Причины, характер и пути преодоления конфликтов в профессионально-педагогической деятельности учителя

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 17.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Способности и мастерство преподавателя в педагогике
А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский о требованиях к личности учителя
Такт как основа педагогического общения учителя
Элементы театральной педагогики в деятельности учителя


Введение:

Человек - это социальное существо, а общение является неотъемлемой частью его существования. Коммуникация является важной системой образовательных отношений, которые способствуют эффективности образования и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Он действует в нем как инструмент влияния, и обычные условия и функции общения здесь получают дополнительное «бремя», поскольку из аспектов универсального они превращаются в профессиональные и творческие составляющие.

Но, к сожалению, педагогическое общение не всегда правильно. Часто именно в педагогическом общении возникают конфликты различного рода, иногда провоцируемые учеником, а иногда сознательно создаваемые учителем для достижения наилучшего результата в обучении и формировании личности ученика. Можно сказать, что конфликты не обошли стороной и педагогическое общение внутри школы. Поэтому изучение конфликтов - их возникновение, развитие, причины, разрешение - становится очень популярным. Не случайно школы не могут обойтись без помощи психологов, которые могут грамотно разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию. В некоторой степени профессия эксперта по конфликтам становится все более модной.

В связи с этим мы хотели бы выделить проблему педагогических конфликтов и попытаться глубже понять ее, чтобы исключить рост нежелательных конфликтов в сфере образования.

Крупнейшими исследователями в этой области являются А.А. Леонтьев Н.Е. Щуркова М.М. Рыбакова.

M.M. Рыбакова исследует типичные конфликтные ситуации между учителями и учениками. Она раскрывает причины, типы конфликтов, позиции, которые занимают в них учителя, поскольку считает, что источником большинства конфликтов являются сами учителя.

В своем исследовании А.А. Леонтьев рассматривает общение учителя со студентами. Насколько он их понимает, как он говорит с ними, слушает их, во многом зависит успех обучения и воспитания. А.А. Леонтьев показывает те качества и умения учителя, без которых невозможно создать благоприятные условия для педагогического общения.

Объект исследования: педагогическое общение.

Предмет исследования: конфликты в педагогическом общении.

Цель исследования: выявить конфликтно-стрессовые ситуации, их возникновение в педагогическом общении, типологию и методы разрешения.

Цели этого исследования:

  • Анализ литературы по проблеме исследования
  • Характеристика педагогического общения учителя и ученика
  • Выявление причин конфликтов в педагогическом общении
  • Выявление специфических конфликтов в педагогическом общении
  • Определение методов разрешения конфликтов в педагогическом общении.

Педагогическое общение как взаимодействие учителя и ученика

Понятие педагогического общения и его виды

Исследователи высказывают разные точки зрения, определяя общение. Так, например, А.А. Леонтьев утверждает, что общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности. Коммуникация - это процесс или процессы, которые происходят в определенном социальном сообществе - группе, коллективе, обществе в целом, процессах, которые по своей сути являются не индивидуальными, а социальными. Они возникают из-за социальной необходимости, социальной необходимости.

Большая современная энциклопедия дает следующее определение коммуникации: «Коммуникация - это взаимодействие двух или более людей, заключающееся в обмене информацией когнитивного или аффективно-оценочного характера между ними».

В психолого-педагогическом словаре мы находим следующее: «Общение - это взаимодействие субъектов, в котором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, навыками, что является необходимым условием для развития и формирования личности. и группы».

По словам М.М. Рыбакову в педагогическом общении можно отнести к тем видам деятельности, для которых содержание и характер отношений между ее участниками являются ключом к ее успеху. Педагогическое общение также означает влияние учителя на личность студента с целью изменения его поведения, убеждений, стиля отношения к себе и окружающим, формирования ценностных ориентаций и личностных качеств.

Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность студента. Педагогическое общение - это целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия учителя и приемных детей, содержащая обмен информацией, воспитательные влияния и организацию отношений с использованием коммуникативных средств. Помимо обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологической поддержки образовательного процесса, организационную функцию взаимоотношений учителя с образованным и выступает средством решения образовательных задач.

В процессе обучения можно выделить следующие характеристики общения:

  • определенный стиль общения);
  • Система связи, характерная для определенного этапа педагогической деятельности;
  • Ситуационная коммуникационная система, возникающая при решении конкретной педагогической и коммуникативной проблемы.

Существует несколько видов общения:

  1. Социально ориентированное общение (лекция, репортаж, телевизионная презентация). В этом случае лектор выступает в качестве представителя общества (любой социальной группы), а решаемая им задача является социальной.
  2. Предметно-ориентированное групповое общение - общение, включенное в коллективную работу, которое помогает команде решить стоящую перед ней проблему. На первом месте стоят производственные отношения. Задача под рукой также является социальной; Предметом и целью такого общения является организация коллективного взаимодействия в процессе труда.
  3. Лично ориентированное общение - общение одного человека с другим. Это общение также может быть другим: это может быть деловое общение или, может быть, просто «вскрытие».

В учебном процессе педагогическое общение занимает особое место, поскольку недостаточное внимание к личности студента в процессе обучения, использование методов обучения в ущерб личности учащихся - все это может привести к серьезным педагогическим проблемам. Поэтому, прежде всего, стоит понять, что такое педагогическое общение.

Подводя итог, мы говорим, что общение - это способ передачи информации от одного человека другому, передача или передача мыслей и чувств. Среди различных видов общения можно выделить педагогическое общение, которое занимает особое место. Педагогическое общение - это общение учителя (преподавательского состава в целом) со студентами в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации студента и творческого характера образовательной деятельности для правильного формирования личности студента.

Таким образом, можно сказать, что сегодня продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить реальный психологический контакт в педагогической деятельности, который должен возникнуть между учителем и детьми. Превратить их в субъекты общения, помочь преодолеть различные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей с привычной позиции последователей на позицию сотрудничества и превратить их в предметы педагогического творчества. В этом случае педагогическое общение формирует целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности.

Проблемы педагогического общения

Проблема оптимального педагогического общения была поставлена ​​еще при развитии советской педагогики, но не утратила своей актуальности и в наши дни.

Макаренко подчеркнул необходимость для учителя овладеть техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения. Он сказал, что мастерство заключается как в повышении голоса педагога, так и в управлении его лицом. По его мнению, не может быть учителя, который не умел бы играть, то есть не мог контролировать себя: «Настройка голоса, мимика, умение вставать, умение садиться - все это очень важно для учителя , Каждая мелочь имеет большое значение...».

Неоднократно в своих работах В.А. Сухомлинский. «Каждое слово, которое звучит в стенах школы, должно быть вдумчивым, мудрым, целеустремленным, насыщенным и - это особенно важно - адресованным совести живого, конкретного человека, с которым мы имеем дело ...». «Слово учителя должно, прежде всего, успокоить». По В. А. Сухомлинскому педагогическая культура связана с уровнем культуры человеческих отношений.

Выдающийся советский учитель С.Т. уделил большое внимание этому вопросу. Шацкий. Он сказал, что учитель должен заботиться не только о содержании своих требований, но и о форме и тоне их представления.

Самые талантливые учителя современности понимали соотношение «технологии» и «искусства» в деятельности учителя. Они были склонны к тому, что учителя должны обучаться не комплексу технических операций в каждом отдельном случае, а формировать его личность.

Так, советский учитель П.П. Блонски сказал, что педагог должен «создать собственную методику воспитания в зависимости от индивидуальных условий этой ситуации, а также от его личности и ученика...». Но для этого, по словам Блонского, нужен педагогический талант, который, наряду с личными качествами педагога, может быть трансформирован только в результате овладения техникой обучения. Отсюда и идея П.П. Блонский о «педагогической интуиции».

«Педагогическая интуиция» не является врожденной, это результат внутренней активности, которая превратилась в компонент личности. То, что ранее было реализовано в виде правил, превращается во внутренний подсознательный механизм. Но эта «ротация» осуществляется по-разному у разных людей, в зависимости от разных темпераментов, характеров, типов личности. Отсюда разные индивидуальные стили деятельности и поведения, а также разные индивидуальные стили общения между учителем и учениками.

Интересны данные, собранные американскими психологами Дж. Брофи и Т. Гудом о «субъективности» общения учителя, которая проявляется в основном избирательно. Установлено, что учителя чаще всего обращаются к школьникам, которые вызывают у них то или иное эмоциональное отношение - сочувствие, антипатию, беспокойство, неприязнь, тогда как те ученики, к которым они равнодушны, лишены внимания учителя. Оказывается, учитель более склонен относиться к более «умным» и дисциплинированным детям. На втором месте в этой классификации находятся спокойные ученики, на третьем - ученики, на которых легко влияют другие, но в то же время плохо управляемые. Самые нелюбимые - независимые, активные и уверенные в себе студенты. Еще один интересный факт заключается в том, что внешность ученика также имеет значение для учителя.

Следует отметить, что учитель невольно стремится больше общаться с учениками, которые сидят за первыми партами, прямо перед учителем, и что эти ученики, при прочих равных условиях, оцениваются учителем выше. Учитель также предпочитает учеников аккуратным, каллиграфическим почерком, очень чувствительным даже к голосу ученика.

Все вышеперечисленное - это обратная сторона индивидуального, дифференцированного отношения учителя к разным ученикам, что может быть.

В истории педагогики неоднократно поднимался вопрос об тех особых качествах и способностях учителя, благодаря которым обеспечивается успех того или иного вида его деятельности.

Так что Ф.Н. Гоноболин определяет ряд наиболее важных способностей, которыми должны обладать учителя:

  • Дидактические способности. К умственным качествам, необходимым для них, он относится способность свободно использовать учебный материал, умение оценивать сложность материала, находчивость и избирательность
  • Выразительные или выразительные способности, связанные в основном с речью
  • Перцептивные способности. Этот тип способностей тесно связан со способностью учителя общаться с детьми, устанавливать с ними контакты, что зависит от его коммуникативных способностей.
  • Организационные навыки
  • Способность к внушению, то есть способность внушать, заключающаяся в силе прямого волевого воздействия на учащихся
  • Научные и познавательные способности.

Но следует понимать, что когда тот или иной автор говорит о «способностях», он подразумевает способности или профессиональные навыки.

Если вы используете классификацию Е.А. Климова, согласно которому существует пять видов профессий: «человек - природа», «человек - технология», «человек - художественный образ», «человек - знаковая система», «человек - человек», профессия учителя классический пример такой профессии, как «человек есть человек».

Е.А. Климов также перечисляет комплекс педагогических навыков, который, по его мнению, включает в себя:

  • Высокий уровень умственных способностей
  • Высокий идейно-нравственный характер
  • Организационные навыки
  • Способность быстро и правильно понять внутреннее состояние души другого человека (сопереживание)
  • Волевые качества
  • Умение использовать речь как средство воздействия на людей
  • Умение быть внимательным ко многим объектам одновременно
  • Способность с высокой вероятностью прогнозировать дальнейшее поведение и развитие ученика.

На основании перечисленных выше навыков, которыми должен обладать учитель, может возникнуть вопрос о том, можно ли развивать все эти навыки в себе. Очевидно, что делать это нужно не только на профессиональном материале. Все эти навыки можно развивать без особой профессиональной ориентации.

Подводя итог, можно сказать, что педагогическое общение является важнейшим инструментом создания атмосферы равенства, справедливости, взаимопонимания, которая должна преобладать в отношениях учителя с учениками. Что остается важным, так это тот факт, что сам учитель должен осознавать, что его отношения со студентами будут зависеть от его поведения и его действий. Учитель должен знать, что именно он организует учебный процесс, что от него зависит, прежде всего, то, как строятся его отношения со студентами. Интересы учителя должны быть прежде всего направлены на студентов, на их развитие и дальнейшее развитие. В противном случае неправильные действия учителя могут привести к конфликтам в педагогическом общении.

Конфликты в педагогическом общении

Причина педагогического конфликта и его особенности

Взаимодействие учителя со студентами организовано через разрешение педагогических ситуаций. Педагогическая ситуация Н.В. Кузьминой - это «реальная ситуация в учебной группе и в сложной системе взаимоотношений и взаимоотношений студентов, которую необходимо учитывать при принятии решений и способах влияния на них».

Обучающие ситуации могут быть простыми и сложными. Простые допускаются учителем без всякого сопротивления со стороны учеников через организацию их поведения в школе. В сложных ситуациях большое значение приобретают эмоциональное состояние учителя и ученика, характер отношений с сообщником в ситуации. В случае, когда невозможно разрешить конфликтную ситуацию во времени, возникает конфликт.

Среди потенциально конфликтующих педагогических ситуаций можно выделить следующие:

  • Ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие в результате выполнения студентом академических заданий, успеваемости, внеклассной деятельности;
  • Ситуации (конфликты) поведения (действий), возникающие в результате нарушения учащимся правил поведения в школе, часто в классе и вне школы;
  • Ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных и личностных отношений студентов и преподавателей, в области их общения в процессе педагогической деятельности.

Рассмотрим каждую из этих педагогических конфликтных ситуаций более подробно.

Ситуации и конфликты деятельности

Ситуации с учебной деятельностью часто возникают на уроках между учителем и учеником, учителем и группой учеников и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание. Это может произойти по разным причинам: усталость, трудности в усвоении учебного материала, преувеличенные требования учителя, неспособность выполнить домашнюю работу и часто неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи в случае трудностей в работе.

Конфликтные ситуации на уроках об академической работе могут привести к напряженности между учителем и учеником, а иногда и к полному непослушанию учителя, что может привести к конфликту. В этом случае конфликт деятельности становится конфликтом поведения и отношения, который гораздо сложнее разрешить, потому что он может принять групповой характер, а учитель остается без поддержки учеников.

В современных школах такие конфликты усиливаются из-за того, что учителя часто предъявляют чрезмерные требования к овладению предметом и используют оценки как средство наказания тех, кто не подчиняется учителю, не выполняет все его требования, и нарушать дисциплину на уроке.

Таким образом, истинный мотив образовательной деятельности искажается, такие ситуации часто становятся причиной ухода способных, самостоятельных учеников из школы, а у остальных снижается интерес к познанию в целом.

Ситуации и конфликты действий

Педагогическая ситуация может приобрести характер конфликта, если учитель допустил ошибки в анализе действий учащегося, сделал необоснованный вывод и не выяснил мотивы. Следует иметь в виду, что один и тот же поступок может быть продиктован совершенно разными мотивами.

Часто учитель вынужден корректировать поведение учеников путем оценки их действий с недостаточной информацией об обстоятельствах и истинных причинах этих действий. Учитель не всегда наблюдает за жизнью ребенка, только догадывается о мотивах поступка ученика, мало знает об отношениях между детьми, поэтому ошибки в оценке поведения вполне возможны, что, в свою очередь, вызывает вполне оправданное возмущение учеников.

Учителя, оценивая действия учеников, не всегда ответственно относятся к последствиям таких оценок для ученика и не заботятся о том, как такие оценки повлияют на его последующие отношения с этим учеником.

Учитель часто дает оценку не только поступку, но и личности ученика, что вызывает у учеников разумное возмущение и протест, а иногда и желание вести себя так, как учителю нравится оправдывать его ожидания.

В подростковом возрасте это приводит к конфликту в поведении, слепому подражанию модели, когда ученик не утруждает себя желанием заглянуть внутрь себя, оценить свои собственные действия.

Учителя часто спешат принять меры для наказания учеников независимо от их положения, в результате чего ситуация теряет свое воспитательное значение, а иногда и становится конфликтной.

Ситуации и конфликты отношений

Конфликты в отношениях часто возникают в результате неумелого разрешения ситуаций учителем и, как правило, носят долгосрочный характер.

Конфликты отношений приобретают личностный смысл, порождают длительную враждебность или ненависть ученика к учителю, надолго нарушают взаимодействие с учителем и создают неотложную потребность в защите от несправедливости и недопонимания со стороны взрослых.

По содержанию ситуаций, возникающих между учителем и учениками, вы можете узнать о характере существующих взаимоотношений между ними, позициях учителя и учеников - это раскрывает познавательную функцию педагогических ситуаций и конфликтов.

Итак, в сфере образования принято различать четыре предмета деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие предметы вступают во взаимодействие, можно выделить следующие типы конфликтов: студент - студент; ученик - учитель; ученик - родители; студент - администратор; учитель - учитель; учитель - родители; учитель - администратор; родители есть родители; родители - администратор; администратор - администратор.

Педагогический конфликт отличается от других конфликтов. Соответственно, он имеет ряд особенностей, присущих только ему.

Вот некоторые из них:

  • Профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь школа - это модель общества, в которой учащиеся изучают социальные нормы отношений между людьми;
  • Участники конфликта имеют разный социальный статус (учитель - ученик), что определяет их разное поведение в конфликте;
  • Разница в возрасте и жизненном опыте участников ставит их на разные позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки в их разрешении;
  • Различное понимание участниками событий и их причин (конфликт по-разному видится глазами учителя и глазами ученика), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику - справиться с ситуацией. со своими эмоциями и подчинить их разуму;
  • Присутствие других студентов в конфликте делает их свидетелями в качестве участников, и конфликт приобретает для них образовательный смысл;
  • Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его проявить инициативу в разрешении этого конфликта и быть в состоянии поставить интересы ученика как развивающейся личности на первое место;
  • Любая ошибка учителя в разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые входят другие ученики;
  • Конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

Подводя итог, можно сказать, что взаимодействие учителя с учеником происходит через разрешение педагогических ситуаций, что поможет избежать дальнейших конфликтов. Причинами этого конфликта могут быть ситуации, возникающие в результате выполнения учащимся академических заданий, успеваемости, внеклассной деятельности, нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее, ситуации, возникающие в сфере эмоциональных и личных отношений между студенты и преподаватели. Таким образом, учитель должен анализировать действия учащегося на индивидуальной основе, поскольку один и тот же поступок может быть продиктован совершенно разными мотивами. Причиной конфликта также может служить неверная оценка поведения и неумелое разрешение ситуации учителем. Такие конфликты часто принимают личный характер.

Конфликт как столкновение актеров

В основе любого конфликта лежит противоречие, то есть ситуация, в которой одно исключает другое. Конфликт всегда сопровождается сильным психологическим стрессом. Конфликт, как явление реальности, становится конфликтом лично для нас, когда возникающие в нем противоречия значимы для нас лично. Признаками конфликта могут быть: субъективность носителей противоречия, личностный смысл субъекта противоречия для каждого из субъектов и обстоятельства, выявившие противоречия для каждого из субъектов.

Исходя из вышеизложенного, конфликт - это момент в межличностных отношениях двух или более субъектов, имеющих индивидуальный внутренний мир, когда между этими структурами личности возникает противоречие, происходит столкновение личных значений.

В психологии конфликт характеризуется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых тенденций, одного эпизода в уме, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях отдельных лиц или групп людей, связанных с негативными эмоциональными переживаниями».

В Большой современной энциклопедии конфликт - это столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, зафиксированных ими в резкой форме.

Конфликт в педагогическом общении часто проявляется как желание учителя подтвердить свою позицию и как протест студента против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.

Существенной трудностью для ученика является ежедневное соблюдение правил поведения в школе и требований учителей на уроках и перерывах. В связи с этим возможны незначительные нарушения общего порядка: ведь жизнь детей в школе не ограничивается только учебой; возможны ссоры, оскорбления, смена настроения.

Правильно реагируя на поведение ребенка, учитель берет ситуацию под контроль и восстанавливает порядок. Хотя поспешность в оценке действия часто приводит к ошибкам, заставляет ученика оскорблять несправедливость учителя, и тогда педагогическое общение может перерасти в конфликт.

Становится очевидным, что именно педагогический конфликт занимает особое место среди конфликтов. Он существенно отличается от обычного конфликта, поскольку субъекты конфликта неравны по уровню развития. Учитель - это человек с большим жизненным опытом, он способен правильно интерпретировать ситуацию. У ребенка небольшой жизненный опыт, его поведение импульсивное, его способность к анализу все еще слабо развита. Вот почему учитель берет на себя ответственность за конфликт. И здесь многое зависит от учителя, так как он должен уметь разрешать конфликт таким образом, чтобы ребенок мог подняться на новый уровень развития.

Принципиальное различие между этими конфликтами заключается в том, что в них интересы учителя как субъекта конфликта ориентированы на интересы ребенка. Формируется довольно сложная ситуация - разворачивается конфликт, субъекты которого имеют один общий интерес. Ребенок живет и действует исходя из ситуационных интересов. Когда учитель говорит ему о будущем, он не хочет, а иногда все еще не может видеть это «далекое» будущее. Ему важно здесь и сейчас реализовать свои интересы. Столкновение этих двух интересов - сиюминутного интереса и интереса развития - полностью переносится в сферу интересов ребенка, поскольку учитель - это профессионал, чья деятельность направлена ​​на достижение именно интересов ребенка. Учитель создает такое столкновение, инициирует интенсивную духовную работу ребенка, потому что это столкновение направлено на развитие ребенка, его вхождение в культуру, что, в свою очередь, требует определенных усилий со стороны ребенка.

Поэтому учитель, переводя противоречие в область интересов ребенка, способствует его духовному развитию, а учитель, исходя из своих личных интересов, либо подавляет разум и волю ребенка, либо инициирует дикое своеволие ребенок.

Тогда конфликт выглядит довольно странно: он существует, и в то же время он не существует, потому что нет конфликта конфликтующих интересов двух образований. Существуют только противоречия в интересах одного и того же субъекта - ребенка. Поэтому очень важно, чтобы разрешение конфликта происходило на профессиональном уровне.

Учителя испытывают трудности в конфликте отношений, когда это происходит не с одним учеником, а с группой, поддерживаемой учениками всего класса. Это происходит, если учитель навязывает детям свой характер отношений, ожидая от них взаимной любви и уважения.

Отношения между учителем и учениками становятся разнообразными и значимыми, выходят за рамки роли учителя-ученика, если учитель действительно интересуется учениками, их условиями жизни, деятельностью вне школы и не притворяется заинтересованным. Это позволяет осознать образовательную ценность ситуации или конфликта. В противном случае возможен полный разрыв отношений.

Подводя итог, можно сказать, что учитель в силу более высокого уровня развития личности создает школу конфликта для ребенка и проводит ее через нее. Ребенок, следуя за учителем, учится видеть конфликт и находить выход из проблемной ситуации. Преодоление конфликта в педагогическом общении становится особенно трудным, поскольку само воспитание уже содержит противоречие. Это означает, что педагогический конфликт развивается на фоне существующих противоречий, поскольку конфликт в этом случае удваивается и, возможно, повышается до нескольких степеней. В связи с этим особое внимание следует уделить преодолению конфликтов в педагогическом общении.

Предотвращение и разрешение конфликтов

Как уже упоминалось, педагогическое общение может привести к конфликтам.

Исходя из того, что учитель в силу своего профессионализма и опыта способен видеть два интереса: ситуационный интерес и интерес к развитию ученика, как мы уже упоминали ранее, задача учителя в этом случае состоит в том, чтобы показать У ребенка эти два плана его интересов.

В педагогическом конфликте учитель как бы переносит ответственность за разрешение конфликта на плечи своего ученика. В этом случае конфликт приобретает внутриличностный характер, когда противоборствующими сторонами являются «я» ребенка и его другое «я». Следует понимать, что в этой ситуации учитель несет полную ответственность за столкновение двух «я» ребенка, за его разрешение.

Профессиональная хитрость заключается в том, чтобы сначала поднять ученика до уровня «равных», затем тайно показать ему возможный выход из столкновения, затем инициировать его деятельность и признать его достойным выходом из противоречия и остаться незамеченным.

Предотвращение конфликта, разрешение его на уровне педагогической ситуации - лучший вариант для выхода из ситуации обеим сторонам. В то же время учитель определяет момент возможного перехода ситуации в конфликт, косвенным образом снижает напряженность и берет ситуацию под контроль.

Разговаривая с детьми, учитель должен четко знать, что сказать, как сказать, когда сказать, чтобы достичь цели речи, адресованной ребенку, с кем говорить и зачем говорить.

Многим учителям сложно вести диалог со студентами разных возрастов. Диалог учителя со студентами часто ведется на командно-административном уровне и содержит набор стереотипных выражений, упреков, угроз, неудовлетворенности поведением ученика. Такое общение продолжается в течение многих лет обучения, и к старшему школьному возрасту многие ученики развивают отзывчивый стиль общения с учителями.

В последнее время, как отмечают многие учителя, культура общения между учителями и учениками значительно снизилась. Причиной этого они видят снижение культуры общения в повседневной жизни, на работе, в семье и, как следствие, в школе.

Говоря со студентом о своем поступке, учителю следует проявлять искреннюю заинтересованность в личности ребенка, а не спешить оценивать поступок и выражать негодование, негодование по поводу его поведения, угрожать наказанием, упрекать за непослушание. В этом случае ученик займет оборонительную позицию по отношению к учителю (близкий) для общения или грубо ответит, и общение будет сведено к обмену словесными ударами.

Когда учитель видит не только ученика, который нарушил дисциплину, совершил плохой поступок, но также и ребенка, который находится в беде и которому грозит наказание, и проявляет сострадание, желание помочь, выражает горе и сожаление по поводу случившегося, это создает определенный эмоциональный фон, который объединяет тех, кто говорит с общим опытом, сближает их позиции в общении.

Сближение позиций учителя и ученика, взаимопонимание помогут некоторые методики, которые не всегда используются учителями. Например, вы должны попытаться назвать ученика по имени, даже если учитель злится на него. Это даст ученику обращение с нежно-требовательным характером, объединится с ним. Следует иметь в виду, что подростки не так часто слышат свое имя, в школе к ним часто обращаются по фамилии. А сверстники в этом возрасте предпочитают называть друг друга псевдонимами, полуимями.

В общении учителя со студентами большое значение имеет не только содержание речи, но и мимика, тон, интонация речи, и если, по мнению экспертов, интонация во время общения между взрослыми может нести до 40% информации, то при общении с ребенком эффект интонации усиливается. По интонации ребенок обязательно узнает отношение взрослых к нему.

В интонации проявляются те переживания, которые сопровождают взрослую речь, адресованную ребенку, и он отвечает на них. Крик и однообразная речь учителя лишены действующей силы, потому что сенсорные входы ученика либо забиты, либо он вообще не воспринимает эмоциональное сопровождение, что вызывает равнодушие, какими бы ясными и правильными ни были слова и фразы. произносятся. Такая речь не вызывает чувства ученика, и учитель теряет подход к сознанию ученика из-за своего опыта.

Учитель также должен уметь слушать ученика и слышать его. Эффективность речи учителя во многом зависит от его способности слушать и настраиваться на волну ученика. Это не так легко сделать по ряду причин: во-первых, трудно ожидать, что у студента будет гладкая и связная речь, поэтому взрослые часто прерывают его, делая утверждение еще более трудным, хотя он никогда не говорил главное для него. Во-вторых, учителя часто не успевают выслушать ученика, когда ему нужно поговорить, и когда учитель должен чему-то научиться, ученик уже потерял интерес к разговору, и, кроме того, ему не интересно разговаривать с тот, кто его не слышит.

Учитель совершает грубую ошибку, теряет статус учителя и взрослого в глазах ученика, если он упрекает ученика, особенно подростка, в дисфункции семьи, в поведении родителей, братьев, сестер. - это не то, что ученики прощают учителям. Но, к сожалению, существует более одного случая нарушения этого правила. Часто случается, что учителя говорят об этом особенно зло.

Важным средством предотвращения и успешного разрешения конфликтов может быть техника «возврата эмоций».

Овладение своей профессиональной позицией, изучение мотивов действий ученика помогает учителю выйти за пределы собственных эмоций (что не так просто и просто) и реагировать на переживания ребенка.

Преподаватель вместе со студентами проживает каждый возрастной период становления своей личности, сопереживает их неудачам, радуется успехам, расстраивается из-за сбоев в поведении и работе, прощает - все это не снижает авторитет учителя в глазах студентов, а скорее сближает их на эмоциональном уровне, порождает сочувствие и взаимопонимание, помогает избавиться от стереотипов в отношениях со студентами. Без этого педагогическое сотрудничество немыслимо, когда учитель видит добро в том ученике, которого все давно считают неисправимым хулиганом, чтобы выразить надежду на его исправление.

Студенты ценят хорошие отношения с теми учителями, которые могут поделиться своими радостями и скорбями. В таких отношениях есть конфликты, но разрешить их гораздо проще, отношения не доходят до конфронтации. В конфликтах в процессе педагогического общения нет «правильных» и «виновных», победителей и проигравших до конца - в каждой педагогической неудаче, сложной судьбе ученика есть и вина неудавшегося учителя.

Однако учитель не всегда может контролировать ход конфликта, так как сам является его инициатором из-за неопытности, личных качеств, жизненной позиции.

Тогда основным звеном в разрешении педагогической ситуации, следуя М.М. Рыбаковой, мы считаем проведение ее психологического анализа. В этом случае учитель может раскрыть причины возникновения ситуации, не допустить ее превращения в длительный конфликт, то есть в какой-то степени научиться справляться с ситуацией, используя ее познавательные и воспитательные функции.

Однако психологический анализ не решит всех проблем в отношениях. Его удержание только уменьшит количество ошибок, которые делает учитель. Такой анализ является лишь основой для разработки независимых решений.

Цель психологического анализа - перенести внимание с негодования на действия студента на его личность и его проявление в действиях, действиях и отношениях.

Анализ помогает учителю избежать субъективности в оценке поведения учащихся. Анализируя поступок и оценивая поведение, часто виноват учитель, который менее симпатизирует учителю (для учителей-женщин этот критерий более значим), и поэтому учителя часто хорошо помнят даже незначительные нарушения дисциплины этими учениками. Эта позиция учителя приводит к тому, что он подменяет объективное изучение личностных качеств ученика списком тех проступков, в которых он был замечен ранее: хороший ученик помнит хорошие поступки, а плохим уделяется мало внимания, и Трудный ученик всегда остается виноватым.

Интерес к вопросам психологии развития и образования, интерес к ребенку, желание увидеть ситуацию глазами студента и помочь ему выбраться из нее, умение строить собственные рациональные рассуждения о возникающей ситуации - вот главные компоненты педагогически грамотного анализа.

Такой анализ помогает понять наш собственный опыт выхода из ситуации, разрешения конфликтов, выявления ошибок и просчетов в нашем поведении, а не повторения их, возложения на всех вину студентов. Таким образом, учитель учится принимать решения без лишних эмоций, отходя от традиционных мер воздействия. Это увеличивает его свободу выбора и профессиональную самооценку.

Чтобы успешно разрешить конфликт, учитель должен правильно охарактеризовать текущую ситуацию.

Эта функция включает в себя:

  • Описание ситуации, конфликта, действия (участников, места происшествия, действий участников и т. д.);
  • Что предшествовало ситуации;
  • Какие возрастные и индивидуальные особенности участников проявились в их поведении, положении, поступках;
  • Ситуация глазами ученика и учителя;
  • Личная позиция учителя в сложившейся ситуации (его отношение к ученику), реальные цели учителя во взаимодействии со студентом (чего он хочет: избавиться от ученика, помочь ему или ему безразлично по отношению к ученику) ;
  • Что нового узнал учитель о студентах из ситуации, поступка (познавательная ценность ситуации для учителя);
  • Основные причины возникновения ситуации или конфликта и его содержание (конфликт деятельности, поведения или отношений);
  • Варианты выкупа, предотвращения и разрешения ситуации, корректировки поведения студентов;
  • Выбор средств и методов педагогического воздействия и выявление конкретных участников при реализации поставленных целей в настоящее время и в будущем.
  • Естественно, что реальные ситуации из жизни школы, собственный опыт учителей могут не вписываться в рамки предлагаемой схемы, но выделенные вопросы помогут определить важный момент в ситуации, использовать психологические знания, чтобы понять ее, и построить свой собственные рассуждения.

Знание содержания и особенностей потребностей ребенка в разные возрастные периоды позволяет нам предлагать приемлемые способы их удовлетворения.

При разрешении конфликтов учителя считают наказание одним из основных средств воздействия. Они считают, что из-за этого акт больше не будет повторяться, что это испугает студента. Но нужно подумать о том, какие следы переживаний остаются в душе ребенка после его наказания: покаяние, гнев, страх, агрессия, обида, вина ... В некоторых случаях вместо наказания более уместно найти компромисс между учителем и учеником.

Если компромисс не может быть найден, и учитель решает наказать ученика, учитель должен следовать указаниям А.С. Макаренко, который писал: «Независимо от того, насколько сурово наказан ученик, наложенное наказание всегда должно разрешать конфликт до конца, без каких-либо остатков. Через час после наложения штрафа необходимо поддерживать нормальные отношения с учеником».

Для разрешения конфликта, когда отношения между учителем и учеником приобретают характер противостояния, иногда они приглашают «третьего».

При выборе третьей стороны следует иметь в виду, что он должен иметь возможность присоединиться к разрешению ситуации не по служебным обязанностям. У него также должно быть искреннее желание помочь студенту и глубоко понять причины конфликта. Эта «третья» может быть как родителями, так и одним из учителей или сверстников. Главное, чтобы этот «третий» был значимым для конфликтующего студента.

Таким образом, мы рассмотрели различные методы и способы преодоления конфликтов в педагогическом общении. В результате анализа мы можем сделать вывод, что в большинстве случаев конфликтов можно избежать. Вам просто нужно научиться анализировать конфликтные ситуации и не допускать их дальнейшего перерастания в конфликты. Естественно, это требует как времени для приобретения соответствующего опыта, так и стремления избежать бесполезных спорных ситуаций в педагогическом общении.

Вывод:

Подводя итог всей проделанной работе, можно сказать, что цель, поставленная в начале работы, была достигнута, то есть были выявлены конфликты в педагогическом общении и определены пути их разрешения.

В результате изучения литературы, соответствующей выбранной теме, проанализированы педагогические связи между учителем и учеником, выявлены причины конфликтов в педагогическом общении и их специфика, а также пути разрешения конфликтов. Таким образом, все задачи были решены.

Выяснилось, что педагогическое общение - это такое общение учителя со студентом в процессе обучения, при котором учитель создает благоприятные условия для обучения студентов, для развития их мотивации к учебе с целью правильного формирования личности личности. ученик. Более того, на что будет похоже это общение, в первую очередь зависит от самого учителя, так как все его действия должны в первую очередь соответствовать интересам ученика. Все действия учителя должны быть направлены на то, чтобы все ученики действительно стали настоящими личностями.

В связи с тем, что в педагогическом общении происходит столкновение интересов учителя (заинтересованность в развитии) и до настоящего времени краткосрочных, временных интересов студента, часто возникают конфликты. Конфликт - это момент в межличностных отношениях двух или более сущностей, имеющих индивидуальный внутренний мир, когда возникает противоречие между этими структурами личности, происходит столкновение личных значений.

Педагогический конфликт занимает особое место среди конфликтов. Субъекты конфликта в педагогическом общении имеют один общий интерес. В этом случае конфликт возникает не между субъектами, а между двумя интересами разного характера. И в этом случае очень важно, чтобы разрешение конфликта происходило на профессиональном уровне.

Конфликты могут быть разрешены, как выяснилось в ходе работы, различными способами: провести психологический анализ ситуации; старайтесь не только слушать, но и слышать ученика; постарайтесь не упрекать его, а поговорить с ним о конфликте; предложите «третьей стороне» разрешить конфликт, если он станет конфронтацией между учителем и учеником.

Как бы ни отличались методы и методы преодоления конфликтов в педагогическом общении, важно помнить, что в большинстве случаев их можно избежать. Для этого необходимо научиться правильно оценивать и анализировать конфликтные ситуации и не допускать их дальнейшего превращения в конфликты.