Причины и формы государственного вмешательства в экономику

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 18.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 


Введение:

 

Проблема государственного вмешательства в экономику, на мой взгляд, является основной для любого государства, независимо от того, рыночная или распределительная. Никто не отрицает необходимость выполнения государством определенных функций в экономической сфере. Однако по вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование и каковы границы и направления государственного вмешательства, существует довольно широкий круг теоретических взглядов и соответствующих практических подходов - от полной государственной монополии в управлении, от национальной экономики до крайнего экономического либерализма, при этом только экономика может быть эффективной в условиях неограниченного частного предпринимательства. Между этими крайними вариантами есть ряд промежуточных, например, китайский вариант сочетания рыночных и государственных регуляторов, так называемая социально ориентированная рыночная экономика Германии и Австрии, шведская модель смешанной экономики и т. д.

Рыночная система - это, прежде всего, гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе она превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, препятствующую развитию экономики.

Что касается США, то для них последние два с половиной десятилетия стали периодом значительных изменений в национальном экономическом механизме. Использование традиционных методов государственного антициклического, антиинфляционного регулирования экономики и попытки достижения полной занятости оказались неэффективными в современных условиях. Другими словами, политика, направленная на стимулирование экономического роста путем воздействия на совокупный спрос в соответствии с кейнсианской концепцией, оказалась несостоятельной в 1980-х и 1990-х годах.

Мировой опыт показывает, что прямое государственное вмешательство в экономику с целью преодоления глубокого кризиса имело место во многих странах мира («Новый курс» Рузвельта в 1933–1934 годах). Однако целью такого вмешательства (за исключением государственного регулирования военной экономики) было восстановление условий для нормального функционирования рыночной экономики. В случае с Украиной мы говорим о совершенно другой цели, и поэтому переход к «модели мобилизации» экономики сокрушит слабые начала рынка.

Очевидно, что в условиях переходной экономики усиление государственного вмешательства в экономические процессы допустимо, но в определенных пределах: если оно выходит за их пределы, экономическая модель изменится.

Именно потому, что рыночный механизм не способен наиболее полно удовлетворить потребности общества, экономика должна регулироваться государством.

 

Сущность и основные функции государства в рыночной экономике

 

Прежде всего, необходимо определить, что входит в понятие государственного регулирования. Государственное регулирование экономики представляет собой систему косвенного воздействия на поведение субъектов хозяйствования и, таким образом, на экономику в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, обменных курсов, использования других инструментов ограничения или, наоборот, мотивировать тот или иной вид деятельности.

 

Роль государства в рыночной экономике

 

Целесообразно рассмотреть причины вмешательства государства в экономику.

Еще в 18 веке. А. Смит выделил следующие функции правительства:

  • Обеспечение национальной обороны;
  • Управление юстиции;
  • Организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых для граждан;
  • Воспитание молодежи;
  • Сбор налогов для оплаты потребностей государства.

С развитием рыночной экономики возникли и обострились экономические и социальные проблемы, которые не могут быть решены автоматически на основе частной собственности. Необходимы значительные инвестиции, незначительные или убыточные с точки зрения частного капитала, но необходимые для продолжения воспроизводства в национальном масштабе. Отраслевые и общеэкономические кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, усиление конкуренции на мировых рынках требовали общенациональной экономической политики.

По сей день никто не оспаривает необходимость этих функций, кроме того, к ним добавлены новые. Но что особенно важно, так это то, что центральные власти вмешиваются сегодня даже в процесс ценообразования. Конечно, в рыночной экономике они не устанавливают цены на отдельные товары напрямую, как при централизованном планировании. Но, регулируя, скажем, проценты, взимаемые банками за кредит, они могут ускорить или замедлить общие темпы роста цен. Возникает вопрос: почему государство берет на себя такие экономические функции, которые теоретически рынок должен «идеально» решать? Реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции и, следовательно, от самого совершенства. Поэтому государство вынуждено вмешиваться.

Стоит отметить, что среди экономистов нет единого мнения о том, в какой степени и в какой форме это должно делать государство. Некоторые считают, что это должно частично решить проблему эффективного распределения ресурсов для рынка. Другие, напротив, предупреждают, что от такого прямого вмешательства ничего не выйдет, и функции государства следует сводить исключительно к поддержанию правил «рыночной игры», например, ограничивая власть «диктаторов» в рынок.

В плановой экономике государство играет решающую роль в определении всех экономических пропорций. При построении системы государственного регулирования экономики здесь преобладает принцип «максимальной возможности»: все экономические процессы, которые в принципе поддаются централизованному регулированию, должны контролироваться центральными властями. Общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления выступает в качестве основного регулятора экономических пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой она всегда выполняет вспомогательные функции.

В рыночной экономике рынок является основным регулятором экономических пропорций. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Он построен на основе принципа «необходимости»: только в тех областях, где регуляторы рынка неэффективны по различным причинам, государственное регулирование допустимо и целесообразно.

Как уже отмечалось, представления разных экономистов и политиков о том, какие процессы могут регулировать государство, а какие - рынок, не совпадают. Поэтому степень вмешательства государства в экономику не одинакова в разных странах с рыночной экономикой. Так, например, в Швеции или Голландии государство влияет на экономические процессы более активно, чем в США. У каждой страны своя модель государственного регулирования. Таким образом, в Соединенных Штатах фискальные методы преобладают с небольшим количеством имущества. Западная Европа характеризуется сочетанием высокой доли государственных расходов в ВВП с наличием (особенно в 1950–1980-е годы) значительного государственного сектора, прежде всего в финансовом и инфраструктурном секторах. В Японии с относительно небольшой долей бюджетных расходов в ВВП и незначительным размером государственного сектора разработана уникальная система взаимодействия между государственными органами и крупными корпорациями для достижения стратегических целей в экономике.

 

Задачи государственного регулирования

 

Государственное регулирование экономики решает различные проблемы, которые выходят на первый план в тот или иной период. Это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, стимулирование прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержание внешнеэкономического равновесия путем активизации или ограничения экспорта или импорта различных товаров или капитала.

Уровень государственного (макроскопического) регулирования сложился после самого глубокого кризиса в истории капитализма 1929-1933 годов (так называемый великий кризис), особенно после Второй мировой войны. Этот кризис показал, что существовавший в то время «двухслойный» экономический механизм не был способен обеспечить более или менее стабильное состояние и развитие капиталистической экономики и, следовательно, общества в целом. Стало очевидно, что без резкого повышения экономической роли государства у традиционного капитализма нет будущего. Заметное увеличение роли государства в экономике было четко выражено, например, в увеличении общих расходов по отношению к ВВП.

После Второй мировой войны во всех западных странах сложились многоплановые системы государственного регулирования. Более того, в организации этих систем преобладает общее, а не частное, хотя последнее важно.

 

Функции государственного регулирования

 

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена ​​на достижение общей цели - благополучия человека, его морального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защиты личности.

Как правило, государство исправляет те «недостатки», которые присущи рыночному механизму и с которыми оно само не справляется, или это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для конкуренции между предпринимателями, для эффективной конкуренции и для ограничения власти монополий. Он также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, поскольку рыночный механизм не может адекватно удовлетворить коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни также продиктовано тем, что рынок не обеспечивает социально справедливого распределения доходов. Государство должно заботиться об инвалидах, бедняках, стариках. Он также относится к сфере фундаментальных научных исследований. Это необходимо, потому что это очень рискованно для предпринимателей, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрой прибыли. Поскольку рынок не гарантирует права на работу, государство должно регулировать рынок труда и принимать меры по снижению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы этого сообщества граждан. Принимает активное участие в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Экономические функции современного государства довольно разнообразны и сложны. Каждая функция государства имеет субъектно-политическую характеристику. Его содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства оно использует для достижения конкретной цели.

Можно выделить две группы функций государственного регулирования:

  1. Функции обеспечения правовой основы для функционирования рынка, а также функции стимулирования и защиты конкуренции, как основной движущей силы в рыночной среде;
  2. Функции перераспределения доходов, корректировка распределения ресурсов, обеспечение экономической стабильности, экономический рост.

Давайте подробнее рассмотрим эти функции:

Стимулирование сбалансированного экономического роста. Одной из важнейших функций является стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. С помощью системы определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризис, спад производства и снизить инфляцию. С этой целью он стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость и регулирует банковские проценты и налоговые ставки. В целом, чтобы сгладить циклические колебания в период экономического спада, государство проводит политику активизации всех экономических процессов, а во время своего подъема оно стремится сдерживать деловую активность.

Обеспечение занятости. Функция обеспечения занятости должна быть подчеркнута. Это одна из самых актуальных проблем в современной рыночной системе. Рыночный механизм не может автоматически реализовать право на работу для тех, кто может и хочет работать. Оптимальная рабочая сила необходима для эффективного функционирования рынка. Это создает много сложных проблем для государства. В его обязанности входит регулирование рынка труда с целью поддержания определенного уровня занятости, материальная поддержка людей, которые потеряли работу или не смогли ее найти. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения. В нем неизбежна вынужденная безработица (ее уровень до 6% считается естественным). Безработица - это не только серьезная социальная проблема, но и недостаточно производимый валовой национальный продукт, снижение потребительского спроса и налоговых поступлений, а также увеличение государственных расходов на пособия. Поэтому государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок труда, для чего он создает соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переподготовку рабочей силы и т. д.

Цена регулирования. Сфера деятельности государства также включает регулирование цен. Значимость этой функции велика, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь, цены активно влияют на структуру экономики, инвестиционный процесс, стабильность национальной валюты и социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены, используя различные методы воздействия, проводить определенную ценовую политику. Например, в любой стране существует множество товаров и услуг, цены на которые определяются государством: тарифы на железнодорожные перевозки, электроэнергию и т. д. Зачастую государство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты для производителей социально значимых товаров, устанавливает так называемые предельные цены, определяющие только их верхние границы.

Создание правовой базы. Одной из основных функций государства является создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленную на производство доброкачественных продуктов и лекарств и т. д. Для контроля за соблюдением законов создаются специальные органы. Например, в США существует Комиссия по безопасности потребительских товаров, широкого потребления. Управление по контролю над качеством продуктов питания, медикаментов и косметических средств и т.п.

Распределение ресурсов. Рыночные механизмы не обеспечивают рационального, с социальной точки зрения, распределения ресурсов. В этих случаях государство берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и субсидий, финансирования производства общественных благ или непосредственного управления их производством. Посредством регулирования инвестиций государство влияет на темпы и пропорции общественного производства, используя финансовые и денежные механизмы. Инвестиции осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот. Например, чтобы стимулировать частные инвестиции, осуществляемые с помощью займов, государство покрывает часть процентов по займу из своих собственных средств. Такая политика требует от государства гораздо меньше ресурсов, чем если бы оно само занималось инвестициями в проекты.

Можно выделить социально ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которые не обрабатываются частным сектором. Создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т. д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развития образования и здравоохранения.

Система распределения регулируется государственными закупками и потребительскими кредитами, которые довольно широко развиты в рыночной экономике. Система потребительского кредитования расширяет емкость рынка, так как стимулирует рост совокупного спроса.

Регулирование рынка труда. Важная роль отводится государственному регулированию рынка труда, где оценивается стоимость рабочей силы, определяются условия ее занятости, включая заработную плату и условия труда, возможность профессионального роста, гарантии занятости и т. д. В нем отражены основные тенденции в разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамика безработицы. Для обеспечения социальной стабильности в обществе и предотвращения стихийного развития миграционных процессов государство принимает меры по упорядочению и регулированию миграционных потоков, внедряет системы иммиграционного контроля, пресечения незаконных действий в этой области, систематически анализирует состояние социально-трудовой сферы, разработать социальные программы по содействию занятости и т. д.

Обеспечение социальной защиты. Для сохранения человеческих ресурсов в областях, жизненно важных для развития общества, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий должно стать обязательным элементом государственной политики перераспределения ресурсов. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размер дохода зависит от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, которым не принадлежит ни земля, ни капитал, ни рабочая сила (бедные, инвалиды). Им нечего представить рынкам факторы производства, они не участвуют в конкуренции, они не получают никакого дохода. Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе есть безработные, которые могут работать, но не могут найти рыночного использования для своей работы. Даже для людей, которые представляют тот или иной фактор производства, распределение рынка не гарантирует минимальный доход, который обеспечивает стандарт благосостояния. Рыночное распределение доходов не распространяется на тех, кто занимается производством общественных благ, их содержание становится заботой государства, а не рынка.

Причины и формы государственного вмешательства в экономику

Во всех этих случаях государство имеет право вмешиваться в перераспределение доходов, поскольку то, что справедливо с точки зрения рыночного механизма, несправедливо по отношению к общечеловеческим моральным нормам, нарушает право человека на достойное существование в обществе. Страны с развитой рыночной экономикой испытали острые социальные конфликты, им потребовалось много времени, чтобы прийти к социальному согласию, понимая различными социальными слоями абсолютную ценность права человека на жизнь. В результате экономические функции государства расширились, активно участвуя в перераспределении доходов.

Государство гарантирует минимальную заработную плату, пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пособия по безработице, различные виды помощи бедным, а также индексирует фиксированные доходы в связи с ростом цен и т. д.

Реализация национальных интересов. Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает реализацию государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль за международной миграцией капитала и рабочей силы, влияние на обменные курсы, управление платежными балансами и многое другое.

Перечень функций государства от этого не исчерпывается. Государство, пытаясь решить проблемы, не зависящие от рынка, проводит антимонопольную политику в целях поддержания конкуренции, обеспечивает свободу предпринимательства, правопорядка в экономической жизни, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. Государство всегда сохраняет организацию денежного обращения и социального страхования, осуществляя глубокие структурные преобразования производства, решая проблемы фундаментальной науки, производя общественные блага, оказывая помощь малоприбыльным, но важным для экономики отраслям, обеспечивая стабильность экономики, национальная валюта, контролирующая внешнеэкономическую деятельность, в том числе организацию таможенной системы, и многие другие. Это так называемые классические функции государства, которые как бы составляют нижнюю границу его вмешательства в рыночную экономику.

Однако в современном мире функции государства гораздо шире. С развитием общества, с изменениями в структуре общественного производства, изменениями в его технической базе, растущей значимостью определенных сфер общественной жизни, возрастает его роль в регулировании следующих социальных процессов: установление минимальных ставок заработной платы; защита окружающей среды человека; развитие инфраструктуры; рабочее время и время отдыха; определение прожиточного минимума; пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий для малообеспеченных членов общества; пособия на обучение и т. д.

Исключительной прерогативой государства являются высшие национальные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которого оно является. Государство обязано поддерживать баланс общественных интересов, социальной стабильности и защищать национальные интересы путем организации контроля над национальными ресурсами при проведении внутренней и внешней политики. Здесь важное место занимает управление предприятиями и организациями, которые являются государственной собственностью. Их круг должен быть ограничен отраслями национального значения, например, ядерной энергией, космической деятельностью, общественным транспортом, связью и т. д.

В последнее время наблюдается тенденция передавать некоторые функции государственного регулирования различным институтам гражданского общества - ассоциациям, союзам, которые не являются ни государственными органами, ни рыночными структурами.

Ни одна из вышеперечисленных функций не исчезает и не теряет своей роли с течением времени. Изменения касаются механизма, методов и форм выполнения функций государства в рыночной экономике.

Но следует помнить, что если государство пытается сделать больше, чем рыночная экономика, оно продолжает распределять производственные ресурсы, сохраняет административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитные долги, сохраняет рабочие места в технологически отсталых отраслях, пытается чтобы обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, в народном хозяйстве сохраняется отсталая структура производства, низкокачественная продукция, отставание развитых стран в области научно-технического прогресса и уровень жизни людей растет. В результате страдают те, для кого государство пошло за пределы разумного вмешательства в экономику.

Таким образом, основными направлениями экономической деятельности государства являются:

  1. Обеспечение нормальных условий для функционирования рыночного механизма, который подразумевает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционное предотвращение с помощью стабильной денежно-кредитной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и т. д. В странах, которые встали на путь восстановления рыночной экономики, государство также должно сформировать многоотраслевую экономику, демонтировать звенья административного и командного управления, сформировать эффективную систему экономических регуляторов и многое другое.
  2. Выполнение функций, обозначенных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами государственного вмешательства в экономику. При решении этих экономических проблем рыночный механизм выявляет его несостоятельность или неэффективность.
  3. Разработка, принятие и организация реализации экономического законодательства, т. е. правовой базы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и т. д.

 

Методы государственного регулирования рыночной экономики

 

Государство выполняет свои функции, применяя различные методы, к которым рыночная система предъявляет следующие требования:

Во-первых, любые действия государства, нарушающие рыночные связи, исключаются. Например, общее директивное планирование, естественное распределение производственных ресурсов и товаров народного потребления (фонды, талоны, купоны и т.д), общий административный контроль над ценами и т. д. недопустимы. Из этого не следует, что в рыночной экономике государство снимает с себя любую ответственность, например, за уровни и динамику цен. Наоборот, государство внимательно следит за ценами и, опираясь главным образом на методы управления экономикой, пытается предотвратить их неконтролируемый инфляционный рост и имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании.

Во-вторых, влиять на рынок преимущественно экономическими методами. Если государство опирается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм. В то же время это не означает, что в рыночной экономике административные методы не имеют права на существование, в некоторых случаях их применение не только допустимо, но и необходимо.

В-третьих, экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, они должны применяться в соответствии с правилом «не вмешиваться в рынок». Если государство игнорирует это требование, не обращает внимания на то, как действия регуляторов отражаются на рыночном механизме, последний начинает выходить из строя.

Государство влияет на рыночный механизм через:

  • его расходы;
  • налогообложение;
  • регулирование;
  • государственное предпринимательство.

Государственные расходы считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики. Они влияют на распределение доходов и ресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование, социальное обеспечение.

Переводные платежи являются неотъемлемым элементом расходов. Это включает различные виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности, на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветераны войны. Но возможности использования трансфертных платежей в качестве канала для перераспределения доходов не безграничны. Значительное увеличение размера и продолжительности выплаты пособий по безработице или пособий бедным людям ослабляет стимулы к работе, что отрицательно сказывается не только на экономике, но и на социальной атмосфере в обществе. Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в уровне жизни между группами населения с высокими и низкими доходами, но только в той степени, которая не угрожает подавлению деловой активности.

Налогообложение является еще одним важным инструментом государственной политики. Например, в Соединенных Штатах налоги составляют около 1/3 от общей стоимости товаров и услуг, произведенных в течение года. Налоги играют важную роль в перераспределении доходов. Тем не менее, возможности для увеличения налоговой прогрессии очень ограничены. Значительное увеличение прогрессивности налогообложения подрывает стимулы для получения высоких доходов и, тем самым, к высокопроизводительной работе и инвестициям, способствует оттоку капитала за границу, что негативно влияет на развитие национальной экономики.

Государственное регулирование способствует формированию экономических связей и пропорций, координации экономических процессов и увязке частных и общественных интересов. (В США существует более 100 федеральных агентств, занимающихся проблемами и практикой экономического регулирования). Государственное регулирование осуществляется в различных формах - законодательной, налоговой, льготной. Законодательная форма означает, что принимаются специальные законодательные акты, которые обеспечивают относительно равные возможности для конкуренции, расширяют границы конкуренции, препятствуют развитию монополизированного производства и установлению необоснованно высоких цен.

Примером законодательной формы регулирования является антимонопольное законодательство. В США, например, оно проводится с 1890 года, с момента принятия «Закона Шермана», который впоследствии был дополнен рядом других государственных актов. Антимонопольное (антимонопольное) законодательство направлено на противодействие монополизации экономики, на стимулирование конкуренции. Нарушения антимонопольного законодательства в Соединенных Штатах подлежат уголовной и гражданской ответственности. Это влечет за собой штраф в размере до 1 миллиарда долларов от корпорации, до 100 тысяч долларов от чиновника и до трех лет тюрьмы. Антимонопольное управление Министерства юстиции США возбудило около 80 уголовных дел в год (1980-е годы). На международном уровне конкуренция регулируется специальными межгосударственными соглашениями, документами Комиссии ООН по промышленности и торговле, Европейского экономического сообщества и других организаций.

Налоговые и кредитные формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов для воздействия на национальный продукт. Изменяя налоговые ставки, стимулы, правительство влияет на сокращение или расширение производства, принятие инвестиционных решений. Изменяя условия кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства. Продавая ценные бумаги, он уменьшает банковские резервы, в то время как процентные ставки растут, и, соответственно, уменьшается добыча. Скупая ценные бумаги, государство увеличивает банковские резервы, в то время как процентные ставки падают, а производство расширяется.

Форма субвенции регулирования предусматривает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям, предприятиям (в основном таким отраслям, как сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность, судостроение, транспорт). Доля субвенций в ВНП развитых стран составляет 5-10%. Предоставляя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым меняет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли могут покрывать расходы, которые они не могли бы покрыть по рыночным ценам.

Некоторые западные экономисты полагают, что субвенции нарушают работу рыночного механизма, препятствуют адекватному распределению экономических ресурсов и препятствуют реакции рынка на изменения в затратах и ​​объеме производства на стороне предложения.

Государственное предпринимательство, как правило, осуществляется в тех областях, где бизнес противоречит характеру частных фирм или когда требуются огромные инвестиции и риски. Государственные предприятия занимают значительные позиции в таких отраслях, как энергетика, черная металлургия, транспорт, связь. Доля государственного предпринимательства варьируется от страны к стране.

 

Вывод:

 

В нашей стране был построен тип экономики, в котором существовала чрезвычайно высокая степень государственной монополии - экономика с централизованным управлением. Он был основан на планировании, то есть централизованном решении вопросов о том, сколько и что производить, какие ресурсы следует использовать в этом случае, сколько тратится труда и капитала, каким должно быть вознаграждение и т. д. о регулировании здесь: государству просто некому регулировать. В данном случае речь идет о замене всего многообразия форм собственности и способах ответа на вопрос «Что, как и для кого производить?» Однако такая система фактически оказалась неэффективной. Задача составления сбалансированного плана практически неразрешима из-за его колоссального размера и статичности. Но даже в маловероятном случае сбалансированного плана система, в которой все действия экономических агентов подписываются на пять лет вперед, оказывается неактивной, плохо адаптирующейся к изменениям.

Рыночный путь развития остается. Но в условиях рыночной экономики государство должно постоянно корректировать свое влияние. Государство не сталкивается с такими задачами, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но он также не имеет права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и производимыми товарами, как это делается в распределительной экономике. На мой взгляд, государство должно постоянно балансировать, иногда увеличиваться, иногда уменьшать степень вмешательства.