Принципы права, их значение в механизме правового регулирования

Содержание:

  1. Введение
  2. Механизм правового регулирования: понятие и сущность
  3. Основные методы правового регулирования общественных отношений
  4. Понятие и система правовых принципов
  5. Основные принципы права; их особенности
  6. Содержание принципа законности как определяющего принципа в системе правового регулирования
  7. Заключение
  8. Список литературы

Введение

Право является важным средством регулирования отношений между индивидами, социальными группами и обществом в целом, оно закрепляет права и свободы личности, само выступает в качестве социальной ценности. Основная цель права - организовать отношения граждан, их поведение с учетом их индивидуальных потребностей, направить действия членов общества в русло общественных интересов.

Правовое воздействие действует как часть системы социального регулирования общественных отношений. Основным элементом систем управления и контроля являются люди, а управление сводится к тому, что одни из них влияют на сознание и поведение других.

Правовое воздействие в системе социального управления занимает особое место, так как является одним из важных организационных факторов, направленных на обеспечение эффективности практической деятельности людей. Задачи социального, особенно государственного управления не могут быть решены без анализа специфического воздействия на общественные отношения - нормативно-правового регулирования. Это стало возможным не в последнюю очередь благодаря системно-структурному анализу государственно-правовых явлений, который успешно применяется в области права.

Закон, решающий задачи регулирования общественных отношений, основан на строгом соблюдении принципов, составляющих основные положения данной отрасли права и отражающих ее специфику и содержание.

Соответственно, реализация закона в процессе механизма правового регулирования должна быть основана на строгом соблюдении принципов права.

Следовательно, принципы права являются основой механизма правового регулирования.

Механизм правового регулирования: понятие и сущность

Механизм правового регулирования выражает активную сторону процесса перевода нормативности права в закономерность общественных отношений. В связи с этим правовое регулирование представляет собой непрерывный процесс, который делится на стадии, в каждой из которых действуют специфические правовые средства, которые в совокупности образуют механизм правового регулирования.

"Правовое регулирование включает в себя следующие стадии:

  1. Введение в действие правовой нормы и ее общее действие (регулирование общественных отношений);
  2. Возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей;
  3. Реализация субъективных прав и субъективных юридических обязанностей, их воплощение в конкретном, фактическом поведении участников общественных отношений.

Для реализации правовых норм в фактическом поведении субъектов необходимо издание актов применения права. Это необязательный этап правового регулирования, который может находиться между этапами 1 и 2 или 2 и 3.

В соответствии с перечисленными стадиями правового регулирования выделяют четыре основных элемента его механизма:

  1. Правовая норма;
  2. Правоотношение;
  3. Акты реализации прав и обязанностей;
  4. Акты применения права.

Правовая норма является первой юридической основой правового регулирования, поскольку содержит модель необходимого поведения, сформулированную в ее диспозиции. Характер поведения субъектов права зависит от характера правовой нормы (запрещающая, разрешающая, обязывающая или рекомендующая).

Правовое поведение является основным средством определения того, кто и как будет соблюдать требования и нормы закона. Она конкретизирует общую модель поведения по отношению к субъектам, устанавливает их субъективные права и субъективные юридические обязанности.

Акты реализации прав и обязанностей - это фактическое поведение субъектов. На этом заканчивается действие механизма правового регулирования, который обеспечивает фактическое, реальное поведение субъектов, тот результат, на который была направлена воля законодателя.

Акты применения права представляют собой обязательные распоряжения компетентных органов, которые обеспечивают возникновение правоотношений, реализуют требования правовых норм, гарантируют осуществление прав и обязанностей и т.д.

В зависимости от того, какие элементы механизма правового регулирования последовательно используются, можно говорить о простых и сложных процессах регулирования. Простое регулирование - это процесс, в котором используется акт государственной власти, а именно нормативный акт, а индивидуализация прав и обязанностей осуществляется субъектами, которым этот акт адресован.

Существует авторитарный метод (субординация, подчинение) - централизованное управление сверху вниз по императивным принципам (используется в административном, уголовном, уголовно-исполнительном праве и т.д.) и автономный метод (координация, равенство) - децентрализованное регулирование, при котором участники общественных отношений выступают как равноправные стороны (используется в гражданском, семейном праве). Метод правового регулирования является одним из важных критериев разделения права на отрасли.

Основные методы правового регулирования общественных отношений

"Методы правового регулирования - это методы регулирования общественных отношений. Они зависят от характеристик правовых норм:

  1. Запрет - это наложение обязательства воздержаться от совершения чего-либо;
  2. Запрет - это обязательство воздержаться от какого-либо действия (запрещающие нормы);
  3. Разрешение - это предоставление права на активные действия (разрешающие нормы);
  4. Обязательство - это обязанность активно выполнять что-то, т.е. давать или платить что-то (обязательные нормы);
  5. Рекомендация (совет).

Тип правового регулирования - это общее направление воздействия на общественные отношения, которое зависит от того, что лежит в основе регулирования - разрешение или запрет.

Общедозволительный тип регулирования основан на общем дозволении, используется принцип "разрешено все, кроме...", что означает, что субъекты вправе совершать все действия, которые не попадают в категорию запрещенных (в гражданском праве можно совершать все действия, кроме тех, которые нарушают закон).

Разрешительный тип регулирования основан на общем запрете, построенном по принципу "запрещено все, кроме...", что означает, что субъекты могут совершать только те действия, которые разрешены правовыми нормами, а в большинстве случаев еще нужно компетентное решение государственного органа. Например, трудовое законодательство запрещает работу в выходные дни, но в исключительных случаях разрешает работу в выходные дни, если на это согласен профсоюзный комитет.

Разрешения, запреты и обязанности - это самый глубокий слой механизма правового регулирования. В процессе реализации права они как бы пронизывают все его части - правовые нормы, правоотношения и акты реализации - и во многом определяют их характеристики и особенности.

В сочетании методов регулирования проявляются особенности специально-юридических функций права: регулирующей, охранительной и других. Правопорядок - это необходимое и очень четкое отражение влияния правовых функций на общественные отношения. По их состоянию законодатель может судить о состоянии законности в обществе, о том, в какой степени правовые нормы реализуются субъектами права.

Право, законность, правопорядок являются основными составляющими правовых основ государственной и общественной жизни. Однако правопорядок не является конечной целью, ради которой создается сам закон и работает весь механизм правового регулирования. Задача законодателя шире, она заключается в том, чтобы с помощью права изменить, развить, укрепить или вытеснить те или иные общественные отношения, то есть установить порядок, благоприятный для господствующего класса или для всего народа. Это означает, что конечной целью правового регулирования должно быть создание общественных отношений и порядка. Но общественные отношения формируются как общий результат деятельности человека в данных исторических условиях.

"Запрет", "дозволение" и "предписание" О.С. Иоффе назвал "общими формами мотивированного воздействия правовых норм на поведение людей", добавив к ним другие меры юридической ответственности (санкции) и меры разъяснительного, организационного, стимулирующего и рекомендательного характера. При этом он исходил из того, что правовая норма непосредственно обращена к человеку и непосредственно им исполняется. Этот взгляд игнорирует тот факт, что право является спутником реального (не личного и не непосредственно социального) способа коммуникации между людьми и обществом, способа, необходимым условием существования которого является посредничество: вещь (товар) в процессе обмена.".

Человеческое поведение само по себе социально нейтрально. Он приобретает социальное значение только через посредничество коммуникации. Когда человек произвел продукт, этот факт еще не является социальным.

Понятие и система правовых принципов

Принципы права - это основные положения права, отражающие его специфику и содержание.

Принципы права определяют его основные качественные характеристики, являются концентрированным выражением предмета и метода регулирования правоотношений.

Принципы как основные нормативные положения определяют структуру и существенные признаки, общие положения, которые определяют содержание права в целом, охватывают все его нормы и институты, указывают цель механизма правового регулирования и методы достижения этой цели, предопределяют характер и содержание деятельности субъектов права, общее направление развития и дальнейшего совершенствования отраслей права.

Все дополнения и изменения, вносимые в действующее законодательство государства, формулируются, прежде всего, на основе принципов данной отрасли права.

Значение принципов в правоохранительной деятельности огромно. Прежде всего, все принципы права являются очень важными демократическими гарантиями правоприменения.

Таким образом, при рассмотрении и разрешении гражданских дел суды руководствуются не только конкретными нормами гражданского процессуального права, но в первую очередь принципами процессуального права. В свете этих принципов толкуются все нормы гражданского процессуального права, что позволяет суду познать истинный смысл этих норм и правильно их применить, а в итоге - вынести законное, обоснованное и справедливое решение.

Суд, тщательно изучив обстоятельства дела, приняв во внимание тот факт, что обвиняемый ранее не привлекался к уголовной ответственности, а также то, что убитый С.В. Коновалов, являющийся сыном обвиняемого, длительное время не работал, назначил предыдущее наказание по статье 158, пункт 2, п . "г" приговорил его к четырем годам условно, неоднократно избивал свою мать, был аморален и на основании медицинского заключения вынес приговор, признав Коновалова О.С. виновным в совершении предъявленного ей обвинения и приговорив его к двум годам условно.

Таким образом, в данном деле были реализованы два основных принципа права:

  1. Принцип законности;
  2. Принцип справедливости.

Правильно понять сущность правовых принципов как правовых явлений можно, принимая во внимание не только их содержание, но и структуру.

Они состоят из следующих трех компонентов:

  1. Наличие определенных идей в сфере правосознания, в том числе в правосознании судей и других юристов, и в юридической науке;
  2. Воплощение соответствующих положений в действующем законодательстве;
  3. Реализация правовых принципов в определенной сфере общественных отношений (в данном случае деятельность судов по рассмотрению и разрешению гражданских дел). 

Основные принципы права; их особенности

В сложившихся условиях представляется необходимым законодательно закрепить основные принципы и правила законодательства в Российской Федерации, что, прежде всего, повысит качество содержания законов как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации.

Законность. Данный принцип проявляется как в отношении процедуры принятия нормативно-правового акта, так и в отношении его содержания. Полномочия представительных, исполнительных органов, принимающих правовые акты и осуществляющих контроль за законодательством других органов, должны осуществляться строго в пределах их компетенции, на основе закона и в полном соответствии с ним.".

Это касается, в частности, российского государства, в котором, согласно Конституции, федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, а законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в сферах исключительной компетенции федеральных органов или в сферах их совместного ведения с субъектами Федерации.

Наиболее распространенным среди перечисленных типов является первый. К законодательным органам относятся Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, законодательные (представительные) и исполнительные органы субъектов Федерации, министерства, государственные комитеты, департаменты, службы. Администрации государственных учреждений и государственных предприятий (местное законодательство) имеют право принимать законы в пределах своей компетенции. В Конституции РФ четко определены объекты законодательной инициативы.

Референдум - это всенародное голосование по вопросам высшей государственной важности; принятые решения имеют высшую юридическую силу, не требуют дополнительного утверждения и могут быть изменены только путем повторного референдума.

Соответственно, реализация принципов права в общем механизме правового регулирования осуществляется двумя основными способами: в результате законодательной деятельности; в результате исполнительной деятельности.

Содержание принципа законности как определяющего принципа в системе правового регулирования

В связи с многослойностью и сложностью понятия законности, целесообразно рассмотреть его содержание в определенных аспектах (с разных сторон). В частности, представляется целесообразным отнести к законности следующие аспекты:

  1. Обязательство соблюдать закон;
  2. Ррежим социальной жизни;
  3. Принцип деятельности государственных органов и лиц.

С точки зрения требования соблюдения законов, законность является одним из самых важных требований.

Во-первых, это требование точного и неуклонного соблюдения законов теми, кому они адресованы.

Во-вторых, требование соблюдать иерархию законов и других нормативных актов.

В-третьих, требование о том, что никто не может отменить закон, кроме органа, который его принял.

В-четвертых, требование соответствия актов правоприменения (индивидуальных правовых актов) законам и иным нормативным актам. Законность как режим общественной жизни предполагает такое отношение государственных органов к гражданам, при котором их поведение основывается на законах. Обязанность соблюдать законы лежит на обеих сторонах, а юридическая ответственность за несоблюдение законов возлагается на каждую сторону, независимо от положения (статуса) субъекта. Режим законности особенно актуален для обществ, в которых привилегированная часть граждан, входящих в государственный аппарат, имеет право требовать соблюдения закона от остальных, в то время как сами нарушают правовые нормы. Режим законности ставит всех граждан общества в равное положение по отношению к законам, независимо от их социально-классового положения и авторитета. Принцип законности является таким межотраслевым принципом, который пронизывает все отрасли российского права. В то же время в каждой отрасли права она находит свое специфическое выражение в силу ее особенностей. В общем виде принцип законности сформулирован в статье 4 Конституции, согласно которой Российская Федерация, все ее государственные органы действуют на основе законности, обеспечивают охрану правопорядка, государственных интересов, прав и свобод человека и гражданина. Государственные и общественные организации и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, а также конституции и законы республик в составе Российской Федерации, принятые в пределах их компетенции. Статья 4 (2) Конституции Российской Федерации.

"(2) Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют преимущественную силу на всей территории Российской Федерации".

В юридической литературе, в том числе и научной, иногда считается, что в гражданском процессе принцип законности пронизывает все отрасли права и выражается, в частности, в виде принципа независимости судей и подчинения их только закону.

В административном праве принцип законности закреплен в ряде норм Закона об административных правонарушениях РФ.

Принципы законности, по общему мнению, составляют основное содержание законности и включают в себя следующее:

  1. Единство законности;
  2. Верховенство закона;
  3. Целесообразность;
  4. Реальность.

Единство законности означает, что понимание и применение законов (иных нормативных правовых актов) должно быть одинаковым на всей территории государства.

Заключение

Правовое регулирование проявляется прежде всего в том, что с помощью норм права, в процессе правоприменительной деятельности государства и уполномоченных органов и учреждений государственной власти, регулируются основные отношения, к которым относятся:

  1. Отношения между государством и личностью;
  2. Между отдельными лицами и учреждениями, организациями и предприятиями;
  3. Отношения между людьми в процессе экономической, социальной, культурной и иной деятельности.

Существующая система правового регулирования направлена, прежде всего, на регулирование общественных отношений между людьми и между людьми и государством в различных сферах общественной жизни, которые регулируются различными отраслями права:

  1. Гражданский
  2. Административный;
  3. Преступник;
  4. Налог.

Соответственно, социальный аспект определяется, прежде всего, тем, что правовое регулирование основано на общественных отношениях.

Человек, в отношении которого совершена кража имущества, и преступник, совершивший это преступление, будут по-разному относиться к применению нормы права, которая, с одной стороны, наказывает преступника, с другой стороны, возвращает имущество, а главное, веру в закон и справедливость для жертвы.

Соответственно, реализация принципов права и процесс правового регулирования, прежде всего, является основой всего механизма регулирования правовых отношений между различными субъектами.

Список литературы

  1. Алексеев С.С. Теория права. М.: БЕК. 1994 г.
  2. Алексеев С.С. Право-институциональное общественное формирование // Вопросы теории государства и права. Саратов 1994.
  3. Бабаев В.К. Теория современного права. М. Новгород: Высшая юридическая школа МВД РФ, 2009.
  4. Байтин М.И. Теория государства и права. Саратов, Саратовский государственный университет, 1995.
  5. Бережное А.Г. Личные права: некоторые вопросы теории. МОСКВА: МГУ, 1997.
  6. Витрук И.В. Статус индивида в политической системе общества. Москва: Юридическая литература, 1993.
  7. Ильин И.А. О сущности правосознания. М.: Норма. 1995 г.