Принципы воспитания, как основные теоретические положения процесса воспитания и их характеристика

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Игра как метод обучения и воспитания
Образование как общечеловеческая ценность
Дидактика и ее основные принципы
Виды и формы обучения в России


Введение:

Принципы воспитания в их разнообразии могут охватывать всю жизнь детей и учителей с соответствующим влиянием, наряду с педагогическим воздействием и взаимодействием. В жизни есть помощь детям учителям, и оппозиция, и сопротивление им, и непротивление властям, и отчуждение от них. Сознание ребенка формируется постепенно, в процессе жизни и, прежде всего, средствами самой жизни. Поэтому учителю для достижения положительного результата в воспитании необходимы не только принципы прямого воздействия, но и косвенное, косвенное, долговременное воздействие на сознание и привычное поведение путем целенаправленного и духовного насыщения всех областей жизни ребенка. жизнь. Учитель должен учитывать помощь самих детей в его усилиях, когда ученики преодолевают сопротивление и сознательное противодействие образовательным мерам, стремятся к активному усвоению и приобретению духовных ценностей.

Принципы образовательного процесса (принципы обучения) являются общими отправными точками, в которых выражаются основные требования к содержанию, методам и организации образовательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания и, в отличие от общих принципов педагогического процесса, о которых говорилось выше, являются общими положениями, которыми руководствуются учителя при решении образовательных задач.

Специфика принципов обучения

Опишем требования к принципам обучения:

  1. Обязательно. Принципы воспитания - это не совет, не рекомендация: они требуют обязательной и полной реализации на практике. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не только снижает эффективность образовательного процесса, но и подрывает его основы. Учитель, который нарушает требования принципов, исключается из руководства этим процессом, и за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, таких как принципы гуманизма, уважение к личности, он может даже подвергнуться судебному преследованию.
  2. Сложность. Принципы несут требование сложности, подразумевая их одновременное, а не последовательное, изолированное применение на всех этапах образовательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а сразу и сразу.
  3. Эквивалентность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения эквивалентны - среди них нет основных и второстепенных, те, которые в первую очередь требуют реализации, и те, которые можно отложить до завтра. Равное внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения в учебном процессе.

В то же время принципы воспитания - это не готовые рецепты, а тем более универсальные правила, которыми руководствуются преподаватели, чтобы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни умения педагога. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация определяется лично.

Принципы, на которых основан образовательный процесс, составляют систему. Существует много образовательных систем. И, естественно, природа, индивидуальные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться неизменными в них.

Современная отечественная образовательная система руководствуется следующими принципами:

  • общественная направленность образования;
  • связь образования с жизнью, работой;
  • опора на позитив в образовании;
  • гуманизация образования;
  • персональный подход;
  • единство образовательных влияний.

Социальная направленность образования

Прогрессивные педагоги понимали образование как «учреждение, призванное готовить людей с нежного возраста с помощью наставлений и примеров, путем убеждения и принуждения к практике и неуклонного изменения усвоенных правил в жизни» (Г. Сент-Джон). В разное время содержание этого принципа менялось, приобретая большую общественную, а затем государственную, личностную ориентацию. В отечественной педагогике он также неоднократно менялся. С позиции основного принципа - воспитание должно подготовить человека к активной социальной и счастливой личной жизни - мало что сохранилось. Основываясь на этом принципе, большинство образовательных систем успешно реализуют идеологические принципы и политические доктрины. Образование ориентировано на поддержку и укрепление государственного устройства, его статусов, полномочий, формирование гражданских и других качеств на основе идеологий, конституции, законов, принятых и действующих в государстве.

Этот принцип требует подчинения всей деятельности учителя задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной образовательной стратегией и направляет деятельность педагогов на формирование социально необходимого типа личности. Как человек на службе государства, педагог выполняет государственный заказ в сфере образования. Если государственные и общественные интересы совпадают, а также соответствуют личным интересам граждан, то требования принципа естественно вписываются в структуру целей и задач образования. Когда цели государства, общества и личности не совпадают, реализация этого принципа становится более сложной и невозможной.

Педагогу не хватает конкретного фактического материала для полноценного воспитания. Школа - это не государственное учреждение, а социальный институт, общественно-государственная система, предназначенная для удовлетворения образовательных потребностей государства в той же степени, что и для общего и индивидуального. Нарушение этого взаимодействия приводит к застою в школе. Школа как общественно-государственное учреждение не может жить только на государственном дыхании; рано или поздно общество должно снова прийти на помощь. Необходимо преодолеть отчуждение общества от школы и школу от общества, изоляцию школы от процессов, происходящих в общественной жизни, а также узость и корпоративность профессиональных педагогов. Учителя должны осознавать себя не как монополистов, а только уполномоченных людей в сфере образования.

Чтобы преодолеть процесс национализации школы в развитых странах, была создана сеть частных (общинных) школ, которые реализуют цели определенных слоев общества, которые могут не совпадать с государственными. И несмотря на то, что образование в государственных школах бесплатное, а в частных - платное, большинство населения (от 50 до 80–85% в разных странах) предпочитает платить за возможность обучать своих детей социальным и личным ценностям.

Реализуя принцип социальной направленности образования, важно добиться практически мотивированного взаимодействия с учениками.

В то же время следует избегать лозунга педагогики и многословия, потому что воспитание осуществляется главным образом в процессе (полезная деятельность, где формируются отношения между учениками, накапливается ценный опыт поведения и общения. Однако, так что действия ( трудовые, социальные, игровые, спортивные), к которым привлекаются ученики, имеющие образовательное значение, необходимо формировать социально значимые мотивы своей деятельности. Если они высоко нравственные, социально значимые, то деятельность, в процессе которой совершаются действия будет иметь большой образовательный эффект.

В процессе развития социальных качеств необходимо сочетать организацию разноплановой социально-полярной деятельности с целенаправленным формированием сознания учащихся через слово, нравственное просвещение. Вербальное воздействие обязательно должно быть подкреплено полезными практическими делами, положительным социальным опытом общения и совместной деятельности с другими людьми.

К сожалению, мы потеряли опыт эффективного гражданского образования, мы должны обратиться к нашему прошлому, зарубежным системам образования, которые накопили много других вещей в этой области. «Основная задача школы - воспитывать граждан, которые поддерживают государственные учреждения и уважают законы штата» (Г. Форд, бывший президент США). Значительные финансовые ресурсы выделяются школам для достижения этой цели. Бывший президент США Клинтон победил на выборах именно потому, что пообещал избирателям инвестировать в развитие системы образования в четыре раза больше, чем его оппонент.

Одним из эффективных способов реализации этого принципа является введение в практику американской школы специальных школьных предметов и наполнение других школьных предметов соответствующим содержанием, например, преподавание мини-курсов продолжительностью от двух недель до нескольких месяцев, например как «Отношения между странами», «Социальные проблемы» и т. д. Для всех классов были созданы учебники, подготовленные выдающимися специалистами: юриспруденция и американское общество (для 9–11 классов), выдающиеся процессы Верховного суда для 7–8 классов ), Важнейшие статьи Конституции (для 11-го класса) и многие другие. Издаются тематические серии, состоящие из нескольких учебников: право и город, землевладелец и арендатор, право и потребитель, бедность и процветание, преступность и правосудие и т. д.

В американских школах и школах в других западных странах многое делается для формирования привлекательного образа общества и государства, а также для формирования позитивного отношения к его идеалам и ценностям. Это, в частности, достигается предложением молодых граждан, выгодных правительству, хотя и не всегда бесспорными идеями. «Наша страна еще не достигла совершенства во всем, но это наша Америка, и мы любим ее» (учебник для VIII класса); «Несмотря на наши проблемы, большая часть мира считает нас нашим лидером» (учебник для VII класса); «Если сегодня вы поедете с одного побережья страны на другое, то большинство американцев скажут вам, что у любого из них есть полная возможность получить образование, хорошо оплачиваемую работу и собственный дом» (учебник для VII класса ).

Наши возможности еще скромнее. Тем не менее, даже при отсутствии или отсутствии соответствующих пособий процессы, происходящие в обществе, дают достаточно материала для реализации эффективного гражданского образования.

В социальных процессах каждый человек включается в раннем детстве. Поэтому гражданское образование начинается в молодом возрасте. Чувство социальной ответственности развивается чуть позже - в школе второго уровня. На всех этапах формирования социальных качеств необходимо позаботиться о соответствии представленных знаний возрасту и развитию учащихся. Уже в начальной школе дети изучают такие понятия, как «конституция», «власть», «власть», «закон», «ответственность», «правительство» и т. д., Если их формирование осуществляется на конкретных примерах, это сразу подтверждается практикой и фиксируется. Школа второго и третьего уровня консолидируется, развивает необходимые навыки, воспитывает убеждения, формирует гражданские качества, привлекает учеников к реальным социальным процессам.

Актуальной задачей является преодоление в ближайшие годы апатии, инерции и социальной изоляции молодежи. Почему педагоги должны стремиться ускорить темпы социализации, которая в последние десятилетия снизилась. Некоторые молодые люди не спешат брать на себя ответственность за судьбу общества, своей семьи и даже своей собственной. Избегая жизненных трудностей, безразличие к социальным делам широко распространено. Это также вина общества, которое не обеспечивает молодых людей надлежащими условиями для ускоренного развития, и системы воспитания, которая отводит молодым людям роль «подроста», и семьи, которая создает условия для зависимости, долгих поисков их жизнь.

«Не для школы - для жизни» - такой призыв встретили ученики древнеримских школ. Уже древние учителя понимали бессмысленность образования, оторванного от жизни, практики. Формирование личности человека напрямую зависит от его деятельности, личного участия в обменных и трудовых отношениях. Положительные качества развиваются трудом: чем оно больше, тем целесообразнее, тем выше уровень развития и социализации личности. Поэтому ученики должны включать в общественную жизнь множество полезных вещей, формируя соответствующее позитивное отношение к ним. Участвуя в возможной работе на основе прав равных членов, ученики приобретают опыт нравственного поведения, развиваются духовно и физически, понимают социально значимые мотивы труда, закрепляют и улучшают нравственные качества.

Школа жизни - лучшая школа образования. Поэтому принцип связи образования с жизнью стал одним из фундаментальных в подавляющем большинстве образовательных систем. Педагогам необходимо проявлять активность в двух основных областях: 1) широкое и быстрое ознакомление учащихся с социальной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней изменениями; 2) привлечение учеников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно-полезной деятельности.

Подростки активно стремятся к взрослости, сама природа дает педагогам возможность достичь необходимого педагогического эффекта. Чем меньше возраст ребенка, тем больше возможностей сформировать его социальные чувства и постоянные привычки поведения; пластичность его нервной системы позволяет достичь высоких результатов в решении всех образовательных задач. И.П. Павлов отметил, что жизнедеятельность организма человека обусловлена ​​влиянием окружающей среды, условий его существования. Он назвал это влияние "жизненным образованием". Такое воспитание - «школа жизни» - проходит через все подрастающее поколение. В результате они накапливают опыт поведения, развивают навыки, необходимые для включения в общественную жизнь.

В некоторых системах образования связь между воспитанием и жизнью интерпретируется узко как привлечение учеников к работе, возможное участие в общественном производстве. Это обедняет процесс воспитания и закрывает путь для всестороннего участия детей и подростков в решении важных для любого человека проблем: демократизация общества, уважение прав человека, сохранение окружающей среды и многие другие. Общественно полезный труд является одним из важнейших средств социализации человека, в том числе его в системе общественных отношений.

Правильная реализация принципа связи образования с жизнью требует, чтобы преподаватель мог обеспечить:

  • понимание студентами роли труда в жизни общества и каждого человека, важности экономической базы общества для удовлетворения растущих потребностей его граждан;
  • уважение к людям труда, создание материальных и духовных ценностей;
  • развитие способности много и успешно работать, стремление добросовестно и творчески работать на благо общества и на свою пользу;
  • понимание общих основ современного производства, стремление расширить политехнические горизонты, овладеть общей культурой и основами научной организации труда;
  • сочетание личных и общественных интересов в работе, выбор профессии в соответствии с задачами общества и экономическими потребностями;
  • уважение общественного достояния и природных богатств, стремление увеличить общественную собственность своим трудом;
  • нетерпимое отношение к проявлениям бесхозяйственности, безответственности, нарушений трудовой дисциплины, зависимости, лени, паразитизма, хищения государственной собственности и варварского отношения к природным богатствам.

Принцип связи образования с жизнью, работой осуществляется с учетом правил, раскрывающих определенные аспекты проявления этого принципа:

  1. Абстрагирование и догматизм должны быть преодолены в социальном и трудовом воспитании школьников и вовлекать их в конкретные и выполнимые действия. Необходимо иметь программу для реализации требований принципа на уроках и во внешкольной воспитательной работе, соблюдать постепенность в ее выполнении.
  2. Учитель, координируя свои действия с семьей, объясняет каждому ученику, что его основным вкладом в общественное производство является учебная работа, помощь дома и в школе. Не мешает стремление подростков и молодежи объединяться в производственные кооперативы, самостоятельные бригады, зарабатывать лишние деньги в праздничные дни.
  3. Дети обычно ищут активности; Пассивность, инертность, безделье чужды природе ребенка. Педагог, который не учитывает это, нарушает и сдерживает процесс социализации личности.
  4. Реализация принципа требует широкого использования на уроках и во внеурочной учебно-методической работе по краеведческим материалам.
  5. Участвуя наравне со взрослыми в решении жизненно важных вопросов, студенты привыкли нести ответственность за принимаемые ими решения, быстрее и успешнее развивают гражданские качества.
  6. Успешно реализовать принцип связи образования с жизнью немыслимо без постоянного пересмотра и обновления содержания, организации и методов обучения в соответствии с преобразованиями в социальной сфере и экономике страны.
  7. Образовательный процесс должен быть спроектирован таким образом, чтобы дети чувствовали, что их работа нужна людям в обществе, чтобы она приносила удовлетворение.

Опора на позитив

Если вы обнаружите в своем ученике хотя бы каплю добра, а затем положитесь на него в процессе обучения, вы получите ключ к двери его души и добьетесь хороших результатов. Такой простой и всесторонний совет педагогам можно найти в старых педагогических пособиях. Мудрые учителя настойчиво ищут даже у малообразованного человека те положительные качества, на основе которых можно добиться устойчивого успеха в формировании всех других качеств, поставленных целью воспитания. Требования принципа полагаться на позитив в образовании просты: педагоги должны выявлять позитив в человеке и, основываясь на добре, развивать другие, недостаточно сформированные или негативно ориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармоничного сочетания.

Философской основой этого принципа является известная философская позиция о «противоречивой природе» человеческой природы. В человеке положительные качества (любовь к животным, естественная доброта, отзывчивость, щедрость и т. д.) Могут легко уживаться и мирно сосуществовать с негативными (неспособность удержать слово, обман, лень и т. д.). Абсолютно отрицательных », а также абсолютно« положительных »людей не существует. Достижение этого в человеке становится более позитивным и менее негативным - задача воспитания, направленная на облагораживание личности.

Для того, чтобы педагог достиг успеха и приносил быстрые и позитивные результаты, необходимо соблюдать правила реализации этого принципа.

В учебном процессе неприемлемо противостояние, борьба учителя с учеником, противостояние сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие учителя в судьбе ученика дают положительные результаты.

Недопустимо акцентировать внимание только на ошибках и недостатках в поведении студентов. Мастера образования действуют как раз наоборот - они выявляют и поддерживают позитивное. Конечно, отрицательные качества должны быть осуждены и исправлены. Но главное, тем не менее, это формирование положительных черт, которые нужно выявить и развить раньше других.

Педагогически всегда выгоднее опираться на позитивные интересы учеников (познавательные, эстетические, любовь к природе, животным и т. д.), С помощью которых можно решать многие задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания. Принцип опоры на позитив связан с выбором ведущего звена в образовательном процессе. Найти эту ссылку в каждом конкретном случае является задачей педагога.

Опора на позитив имеет еще один аспект, который можно охарактеризовать как создание позитивного образования. Это включает в себя средства к существованию учащихся и стиль образовательных отношений, и даже «дух» (выражение К. Д. Ушинского) образовательного учреждения. Спокойная, деловая среда, где все заняты своей работой, никто не мешает друг другу, где высокая организация работы и отдыха способствует энергичному, уверенному движению вперед, где стены поднимаются, потому что все мелочи Интерьер продуман, где координация действий и заботливое отношение друг друга чувствуются к другу, не могут не оказать благотворного влияния.

Гуманизация образования

Принцип опоры на позитив тесно связан, почти сливаясь с ним, еще одним важным принципом - гуманизацией.

Это требует:

  1. гуманного отношения к личности ученика;
  2. уважение его прав и свобод;
  3. предъявление ученику выполнимых и разумно сформулированных требований;
  4. уважение к должности ученика, даже если он отказывается выполнять требования;
  5.  уважение права человека быть собой;
  6. доведение до сознания ученика конкретных целей его воспитания;
  7. ненасильственное формирование необходимых качеств;
  8. отказ от телесных и других унизительных наказаний; 
  9. признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по какой-либо причине противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и т. д.).

Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать друг с другом в духе братства. Считая учеников независимыми и не рабски послушными ему, учитель не должен злоупотреблять силой более сильного, стоять над учениками, но бороться с ними за их лучшее будущее.

Персональный подход

Во всех педагогических пособиях подчеркивается важность двух принципов: с учетом возрастных особенностей учащихся и реализации образования на основе индивидуального подхода. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что не только знание учителем возраста и индивидуальных особенностей имеет первостепенное значение, чем учет личных качеств и способностей учащихся. Персональный подход понимается как полагаться на личные качества. Последние выражают характеристики, которые очень важны для воспитания - ориентация личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сложившиеся установки и доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый отдельно, ни индивидуальные черты личности (характер, темперамент, воля и т. д.), рассматриваемые в отрыве от этих ведущих качеств, не дают достаточных оснований для качественного, ориентированного на личность образования. Ценностные ориентации, жизненные планы, личностные ориентации, безусловно, связаны с возрастными и индивидуальными особенностями. Но только приоритет основных личностных характеристик приводит к правильному учету этих качеств.

Принцип личностного подхода к образованию требует, чтобы педагог:

  1. постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, отношения, вкусы, привычки своих учеников;
  2. умел диагностировать и знал реальный уровень таких важных личностных качеств, как мышление, мотивы, интересы, отношения, личностные ориентации, отношение к жизни, работе, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;
  3. постоянно привлекает каждого ученика к возможному для него и тем более усложняется сложностью образовательной деятельности, которая обеспечивает прогрессивное развитие личности;
  4. своевременно выявлять и устранять причины, которые могут помешать достижению цели, и, если эти причины не могут быть выявлены и устранены вовремя, своевременно меняются тактики обучения в зависимости от новых преобладающих условий и обстоятельств;
  5. максимально полагался на личную деятельность человека;
  6. совмещает воспитание с самообразованием личности, помогает в выборе целей, методов и форм самообразования;
  7. развивала самостоятельность, инициативность, инициативность учеников, не только руководила, но и умело организовывала и направляла деятельность, ведущую к успеху.

Комплексное выполнение этих требований исключает упрощение возрастных и индивидуальных подходов, обязывает педагога учитывать не поверхностное, а глубокое развитие процессов, опираться на законы причинно-следственных связей.

С индивидуальным подходом, принимая во внимание возраст и индивидуальные особенности, приобретает новую направленность. Диагностированы потенциальные возможности, ближайшие перспективы. Мы уже знаем, что наиболее благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств есть в младшем школьном возрасте. Чем меньше возраст, тем более прямое восприятие, тем больше ребенок верит в своего учителя, безоговорочно подчиняется его авторитету. Поэтому в начальной школе и в раннем подростковом возрасте легче воспитывать в себе положительные привычки, учить учеников работать, дисциплинировать и вести себя в обществе.

Подростки уже понимают прямое, открытое изложение задач в конкретных видах полезной деятельности, они активны и активны. Однако это занятие, стремление к независимости должно быть хорошо организовано учителем. Старших учеников отличает повышенное стремление к независимости. Основываясь на этой особенности, они развивают высокие моральные идеалы, чувство ответственности. При разработке будущих результатов воспитания необходимо помнить о постепенном снижении потенциальных возможностей учеников в развитии ряда качеств из-за снижения пластичности нервной системы с увеличением возраста, увеличения психологической устойчивости к внешним влияния и необратимость периодов синхронизации.

Среди индивидуальных характеристик, на которые должен опираться педагог, характеристики восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента и будут выделяться чаще, чем другие. Хотя при массовом образовании довольно сложно тщательно изучить эти и другие особенности, педагог, если он хочет добиться успеха, вынужден идти на дополнительные затраты времени, энергии, денег, на сбор важной информации, без которой знания личных качеств не может быть полным и конкретным.

Учитывая повышенный уровень знаний современных студентов, их разносторонние интересы, сам педагог должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры

должен быть для его учеников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Быстрые темпы формирования личностных качеств в детстве и подростковом возрасте требуют действий заранее, не дожидаясь, пока содержание, организация, методы и формы обучения вступают в конфликт с уровнем развития учеников, пока вредные привычки не успеют пустить корни в их душах. Однако, увеличивая требования, рассмотрите сильные стороны тех, кому они адресованы. Чрезмерные требования могут подорвать веру в собственные силы, привести к разочарованию или, что еще хуже, к недостаточно полному, поверхностному выполнению требований. Обычно в таких случаях вырабатывается привычка управлять недоделанным.

Особенно тщательно педагоги следят за изменениями основных личностных качеств - ориентации ценностных ориентаций, жизненных планов деятельности и поведения, оперативно корректируют процесс обучения, направляя его на удовлетворение личных и социальных потребностей.

Некоторые педагоги ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется только по отношению к «трудным» ученикам, нарушившим правила поведения. Несомненно, эти ученики нуждаются в повышенном внимании. Но мы не должны забывать о «процветающем». За внешним благополучием могут скрываться непристойные мысли, мотивы и действия. Никто не должен подозревать об этом, но внимание должно быть уделено всем.

Это очень сложно и не всегда возможно понять глубокие характеристики человека от внешних актов поведения. Нужно, чтобы ученик сам помогал учителю. Сделай его своим другом, союзником, сотрудником. Это самый короткий и надежный способ диагностики глубоких качеств.

Единство образовательных влияний

Этот принцип, также называемый принципом координации усилий школы, семьи и общественности, или, в другом варианте, принципом совместной деятельности учителей, общественных организаций и семьи в воспитании подрастающего поколения, требует, чтобы все люди, организации, общественные учреждения, участвующие в воспитании, действуют сообща и представляют ученикам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилий не достигнуты, то участников образовательного процесса сравнивают с персонажами Крылова - Раком, Лебедем и Щуком, которые, как известно, тянули телегу в разные стороны. Если образовательные усилия не складываются, а противодействуют, то трудно рассчитывать на успех. В то же время ученик испытывает огромные психические перегрузки, потому что он не знает, кому верить, кому следовать, он не может определить и выбрать правильные влияния среди влиятельных. Чтобы освободить его от этой перегрузки, закладывают действие всех сил, усиливая тем самым влияние и личность, и требует принцип единства образовательных воздействий.

Правила реализации принципа помогают педагогам охватить все аспекты образовательного взаимодействия.

Личность ученика формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых, общественных организаций, студентов и т. д. Среди этих разнообразных влияний значительная роль принадлежит классной команде и личности педагога, однако, педагог должен всегда помнить другие области образовательного влияния. Очень важно, чтобы требования, исходящие от них и от преподавателя, были единообразными и не противоречили друг другу.

Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Близость отношений, индивидуальность влияний, уникальность подходов к образованию в сочетании с глубоким рассмотрением характеристик детей, родители которых знают намного лучше, чем учителей, не могут быть заменены какими-либо другими педагогическими влияниями. Недаром большинство учителей соглашаются с формулой - в человеке действительно воспитывается только то, что воспитывается в семье. Отсюда вытекает требование поддерживать и укреплять общение с семьей, полагаться на нее при решении всех образовательных задач, тщательно координировать образовательную деятельность.

Проверенный способ общения между школой и семьей - дневник ученика. Педагогически правильное ведение этого документа позволяет эффективно координировать усилия родителей и учителей. Сейчас в некоторых школах заброшены дневники, в то время как другие не обращают внимания на то, что парни ведут дневники небрежно. Но пока нет лучшего способа оперативного общения - отдельные компьютерные карты, используемые в западных школах, вряд ли скоро появятся в нашей школе. Поэтому, наоборот, необходимо повысить роль дневника, сделав его основным оперативным документом, отражающим текущую жизнь студента.

Учитель должен быть образован сам. У учителей и родителей нет другого пути, кроме как развивать в себе те качества, которые они хотели бы привить своим детям.

В практике воспитания конфликтные ситуации часто возникают, когда лица, осуществляющие уход, не согласны с деятельностью семьи, или, наоборот, семья отрицательно относится к требованиям воспитателя. Зачастую родители сводят на нет усилия учителей, лаская и приставая к своим детям, воспитывая в них психологию потребителей. Необходимо устранить недоразумения, полагаясь не на то, что разделяет, а на то, что оно объединяет все образовательные усилия.

Бывает, что учитель не согласен с мнением коллектива, общественных организаций, критикует действия и поступки других учителей и т. д. Все это не может не сказываться негативно на формировании взглядов и убеждений личности. Поэтому педагоги всегда должны помнить о необходимости поддерживать разумные требования друг друга и заботиться об авторитете команды.

Практическая реализация этого принципа требует создания единой системы образования как в классе, так и вне его. Систематический процесс обучения обеспечивается соблюдением преемственности и последовательности в формировании личностных качеств. В воспитательной работе следует опираться на ранее приобретенные положительные качества, нормы поведения. Постепенно и нормы, и средства педагогического воздействия должны усложняться. Опекуны следят за соблюдением этого требования в семье, консультируя родителей.

Способом достижения единства образовательных влияний является координация усилий, связанных с образованием людей, служб и социальных институтов. Именно поэтому педагоги, классные учителя не должны жалеть усилий для установления и восстановления связей между всеми людьми, занимающимися воспитанием: работниками молодежных и спортивных организаций, творческими союзами.

Принципы воспитания в творчестве А.С. Макаренко

Обучение в команде и на работе

Вопрос воспитания подрастающего поколения в духе коллективизма был ведущим, фундаментальным вопросом советской педагогики с первых дней ее существования.

Большая заслуга А. С. Макаренко заключается в том, что он продвинул эту проблему дальше, указав ряд глубоко обоснованных и успешно апробированных на практике методик обучения. Обучение в коллективе и через него является центральной идеей его педагогической системы, которая пронизывает всю педагогическую деятельность и все его педагогические высказывания.

«Задача нашего воспитания - воспитывать коллективистов», - говорит Макаренко в статье «Некоторые выводы из моего педагогического опыта». Воспитание в коллективе и через коллектив он подробно освещает в художественных, педагогических и теоретических работах. «Марксизм учит нас, что нельзя рассматривать человека вне общества, вне коллектива».

Под коллективом Макаренко имел в виду не случайное собрание людей, а их объединение для достижения общих целей в общей работе - объединение, которое отличается определенной системой власти и ответственности, определенной взаимосвязью и взаимозависимостью отдельных ее частей. Он подчеркнул, что коллектив является частью советского общества: «через коллектив каждый член входит в общество».

«Только создав единую школьную команду, вы сможете пробудить в сознании детей мощную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего образовательного фактора», - писал Макаренко в статье «Проблемы образования в советской школе».

Макаренко считал, что можно влиять на личность, действуя в команде, членом которой является этот человек. Он назвал это положение «Принципом параллельного действия». Этот принцип реализует требование коллектива - «один за всех и все за одного». «Принцип параллельного действия» не исключает применения «принципа индивидуального действия» - прямого прямого воздействия учителя на отдельного ученика.

Одним из важнейших законов коллектива Макаренко считается «закон движения коллектива». Если команда достигла своей цели, но не поставила перед собой новые перспективы, наступает самодовольство, больше нет стремлений, которые вдохновляют членов команды, у нее нет будущего. Развитие команды останавливается. Команда всегда должна жить занятой жизнью, стремлением к конкретной цели. В соответствии с этим Макаренко впервые выдвинул в педагогику и разработал важный принцип, который он назвал «системой перспективных линий». «Человек не может жить в мире, если у него нет ничего радостного впереди. Истинный стимул человеческой жизни - это радость прошлого ... Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке, - это сила и красота. И то, и другое и другой определяется в человеке исключительно типом его отношения к перспективе. Обучать человека - значит обучать его перспективным способам определения его завтрашней радости. Вы можете написать целую технику этой важной работы. организация новых перспектив, использование существующих, постепенное создание более ценных », - писал Макаренко в своей« Педагогической поэме ».

Развитие детской команды, по словам Макаренко, должно продолжаться; им должны руководствоваться преподаватели, которые творчески ищут наиболее эффективные способы продвижения вперед.

Преподаватель должен уметь увлекать всю команду учеников и каждого из ее участников определенной целью, достижение которой, которая требует усилий, труда, боли, дает глубокое удовлетворение. Достигнув этой цели, мы не должны останавливаться на достигнутом, а ставить перед собой еще одну задачу, более широкую, более значимую для общества, делать больше и лучше, чем раньше. Искусство учителя состоит в том, чтобы сочетать его лидерство, его педагогические потребности с большими реальными правами команды.

Такова, вкратце, суть «системы перспективных линий» А.С. Макаренко, который является одной из частей его учения об образовании и команде. Правильно проведенный в педагогической практике, он пробуждает у студентов уверенность в своих силах, повышает их самооценку, развивает волю и настойчивость, поддерживает бодрость и бодрость и побуждает всю команду стремиться к новым достижениям.

Макаренко назначил важную роль в жизни команды на игру. В детстве игра имеет большое значение, и ребенок, писал Макаренко, должен играть: «Вам нужно не только дать ему время поиграть, но и пропитать всю его жизнь этой игрой». Эта сторона жизни коллектива нашла свое яркое выражение в эстетике и символике (сигналы, отчеты, переводные картинки и т. д.) И во всей структуре и деятельности коллективов Горьковской колонии и Дзержинской коммуны.

Необходимым фактором образования в педагогической системе Макаренко является труд. В «Лекциях по воспитанию детей» он сказал: «Невозможно представить правильное образование как неработающее образование ... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».

Макаренко верно полагал, что трудолюбие и трудоспособность не даны ребенку от природы, а воспитаны в нем. Труд должен быть творческим, радостным, осознанным, основной формой проявления личности и воплощенных в ней возможностей.

Трудовая деятельность учеников занимала большое место в учреждениях Макаренко; Он постоянно развивался и совершенствовался. Начав в колонии Горького с простейших видов сельскохозяйственного труда, главным образом для нужд своей команды, Макаренко приступил к организации производительного труда студентов в ремесленных мастерских.

Эта трудовая деятельность достигла своего наивысшего уровня в Дзержинской коммуне, где ученики (старшие дети) учились в старших классах и работали на производстве со сложным оборудованием, требующим высококвалифицированного труда.

В процессе трудовой деятельности детей, считает Макаренко, необходимо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, беречь время, инструменты и материалы, а также добиваться высокого качества работы.

Во избежание ранней и узкой специализации детей следует переключать с одного вида работы на другой, чтобы дать им возможность получить среднее образование и в то же время овладеть рабочими профессиями, а также навыками организации и управления производство.

Указания Макаренко о трудовом воспитании детей в семье заслуживают большого внимания. Он советует давать детям даже не разовые задания, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, чтобы дети нести ответственность за порученную им работу в течение длительного времени. Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить за столом отца, убирать комнату, обрабатывать и ухаживать за определенной частью семейного сада или цветника и т. д.

Воспитание чувства долга и чести, воспитание воли, характера и дисциплины

В «Лекциях по воспитанию детей» Макаренко сказал: «Мы требуем от человека, чтобы он был готов выполнять свой долг в каждую минуту своей жизни, не дожидаясь приказа или распоряжения, чтобы у него была инициатива и творческая воля».

Каждый член команды обязан осознавать и чувствовать свой долг перед командой. Он должен иметь чувство чести, гордиться своей командой, быть дисциплинированным, потому что без дисциплины не может быть сильной команды.

Макаренко был в состоянии развить чувство долга, чести и дисциплины среди своих учеников и сочетал это развитие с дисциплинарным образованием.

В колонии имени Горького студенты научились легко переносить неудобства и трудности. Лозунг «Не хныкай, не скрипи» возник и получил всеобщее признание, всегда будь энергичным и смелым.

В педагогике под влиянием Гербарта было установлено ограниченное понимание дисциплины - только как дисциплина послушания. Обычно это ограничивалось отрицательными требованиями: «не стесняйся», «не ленись», «не опаздывай» и т. д. Макаренко противопоставляет свое понимание дисциплины своему требованию активной дисциплины или, как он называет это «дисциплиной борьбы и преодоления». «Дисциплинированный человек, мы имеем право призвать только того, кто всегда при любых условиях сможет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе силы продолжать такое поведение до конца, несмотря на любые трудности и неприятности ». Таким образом, дисциплина в понимании Макаренко - это не только дисциплина торможения, но и дисциплина стремлений, активности. Он не только сдерживает, но и вдохновляет, вдохновляет на новые победы и достижения.

Макаренко тесно связывает вопрос дисциплины с воспитанием воли, смелости и твердого характера. «У наших студентов иногда сохраняется дисциплина порядка, но нет дисциплины борьбы и преодоления», - писал Антон Семенович. Он отметил, что школа, вероятно, может справиться с дезорганизаторами, но «такие типы персонажей, как« Тихони »,« Иисус », диски, фитнесс, шляпы, разини, кокетки, мошенники, мизантропы, мечтатели, кошки, проходят мимо наших педагогические проблемы ... Но на самом деле, именно эти персонажи превращаются в злых людей...".

Дисциплина особенно развивается и набирает силу в организованной команде. Макаренко сказал: «Дисциплина - это лицо коллектива, его голос, его красота, его мобильность, выражение его лица, его убежденность». «Все, что в команде, в конечном итоге принимает форму дисциплины. Дисциплина - глубоко политическое явление».

Рассматривая дисциплину как результат обучения, Макаренко проводит различие между понятиями «дисциплина» и «режим», указывая на то, что режим является важным средством обучения. В лекции «Дисциплина, режим, наказание и поощрение» он отмечает, что дети часто испытывают громкость, ревность, «истерию» и т. д. Учителя часто говорят: «Ребенок должен кричать, это то, что показывает его природу». Макаренко возражает против этого и требует: дети должны научиться сдерживать себя, режим должен быть глубоко продуман, устойчив, должен строго соблюдаться всеми.

Отвергая неверное утверждение учителей, которые находились под влиянием теории «бесплатного образования», что «наказание воспитывает раба», Макаренко отметил, что, применяя наказание, можно также воспитывать раба или запуганного, дряблого человека и свободного, полный человеческого достоинства сильный человек. Дело в том, какие наказания и как применять. Телесные наказания, конечно, недопустимы. Что касается других наказаний, то Макаренко потребовал, чтобы они были вдумчивыми, не назначенными в спешке и беспорядочно, чтобы они носили индивидуальный характер, соответствовали преступлению, не были частыми, пробудили в наказанном человеке сознание справедливости наказания и опыт собственной вины, так что команда признала обоснованность этих наказаний. Он дает такие же подробные инструкции относительно наград.

Воспитание в семье

А. С. Макаренко принес много нового, оригинального освещения проблем семейного воспитания. Он был одним из первых советских педагогов, принявших решение этой важной проблемы.

Основным условием семейного воспитания Макаренко считал создание полноценной семьи, сильной команды, в которой отец и мать живут вместе между собой и с детьми, где царят любовь и взаимное уважение, где существует четкий режим и трудовая деятельность.

Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ ложных типов родительского авторитета. Он противопоставил их истинному авторитету, главной основой которого являются жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение, потребовал, чтобы родители честно и разумно управляли своими детьми, осознавали свою ответственность перед обществом за свое воспитание. Каждая семья, по словам Макаренко, ведет свое домашнее хозяйство, ребенок является членом семьи и, следовательно, членом всей семейной экономики. С раннего возраста в семейных условиях он привык к своей будущей экономической деятельности в более широком масштабе. Именно здесь, в условиях семейной экономической деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность, забота, бережливость, ответственность, ориентация и эффективность.

Макаренко подробно освещал такие вопросы, как значение сказки для маленьких детей, управление чтением детей, посещение детей театром, кино и т. д. Он отводил большое место в жизни детей эстетическому воспитанию.

Вывод:

А. С. Макаренко - инновационный педагог, обогативший российскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приемами (система перспективных линий, принцип параллельного действия, стиль и тон учителя и т. д.). Он дал новую интерпретацию ряду педагогических вопросов и детально проработал проблемы, выдвинутые ранее, но недостаточно развитые советской педагогикой (коллективное воспитание, семейное воспитание и т. д.).

Макаренко был учителем, который успешно применял диалектические материалистические принципы в теории и практике образования. Руководящим принципом всей его педагогической деятельности была преданность стране и педагогическим принципам.