Принципы педагогической работы

Содержание:

  1. Принципы педагогического процесса
  2. Концепция принципов педагогического процесса
  3. Классификация методов осуществления всего педагогического процесса
  4. Педагогический принцип метода обучения
  5. Классификация методов обучения
  6. Педагогические принципы методов обучения
  7. Вывод:
Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 26.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Имидж преподавателя в процессе обучения
Проблемы развития творческого мышления у школьников
Современные мультимедийные и иные возможности в образовании
Мотивация в процессе обучения

Введение:

Актуальность. Сегодня основной целью средней школы является содействие психическому, моральному, эмоциональному и физическому развитию личности с использованием различных методов обучения. педагогические знания, умение, сознание

Метод обучения является очень сложной и неоднозначной концепцией. До сих пор ученые, занимающиеся этой проблемой, не пришли к общему пониманию и толкованию сущности этой педагогической категории. И дело не в том, что этой проблеме уделялось недостаточно внимания. Проблема заключается в универсальности этой концепции. В переводе с греческого «методос» означает «путь исследования, теория», иначе - способ достижения цели или решения конкретной проблемы. Харламов понимает под методами обучения «методы преподавательской работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности студентов для решения различных дидактических задач, направленных на усвоение изучаемого материала». Н. В. Савин считает, что «методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учеников, направленные на решение проблем обучения».

Современные достижения в области компьютерных технологий убедительно доказывают нам, что методы обучения также можно понимать как «способ организации познавательной деятельности учащихся» (Т. А. Ильина) вообще без учителя. Таким образом, на современном этапе развития педагогики наиболее подходящим представляется следующее определение: методы обучения - это методы организации учебно-познавательной деятельности студента с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебной деятельностью и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей. ,

В первобытном обществе и в древности преобладали имитационные методы обучения. Наблюдение и повторение действий взрослых были доминирующими в процессе передачи опыта. По мере того как действия, усваиваемые человеком, усложнялись, а объем накопленных знаний расширялся, простое подражание уже не могло обеспечить достаточного уровня и качества усвоения ребенком необходимого культурного опыта.

Поэтому человека просто заставляли переходить на устные методы обучения. Это был своего рода поворотный момент в истории образования; теперь стало возможным передавать большой объем знаний за короткое время. В обязанности студента входило тщательное запоминание переданной ему информации. В эпоху великих географических открытий и научных изобретений объем культурного наследия человечества настолько вырос, что догматическим методам трудно справиться с этой задачей. Обществу нужны люди, которые не только запоминают шаблоны, но и могут их применять. Поэтому методы визуального обучения, которые помогают на практике применять полученные знания, достигли максимального развития.

Отход к гуманитарным принципам и идеалам приводит к исчезновению авторитарных методов обучения, и они заменяются методами повышения мотивации учащихся. Теперь это были не стержни, а интерес к обучению и результаты, которые должны были побудить ребенка учиться. Дальнейший поиск привел к широкому использованию так называемых проблемных методов обучения, основанных на самостоятельном движении студента к знаниям. Развитие гуманитарных наук, прежде всего психологии, привело общество к пониманию того, что ребенок нуждается не только в обучении, но и в развитии его внутренних способностей и личности, одним словом, в самореализации. Это послужило основой для разработки и широкого использования развивающих методов обучения.

Таким образом, из эволюции методов обучения можно сделать следующие три вывода:

  1. Ни один метод не может обеспечить необходимые результаты в полном объеме.
  2. Это вытекает из предыдущего; Хорошие результаты могут быть достигнуты только с помощью ряда методов.
  3. Наибольший эффект может быть достигнут при использовании не разнонаправленных, а дополнительных методов, составляющих систему.

Объект исследования - принципы педагогического процесса.

Целью исследования является изучение общих характеристик педагогического процесса, рассмотрение теоретических основ методики обучения.

Научно-исследовательские цели:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
  2. Опишите традиционные методы, формы и средства педагогического процесса;
  3. Проанализировать основные функции педагогического процесса.

Гипотеза - любой процесс - это последовательное изменение одного состояния в другое. В педагогическом процессе это изменение является результатом педагогического взаимодействия. Вот почему педагогическое взаимодействие как взаимная деятельность, взаимодействие преподавателей и студентов в процессе их общения, результатом которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях, является неотъемлемой характеристикой педагогического процесса.

Принципы педагогического процесса

Концепция принципов педагогического процесса

Паттерны педагогического процесса находят свое конкретное выражение в основных положениях, которые определяют его общую организацию, содержание, формы и методы, то есть в принципах. В современной науке принципы являются базовыми, отправными точками теории, руководящими идеями, основными правилами поведения, действиями. Принципы педагогического процесса, таким образом, отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление и в конечном итоге помогают творчески подходить к построению педагогического процесса. Принципы педагогического процесса вытекают из закономерностей. В то же время они являются результатом научного понимания достижений педагогической мысли прошлого и обобщения передовой современной педагогической практики. Они имеют объективную основу, выражающую логические связи между учителями и учениками. Отражением взаимосвязанности обучения, образования и развития явилось появление «новых» принципов, таких как развивающий характер образования, воспитательный характер образования, единство обучения и воспитания. Из обусловленности педагогического процесса на уровне развития производительных сил вытекает принцип связи обучения и воспитания с жизнью и практикой. До недавнего времени в рамках функционального подхода принципы обучения и воспитания рассматривались изолированно, несмотря на то, что они имеют единую методологическую основу. В контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделить две группы принципов: организация педагогического процесса и управление деятельностью учащихся.

Принцип гуманистической направленности педагогического процесса является ведущим принципом воспитания, выражающим необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности. Это не совместимо с теориями самопроизвольного развития детей.

Большое значение в организации педагогического процесса имеет обеспечение его связи с жизненным и профессиональным опытом. Этот принцип отрицает абстрактно-образовательную направленность в формировании личности и предполагает соотнесение содержания образования и форм воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами. Реализация этого принципа требует систематического ознакомления студентов с текущими событиями; широкое привлечение краеведческого материала к занятиям. В соответствии с этим учащиеся должны активно участвовать в общественно полезных мероприятиях, как в школе, так и за ее пределами, участвовать в экскурсиях, поездках и массовых кампаниях.

Принцип науки является ведущим ориентиром в приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией. Непосредственно связанный с содержанием образования, он проявляется, прежде всего, в разработке учебных планов, учебных планов и учебников. Принцип науки также имеет отношение к методам педагогической деятельности и деятельности детей. В соответствии с этим педагогическое взаимодействие должно быть направлено на развитие познавательной активности студентов, развитие их умений и навыков научного поиска, ознакомление их с методами научной организации учебной работы. Этому способствует широкое использование проблемных ситуаций, в том числе ситуаций нравственного выбора, специальной подготовки учеников к умению наблюдать явления, записывать и анализировать результаты наблюдений, умению вести научный спор, доказывать свою точку зрения, рационально использовать научную литературу и научно-библиографический аппарат.

При реализации принципа науки проявляются два диалектических противоречия. Первое связано с тем, что знания должны быть доведены до научных концепций, хотя они должны быть доступны. Второе связано с тем, что школа предоставляет материал, который не подлежит обсуждению, в то время как в науке нет единой точки зрения в отношении определенных вопросов.

Научно обоснованное построение педагогического процесса предполагает его ориентацию на формирование единства знаний и умений, сознания и поведения.

Это требование вытекает из общепризнанного в российской психологии и педагогике закона единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности. Однако как совокупность понятий, суждений, оценок, убеждений, сознание направляет действия и действия человека и в то же время само развивается под влиянием поведения и деятельности. То есть реализация принципа ориентации педагогического процесса на формирование знаний и умений, сознания и поведения в единстве требует организации мероприятий, в которых студенты убеждены в истинности и жизненности полученных знаний, идей, полученных, и овладеть навыками и способностями социально значимого поведения.

Одним из основополагающих принципов организации педагогического процесса является принцип обучения и воспитания детей в коллективе. Предлагается оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.

Человек становится личностью через общение и изоляцию, связанную с ним. Отражая специфически человеческую потребность в среде своего рода, общение - это особый вид деятельности, предметом которого является другой человек. Это всегда сопровождается изоляцией, в которой человек осознает присвоение социальной сущности. Общение и изоляция является источником социального благосостояния личности.

Классификация методов осуществления всего педагогического процесса

На сегодняшний день накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов реализации целостного педагогического процесса. Их классификация помогает идентифицировать общее и специальное, существенное и случайное, теоретическое и практическое, и, таким образом, способствует их целесообразному и более эффективному использованию.

В современной дидактике все разнообразие методов обучения сгруппировано в три основные группы:

  1. Методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся вербальные, визуальные и практические, репродуктивные и проблемные методы поиска, индуктивные и дедуктивные методы обучения.
  2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.
  3. Методы контроля (устный, письменный, лабораторный и т. д.) и самоконтроля в процессе обучения.

Использование методов для реализации педагогического процесса приводит к изменению личности, поскольку оно приводит к появлению мыслей, чувств и потребностей, которые побуждают к определенным действиям. Из этого можно сделать вывод, что в процессе воспитательной работы со студентами необходимо формировать их сознание, вызывать соответствующие эмоциональные состояния, развивать практические навыки, навыки и привычки. И это происходит как в учебном процессе, так и в процессе воспитания, который требует объединения методов обучения и воспитания в единую систему. Методы реализации педагогического процесса, которые используются в процессе обучения, требуют выдвижения требований, поощрения и осуждения, формирования общественного мнения и т. д. В то же время образование не может быть без обучения студентов нормам социального поведения, без объяснения требований, формирование мнений и убеждений. Каждый метод реализует в единстве образовательные, воспитательные и развивающие функции, а его общая цель - организовать и стимулировать педагогически целесообразную деятельность детей.

Система общих методов реализации целостного педагогического процесса имеет следующую форму:

  • методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, споры, работа с книгой, пример метода);
  • методы организации деятельности и формирования опыта социального поведения (упражнения, тренинги, метод создания образовательных ситуаций, педагогические требования, обучение, наблюдение, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемные методы, индуктивные и дедуктивные методы);
  • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (конкуренция, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и т. д.);
  • методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самоконтроль и т. д.).

В реальных условиях педагогического процесса методы его реализации оказываются в сложном и противоречивом единстве. Здесь решающее значение имеет не логика отдельных, «уединенных» средств, а их гармонично организованная система. Конечно, на определенной стадии педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированной форме. Но без надлежащего подкрепления другими методами, не взаимодействуя с ними, он теряет свою цель, замедляет движение образовательного процесса к намеченной цели.

Педагогический принцип метода обучения

Классификация методов обучения

Концепция метода обучения очень сложна. Однако, несмотря на различные определения, которые даны этой концепции отдельными дидактами, можно отметить что-то общее, что сближает их точки зрения. Большинство авторов склонны рассматривать метод обучения как способ организации учебно-познавательной деятельности студентов. Взяв эту позицию за отправную точку, мы попытаемся более подробно изучить эту концепцию и приблизиться к ее научной интерпретации. Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, метод, путь к достижению цели». Этимология этого слова также влияет на его интерпретацию как научной категории. «Метод - в самом общем смысле - это способ достижения цели, определенной упорядоченной деятельности», - говорится в философском словаре. Очевидно, что в процессе обучения метод действует как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учеников для достижения определенных образовательных целей. С этой точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя преподавательскую работу учителя (презентация, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То есть учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой - стремится стимулировать учебную и познавательную деятельность учащихся (побуждает их мыслить, самостоятельно формулировать выводы и т. д.).

Иногда, как будет показано ниже, учитель сам не объясняет новый материал, а лишь определяет его тему, проводит вступительную беседу, инструктирует учащихся о предстоящих образовательных мероприятиях (преподавательской работе), а затем предлагает им понять и изучить материал из учебника. Как видите, здесь совмещена педагогическая работа учителя и активная учебно-познавательная деятельность студентов. Все это позволяет сделать вывод: под методами преподавания следует понимать способы преподавательской работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся при решении различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. В дидактике также широко используется термин «методы обучения». Вступительное обучение является неотъемлемой частью или отдельной стороной метода обучения. Забегая немного вперед, скажем, например, что в методе упражнений, который используется для развития практических навыков у студентов, можно выделить следующие приемы: показать учителю, как использовать материал, изученный на практике, воспроизвести действия показанный учителем учениками, и последующее обучение для улучшения обучающих способностей и навыков. В будущем будет показано, что другие методы обучения состоят из ряда конкретных приемов. Не менее сложным и сложным является вопрос классификации методов обучения. В 1920-х годах в педагогике велась борьба против методов схоластического обучения и расцвета, которые процветали в старой школе, и были предприняты поиски методов, которые обеспечивали бы сознательное, активное и творческое овладение знаниями студентами. Именно в эти годы учитель Б.В. Всех Святых развил позицию, согласно которой в обучении может быть только два метода: метод исследования и метод законченных знаний. Готовый метод познания, конечно же, подвергся критике. В качестве важнейшего метода обучения в школе был признан метод исследования, суть которого заключалась в том, чтобы все учащиеся должны были учиться на основе наблюдения и анализа изучаемых явлений и самостоятельно подходить к необходимым выводам.

Дидактические исследования, однако, показывают, что номенклатура (название) и классификация методов обучения очень разнообразны в зависимости от того, какой подход выбран при их разработке. Рассмотрим наиболее важные из них. Некоторые дидактики (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.) Считали, что при классификации методов обучения необходимо учитывать источники, из которых студенты получают знания. Исходя из этого, они выделяют три группы методов: словесный, визуальный и практический. Действительно, слово, наглядные пособия и практическая работа широко используются в учебном процессе. И. И. Лернер и М. Н. Скаткин разработал методику преподавания, основанную на характере учебно-познавательной деятельности студентов при усвоении изучаемого материала.

С этой точки зрения они выделяют следующие методы:

  1. пояснительные, иллюстративные или информационно-восприимчивые: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, фильмов и киноленты и т. д .;
  2. репродуктивные: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
  3. проблемное изложение изучаемого материала;
  4. частично поисковый или эвристический метод;
  5. метод исследования, когда студентам дают познавательную задачу, которую они решают самостоятельно, выбирая необходимые для этого методы и используя помощь учителя.

Ю.К. Бабанский разделил все разнообразие методов обучения на три основные группы:

  1. методы организации и осуществления образовательной деятельности;
  2. методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
  3. методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.

Каждая из этих классификаций имеет определенную основу и позволяет нам понять суть методов обучения с разных сторон. Однако в

однако в дидактическом отношении классификация М.А. Даниловой и Б.П. Есипова.

Они исходили из того, что если методы обучения выступают в качестве способов организации упорядоченной учебной деятельности студентов для достижения дидактических целей и решения когнитивных проблем, то их, следовательно, можно разделить на следующие группы:

  1. методы получения новых знаний,
  2. методы формирования навыков применения знаний на практике,
  3. методы тестирования и оценки знаний и навыков.

Указанная классификация хорошо согласуется с основными целями обучения и помогает лучше понять их функциональное назначение.

Если в указанную классификацию внесено некоторое уточнение, то все разнообразие методов обучения можно разделить на следующие пять групп:

  1. способы словесного представления знаний преподавателем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; Метод иллюстрации и демонстрации в устной презентации изучаемого материала:
  2. методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником:
  3. методы самостоятельной работы студентов по постижению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;
  4. методы воспитательной работы по применению знаний на практике и развитию навыков: упражнения, лабораторные занятия;
  5. методы тестирования и оценки знаний и навыков студентов:
  6. ежедневный мониторинг работы студентов, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, сжатый), назначение аудиторных часов, тесты, домашние проверки, программный мониторинг.

Педагогические принципы методов обучения

Различают внешние и внутренние законы обучения.

К первым относятся зависимость преподавания от социальных процессов и условий (социально-экономическая, политическая ситуация, уровень культуры, потребности общества и государства в том или ином типе и уровне образования; вторые - отношения между компонентами учебный процесс (между целями, содержанием образования, методами, средствами и формами обучения; между учителем, учеником и смыслом учебного материала).

Внешние шаблоны включают в себя:

  • социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения;
  • воспитательный и развивающий характер последних;
  • обучение всегда проводится в общении и основано на вербально-деятельностном подходе;
  • зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия студента с окружающим миром.

Внутренние законы учебного процесса включают в себя:

  • зависимость его развития от способа разрешения основного противоречия между познавательными или практическими заданиями и уровнем денежных знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их решения, умственного развития;
  • связь между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения;
  • подчинение эффективности обучения методам управления процессом последнего и деятельностью самого студента;
  • задача и структура, то есть при успешном решении одной образовательной задачи и формулировании следующего ученика, переходят от невежества к знаниям, от знаний к навыкам, от навыков к навыкам.

Принципы обучения сформулированы на основе изучения всего исторического опыта образовательной деятельности и призваны поддержать существующую практику и послужить ее теоретической основой. Все принципы обучения взаимосвязаны, и их изолированное применение не даст эффективного результата.

Независимо от того, насколько разнообразны методы и средства образовательного процесса, он будет эффективен, если будет сохранять свою целостность, единство входящих в него партий.

Эта целостность обеспечивается не только общей целью образования, объединяющей все его содержание, и не только живым общением в качестве первичной основы всех учебных пособий, но и общими принципами образовательного процесса.

Принципами обучения являются общие руководящие идеи, исходные нормативные требования к организации образовательного процесса, которые учитываются во всех его составляющих. Они возникают на основе исторического опыта и формулируются в результате научного изучения образовательного процесса в его различных проявлениях.

Конечно, эти доминанты учебного процесса не являются догмами. Они определяются целями обучения, которые, в свою очередь, зависят от потребностей людей, общества и государства. Поэтому принципы обучения носят конкретный исторический характер, то есть могут изменяться под влиянием исторических условий, изменений в педагогических системах.

Формулировка этих принципов предложена Я.А. Коменский К.Д. Ушинский и другие выдающиеся учителя.

В современной педагогике в качестве основных предложены следующие дидактические принципы:

  • объективность, научность;
  • связь между теорией и практикой;
  • последовательность, систематичность;
  • доступность с необходимой степенью сложности;
  • видимость, разнообразие методов;
  • студенческая деятельность;
  • сила усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.

Принцип объективности, научности требует от учителя того, чтобы предлагаемое содержание обучения основывалось на положениях, соответствующих фактам, отражающих состояние современных наук. Эти положения закреплены в стандартах, программах, учебниках. Объединяя элементы научного исследования, методы исследования, слушатели овладевают умением различать истинную позицию оборота. Конечно, этот принцип является наиболее важным для светских учебных заведений, а в религиозных учреждениях принцип религиозной веры является приоритетным.

Современные представления о реализации принципа науки не позволяют противопоставить разные способы осмысления реальности, в том числе и религиозные. Принимается во внимание, что данные науки носят не абсолютный, а относительный, объектно-субъективный характер, т. е. Наряду с объективным содержанием они также содержат элементы субъективной позиции ученого.

В связи с этим следует отметить, что педагогическая наука не является исключением из этого общего правила. Его истины также не могут претендовать на абсолютную объективность; он далек от полного раскрытия всех секретов образовательной деятельности. Не случайно некоторые люди считают, что эта деятельность, такая как создание музыки, например, не может быть «проверена алгеброй», потому что она основана не столько на выводах ума, сколько на чувствах интуиции и поэтому следует за законы искусства, а не науки. K.D. Ушинский.

Признание равенства, паритета всех форм понимания мира - научного, художественного, религиозного - является важным моментом в современном понимании принципа науки, который выступает одним из проявлений общедемократических норм толерантности, толерантности. , Свобода выбора.

Принцип связи между теорией и практикой точно нацелен на необходимость постоянного сомнения и проверки теоретических принципов с помощью надежного критерия практики. Этот принцип требует, чтобы в образовательном учреждении не было ни одного урока, чей жизненный смысл не был бы понятен ученику. Проблема здесь, однако, заключается в том, что вердикт практики в отношении определенных истин не всегда звучит четко и определенно. Пытаясь как-то решить эту проблему, некоторые университеты США определяют степень, в которой теоретическая подготовка их выпускников отвечает жизненным требованиям, анализируя темпы роста их заработной платы после получения диплома о высшем образовании. Конечно, метод очень прост, даже примитивен, но вы не откажетесь точно зафиксировать результаты обучения с точки зрения реализации принципа связи между теорией и практикой. В любом случае результаты таких исследований оказывают большое влияние на место учебного заведения в общем рейтинге университетов США.

Принцип последовательности, систематичности требует, чтобы обучение проводилось в определенном порядке, система строилась в строгой логической последовательности. Это означает, что изучаемый материал должен быть четко спланирован, разделен на законченные разделы, модули, этапы, идеологические центры, основные концепции должны быть установлены в каждой учебной теме, подвергая их всем остальным частям лекции или урока.

Важным инструментом обеспечения принципа согласованности являются структурно-логические схемы, раскрывающие иерархию понятий, систему знаний. Хотя успех любой деятельности определяется в первую очередь ее строгой логикой, тем не менее, мы не должны забывать, что логика должна сочетаться с эмоциями и чувствами. Для этого используются яркие факты и образы, которые, однако, должны естественным образом вплетаться в ткань изложения, углублять и консолидировать учебный материал, а не отвлекать от усвоения его основного концептуального содержания.

По словам Комениуса, учебный процесс должен осуществляться в строгом порядке, чтобы весь сегодняшний день консолидировался вчера и проложил путь к завтрашнему дню.

Принцип доступности предлагает обеспечить соответствие обучения накопленным знаниям и индивидуальным особенностям учащихся. В то же время, обучение не должно быть слишком легким, оно должно проводиться на оптимальном уровне сложности, с учетом интересов и жизненного опыта студентов. Следует помнить, что эффективный учитель учит своих учеников самостоятельно находить истину, знакомя их с процессом поиска, в то время как неэффективный учитель просто провозглашает истину, часто оставляя ее недоступной для аудитории.

Формулируя принцип доступности, Я.А. Комениус посоветовал ему пройти обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, потому что оно близко к тому, что далеко.

Наиболее сложными для понимания являются, как правило, наиболее общие, универсальные концепции фундаментальных дисциплин. Поэтому преподаватели специальных, прикладных дисциплин должны вносить свой вклад в усвоение универсальных понятий, иллюстрируя проявления универсального в частном и единственном числе. Таким образом, они будут способствовать более глубокому пониманию материала специальных дисциплин.

Процесс обучения не может быть искусственно ускорен. Следует помнить, что возможности студентов не безграничны и что сокровищница знаний не заполняется в одночасье. Спешка в этом вопросе должна быть медленной.

Принцип визуализации является одним из старейших и наиболее важных в дидактике. Комениус назвал его «золотым правилом» обучения.

Как следует из названия, это правило требует, прежде всего, использования наглядных пособий для повышения эффективности тренировок, опоры на органы зрения. Но было бы ошибкой предполагать, что требования этого правила ограничены этим. Его содержание интерпретируется гораздо шире. Это вовлечение всех человеческих чувств в восприятие учебного материала. Глубокий смысл «золотого правила» заключается в следующем: студенты должны представлять все, что видно. Для восприятия зрением, слышимое - слухом, субъект вкуса - вкусом, доступное на ощупь - на ощупь. Следует помнить, что наиболее информативным из всех пяти чувств является именно зрение, обеспечивающее человека до 80% всей информации. Это также подтверждается известной китайской пословицей, в которой говорится, что лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать.

Однако ни роль визуального, ни роль чувственного восприятия в целом не должны быть абсолютизированы. Важно понимать, что основной целью обучения является не усвоение определенных образов и впечатлений, а формирование понятий, категорий, их совокупностей, образующих научные теории. Они составляют «алмазную сеть» любой системы знаний, каждой науки и даже самых ярких образов, которые служат лишь средством для достижения этой главной цели образования. Концепции, категории, а также теории недоступны для наших чувств, они понимаются главным образом умозрительной, рациональной, логикой, в отношении которой чувства выступают лишь в качестве предпосылок. Чувства, как говорил французский философ, основатель рационалистической теории познания Рене Декарт, лишь первыми, кто начал работу над знанием, - лучший из художников - ум.

Принцип студенческой деятельности проистекает из двойственного характера структуры образовательной деятельности, в которую входят два участника: учитель и ученик. Специфика услуг, предоставляемых в сфере образования, в отличие от услуг, скажем, в индустрии досуга и развлечений, заключается в том, что она ориентирована на высокую активность обоих участников образовательного процесса. Процесс обучения не только не подразумевает какого-либо расслабления потребителя этой услуги, как, например, в индустрии развлечений, но, напротив, требует, чтобы ученик был очень активным, а иногда и полностью мобилизовал все свои духовные силы. Именно эта особенность образовательного процесса отражает известный суворовский афоризм: «Трудно учиться, легко сражаться».

Конечно, степень активности двух основных участников образовательного процесса не одинакова. Основная, ведущая роль здесь принадлежит преподавателю, одной из важных профессиональных задач которого является стимулирование познавательной активности учащихся. Поэтому именно учитель выступает в роли предмета обучения, а ученики - в роли своего предмета. Это, однако, не означает, что в процессе обучения студенты остаются полностью пассивными.

Активность студентов проявляется в усвоении содержания и целей обучения, планировании и организации их работы, в проверке всех результатов. Преподаватель стимулирует эту деятельность, формируя учебные мотивы, используя познавательные интересы, профессиональные склонности, используя такие методы обучения, как деловые игры, дискуссии, элементы соревнования и т. д.

При реализации этого принципа обучение наиболее тесно связано с воспитанием таких качеств, как трудолюбие, ответственность и т. д.

Педагогические традиции известны системами преподавания, которые полностью исключают любую активность учащихся, требующую их безоговорочного послушания, как это имело место в спартанской системе образования или в педагогике средневекового ордена иезуитов.

Другая крайность также известна, когда сами ученики пытались регулировать учебный процесс, исключая учителей из этого вопроса, как, например, в Китае в годы так называемой «культурной революции».

Обе эти крайние позиции в решении проблемы студенческой активности со временем нашли свою полную несостоятельность.

Принцип силы усвоения знаний требует, чтобы содержание обучения долгое время фиксировалось в сознании обучаемых и становилось основой их поведения. Этот результат достигается только в том случае, если студент познавательно активен, если организовано систематическое повторение материала, а также систематический мониторинг результатов обучения, обеспечивается их измерение.

Из того, что было сказано с достаточными доказательствами, следует, что принципы обучения тесно взаимосвязаны, образуют целостную систему и взаимодействуют друг с другом. Итак, научный характер обучения неотделим от его доступности, сила усвоения знаний может быть достигнута только на основе активности учащихся и т. д. Общий смысл всех дидактических принципов состоит в том, чтобы дать учителю, а также Любой, кто по роду своей деятельности, так или иначе, участвует в обучении - консультант, тренер, менеджер - надежные руководящие принципы для качественной организации учебного процесса.

Эти принципы во многом характеризуют отечественную систему образования, которая придает ей те черты академизма, которые отличают ее от западной, особенно американской школы, которая более характерна для прагматизма, узкой практичности в понимании целей обучения.

Вывод:

В данной работе проведен анализ методической и психолого-педагогической литературы, рассмотрены классификации методов и принципов обучения, даны определения этих понятий с точки зрения разных авторов. Большое внимание было уделено основным принципам и методам, используемым на уроках изобразительного и изобразительного искусства.

В практической части были представлены результаты наблюдений и анализа уроков по этим предметам с целью изучения влияния дидактических принципов и методов обучения на образовательный процесс, и было разработано несколько уроков по этим предметам с использованием вышеуказанных принципов и методов обучения:

  1. Для эффективности обучения, методы обучения и принципы должны быть использованы в соответствии с требованиями.
  2. Только правильное и умело организованное использование методов и принципов обучения будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса.
  3. Методы и принципы обучения должны использоваться комплексно, поскольку не существует «чистых» методов или принципов.
  4. Для эффективности обучения преподаватель должен тщательно продумать использование сочетания определенных принципов и методов обучения.

Все основные методы обучения были перечислены выше. Эффективность их использования будет достигнута только при комплексном использовании этих методов. Учитель начальных классов должен отдавать предпочтение методам, которые делают работу активной и интересной, привносят элементы игры проблематичной и занимательной.

Сравнительные возможности методов обучения позволяют учитывать адекватный возраст, умственные и физические силы, имеющийся опыт учебной работы, воспитательную подготовку студентов, сформированные педагогические навыки и способности, развитие психических процессов и типов мышления и т. д. Использовать их на разных уровнях и этапах. обучения.

Всегда важно помнить и учитывать возрастные особенности психологического и психического развития детей.