Принципы педагогики сотрудничества Ш.А. Амонашвили и их реализация в современной воспитательной практике

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Вклад А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского в развитие российской педагогики
Теория и технология развивающего обучения
Педагогический анализ авторских воспитательных концепций В.А. Караковского, И.П. Волкова, М.П. Щетинина, И.П. Иванова и др.
Технология проблемного обучения в школе


Введение:

Среди инцидента в 80-х гг. Кризис образования, как оазиса среди тяжелого состояния национальной школы, сработал и создал уникальный опыт для отдельных учителей, которые нашли выходы из самых острых проблем образования. В конце 70-80-х годов ХХ века в контексте перестройки общественно-политической жизни родилась педагогика кооперации. Авторы этой педагогики стали называться новаторами. (от лат. Updater) - специалист, который способствует и практически внедряет прогрессив в любой сфере деятельности. Инновации охватили учителей математики и физики, литературы и языка, изобразительного искусства и учителей начальных классов. Имена новаторов: В.А. Сухомлинский В.Ф. Шаталов и Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин И.П. Волков и соавт.

Используя педагогику сотрудничества, вы можете развить в высшей степени гуманного, образованного, творческого, независимого, активного, ответственного, добросовестного, организованного, морального, культурного, вежливого, способного работать в команде, человека, который любит свое Отечество с высоким уровнем творческая мотивация к воспитательной работе, сотрудничеству, совместному творчеству, общению, с достоинством, с чувством долга. Сотрудничество преподавателей и студентов является формой демократизации, гуманизации их отношений.

В 1979 году издательский дом «Педагогика» впервые начал печатать серию книг «Педагогический поиск: опыт, проблемы, выводы». В первых книгах этой серии педагогический опыт таких учителей, как С.И.Лысенкова, С.Амонашвили, В.Ф. Шаталов Е.И. Ильина.

В их новаторских взглядах красная линия - идея педагогики сотрудничества. Педагогика сотрудничества основана на образовательном подходе к обучению, который учит, что ребенок не должен определяться в соответствии с его знаниями, а определение ребенка должно исходить из его отношения к людям, работе, моральным ценностям и качествам.

Понятие сотрудничества

Педагогика кооперации - это отказ от доминирования монологической формы образовательного процесса и переход к диалогу, замена субъектно-объектных отношений субъектно-субъектными отношениями в сферах общения преподавателей и студентов. Эта педагогика характеризуется тремя основными аспектами: совместная работа учителя и учеников; сотрудничество среди студентов одной группы; сотрудничество родителей и учителей.

В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество понимается как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, подкрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом курса и результаты этой деятельности. Ряд положений педагогики кооперации опровергли традиционные системы обучения и воспитания, поэтому эта теория вызвала большой спор. Педагогика кооперации дала толчок творческой деятельности многих учителей и положила начало деятельности школ по авторскому праву.

Педагогика сотрудничества основана на следующих положениях:

  1. при работе со студентами акцент делается на привлечение их к обучению, на совместную работу преподавателей и студентов;
  2. учение практикуется без принуждения. Это одно из центральных положений педагогики кооперации. Его цель - устранить чувство страха у ученика на уроке, вселить уверенность в его сильные стороны;
  3. пропаганда идеи трудной цели: учителя стремятся ставить перед учениками сложные задачи, внушая уверенность в том, что цель будет достигнута;
  4. используется идея поддержки (учителя включают различные сигналы поддержки, образные схемы, которые являются средством развития памяти, пространственного воображения, алгоритмических (см. Алгоритм) форм мышления в предметной и устной информации);
  5. представители психологии кооперации исходят из личного подхода, для которого на уроке используются методы, позволяющие каждому ученику почувствовать себя личностью, почувствовать к себе внимание учителя и т. д.

Таким образом, можно сделать характеристику этого направления.

Это оптимистичная гуманная педагогика. Он основан на уважении личности учащегося, равноправном партнерстве между ним и учителем в образовательном процессе, стремлении к духовному общению между учителем и учеником. Учитель не заставляет ученика насильно учиться, но создает оптимальные условия для обучения и развития. Учителя, придерживающиеся этого направления, характеризуются поиском новых, нетрадиционных методов и техник обучения, которые обеспечивают высокий результат для учащихся, изучающих учебный материал, поэтому перспективы дидактических идей и практического опыта инновационных учителей подтверждаются заметными Высшие образовательные успехи своих учеников.

В одной из своих статей С.Л. Соловейчик написал о своем понимании сотрудничества. Он писал, что сотрудничество - это совместная работа на равных, что работника нельзя заставить ответить или позвонить в совет. Более того, работник не может быть оценен. Полностью разделяя эту точку зрения, мы можем заключить, что система классных уроков и педагогика сотрудничества полностью несовместимы. Педагогика кооперации в настоящее время не может быть полностью реализована в технологии индивидуального обучения. Но, несомненно, в Технологии индивидуального обучения педагогика сотрудничества применима в гораздо большей степени, чем с классной системой классов.

Традиционное обучение основывается на позиции учителя как предмета, а ученика - объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением студента как предмета его учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного и того же процесса должны действовать сообща, быть партнерами, партнерами, объединять старших и более опытных с менее опытными (но с преимуществами молодежи); ни один из них не должен стоять над другим.

Сотрудничество в отношениях «ученик-ученик» реализуется в общей жизни школьных коллективов, принимая различные формы (общность, соучастие, сочувствие, совместное творчество, совместное управление).

Дидактические идеи некоторых новаторских учителей

В 1979 году издательский дом «Педагогика» впервые начал печатать серию книг «Педагогический поиск: опыт, проблемы, выводы». В первых книгах этой серии педагогический опыт таких учителей, как С.И.Лысенкова, С.Амонашвили, В.Ф. Шаталов Е.И. Ильина.

В их новаторских взглядах красная линия - идея педагогики сотрудничества. Педагогика сотрудничества основана на образовательном подходе к обучению, который учит, что ребенок не должен определяться в соответствии с его знаниями, а определение ребенка должно исходить из его отношения к людям, работе, моральным ценностям и качествам.

Все вышеперечисленные свойства и характеристики воплощены в деятельности выдающихся советских педагогов. В частности, основные инновационные аспекты этого направления можно найти в деятельности Шалвы Александровича Амонашвили, одного из учителей-новаторов, который провозгласил педагогику сотрудничества. Сам Шалва Александрович утверждает, что он усвоил все принципы гумано-личностного подхода к ребенку у классиков мировой педагогики - К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Януш Корчак, А.С. Макаренко и многие другие.

Вклад В.А. Сухомлинский в педагогике кооперации

Вклад В.А. Сухомлинский в педагогике кооперации многогранен и многогранен. Вся система деятельности учителя Павлиша пронизана высокими принципами и глубоким уважением к личности ребенка.

Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по мнению Сухомлинского, являются неразделимыми понятиями. Он считал, что учитель должен уметь дорожить доверием детей, избавлять от беззащитности детей, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя.

Вице-адмирал Сухомлинский считал, что только учитель, который любит детей, имеет право использовать острый инструмент оценки. Учитель должен быть так же дорог для ребенка, как и мать. Вера ученика в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта - это то, что нужно учителю, что дети хотят видеть в своем наставнике.

Одним из его самых ценных качеств является человечность, которая сочетает сердечную доброту с мудрой строгостью родителей. Поскольку в начальных классах наказание с неудовлетворительной оценкой вредит особенно болезненно, оскорбляет и унижает достоинство ребенка.

Сухомлинский рекомендует, чтобы учителя вызывали своих родителей в школу не о плохой успеваемости или дисциплине своего ребенка, а когда он делает что-то хорошее. Система образования, основанная на оценке только положительных результатов, крайне редко приводит к психическим расстройствам, к появлению «трудных» подростков.

Сухомлинский считал, что команда - это всегда идеологическая ассоциация, которая имеет определенную организационную структуру, четкую систему взаимозависимостей, сотрудничества, взаимопомощи, требовательности, дисциплины и ответственности каждого за всех и каждого за каждого.

Как видно из этого заявления Сухомлинского, он справедливо опасался силы общественного мнения в осуждении индивида коллективом, против коллективного осуждения, особенно наказания, - чтобы показать чувствительность, заботу, чтобы ребенок мог чувствовать благодарность коллективу, и приобретать моральный опыт поддержки и помощи тем, кто в них нуждается.

Исходя из этого, было бы неправильно делать вывод, что В.А. Сухомлинский вообще отрицал воспитательную роль коллектива. «Команда может стать образовательной средой только в том случае, - считает Сухомлинский, - когда она создается в совместной творческой деятельности, в работе, которая доставляет всем радость, обогащает духовно и интеллектуально, развивает интересы и способности.

Для В.А. У Сухомлинского не было дилеммы: индивидуальный или коллективный. «Это две стороны, две стороны одного человека. Нет, и не может быть образования личности вне коллектива, как не может быть «абстрактного» коллектива без личностей».

Итак, Сухомлинский показывает: дети должны постоянно испытывать радость успеха, преодолевая трудности. Вы не можете позволить своему ребенку чувствовать, что он хуже других, не способен, отстает, вы не можете унижать его достоинство: он не виноват в том, что думает медленнее, чем другие. Постоянно поддерживайте ребенка, не ставьте ему плохих оценок, не ставьте ему никаких отметок, пока он не добьется успеха. Чтобы оценить не знание само по себе и не усердие, а прогресс, это результат объединения знаний с усердием. «Учение - это труд, серьезный труд ребенка, поэтому это должно быть радостью, потому что труд, успех в работе, преодоление препятствий на работе, его результат - все это надежные источники человеческой радости».

Педагогические взгляды Ш.А. Амонашвили

Исследуя произведения Ш.А. Амонашвили, мы можем вывести следующие аспекты педагогического процесса, которые он считает наиболее важными.

Установление гуманных отношений в процессе обучения

Образовательная и познавательная деятельность учащегося стимулируется не только интересным учебным материалом и различными способами его представления, но и характером отношений, которые учитель устанавливает в процессе обучения. В атмосфере любви, доброжелательности, доверия, сопереживания, уважения ученик охотно и легко принимает учебно-познавательную задачу. Школьник, видя, как ценится его достоинство, самостоятельность, творческий поиск, начинает стремиться решать более сложные учебно-познавательные задачи.

Управление учебой и всей школьной жизнью детей с позиции их интересов

Чтобы поднять студента в педагогически организованную среду, которая потребует от него преднамеренно запланированного содержания, возможно, по мнению С. Амоношвили, путем максимизации развивающихся потребностей и потенциала личности ребенка, стремящегося быть независимым и независимым, посредством специальных формы и способы управления учебным процессом, помогающие ребенку реализовать себя как личность и направляющие его на самосоздание своего внутреннего мира.

В своих работах Амонашвили приводит примеры, когда студент сам придумывает свою домашнюю работу в соответствии со своими интересами.

Задачи обучения и воспитания, предлагаемые студентами в таких коллегиальных формах, легко и охотно принимаются; они становятся личностно значимыми для детей, тем самым способствуя их активному, заинтересованному участию в достижении педагогически намеченных целей.

Ш.А. Амонашвили считал, что нужно постоянно проявлять веру в возможности и перспективы каждого ученика. Учитель должен действительно верить в способности каждого ребенка и рассматривать любые отклонения в его развитии, прежде всего, как результат недифференцированного методологического подхода к нему.

В экспериментальной тренировке Ш.А. Амоношвили, антипедагогические меры неприемлемы, которые, подчеркивая успехи или неудачи ученика, изолируют его от детской команды и противопоставляют его, например: «Посмотрите, как он талантлив с нами, он моя гордость, он лучше, чем вы все умнее всех, берите у него пример! И т. д. Цель образовательного влияния состоит в том, чтобы научить всю детскую команду доверять каждому из своих членов, верить в перспективы каждого человека и наслаждаться успехами своего товарища, повышая их требовательность; чтобы развивать способность сопереживать и поддерживать, нужно спешить, чтобы помочь другу в беде. Увидеть и понять другого, с оптимизмом смотреть на способности и способности каждого, делать добро друг другу - вот сущность содержания гуманных межличностных отношений в коллективе класса. И вера учителя в ребенка приобретает эффективную, преобразующую силу, когда учитель критически оценивает свою педагогическую работу, находя эффективные способы воспитания души и сердца своих питомцев.

Организация жизни детей на уроке

Позитивное отношение ребенка к школе, к обучению формируется и воспитывается на уроке. Стажерами и воспитанными, то есть «коллегой» учителя по собственному воспитанию и воспитанию, он не становится до поступления в школу, а именно на уроки, где непосредственно участвует в педагогическом процессе.

Склонность ребенка к этому процессу, поиск смысла жизни в нем будет зависеть от двух основных условий.

Гуманистическая позиция учителя должна состоять в том, чтобы принять ребенка таким, какой он уже есть, с жизнью, которой он уже живет, и включить его жизнь во все ее проявления в содержание его бесед с ним, заинтересоваться этой жизнью, стать ее сообщником. И это должно происходить не только в свободное от уроков время, а не между прочим, но, прежде всего, на тех самых уроках, где ценности, глубоко значимые и позитивные отношения, личные отношения к жизни закладываются и формируются для жизненно важных студентов. для студентов. Исходя из этой позиции, учитель имеет возможность узнать детей, их личность, увидеть мир глазами детей, понять устремления каждого из них и, с помощью тонких педагогических инструментов, психологически обоснованных, Направляйте жизнь и учение каждого ученика на одну цель - познание мира и утверждение добра. Урок в школе должен быть не только основной формой организации обучения, но и основной и ведущей формой организации и направления всей жизни детей и каждого учащегося в отдельности. По мнению Ш.А. Амонашвили, это понимание урока с точки зрения гуманистической педагогики.

Жизнь учащихся, организованная учителем на уроке, должна охватывать учебно-познавательную деятельность как ее основной смыслообразующий компонент. Став соучастником в жизни ученика, учитель легко превратит его в соучастника (соавтора) своего педагогического процесса. Однако существует потребность в системе приемов и методов, использование которых позволит установить взаимно ориентированные отношения и придаст уроку жизненный смысл для ученика.

Исходя из этого, учитель, который организует и направляет жизнь своих учеников, должен рассматриваться как человек из будущего, знакомящий их с высоко моральными идеалами общества, а не как человек из прошлого, толкающий своих питомцев к жизни. что он сам больше не имеет надежды на участие.

Развитие хобби

Каждый студент может быть увлечен активностью того или иного контента; его обычное любопытство может перерасти в это. Страсть к определенным действиям в форме хобби, которым он будет заниматься более или менее долгое время, разовьет его целеустремленность, поможет ему утвердиться, обогатит коллективную жизнь детей.

Ш.А. Амонашвили считает: «Однако навязывать увлечения было бы необразовательно. Важную роль здесь должен сыграть учитель, проявляющий живой интерес к первым проблескам любопытства и энтузиазм ученика к тому или иному виду деятельности».

Вопросы к учителю

У студентов много когнитивных вопросов, на которые они часто не могут найти ответ. Учитель призывает детей задавать ему подобные вопросы. В некоторых случаях он указывает школьникам, в каких источниках вы можете найти ответы на них, в других он записывает вопрос, обещая взглянуть на необходимую литературу, и на одном из уроков он объявляет, что готов дать всеобъемлющий ответ.

Студенты должны чувствовать ответственность и серьезность учителя к своим вопросам. Ответы учителя должны способствовать, во-первых, дальнейшему развитию интересов детей, а во-вторых, повышению авторитета и достоинства каждого из них.

И форма ответа, и само его содержание, и тон учителя должны глубоко влиять на чувства детей. В экспериментальной тренировке Ш.А. У Амонашвили, нарастание познавательных интересов школьников к явлениям реальности отчетливо проявилось, их вопросы стали содержательными и многосторонними.

Авторская методика С.Н. Лысенкова

Авторская методика С.Н. Лысенкова построена на перспективном повышении квалификации, использовании референсных схем для комментированного управления. S.N. Лысенкова обнаружила замечательное явление: чтобы уменьшить объективную сложность некоторых вопросов программы, необходимо опередить их введение в учебный процесс. Система С. И. Лысенкова - изучение нового материала в «больших блоках», идея углубленного обучения (когда несколько минут на уроке посвящены знакомству с новыми понятиями, которые будут изучаться в ближайшее время). Лысенкова разработала действующую систему управления обучением учащихся начальной школы (схемы поддержки, идея продвижения, идея свободного выбора), благодаря которой учащиеся испытывают радость от успехов в учебной работе.

Концептуальные положения технологии повышения квалификации с использованием референсных схем и рефератов:

  • персональный подход в педагогике сотрудничества;
  • успех является основным условием развития детей в обучении;
  • комфорт в классе: дружелюбие, взаимопомощь;
  • предупреждение об ошибках, но не работа над ними;
  • согласованность, систематичность содержания учебного материала;
  • дифференциация, доступность работы для всех;
  • до полной независимости - постепенно;
  • через знающего ученика учить невежественного.

S.N. Лысенкова обнаружила замечательное явление: чтобы уменьшить объективную сложность некоторых вопросов программы, необходимо опередить их введение в учебный процесс. Она начинает трудную тему не в часы, установленные программой, а намного раньше. Это многообещающая подготовка, то есть начало прохождения сложной темы, близкой к материалу, который изучается в данный момент. Перспектива (та, которая будет только позже основной) дается на каждом уроке небольшими дозами (5-7 минут). В обсуждении участвуют сначала сильные, затем средние и только потом слабые студенты. Ниже приведено обобщение предмета на основе определенных знаний.

Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа:

  • предварительное введение первых порций будущих знаний;
  • разъяснение новых понятий, их обобщение, применение;
  • развитие беглости в технике мышления и учебной деятельности.

Такое распределенное усвоение учебного материала обеспечивает перенос знаний в долговременную память. Подход к структуре материала обусловлен задачами ведущего введения и последующего повторения понятий. Это называется пробной порцией.

Второй «кит», на котором технология С.Н. Лысенкова, это комментируемое руководство. Методологическая методика «комментированное управление», которая, по сути, отвечает на месте на вопрос о том, что делает студент, помогает оптимально включать весь класс в работу, поддерживать постоянную обратную связь со всей командой. Лысенкова совместно комментирует три действия: «Я думаю, я говорю, я пишу». Студент вслух объявляет, что он делает в данный момент, пока решается задача управления деятельностью всего класса.

Использование прокомментированных элементов управления:

  • Средний и слабый охват сильного ученика;
  • логика рассуждений, доказательств, самостоятельного мышления;
  • Студент находится в положении учителя, который ведет класс.

Наконец, третий «кит» С.Н. Лысенкова - это справочные схемы - выводы, которые рождаются перед учащимися в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборной канвы, рисунка, рисунка. Очень важное условие при работе со схемами поддержки: они должны быть постоянно подключены к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю учиться лучше, и учащимся будет легче учиться.

Система Виктора Федоровича Шаталова

Педагогическая система В.Ф. Шаталова заключается в том, что учебный материал объясняется как можно более четко, логично, с использованием блок-схем, которые отражают логические связи учебного материала; студенты отвечают на основе блок-схемы, которую они имеют в виду; Дома изначально решаются те же задачи, что и на уроке - в результате даже «слабые», но желающие учиться школьники могут добиться успеха; оценка знаний проводится после того, как каждый студент освоил тему.

В.Ф. Шаталов разработал новый метод - опорные сигналы, содержащие предметно-словесную информацию. Доказано, что опорные сигналы являются отличным средством развития памяти, логики, пространства другого воображения, алгоритмических форм мышления. Разница между их работой на уроке и традиционной методологией заключается в том, что они поддерживают дух сотрудничества с детьми, ставят максимально трудную задачу для учащихся, указывают на ее исключительную сложность и внушают уверенность в том, что цель будет достигнута, в В этом случае учеников объединяет не просто цель, а вера в возможность преодоления трудностей.

Идея свободного выбора (Шаталов, Волков) является шагом в развитии креативной мысли. Свободный выбор дает возможность преодолеть неравномерное развитие индивидуальных качеств у личности, создает условия для развития природных талантов. Например, Шаталов ставит перед учениками множество задач, и они решают решить любую из них. Волков (учитель труда) дает студентам только тему, а сами студенты сами решают, какой предмет сделать, из какого материала.

Система Игоря Павловича Волкова - использование различных видов деятельности для развития склонностей и способностей учащихся; идея «бесплатной мастерской», где каждый может выбрать бизнес по своему вкусу, при этом нет никаких ограничений по инициативе студента; творческая реализация принципа: «Учись для себя - научи друга».

Система Евгения Николаевича Ильина - уроки литературы - гуманитарные науки, средство глубокого творческого восприятия литературы как учебного предмета и учебника жизни; Ключ к изучению литературного произведения - художественная деталь в тексте. E.N. Ильин рассматривает детали столпа рефлексии (от мала до велика), формулу систематизации содержания, раскрытие основных связей. На уроках происходит энергичное продвижение к истине (пониманию). E.N. Ильин использует проблемные вопросы и ситуации в классе. Ильин выдвигает идеи продвижения и перспективы в обучении. Желаемым результатом урока является момент, когда «учитель не нужен». Урок должен начинаться с отметки, а не заканчиваться ею. Школа не готовится к жизни, школа - это сама жизнь.

Вывод:

Все инновационные педагоги соглашаются, что команда и равное взаимодействие ученика и учителя важны, оставляя педагогический процесс. Благодаря новаторским учителям, были разработаны десятки новых подходов к обучению: междисциплинарные курсы и погружения, образовательные тренинги, дидактические ролевые (основанные на действии) и организационно-активные (основанные на мыслительной деятельности) игры, методология проектирования, интегрированные уроки, исследовательские лаборатории по различным предметам, обучение через компьютер, репетиторство, новые подходы к оценке образовательного процесса, различные виды соревнований и т. д.

Педагогика кооперации не придумана, на нее невозможно получить патент. Экспериментальные учителя только видели ее, смогли увидеть в результате своих многолетних сложных экспериментов. Они научились хорошо учить всех, не разделяя детей в соответствии с их способностями и в то же время предоставляя каждому возможность учиться на пределе своих сил, что ведет к развитию ребенка. И они обнаружили, что общим источником их поисков и находок является сотрудничество с детьми. Как оказалось, они изменили свои методы с одной целью: добиться сотрудничества.

Это единство отношений сотрудничества и новые методы, разработанные для сотрудничества с детьми, является сутью педагогики сотрудничества.