Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей

Содержание:

  1. Магнитное поле катушки с синусоидальным током
  2. Магнитное поле в электрической машине
  3. Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей

Как было показано ранее, одним из важнейших преимуществ многофазных систем является получение вращающегося магнитного поля с помощью неподвижных катушек, на чем основана работа двигателей переменного тока. Рассмотрение этого вопроса начнем с анализа магнитного поля катушки с синусоидальным током.

Магнитное поле катушки с синусоидальным током

При пропускании по обмотке катушки синусоидального тока она создает

Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей

магнитное поле, вектор индукции которого изменяется (пульсирует) вдоль этой катушки также по синусоидальному закону Рассмотрим только те части цепи, которые связаны с нейтралью или заземленной нейтралью, то есть только с ветвями, по которым может протекать ток нулевой последовательности. Через полпериода, когда при том же модуле ток изменит свой знак на противоположный, вектор магнитной индукции при той же абсолютной величине поменяет свою ориентацию в пространстве на 1800. С учетом вышесказанного магнитное поле катушки с синусоидальным током называют пульсирующим.

По этой ссылке вы найдёте полный курс лекций по теоретическим основам электротехники (ТОЭ):

Основы электротехники: формулы и лекции и примеры заданий с решением

Круговое вращающееся магнитное поле двух- и трехфазной обмоток

Круговым вращающимся магнитным полем называется поле, вектор магнитной индукции которого, не изменяясь по модулю, вращается в пространстве с постоянной угловой частотой.

Для создания кругового вращающегося поля необходимо выполнение двух условий:

1. Оси катушек должны быть сдвинуты в пространстве друг относительно друга на определенный угол (для двухфазной системы - на 90е, для трехфазной - на 120°).

2. Токи, питающие катушки, должны быть сдвинуты по фазе соответственно пространственному смещению катушек.

Рассмотрим получение кругового вращающегося магнитного поля в случае двухфазной системы Тесла (рис. 2,а).

При пропускании через катушки гармонических токов каждая из них в соответствии с вышесказанным будет создавать пульсирующее магнитное поле. Векторы Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей и Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей, характеризующие эти поля, направлены вдоль осей соответствующих катушек, а их амплитуды изменяются также по гармоническому закону. Если ток в катушке В отстает от тока в катушке А на 90° (см. рис. 2,6), то Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей

Возможно вам будут полезны данные страницы:

Метод симметричных составляющих

Теорема об активном двухполюснике для симметричных составляющих

Линейные электрические цепи при несинусоидальных периодических токах

Резонансные явления в цепях несинусоидального тока. Высшие гармоники в трехфазных цепях

Найдем проекции результирующего вектора магнитной индукции Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей на оси х и у декартовой системы координат, связанной с осями катушек:

Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей

Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей Модуль результирующего вектора магнитной индукции в соответствии с рис. 2,в равен

Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей

при этом для тангенса угла а, образованного этим вектором с осью абсцисс, можно записать

Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей

откуда

Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей Полученные соотношения (1) и (2) показывают, что вектор результирующего магнитного поля неизменен по модулю и вращается в пространстве с постоянной угловой частотой Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей, описывая окружность, что соответствует круговому вращающемуся полю.

Покажем, что симметричная трехфазная система катушек (см. рис. 3,а) также позволяет получить круговое вращающееся магнитное поле.

Каждая из катушек А, В и С при пропускании по ним гармонических токов создает пульсирующее магнитное поле. Векторная диаграмма в пространстве для этих полей представлена на рис. 3,6. Для проекций результирующего вектора магнитной индукции на

Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей

оси декартовой системы координат, ось у у которой совмещена с магнитной осью фазы А, можно записать

Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей

Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей Приведенные соотношения учитывают пространственное расположение катушек, но они также питаются трехфазной системой токов с временным сдвигом по фазе на 1200. Поэтому для мгновенных значений индукций катушек имеют место соотношения

Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей Подставив эти выражения в (3) и (4), получим:

Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей

Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей В соответствии с (5) и (6) и рис. 2,в для модуля вектора магнитной индукции результирующего поля трех катушек с током можно записать:

Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей

а сам вектор Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей составляет с осью х угол а, для которого

Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей

откуда

Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей Таким образом, и в данном случае имеет место неизменный по модулю вектор магнитной индукции, вращающийся в пространстве с постоянной угловой частотой Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей, что соответствует круговому полю.

Что такое теоретические основы электротехники (ТОЭ) вы узнаете по этой ссылке:

Магнитное поле в электрической машине

С целью усиления и концентрации магнитного поля в электрической машине для него создается магнитная цепь. Электрическая машина состоит из двух основных частей (см. рис. 4): неподвижного статора и вращающегося ротора, выполненных соответственно в виде полого и сплошного цилиндров.

На статоре расположены три одинаковые обмотки, магнитные оси которых сдвинуты по расточке магнитопровода на 2/3 полюсного деления т, величина которого определяется выражением

Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей

где Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей ~ радиус расточки магнитопровода, ар- число пар полюсов (число эквивалентных вращающихся постоянных магнитов, создающих магнитное поле, - в представленном на рис. 4 случае р=1).

На рис. 4 сплошными линиями (А, В и С) отмечены положительные направления пульсирующих магнитных полей вдоль осей обмоток А, В и С.

Приняв магнитную проницаемость стали бесконечно большой, построим кривую распределения магнитной индукции в воздушном зазоре машины, создаваемой обмоткой фазы А, для некоторого момента времени t (рис. 5). При построении учтем, что кривая изменяется скачком в местах расположения катушечных сторон, а на участках, лишенных тока, имеют место горизонтальные участки.

Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей Заменим данную кривую синусоидой (следует указать, что у реальных машин за счет соответствующего исполнения фазных обмоток для результирующего поля такая замена связана с весьма малыми погрешностями). Приняв амплитуду этой синусоиды для выбранного момента времени t равной ВА, запишем

Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей

и аналогично

Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей

Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей С учетом гармонически изменяющихся фазных токов для мгновенных значений этих величин при сделанном ранее допущении о линейности зависимости индукции от тока можно записать

Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей Подставив последние соотношения в (7)...(9), получим

Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей

Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей

Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей Просуммировав соотношения (10)...(12), с учетом того, что сумма последних членов в их правых частях тождественно равна нулю, получим для результирующего поля вдоль воздушного зазора машины выражение

Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей

представляющее собой уравнение бегущей волны.

Магнитная индукция Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей постоянна, если Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей. Таким образом, если мысленно выбрать в воздушном зазоре некоторую точку и перемещать ее вдоль расточки магнитопровода со скоростью

Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей

то магнитная индукция для этой точки будет оставаться неизменной. Это означает, что с течением времени кривая распределения магнитной индукции, не меняя своей формы, перемещается вдоль окружности статора. Следовательно, результирующее магнитное поле вращается с постоянной скоростью. Эту скорость принято определять в оборотах в минуту:

Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей

Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей

Устройство асинхронного двигателя соответствует изображению на рис. 4. Вращающееся магнитное поле, создаваемое расположенными на статоре обмотками с током, взаимодействует с токами ротора, приводя его во вращение. На сегодняшний день асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором наиболее широко используются благодаря своей простоте и надежности. Оцинкованные медные или алюминиевые стержни размещаются в канавках ротора таких машин. Концы всех стержней с обоих торцов ротора соединены медными или алюминиевыми же кольцами, которые замыкают стержни накоротко. Отсюда и произошло такое название ротора.

В короткозамкнутой обмотке ротора под действием ЭДС, вызываемой вращающимся полем статора, возникают вихревые токи. Взаимодействуя с полем, они вовлекают ротор во вращение со скоростью Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей принципиально меньшей скорости вращения поля Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей. Отсюда название двигателя - асинхронный.

Величина

Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей

называется относительным скольжением. Для двигателей нормального исполнения S=0,02...0,07. Неравенство скоростей магнитного поля и ротора становится очевидным, если учесть, что при Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей вращающееся магнитное поле не будет пересекать токопроводящих стержней ротора и, следовательно, в них не будут наводиться токи, участвующие в создании вращающегося момента.

Принципиальное отличие синхронного двигателя от асинхронного заключается в исполнении ротора. Последние из синхронных двигателей представляют собой магниты (с относительно малой мощностью), выполненные на основе постоянных магнитов или электромагнитов. Поскольку противоположный полюс магнита притягивается, вращающееся поле статора, которое можно интерпретировать как вращающийся магнит, несет гиромагнитные роторы, и их скорости равны. Это объясняет название двигателя -синхронный.

В заключение отметим, что в отличие от асинхронного двигателя, Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей у которого обычно не превышает 0,8.. .0,85, у синхронного двигателя можно добиться большего значения Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей и сделать даже так, что ток будет опережать напряжение по фазе. В этом случае, подобно конденсаторным батареям, синхронная машина используется для повышения коэффициента мощности.