Представительная и непосредственная демократия в системе местного самоуправления

ВУЗ: РАНХиГС
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ для РАНХиГС:

 

Много готовых курсовых работ для РАНХиГС

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Механизм выделения и осуществления региональных интересов в государственном управлении
Местное самоуправление: сущность, характерные черты, исторические формы самоуправления
Местное самоуправление и административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации
Структура и организационные основы деятельности органов местного самоуправления


Введение:

В последние годы в практике местного самоуправления все больший процент жителей принимают активное участие в решении местных проблем. В рамках демократического государства реализация воли граждан на всех уровнях власти является одной из важнейших проблем. Проводятся референдумы, выборы, собрания граждан. Но, к сожалению, жители муниципальных образований не всегда осознают важность своего участия в решении местных проблем. Это заставляет изучать опыт различных организационных форм прямой демократии и выявлять проблемы в системе местного самоуправления.

Темам демократии и местного самоуправления уделяется достаточное внимание в отечественной и зарубежной литературе. Даже Аристотель в своих работах говорил о традициях демократии. Смирнов Г.Н., Руссо Ж.-Ж., Алексис де Токвиль, Ленин В.Д. - все эти деятели и писатели уделили особое внимание понятиям демократии. Профессор Л. Мелихов рассказал об основных особенностях местного самоуправления. В то же время проблемы реализации местного самоуправления населением, решения вопросов местного значения в муниципальных образованиях раскрыты не полностью. На практике референдумы и выборы часто объявлялись недействительными из-за недостаточной явки населения. Это определило объект и предмет исследования, а также его цель и задачи.

Объектом исследования является система местного самоуправления.

Предмет - организационные формы прямой демократии в системе местного самоуправления.

Целью данного исследования является изучение организационных форм прямой демократии в системе местного самоуправления и выявление основных проблем при проведении референдумов, выборов, собраний граждан территориального общественного самоуправления.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • учитывать демократию в системе местного самоуправления;
  • изучить формы участия населения в органах местного самоуправления и их особенности;
  • изучить местный референдум как институт прямой демократии;
  • проследить развитие территориального общественного самоуправления в Краснодарском крае;
  • изучить местные выборы как форму прямой демократии;

Изучить сбор граждан: порядок проведения, характер принимаемых решений.

В ходе исследования автор опирался на такие общетеоретические методы, как анализ и классификация. Методами практического исследования, использованными автором, являются анализ, сравнение и обобщение данных о проведенных референдумах, выборах, сборах граждан и территориальном общественном самоуправлении.

Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, два раздела (первый - «Демократия в местном самоуправлении», второй - «Реализация основных форм демократии в местном самоуправлении»), заключение, список использованных источников.

Демократия в системе местного самоуправления

Связь между понятиями «демократия» и «местное самоуправление»

Демократия - самая сложная и многогранная форма правления. Термин «демократия» возник в древности и стал самым распространенным в политологии. Впервые он был использован в переводе аристотелевской политики в 1260 году. Споры о значении понятия «демократия» не прекращались с тех пор и до настоящего времени.

В политической науке общепринятые идеи еще не разработаны, что позволило бы сформулировать четкое определение демократии. Различные авторы различают отдельные компоненты демократии, такие как правило большинства или разделение властей.

Поэтому демократия интерпретируется в нескольких смыслах:

  1. в широком смысле как общественная система, основанная на добровольности всех форм жизни человека;
  2. более узко, как форма государства, при которой все граждане имеют равные права на власть;
  3. идеальная модель социальной структуры, как определенного мировоззрения, в основе которой лежат ценности свободы, равенства, прав человека.

Одновременно с развитием человеческого общества произошла эволюция понятия «демократия».

Основные этапы в понимании демократии:

  1. В трудах Аристотеля говорится о древней традиции в понимании демократии - этической. Это происходит с 5-го века до нашей эры. Демократия рассматривалась как государственное устройство - прямое правление граждан в рамках небольшой политики. Он был основан на человеческой добродетели и носил квалифицирующий характер, и решения принимались большинством равных и свободных граждан; 
  2. Классическая концепция демократии является законной. Автор - А. Токвиль. Он развивался в период возникновения национальных государств, которые превосходили небольшие политики на территории. Новый этап в развитии концепции демократии начался с Великой французской революции 1789 года. Демократия стала рассматриваться как направление общественной мысли, формируя цели общественно-политического движения, отвергающего монархию и элитарность. Демократия приобрела характер представительного правительства, которое избирается состоятельными гражданами. 

Ввиду того, что первоначальное значение демократии как демократии в значительной степени противоречило разнообразию практических форм ее реализации в современных обществах, возникла путаница в понимании этого термина.

Можно выделить шесть различных теорий демократии:

  1. Либеральная теория, о которой мы можем узнать в работах Алексиса де Токвилля «Демократия в Америке». Демократия рассматривается как ответственное и компетентное правительство. Источником власти являются люди, которые выражают свою волю через своих представителей, которые получили свои полномочия на определенный период. Отношения между людьми и их представителями закреплены в Конституции;
  2. Теория прямой демократии, одним из авторов которой является Ж. - Руссо. Она отрицает принцип представительности. Демократия - это прямое правление народа, способного выразить свою объединенную волю. Это основа для государственной деятельности и законотворчества;
  3. Теория плюралистической демократии. Его сторонники, одним из которых был Г. Ласки, отрицают существование единой воли народа как основы деятельности власти. Эта теория основана на балансе политических сил, что исключает действия одной правящей группы в собственных интересах;
  4. Элитная теория демократии. Одним из его сторонников является Дж. Шумпетер. Поскольку при голосовании или принятии решений не существует рационального поведения индивида и отсутствует обязательное понятие общего блага, необходимо политическое разделение труда. Требования демократии касаются только методов формирования институтов власти;
  5. Согласно Кэрол Патман, принцип разделения политического труда отсутствует в парасипаторской теории демократии. Самоопределение личности рассматривается как право на полное политическое участие в масштабе всего общества и в его различных сферах;
  6. Ленин Владимир Ильич был сторонником теории социалистической демократии. По его мнению, демократия является формой классового господства. В рамках этой теории сложились две традиции. В ортодоксальной концепции права и свободы личности приносятся в жертву интересам общества. А реформистская теория понимает демократию как определенную форму компромисса, соглашение разнородных сил, подтверждая, что цели общества меняются по мере изменения условий общества.

Политическая практика выявляет ряд общих черт современных демократий:

  1. широко распространенная законность;
  2. конкурентная политика;
  3. наличие политических партий;
  4. Гражданские, политические и социальные права.

Будучи уязвимой в изменяющейся среде, демократия как сложная форма отношений между властями и гражданами представляется весьма эффективной в высокоорганизованных, плюралистических и стабильных обществах.

Таким образом, демократия является наиболее сложной формой правления, о происхождении и основной идее которой существует множество различных теорий.

Вторая рассматриваемая концепция - «местное самоуправление». Чтобы понять, что это такое, необходимо определить понятия «управление» и «самоуправление».

По словам Р.В. Бабун, управление - это внешнее влияние, поступающее в систему извне, а самоуправление - это внутреннее влияние, которое генерируется самой системой.

В Российской Федерации как демократическом государстве местное самоуправление признается и гарантируется. Он независим в пределах своих полномочий, а органы местного самоуправления не являются частью системы государственной власти. 

Исходя из этого, местное самоуправление - это уровень государственной власти, наиболее близкий к населению, избираемый населением и обладающий значительной автономией и независимостью в решении местных жизненных проблем.

Профессор Л.А. Мелихов, основатель российской муниципальной науки, указал на основные черты местного самоуправления, которые отличают его от государственной власти.

Такие особенности, по его мнению, включают в себя:

  • Разница в характере власти. Местное самоуправление является подчиненным органом, действующим в порядке и в пределах, определенных высшим органом власти;
  • разграничение областей компетенции. Диапазон дел, которые возложены на местные органы власти, ограничен;
  • независимые источники средств. Местному самоуправлению были предоставлены определенные конкретные и ограниченные средства для выполнения его задач, что позволяет говорить о местном самоуправлении как особом субъекте прав;
  • территориально ограниченный избирательный принцип.

Существует три теории местного самоуправления: социальная теория, теория государства и государственно-социальная теория.

Социальная теория, ранее называемая «теорией свободного сообщества», основана на четком разграничении государственных и общественных дел. Одним из сторонников этой теории был Н.И. Лазаревский. Он считал, что община неприкосновенна для государства. Основатели теории считали, что четвертая, коммунальная власть, должна быть добавлена ​​к трем ветвям конституционной власти. Государство не имеет права вмешиваться во внутренние дела общества; это только должно гарантировать, что сообщество соблюдает законы государства и не выходит за пределы его полномочий.

В зависимости от того, какой аспект независимости местного сообщества от государства выделяется, существует три типа социальной теории самоуправления:

  • Экономическая теория: функции самоуправления носят строго экономический характер. Это оправдывает экономическую независимость сообщества (коммуны) и отсутствие контроля со стороны государства за его деятельностью;
  • теория права: органы местного самоуправления являются общественными, а не государственными, поэтому, в отличие от органов, назначаемых правительством, необходимы выборные органы местного самоуправления;
  • Политическая теория: самоуправление - это независимость граждан, которые не поступили на государственную службу и поэтому могут свободно выражать свою волю.

Все эти разновидности сходятся в одном - различие между общественными и государственными делами.

Теория государства рассматривает местное самоуправление как часть государственного устройства и исходит из невозможности различения государственных и общественных дел. По мнению И. И. Лазаревского, органы местного самоуправления должны быть включены в систему государственного управления.

В соответствии с этой теорией, общественные дела являются частью общественных дел, которые передаются в поле для исполнения; государство является источником коммунальной власти; любое государственное управление является общественным делом, поэтому сообщество не отделено от государства, а служит его целям и интересам. Эта теория была основой местного самоуправления в советский период.

Но большинство современных ученых придерживаются дуалистической, государственно-социальной теории местного самоуправления. Предполагается, что местное сообщество осуществляет не только местные дела, которые не требуют вмешательства и контроля со стороны государства, но и определенный круг дел государственного значения. Отношения между местными и государственными делами в органах местного самоуправления в разных странах в разные периоды времени могут различаться.

В дополнение к разнице между местным самоуправлением и местным самоуправлением следует выделить различие между местным самоуправлением и самоуправлением в общественных организациях. Член общественной организации, который не хочет подчиняться ее уставным положениям и требованиям, может выйти из нее или быть исключенным. Житель поселения не может быть исключен, поэтому он должен быть принужден соблюдать общие правила и процедуры, установленные местным правительством. Чтобы такое принуждение было возможным, органы местного самоуправления должны обладать полномочиями, полученными от населения, которое их избрало, и закреплено государством в его законодательстве.

Согласно закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

  1. Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и реализуется на всей территории Российской Федерации.
  2. Местное самоуправление в Российской Федерации является формой осуществления народом своих полномочий, обеспечивающих в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а также в случаях, установленных федеральными законами, законами Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации самостоятельно и под свою ответственность принимают решения населения непосредственно и (или) через органы местного самоуправления по вопросам местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и других местных традиций.

На наш взгляд, наиболее полный перечень основных принципов организации местного самоуправления дает О.Е. Кутафин. и Фадеев В.И.:

  • независимость населения в решении местных проблем;
  • организационное разделение органов местного самоуправления в системе государственного управления и взаимодействие с органами государственной власти при реализации общих задач и функций;
  • соблюдение полномочий финансовых и материальных ресурсов местного самоуправления;
  • ответственность перед населением органов и должностных лиц местного самоуправления;
  • разнообразие организационных форм местного самоуправления;
  • соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  • законность в организации и деятельности местного самоуправления;
  • гласность деятельности местного самоуправления;
  • сочетание коллегиальности и единоличного управления в деятельности местного самоуправления;
  • государственная гарантия в деятельности местного самоуправления.

Таким образом, мы считаем, что местное самоуправление является основой демократии. В каждой стране государственная политика определяет основные направления законодательства и правоприменительной практики. Если мнение граждан не учитывается при принятии решений на государственном уровне, то такую ​​местную демократию нельзя назвать дееспособной. Эффективность государственной политики напрямую зависит от того, насколько успешно учитываются местные особенности при принятии решений и в какой степени граждане имеют возможность влиять на государственные и местные дела.

Формы участия населения в местном самоуправлении и их характеристика

Формы демократии понимаются как исторически сложившиеся способы и средства выявления и выражения воли и интересов различных слоев общества.

Существуют два типа форм демократии, в зависимости от способа, прямого или косвенного, выражаются воля и интересы общества и людей:

  1. формы представительной демократии: люди осуществляют власть через своих представителей;
  2. Формы прямой демократии: основные вопросы государственной и общественной жизни решаются людьми напрямую.

Одной из важнейших форм демократии является референдум. Будучи важнейшим институтом демократии для народа, он имеет решающее значение для современного российского конституционализма, определяющего направление развития общества и государства, и призван предоставить гражданам возможность выразить свою волю в самом широком спектре вопросы.

При практически свободном депутатском мандате референдум должен обеспечить защиту граждан от произвола властей.

Референдум - это форма прямого выражения воли граждан России по важнейшим вопросам государственного, регионального и местного значения, которая проводится путем голосования граждан Российской Федерации, имеющих право участвовать в референдуме по проекту. решения, которые в случае положительного решения являются обязательными.

Три типа референдумов закреплены в Конституции Российской Федерации:

  1. все-русский;
  2. субъекты федерации;
  3. муниципальная.

Местный референдум - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законодательством субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования среди граждан, имеющих право участвовать в референдуме. чье место жительства находится в границах муниципального образования, а также иностранные граждане, постоянно проживающие в этом муниципалитете, которые участвуют в референдуме на основании международных договоров России в порядке, установленном законом.

Проведение референдума основывается на следующих принципах:

  • приоритет и наивысшая ценность прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции Российской Федерации), которая устанавливает приоритетность значения прав и свобод личности в государстве как меру возможности проведения референдума;
  • верховенство закона (статья 15 Конституции Российской Федерации);
  • равенство субъектов права перед законом и судом (статья 13.19 Конституции Российской Федерации);
  • политический плюрализм или политико-идеологическое многообразие партий, многопартийность (ст. 13 Конституции РФ).

Помимо референдума, формы прямой демократии включают в себя:

  • территориальное общественное самоуправление: самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельной реализации собственных инициатив по вопросам и проблемам местного уровня под их ответственностью;
  • местные выборы: форма волеизъявления граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований с целью формирования органов местного самоуправления или расширения полномочий должностного лица;
  • Собрание граждан: высший орган территориального сообщества, созываемый для решения вопросов местного значения, а также являющийся формой непосредственного участия жителей в обсуждении и решении вопросов местного значения.

Таким образом, в системе местного самоуправления прямая демократия осуществляется в различных формах. В ходе курсовой работы можно рассмотреть и проанализировать, каким образом предоставляется тот или иной способ осуществления прямой демократии.

Реализация основных форм демократии в системе местного самоуправления

Местный референдум как институт прямой демократии

Местное самоуправление является одним из способов осуществления людьми своей власти, обеспечивая независимое и под свою ответственность решение вопросов местного значения. Это решение может быть принято непосредственно населением или через выборные (представительные) органы власти. В Российской Федерации органы местного самоуправления при осуществлении своей деятельности опираются на правовую базу, которая складывается из общепризнанных принципов и норм международного права, Конституции Российской Федерации, федеральных законов и других нормативных правовых актов.

Основные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации изложены в ФЗ-131. В соответствии с этим федеральным законом местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и реализуется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление осуществляется посредством различных форм, таких как местные референдумы, местные выборы, территориальное общественное самоуправление, собрания граждан и так далее.

Наиболее важным из них является местный референдум. Он проводится на всей территории муниципалитета для принятия решений непосредственно населением. На данный момент в Российской Федерации уже сложилась практика проведения референдумов с определенными традициями и проблемами. Рассмотрим организацию их поведения по отношению к субъектам Российской Федерации. Например, один день голосования был установлен на 14 марта 2010 года в 145 муниципалитетах шести субъектов Российской Федерации. На местных референдумах поднимались вопросы о введении самообложения граждан, объединении муниципалитетов или изменении их границ. В связи с этим считается целесообразным более детально проанализировать проведение референдумов в ряде субъектов Российской Федерации.

РСО - Алания: в 2010 году по этому вопросу в ряде муниципалитетов были проведены референдумы по их объединению.

Диаграмма показывает, что в 40% муниципалитетов референдумы не состоялись из-за того, что на стадии подготовки жители поселений выступали против объединения. Проведенные референдумы, а это 60% от запланированных, показали, что большинство проголосовало за объединение своих территорий, и только 3% жителей проголосовали против объединения муниципалитетов. 26% населения не приняли участие в референдумах. Таким образом, после окончания референдумов в Республике Северная Осетия было решено объединить муниципалитеты Алагирского района, Згидское, Мизурское и Садонское сельские поселения в Мизурское поселение с административным центром в поселке Мизур.

Алтайский край: в один день голосования в этом регионе было проведено девять местных референдумов о введении самообложения граждан и один местный референдум, на котором был решен вопрос об изменении границ муниципального образования.

Диаграмма показывает, что 58% референдумов были признаны действительными. Отсюда следует, что 42% голосов являются недействительными. И это почти половина всех запланированных референдумов. Такой большой процент неудачных референдумов свидетельствует о низкой заинтересованности населения Алтайского края в решении вопросов местного значения. Явка избирателей в Алтайском крае составила примерно от 36% до 45%.

Статистические данные показывают, что, по результатам местных референдумов в трех сельских населенных пунктах, был принят вопрос о самостоятельном налогообложении граждан, а при голосовании - вопрос об изменении границ муниципального образования Романовский сельсовет Косихинского района г. На Алтайском крае большинство проголосовало за внесение изменений.

Результаты опроса показывают, что 37% не присутствовали на референдумах.

Кировская область: 14 марта 2010 года были проведены референдумы по указанному вопросу о введении самообложения граждан в семидесяти четырех муниципальных образованиях.

Исследование показало, что из проведенных референдумов только один был признан недействительным. Голосование проводится в поселке городского типа Нагорск. То есть 98% проведенных референдумов свидетельствуют о высокой активности и заинтересованности населения Кировской области в местном самоуправлении.

В среднем около 60% населения приняли участие в регионе. Примерно 51-53% жителей приняли положительное решение, 7-9% жителей муниципалитетов проголосовали против нововведений.

Ставропольский край: по данной теме было проведено только 2 референдума, на которых было принято решение о преобразовании городского округа города Буденновск и его включении в Буденновский муниципальный район Ставропольского края.

Доля избирателей, принявших участие в референдумах, составила примерно 64%, из которых 46% поддержали объединение муниципалитетов.

Среди тех, кто принимал участие в голосовании в городе Буденновске, за объединение проголосовало 72,46% избирателей, в Буденновском муниципальном образовании - 77,8%.

18% населения проголосовали против преобразования городского округа города Буденновск и его включения в Буденновский муниципальный район Ставропольского края.

Курганская область: местные референдумы были проведены в пятидесяти пяти муниципалитетах, в каждом из которых был поставлен вопрос о введении самообложения граждан.

Результаты исследования показывают, что не 16% референдумов не состоялись. Это свидетельствует о высокой заинтересованности и активности населения в муниципалитетах.

Результаты исследования показывают, что избиратели, за исключением двух процентов, согласны с необходимостью введения самообложения граждан. Из 53% жителей, принявших участие в голосовании, 51% высказались за. Местный референдум был проигнорирован 47% жителей.

Результаты референдумов, проведенных в Курганской области, таковы:

  • в 36 муниципалитетах было принято, что жители высказались за;
  • отрицательное решение было принято в 10 муниципалитетах;
  • в 9 муниципалитетах референдумы были признаны недействительными.

Ростовская область: референдумы прошли в Кировском сельском поселении Зимовниковского района Ростовской области. Было проведено голосование по вопросу о разделе Кировского сельского поселения на два муниципалитета.

Результаты опроса показывают, что около 53% участников референдума приняли участие в голосовании. «За» проголосовало 50%, против - 3%, а 47% жителей муниципалитета воздержались при голосовании.

Видно, что было проведено в общей сложности сто сорок пять местных референдумов. Шестнадцать из них были объявлены недействительными из-за недостаточной явки избирателей. На сто шесть референдумов было принято положительное решение о введении самостоятельного налогообложения граждан или по вопросам изменения структуры и границ муниципальных поселений и образований.

Таким образом, примерно 60-70% населения используют свое конституционное право на участие в референдуме. Всего из-за низкой активности населения в местном самоуправлении шестнадцать референдумов были признаны недействительными. Результаты анализа показывают, что население в Республике Осетия было наиболее активным. Явка избирателей в этом регионе составила 74,21%. Жители Алтайского края проявили наименьшую заинтересованность в реформировании местного самоуправления (с 36 до 48%).

Развитие территориального общественного самоуправления в Краснодарском крае

В соответствии с 131-ФЗ под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их проживания на части территории населенного пункта, внутригородской территории города федерального значения, внутригосударственной Городские округа самостоятельно и под свою ответственность осуществляют собственные инициативы по вопросам местного значения.

Территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС) является устоявшейся и устоявшейся успешной формой проявления демократии в системе местного самоуправления. Для выявления основных проблем проанализируем деятельность ТПСГ в Краснодарском крае по состоянию на 2007 и 2009 годы.

В 2007 году в Краснодарском крае насчитывалось 6936 TPSG, из которых 2373 (34,2%) имели зарегистрированный устав, 4005 (57,8%) TPSG одобрили границы своих территорий. Из указанного общего количества TPSG 69 были юридическими лицами, 474 органа TPSG имели офисные помещения.

В 2009 году в Российской Федерации насчитывалось около 16 тысяч органов территориального общественного самоуправления. Из них примерно 27% зарегистрированы в Краснодарском крае.

Анализ показал, что по сравнению с 2007 г. в муниципальных образованиях Краснодарского края произошло снижение общего количества органов TPSG на 19,3%. Местные власти ряда муниципальных районов и городских округов, проанализировав деятельность органов TPSG, реорганизовали систему TPSG. В целях повышения эффективности органов TPSG и их взаимодействия с органами местного самоуправления в большинстве случаев проводилась процедура слияния TPSG. При внесении изменений учитывались пожелания и мнения населения. Например, в муниципалитете города Армавира 180 квартальных и домовых комитетов объединены в 10 TPSG на основе существующих микрорайонов. Это позволило систематизировать работу органов самоуправления, избежать дублирования функций и обязанностей. Таким образом, деятельность TPSG стала более эффективной.

Значительное сокращение количества TPSG произошло в следующих муниципалитетах:

  • в городе Краснодаре число органов ТОС уменьшилось на 810?
  • Абшеронский край сократил их количество на 64?
  • 31 орган изъят в Кущевском районе?
  • Сократил ли Северский район 102 тела TPSG?
  • в Усть-Лабинском районе состав органов ТПСГ уменьшился на 46.

Таким образом, подсчитано, что по состоянию на 2009 г. общее количество органов TPSG в регионе составляло 5 592, из которых 3 964 (70,9%) имели зарегистрированный устав, 5 090 (91,0%) утвержденных границ, 495 телам TPSG были предоставлены офисные помещения. (8,8%).

Чтобы показать, как изменилось состояние органов ТОС в Краснодарском крае к 2009 году, проанализированные данные представлены на диаграмме.

К 2009 году количество органов СВТ сократилось с 6936 до 5592. Это сокращение указывает на реструктуризацию и оптимизацию системы СВТ. Несмотря на то, что их общее количество уменьшилось, наблюдается рост других показателей. А именно, еще 1591 орган зарегистрировал свой устав, 1085 утвержденных границ, и 21 орган TPSG приобрел офисные помещения. Восемь органов TPSG, которые являются юридическими лицами, были добавлены.

Таким образом, анализ выявил, что за период с 2007 по 2009 годы в систему органов TPSG были внесены существенные улучшения. Во многих муниципалитетах органы были объединены, что привело к сокращению общего числа органов ТОС. Также наблюдается значительное качественное улучшение их структуры и выполнение поставленных задач на высоком уровне.

Местные выборы как форма прямой демократии

Выборы являются одной из наиболее распространенных форм прямой демократии. В местном самоуправлении, в соответствии с 131-ФЗ, муниципальные выборы проводятся с целью избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего, равного и прямого избирательное право при тайном голосовании.

Проанализируем опыт организации и проведения муниципальных выборов в ряде муниципальных образований Краснодарского края с целью выявления недостатков и приведем сравнительную характеристику, а именно рассмотрим:

  • досрочные выборы главы Камышеватского сельского поселения Ейского района (27 декабря 2015 г.)
  • досрочные выборы главы Успенского сельского поселения Белоглинского района (20 марта 2016 г.)
  • досрочные выборы главы Новобейсугского сельского поселения Выселковского района (20 марта 2016 г.)
  • досрочные выборы Воздвиженского сельского поселения Курганинского района (20 марта 2016 года).

Каждое сельское поселение выдвигало кандидата от партии «Единая Россия». Представитель «ЛДПР» баллотировался только в Успенском сельском поселении. Больше всего были кандидаты-самовыдвиженцы, которые не представляли какую-либо партию, а именно: 5 человек в селе Камышеватское, 1 в Успенском и по 2 кандидата в Новобейсугском и Воздвиженском.

Также можно отметить, что в каждом из этих населенных пунктов на выборах победил кандидат от общероссийской политической партии «Единая Россия», что свидетельствует о доверии народа к этой партии.

Наибольшее количество избирателей зарегистрировано в Успенском сельском поселении, это 4494 человека, но в то же время подсчитано только 29 испорченных бюллетеней, что является наименьшим показателем. В результате анализа было выявлено, что наибольший процент (58,9%) действительных избирательных бюллетеней, учитываемых при подведении итогов голосования, показан в Воздвиженском сельском поселении Курганинского района. Это свидетельствует о высокой заинтересованности населения в решении местных проблем. В общей сложности 5405 бюллетеней из 12138 подготовленных были аннулированы.

Таким образом, данные анализа доказывают, что только половина населения использует свое конституционное избирательное право и участвует в решении вопросов местного значения. Необходимо повысить активность населения, объяснив, что исход голосования зависит от голосования каждого из жителей.

Сбор граждан: порядок проведения, характер принимаемых решений

Статья 25 131-ФЗ гласит, что собрание граждан выполняет функции представительного органа. Сбор граждан проводится в поселении с населением не более ста правомочных жителей. Если население с правом голоса превышает сто человек, но не достигает трехсот, то в этом населенном пункте может быть проведено собрание граждан в соответствии с уставом муниципалитета.

Собрание граждан созывается либо главой муниципалитета, либо населением не менее десяти граждан. Собрание граждан обеспечивается главой местной администрации. С 2015 года участие выборных должностных лиц в сборе граждан стало обязательным.

В связи с тем, что собрание граждан выступает в качестве представительного органа, одной из его основных функций является принятие решений. Эти решения являются в дальнейшем обязательными. Чтобы показать ход принятия решений, рассмотрим сбор граждан, который состоялся 9 декабря 2015 года в Правдинском городском округе Калининградской области.

Собрание граждан было созвано инициативной группой из двадцати человек. Возник вопрос о строительстве свиноводческого комплекса вблизи села Ермаково, что стало возможным после приобретения акционерным обществом «Правдинское свиноводство» земельного участка площадью 2 гектара. Новость о возможном строительстве вызвала негативную реакцию из-за опасений экологического ущерба.

В результате, после выступлений всех спикеров, желающих выступить, было решено провести районный референдум, а администрация Правдинского района довела озабоченность населения по поднятому вопросу до сведения руководства ОАО «ПСП» и предложила рассматривая возможность строительства этого комплекса в удаленном от населенных пунктов и водоемов месте.

Таким образом, этот пример показывает, насколько важным компонентом системы местного самоуправления является сбор граждан. С помощью этой формы прямой демократии население может донести свое мнение до исполнительной власти. К участию в собраниях граждан необходимо привлечь как можно больше людей. Решение, принятое большим количеством граждан, является более справедливым.

Вывод:

Целью курсовой работы было изучение организационных форм прямой демократии в органах местного самоуправления и выявление основных проблем при проведении референдумов, выборов, собраний граждан территориального общественного самоуправления.

В ходе исследования автор сделал следующие выводы и обобщения.

Рассматривается демократия в системе местного самоуправления. Демократия - самая сложная и многогранная форма правления. Будучи уязвимой в изменяющейся среде, демократия как сложная форма отношений между властями и гражданами представляется весьма эффективной в высокоорганизованных, плюралистических и стабильных обществах.

В Российской Федерации как демократическом государстве местное самоуправление признается и гарантируется. Он независим в пределах своих полномочий, а органы местного самоуправления не являются частью системы государственной власти.

Местное самоуправление является основой демократии. В каждой стране государственная политика определяет основные направления законодательства и правоприменительной практики. Эффективность государственной политики напрямую зависит от того, насколько успешно учитываются местные особенности при принятии решений и в какой степени граждане имеют возможность влиять на государственные и местные дела.

Изучены формы участия населения в местном самоуправлении и их характеристики. Формы демократии означают исторически сложившиеся пути и средства выявления и выражения воли и интересов различных слоев общества.

Существует два типа форм демократии, в зависимости от способа, прямого или косвенного, выражаются воля и интересы общества и народа: представительная демократия и прямая демократия.

Основными формами прямой демократии в системе местного самоуправления являются:

  • местный референдум: это форма прямого выражения воли граждан России по важнейшим вопросам местного значения;
  • территориальное общественное самоуправление: самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельной реализации собственных инициатив по вопросам и проблемам местного уровня под их ответственностью;
  • местные выборы: форма волеизъявления граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований с целью формирования органов местного самоуправления или расширения полномочий должностного лица;
  • Собрание граждан: высший орган территориального сообщества, созываемый для решения вопросов местного значения, а также являющийся формой непосредственного участия жителей в обсуждении и решении вопросов местного значения.

Местный референдум был исследован как институт прямой демократии. Проанализированы и обобщены данные референдумов в шести регионах. Выявлено, что примерно 60-70% населения используют свое конституционное право на участие в референдуме. Всего из-за низкой активности населения в местном самоуправлении шестнадцать референдумов были признаны недействительными. Результаты анализа показывают, что население в Республике Осетия было наиболее активным. Явка избирателей в этом регионе составила 74,21%. Жители Алтайского края проявили наименьшую заинтересованность в реформировании местного самоуправления (с 36 до 48%).

Отслеживается развитие территориального общественного самоуправления в Краснодарском крае. К 2009 году количество органов СВТ сократилось с 6936 до 5592. Это сокращение указывает на реструктуризацию и оптимизацию системы СВТ. Несмотря на то, что их общее количество уменьшилось, наблюдается рост других показателей. А именно, еще 1591 орган зарегистрировал свой устав, 1085 утвержденных границ, и 21 орган TPSG приобрел офисные помещения. Восемь органов TPSG, которые являются юридическими лицами, были добавлены.

В результате анализа было выявлено, что за период с 2007 по 2009 годы в систему органов TPSG были внесены существенные улучшения. Произошло качественное улучшение их структуры и выполнение поставленных задач на высоком уровне.

Изучил местные выборы как форму прямой демократии. Опыт проведения выборов в четырех муниципалитетах проанализирован и обобщен.

В каждом из этих населенных пунктов победил кандидат от общероссийской политической партии «Единая Россия», что свидетельствует о доверии народа к этой партии.

Данные анализа показывают, что только половина населения использует свое конституционное избирательное право и участвует в решении местных проблем. Необходимо повысить активность населения, объяснив, что исход голосования зависит от голосования каждого из жителей.

Собрание граждан было исследовано: порядок проведения, характер принимаемых решений. Сбор граждан служит представительным органом. Сбор граждан проводится в поселении с населением не более ста правомочных жителей. Если население с правом голоса превышает сто человек, но не достигает трехсот, то в этом населенном пункте может быть проведено собрание граждан в соответствии с уставом муниципалитета.

Сбор граждан является важной составляющей системы местного самоуправления. С помощью этой формы прямой демократии население может донести свое мнение до исполнительной власти. К участию в собраниях граждан необходимо привлечь как можно больше людей. Решение, принятое большим количеством граждан, является более справедливым.