Принципы организации и деятельности органов государства

Предмет: Правоведению
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 18.11.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по гражданскому праву на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по правоведению

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Понятие механизма государства (государственный аппарат)
Понятие и виды государственных органов
Происхождение права
Проблемы правопонимания на современном этапе

 

Введение:

Концепция государственного аппарата. Государство действительно действует, проявляется как система, совокупность специальных органов, групп людей, которые управляют делами компании от своего имени и в рамках предоставленных полномочий. Такие группы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что отличает их от общества и ставит их выше общества. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге его органы несут личную ответственность за эффективность своей работы. 

Таким образом, под государственным аппаратом понимается совокупность органов и учреждений, через которые осуществляется управленческая и охранно-административная функция.

Первичной единицей государства являются его органы и учреждения.

Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата

Под государственным органом понимается относительно независимая часть государства, созданная для осуществления определенного вида государственной деятельности и наделенная полномочиями (компетенцией) государственной власти. Государственный орган состоит из подразделений, осуществляющих полномочия органа, и вспомогательного аппарата. 

Совокупность полномочий государственного органа определяется с учетом задач и функций, возложенных на него на управление компанией. Таким образом, законодательный орган наделен правом заниматься законотворческой деятельностью, принимать законы. Компетенция исполнительных органов состоит из полномочий, вытекающих из их основной задачи по обеспечению неукоснительного применения законов, созданию необходимых условий для их реализации в конкретных отношениях. 

Осуществление власти государственным органом может осуществляться в порядке, установленном Конституцией или законами. Органу предоставляется право принимать обязательные решения в виде нормативных или отдельных актов применения закона, осуществлять организационную, контрольную или иную властную деятельность, применять государственное принуждение к лицам и организациям, которые делают не соблюдать общеобязательные решения этого органа или других органов государства. Реализация компетенции является обязанностью государственного органа. 

Каждый государственный орган может действовать только в рамках предоставленных ему полномочий. Выход за их пределы признается правонарушением, а решения или действия, предпринимаемые за пределами полномочий, подлежат немедленной отмене. 

Государственный орган всегда структурно изолирован от других государственных органов. Эта изоляция выражается в том, что он выступает в качестве независимого лица в конкретных правовых отношениях и в пределах своей компетенции принимает решения, которые не требуют какого-либо предварительного или последующего одобрения другими органами или должностными лицами. Исключения возможны только в случае реализации одной функции государства несколькими его органами, когда для выполнения определенных действий или принятия решений требуется согласие других органов. Например, законы, принятые представительным органом государства, должны быть подписаны президентом. 

Согласие, предусмотренное конституцией или законом, одобрение действий или решений государственного органа другим органом не лишает его независимости. Другой орган имеет право утверждать или не утверждать соответствующий документ, но он не может вносить в него какие-либо изменения или дополнения. За принятие решения ответственен орган, и только он может внести необходимые коррективы в свой документ. 

Для осуществления своей компетенции государственный орган "наделен определенными материальными средствами. Он использует здание, организационное оборудование, транспортные средства, банковский счет и необходимые финансовые ресурсы. В процессе осуществления прав собственности государственный орган действует как юридическое лицо, то есть оно может отвечать по своим обязательствам доверенным имуществом, а также приобретать и осуществлять имущественные отношения от своего имени, нести обязательства, быть истцом и ответчиком в суде.

Право государственного органа выступать в качестве самостоятельного субъекта власти, административных и гражданских правоотношений не принадлежит его аппарату, который призван выполнять консультативную, вспомогательную и техническую работу. Это могут быть различные отделы государственного органа, управления бизнесом, офиса, экспедиции, бухгалтерии и т. д.

Аппарат государственного органа, который оказывает содействие его деятельности, но не имеет полномочий, называется государственным учреждением.

К государственным учреждениям относятся также государственные организации, которые выполняют определенные функции государства, но не наделены властью. Это, например, образовательные и исследовательские учреждения, библиотеки, почтовые отделения, телеграфы, железнодорожные станции и другие средства связи и транспорта. 

Необходимость существования государственных институтов определяется тем, что государство выступает не только инструментом политического господства, но и осуществляет определенную экономическую, социокультурную деятельность. Государственные институты выступают в качестве наиболее важной организационной формы для осуществления этой деятельности, непосредственно применяют правила государственной власти и приносят общественно полезные результаты в виде созданных материальных или духовных благ. Таким образом, самые мудрые законы, постановления правительства об образовании, культуре, здравоохранении будут оставаться в сфере обязанностей до тех пор, пока соответствующие государственные учреждения не примут соответствующие меры для их реализации. 

Таким образом, основное различие между государственными учреждениями и государственными органами заключается в том, что результаты их деятельности не выражаются в управленческих решениях, но в прямом создании материальных или духовных благ.

Государственные органы состоят из государственных служащих, которые своими действиями обеспечивают выполнение функций этих органов. Порядок участия государственного служащего в деятельности государственного органа, его права и обязанности устанавливаются законами, иными нормативными правовыми актами. 

В зависимости от полномочий государственные служащие подразделяются на три типа:

  1. лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа. Это президент страны, глава правительства, депутаты представительных органов, министры и т.д .;
  2. лица, занимающие должности, непосредственно обеспечивающие полномочия указанных лиц: помощников, консультантов, советников; 
  3. лица, занимающие должности, установленные государственными органами для исполнения и реализации полномочий этих органов: референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и т. д.

Разнообразие функций государства, формы и способы их реализации обуславливают наличие достаточно развитой системы государственных органов. Среди них в современном демократическом государстве есть глава государства; законодательные органы; органы исполнительной власти; суды; органы государственного принуждения органы внутренних дел, прокуратура, органы государственной безопасности, исправительные учреждения; вооруженные силы. Совокупность этих органов подпадает под понятие государственного механизма. 

Механизм государства

Механизм государства представляет собой совокупность государственных органов, осуществляющих государственную власть и обеспечивающих реализацию функций государства.

Механизм государства, как и любое сложное системное образование, состоит не только из государственных органов, но и из их отношений. Специфические отношения государственных органов очень разнообразны и изучаются такими учебными курсами, как государственное, административное, финансовое право. В теории государства и права изучаются только основные структурные отношения, которые объединяют все органы государства в единый целостный механизм, который действует целенаправленно и согласованно. 

Государственные органы, выполняющие различные функции, должны быть едины в понимании первоначальных задач государства и обеспечении их решения.

История государства знает три способа согласования элементов государственного механизма: 

  1. концентрация всей власти в руках одного человека;
  2. разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  3. организация государственных органов на основе принципов демократического централизма. 

Исторически первым способом координации деятельности государственных органов было сосредоточение власти в руках главы государства, которым мог быть король, шах, хан, король, император. Например, в восточных деспотах глава государства обладал всей законодательной, исполнительной и судебной властью, не контролировался и не зависел ни от кого, осуществлял верховное командование армией, назначал и увольнял чиновников, создавал высший суд, в том числе произвольный, без привязки У него своя воля на любом правовом основании. Однако неограниченная власть одного человека приводила к многочисленным нарушениям элементарных прав его подданных, зависимости личности не от установленных законов, а от настроения тирана. 

В период буржуазных революций их идеологи в поисках путей защиты общества от тирании или всемогущества какого-либо одного государственного органа сформулировали принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Один из основателей этого принципа, Монтескье, сформулировал его следующим образом: «Политическая свобода субъекта это уравновешенный ум, возникающий из понимания каждого человека о своей безопасности. Чтобы иметь эту свободу, необходимо, чтобы правительство было организовано таким образом, чтобы люди не боялись друг друга. 

Когда законодательные и исполнительные силы объединены в одном и том же лице или в одном и том же органе магистратуры, свобода невозможна, поскольку могут быть опасения, что один и тот же монарх или сенат сможет ввести тиранические законы и использовать их тираническим образом.

Опять же, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной или исполнительной. Если это объединено с законодательным органом, жизнь и свобода субъекта будут подвергаться произвольному контролю, тогда судья превращается в законодателя. В сочетании с исполнительной властью судья может действовать со всей горечью угнетателя.  

Реализация буржуазными государствами принципа разделения властей привела к созданию сложных конструкций системы сдержек и противовесов, которая не позволяет ни одному органу сосредоточить в своих руках полноту власти. В качестве классического примера успешного решения этой проблемы обычно упоминается федеральная система США. Наличие двух палат Конгресса значительно усложняет процесс принятия в нем законов. Верхняя палата Сенат является серьезным препятствием для принятия законов нижней палатой, которая в некоторых случаях способна принимать популистские решения. В свою очередь. Президент США имеет право отлагательного вето и не пропускает законы, которые, по его мнению, не отвечают задачам правового регулирования; обычаи и свободы граждан. Но Палата представителей и только она может инициировать процедуру привлечения к ответственности президента США и других руководителей федеральных органов власти. Судебная власть независима от других ветвей власти. Будучи судьями Верховного суда, Гек и судьи нижестоящих судов сохраняют свои посты на всю жизнь или до тех пор, пока их поведение является безупречным. 

Принцип разделения властей является в настоящее время основой организации власти в Российской Федерации. Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Подчеркивается, что законодательная, исполнительная и судебная власти независимы. Система сдержек и противовесов, используемая в деятельности федеральных органов власти Российской Федерации, во многом повторяет аналогичную систему США. 

Законодательный орган Федерального Собрания осуществляет законодательную деятельность и, используя парламентские методы, может влиять на деятельность Правительства Российской Федерации, в частности, утверждает бюджет, имеет право заслушивать отчеты Правительства о его деятельности и поднимать вопрос о недоверии правительству. В то же время Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть и исключает ее замену законодательными или иными органами. Президент Российской Федерации, как глава государства, имеет право временного вето на законы, принятые Государственной Думой и утвержденные Советом Федерации, а также может распустить Государственную Думу по основаниям, предусмотренным Конституцией Российской Федерации. Федерация. Государственная Дума, в свою очередь, получила право обвинять Президента Российской Федерации в государственной измене или другом тяжком преступлении. 

Принципы организации и деятельности органов государства

Однако при самой эффективной системе сдержек и противовесов принцип разделения властей имеет два существенных недостатка, которые негативно влияют на деятельность всего государственного аппарата:

  1. деятельность государственных органов осуществляется без опоры на население в целом;
  2. парламент не может влиять на реализацию принятых им законов. Последний недостаток был наиболее очевиден в Российской Федерации с самых первых шагов Государственной Думы. Законодательные органы являются преимущественно платформой для выступающих, но не влияют на реальные процессы депутатов. 

К. Маркс обратил внимание на эту негативную сторону буржуазного парламентаризма. Он также предложил другой принцип деятельности органов пролетарского государства сделать представительный орган одновременно и законодательным, и фактически исполняющим законы. Объясняя необходимость последовательной реализации принципа, предложенного К. Марксом, В. И. Ленин писал, что в условиях пролетарского государства сами парламентарии должны работать, они должны соблюдать свои законы, они должны проверять, что происходит в жизни, они должны отвечать непосредственно своим избирателям. 

Создание в РСФСР, а затем в СССР Советов в качестве представительных органов, осуществляющих как законодательную, так и исполнительную власть, противоречило принципу разделения властей. Советская государственность строилась на принципах демократического централизма выборы Советов народных депутатов сверху донизу; подотчетность и подотчетность исполнительных органов государственного управления Советам; строгое подчинение нижестоящих органов высшим, то есть самая строгая дисциплина в деятельности государственных органов и их иерархическая вертикальная подчиненность; о подготовке и реализации планов развития народного хозяйства и культурно-политического строительства; активное участие населения в деятельности как представительных, так и исполнительных органов государства. 

Основываясь на принципе демократического централизма, Советское государство смогло вывести страну из руин, победить фашистскую Германию и стать одним из бесспорных лидеров на международной арене. Однако следует признать, что провозглашенный принцип не был полностью реализован. Собранные на сессии советы, продолжавшиеся два-три дня, были не суверенными хозяевами страны, а мерами, принятыми государством. Правительство и партия имели полную власть. Население так и не научилось пользоваться своим конституционным правом на всемогущество. Хотя в настоящее время принцип демократического централизма широко не применяется в деятельности государственных органов, его возможности отнюдь не исчерпаны. И там, где рабочий класс, трудящиеся массы действительно отстаивают свои права на управление государством, это право может быть реализовано только с применением принципов демократического централизма. Принцип разделения властей не предусматривает и не может предусматривать такие возможности. 

Принципы деятельности государственных органов

Следует назвать еще один принцип, который является основополагающим в деятельности государственных органов, это принцип законности, который выступает необходимым требованием к поведению и действиям должностных лиц. Предоставив государственным служащим достаточно широкие полномочия, государство предъявляет высокие требования к их профессиональным навыкам, а также к их нравственному характеру, характеру отношений с другими людьми как в рабочее время, так и в свободное время. Чтобы проиллюстрировать это положение, достаточно вспомнить, что причиной недавнего отстранения от должности министра юстиции Российской Федерации стало присутствие человека, занимающего эту должность, в довольно сомнительной компании в свободное от работы время. 

Повышение требований к должностным лицам на высоких государственных должностях предъявляется потому, что их профессиональные навыки и строгое соблюдение правовых и даже моральных норм оказывают существенное влияние на положение дел в государстве и обществе. Вся деятельность государственных служащих должна быть направлена ​​на решение государственных проблем, защиту и защиту интересов государства, а также прав и свобод граждан. Государство не всегда может своевременно и эффективно выявлять и приостанавливать действия государственных служащих, совершаемые в корыстных целях и противоречащие интересам государства. Поэтому в превентивных целях он увольняет всех государственных служащих, поведение которых позволяет усомниться в честности и порядочности их действий. 

В ряде штатов приняты специальные нормативные акты, закрепляющие систему правил поведения государственных служащих. Так, Указом Президента США от 17 октября 1990 года были введены «Общие принципы этического поведения членов правительства и работников».

Этот акт, в частности, предписывает следующее: 

  1. исключить любые личные или финансовые интересы, которые препятствуют добросовестному исполнению его служебного долга;
  2. не принимать подарки от лиц, ищущих от кого-либо для выполнения каких-либо официальных действий или имеющих какие-либо официальные дела; 
  3. действовать в рамках Конституции, правовых и этических норм и всячески избегать таких действий, которые могут быть истолкованы как их нарушение.  

Организация и деятельность государственного аппарата. Принципы, которые будут обсуждаться, это законодательно установленные отправные точки, идеи и требования, которые лежат в основе формирования, организации и функционирования государственного механизма (аппарата). Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, ко всем составляющим его государственным органам, и конкретные принципы, действие которых распространяется только на некоторые части государственного механизма, отдельные органы или группы органов. В качестве примера частного принципа можно сослаться на принцип судопроизводства, предусмотренный Конституцией Российской Федерации и федеральными процессуальными законами, на основе состязательных и равных прав сторон принцип организации, закрепленный в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (новая редакция, пункт 2, статья 4) и деятельность прокуратуры Российской Федерации, согласно которой органы прокуратуры осуществляют свои полномочия в строгом соответствии с законами действует в России независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений. Примечательно, что частные принципы в конечном итоге вытекают из общих принципов и конкретизируют их в связи с особенностями отдельных частей государственного механизма. 

Общие принципы, в свою очередь, обычно делятся на две группы. Первый из них включает принципы, изложенные в Конституции Российской Федерации, второй принцип сформулирован в Законе Российской Федерации «Об основах государственной службы Российской Федерации» и других федеральных законах.

Первая группа охватывает такие конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма российского государства, как демократия, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.

Принцип демократии проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которой носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Люди осуществляют свою власть через различные каналы, в том числе напрямую (например, выборы президента и представителя; государственные органы) или через местные органы власти. Однако особое место в списке средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице его конституционных органов. 

Принцип гуманизма в формировании и функционировании механизма российского государства основан на том, что это социальное государство, политика которого направлена ​​на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.

Конституция Российской Федерации в ст. 2 Впервые в ряду основ конституционного строя провозглашено: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. « Это конституционное требование распространяется на все государственные органы, на каждого государственного служащего без исключения. Это положение знаменует фундаментальный поворот в отношениях между гражданином и государством. Конечно, это не может произойти в одночасье, но важно, чтобы новая Конституция гарантировала это как основной путь развития России. 

Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную органы, а органы каждой из этих ветвей власти являются независимыми, является, как отмечалось, системообразующим фактором в механизм современного российского государства.

Принцип федерализма в формировании и функционировании государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равных субъектов: республики, края, области, города федерального значения, автономного округа, автономного округа. В отношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны. Согласно принципу федерализма, государственный механизм формируется и действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным договором о разграничении объектов компетенции и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта. субъекты федерации и другие договоры по компетенции государственных органов. Соответственно, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов формируют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. 

Федеральное правительство России обеспечивает единство своего государственного механизма, разумное сочетание централизации и децентрализации власти, равных прав и самоопределения народов на территории Российской Федерации.

Принцип законности в формировании и функционировании механизма российского государства заключается в том, что, согласно ст. 15 (пункт 2) Конституции Российской Федерации государственные органы и должностные лица, а также местные органы власти, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. 

Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятельности механизма российского государства подкрепляются, разрабатываются и уточняются в принципах, закрепленных в федеральных законах. Эта группа принципов получила наиболее общее комплексное выражение в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Наряду с утверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти в этом нормативном акте сформулированы следующие принципы: 

  • верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над другими нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении служебных обязанностей государственными служащими и обеспечении их прав;
  • приоритет прав и свобод человека и гражданина, их прямое действие;
  • обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
  • единство системы государственной власти, разграничение объектов юрисдикции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;
  • равный доступ граждан к государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;
  • обязательство государственных служащих принимать решения, принимаемые вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • единство основных требований к государственной службе;
  • профессионализм и компетентность государственных служащих;
  • гласность при осуществлении государственной службы;
  • ответственность государственных служащих за подготовленные и принятые решения, за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
  • непартийная государственная служба; отделение религиозных объединений от государства; 
  • устойчивость государственных служащих в государственных органах.

Заключение

Эти принципы также должны включать: сочетание коллегиальности и единоначалия; экономическая эффективность государственной службы. Реализация последнего принципа особенно актуальна в современных условиях существования разросшегося административного аппарата. 

Перечисленные выше принципы формирования и функционирования государственного механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают государственному механизму необходимую направленность, единство и целостность, необходимые для его успешного функционирования.