пространства, о возможностях правовых технологий и т. д.

Такие законы не способствуют установлению «момента истины» при рассмотрении судебного дела и могут привести к отрицательным результатам. Это может служить основой для следующих суждений: поскольку законы несовершенны или устарели, необходимо решать правовые вопросы, ориентируясь не на предписания законов, а на основе насущных потребностей, интересов сторон и их собственное понимание справедливости.

С точки зрения значения законности любые отклонения от требований закона, какими бы ни были их причины, недопустимы. Бесспорно, что повсеместное отступление от требований законодательства по причине их несовершенства, устаревание повлечет за собой неопределенность, будет вредить обществу и законности.

Другими словами, с точки зрения правового регулирования в любой ситуации целесообразно следовать требованиям закона, а отступление от них всегда неуместно. По этому случаю проф. А.Ф. Черданцев отмечает: «Выгода от отклонения от законности для конкретного случая покрывается огромным вредом от подрыва законности».

Очевидно, что лучший способ предотвратить это «подрыв верховенства закона» - это своевременно пересмотреть юридические положения.

Признание этого обязывает законодательные органы своевременно реагировать на несоответствие между законодательством и требованиями реальной жизни. Законодатель призван как можно точнее зафиксировать зрелые общественные потребности в нормативных актах, оперативно вносить изменения в устаревшие нормативные правовые акты. В противном случае закон становится неэффективным.

Второй аспект этой проблемы заключается в том, что каждый отдельный сотрудник правоохранительных органов, исполнитель закона, оценивает целесообразность в конкретном случае.

Это относится к ситуации, когда сам закон позволяет, не выходя за его рамки, учитывать соображения целесообразности и справедливости.

Таким образом, отдельный сотрудник правоохранительных органов, исполняющий положения закона, непосредственно в конкретном случае судит о целесообразности принятия решения. Как уже отмечалось, речь идет о наиболее целесообразном решении из нескольких, таком применении закона, при котором цели закона максимально и наилучшим образом достигаются.

Общая характеристика принципов права и их роли в формировании правового государства

Законность характеризуется следующими основными признаками: во-первых, наиболее важной особенностью законности является ее универсальность. Требование соблюдать правовые нормы распространяется на всех, кто подпадает под действие закона. Никто не может уклониться от выполнения нормативных актов, исходящих от государства, так же как государство не может уклониться от обеспечения и защиты законных прав человека. Приоритетным субъектом правового регулирования являются граждане государства. Государство обязано создать максимально благоприятный режим для удовлетворения различных интересов своих граждан. Универсальность как необходимая особенность законности в равной степени распространяется как на государство, так и на его граждан. Государство ответственно перед гражданином, а гражданин перед государством. Если реальные интересы его граждан выражены в законах государства, то правовые предписания реализуются без принудительных мер государственного влияния. Понятно, что государство не может учитывать всю гамму индивидуальных интересов, и не должно. Однако посредством законодательной деятельности он может и должен предоставить своим гражданам возможность самостоятельно распоряжаться своими преимуществами. Обеспечение универсальности соблюдения правовых норм является задачей государства и его органов. Обладая необходимыми организационными, материальными и обязательными средствами, он призван надежно защищать законные права и интересы граждан. Граждане негосударственных правовых структур сами не могут установить верховенство права в общественной жизни.

Во-вторых, законность неразрывно связана с законом, правовыми нормами. Однако состояние правопорядка в стране может оцениваться только на основе степени, в которой законы государства отражают объективные потребности общественного развития. Если правовые нормы, изданные государством, обеспечивают и защищают интересы только отдельных лиц и определенных социальных групп, без учета общих и индивидуальных интересов всего населения страны, законности не существует. Если правовые нормы лишь формально отражают интересы различных слоев населения, но не гарантируют их, тогда не может быть и речи о законности. Таким образом, верховенство права в государстве, регулируемом верховенством права, предполагает наличие двух взаимосвязанных факторов: совершенного, хорошо разработанного законодательства, которое отвечает потребностям полного и безоговорочного выполнения предписаний законов и подзаконных актов государством органы, должностные лица, граждане и различные объединения. Каковы основные требования законности?

Верховенство закона в отношении всех других правовых актов. В государстве, регулируемом верховенством права, закон имеет высшую юридическую силу. Он действует как основной, фундаментальный регулятор общественных отношений. Те отношения, которые в силу объективных условий должны находиться в сфере правового влияния, регулируются, как правило, законом. Подзаконные акты действительны только в тех случаях, когда какие-либо отношения не регулируются юридически. Более того, оно должно быть опубликовано в строгом соответствии с законом и на основании закона.

Единство понимания и применения законов на всей их территории. Законы предъявляют абсолютно одинаковые требования ко всем субъектам в сфере временного и пространственного действия. Законы федеративного государства в равной степени действуют на территории всех государственных образований, входящих в федерацию. Единое понимание сути и конкретного содержания законов обеспечивает законность правоохранительной деятельности компетентных органов и должностных лиц. Он соответствует реальному смыслу законов и реализует присущие ему регулирующие функции.

Равная возможность для всех граждан пользоваться защитой закона и их равная обязанность следовать их указаниям (равенство всех перед законом и судом). Прочное эффективное правовое государство в обществе возможно только в условиях равенства всех людей перед законом и судом. С одной стороны, субъекты права должны полностью выполнять возложенные на них обязанности, подчиняться требованиям закона. С другой стороны, государство должно создать все необходимые условия для осуществления своих законных прав и интересов, прав и свобод других лиц. В контексте правовой государственности это требование имеет фундаментальное значение, поскольку свобода одного человека не может быть реализована за счет свободы другого. Закон не допускает ущемления прав одних за счет прав других граждан государства.

Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Почему законность не должна противопоставляться целесообразности? Прежде всего потому, что сами правовые законы имеют высочайшую социальную целесообразность. Они максимально отражают как общественные, так и индивидуальные интересы людей. Целесообразность закона не может быть проигнорирована целесообразностью повседневной жизни. Нарушая требования закона, некоторые чиновники и граждане оправдывают свои противоправные действия местной и индивидуальной целесообразностью. Они утверждают, что в этих конкретных условиях соблюдение закона нецелесообразно, и заменяют его субъективными незаконными действиями, с точки зрения более полезных и необходимых для этого случая.

Предупреждение и эффективная борьба с правонарушениями является важным требованием верховенства закона. Верховенство права создает необходимые материальные, политические, социальные и другие предпосылки для предотвращения и пресечения правонарушений. Благоприятные материальные условия жизни, социальное обеспечение населения, политическая стабильность в стране и наличие справедливых правоохранительных законов составляют реальную основу правового государства. Непосредственную защиту интересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на территории государства, осуществляют специальные правоохранительные органы: суд, прокуратура, арбитраж и полиция. Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы при необходимости применяют к правонарушителям различные меры государственного принуждения. Решения Конституционного суда являются окончательными и не могут быть оспорены или обжалованы. Таким образом, требования законности в единстве и взаимодействии обеспечивают стабильность и гармонию общественной жизни, способствуют развитию гражданского общества в соответствии с объективными закономерностями исторического процесса. Законность - это процесс реализации законов. Верховенство права означает состояние общественной жизни, в котором участники правовых отношений свободно осуществляют свои законные права и обязанности. Законность является предпосылкой такого порядка в общественной жизни, который соответствует предписанию правовых норм. Другими словами, в результате действия законности в обществе формируется правовой порядок, который является целью правового регулирования общественных отношений.

Основные принципы юридического

Подлинная, реальная (а не формальная) законность должна строиться на определенных принципах, основополагающих принципах, обеспечивающих ее демократический, гуманный характер. Каковы эти принципы?

Единство законности. При всем разнообразии действующих законов и нормативных актов с учетом всех местных особенностей законность должна быть одинаковой для всей страны. Понимание и применение законов должно быть одинаковым на всей его территории. Попытки создать в каждой республике, области, районе (и тем более на конкретном предприятии) собственную легальность, отличную от национальной, недопустимы. К сожалению, в нашей стране этот принцип не всегда четко реализуется, в некоторых регионах приняты нормативные акты, противоречащие федеральным законам и даже Конституции Российской Федерации. Такая ситуация нарушает единство законности, снижает эффективность правового регулирования и дезорганизует общественные отношения.

Однако единство законности не означает шаблон в применении правовых актов, посягательство на независимость и инициативу населенных пунктов. Дело лишь в том, что, проявляя инициативу, они не допускают отклонений от общих прав, поэтому учет оригинальности местных условий не направлен на обход закона.

Универсальность законности. Этот принцип характеризует действие законности в кругу лиц. Законность не может быть избирательной; его требования адресованы всем без исключения субъектам. Отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, политические партии должны соблюдать правовые нормы. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, лишенного влияния верховенства права, к которому его требования не будут применяться.

В литературе было высказано мнение, что субъектами законности могут быть только власти, а не отдельные граждане, поскольку последние якобы не нарушают этот режим своими действиями. Действительно, незаконная деятельность государственных органов, наделенных властью чиновников, подрывает саму основу законности, их последствия очень опасны для общества и личности. Не случайно большинство требований законности адресовано государству и его органам. Однако, если правонарушения граждан приобретают массовый характер, а преступность растет, верховенство права, безусловно, нарушается. Поэтому нет оснований исключать граждан из списка субъектов законности, хотя, конечно, их роль в обеспечении его несопоставима с той же ролью государственных органов.

Целесообразность законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как оно способствует достижению целей государства и общества, в какой степени оно обеспечивает решение проблем социального прогресса, защиту прав и свобод граждан.

Целесообразность законности вытекает, прежде всего, из ценности самого закона как выражения свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организации и дисциплины. В законе, в законе выражена высшая социальная целесообразность.

Сказанное позволяет говорить о презумпции целесообразности изданного нормативного акта. Эта презумпция, в свою очередь, диктует необходимость стабильного, точного выполнения правовых предписаний независимо от субъективного отношения субъектов применения закона к его нормам. Только политический и правовой режим законности, основанный на целесообразности, может защитить общество от несчастных случаев, добровольности и субъективности отдельных лиц.

В силу формальной определенности закон не может изменяться одновременно с изменением жизни и поэтому часто отстает от своих требований, становится устаревшим. Законы могут быть неэффективными, несовершенными с технической точки зрения. Нередко такие законы нарушаются именно по причинам их морального износа, несовершенства, то есть нецелесообразности. С точки зрения принципов законности, любые отклонения от требований закона, независимо от их мотивации, недопустимы. Законность, строгое соблюдение требований закона всегда целесообразно. Конечно, в одном случае соблюдение устаревших или неэффективных правовых норм может привести к отрицательным результатам, но широко распространенное отклонение от требований такого закона повлечет за собой неопределенность, нестабильность правового регулирования, а также нанесет ущерб обществу и верховенству закона.

Другими словами, с точки зрения целей правового регулирования в любой ситуации целесообразно следовать требованиям закона, а отступление от них всегда неуместно. Законность всегда целесообразна, а целесообразность выступает в качестве принципа, основы законности.

Несколько иным образом целесообразность проявляется в процессе правоприменения, где учет преимуществ, эффективности, последствий принятого решения не только допустим, но и необходим. Однако и здесь целесообразность должна быть достигнута в рамках законности.

Исходя из принципа законности, сам закон дает возможность учитывать фактор целесообразности в ходе правоприменения. Нормы права часто предполагают индивидуальное регулирование, когда субъекты неизбежно принимают во внимание особенности отдельного случая, выбор подходящего решения. Неслучайно, что правовые нормы являются преимущественно относительно конкретными. Например, нормы Уголовного кодекса не имеют абсолютно определенных санкций.

Некоторые авторы, рассматривая принципы законности, как таковые, называют «связь законности с культурой», «единство законности и справедливости» и т. д. Не отрицая такого единства, мы подчеркиваем, что связи законности с другими явлениями не могут действовать как принципы. Кроме того, все они охватываются содержанием принципа целесообразности.

Здесь также важно отметить, что, благодаря своим принципам, законность выступает в качестве наиболее эффективного, гуманного, справедливого режима социальной и политической жизни, и любое отклонение от этих принципов приводит к тому, что их недооценка ведет к нарушениям верховенства закона, принижая его социальная ценность и эффективность правового регулирования в целом.

Необходимо различать законность как систему формальных требований и реальную законность. На практике требования законности в той или иной степени нарушаются, и часто наблюдаются отклонения от правовых предписаний. Следовательно, реальная законность имеет количественные показатели, определяющие ее уровень в конкретном обществе.

Осуществление принципов правового состояния в условиях реформирования российского общества

Каковы причины нарушения правопорядка, прав человека, потери управления в обществе и дестабилизации социальных отношений? Есть много таких причин, но мы сосредоточимся на самых важных.

Во-первых, верховенство закона и обеспечение прав и свобод человека невозможны без сильного государства. Тот, где преобладает закон, а не воля начальника, где «вертикаль» власти строится в том смысле, что не командует, а полномочия передаются «вниз», та, которая защищает своих граждан и строго выполняет свои обязанности, в какая власть существует, чтобы служить людям, а не там, где люди существуют, чтобы время от времени подтверждать власть власти. Конституция закрепляет принципы солидной демократической государственности: ее правовой характер и социальную направленность, разделение властей, признание прав и свобод человека как высшей ценности, суверенитета народа. Однако государство в посттоталитарной России сложилось иначе. Чрезвычайно негативное влияние на характер государственности оказало постоянное противостояние между законодательной и исполнительной властью, которое сопровождалось нарушениями верховенства закона (например, приоритет президентских указов, замена законов этими декретами, сужение роли представительного правительства). В стране не удалось сформировать действительно свободную и независимую судебную систему. Произошло ослабление российской государственности.

Формирование правопорядка и установление правопорядка является необычайно сложной задачей, и ее решение возможно только в результате многих десятилетий целенаправленных усилий всего общества, связанных как с преодолением наследия прошлого, так и с те серьезные ошибки и просчеты, которые были сделаны в последние годы. Создание сильного государства, основанного на верховенстве права, является необходимым условием установления верховенства права в стране. Между тем "сильное" государство нельзя отождествлять с тоталитарным государством. Последний набирает силу, прежде всего, развитием силовых структур, зачастую не связанных с законом. Демократическое государство становится «сильным», когда существует необходимое единство: сильное правительство - сильные законы - сильная судебная власть - гражданское общество.

Во-вторых, законность невозможна без отлаженных механизмов и процедур защиты прав человека, поскольку с учетом и закреплением идеи верховенства права в Конституции Российской Федерации понятие законности включает в себя требования общества к государству для обеспечения прав и свобод человека. Ослабление российской государственности неизбежно привело к неправильному регулированию, неопределенности, противоречиям и даже к полному отсутствию правовых норм, обеспечивающих защиту прав граждан. Эта ситуация приводит к ненадежности прав человека и гражданских прав, сформулированных в Конституции, поскольку необходимо предусмотреть предусмотренные в ней правовые гарантии, четкое определение обязанностей государственных органов и должностных лиц, общественных организаций и органов местного самоуправления. Конституция Российской Федерации закрепляет широкий спектр традиционных институтов, гарантирующих права и свободы человека (судебные и административные формы защиты), и новые, которые еще не нашли прочных традиций в российской правовой системе и практике: деятельность Президента, правительство, омбудсмен. Итак, судебная защита, которая гарантирована каждому ст. 46 Конституции Российской Федерации, до сих пор крайне неэффективен. Это связано со слабым финансированием судов, огромным потоком жалоб и исков, с которыми очень трудно справиться из-за нехватки судебных работников. Ситуация усугубляется отсутствием правовой культуры и осведомленности населения, твердо установленным в общественном сознании недоверием к государству и его органам и слабой надеждой на быстрое и справедливое рассмотрение дел. Ситуация с несудебными формами защиты прав человека крайне неблагоприятна и, прежде всего, с административными методами.

Отсутствие реальной ответственности государственных органов и должностных лиц за правонарушения, ущемляющие права и свободы граждан, наносит большой ущерб укреплению правопорядка в стране и защите прав граждан. Прокуроры не всегда преследуют виновных в таких действиях. Поэтому усилия по контролю за соблюдением прав и свобод человека будут способствовать укреплению стабильности общества. Все эти обстоятельства ослабляют реальные гарантии прав человека, не способствуют восстановлению нарушенных прав и свобод, пресечению нарушений закона. Еще сложнее создать те механизмы и процедуры для защиты прав человека, которые не имеют корней во внутренней правовой практике.

Таким образом, следует признать, что задачей первостепенной важности является реализация всех правовых механизмов защиты прав человека, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Необходимым условием законности являются правовые предписания, содержащиеся в законах и других нормативных правовых актах. Чем совершеннее такие акты, чем более полно их требования соблюдаются, тем выше уровень законности. «Первое условие законности», пишет П.И. Стук - это сам закон. «Среди негативных аспектов, связанных с нормативной базой законности, мы назовем такие, как принятие законов, которые являются преднамеренно неосуществимыми, не обеспечены механизмом реализации, разработанным без учета достижений в области правовых технологий, или отражают отраслевые или корпоративные интересы. Очевидно, что наиболее значимые отношения регулируются законами и подзаконными актами (актами президента, правительства, министерств и т. д.). Такие акты по своей юридической силе не соответствуют законам и не должны противоречить им, обходить или не соглашаться с их предписаниями. На страницах прессы часто пишут о необходимости повышения качества ведомственного регулирования. Действительно, этот вопрос актуален.

Таким образом, закон должен быть качественно совершенным и эффективно действующим, поскольку закон по своей природе предписывает определенное поведение, содержит определенные требования, соблюдение которых приводит к обеспечению верховенства права.

Законность в обществе может существовать только в том случае, если она основана на массовом общественном сознании, на моральной поддержке населения страны. Народ России оказался в беспрецедентной ситуации. В течение двадцатого века они дважды пытались радикально изменить его общественное сознание, навязывая ему новые принципы и основы жизни. Насильственное нарушение сознания после захвата власти большевиками было чрезвычайно болезненным и привело к неизбежным деформациям. Попытки новой переориентации общественного сознания, осуществляемой в условиях реформы, отхода от идей равенства и справедливости, оказались чрезвычайно разрушительными и вызвали резкую оппозицию со стороны значительной части общества. Игнорирование особенностей общественного сознания неизбежно привело к социальным катаклизмам, отказу от всего, что исходит от власти (даже если ряд принятых мер оправдан и неизбежен). Такое насилие над сознанием неизбежно сопровождается нарушениями верховенства закона, поскольку закон часто используется только для защиты властных структур и политической элиты. Стабильность, устойчивость развития, законность несовместимы с навязыванием идей и принципов обществу, которые противоречат его общественному сознанию и моральным принципам.

Реализация законов и других нормативных правовых актов остается одной из самых острых и болезненных проблем российского общества. Причины нарушения закона, рассмотренного выше, в полной мере связаны с обоими его элементами: наличием правовых законов и их неукоснительным исполнением. Однако нарушение законов, отклонение от них не ограничиваются только причинами, которые уже были отмечены. Существуют и другие факторы, которые определяют отклонение от законов, даже в отсутствие противоречивого законодательства или пробелов в нем. Есть области общественных отношений, которые достаточно четко регламентированы, но положения законов остаются неисполненными или не полностью реализованными там. Причиной этого является сложная экономическая ситуация в стране, отсутствие финансовой поддержки принятым законам. В этой связи следует отметить, что ряд положений Конституции не может быть реализован из-за отсутствия экономической безопасности. Итак, возьмем, к примеру, статью 2 Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». В статье 7 Российская Федерация провозглашается «социальным государством», что означает обязательное создание условий, обеспечивающих достойное существование для всех граждан. А на самом деле? Было ли предоставлено такое право, гарантирована ли защита от бедности, произвола работодателей, добровольности местных властей от преступности? Предоставляются ли социальные гарантии бедным, старикам, детям, инвалидам? Почти половина населения страны после августа 1998 г. имеет доходы ниже прожиточного минимума. Отсутствие финансирования ставит под сомнение существование науки и культуры, приводит к нарушению интеллектуальных и культурных прав граждан. Отсутствие материальной базы делает судебную защиту практически недоступной для граждан, а также внесудебные формы защиты прав человека. Все правоохранительные органы страны задыхаются в тисках финансового и экономического кризиса и не могут эффективно выполнять свои функции по защите прав человека. Сложившаяся ситуация способствует росту преступности, коррупции, неконтролируемого вывоза капитала за рубеж и обвалу отечественного производства. Экономическая слабость является серьезной проблемой для России. На первый взгляд экономика страны выглядит не плохо. Увеличился экономический рост, созданы новые рабочие места, число безработных сократилось на 700 тысяч человек, реальные доходы граждан выросли почти на 6 процентов. Но следует отметить, что сегодняшние экономические показатели выглядят оптимистично только на фоне вчерашнего, в то время как они очень скромны с другими странами, которые развиваются намного быстрее и стабильнее, чем Россия.

Решение этих проблем зависит от государства. Государство, склонное к коррупции, с неясными границами компетенции, не спасет предпринимателей от произвола чиновников и влияния преступности. Неэффективное государство является основной причиной длительного и глубокого экономического кризиса. Это приводит к следующим выводам: стабильная экономика является главной гарантией демократического общества и основой сильного государства, а для того, чтобы государство было сильным, нужна экономическая система, которая была бы конкурентоспособной, эффективной, социально справедливой, что обеспечивает стабильное экономическое развитие. Между тем, право является наиболее эффективным средством воздействия на общественные отношения со стороны государства. Следовательно, эффективность социальных преобразований напрямую зависит от «качества» законодательства. Поэтому «качество законов» должно быть на соответствующем уровне. Если закон или иной нормативный акт не могут быть подкреплены реальной финансовой безопасностью, то нарушение правопорядка неизбежно приводит к окончательной утрате уважения к закону и государственным органам. Принятие законов, которые очевидно невозможно осуществить, очень вредно. Закон должен основываться на точных расчетах, основанных на прогнозах развития ситуации в конкретной области, содержать только материально обеспеченные нормы и правила. Поэтому даже хорошее социальное нетерпение законодателя не является оправданием для принятия заведомо невозможных законов.

Без всесторонней экономической экспертизы и устоявшегося экономического обоснования закон обречен на провал. Между тем, первое и главное требование законодательства заключается в том, что оно должно быть не красивым, а адекватным жизни. Принимая во внимание причины неэффективности и неосуществимости законов, нельзя не заметить, что отсутствие (полное или частичное) их материального обеспечения дополняется правовым нигилизмом, низкой правовой культурой и плохой правовой осведомленностью граждан и должностных лиц. Правовой нигилизм понимается исключительно как негативное явление, как неуважительное отношение к закону, праву, законности и порядку. В сфере реализации закона нигилизм наиболее ярко проявляется в умышленном нарушении законов. Повышению уровня преступности в стране способствуют снижение уровня жизни, безработица и снижение морали. Массовый характер правового нигилизма следует подчеркнуть. Многие компании не видят ничего противозаконного в том, что они не платят своим сотрудникам месяцами и годами. Нарушения трудовых прав граждан различными неправительственными организациями и, прежде всего, обществами с ограниченной ответственностью стали почти правилом. Юридический нигилизм со стороны властей особенно опасен. Когда бюрократия трактует закон нигилистически, закон обычно ставится под сомнение как способ регулирования общественных отношений. Любое общество заинтересовано в ликвидации правового нигилизма, повышении уровня правовой культуры, для чего используются различные формы юридического обучения и воспитания. Вопросы правового воспитания в России находятся на крайне низком уровне. Несмотря на большое количество новых законов и других нормативных актов, не предпринимается никаких мер для ознакомления населения с этими жизненно важными документами для каждого. Знание российского законодательства призвано способствовать формированию активной позиции человека в защите своих прав, что крайне необходимо сегодня в условиях бюрократического произвола и грубых нарушений закона и прав человека. К сожалению, нарушения правопорядка и прав человека в первую очередь связаны с деятельностью чиновников. Их низкая правовая культура, усугубляемая отсутствием истинно моральной ориентации, наиболее отчетливо проявляется в неуважении к закону и правам человека. Права человека - это категория, чуждая правосознанию большинства тех, кто в соответствии с Конституцией призван обеспечить их неприкосновенность. Между тем, нарушение закона со стороны чиновников вызывает цепную реакцию пренебрежения законами граждан. Граждане не умеют защищать свои права, используют легальные формы защиты. Скорее всего, это результат неверия в реальность любых попыток защитить себя от беззакония.

Законность органически связана с государственной дисциплиной. Становлению новой российской государственности часто препятствуют слабая исполнительная дисциплина и безответственность должностных лиц и работников федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, что ведет к нарушению или неисполнению федеральных законов, указы Президента Российской Федерации и судебные решения. В сфере государственного управления существует множество административных и правовых нарушений. Кодекс об административных правонарушениях посвящен их устранению.

Общий надзор за органами прокуратуры также способствует обеспечению верховенства закона в сфере государственного управления. Так, статья 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения законности, единства и укрепления правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также интересов Общество и охраняемое законом государство, Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением закона федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, высшим руководством. Органы, контрольные органы их должностных лиц, а также соблюдение законов из правовых актов, изданных ими, должны осуществляться в полном объеме. Конечно, правовые коллизии, споры, нарушения правопорядка в сфере государственного управления должны быть предотвращены с учетом комплекса средств. Это относится к совершенствованию законодательства, четкому регулированию статуса государственных органов, правовой направленности управленческой деятельности. Знание гражданами своих прав и умение их использовать, система приостановления и отмены незаконных решений, судебные и другие процедуры и т. д. Главное, чтобы укрепление верховенства права в государственном управлении было важнейшим средством его эффективность и демократия.

Вывод:

Законность является основой нормальной жизни цивилизованного общества, всех звеньев политической системы. Охватывая своей деятельностью важнейшие сферы человеческой жизни, законность привносит в нее соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей.

Требование соблюдать правовые нормы распространяется на всех, кто подпадает под действие закона. Никто не может уклониться от выполнения нормативных актов, исходящих от государства, так же как государство не может уклониться от обеспечения и защиты законных прав человека. Приоритетным субъектом правового регулирования являются граждане государства. Государство обязано создать максимально благоприятный режим для удовлетворения различных интересов своих граждан.

Универсальность как необходимая особенность законности в равной степени распространяется как на государство, так и на его граждан. Государство ответственно перед гражданином, а гражданин перед государством. Если реальные интересы его граждан выражены в законах государства, то правовые предписания реализуются без принудительных мер государственного влияния. Понятно, что государство не может учитывать всю гамму индивидуальных интересов, и не должно.

Однако посредством законодательной деятельности он может и должен предоставить своим гражданам возможность самостоятельно распоряжаться своими преимуществами и свободой деятельности. Обеспечение универсальности соблюдения правовых норм является задачей государства и его органов. Обладая необходимыми организационными, материальными и обязательными средствами, он призван надежно защищать законные права и интересы граждан. Граждане негосударственных правовых структур сами не могут установить верховенство права в общественной жизни.

Законность неразрывно связана с законом, правовыми нормами. Однако состояние правопорядка в стране может оцениваться только на основе степени, в которой законы государства отражают объективные потребности общественного развития. Если правовые нормы, изданные государством, консолидируют и защищают интересы только отдельных лиц и определенных социальных групп, без учета общих индивидуальных интересов всего населения страны, законности не существует. Если правовые нормы лишь формально отражают интересы различных слоев населения, но не гарантируют их, тогда не может быть и речи о законности.

Таким образом, верховенство права в правовом государстве предполагает наличие двух взаимосвязанных факторов: совершенное, хорошо разработанное законодательство, отвечающее потребностям полного и безоговорочного выполнения предписаний законов и подзаконных актов государственными органами, должностными лицами, гражданами. и различные ассоциации.

В последнее время СМИ часто пишут, что часть нашего общества стремится установить диктатуру, мечтая о «сильной руке». Это заблуждение. Просто люди устали от беззакония, нарушения их прав, непредсказуемости мер правительства, неуверенности в будущем. Они хотят легитимности, стабильности, и в этих естественных желаниях и стремлениях людей невозможно увидеть мечты о диктаторском режиме. Законность, порядок, стабильность являются отличительными признаками сильного государства, основанного на законе. У порядка диктаторского режима есть и другие причины - страх и насилие. И вряд ли значимые общественные силы, даже ориентированные на социалистические идеи, захотят заимствовать такие средства регулирования общественных отношений. В сложившейся кризисной ситуации аналитики ищут истоки кризисных явлений в экономических просчетах, политической конфронтации, слабости и несогласованности различных ветвей власти, неоднородности общественного сознания. Конечно, эти факторы оказали значительное влияние на возникновение кризиса. Однако следует подчеркнуть главную стратегическую ошибку в деятельности государства, всех его структур, которая привела к таким драматическим последствиям. Он заключается в том, что верховенство права было грубо нарушено практически во всех сферах общественных отношений - экономической, социальной, политической, национальной. Эта ситуация вызвала массовое негативное отношение к власти, неверие в реальность провозглашенных принципов и, как следствие, грубое нарушение закона гражданами.

Неокончательность российских реформ, от которых устала страна, а народ истощен, является результатом крайне неэффективного государственного управления. Власть обязана опираться на закон и единую вертикаль власти, сформулированную в соответствии с ним. Мы создали «острова» и отдельные острова власти, но мы не установили надежных мостов между ними. Мы до сих пор не построили эффективное взаимодействие между различными уровнями власти. Что такое власть в государстве, если не его главная связь и поддержка? Если эта связь и поддержка сильны, тогда все государственное здание будет сильным и надежным. И здесь важно полагаться на букву закона. Все силовые структуры и должностные лица обязаны придерживаться принципа: «разрешено только то, что прямо разрешено законом». Уход от него, по сути, является нарушением закона.

Россия в XXI веке - это, прежде всего, сильная федерация с прочно связанными, стабильно и плодотворно работающими федеральными и региональными законами. Между тем, в Российской Федерации сегодня действуют 70 тысяч документов, и это не считая ратифицированных межгосударственных (международных договоров), кроме того, в правовой системе полторы тысячи законов СССР, которые еще действуют. Мы просто тонем в океане законодательных документов, многие из которых, как вы знаете, не работают, в то время как другие время от времени вступают в конфликт друг с другом. Таким образом, существующий правовой хаос и беззаконие наделяют обычных граждан полномочиями адвокатов, адвокатов, адвокатов, нотариусов, которые часто каким-либо образом толкуют законодательство. Такой океан законов, актов, указов может быть не только изучен, но и понят. Вот еще одна причина, по которой большинство наших граждан просто не соблюдают эти законы, хотя и помнят о пугающей формулировке: незнание закона не освобождает от ответственности. В лучшем случае «правовой нигилизм» заставляет сограждан руководствоваться либо традициями, либо своей совестью. В худшем - жить по понятиям. Между тем строгое и неукоснительное соблюдение и реализация законов являются не менее значимым ресурсом для национального восстановления, чем экономическая стратегия или социальные программы. Это важнейший инструмент социально-политических и экономических преобразований, единственный способ для новой России улучшить жизнь людей.

Чтобы укрепить правопорядок в контексте формирования правопорядка и гражданского общества, необходимо укрепить российскую государственность; создать условия для экономического развития государства; обеспечить реальную защиту прав и свобод граждан; улучшить качество принятых законов; устранить коллизии, пробелы в законе; сформировать правосознание и правовую культуру граждан с использованием различных форм правового воспитания. Хотелось бы надеяться, что формирующиеся в России институты гражданского общества внесут свой вклад в укрепление правопорядка. Гражданское общество должно стать полноправным партнером государства. Кроме того, правовая политика государства должна быть направлена ​​на согласование всех структурных элементов механизма правового регулирования. Недостаточно принять тот или иной закон, нужно создать «механизм», обеспечивающий его реализацию, реализацию правовых норм. Все вышеперечисленное диктует строгие требования к науке и практике для разработки и реализации единой концепции укрепления верховенства права в стране, поскольку без утверждения верховенства права невозможно обеспечить устойчивость общества. Хотелось бы верить, что в ближайшее время российское общество станет гражданским, а государство станет легальным.