Предприятие малого бизнеса

Предмет: Экономика предприятия
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 15.06.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по экономике предприятия на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по экономике предприятия

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Малые предприятия – необходимое условие развития национальной экономики
Предприятие в сфере рыночных отношений
Промышленное предприятие и окружающая среда
Виды ресурсов хозяйствующего субъекта, необходимых для его эффективной деятельности

 

Введение:

Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными законами.

Малый бизнес также является сектором бизнеса, который во многом определяет темпы экономического роста, состояние занятости, структуру и качество ВВП. И если крупный бизнес является ядром современной экономики, то малые и средние предприятия являются его связующим звеном. Поэтому развитие малого бизнеса важно как для всей России в целом, так и для отдельного региона. Поволжье обладает необходимыми ресурсами для развития малого бизнеса, но в ряде случаев нет должного результата. В отличие от крупных компаний, работающих в национальном и транснациональном масштабе, мелкие фирмы гораздо больше ориентированы на местный рынок, на использование местных ресурсов и удовлетворение местных потребностей.

Развитие производства малых предприятий создает благоприятные условия для восстановления экономики, поскольку создается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса приводит к насыщению рынка товарами и услугами, увеличению экспортного потенциала и лучшему использованию местного сырья.

Я хотел бы рассмотреть текущую тему малого бизнеса. Цель моей тестовой работы - более подробно изучить концепцию и суть этого вопроса, важно ли малый бизнес в экономике, а также его плюсы и минусы.

 

Понятие и критерии малого бизнеса

 

Малый бизнес в России постепенно, медленно и непросто, но он развивается, набирается опыта и занимает свое место в структуре экономики и является ее органичной частью. В начале 2000 года в России насчитывалось около 1 миллиона малых предприятий, на которых было занято более 8 миллионов человек, а с учетом вторичной занятости общее число работников малых предприятий превышает 15 миллионов.

Рост малого бизнеса на фоне общего спада производства и кризисного состояния многих крупных предприятий свидетельствует о большом внутреннем потенциале малого бизнеса.

Что называется малым бизнесом?

Нет однозначного определения малого бизнеса. Обычно это связано с объемом деятельности и количеством работников на предприятии. Именно на основе этих критериев различают малый, средний и крупный бизнес. В разных странах мира эти критерии разные. Однако чаще всего используется следующее разделение предприятий:

  • крупное - предприятие с численностью работников до 500 человек;
  • средний - от 100 до 500 человек;
  • малый - до 100 человек.

В Российской Федерации этот критерий не одинаков для разных секторов экономики. Максимальные уровни численности (в среднегодовом выражении) в различных сферах деятельности, установленные Законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», приведены в таблице:

Численность работников малых предприятий

Отрасль деятельности Предельный уровень численности работников, чел.
Промышленность 100
Строительство 100
Транспорт 100
Сельское хозяйство 60
Научно-техническая сфера 60
Оптовая торговля 50
Розничная торговля и бытовое обслуживание населения 30
Остальные отрасли и другие виды деятельности 50

 

В соответствии с Законом под малым бизнесом также понимаются лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, которые осуществляют несколько видов деятельности (междисциплинарная), принадлежат им по критериям того вида деятельности, доля которых является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли.

В отличие от крупных компаний, работающих в национальном и транснациональном масштабе, мелкие фирмы гораздо больше ориентированы на местный рынок, на использование местных ресурсов и удовлетворение местных потребностей.


Роль малого бизнеса в экономике

 

Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия являются вторичным направлением экономики. Малый бизнес ограниченно входит в структуру экономики, конкурентную среду и социальное разделение труда. Более того, его роль в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом мелкие предприятия создавались в результате стремления многих начать собственный бизнес, то сейчас создание малых предприятий часто инициируют крупные компании, которые поручают им проводить определенные виды деятельности. производство или установить тесные связи с рынком.

В частности, роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитию способствует:

  • Создание новых рабочих мест;
  • Внедрение новых товаров и услуг;
  • Удовлетворение потребностей крупных предприятий;
  • Предоставление специализированных товаров и услуг.

Создание новых рабочих мест является важнейшим фактором, способствующим развитию малого бизнеса. Фактор, который не только обеспечивает значительную часть населения средствами к существованию. Таким образом, более 7 миллионов небольших фирм США работают более 100 миллионов человек.

Еще одним важным аспектом деятельности малых предприятий является внедрение новых товаров и услуг. Достижения малого бизнеса в этой области повлияли на производство безопасных бритв, электронных часов, вертолетов, нержавеющей стали, копировальных машин и многого другого. Например, в США малый бизнес производит более 60% всех услуг, половину всех продуктов и почти половину всех идей и инноваций.

Малые предприятия играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимающихся маркетингом своей продукции, услуг и поставок.

Наконец, многие небольшие фирмы возникают и существуют, потому что они способны удовлетворить особые потребности клиентов. Например, естественно, что для ремонта антикварных часов, антиквариата и т. д. создаются небольшие предприятия.

Таким образом, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в рыночных условиях, создает глубокую специализацию и широкую кооперацию производства, без чего его высокая эффективность немыслима.

 

Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России

 

Малый бизнес не был решающей областью экономической деятельности, но он быстро рос в конце 80-х годов - в самом начале 90-х годов, затем начался период стагнации, а в некоторые периоды было даже сокращение. В настоящее время в российской экономике одновременно работают средние и малые предприятия, а также деятельность, основанная на семейной работе.

Согласно официальной статистике, сегодня в России зарегистрировано 890 тысяч малых предприятий, на которых работают около 6,5 миллиона человек. Еще 3 миллиона индивидуальных предпринимателей занимаются бизнесом без юридического лица. Общий объем производства малых предприятий в России в 1999 году превысил 14% от общего объема промышленного производства. Но по сравнению с развитыми странами показатели России довольно невелики: на тысячу человек приходится 40-60 малых предприятий, а у нас всего 7. А доля малого бизнеса в промышленном производстве Запада достигает 50-60%. и даже не 14%, как в россии.

Малый бизнес в развитых странах является крупнейшим производителем товаров и услуг, крупнейшим работодателем, катализатором научно-технического прогресса. В мире от половины до двух третей всех изобретений приходится на сектор малого бизнеса. Тем не менее, представленная статистика имеет обратную сторону. Его показатели формально показывают, что наши малые предприятия дают национальной экономике в два раза больше, чем "их" малый бизнес дает Западу. Действительно, на 7 российских предприятий на тысячу человек приходится 14% промышленного производства, или 1 предприятие на тысячу человек в этом случае составляет только 1% производства. Это свидетельствует о высокой эффективности и динамичности российского малого бизнеса.

 

Предприятие малого бизнеса

 

Важно, что масштабы теневого бизнеса в этом сегменте рынка чрезвычайно велики. Они не регистрируются на 70% выше официальных показателей, данные о фондах заработной платы занижены как минимум на 90%, а предприниматели недооценивают оборот своих фирм в среднем на 70%. При этом, по данным Госкомстата России, на теневую экономику приходится 23-25% ВВП, а по данным МВД эта доля достигает 40%.

Количество малых предприятий и распределение их по отраслям экономики

Предприятия 1.01.97г. 1.01.2000г. 1.01.98г.2001г. 1.04.2004г.
Всего: 896,9 тыс. (100%) 877,3 тыс. (100%) 828 тыс. (100%) 873,6 тыс. (100%)
промышленные 127,2 тыс. (14,2%)

128,5 тыс.

(14,7%)

129,3 тыс.

(15,6%)

138,1 тыс.

(15,8%)

строительные 123,5 тыс. (14,2%)

145,5 тыс.

(16,58%)

137,0 тыс.

(16,54%)

138,3 тыс.

(15,8%)

торговли и общепита

419,4 тыс.

(46,8%)

374,6 тыс.

(42,7%)

353,1 тыс.

(42,7%)

387,0 тыс.

(44,3%)

коммерческие

51,9 тыс.

(5,8%)

42,4 тыс.

(4,8%)

35,0 тыс.

(4,2%)

37,2 тыс.

(4,3%)

науки и научного обслуживания

51,7 тыс.

(5,8%)

48,8 тыс.

(5,6%)

46,0 тыс.

(5,6%)

37,6 тыс.

(4,3%)

других отраслей

123,2 тыс.

(13,7%)

137,5 тыс.

(15,7%)

127,6 тыс.

(15,4%)

135,4 тыс.

(15,5%)

 

 

Преимущества и недостатки малого бизнеса

 

Динамичное развитие малого бизнеса обусловлено рядом его преимуществ. Именно наличие значительных преимуществ дает небольшим фирмам, которые находятся в гораздо менее привилегированных условиях с гораздо меньшими средствами для проведения жизненно важных стратегических исследований, возможность восстановить свою долю на рынке.

Прежде всего следует отметить гибкость и мобильность малого бизнеса, что позволяет ему быстро реагировать на требования рынка, быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Малый бизнес можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, который характеризуется предпринимательским духом и инициативной творческой активностью, что в то же время связано с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных лиц. Создание такой атмосферы в малой форме и возможность эффективного управления облегчается объединением владельца и менеджера в одном лице, что характерно для многих малых предприятий.

Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость сотрудников. При хорошо известном разграничении функций между сотрудниками небольшая команда характеризуется взаимопомощью и поддержкой друг друга, а также, при необходимости, дублированием и взаимозаменяемостью.

Существенным преимуществом небольшой компании является высокая скорость потока информации. Это связано с меньшим количеством информации на малых предприятиях и прямой связью между руководителем и подчиненными.

Небольшой размер компании обеспечивает хорошую управляемость при относительно низких административных затратах.

Наконец, следует отметить, что для организации малого бизнеса, как правило, крупные вложения в основной капитал не требуются. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и оказывает положительное влияние на себестоимость продукции.

Однако, помимо преимуществ, у малого бизнеса есть и недостатки. Предприниматель работает под страхом быть разрушенным, то есть с большим риском. Многое зависит не только от гения лидера, но и от воздействия окружающей среды.

Еще одним слабым местом малого бизнеса является важность накопления капитала. Как правило, владельцы малого бизнеса могут выделить небольшую часть капитала для расширения производства. Есть ограничения в получении кредита. Малым предприятиям не хватает средств для выплаты высоких процентов.

Малые предприятия практически не применяются в капиталоемких, наукоемких отраслях, требующих больших инвестиций. Сфера его деятельности ограничена.

Компания не имеет возможности закупать сырье со значительными оптовыми скидками, так как закупки ограничены масштабами производства. Они также не могут позволить себе организовать собственную маркетинговую службу и дилерскую сеть. По той же причине малые предприятия не могут проводить научные исследования и перспективы для предпринимательства.

Ограниченный ассортимент продукции делает малый бизнес уязвимым с точки зрения рыночных условий. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение малые предприятия и лишают его возможности конкурировать с крупномасштабным производством на равных условиях.

Это основные недостатки малого бизнеса. Задача руководителей малых фирм состоит в том, чтобы ослабить их негативное влияние на результаты деятельности предприятия.

 

Меры поддержки малого бизнеса

 

Формирование и развитие малого бизнеса для России является актуальной задачей.

Малый бизнес может стать той важной основой, с помощью которой будет реализован поворот к позитивным процессам в экономике, к созданию предпринимательской экономической среды. Однако для того, чтобы малый бизнес мог выполнять все задачи, для которых он предназначен, чтобы он мог полностью реализовать свой потенциал и использовать все свои преимущества, необходима его поддержка со стороны государства.

Опыт развитых стран показывает, что в каждой из них разработана государственная политика по развитию и поддержке малого бизнеса. Для реализации этой политики были созданы специальные государственные неправительственные организации. Например, в Соединенных Штатах существует Администрация малого бизнеса, которая оказывает всестороннюю поддержку малым предприятиям.

В Российской Федерации складывается определенная система поддержки малого бизнеса. Большим толчком к созданию и развитию малых предприятий стал Закон РСФСР 1990 г. «О предприятиях и предпринимательстве» и постановление Совета Министров РСФСР № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Этот закон и постановление правительства открыли широкие возможности для всех, кто склонен к предпринимательской деятельности, создали условия для проявления экономической инициативы и предпринимательства на основе принципа равенства всех форм собственности, свободного распоряжения имуществом и выбора сферы деятельности.

Предпринимательство и предпринимательская деятельность - это инициативная и независимая деятельность граждан или их объединений, направленная на получение прибыли и личного дохода, осуществляемая на ваш страх и риск и под вашу имущественную ответственность в определенных пределах. Предприниматель может осуществлять любые виды экономической деятельности, если они не запрещены законом, а государство предоставляет ему правовые гарантии и поддержку.

В феврале 2000 года правительство приняло постановление «О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации». Госдума одобрила эту программу, целью которой является создание благоприятных условий для развития малого бизнеса путем повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. Предполагается, что в результате реализации программы государственной поддержки будет охвачено от 200 до 250 тысяч малых предприятий, количество рабочих мест увеличится до 8,5 миллиона единиц. По завершении программы общий вклад малого бизнеса в ВВП увеличится до 12%. В качестве приоритетного направления развития малого бизнеса предусматривается, прежде всего, его поддержка в аграрном секторе и в производстве импортозамещающей продукции.

Правительство России рассмотрело поправки в Налоговый кодекс для введения упрощенной системы налогообложения малого бизнеса. Предполагается, что налоги на прибыль, добавленную стоимость, продажи и имущество будут заменены единым налогом. В то же время предприниматели будут освобождены от уплаты единого социального налога. Планируется, что ставка единого налога составит 8% от дохода или 20% от дохода без учета затрат на приобретение основных средств, нематериальных активов, арендных платежей и средств, выделенных на оплату труда и обязательное страхование труда.

Предприниматели с годовым оборотом не более 10 миллионов рублей в год и персоналом не более 20 человек будут иметь право на единый налог. Однако организации, которые имеют филиалы или представительства, а также банки, страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды, участники рынка ценных бумаг, ломбарды, производители подакцизных товаров и частные нотариусы, не смогут использовать новую систему.

 

Заключение

 

Социальная значимость малого бизнеса определяется огромной группой мелких собственников - владельцев малых предприятий и их работников, общая численность которых является одной из наиболее значимых качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа активного населения обслуживает большую часть потребителей, производя широкий спектр продуктов и услуг в соответствии с быстро меняющимися требованиями рынка.

В этом случае необходимо учитывать следующие наиболее важные социальные факторы:

  • Развитие малого бизнеса способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, независимо обеспечивающих их собственное благосостояние и достойный уровень жизни, которые являются основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развитие общества;
  • Участие в малом бизнесе является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала человека;
  • Объективно неизбежная перестройка экономики заставляет все большее число граждан заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью;
  • Сектор МП способен создавать новые рабочие места и, следовательно, может обеспечить снижение безработицы и социальной напряженности в стране.

Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время наша страна, учитывая огромный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям в России. Более того, малый и средний бизнес, имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны, не в полной мере используется как для увеличения объемов производства, так и для повышения его эффективности и сбалансированности. Малый бизнес ведет к восстановлению экономики в целом. Следовательно, правительственная политика правительства, направленная на расширение и развитие малых предприятий в нашей стране, будет лучшим выходом из кризиса, который возник в России.