Принципы уголовной политики государства

Предмет: Уголовное право
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 20.02.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по уголовному праву:

 

Много готовых рефератов по уголовному праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Анализ актуальных проблем обоснованности введения уголовной ответственности для юридических лиц
Осуждение с условным неприменением наказания
Уголовная ответственность за таможенные правоотношения
Уголовная ответственность


Введение:

Цивилизованность любого общества во многом предопределяется местом и ролью в нем права и правовой науки. Поэтому формирование социума, его нормальное функционирование и развитие невозможно без утверждения в практической деятельности людей научно обоснованных правовых начал управления социальными процессами. Это в полной мере относится и к теории уголовной политики, оказывающей базисное влияние на уголовное право и являющейся основанием для разработки стратегии и тактики обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью.

Уголовная политика - это система принципов, политических и политико-правовых предписаний, правовых и иных социальных норм антикриминального цикла, криминологических программ и программ ресоциализации преступника, выработанных на научной основе и осуществляемых государством совместно с субъектами российского гражданского общества по обеспечению правопорядка, предупреждения и борьбы с преступностью, безопасности личности, в необходимых случаях - национальной безопасности.

Принципы уголовной политики это руководящие, базовые идеи, определяющие содержание законодательства и практики его применения как в целом, так и на уровне отдельных, функций, направлений, средств, способов и методов борьбы с преступностью. Таким образом, принципы как бы пронизывают всю структуру уголовной политики , являются ее стержнем и ориентиром деятельности по борьбе с преступностью.

Особенностью принципов уголовной политики является их преимущественно нормативный характер. Эти принципы закреплены в Конституции РФ, законодательных актах, регулирующих сферу борьбы с преступностью либо вытекают из них и являются обязательными для всех субъектов уголовной политики.

Таким образом, актуальность работы обусловлена значимостью рассматриваемой категории - принципы уголовной политики - для общественной жизни, безопасности социальной системы, её жизнеспособности.

Общие положения о принципах уголовной политики государства

В любой области теоретической и практической деятельности принципами именуются руководящие, базовые идеи, определяющие главное содержание этой деятельности, ее основные задачи и направления. Применяя общее понятие к вымети уголовной политики, можно сформулировать, что принципы уголовной политики есть руководящие, базовые идеи, определяющие содержание законодательства и практики его применения как в целом, так и на уровне отдельных, функций, направлений, средств, способов и методов борьбы с преступностью. Таким образом, принципы как бы пронизывают всю структуру уголовной политики, являются ее стержнем и ориентиром деятельности по борьбе с преступностью

Особенностью принципов уголовной политики является их преимущественно нормативный характер. Эти принципы закреплены в Конституции Российской Федерации, законодательных актах, регулирующих сферу борьбы с преступностью либо вытекают из них и являются обязательными для всех субъектов уголовной политики.

Поскольку принципы уголовной политики имеют общеобязательный характер эталона, то с ними должны соотноситься все решения, разрабатываемые теоретико-концептуальном уровнях. Соответствие системе принципов уголовной политики, их направленности на реализацию стратегических и тактических задач борьбы с преступностью на всех уровнях - федеральном, субъектов Федерации, местном - необходимое условие принятие решений должностными, субъектами уголовной политики. Только в этом случае соответствующее решение может рассматриваться как правомерное, целесообразное, обоснованное в социальном и правовом отношении. И наоборот, отступление от принципов, их нарушение влекут по определению признание решения, от кого бы исходило, ничтожным. Поэтому принципами уголовной политики необходимо руководствоваться теоретикам уголовной политики и права, разработчикам уголовной политики, законодателям, правоприменителям, а также гражданам.

Значение принципов уголовной политики состоит в том, что сам процесс законотворческой деятельности, то есть процесс формирования уголовной политики, должен заключатся сквозь призму ее генеральных руководящих идей. Перед объективными снаружи в форме закона соответствующие подходы к совершенствованию уголовно-правового регулирования противодействия преступности, должны оформиться как политические указания и требования.

Следует поэтому согласиться с А. И. Коробеевим в том, что эффективность уголовной политики во многом определяется степенью учета в процессе законотворчества принципов советской уголовно политики. Действительно, эти принципы не только указывают пути формирования и развития уголовного законодательства, но и сдерживают его в определенных рамках, обеспечивая необходимые стабильность, последовательность, преемственность и единство правовых предписаний.

Значение принципов уголовно-правовой политики проявляется и на уровне ее осуществления. Суды и другие правоохранительные органы, ориентируясь на эти принципы, осуществляют правоприменительную деятельность не только в строгом соответствии с буквы"= закона, но и согласно 'духа требований уголовной политики государства. Строгое соблюдение этих принципов служит в данном случае, как правильно утверждает А. И. Коробеев, своеобразной гарантией правильного, безошибочного применения текста уголовно-правовых предписаний (уголовных законов).

Представители науки уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного и иных отраслей права, направленных на борьбу с преступностью, обязаны стремиться не только к точной интерпретации содержания принципов права, но и при наличии оснований - к развитию и корректировке их системы. Так, для разработчиков уголовной политики принципы уголовного права являются ориентиром уже потому, что и концепции, и предложения по воздействию на социальную и криминальную обстановку осуществимы только через закон, в том числе путем внесения изменений в уголовное законодательство. Это может относиться, в частности, к положениям о борьбе с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом и бандитизмом, предусмотренным Концепцией национальной безопасности Российской Федерации. Всякие попытки противопоставить уголовную политику и уголовное право, добиваясь отождествления правовых и социальных понятий (как произошло с желанием сформулировать уголовно-правовые нормы о коррупции), или формулирование неких чрезвычайных мер превентивного характера являются принципиально неприемлемыми из-за противоречия принципам законности и виновной ответственности лиц, совершивших преступление.

Законодатель обязан, исходя из анализа социальной и криминальной ситуации, обоснованно определять круг деяний, признаваемых преступными и наказуемыми, и, учитывая, что этот круг является исчерпывающим на определенный момент, достаточно ясно и четко указывать признаки каждого состава преступления. Это также является условием реализации принципа законности. Та. ч.2 ст. З УК РФ Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ(с поправками от 3 февраля 2014 г.) запрещает применение уголовного закона по аналогии. Иными словами, не допускается восполнение обнаружившихся пробелов в уголовном законе путем применения его к случаям, прямо в нем не предусмотренным, хотя бы частично и похожим на те, которые описаны в уголовном законе.

Очевидна и связанность принципами права законодателя при подготовке законопроектов, нацеленных на борьбу с преступностью. Например, руководствуясь принципами законности и ответственности за вину, законодатель ставит перед необходимостью внесения в ст.24 УК РФ «Формы вины» и в ряд статен Особенной части УК изменений, связанных с основаниями ответственности деяния, совершенные по неосторожности. Вообще связанность законодатель сформулированными в уголовной политике принципами является показателе! стремления достичь подлинного верховенства закона и справедливости. Без торжества этих начал, в том числе, в области борьбы с преступностью, не может быть торжества идеи правового государства, о котором заявляется в ст.1 Конституции Российской Федерации. Уголовный закон должен быть законным только по формальным признакам (издание надлежащим органом, в пределе его компетенции и т.д.), но и полностью соответствовать принципам права и уголовного права в том числе.

Таким образом, можно заключить, что принципы уголовной политики это такие идеи, на основе которых должны разрабатываться законы, подзаконные акты и осуществляться деятельность государственных органов и должностных лиц в сфере борьбы с преступностью.

Принцип законности в уголовной политике понимается как соответствие Мости в этой сфере Конституции Российской Федерации, как соответствие закону всей системы подзаконных актов и управленческих решений, как применение закона в соответствии с его точным смыслом. Он предполагает решение вопросов не только преступности и наказуемости деяний, но и других вопросов, связанных, например, со справедливостью судопроизводства, гуманизмом уголовной ответственности и наказания, применения основанных на законе оперативно-розыскных методов создания доказательственной базы и реализации в ходе правоприменительной деятельности именно тех норм, которые действуют в данное время и в данном месте, а также общих начал индивидуализации ответственности, оснований и условий реализации отдельных её видов. Принцип законности полностью действует и применительно к таким правовым последствиям ответственности и наказания, как условное осуждение условно-досрочное освобождение, освобождение от уголовной ответственности и наказания, изложенным в УК РФ.

В этой связи необходимо помнить о недопустимости противопоставления законности и целесообразности. Законность должна быть целесообразной, обоснованной, что относится и к стадии законотворчества, и к стадии правоприменения. В свою очередь, целесообразное решение всегда должно быть законным. Этому соответствию служит, в частности, содержащаяся в законе вариантивность действия (например, при решении вопросов о привлечении или непривлечении к уголовной ответственности лица, виновного в совершении правонарушения, либо о тактике и способах действий при применении силы в случаях беспорядков и во многих других случаях, когда руководителями органов внутренних дел принимаются решения.

Подлинная целесообразность всегда законна, основана на действующем Уголовный закон во взаимодействии с уголовно-процессуальным законом об оперативно-розыскной деятельности и другими, как правило, обеспечивает возможность реализации уголовной ответственности виновных, необходимую для этого доказательственную базу. Проблемные ситуации, возникающие из-за неумения применять уголовный закон, например, доказать, что лидеры организованных групп собрались в целях разработки планов и создания условий для совершения тяжких преступлений значит, в их действиях уже имеется состав преступления (ст. 210 УК , иногда выдаются правоприменителями за недостатки самого уголовного закона. Отсюда формируется убеждение о необходимости создания неких новых удобных для практики законов. Однако, например, для квалификации по ст.210 УК РФ действий лидеров организованных групп, участвующих в воровской сходке, могут быть использованы улики, связанные самим фактом сходки (данные о ее подготовке и проведении), доказательства, полученные в установленном законом порядке с использованием оперативно-технических средств, производные показания оперативных работников - со слов негласных сотрудников; показания о результатах наблюдения за участниками сходки и обстоятельствами ее пресечения, вещественные доказательства (оружие, наркотические средства и т.д.), в том числе обнаруженные не только у участков сходки, но и у сопровождающих их лиц. УК РФ 1996 г. существенно расширил при этом возможности стимулирования позитивного посткриминального поведения рядовых участков организованных групп в случае их активного способствования раскрытию преступления (п. «и» ч.1 ст.61 ст.62,73,75,77идр.).

Надо не противопоставлять законность и целесообразность, а уметь целесообразно действовать на базе законности. Нельзя забывать в этой связи положение ст.2 Конституции: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Принцип справедливости уголовной политики обязывает законодателя к обоснованному (прежде всего - с помощью криминологической экспертизы) отбору криминализируемых и декриминализируемых деяний, установлению видов и размеров санкций, их набора в конкретных составах преступлений, общих начал реализации ответственности, наказания и других уголовно-правовых мер, которые позволили бы в каждом конкретном случае осуществить необходимое и достаточное уголовно-правовое воздействие на виновного для достижения целей этого воздействия. Он также предполагает создание уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного механизмов, обеспечивающих выявление всех лиц, совершивших преступление, которое всегда является несправедливостью по отношению к гражданам и обществу. Таким образом, восстановление социальной справедливости в сфере реализации уголовной политики подчеркивает единство нравственных и правовых основ последней.

Принцип справедливости в аспекте индивидуализации ответственности связан с всесторонностью, полнотой и объективностью досудебного и судебного исследования всей совокупности обстоятельств, входящих в предмет показывания по уголовному делу. Следует особо выделить определение комплекса обстоятельств, необходимых для защиты (восстановления, возмещения) прав и законных интересов жертв преступлений в ходе правоприменительной деятельности субъектов уголовной политики.

Справедливость как принцип уголовной политики предполагает также, во-первых, обеспечение неотвратимости ответственности, снижение до минимума доли латентных преступлений и преступлений, по которым виновный избежал уголовного наказания; во-вторых, соответствие уголовно-правового воздействия опасности содеянного и наступившим последствиям, личности виновного, его вине, мотивам и целям совершенного преступления, другим обстоятельствам, влияющим на характер и степень ответственности. Справедливость должна обеспечивать достижение равенства граждан перед законом, хотя к этому имеются фактические и юридические препятствия (например, применительно к депутатам, судьям, высшим должностным лицам). Правоохранительные органы стремиться к максимально возможному восстановлению справедливости в отношении жертвы преступления, отдельных социальных групп и общества в целом.

Деятельность по выявлению виновных, совершивших преступные деяния, расследованию преступлений, справедливому и гуманному наказанию преступников, осуществляемая в рамках закона, также неразрывно связана с реализацией принципа справедливости. В частности, устанавливая альтернативные санкции или относительно определенные санкции с достаточно широким разрывом нижним и верхним пределом, законодатель предоставляет суду реальную индивидуализировать наказание. Нельзя согласиться с упреками 1996 г. в чрезмерности предоставляемых им суду альтернатив при назначении наказания. Речь в данном случае идет о расширении возможностей индивидуализации ответственности и наказания, т.е. опять же об обеспечении их справедливости.

Механизм действия принципов уголовной политики на уровне правоприменения состоит в усвоении лицами, применяющими уголовный закон - следователями, лицами, производящими дознание, прокурорами, судьями, адвокатами в формировании у них осознания необходимости и желания следовать данным принципам в правоприменительной деятельности. В случае нарушения вступает в действие система выявления и устранения допущенных правоприменителем нарушений. Они устраняются в ходе прокурорского надзора и судебного контроля, которые обязаны восстановить нарушенные права, обеспечить отмену не основанных на законе действий и решений правоприменителей - субъектов уголовной политики.

Преступление с нравственной точки зрения - крайнее проявление порока, зла, приращение зла в обществе. Уголовная ответственность виновного, принимаемая в отношении его мера восстанавливают или компенсируют нарушенные права и законные интересы личности, общества, государства. Тем самым реализуются общественные представления о справедливости, а виновный принуждается к искуплению вины. Кара, таким образом, является цивилизованной реализации справедливости в обществе, наказанием за то и мерой того, виновное лицо совершило.

Принцип справедливости, как и другие принципы уголовной политики, быть реализован при наличии правового механизма, позволяющего предупреждать и устранять нарушения. Речь идет об уже упоминавшихся средствах или прокурорского надзора об обеспечении прав лиц, полагающих, что справедливость в отношении их нарушена, о методах профилактического воздействия на правонарушителей с соблюдением их существенных прав.

Принципы уголовной политики работают на оптимизацию среды функционирования, на повышение стабильности в обществе, регионе, на восстановление социальной справедливости. В этом плане суд, опираясь на работу дознавателей, следователей, прокурорских работников может назначить справедливое наказание виновному и тем самым восстановить социальную справедливость.

Комплексность в борьбе с преступностью предполагает использование возможностей всех уровней и подсистем уголовной политики и ее субъектов, отслеживание изменений во всей цепи причинно-следственных связей явлений и их последствий, обеспечение согласованности (координации и взаимодействия) всех субъектов уголовной политики. Этот принцип реализуется при подготовке согласованных планов и программ борьбы с преступностью, подготавливаемых и реализуемых субъектами уголовной политики различных уровней, иными государственными органами и общественными объединениями Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Соответствие задач, полномочий и ресурсов означает, что при постановке правоохранительным органам новых задач в сфере борьбы с преступностью следует предусматривать расширение (уточнение) соответствующих полномочий (если нужно, то путем внесения изменений и дополнений в законодательство), а также выделение необходимых ресурсов. Иными словами, задачи должны быть соотнесены, согласованы с реальной ситуацией в сфере борьбы с преступностью, возможностями эффективного воздействия на криминогенные факторы в целях стабилизации обстановки и повышения уровня защиты прав и законных интересов граждан, общества, государства. Как показал многолетний опыт, попытки возложить на субъекты реализации уголовной политики дополнительные задачи без наделения их необходимыми полномочиями, организационно-штатными и материальными ресурсами приводят к сбросу части работы, которую система субъектов уголовной политики не может выполнять из-за перегрузки и отсутствия возможностей. Важная задача уголовной политики в данном направлении - разработка методик расчетов согласования возложенных задач, полномочий и ресурсного обеспечения, необходимых для выполнения этих задач.

Принцип опережающего характера стратегических решений означает, что задачи в сфере борьбы с преступностью должны ставиться и реализовыватъся не путем проб и ошибок, а исходя из стратегических целей, определяемых высшими органами власти, на основе научно обоснованного анализа преступности, выявления ее тенденций и прогноза на ближайший период (в современных условиях не более чем на два-три года). При этом стратегические решения, разрабатываемые МВД России и изложенные в приказах, директивах на предстоящий год и на перспективу, применительно как к преступности в целом, так и к отдельным направлениям деятельности не исключают, а предполагают возможность разработки и принятия опережающих решений на детализированном уровне в масштабах региона.

Уголовная политика и принимаемые на ее основе стратегические решения призваны обеспечить максимально возможное ограничение преступности, сведение ее к уровню, когда она перестанет быть угрозой общественной и национальной безопасности России. В последующем, по нашему мнению, возможна постановка задач снижения уровня преступности, минимизации ее отдельных видов до определенных количественных показателей.

Совокупность названных принципов являются именно системой. Сопоставительный анализ расположения и содержания отдельных принципов свидетельствует о том, что они, не будучи связанными иерархической зависимостью, являются взаимодействующими звеньями, образуют определенную целостность, подкрепляют и дополняют друг друга. Среди принципов уголовной политики нет основных и вспомогательных. Соприкасаясь по значению и даже частично перекрывая по содержанию друг друга, они составляют фундамент уголовной политики, обеспечивают единство, стабильность целенаправленность, конституционность ее предписаний и формируют практику ее реализации.

Полная реализация названных выше принципов уголовной политики как идеальной модели содержания и применения законодательства уголовно-правового цикла, конечно, является длящимся процессом, связанным с реформированием российского общества. В частности, многое зависит от надлежащего ресурсного, кадрового, организационного обеспечения правоохранительной деятельности, от формирования в обществе атмосферы доверия и поддержки по отношению к деятельности субъектов уголовной политики. Тем не менее, трудно переоценить значение закрепления системы принципов непосредственно в законодательстве, как это сделано в УК РФ. Опираясь па них, используя ст. 3-7 УК РФ в случае необходимости как нормы прямого действия, можно и нужно нести эффективную борьбу с нарушениями н искажениями следственной и судебной практики, противостоять недоброкачественным, конъюнктурным законопроектам. Представляется целесообразным иметь или Концепцию уголовной политики в качестве официально принятого государством документа, или федеральный закон об основах уголовной политики России, в которых могли бы быть закреплены принципы уголовной политики. В этих условиях значительно повысилась бы роль принципов уголовной политики и они, несомненно, сыграли бы еще большую роль в формировании у правоприменителей правильного понимания духа и буквы нового уголовного законодательства, готовности профессиональных умений и навыков неукоснительного исполнения его требований, а законопроекты, нацеленные на борьбу с преступностью, соотносились бы законодателем с данными официально закрепленными принципами.

Теоретические проблемы связанные с принципами уголовной политики государства

Учеными не ставится под сомнение существование принципов уголовной политики государства. Сложность, однако, состоит в том, что разработка проблем принципов в научной литературе ведется относительно принципов или уголовной политики вообще (причем под уголовной политикой одни авторы понимают государственную политику противодействия преступности, другие - уголовно-правовую политику в широком смысле), или относительно принципов уголовного права как отрасли права. Очевидно, однако, что принципы уголовной политики не могут быть полностью сведены как с принципами уголовного политики, так и с принципами уголовного права, хотя и имеют с ними определенные генетическую едниство. Задача, следовательно, заключается, прежде всего, в выработке критериев отбора принципов именно уголовной политики, а кроме того - в их формулировке, раскрытии их сущности и содержания.

В теории советского (если отвлечься от характерных для него идеологических наслоений) и постсоветского уголовного права выработано понимание принципов уголовной политики как основных положений, руководящих идей, лежащих в основе противодействия преступности. Они представляют собой определенные требования, которым должны соответствовать все меры противодействия преступности, нормы соответствующих отраслей права и практика их применения, другими словами вся деятельность по противодействию злочинности.

В научной литературе нет единства относительно определения перечня принципов уголовной политики. Так, А. С. Шляпочников относит к ним принципы законности, демократизма, гуманизма, предупреждения значимости.

В науке уголовного права была высказана и другая точка зрения. М. О. Беляев писал, что принципы советской уголовной политики, будучи закрепленными в нормах права, становятся принципами уголовного права и в этом качестве направляют деятельность соответствующих органов и организаций по применению правовых норм. Никакой различия между принципами советской уголовной политики и одноименными принципами советского уголовного права не существует. С такой позицией, на мой взгляд, согласиться нельзя. Действительно, уголовное право является, в известной степени, порождением уголовной, и. в частности, уголовной политики. Однако по сути своей оно является автономным относительно нее явлением, оно содержит другую содержательную характеристику, такую, например, как нормативность, общеобязательность, государственная обеспеченность подобное. Исходя из этого, нельзя утверждать, что принципы права (в частности, уголовного) должны совпадать с принципами политики (в частности, уголовного или уголовно-правовой). Хотя нельзя и отрицать того, что в отдельных случаях возможно их пересечения между собой.

М. И. Панов и Л. М. Герасина, выделили принципы уголовной политики, как они сами отмечают, с учетом новых реалий, связанных с развитием суверенных государств, которые следуют к демократической политической системы, отнесли к ним: законности как идею, согласно которой преступные действия, их квалифицирующие признаки, наказание и иные последствия совершенного преступления определяются только законом; принцип равенства граждан перед законом - образует фундамент правового статуса гражданина правового государства и демократического общества. Он предусматривает, что лица, совершившие преступление, согласно закону подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств; принцип демократизма определяет широкие возможности участия граждан в реализации задач уголовной политики, благодаря максимально возможной открытости этой деятельности, с помощью гласности, общественного контроля и учета общественного мнения; принцип справедливости устанавливает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившее преступление, должны соответствовать характеру и общественной опасности уголовного деликта, обстоятельствам его совершения и характеристикам личности преступника; принцип гуманизма провозглашает, что уголовное законодательство обеспечивает, прежде всего, безопасности человека и общества, а наказание лиц, совершивших преступление, не имеют, целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства; принцип неотвратимости ответственности означает, что любое лицо, совершившее преступление, должно нести за него ответственность. Реализация данного принципа требует эффективной деятельности органов уголовной юстиции по раскрытию и расследованию преступлений; принцип научности уголовной политики заключается в том, что при разработке стратегии и тактики борьбы с преступностью следует исходить из объективных закономерностей и фактического состояния дела, т.е. из реальных возможностей, которые обеспечивают достижение максимально возможных результатов.

Как видно, в данном списке, в основном, отражены те же принципы, которые выделялись криминалистами и в советский период, правда в их современной интерпретации. Вместе с тем, нельзя не обратить внимания и на тот факт, что ни единого критерия выделения принципов уголовной политики, ни единого подхода к ним в работах цитированных выше авторов, к сожалению, не наблюдается.

Следует однако отметить, что большинство названных групп принципов уголовной политики в целом находятся в рамках того перечня принципов правовой политики, которые выделяют и описывают теоретики права.

Принципы уголовной политики государства, имеют определенную связь и с принципами уголовного права. При этом вопрос определения и описания принципов уголовного права с не менее проблемным, чем это касается принципов уголовной политики.

Однако, очевидно, что правовые принципы существуют независимо от того, получили они нормативное закрепление или нет. Сформированные временем и традициями в рамках конкретных правовых систем, они безотносительно формы их закрепления не только регулируют поведение субъектов права, но и упорядочивают нормативный материал конкретных отраслей права. Будучи же регламентированными в законе, они не просто получают новое нормативное имя, но и делают более видимой проблему согласованности или несогласованности с ними другого отраслевого нормативного материала.

Очевидно, именно из этих соображений в российской уголовно-правовой науке и был достигнут определенный консенсус в понимании принципов уголовного права, который, в основном базировался на известной работе С. Г. Келину и В. Н. Кудрявцева. В связи с этим в УК Российской Федерации 1996 года были нормативно закреплены принципы уголовного права, что расценивается российскими криминалистами как позитивный шаг, который имеет важное практическое значення.

В российской уголовно-правовой науке выделения названных принципов подверглось достаточно резкой критике со стороны М. И. Коржансь угодно. Он пишет, что те положения, которые называются в уголовно-правовой (имеется в виду - уголовно-правовой - А.М.) литературе принципами, в действительности принципами права не могут быть признанными. Демократизм, законность, гуманизм и справедливость это не только не принципы права, а вообще наиболее распространены общественная-философские категории. До права они имеют такое же отношение, как к экономике, политике и всех других сфер общественной жизни.

На мой взгляд, перечень принципов, предложенный М. И. Коржанським, также является уязвимым для критики. Одни из названных им принципов (например, принцип преимущества смягчающих обстоятельств надотягчающими) является, скорее, принципом не уголовного права, а применение уголовного права. Другие, как например принцип полного возмещения причиненного преступлением ущерба, вообще не является уголовно-правовым, а касается гражданско-правовых отношений. В целом же, в предложенном М. И. Коржанський перечня приведены непосредственно собственные принципы уголовного права как отрасли права, и не учтены так называемые межотраслевые принципы права, которые имеют проявление в том числе и в уголовном праве.

Не вдаваясь более подробно к анализу принципов уголовного права, отметим, что на пересечении их с принципами правововой политики (о которых говорилось выше), как раз и можно выделить принципы уголовной политики. На мой взгляд с принципами уголовной политики следует отнести следующие основные принципы, отправные идеи, на базе которых она должна разрабатываться и осуществляться.

Принцип экономии уголовно-правовой репрессии. Данный принцип заключается в том, что уголовная политика должна осуществляться только в оптимально необходимых пределах, не допуская их превышения. При осуществлении правотворческой уголовной политики принцип экономии репрессии проявляется в том, что отнесенными к числу преступных и уголовно наказуемых могут быть лишь те деяния, которые действительно являются общественно опасными и противодействовать которым можно только средствами уголовного права. Как образно высказывается М. И. Коржанський, уголовный закон - это стратегическое оружие государства, и применять ее нужно только в случаях крайней необходимости, когда другие средства правовой регламентации или защиты недостаточны или мало эффективны. Итак уголовно-правовое правотворчество должно реально стать в России среди других направлений правовой политики противодействия преступности.

Названный принцип тесно переплетается с другим - принципом целесообразности уголовной политики. Он заключается в том, что применение средств уголовно-правового воздействия должно соотноситься с целями, которые стоят перед уголовным репрессией, соответствовать им. Данный принцип определяет рамки уголовной репрессии, виды и характер средств воздействия на виновного, а также их выбор и применение на практике, обеспечивает баланс между уголовно-правовым ригоризмом и чрезмерной либерализацией репрессии.

Конечную цель разработки и применения уголовно-репрессивных мер согласно статье 1 УК Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ(с поправками от 3 февраля 2014 г.) составляют охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, предотвращение преступлений. Часть вторая 2 статьи 50 указывает на промежуточные цели данных мероприятий - цель наказания, какова кара, исправление лица, совершившего преступление, специальная и общая превенция.

Принцип дифференциации уголовной ответственности и индивидуализации наказания. Суть его заключается в том, что уголовная ответственность и наказание не должны носить уравнительного характера. В сфере правотворческой уголовной политики этот принцип проявляется как принцип дифференциации уголовной ответственности, при правоприменительной форме осуществления уголовной политики государства данный принцип заключается в индивидуализации уголовной ответственности и наказания.

Дифференциация уголовной ответственности осуществляется законодателем в уголовном законе и заключается в градации, распределении ответственности, в результате чего устанавливаются различные уголовно-правовые последствия в зависимости от типового степени общественной опасности преступления и лица виновного.

Принцип неотвратимости криминально-правового реагирования на совершенное преступление. Данный принцип в теории советского уголовного права разбирался и толковался в работах большинства криминалистов исключительно как принцип неотвратимости наказания (уголовной ответственности). Да и в современной литературе существует мнение, что данный принцип уголовной политики состоит в том, что всякое лицо, совершившее преступление, должно понести за него уголовную ответственность. Однако еще в советский период, говоря о принципе неотвратимости ответственности В. Н. Кудрявцев и С. Г. Келина понимали его так: "Всякое лицо, в действии или бездействии которого установлен состав преступления, подлежит наказанию или иной меры воздействия, предусмотренные уголовным законом. Они также относили к содержанию этого принципа тезис о том, что никто не может дважды нести уголовную ответственность за одно и то же преступление.

Таким образом, уголовная политика в России сегодня осуществляется на принципах экономии уголовной репрессии, целесообразности, дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности и наказания за преступление, неотвратимости уголовно-правового реагирования на совершенное преступление. Это основные и собственные (свойственные именно ей) принципы уголовной политики. Кроме того, в сфере уголовной политики имеют определенное проявление и другие принципы как более общего характера (общие принципы права и политики - законность, демократизм, справедливость, гуманизм и др.), так и, в меньшей степени, более конкретного характера, а именно принципы построения и применения уголовно-правовых норм.

Эти принципы не являются непосредственно принципами уголовной политики государства, а лишь так или иначе отражаются (проявляются в ней). Кроме того, их анализ достаточно полно проведенный в отечественной уголовно-правовой науке.

Заключение

Уголовная политика государства является составной частью государственной политики в сфере противодействия преступности, которая осуществляется средствами материального уголовного права. Исходя из этого, можно утверждать, что уголовная политика существует на пересечении государственной политики в сфере противодействия преступности и государственной правовой политики.

Понятие уголовная политика необходимо понимать в широком и узком значениях. В широком смысле этим понятием охватывается целом осуществление противодействия преступности с использованием средств уголовной репрессии. В узком же смысле уголовная политика как раз и является политикой противодействия преступности с использованием средств материального уголовного права. Именно в этом последнем (узком) смысле уголовно-правовая политика и исследуетсяв данной работе.

Уголовная политика осуществляется в трех формах: правотворческой, интерпретационные и правоприменительной. Правотворческую уголовную политику осуществляет законодатель - путем принятия уголовных законов и внесения в них изменений и дополнений. При этом косвенное влияние на правотворческую уголовную политику осуществляют и некоторые другие органы государственной власти. Интерпретационную уголовную политику осуществляет Конституционный Суд РФ как единственный орган, который согласно Конституции РФ может толковать уголовные законы и решать вопрос об их конституционности. Правоприменительную уголовную политику осуществляют суды общей юрисдикции, которые непосредственно применяют уголовный закон.

Уголовная политика осуществляется на определенных принципах, которые имеют генетическое происхождение от принципов осуществления правовой политики в государстве (в том числе - и правовой политики в сфере противодействия преступности, иначе говоря уголовно-правовой политики в широком смысле или так называемой криминальной политики) и принципов уголовного права. Принципами уголовной политики являются принципы экономии репрессии, целесообразности, дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности и наказания, принцип неотвратимости уголовно-правового реагирования на совершенное преступление. При этом в сфере уголовной политики имеют определенное проявление и другие принципы как более общего характера (общие принципы права и политики - законность, демократизм, справедливость, гуманизм и др.), так и, в меньшей степени, более конкретного характера, а именно принципы построения уголовно-правовых норм.