Предпосылки участия России в международных интеграционных процессах

Предмет: Международная экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 20.12.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по международной экономике на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по международной экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Интеграционные объединения Латинской Америки и Африки
Интеграционные процессы в странах СНГ
Международные валютно-кредитные и финансовые отношения
Балансы международных расчетов страны

 

Введение:

Интернационализация экономической жизни во второй половине XX и начале XXI вв. стала ведущей тенденцией в развитии мировой экономики. 

Национальные экономики уже давно являются частью динамичной системы мировой экономики. Сегодня очевидно, что чем активнее страна присоединяется к системе мирохозяйственных связей, чем точнее выверен ее курс взаимодействия с остальным миром, тем выше благосостояние общества и его граждан. Поэтому знание законов, регулирующих развитие мировой экономики, меры успеха одних стран и кризисное состояние других, просто необходимо знать сегодня. 

Актуальность темы заключается в том, что развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современной мировой экономики, а экономическая интеграция помогает странам более рационально использовать сырье, топливо, трудовые ресурсы, улучшать территориальное разделение труда, от обычных Экономическое сотрудничество, основанное в основном на торговле, экономической интеграции отличается дальнейшим углублением всесторонних связей и слиянием производственных процессов отдельных стран.

В последние годы интеграционные объединения стали неотъемлемым элементом отношений многих государств мира. Более того, интеграционные процессы проявляются по-разному, в зависимости от социально-экономических условий развития определенных групп стран. Эта проблема особенно актуальна в настоящее время, когда большинство стран мира объединены в различные экономические, политические и другие союзы с целью взаимной поддержки и взаимного развития. 

Вторая половина XX и начало XXI вв. характеризуется увеличением масштабов экономической деятельности, расширением научно-технического прогресса. Нет стран, которые бы не взаимодействовали экономически друг с другом, не были бы включены в систему производственных отношений и взаимозависимости. В настоящее время весь мир является ареной взаимосвязанной экономической деятельности людей. 

Сущность международной экономической интеграции

Международная экономическая интеграция это процесс экономического и политического объединения стран, основанный на развитии глубоких устойчивых отношений и разделении труда между национальными экономиками, взаимодействии их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс проходит через взаимодействие капитала отдельных хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм) соседних стран путем формирования системы экономических соглашений между ними, создания филиалов за рубежом. На межгосударственном уровне интеграция основана на формировании экономических ассоциаций государств и координации национальной политики. 

Причины развития международной экономической интеграции. Экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для взаимодействия сторон.

Во-первых, интеграционное сотрудничество предоставляет бизнес-субъектам (производителям) более широкий доступ к различным ресурсам: финансовым, материальным, трудовым, новейшим технологиям во всем регионе, а также позволяет производить продукцию на основе емкого рынка всей интеграционной группы.

Во-вторых, экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные условия для фирм стран, участвующих в экономической интеграции, в определенной степени защищая их от конкуренции со стороны фирм третьих стран.

В-третьих, интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие как выравнивание условий для развития отсталых регионов, смягчение ситуации на рынке труда, предоставление социальных гарантий малообеспеченным группам населения, и дальнейшее развитие системы здравоохранения, охраны труда и социального обеспечения.

Однако взаимодействие национальных экономик развивается с различной степенью интенсивности, в разных масштабах, более отчетливо проявляясь в отдельных регионах. Поэтому необходимо учитывать объективные факторы, определяющие этот процесс. 

Помимо чисто экономических причин международная интеграция имеет политические стимулы. Укрепление тесных экономических отношений между различными странами, объединение национальных экономик гасит возможность их политических конфликтов и допускает единую политику по отношению к другим странам. Например, участие Германии и Франции в ЕС устранило их политическую конфронтацию, продолжавшуюся после Тридцатилетней войны, и позволило им выступить в качестве «единого фронта» против общих соперников. Формирование интеграционных группировок стало одной из мирных форм современного геоэкономического и геополитического соперничества. 

Предпосылки международной экономической интеграции

Если первая половина XX в. Эпоха становления независимых национальных государств началась тогда во второй половине XX в. обратный процесс начался. Сначала (с 1950-х годов) эта новая тенденция развивалась только в Европе, но затем (с 1960-х годов) она распространилась на другие регионы. Многие страны добровольно отказываются от полного национального суверенитета и создают интеграционные ассоциации с другими государствами. Основной причиной этого процесса является стремление повысить экономическую эффективность производства, а сама интеграция носит, прежде всего, экономический характер. Быстрый рост блоков экономической интеграции отражает развитие международного разделения труда и международной производственной кооперации. 

Международное разделение труда представляет собой такую ​​систему организации международного производства, при которой страны, вместо того, чтобы самостоятельно обеспечивать себя всеми необходимыми товарами, специализируются на производстве только определенных товаров, приобретая пропавшие товары через торговлю.

Простейшим примером является торговля автомобилями между Японией и Соединенными Штатами: японцы специализируются на производстве экономичных маленьких автомобилей для бедных, американцы на производстве престижных дорогих автомобилей для богатых. В результате и японцы, и американцы выигрывают от ситуации, когда каждая страна выпускает автомобили всех сортов. 

Международная производственная кооперация, вторая предпосылка развития интеграционных блоков, является такой формой организации производства, при которой рабочие из разных стран совместно участвуют в одном и том же производственном процессе (или в разных взаимосвязанных процессах). Так, многие комплектующие для американских и японских автомобилей производятся в других странах, и только сборка осуществляется на материнских предприятиях. По мере развития международного сотрудничества создаются транснациональные корпорации, которые организуют производство в международном масштабе и регулируют мировой рынок.

Результатом международного разделения труда и международной производственной кооперации является развитие международной социализации производства, интернационализация производства. Это экономически выгодно, потому что, во-первых, оно позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы разных стран, а во-вторых, обеспечивает экономию за счет масштаба. Второй фактор в современных условиях является наиболее важным. Дело в том, что высокотехнологичное производство требует высоких начальных инвестиций, которые окупятся только в том случае, если производство будет масштабным, в противном случае высокая цена отпугнет покупателя. Поскольку внутренние рынки большинства стран (даже таких гигантов, как США) не обеспечивают достаточно высокий спрос, высокотехнологичная продукция (автомобилестроение, авиастроение, компьютерное производство, видеомагнитофоны ...) становится прибыльной только тогда, когда не работает только на внутреннем, но и на зарубежных рынках. 

Интернационализация производства происходит как на глобальном уровне, так и на уровне отдельных регионов. Чтобы стимулировать этот объективный процесс, создаются специальные наднациональные экономические организации, которые регулируют мировую экономику и пересекают часть экономического суверенитета национальных государств. 

Интернационализация производства может развиваться по-разному. Самая простая ситуация установление стабильных экономических отношений между разными странами по принципу взаимодополняемости. В этом случае каждая страна развивает свой особый набор отраслей для того, чтобы продавать свою продукцию в значительной степени за рубежом, а затем закупать товары из тех отраслей, которые лучше развиты в других странах, для получения валютных поступлений (например, Россия специализируется в добыче и экспорте энергоресурсов, ввозе товаров народного потребления).  В то же время страны получают взаимную выгоду, но их экономика развивается в одностороннем порядке и сильно зависит от мирового рынка. Именно эта тенденция в настоящее время доминирует в мировой экономике в целом: на фоне общего экономического роста разрыв между развитыми и развивающимися странами увеличивается. Основными организациями, которые стимулируют и контролируют этот вид интернационализации в глобальном масштабе, являются Всемирная торговая организация (ВТО) и международные финансовые организации, такие как Международный валютный фонд (МВФ). 

Более высокий уровень интернационализации предполагает выравнивание экономических параметров стран-участниц. На международном уровне экономические организации (такие как ЮНКТАД) в Организации Объединенных Наций стремятся направлять этот процесс. Однако результаты их деятельности все еще выглядят довольно незначительными. С гораздо более ощутимым эффектом такая интернационализация развивается не на глобальном, а на региональном уровне в форме создания интеграционных объединений различных групп стран. 

Развитие интеграции требует определенных предпосылок.

Во-первых, интегрирующиеся страны должны иметь примерно одинаковый уровень экономического развития и зрелости рыночной экономики. Их деловые соглашения должны быть совместимы. Как правило, интеграция является наиболее прочной и эффективной, если в нее интегрируются развитые страны. 

Во-вторых, наличие общей границы и исторически сложившихся экономических отношений. Обычно страны, расположенные на одном континенте в непосредственной географической близости, объединяются, что облегчает решение транспортных, языковых и других проблем. 

В-третьих, наличие взаимодополняющих экономических структур интегрирующих стран (их отсутствие является одной из причин низкой эффективности интеграции в Африке и арабском мире).

В-четвертых, общность экономических и других проблем, которые действительно стоят перед странами конкретного региона.

В-пятых, политическая воля государств, присутствие лидеров стран в интеграции.

В-шестых, так называемый «демонстрационный» эффект. Под влиянием успехов различных интеграционных объединений, как правило, другие государства также стремятся вступить в эту организацию. Таким образом, демонстрационный эффект ЕС стимулировал 10 стран ЦВЕ подавать заявки на вступление в Европейский Союз. 

В-седьмых, «эффект домино». Поскольку интеграция приводит к переориентации экономических связей стран-членов на внутрирегиональное сотрудничество, остальные страны, которые остаются вне ассоциации, испытывают некоторые трудности, а иногда даже сокращают торговлю со странами, входящими в эту группу. В результате они также вынуждены вступать в интеграционные объединения. 

В-восьмых, часть торговли стран, участвующих в интеграционном процессе, переориентируется с внешнего мира друг на друга, что создает неудобства для соседних стран и вынуждает их присоединяться к интеграционному процессу.

Но для участия в интеграционном процессе благих намерений и желания сотрудничать недостаточно. Важно иметь много общего во всех областях, так называемое ядро ​​интеграции, которое предполагает близость уровней экономического развития и общность экономической и политической системы. Культурная и религиозная близость объединяющих народов не менее важна, поскольку без объединения и уважения традиций и обычаев друг друга любое объединение невозможно. И, конечно, географическая близость стран, участвующих в ассоциации, играет свою роль, поскольку она способствует более быстрому и выгодному установлению сотрудничества и культурной близости. 

Факторы развития международной экономической интеграции

Экономическая интеграция основана на ряде объективных факторов, среди которых наиболее важными являются:

  • глобализация экономической жизни;
  • углубление международного разделения труда;
  • всемирная научно-техническая революция;
  • повышение открытости национальных экономик.

Все эти факторы взаимозависимы. В современных условиях развитие устойчивых экономических связей между странами и особенно между их фирмами на основе международного разделения труда приобрело глобальный характер. Растущая открытость национальных экономик, разворачивающаяся научно-техническая революция, международная торговля, миграция капитала, современные системы транспорта, связи и информации способствовали переходу процесса интернационализации экономической жизни на такой уровень, что глобальная сеть Отношения в интегрированной мировой экономике с активным участием основной массы фирм большинства стран мира. 

Глобализация экономической жизни наиболее интенсивна на региональном уровне, поскольку большинство фирм имеют контакты с фирмами в соседних странах. Поэтому одной из основных тенденций глобализации мировой экономики является формирование интеграционных зон, крупных экономических мегаблоков вокруг страны или группы наиболее развитых стран. 

Например:

  • США на американском континенте,
  • Япония и США в Тихом океане,
  • Ведущие страны Западной Европы в Западной Европе.

В свою очередь, в рамках региональных интеграционных блоков иногда образуются субрегиональные очаги интеграции, что особенно характерно для тихоокеанского региона.

Углубление международного разделения труда продолжается.

Под влиянием научно-технического прогресса усиливается основное технологическое разделение труда на внутрифирменном и межстрановом уровнях. Взаимосвязь (взаимозависимость) производителей отдельных стран растет на основе не только обмена результатами труда, но и организации совместного производства на основе кооперации, объединения, взаимодополняемости производственных и технологических процессов. Интенсивное развитие сотрудничества фирм разных стран привело к появлению крупных международных производственных и инвестиционных комплексов, инициаторами которых чаще всего являются транснациональные корпорации. 

Фактором, стимулирующим интеграционные процессы, является повышение открытости национальных экономик.

Характерными чертами открытой экономики являются:

  • глубокое вовлечение экономики страны в систему мирохозяйственных связей;
  • ослабление или полное устранение ограничений на межстрановое движение товаров, капитала, рабочей силы;
  • конвертируемость национальных валют.

Развитию межгосударственной экономической интеграции способствует наличие ряда предпосылок. Таким образом, интеграционные процессы наиболее продуктивно происходят между странами, которые находятся примерно на одном уровне экономического развития и имеют однородные экономические системы. 

Географическая близость интегрирующих стран, расположенных в одном регионе и имеющих общую границу, очень важна. Возможность и целесообразность интеграции во многом определяется наличием у стран исторически развитых и достаточно прочных экономических связей. Большое значение имеет общность экономических интересов и проблем, решение которых совместными усилиями может быть гораздо эффективнее, чем по отдельности. 

Препятствия на пути интеграции развивающихся стран:

  • интегрирующие страны слабо дополняют экономики друг друга, что препятствует процессу интеграции; Отсюда следует, что структурные изменения необходимы; 
  • неразвитая инфраструктура;
  • различия в уровнях и потенциалах развития;
  • политическая нестабильность.

Объективные основы и этапы экономической интеграции

Интернационализация экономической жизни во второй половине XX века стала ведущей тенденцией в развитии современной мировой экономики. Одна из основных тенденций глобализации мировой экономики в результате развития международного разделения труда и международного сотрудничества в сфере производства проявляется в формировании обширных зон влияния той или иной державы или группы наиболее развитых стран. Эти страны и группы государств становятся своеобразными интеграционными центрами, вокруг которых группируются другие государства, образуя своеобразные континенты в океане мировых экономических отношений. 

Экономическая интеграция, в свою очередь, создает условия для ускорения интернационализации производства стран, участвующих в этом процессе, согласования их основных социально-экономических параметров. Схематически процессы, ведущие к экономической интеграции, могут быть выражены в следующей взаимосвязанной (обратной связи) цепочке: развитие производительных сил  международное разделение труда интернационализация производства и капитала  экономическая интеграция. На экономическую интеграцию существенно влияют два фактора: научно-технический прогресс и транснациональные корпорации. 

Накопленный опыт развития интеграционных процессов в мировой экономике свидетельствует о необходимости пройти четыре этапа в становлении и развитии экономической интеграции.

Этапы экономической интеграции

Первый шаг. Создание зоны свободной торговли с отменой таможенных тарифов и других ограничений между странами-участницами. На этом этапе страны-участницы устраняют взаимные торговые барьеры, но сохраняют полную свободу действий в экономических отношениях с третьими странами, например, право отменять или вводить новые таможенные пошлины или другие ограничения, право заключать торгово-экономические соглашения. , соглашения, союзы. В результате этого сохраняются таможенные границы и посты между странами, которые контролируют происхождение товаров, пересекающих их государственные границы, и, соответственно, предотвращают преференциальный ввоз товаров из третьих стран. Классическим примером такой зоны свободной торговли является Европейская ассоциация свободной торговли, которая существует с 1960 года. 

Второй этап Формирование таможенного союза с установлением единых тарифов в торговле и в движении труда и капитала. На этом уровне интеграции государства не только устраняют взаимные торговые барьеры, но и создают единую систему внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин в отношении третьих стран. В то же время таможенные службы на внутренних границах отменены, а их функции переданы соответствующим службам на внешних границах. Появляется единое таможенное пространство, ограниченное границами его государств-членов. 

Третий этап. Появление экономического союза, который является начальным этапом реальной экономической интеграции. На этом этапе государства договариваются о свободном перемещении через национальные границы не только товаров, но и всех факторов производства, включая капитал, труд, технологии, информацию. В результате формируется единое рыночное пространство, так называемый общий рынок. 

Четвертый этап. Полная интеграция с единой экономической политикой, единой валютой и наднациональными регулирующими органами. Достижение этого уровня интеграции (политический и экономический союз) подразумевает, что присоединяющиеся к нему государства, принимая во внимание результаты предыдущих этапов интеграции, соглашаются проводить совместную торговлю, а затем и общую экономическую политику в отношении третьих стран. как унифицировать системы регулирования экономики. Этот этап интеграции предполагает гармонизацию внешней политики стран-участниц, что обеспечивает еще большие возможности для взаимовыгодного объединения сил и средств в интересах экономического развития всего союза в целом и каждого из участвующих государств. страны. 

Последние два этапа могут включать определенные подэтапы, связанные со спецификой группы интеграции. Большинство существующих в мире интеграционных групп все еще находятся на стадии формальной интеграции, то есть проходят первый и второй этапы развития интеграции. 

Международная экономическая интеграция рассматривается (особенно в ее западноевропейской версии) как трехуровневая модель. На микроуровне, то есть на корпоративном уровне, когда отдельные компании вступают в прямые экономические отношения, развертывают интеграционные процессы, на межгосударственном уровне, когда целевые действия государства (коллективные или односторонние) способствуют интеграционным процессам переплетения. труда и капитала внутри группы стран, обеспечивает функционирование специальных инструментов интеграции на национальном уровне, на которых страны-члены добровольно передают ряд политических и экономических функций. 

Формы международной экономической интеграции

Простейшей и наиболее распространенной формой экономической интеграции является зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и, прежде всего, таможенные тарифы и квоты. Более того, в отношениях с третьими странами у каждой своя политика. Создание зон свободной торговли усиливает конкуренцию на внутреннем рынке между отечественными и зарубежными производителями товаров, что, с одной стороны, повышает риск банкротства, а с другой стороны, является стимулом для улучшения производства и внедрения инноваций. Отмена таможенных пошлин и нетарифных ограничений распространяется, как правило, на промышленные товары; для сельскохозяйственной продукции либерализация импорта ограничена. Это было характерно для ЕС и сейчас наблюдается в североамериканском регионе и Латинской Америке. 

Другая форма таможенный союз включает в себя наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и реализацию единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

В обоих случаях межгосударственные отношения касаются только сферы обмена в целях обеспечения равных возможностей для стран-участниц для развития взаимной торговли и финансовых расчетов.

Таможенный союз часто дополняется платежным союзом, который обеспечивает взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной единицы.

Более сложной формой является общий рынок, который призван обеспечить его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом полное устранение препятствий для движения всех факторов производства, а также гармонизацию экономической политики. В том числе выравнивание экономических показателей. В ходе функционирования единого рынка создаются общие фонды для содействия социальному и региональному развитию, создаются наднациональные органы управления и контроля, совершенствуется правовая система, т. е. существует единое экономическое, правовое, информационное пространство. 

Предпосылки участия России в международных интеграционных процессах

Экономический союз возникает на этапе высокого экономического развития. Проводится скоординированная (или даже единая) экономическая политика, и на этой основе устраняются все препятствия. Создаются межгосударственные (наднациональные) органы, и в то же время во всех участвующих странах происходят крупные экономические преобразования. 

Валютный союз образует и в то же время крупный компонент экономического союза. Характерными чертами валютного союза являются: 

  • согласованная (совместная) навигация национальных валют;
  • установление по соглашению фиксированных обменных курсов, которые целенаправленно поддерживаются центральными банками стран-участниц;
  • создание единой региональной валюты;
  • формирование единого регионального банка, который является центром выдачи этой международной валютной единицы.

Этот союз имеет место только в Западной Европе. Только здесь процесс экономической интеграции прошел все эти этапы. 

Полная экономическая интеграция, единая экономическая политика и, как следствие, унификация законодательной базы, которая осуществляется в условиях единой налоговой системы, наличия единых стандартов, единого трудового законодательства и т. д.

Последствия международной экономической интеграции

Современная экономическая наука пока не в состоянии определить полный эффект от реализации интеграционных процессов на глобальном уровне. Это объясняется не сложностью расчета результатов интегрирования, а множественностью последствий этого процесса во времени и пространстве. Поэтому в исследованиях такого рода принято различать статические и динамические эффекты интеграции. 

Статические эффекты определяют экономические последствия международной интеграции, полученные сразу после осуществления мер по консолидации экономик двух или более стран.

Динамические эффекты оценивают долгосрочные экономические последствия международной интеграции, проявляясь на более поздних этапах функционирования таможенного союза.

Как правило, расчеты статического эффекта сводятся к сравнению результатов переориентации потребителей в одной стране в связи с покупкой продукта или фактора производства у более эффективного участника интеграционных коммуникаций в другой стране.

Это учитывает влияние наличия или отсутствия таможенного союза или какой-либо другой формы интеграции. В расчетах такого рода необходимо учитывать негативные последствия международной интеграции. Отрицательные результаты особенно важны для рассмотрения в будущем. В будущем импорт товаров из другой страны может отрицательно повлиять, например, на проблему занятости в данной стране. 

Современные интеграционные группы развитых стран

Исторически самое глубокое развитие международной экономической интеграции было в Западной Европе, где во второй половине 20-го века. Постепенно создается единое экономическое пространство «Соединенные Штаты Европы». Западноевропейское сообщество в настоящее время является «старейшим» интеграционным блоком, и именно его опыт послужил основным объектом для подражания другим развитым и развивающимся странам. 

Есть много объективных предпосылок для западноевропейской интеграции. Страны Западной Европы имеют большой исторический опыт развития экономических отношений, в результате чего произошло сравнительное объединение экономических институтов («правила игры»). Западноевропейская интеграция также основывалась на близких культурных и религиозных традициях. Существенную роль в его возникновении сыграли идеи объединенной Европы, которые были популярны даже в средневековье как отражение единства христианского мира и как память о Римской империи. Большое значение имели результаты Первой и Второй мировых войн, которые окончательно доказали, что военное противостояние в Западной Европе не принесет победы ни одной стране, а только приведет к общему ослаблению всего региона. Наконец, геополитические факторы также сыграли значительную роль необходимость объединения Западной Европы для противодействия политическому влиянию с востока (из СССР и восточноевропейских социалистических стран) и экономической конкуренции других лидеров за «ядро» капиталистической мировой экономики. (в первую очередь США). Этот набор культурных и политических предпосылок является уникальным; невозможно скопировать его в любой другой регион планеты. 

Начало западноевропейской интеграции было положено Парижским соглашением, подписанным в 1951 году и вступившим в силу в 1953 году о создании Европейской ассоциации угля и стали (EUSC). В 1957 году был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), который вступил в силу в 1958 году. В том же году было образовано Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Таким образом, Римский договор объединил три крупные западноевропейские организации Евразийский экономический союз, ЕЭС и Евратом. С 1993 года Европейское экономическое сообщество было переименовано в Европейский союз (ЕС), отражая в названии изменения возросшую степень интеграции стран-участниц. 

На первом этапе западноевропейская интеграция развивалась в зоне свободной торговли. В этот период, с 1958 по 1968 год, в Сообщество входило только 6 стран Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. На начальном этапе интеграции между участниками таможенные пошлины и количественные ограничения на взаимную торговлю были отменены, но каждая страна-участница все еще сохраняла свой национальный таможенный тариф для третьих стран. В этот же период началась координация внутренней экономической политики (прежде всего в области сельского хозяйства). 

Первая волна формирования блока произошла в 1960–1970-х годах, когда «самостоятельность» казалась слаборазвитым странам наиболее эффективным инструментом противодействия «империалистическому порабощению» развитых стран. Поскольку основными предпосылками объединения были субъективно-политический, а не объективно-экономический характер, большинство этих интеграционных блоков оказались мертворожденными. В дальнейшем торговые отношения между ними либо ослабли, либо застыли на довольно низком уровне. 

Судьба Восточноафриканского сообщества, созданного в 1967 году, показательна в этом смысле: за следующие 10 лет внутренний экспорт сократился в Кении с 31 до 12%, в Танзании с 5 до 1%, так что к 1977 году сообщество распалось ( в 1993 году он был восстановлен, но без особого эффекта) Лучшей оказалась судьба Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), созданной в 1967 году: хотя она не смогла увеличить долю взаимной торговли, но эта доля стабильно держится на довольно высоком уровне. Особенно примечательно, что к 1990-м годам во взаимной торговле стран Юго-Восточной Азии стала преобладать готовая продукция, а не сырье , что характерно для групп развитых стран, но в «третьем мире» это так пока единственный пример. 

Новая волна интеграционных блоков началась в «третьем мире» в 1990-х годах. Эпоха «романтических ожиданий» закончилась, теперь экономические союзы начали создавать на более прагматичной основе. Показателем увеличения «реализма» является тенденция к уменьшению числа стран, участвующих в интеграционных блоках. Управление экономическим сближением удобнее, конечно, в небольших группах, где между партнерами меньше различий и легче достичь соглашения между ними. Наиболее успешным блоком «второго поколения» был Южный общий рынок общего рынка (MERCOSUR), основанный в 1991 году. 

Основная причина провала большинства интеграционных экспериментов в «третьем мире» заключается в том, что в них отсутствуют две основные предпосылки успешной интеграции близость уровней экономического развития и высокая степень индустриализации. Поскольку основными торговыми партнерами развивающихся стран являются развитые страны, интеграция стран третьего мира друг с другом обречена на стагнацию. Новые индустриальные страны имеют наилучшие шансы (именно они преобладают в АСЕАН и МЕРКОСУР), которые ближе по уровню развития к индустриальным. 

Интеграционные группы социалистических и переходных стран. Когда существовал социалистический лагерь, была предпринята попытка объединить их в единый блок не только политически, но и экономически. Организацией, регулирующей экономическую деятельность социалистических стран, был Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), созданный в 1949 году. Он должен быть признан первым послевоенным интеграционным блоком, предшествующим появлению ЕЭС. Первоначально он был создан как организация социалистических стран только Восточной Европы, но позже в него вошли Монголия (1962), Куба (1972) и Вьетнам (1978). Если мы сравним СЭВ с другими интеграционными блоками с точки зрения мирового экспорта, он был на втором месте в 1980-х годах, значительно отставая от ЕЭС, но опережая ЕАСТ после него, не говоря уже о блоках развивающихся стран. Однако за этими, казалось бы, привлекательными данными были серьезные недостатки "социалистической" интеграции. 

Распад СЭВ в 1991 году показал, что тезис советской пропаганды об интеграции национал-социалистических экономик в единое целое не выдержал испытания временем. Помимо чисто политических факторов, основной причиной распада СЭВ были те же причины, по которым большинство интеграционных групп стран третьего мира не функционировали: к тому времени, когда они вступили на «путь социализма», большинство стран не достигли высокой стадии зрелости промышленности, что предполагает формирование внутренних стимулов для интеграции. Социалистические страны Восточной Европы использовали свое участие в СЭВ для стимулирования своего экономического развития главным образом благодаря материальной помощи со стороны СССР в частности, путем поставки дешевого (по сравнению с мировыми ценами) сырья. Когда правительство СССР пыталось ввести в СЭВ плату за товары не по обычным, а по реальным мировым ценам, тогда в условиях ослабленной политической диктатуры бывшие советские спутники предпочитали отказываться от участия в СЭВ. Они создали свой собственный экономический союз в 1992 году, Центрально-европейское соглашение о свободной торговле (CEFTA), и начали переговоры о вступлении в ЕС. 

В 1990-2000-х годах надежды на экономическую интеграцию России со странами Восточной Европы были окончательно похоронены. В новых условиях некоторые возможности для развития экономической интеграции сохранялись только в отношениях между бывшими республиками СССР. 

Первой попыткой создания нового жизнеспособного экономического блока на постсоветском экономическом пространстве был Союз независимых государств (СНГ), который объединил 12 государств все бывшие советские республики, кроме стран Балтии. В 1993 году в Москве все страны СНГ подписали соглашение о создании Экономического союза для формирования единого экономического пространства на рыночной основе. Однако когда в 1994 году была предпринята попытка приступить к практическим действиям по созданию зоны свободной торговли, половина стран-участниц (включая Россию) сочла это преждевременным. Многие экономисты считают, что в начале 2000-х СНГ в основном выполняет политические, а не экономические функции. На провал этого опыта во многом повлиял тот факт, что они пытались создать интеграционный блок в условиях затяжного экономического спада, который продолжался почти во всех странах СНГ до конца 1990-х годов, когда преобладал «каждый за себя». Начало экономического бума создало более благоприятные условия для интеграционных экспериментов. 

Следующим опытом экономической интеграции стали российско-белорусские отношения. Тесные отношения между Россией и Белоруссией имеют не только экономическую, но и политическую основу: из всех постсоветских государств Беларусь наиболее симпатизирует России. В 1996 году Россия и Беларусь подписали Договор об образовании Сообщества суверенных республик, а в 1999 году Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии с наднациональным органом управления. Таким образом, без последовательного прохождения всех этапов интеграции (даже без создания зоны свободной торговли) обе страны немедленно приступили к созданию политического союза. Это «забегание вперед» было не очень плодотворным по мнению многих экспертов, Союзное государство России и Белоруссии существует в первые годы XXI века. скорее на бумаге, чем в реальной жизни. Его выживание, в принципе, возможно, но необходимо заложить прочную основу последовательно пройти все «пропущенные» этапы экономической интеграции. 

Третий и наиболее серьезный подход к интеграционной интеграции это Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), созданное по инициативе президента Казахстана Н. Назарбаева. Подписанный в 2000 году президентами пяти стран (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан) Договор об образовании Евразийского экономического сообщества был (по крайней мере на начальном этапе) более успешным, чем предыдущие интеграционные эксперименты. В результате снижения внутренних таможенных барьеров стало возможным стимулировать взаимную торговлю. К 2006 году планируется завершить унификацию таможенных тарифов, тем самым перейдя от этапа зоны свободной торговли к таможенному союзу. Однако, хотя объем взаимной торговли между странами ЕврАзЭС растет, доля их взаимной торговли в экспортно-импортных операциях продолжает снижаться, что является признаком объективного ослабления экономических связей. 

Бывшие советские государства также создали экономические союзы без участия России Центрально-азиатское экономическое сообщество (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан), ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова с 1997 года), молдавско-румынский зона свободной торговли и т. д. Кроме того, существуют экономические блоки, объединяющие бывшие советские республики с «зарубежными» странами, например, Организация экономического сотрудничества (страны Центральной Азии, Азербайджан, Иран, Пакистан, Турция), АТЭС (Россия стала ее членом в 1997 году). 

Таким образом, на постсоветском экономическом пространстве существуют как факторы привлекательности (прежде всего, интерес к рынкам сбыта товаров, которые не очень конкурентоспособны на Западе), так и факторы отталкивания (экономическое неравенство участников, различия в их политических системах и стремление избавиться от «гегемонии» крупных и сильных стран, переориентироваться на более перспективный мировой рынок). Только будущее покажет, будут ли умирать интеграционные связи, унаследованные от советских времен, или удастся ли найти новые опоры экономического сотрудничества. 

Заключение

Международная экономическая интеграция это процесс объединения экономик соседних стран в единый экономический комплекс, основанный на устойчивых экономических связях между их компаниями. Классические формы международной экономической интеграции: зоны свободной торговли, когда торговые ограничения между странами, участвующими в интеграционном объединении, снимаются и, прежде всего, снижаются или отменяются таможенные пошлины; таможенный союз, когда наряду с отменой ограничений внешней торговли устанавливается общий таможенный тариф и применяется единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран; общий рынок, ознаменованный подписанием соглашения, охватывающего «четыре свободы» пересечения государственных границ для товаров, услуг, капитала и людей; Экономический и валютный союз, когда соглашения о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями об общей экономической и денежно-кредитной политике, а также институтами управления наднациональными интеграционными объединениями. 

Дальнейшее развитие и совершенствование форм международной экономической интеграции, возможно, приведет к политическому союзу, то есть к превращению интеграционного объединения в конфедеративное государство со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая формирование центральных органов, обладающих еще большими полномочиями и властью, чем наднациональные. институты власти. 

По ряду объективных, а также субъективных причин именно в Западной Европе существует острая необходимость в развитии интеграционных процессов, что привело к созданию Европейского союза (ЕС).

Будучи экономическим, валютным и политическим союзом, ЕС, безусловно, является наиболее развитой интеграционной группой в мире.

Единая валюта ЕС (евро) в ближайшие годы может во многом вытеснить доллар США в качестве международного платежного средства. Наиболее значительные и динамичные интеграционные группы на американском континенте, НАФТА и МЕРКОСУР, могут заложить основу для всеамериканской зоны свободной торговли «от Аляски до Огненной Земли». 

Интеграция в СНГ основана на таких объективных факторах, как сложившееся в прошлом разделение труда, технологическая взаимозависимость и элементы общего культурного и цивилизационного пространства. Результаты интеграции в СНГ оказались противоречивыми: многие соглашения были достигнуты, но большинство из них не были выполнены. 

Не случайно интеграционные процессы приобретают в начале XXI века. так быстро Беспрецедентный технический прогресс, радикальные изменения в политической карте мира, рост новых и сложных противоречий в социально-культурной жизни народов разных континентов, нерешенные многие из задач, оставленных в наследии прошлого, ставят Мировое сообщество сталкивается с целым рядом проблем, связанных с выживанием человека и природы. Одним из ответов на такие «вызовы истории» является рост интеграционных процессов в мире, хотя нельзя забывать, что серьезные испытания ожидают человечество таким образом. Интеграционные процессы являются одним из основных направлений формирования нового мирового порядка. Ряд стран уже давно прошли начальный путь экономической интеграции, хотя многие регионы еще не подошли к нему. 

На рубеже XXI в. Эти процессы постепенно превращаются в суперинтеграцию, которая откроет много нового и неожиданного для национального и международного развития. Процесс международной экономической интеграции определяется развитием и углублением международного разделения труда. От простого обмена товарами до стабильной крупномасштабной международной торговли товарами и услугами, до международного перевода капитала и создания новых производств для закрытия производства и научно-технического сотрудничества для совместного производства и управления. В результате национальные экономики «проникают» друг в друга. Интернационализация экономической жизни становится очевидной, когда взаимосвязаны многие и различные этапы научной, технической, промышленной, инвестиционной, финансовой и коммерческой деятельности. 

Экономическая взаимозависимость стран и народов становится ощутимой реальностью. Комплексные мировые экономические отношения, охватывающие многие страны, постепенно развиваются и становятся особенно тесными. Международная экономическая интеграция приобретает практическое значение, определяя перспективы дальнейшего экономического прогресса.