Причины и последствия коррекции

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 12.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Естественная монополия и регулирование ее деятельности в России, США и других странах
Современные направления развития экономической теории
Предпринимательство
Закономерности рыночной экономики


Введение:

Психологическая коррекция является одним из важнейших направлений практической деятельности психолога. Это деятельность, направленная на исправление тех особенностей человеческого развития, которые не соответствуют оптимальной модели. Кроме того, психологическая коррекция позволяет сформировать у человека качества, необходимые для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся условиям жизни и работы.

Психологическая коррекция осуществляется с помощью различных средств воздействия, с использованием различных методов и приемов. Все это во многом зависит от целей и задач психологической коррекции, постановка которой является наиболее важным процессом.

Принципы, на которых должен строиться психокоррекционный процесс, не менее важны. Учет важнейших принципов дает возможность правильно осуществить психологическую коррекцию и повысить ее эффективность. Именно этим определяется актуальность рассматриваемой сегодня проблемы.

Объектом курсовой работы является процесс психологической коррекции.

Предметом являются цели, задачи и принципы психологической коррекции.

Цель курсовой работы: изучить основные цели, задачи и принципы психологической коррекции.

Эта цель конкретизируется в следующих задачах:

  1. Опишите сущность и основные функции практической психологии.
  2. Проанализируйте психологическую коррекцию и ее место в системе практической психологии.
  3. Рассмотрим проблему целей и задач психологической коррекции.
  4. Проанализируйте суть основных принципов психологической коррекции.
  5. Определите основные принципы составления психокоррекционных программ.

Курсовая работа имеет следующую структуру: содержание, введение, основная часть работы, которая включает в себя две главы, заключение и список литературы. Во введении обосновывается актуальность рассматриваемой темы, устанавливаются цели и задачи, формулируются предмет и объект исследования.

В первой главе работы психологическая коррекция рассматривается как важнейшее направление деятельности практического психолога. Вторая глава посвящена непосредственно изучению проблемы целей, задач и принципов психологической коррекции. В заключении представлены основные выводы, которые можно сделать в результате анализа, проведенного в ходе курсовой работы.

Психологическая коррекция как наиболее важное направление психолога

Практическая психология и ее функции

В жизни часто встречаются те проблемы и вопросы, которые относятся к области психологии. Человек построен таким образом, что стремится к внутренней гармонии, физическому и психическому здоровью, равновесию. Однако, реализуя это желание на практике, человек часто оказывается в трудных ситуациях, с которыми он не может справиться самостоятельно. Психология - это наука о душе, о внутреннем мире человека. 

Практическая психология призвана помочь человеку решить проблемы, важные для его жизни. Практическая психология - это раздел психологии, предметом которого является индивидуальность, уникальность человека и конкретные обстоятельства его жизни Р.В. Овчарова. 

К сожалению, в нашем обществе психологическая культура недостаточно развита, в результате чего многим людям трудно понять свои проблемы, а также в отношениях с окружающими их людьми. Психологическая культура - это забота о своем психическом здоровье, способность самостоятельно преодолевать психологические кризисы, а также помогать близким. В психологической культуре существует три основных компонента: самопознание и самооценка; умение управлять собственным поведением, эмоциями, общением: познание других людей.

Владение психологической культурой само по себе несет психотерапевтический заряд. Человек может решить многие проблемы самостоятельно, используя советы и помощь психологов.

Концепция психологической помощи является наиболее устоявшимся понятием в практической психологии. Его содержание представлено в совокупности основных направлений профессиональной деятельности практического психолога: психологическая профилактика, психологическая коррекция, психодиагностика, психологическое консультирование и психотерапия. 

Более того, чаще всего оказание психологической помощи подразумевает оказание психологических услуг тем, кто испытывает значительные трудности в социализации и адаптации. Таким образом, задача психолога в определенной степени приравнивается к задаче врача: поставив диагноз, необходимо «нормализовать» жизнедеятельность человека, вернуть его в общий русло. Другими словами, сделать его «таким же, как все» снова.

Другой подход появился уже в середине восьмидесятых, наиболее ярко проявившийся в области практической педагогической психологии. Его основной идеей было продвижение понятия «помощь». Суть новой позиции заключалась не только в изменении термина. Прежде всего, психолог должен был работать не только с теми людьми, у которых есть проблемы, но и со всеми людьми, помогая тем самым их развитию. Для психолога, работающего в школе, это означает включение в учебный процесс в качестве равноправного участника, помощь учителям, ученикам, родителям.

Почти одновременно с термином «помощь» появился еще один термин - «поддержка». В практической психологии, как и в научной литературе, стали встречаться такие повороты, как «психологическая поддержка учебного процесса», «психологическая поддержка развития детей», «психологическая поддержка образовательной среды».

В последние годы выражение «психологическое сопровождение» стало широко использоваться. Идеология поддержки заключается в том, что не следует защищать человека от трудностей, не следует решать его проблемы вместо него, но необходимо создать условия для того, чтобы человек сделал осознанный, ответственный и независимый выбор на своем жизненном пути. Психолог ходит как друг и помощник. Клиент всегда может обратиться к нему за помощью, но это не значит, что психолог должен сделать все для него. Функции психолога в парадигме сопровождения чем-то похожи на функции телохранителя. Это может быть не видно, пока вам это не нужно. Чаще всего задачей психолога является создание благоприятных условий для самостоятельного решения проблемы. Но бывают случаи, когда он должен незамедлительно вмешаться, или остановиться, или вести, чтобы спасти и помочь.

Рассматривая психологическую службу в системе образования, следует отметить, что она создана таким образом, чтобы обучение и воспитание детей происходило с учетом имеющихся научных и психологических знаний. Его основные сотрудники - профессиональные психологи. Они принимают участие в решении тех вопросов, которые касаются судьбы ребенка, его образования и воспитания. На протяжении всей жизни ребенка, с момента его рождения до окончания школы, он должен уделять повышенное внимание профессиональным психологам. В течение всего этого времени психологическое развитие ребенка должно систематически контролироваться. Именно поэтому психологи проводят постоянные психодиагностические обследования, оценивают темпы и характер психического развития ребенка, а также дают рекомендации по его воспитанию и воспитанию, контролируют их выполнение.

Психологическая служба является органической составляющей современной системы образования, которая обеспечивает своевременное выявление и максимально полное использование их интеллектуального и личностного потенциала в образовании и воспитании детей, склонностей, способностей, интересов и склонностей ребенка. Кроме того, психологическая служба призвана обеспечить своевременное выявление резервов психологического развития детей, а также их использование в процессе организации обучения и воспитания. Если мы говорим о тех детях, которые отстают в развитии от других детей, то задача психолога состоит в том, чтобы своевременно выявить возможные причины задержек в развитии. Когда речь идет об одаренных детях, задача, связанная с ускорением психического развития, трансформируется в следующую задачу: обеспечение раннего выявления склонностей и превращение их в высокий уровень развития способностей.

Другая сложная задача службы психологического образования - постоянно держать под контролем процессы обучения и воспитания с целью повышения их качества. Я имею в виду, прежде всего, необходимость выстраивания этих педагогических процессов в строгом соответствии с естественными и социальными законами психического развития детей, с основными положениями ментальной теории обучения и воспитания. Практическая цель работы психолога в этой ситуации - дать рекомендации с точки зрения этой науки для совершенствования рассматриваемых процессов с учетом научных данных о развитии детей определенного возраста.

Таким образом, практическая психология призвана обеспечить гармонизацию личности и способствовать ее развитию. Различные направления деятельности психолога способствуют выполнению этой задачи. Одним из важнейших направлений практической деятельности психолога является психологическая коррекция.

Психологическая коррекция в системе практической психологии

Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полного развития и функционирования личности. Целью коррекции является поддержка здоровых людей в критических ситуациях.

А.А. Осипова определяет психокоррекцию как систему мер, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств воздействия.

Термин «коррекция психического развития» как обозначение определенного направления психологической деятельности впервые появился в дефектологии по отношению к вариантам аномального развития. В этом аспекте это означает исправление недостатков, отклонений в развитии ребенка. В психологии психокоррекция стала рассматриваться как комплекс мер психологического воздействия, которые направлены на формирование отсутствующих психических функций, а также на устранение отклонений, отставаний и расстройств психического развития.

Позднее, по мере развития прикладной психологии развития, сфера применения понятия «коррекция» расширилась до области нормального психического развития. В настоящее время психокоррекцию называют практически любым проявлением деятельности практикующего психолога, которое выходит за рамки диагностики. Близким по значению является термин «компенсация» - выравнивание, развитие нарушенных функций и реструктуризация неповрежденных функций для замены нарушенных.

Чтобы понять суть психологической коррекции в рамках практической деятельности психолога, необходимо определить те особенности, которые отличают психологическую коррекцию от психотерапии. Следует отметить, что психологическая коррекция подвержена тем недостаткам, которые не имеют органической основы и не представляют устойчивых качеств, которые формируются очень рано и практически не подвержены изменениям.

Можно выделить ряд специфических особенностей, отличающих психокоррекционный процесс от психологической терапии:

  • психологическая коррекция ориентирована на клинически здоровую личность человека, у которого есть определенные психологические трудности, проблемы, определенные жалобы невротического характера в повседневной жизни. Кроме того, это могут быть люди, которые чувствуют себя хорошо, но хотят изменить свою жизнь или поставить перед собой цель развития собственной личности;
  • психологическая коррекция ориентирована на здоровые аспекты личности человека независимо от степени существующего расстройства;
  • в психологической коррекции, как правило, существует ориентация на настоящее и будущее клиентов;
  • психологическая коррекция ориентирована на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной помощи с психологическим консультированием и долгосрочной помощи с психотерапией);
  • в рамках коррекции подчеркивается ценностный вклад психолога, хотя навязывание психологом определенных ценностей клиенту отвергается;
  • воздействия в рамках психологической коррекции направлены на изменение поведения, а также развитие личности клиента.

Основное различие между психологической коррекцией и воздействиями, направленными на психологическое развитие человека, заключается в том, что психологическая коррекция имеет дело с уже сформировавшимися личностными чертами или типами поведения и направлена ​​на их исправление. Основной задачей развития является формирование необходимых психологических качеств при их отсутствии или недостаточности.

Разница между психологической коррекцией и психотерапией заключается в том, что психотерапия имеет дело с различными видами расстройств у людей, страдающих физическими или психическими заболеваниями (расстройствами). Многие аномалии поведения и психики людей, проявляющиеся при заболеваниях, аналогичны тем, с которыми психолог работает в рамках психологической коррекции. Однако, если людей, которые обращаются за помощью к психотерапевту, называют пациентами, то тех, кто нуждается в психологической коррекции, называют клиентами.

Целью психологической коррекции является устранение недостатков в развитии личности. Психологическая коррекция отличается от психологического консультирования и психотерапии тем, что она не направлена ​​на изменение взглядов, внутреннего мира личности и может быть осуществлена ​​даже в том случае, когда клиент не осознает своих проблем и психологического содержания коррекционных упражнений. 

Клиент - это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни были определенные поведенческие или психологические проблемы, с которыми он не в состоянии справиться самостоятельно. Вот почему ему нужна помощь психолога.

Термин «коррекция» подразумевает, прежде всего, целенаправленное психологическое воздействие «сверху», чтобы привести психическое состояние человека в соответствие с заранее известной «нормой психического развития». Это означает внешнее, постороннее вмешательство в определенные психические проявления человека (иногда довольно резкое). Коррекция психического развития, коррекция развития личности, коррекция и профилактика развития невротических состояний и неврозов различаются в зависимости от содержательно-психологической направленности в рамках нормального онтогенетического развития.

По словам Г. С. Абрамова, выполнение психокоррекционной работы может происходить в трех наиболее важных положениях:

  • "Делай как я!" (в этом случае сам психолог берет на себя ответственность и предлагает довольно жесткую схему работы);
  • "Давай сделаем это вместе!" (ответственность распределяется между психологом и клиентом);
  • «Выбирай из этих методов сам!» (клиенту предлагается взять на себя ответственность за себя).

Человек, группа, семья могут выступать в качестве объектов психологической коррекции. Существуют различные критерии, по которым различаются разные виды психологической коррекции. Итак, по характеру направления коррекции можно выделить симптоматическую и причинную коррекцию.

Симптоматическая коррекция - это коррекция симптомов, которая включает кратковременное воздействие с целью ослабления острых симптомов нарушений развития, которые препятствуют переходу к коррекции причинного типа.

Причинная коррекция фокусируется на причинах и источниках нарушений развития. Этот тип коррекции более трудоемкий и требует значительных усилий. В то же время причинно-следственная коррекция более эффективна, поскольку одни и те же симптомы часто могут иметь совершенно различную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

В зависимости от содержания выделяются психологическая коррекция когнитивной сферы личности, аффективно-волевой сферы, поведенческих аспектов, а также коррекция межличностных отношений, внутригрупповых и детско-родительских отношений.

Существуют две основные формы психокоррекционной работы - групповая и индивидуальная. Групповая психокоррекция - это не самостоятельное направление психокоррекции, а только ее специфическая форма. При его использовании основным инструментом воздействия является группа клиентов, в отличие от индивидуальной психокоррекции, где в качестве такого инструмента выступает только сам психолог.

Групповая психологическая коррекция основана на том, что психолог работает здесь одновременно с целой группой людей, имеющих похожие проблемы. Основной эффект этой формы психокоррекции достигается через межличностное взаимодействие и взаимопонимание. При решении некоторых проблем эта конкретная форма является наиболее эффективной. Для достижения желаемого результата очень важно знать и учитывать при построении групповой работы основные особенности групповой психологической коррекции, принципы и методы ее реализации, основные этапы групповой коррекции, принципы групповой работы. набор и т. д. Эта форма требует тщательной подготовки психолога.

Программа психологической коррекции составляется, как правило, на основе результатов психодиагностического обследования и основана на методологических принципах, которых придерживается психолог в своей деятельности.

Различные методы психологической коррекции формировались в рамках существующих психологических направлений, основными из которых являются психоаналитические, поведенческие и экзистенциально-гуманистические. Определенные, отличающиеся друг от друга, методологии этих областей, разные представления о модели «здорового», «нормального» человека влекут за собой различия в средствах и методах психологической коррекции.

В зависимости от продолжительности можно выделить ультра-короткую психологическую коррекцию (продолжительностью в минуты или часы и направленную на решение реальных проблем клиента), короткую (несколько часов и дней), длинную (месяцы, основное внимание уделяется личному содержанию проблемы), а также сверхдлинная психологическая коррекция (может длиться годами и затрагивать сферу сознательного и бессознательного, понимание сути переживаний и т. д.).

Таким образом, психологическая коррекция является специфической областью деятельности практического психолога. Психологическая коррекция имеет ряд характерных особенностей и закономерностей, которые отличают ее от других видов деятельности и должны быть приняты во внимание при ее осуществлении.

Характеристика целей, задач и принципов психологической коррекции

Цели и задачи психологической коррекции

Психологическая коррекция направлена ​​на исправление отклонений в развитии человека.

В связи с этим возникает ряд актуальных вопросов:

  • что следует понимать как нарушение развития?
  • каковы показания к психологической коррекции?
  • кто принимает решение, а также несет ответственность за правильность определения задач психологической коррекции;
  • Кто и по каким критериям оценивает эффективность психологической коррекции.

В практике исправительной работы существуют различные модели, объясняющие причины трудностей развития. Например, биологическая модель объясняет этиологию аномалий развития снижением скорости органического созревания. Медицинская модель классифицирует трудности развития и инвалидность как область ненормального развития. Согласно интеракционистской модели, для возникновения проблем развития большое значение имеют сбои и нарушения во взаимодействии человека с окружающей средой, в частности, дефицит окружающей среды, сенсорная и социальная депривация ребенка.

Педагогическая модель рассматривает причины отклонений с точки зрения явлений педагогического и социального пренебрежения ребенком. Модель деятельности рассматривает в качестве причины отклонений в развитии отсутствие формирования ведущего вида деятельности, а также других видов деятельности, характерных для рассматриваемой возрастной стадии.

Постановка целей психологической коррекции напрямую связана с теоретической моделью психического развития, а также определяется ею. В рамках отечественной психологии цели коррекционной работы определяются представлениями о закономерностях психического развития ребенка как процесса активной деятельности, осуществляемого в сотрудничестве со взрослым.

Исходя из этого, существует три основных направления в области постановки целей психологической коррекции:

  • оптимизация социальной ситуации развития;
  • развитие необходимых действий ребенка;
  • формирование возрастных психологических новообразований.

В зарубежной психологии причины трудностей развития, как правило, рассматриваются с точки зрения нарушения внутренних структур личности или с точки зрения дефицита окружающей среды. Также возможно объединить эти точки зрения. Исходя из этого, цели корректирующих действий понимаются либо как восстановление целостности личности и баланса психодинамических сил, либо как изменение поведения путем обогащения и изменения среды, обучения человека новым формам поведения.

Следует также отметить, что выбор определенных методов и приемов коррекционной работы, определение критериев успешности психокоррекции определяются ее целями.

При определении целей психологической коррекции важно руководствоваться следующими правилами: цели психологической коррекции должны быть сформулированы в позитивной, а не негативной форме. Суть этого правила состоит в том, что определение цели психологической коррекции не должно начинаться со слова «не», оно не должно быть запретительным, ограничивающим возможности развития личности и проявления инициативы клиента.

Негативной формой определения цели психокоррекции является описание поведения, черт личности, которые необходимо устранить, описание того, чего в конечном итоге не должно быть (например, «избавиться от неуверенности в себе»).

Позитивная форма представления целей психологической коррекции, напротив, включает описание форм поведения, деятельности и структур личности, которые необходимо сформировать у клиента (например, «развить уверенность в себе»).

Позитивная форма определения целей психологической коррекции устанавливает определенные ориентиры для точек роста личности, открывает поле для продуктивного самовыражения личности и тем самым создает условия для того, чтобы индивид ставил цели для саморазвития в будущем:

  • цели психологической коррекции должны быть реалистичными и соотноситься с продолжительностью коррекционной работы, а также с возможностями клиента перенести новый положительный опыт, методы действия, усвоенные в коррекционных классах, в реальную практику жизненных отношений. В том случае, если цели далеки от реальности, психокоррекционная программа становится еще более злой, чем ее отсутствие. Опасность в этом случае состоит в том, что это создает впечатление полезных действий, которые заменяют более существенные усилия;
  • при постановке целей психологической коррекции необходимо учитывать долгосрочные и краткосрочные перспективы развития личности, а также планировать показатели интеллектуального и личностного развития клиента к концу программы, а также возможность отражения показателей в характеристиках общения и деятельности клиента на последующих этапах его развития;
  • важно помнить, что эффект от коррекционной работы проявляется довольно долго. Это происходит как в процессе исправительных работ, так и во время их завершения. Примерно через полгода мы можем говорить об окончательном закреплении или потере клиентом положительного эффекта исправительной работы.

Таким образом, постановка целей и задач коррекционной работы является важным этапом, который в значительной степени определяет ее эффективность. Именно по этой причине важно уделять значительное внимание постановке целей. Не менее важно учитывать его основные принципы в процессе психологической коррекции.

Анализ основных принципов психологической коррекции

Выделен ряд базовых принципов, которые необходимо учитывать в процессе психологической коррекции. Давайте рассмотрим основные принципы.

Важнейшим принципом психологической коррекции является принцип единства диагностики и коррекции, который отражает целостность процесса оказания психологической помощи как вида практической деятельности каждого психолога. Этот принцип является основополагающим принципом коррекционной работы, поскольку его эффективность на 90% зависит от того, насколько сложной, тщательной и глубокой была предыдущая диагностическая работа.

Принцип единства диагностики и коррекции реализован в двух основных аспектах. Во-первых, перед началом коррекционной работы должен быть этап целевой комплексной психологической диагностики. На основании этого диагноза составляется первоначальный вывод и формулируются цели и задачи психологической коррекции. Построение эффективной коррекционной работы возможно только на основании предварительного тщательного психодиагностического обследования. Наряду с этим самые глубокие и точные диагностические данные не имеют смысла, если они не сопровождаются продуманной системой корректирующих мер.

Во-вторых, коррекционно-развивающая деятельность психолога требует от него постоянного мониторинга динамики изменений поведения, деятельности и личностных качеств клиента. Важно следить за динамикой его эмоциональных состояний, изменениями его чувств и переживаний в рамках коррекционной работы. Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы в задачи коррекционной программы, а также вовремя изменить и дополнить методы и средства психологического воздействия на клиента. Поэтому контроль динамики курса эффективности коррекции требует выполнения диагностических процедур на протяжении всего процесса коррекционной работы, поскольку именно они предоставляют психологу необходимую информацию, а также обратную связь.

Следующим принципом является принцип нормативного развития. Нормальность развития понимается как последовательность возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития, которые сменяют друг друга. Психологическая коррекция всегда осуществляется на основе концепции возрастной нормы.

Понятие «психологический возраст» было введено Л.С. Выготский. Это подразумевает новый тип структуры личности, ее активность, а также те психические и социальные изменения, которые определяют сознание ребенка в самых важных вещах, определяют его отношение к окружающей среде, внутренней и внешней жизни и всему ходу развития. в определенный возрастной период.

При оценке соответствия уровня ребенка возрастной норме, а также при формулировании целей психологической коррекции, исходя из этого, важно учитывать ряд характеристик:

  • особенности социальной ситуации развития (например, изменение типа учебного или воспитательного учреждения, круга общения ребенка, в том числе взрослых, сверстников, семейного окружения и т. д.);
  • уровень формирования основных психологических новообразований на определенной стадии возрастного развития;
  • уровень развития ведущей активности ребенка, а также его оптимизация.

В дополнение к понятию «возрастная норма», понятие «индивидуальная норма» также играет важную роль, что позволяет наметить программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента в рамках возрастной нормы развития, а также принять во внимание учитывать его индивидуальность, уникальность и независимый путь развития.

Принцип коррекции сверху вниз является еще одним важным принципом, выдвинутым Л.С. Выготский и раскрывает направление исправительных работ. В центре внимания психолога находится будущее развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» для клиента (для Выготского дети были клиентами). Коррекция по принципу «сверху вниз» носит перспективный характер и строится как психологическая деятельность, направленная на своевременное формирование психологических новообразований.

Принцип психологической коррекции «снизу вверх». Реализация этого принципа основана на том факте, что обучение и тренировка психологических способностей, которыми уже обладает человек, рассматривается как важнейшее содержание коррекционной работы. Рассматриваемый принцип реализуется в основном сторонниками поведенческого подхода. Коррекция поведения, согласно этому подходу, должна быть построена как подкрепление (положительное или отрицательное) уже существующих моделей поведения с целью закрепления социально желательного поведения, а также для подавления нежелательного поведения.

Исходя из этого, основная задача коррекции «снизу вверх» состоит в том, чтобы с помощью любых возможных средств вызвать определенную заранее заданную модель поведения, а также ее немедленное усиление. В центре психологической коррекции находится текущий уровень психического развития, который понимается как процесс усложнения и модификации поведения, комбинация реакций из репертуара поведения, который уже существует в определенный момент.

Важным принципом психологической коррекции является также принцип систематического развития психологической активности. Рассматриваемый принцип основан на необходимости учитывать профилактические и развивающие задачи при психологической коррекции. Системный характер этих задач отражает взаимосвязь разных аспектов человеческой личности и гетерохронность (неравномерность) их развития. Благодаря системной структуре психики, сознания и деятельности личности все аспекты ее развития взаимосвязаны и взаимозависимы.

При определении целей и задач психологической коррекции нельзя ограничиваться только теми проблемами, которые актуальны сегодня. Важно исходить из ближайшего прогноза развития. Профилактические меры, которые принимаются своевременно, позволяют избежать отклонений в развитии самых разных видов и тем самым избежать необходимости развертывания системы специальных корректирующих мер в целом.

Реализация принципа систематического развития в психологической коррекции обеспечивает его ориентацию на устранение причин, а также источников отклонений в психическом развитии. Успех психологической коррекции основан на результатах психологической диагностики, которая приводит к системе причинно-следственных связей, а также иерархии отношений между симптомами и причинами этих симптомов. 

В рамках определения стратегии психологической коррекции принцип систематического развития тесно связан с принципом коррекции «сверху вниз». Систематический анализ современного уровня развития, достигнутого ребенком на момент обследования, проводится с точки зрения центральной линии развития, существующей иерархии форм психической деятельности на каждом возрастном этапе, которая определяет зону ближайшего развития и перспективы развития.

Принцип деятельности психологической коррекции определяет сам предмет применения коррекционных усилий, выбор методов и средств для достижения поставленных целей, тактику психологической коррекции, конкретные способы и способы достижения целей. Суть его заключается в том, что организация активной деятельности клиента выступает в качестве общего метода корректирующего и развивающего воздействия. Именно в ходе осуществления этой деятельности создаются необходимые условия для ориентации в трудных, конфликтных ситуациях, а также организуется основа, необходимая для позитивных изменений в развитии личности. Психологические корректирующие действия всегда осуществляются в контексте определенной деятельности, выступающей в качестве средства ориентировочной деятельности.

Согласно принципу деятельности, основным направлением психологической коррекции является целенаправленное формирование обобщенных способов ориентирования клиента в различных сферах объективной деятельности, взаимодействия, т. е. В конечном счете, в социальной ситуации развития. Работа по психологической коррекции строится не как обычная тренировка навыков и способностей, а как целостная, максимально значимая деятельность, которая естественно и органично вписывается в систему повседневных жизненных отношений клиента.

Особенно широко в рамках коррекционной работы используется понятие «ведущая деятельность» (это особенно актуально для коррекционной работы с детьми). В дошкольном возрасте этим видом деятельности является игра, в подростковом возрасте - общение и т. д. В соответствии с этим должна быть построена система коррекционной помощи.

Активность принципа психологической коррекции определяет предмет применения коррекционных усилий. Кроме того, он устанавливает методы психологической коррекции путем организации определенных видов деятельности путем формирования обобщенных методов ориентации.

Рассматривая основные принципы психологической коррекции, нельзя не обратить особого внимания на принципы, которые необходимо соблюдать при составлении психокоррекционных программ, поскольку этот этап оказывает существенное влияние на эффективность корректирующих действий в целом. Остановимся подробнее на этом аспекте.

Характеристика принципов составления коррекционных программ

Правильно составленная психокоррекционная программа - залог успеха психологической коррекции.

Среди принципов составления коррекционных программ можно выделить следующие:

  • принцип согласованности коррекционных, развивающих и профилактических задач;
  • принцип приоритетной коррекции причинного типа;
  • принцип единства коррекции и диагностики;
  • принцип деятельности коррекции;
  • принцип сложности методов психологического воздействия;
  • принцип учета возраста и индивидуальных особенностей клиента;
  • принцип активного привлечения ближайшего социального окружения клиента к участию в коррекционной программе;
  • принцип запрограммированного обучения;
  • принцип опоры на разные уровни организации психических процессов;
  • принцип повышения уровня сложности;
  • принцип учета эмоциональной сложности материала;
  • принцип учета объема, а также степени разнообразия материала.

Остановимся более подробно на рассматриваемых принципах. Принцип согласованности коррекционных, развивающих и профилактических задач отражает необходимость присутствия в коррекционной программе любых видов задач трех указанных типов. Превентивные меры, принятые вовремя, позволяют избежать разного рода отклонений в развитии и, следовательно, требуют специальных корректирующих мер.

Взаимозависимость различных аспектов психики в развитии человека позволяет значительно оптимизировать развитие, усиливая сильные стороны человеческой личности через механизм компенсации. Кроме того, каждая программа корректирующих действий должна быть направлена ​​не только на исправление отклонений в развитии, но и на создание благоприятных условий для максимально полной реализации потенциальных возможностей гармоничного развития личности.

Исходя из этого, цели и задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней: коррекционный уровень (исправление нарушений и отклонений в развитии), превентивный уровень (предотвращение отклонений), а также уровень развития уровень (стимулирование, оптимизация и обогащение содержания разработки).

Принцип единства коррекции и диагностики при составлении коррекционных программ отражает целостность процесса оказания психологической помощи и поддержки в развитии клиента как особого вида деятельности практического психолога.

Принцип приоритета психологической коррекции причинного типа ориентирован на то, что работа с симптомами, независимо от того, насколько успешна она, не способна окончательно разрешить трудности, с которыми сталкивается клиент. Очевидным фактом является то, что только устранение причин, лежащих в основе нарушений развития, может обеспечить полное решение проблем, которые они вызывают. Таким образом, приоритетной целью реализации корректирующих мер должно быть устранение причин отклонений в развитии и трудностей клиента.

Принцип деятельности построения коррекционных программ основан на теории психического развития ребенка, которая была разработана в работах Д.Б. Эльконина А.Н. Леонтьев. Центральным моментом здесь является позиция о роли деятельности в психическом развитии ребенка. Принцип деятельности коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы, способы реализации ее целей.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей клиента гармонизирует требования к соответствию хода личностного и психического развития клиента нормальному развитию, а также признанию уникальности и уникальности каждого человека. Учет индивидуальных особенностей позволяет каждому клиенту самостоятельно выбирать свой путь в соответствии со своей индивидуальностью. Программа коррекции не должна быть усреднена, унифицирована. Оптимизируя условия развития и предоставляя человеку возможности для адекватной ориентации в проблемной ситуации, он создает максимальные возможности для индивидуализации своего пути развития, а также для установления своего «я».

Принцип сложности методов психологического воздействия утверждает необходимость всего существующего разнообразия приемов, приемов и методов из арсенала практической психологии. Известно, что большинство существующих методов, широко используемых на практике, были разработаны в зарубежных психологических школах на основе психоанализа, бихевиоризма и т. д. Все они довольно противоречиво трактуют законы психического развития. Однако ни один метод или метод не является неотъемлемым свойством конкретной теории.

Пересмотренные с критической точки зрения и принятые, эти методы являются довольно мощным инструментом, позволяющим оказывать эффективную психологическую помощь клиентам с различными проблемами.

Принцип активного вовлечения в коррекционную программу ближайшего социального окружения определяется той важной ролью, которую играет ближайший круг общения в его психическом развитии. Если говорить о психологической коррекции по отношению к ребенку, то следует отметить, что система его взаимоотношений со взрослыми, способы их реализации и т. д. Являются важнейшей составляющей социальной ситуации развития ребенка. Ребенок никогда не развивается как изолированный человек, вне общения с другими людьми. Развитие осуществляется в единой системе общественных отношений, в единстве с ними и неотделимо от них. Таким образом, объектом развития должен быть не изолированный ребенок, а целостная система отношений, предметом которой он является. 

Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов указывает на то, что при составлении коррекционных программ важно опираться на более развитые психические процессы, а также использовать методы, которые их активируют. Это довольно эффективный способ коррекции восприятия и интеллектуального развития. Человеческое развитие - это не отдельный процесс, оно гетерохронное, поэтому развитие произвольных процессов часто отстает в детстве. В то же время непроизвольные процессы могут стать основой для формирования произвола в его различных формах.

Принцип запрограммированного обучения заключается в том, что наиболее эффективные программы работы, которые состоят из серии последовательных операций, выполнение которых осуществляется сначала с психологом, а затем самостоятельно. Это приводит к формированию необходимых навыков и действий.

Принцип усложнения. Каждое задание должно пройти ряд этапов: от минимального простого до самого сложного. Более того, формальная сложность материала не всегда совпадает с его психологической сложностью. Наиболее эффективная коррекция на максимальном уровне сложности доступна конкретному человеку. Это сохраняет интерес к исправительной работе и дает клиенту возможность испытать радость преодоления.

Учет объема и степени разнообразия материала. При реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительного формирования определенного навыка. Необходимо постепенно увеличивать объем материала и его разнообразие.

С учетом эмоциональной сложности материала. Игры, занятия, упражнения, а также представленный материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционные уроки обязательно должны заканчиваться на позитивном эмоциональном фоне.

Программа корректирующих работ должна быть психологически обоснованной. Успех коррекционной работы зависит, прежде всего, от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Коррекционная работа должна быть направлена ​​на качественное преобразование различных функций, а также развитие различных способностей клиента.

Учет вышеуказанных принципов на этапе составления коррекционной программы способствует ее правильности, грамотности и последовательности, что оказывает существенное влияние на эффективность психологической коррекционной работы в целом.

Вывод:

Практическая психология направлена ​​на то, чтобы помочь человеку решить важные для него проблемы. В его рамках выделяются различные сферы деятельности психолога, одним из которых является психологическая коррекция. Коррекция - это направленное воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полного развития и функционирования личности; система мер, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств воздействия.

Психологическая коррекция близка к другим видам деятельности (психологическое консультирование, психотерапия, развитие личности). Однако существует ряд особенностей, которые позволяют различать эти понятия. Так, например, психологическая коррекция, в отличие от развития, имеет дело с уже сформировавшимися чертами личности. В отличие от психотерапии, она ориентирована на среднесрочную помощь, а также на клинически здорового человека и т. д.

Эффективность психологической коррекции во многом зависит от правильного определения ее целей и задач. Следует отметить, что постановка целей психологической коррекции напрямую связана с теоретической моделью психического развития. В зависимости от того, как определяются причины трудностей развития, цели корректирующих действий формулируются соответствующим образом. В то же время, в рамках любой модели объяснения психического развития, необходимо придерживаться ряда правил при определении целей психологической коррекции. К ним относятся, например, позитивная формулировка целей, рассмотрение долгосрочных и краткосрочных перспектив развития и т. д.

Принимая во внимание принципы психологической коррекции играет не менее важную роль. Значительное место занимают принципы нормативного развития, единство диагностики и коррекции, принцип систематического развития психической деятельности и ряд других принципов. Все они основаны на определенных теоретических и методологических положениях, которые психолог должен учитывать при оказании психологической помощи клиенту.

Учитывая принципы психологической коррекции, особое внимание следует уделить принципам построения коррекционных программ, так как это достаточно важный этап, от правильности которого во многом зависит эффективность коррекционных воздействий. Среди принципов построения коррекционных программ можно выделить принцип согласованности коррекционных, развивающих и профилактических задач; принцип приоритетной коррекции причинного типа; принцип сложности методов психологического воздействия; принцип активного привлечения ближайшего социального окружения клиента к участию в коррекционной программе и т. д.

Таким образом, психологическая коррекция - это вид деятельности практического психолога. Психокоррекционный процесс основан на определенных особенностях и моделях, которые необходимо учитывать при постановке целей и задач воздействия. Кроме того, важную роль играют принципы психологической коррекции, учет которых позволяет обеспечить ее эффективность.