Пределы действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве (по территории), сфере регуляции и по кругу лиц

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Понятие, сущность, содержание, структура и виды юридических норм
Понятие и виды нормативно-правовых актов. Их сила, иерархия, значение в правовой системе и системе права
Конституция России в системе нормативных актов, её достоинства и недостатки
Понятие и содержание правоотношений (субъективное право и юридическая обязанность), его состав и структура


Введение:

Как это принято в науке, нормативные правовые акты действуют в определенных пределах, последовательно во времени, в пространстве и в кругу лиц, охватываемых этими актами. Установление этих пределов - границ важно, поскольку они связаны и также определяют возможность и, в соответствующих случаях, необходимость применения общеобязательных норм, содержащихся в этих актах.

Действие во времени - этот вопрос актуален, поскольку является одним из элементов, без которых сам нормативный правовой акт не может существовать. Поэтому я рассмотрю это более конкретно. Эффект права всегда определяется временными параметрами. Время необратимо, оно течет из прошлого через настоящее в будущее. С этой характеристикой связан закон, например, проблема обратного действия закона, о которой пойдет речь (глава 2, часть 2), и «опыт» права (глава 2, часть 3) и другие. Такой элемент времени, как продолжительность, имеет место не только в криминальной (например, давности преступления), но и в процессуальной. Юридические процедуры ограничены временными рамками, связанными с юридическими терминами, так называемыми относительными событиями, всегда имеющими значение юридического факта. G.F. Шершеневич был прав, когда писал: «... закон, как норма, определяющая поведение граждан, имеет начальные и конечные моменты своего действия. Вопрос о том, когда закон начинает применяться, а когда уже не должен» применять чрезвычайно важно с практической точки зрения".

Действие в космосе является еще одним компонентом структуры нормативного акта. При составлении нормативного акта необходимо понимать, на какую территорию распространяется юрисдикция этого акта.

Действия над лицами - не менее важным для государственно-правовой теории является определение действий нормативных правовых актов в кругу лиц, прояснение вопроса о том, кому адресованы инструкции, содержащиеся в этих актах. нормативный правовой акт

Вышеуказанные понятия являются важным элементом правовой системы, поэтому данная тема актуальна. Без знаний, временных, пространственных ограничений и круга лиц его практически невозможно применить.

Для тех, кто регулирует (применяет) закон, важно не только найти необходимый правовой акт и норму, но и понять пределы их действия.

В этом случае уточняется следующий круг вопросов:

  • С какого времени и в каком режиме действует этот акт (действие во времени)
  • Какую территорию охватывает действие (действие в космосе)
  • Какие лица подпадают под действие (действия в кругу лиц).

Задача: Самостоятельно проводить научные исследования, обобщать и углубляться в вышеперечисленные вопросы.

Задача:

  1. Подберите темы и материалы.
  2. Анализ научной, юридической и учебной литературы.
  3. Сравните анализируемую литературу.
  4. Напишите материал.
  5. Редактировать курсовую работу.

Нормативный правовой акт

Понятие и особенности нормативного правового акта

Нормативные правовые акты являются основной и наиболее совершенной формой современного права. Они уделяют ему больше времени по сравнению с другими формами, что связано, прежде всего, с усилением роли государства в регулировании общественно значимых отношений. Кроме того, их широкому использованию способствуют такие качества, как способность централизованно регулировать различные отношения, оперативно реагировать на изменения в потребностях социального развития, ясность и доступность изложения изложенных в нем инструкций. Документально-письменная форма нормативных правовых актов позволяет непосредственно и быстро ознакомить население с его содержанием. Что, на мой взгляд, необходимо, иначе эффективность нормативного акта резко снизится. Незнание населением своих прав полностью ограничивает их возможности. Мне приходилось иметь дело с такими случаями, когда у меня были основания, руководствуясь законом, действовать иначе, что было бы лучше. Но, к сожалению, я не знал о своих правах в полной мере, и мне пришлось страдать материально, хотя и незначительно. Уверен, что в практике адвоката такие ситуации встречались не раз. И сегодня это проблема, которую нужно решать.

Нормативные правовые акты являются основным источником права не только в Российской Федерации. Теперь они стали таковыми практически во всех правовых системах мира, даже когда исторически сложились правовые обычаи и судебный (административный) прецедент.

Нормативные правовые акты как источники права имеют определенные организационные, технические и другие преимущества перед другими источниками права. Они проявляются, во-первых, в том, что выдающие их государственные органы обладают гораздо большими координационными возможностями, чем все другие нормотворческие учреждения, для выявления и отражения в законе не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов. Во-вторых, благодаря четким требованиям, традиционно установленным правилам представления своего содержания, нормативно-правовой акт считается лучшим способом формулирования установленных норм. И, в-третьих, этот нормативный правовой акт благодаря своей ясности и определенности легче "обрабатывать", чем другие формы права. Как отмечают теоретики и практики, на него легко ссылаться при разрешении дел, вносить необходимые корректировки и отслеживать его выполнение.

Таким образом, нормативный правовой акт является одним из основных источников права современного государства. Он выражает большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные социальные отношения с точки зрения человека, его интересов и потребностей. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) не имеют общего регулирующего значения. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.

Нормативные правовые акты устанавливают нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.

Мировая юридическая наука рассматривает источники права в неразрывном единстве с содержанием правовых норм. Выражение правовых норм в обычае, прецеденте, в судебной практике носит казуистический и не всегда определенный характер. Эти нормы формируются постепенно, с повторением частных случаев, применением определенного правила поведения. Поэтому правовые нормы не могут в этих формах воплощать общее и довольно определенное выражение.

С развитием общественной жизни, усложнением общественных отношений эти обязательные нормативы становятся тормозом социального прогресса. Как отметил Н. М. Коркунов в свое время, «государственная власть, призванная поддерживать и защищать верховенство закона, не может смириться с таким положением дел. Как только она становится достаточно сильной и организованной, она всегда стремится заменить неопределенное принципы обычного права и практики она сама сформулировала и, по возможности, общие положения или законы".

Переход к универсальному нормативному регулированию осуществляется эволюционным путем. Сначала нормативное регулирование распространялось только на сферы общественной жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти. Частная собственность и семейные отношения долгое время оставались под влиянием обычного права и судебной практики. Со временем нормативно-правовое регулирование расширяется, подчиняя другие сферы общественной жизни, и, таким образом, становится преобладающей формой регулирования общественных отношений.

Ряд особенностей присущи нормативным правовым актам. Во-первых, они носят государственный характер. Государство наделяет органы, организации, должностных лиц правом разрабатывать и принимать нормативные правовые акты, то есть законотворческую компетенцию. Он также обеспечивает реализацию принятых нормативных правовых актов, в том числе обязательное воздействие на лиц, уклоняющихся от их реализации. По своему государственному характеру нормативные правовые акты отличаются от нормативных актов общественных организаций (уставы партий, общественно-политические движения).

Во-вторых, нормативные правовые акты принимаются не всеми, а строго определенными субъектами, специально уполномоченными государством. Более того, каждый субъект законотворческой деятельности связан рамками своей компетенции. Министр, например, может издать нормативный приказ, но не уполномочен издавать указ или постановление.

В-третьих, эти акты принимаются в соответствии с определенной процедурой (особенно это касается законодательных актов), а также требований к содержанию и форме и представляют собой акт-документ.

В-четвертых, они имеют временные, пространственные и субъективные пределы действия.

В-пятых, они всегда содержат правовые нормы. Наличие правовых норм в этих актах делает их нормативными и общеобязательными.

В отличие от других источников (форм) права, нормативно-правовой акт имеет следующую особенность.

Нормативный правовой акт создается в результате законотворческой деятельности компетентных органов государства или волеизъявления народа (референдума). Законотворчество - это государственная деятельность, которая заключается в публикации правовых норм, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.

Законотворчество - это деятельность, направленная на подготовку, публикацию и совершенствование нормативных правовых актов. Он имеет две основные формы: прямой законотворческий и косвенный (государственный) законотворческий.

Непосредственное законотворчество осуществляется в результате референдумов, на которых конституционно принимаются или отклоняются нормативные правовые акты, предложенные законодательной властью государства. Так 23 декабря была принята Конституция Российской Федерации 1993 года.

Государственное правотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права в порядке, установленном законом. Это также связано с нормотворчеством общественных организаций, которое санкционировано государством. В то же время нормы, созданные общественными организациями, приобретают качество и свойства правовых норм, охраняемых государством.

Источники юриспруденции или источники наших знаний о праве следует отличать от нормативного правового акта как источника права. Мы черпаем информацию о правовых нормах из различных сборников законодательства, из исторических правовых памятников, из работ профессиональных юристов. Все это источники нашего знания правовых норм, а не источники права. Например, очерк римских юристов, которые когда-то были значительными, но теперь сохранили только теоретическое и историческое значение.

Нормативный правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные признаки:

  • Название акта (закон, указ, постановление);
  • Наименование органа, который принял закон (парламент, президент, правительство, местное самоуправление).

В нормативных актах нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям.

Таким образом, нормативный правовой акт представляет собой письменное решение компетентных государственных органов, в котором содержится верховенство права.

Различие между нормативными правовыми актами и отдельными нормативными актами.

Нормативные правовые акты как формы (источники) права существенно отличаются от актов, не имеющих нормативного характера. Среди них, прежде всего, акты применения правовых норм или отдельные акты, как их часто называют.

Индивидуальный акт может быть охарактеризован как официальное решение компетентного государственного органа или должностного лица по конкретному судебному делу, содержащее императивное командование, направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений на основе верховенства права и выраженное в соответствующей форме. Следует иметь в виду, что сотрудник правоохранительных органов в правоприменительном акте не выражает свою волю, а выступает в качестве представителя государства. Суть завещания, выраженного в правоприменительном акте, заключается в том, что в совокупности, регулирующей условия и порядок разрешения юридически значимых ситуаций, объективно отражается государственная воля в применимых нормах права, компетенции и других правовых нормах.

Существенная разница между отдельным правоприменительным актом и нормативным правовым актом заключается в том, что он не вносит и не может вносить никаких изменений в действующее законодательство. Оно осуществляется во исполнение и в строгом соответствии с нормативным правовым актом, устанавливающим или изменяющим субъективные юридические права и обязанности. Он всегда адресован конкретным, индивидуально определенным субъектам характера, а нормативно-правовой акт затрагивает бесконечно большой круг людей. Индивидуальный правоприменительный акт называется индивидуальным, поскольку он исчерпывает свою силу после одного обращения. С точки зрения теории и практики правоприменения, в этом отношении значительный интерес представляет установление взаимосвязи между нормативно-правовыми и правоохранительными актами. Я заметил, что позиции большинства авторов по этому вопросу близки или совпадают. И у меня нет оснований не соглашаться с их мнением. Например, эту точку зрения поддерживает М.Н. Марченко. Очень часто эта проблема формулируется как прояснение взаимоотношений и отношений между правоохранительным актом и верховенством права.

Нормативные правовые акты содержат только нормы права, то есть правила общего характера, которые связаны с государством. Поэтому нормативные правовые акты следует отличать от отдельных правовых актов, которые не являются источниками права. Индивидуальный правовой акт распространяет свои действия на конкретного субъекта права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он предназначен для одноразового использования, относится лично к определенным лицам и теряет силу при реализации конкретного права или обязательства (например, назначение пенсий органом социального обеспечения конкретному лицу, решение суда о принудительный возврат долга обязанным лицом).

Индивидуальные правовые акты являются важным и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах. Они являются обязательными, их выполнение обеспечивается компетентными органами государства (суд, мэрия, арбитраж), но они не являются источниками права, поскольку не содержат правовых норм. В отличие от правовых норм, их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.

Нормативные правовые акты и отдельные акты носят правовой характер по своему характеру. Среди прочего это означает, что определенные правовые последствия связаны с обоими. Однако их принципиальное отличие друг от друга заключается в следующем.

Первые содержат общие предписания в форме правовых норм и предназначены для многократного применения, а вторые не содержат правовых норм, а содержат только отдельные предписания. Нормативные правовые акты адресованы широкому, точнее - неопределенному кругу юридических и физических лиц, тогда как индивидуальные акты адресованы строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по очень конкретной причине (создание мемориальной доски трудоустройство и увольнение, выход на пенсию и т. д.) и т. д.). И, наконец, нормативные правовые акты охватывают очень широкий круг социальных отношений, а отдельные акты предназначены только для строго определенного типа социальных отношений. Действие отдельного акта прекращается с прекращением существования определенных социальных отношений (например, в связи с выполнением условий конкретного договора купли-продажи, договора поставки и т. д.). В то же время нормативные правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют ли конкретные отношения, предусмотренные этим актом. Например, действие такого индивидуального акта (акта применения), как и приговор суда по конкретному уголовному делу, прекращается по мере его исполнения (окончание срока исправительных работ, лишение свободы и т. д.). Однако это вовсе не означает прекращения действия закона, предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания за совершение такого преступления.

Аналогичная ситуация не только в сфере применения норм уголовного права, но и в других отраслях права. Например, прекращение действия конкретного трудового договора не означает прекращения действия соответствующих норм или институтов трудового права.

Следует отметить, что одни и те же государственные органы могут издавать как нормативные правовые, так и индивидуальные акты по одним и тем же или по разным вопросам. Например, согласно Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание принимает не только законы - постановления, но и указы, которые зачастую носят индивидуальный характер. Статья 102 (пункт 3) и статья 103 (пункт 2) Конституции предусматривают, что Совет Федерации - верхняя палата российского парламента и Государственная дума - каждая его нижняя палата принимает решения по вопросам, относящимся к их компетенции действующей Конституцией.

Совет Федерации принимает, в частности, резолюции по вопросам, связанным с утверждением президентских указов о введении военного или чрезвычайного положения, с назначением на должность и освобождением от должности Генерального прокурора России, с назначением выборов Президента Российской Федерации, с назначением судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Государственная Дума в соответствии с Конституцией принимает решения по вопросам, связанным с предоставлением согласия Президенту на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, решение вопроса о доверии Правительству, назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального Банка. Российской Федерации, объявления об амнистии и др.

Нормативные правовые акты также следует отличать от актов разъяснения или толкования правовых норм. Их основное отличие заключается в характере, содержании и целях издания. Если нормативные правовые акты направлены на установление или изменение содержания правовых норм, то акты разъяснения или толкования преследуют, как уже указывает их название, совершенно иные цели. А именно: они направлены, прежде всего, на уточнение смысла содержания принятых нормативных правовых актов, а также на пределы ранее установленных норм.

Вывод: нормативно-правовой акт является одним из важнейших источников права, а также законотворческим актом, содержащим нормы права.

Существуют характерные различия между нормативным правовым актом и отдельным актом: нормативные правовые акты содержат общие инструкции и предназначены для многократного использования, тогда как отдельные акты содержат индивидуальные предписания, нормативные правовые акты охватывают широкий круг лиц, а отдельные акты рассчитан только на определенный тип общественных отношений.

Виды нормативных правовых актов

Классификация нормативных правовых актов производится по разным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; предметы, публикующие их.

С точки зрения юридической силы все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативных правовых актов является важнейшим признаком их классификации. Это определяет их место и значение в общей системе государственного регуляторного регулирования. В соответствии с теорией и практикой законотворчества акты вышестоящих законотворческих органов имеют более высокую юридическую силу, чем акты нижестоящих законотворческих органов. Последние публикуются на основании и в соответствии с нормативными актами вышестоящих законодательных органов.

Нормативные правовые акты также классифицируются по содержанию. Это разделение в определенной степени произвольно. Эта конвенция объективно объясняется тем, что не все нормативные правовые акты содержат нормы однородного содержания. Существуют акты, содержащие нормы только одной отрасли права (трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты сложного характера. Они включают в себя нормы различных отраслей права, служащих определенной сфере общественной жизни. Экономическое, торговое, военное, морское законодательство - примеры сложных нормативных правовых актов.

По объему и характеру действия нормативные правовые акты подразделяются на:

  1. об актах общего действия, охватывающих весь набор отношений определенного типа на данной территории;
  2. для действий ограниченного действия - они применяются только к части территории или к строго определенному контингенту лиц, находящихся на этой территории;
  3. за действия исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулирующие возможности реализуются только при возникновении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военные действия, стихийные бедствия).

Что касается основных субъектов государственного правотворчества, правовые нормы можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (общие юрисдикционные акты).

Закон

Это основной и преобладающий нормативно-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, регулирующие наиболее важные аспекты общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом: это нормативный правовой акт, принятый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, который имеет высшую юридическую силу и регулирует важнейшие общественные отношения с точки зрения интересов. и потребности населения страны.

Это определение подразумевает признаки права как основного источника права, как нормативного правового акта с высшей юридической силой:

  1. законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума;
  2. принимаются законы по основным наиболее значимым вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности;
  3. законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще подзаконному акту. Принятие закона включает четыре обязательных этапа: подача законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; его публикация. Принятие закона по результатам референдума также осуществляется в соответствии с законодательной процедурой, предусмотренной Законом о референдуме;
  4. законы не подлежат контролю или одобрению со стороны любого другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательным органом. Конституционный или аналогичный суд может объявить закон, принятый парламентом, неконституционным, но только законодательный орган может отменить его;
  5. Законы представляют собой ядро ​​всей правовой системы государства, они определяют структуру всего комплекса нормативных правовых актов, юридическую силу каждого из них, подчиненность нормативных правовых актов по отношению друг к другу.

Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности - верховенство права в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Оно должно быть внесено в соответствии с законом или немедленно отменено.

В свою очередь, законы делятся на конституционные и обычные. Конституционные законы определяют основные принципы государственного и общественного строя, правовой статус отдельных лиц и организаций. Вся система нормативных правовых актов построена и детализирована на основе конституционных законов. Конституция по отношению к другим нормативным правовым актам, в том числе закону, имеет высшую юридическую силу.

Подзаконные акты и правила

Это законодательные акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты имеют меньшую юридическую силу, чем законы, они основаны на юридической силе законов и не могут им противостоять. Эффективное регулирование общественных отношений происходит тогда, когда общие интересы соответствуют индивидуальным интересам. Подзаконные акты предназначены только для конкретизации основных фундаментальных положений законов в отношении оригинальности различных индивидуальных интересов.

По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По тематике издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные ведомственные и внутриорганизационные акты.

Общие положения. Это нормативно-правовые акты общей компетенции действий, которые распространяются на всех лиц на территории страны. С точки зрения их юридической силы и значения в системе правового регулирования, общие подзаконные акты подчиняются законам. Государственное управление обществом осуществляется посредством подзаконных актов, согласовываются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни.

Общие подзаконные акты включают инструкции по нормотворчеству высших органов исполнительной власти. В зависимости от формы правления они выражаются в двух типах подзаконных актов.

Нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они имеют высшую юридическую силу и издаются на основании и в процессе разработки законов. Полномочия президента в законотворчестве определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регулируют самые разные аспекты жизни, связанные с государственным управлением.

Постановление правительства. Это подзаконные акты, принятые в контексте президентских указов и предназначенные, при необходимости, для регулирования вопросов государственного управления экономикой, социального строительства, здравоохранения и т. д.

Местный устав. Это нормативные правовые акты местных представительных и исполнительных органов власти. Они публикуются местными органами представительной власти и органами местного самоуправления. Действие этих актов ограничено территорией, находящейся под их контролем. Нормативные инструкции местных органов власти и управления являются обязательными для всех лиц, проживающих в этом районе. Это могут быть нормативные решения или решения совета, муниципалитета, мэрии, префекта по различным местным вопросам.

Ведомственные нормативные правовые акты (приказы, инструкции). В ряде стран определенные структурные подразделения государственных органов (министерства, ведомства) также наделены законотворческими функциями, которые делегируются законодательной властью, президентом или правительством. Это нормативно-правовые акты общего действия, однако они применяются только к ограниченной сфере общественных отношений (таможенная, банковская, транспортная, государственно-кредитная и др.).

Внутриорганизационные подзаконные акты. Это такие нормативные правовые акты, которые издаются различными организациями для регулирования их внутренних вопросов и применяются к членам этих организаций. В рамках, определенных актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют широкий круг отношений, возникающих в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.

И последнее. В нормативном регулировании общественных отношений основное и решающее место занимает закон. Однако подзаконные акты играют только вспомогательную и детальную роль. В государстве, регулируемом верховенством права, закон своим действием охватывает все основные аспекты общественной жизни, он является главным гарантом фундаментальных интересов, прав и свобод человека.

Акты судебной власти

По решению судебных органов они приобретают нормативный характер в результате обобщения судебной практики, которая в основном носит индивидуальный, правоприменительный характер. Судебная практика выступает в качестве источника права в случаях, когда из-за неоднозначности, непоследовательности или двусмысленности нормативных предписаний суд вынужден конкретизировать или уточнить содержание правовых норм или создать новые нормы из-за обнаруженных пробелов в законе.

Правотворческие функции судов формируются самой судебной практикой, потребностями юридического урегулирования тех общих жизненных дел, которые не предусмотрены законом. Накопленный опыт правоприменительной практики позволяет судам принимать такие решения, которые обычно являются обязательными при рассмотрении конкретной группы судебных дел.

Высшие органы судебной власти не только конкретизируют существующие нормы права, но и создают, в пределах своей компетенции, новые правовые нормы для руководства применением законодательства по вопросам, возникающим при практическом разрешении судебных дел.

Однако следует иметь в виду, что обязательной силой судебной практики является не сама по себе, а диктат законодательной власти. Законотворческая деятельность судов в государстве, регулируемом верховенством права, полностью основана на их правовых полномочиях, в рамках законности и принципов этой системы права.

Вывод: в правовой системе каждого государства существует иерархия нормативных правовых актов. То есть в определенном государстве существует нормативно-правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. А все остальные нормативные правовые акты создаются на основании закона и в его исполнении.

Действие нормативного правового акта во времени

Порядок вступления в силу

Действие юридического лица во времени является одним из важнейших элементов процесса вступления в активный статус юридического лица, то есть юридической силы юридического лица.

Вот как В.И. Червонюк, связь между законом и временем: «Действие закона всегда обусловлено временными параметрами. Время необратимо, оно течет из прошлого через настоящее в будущее. Такой элемент времени, как продолжительность, имеет принципиально важное юридическое значение не только для действия материальных норм, но и для процедурных - юридические процедуры ограничены временными рамками".

Я считаю, что точка зрения В.И. Червонюк прав, и с ним полностью согласен.

По словам А.Ф. Черданцева, действие правовых актов во времени определяется двумя временными точками: моментом, когда правовые акты вступают в силу, и моментом, когда они становятся недействительными. Я считаю, что точка зрения А.Ф. Черданцевой правильна, но она довольно поверхностна и немного устарела.

И поскольку этот вопрос является одним из наиболее важных, мы рассмотрим этот вопрос с точки зрения В.И. Червонюк: Эффект нормативного акта во времени охватывает свод правил, определяющих:

  1. момент вступления акта в законную силу;
  2. момент его окончания;
  3. условия применения правовых норм, установленных нормативным актом, к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу («обратное действие является законным»);
  4. возможность применения определенных положений нормативного правового акта после утраты его юридической силы («опыт закона»). С появлением нормативного правового акта вводится правовой режим, которому каждый должен неуклонно следовать. Вопрос о том, как закон или иной правовой акт вступает в силу, принципиально важен.

Принято различать следующий порядок (принципы) вступления в силу нормативного правового акта (в силу):

  1. немедленное действие - распространение юридической силы закона другого нормативного правового акта на все регулируемые им дела и обстоятельства, возникшие после его вступления в силу (действие закона «вперед»);
  2. обратной силы - распространение юридической силы закона «в обратном направлении» в обстоятельствах и в случаях, указанных в самом законе;
  3. переживание права - государство, в котором закон, утративший юридическую силу, в силу особого порядка нового закона может действовать в отношении определенных действий и обстоятельств.

Так, до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2001 г. «О политических партиях» действовала статья 49 Федерального закона от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», в которой содержались инструкции по применению Статьи 6 и 9 Закона СССР от 9 октября 1990 г. «Об общественных объединениях».

Первый из этих принципов является общим правилом, следующие два составляют исключение из этого правила (принципа). Соответственно, все нормативные правовые акты вступают в силу в одном из следующих случаев: 1) с момента публикации; 2) со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о его вступлении в силу (например, с момента опубликования - обнародования). Еще есть случай, когда нормативный акт становится легальным. Это дата его принятия или одобрения. В И. Червонюк не упомянул эту возможность. Но я посчитал необходимым это отметить.

Для нормативных актов разных уровней законодательством предусмотрены разные сроки их вступления в силу.

Есть три правила относительно федеральных законов:

  1. Как правило, закон вступает в силу одновременно на всей территории России через 10 дней после их официального опубликования, то есть публикуя их в официальных изданиях - Сборнике законодательных актов Российской Федерации, «Российской» или «Парламентской газете». ». Десятидневный срок обусловлен презумпцией знания закона, необходимостью приведения, а также реализации законодательства в соответствие с принятым законом, а также реализацией комплекса необходимых организационных, технических и материальных и финансовые меры, направленные на обеспечение реализации принятого закона;
  2. вступление закона в силу немедленно с момента его официального опубликования. Если иное не указано в самом законе. Он используется в случаях улучшения правового статуса получателей, повышения пенсий, минимальной заработной платы и т. д.
  3. закон вступает в силу в порядке, определяемом самим законом. Например, Федеральный закон «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» гласит, что Гражданский кодекс РФ вступит в силу с 1 февраля 2003 года.

Особый порядок установления актов налогового и таможенного законодательства для вступления в силу. Такие акты вступают в силу не ранее чем через месяц после даты их официального опубликования (часть 3 статьи 4 Трудового кодекса Российской Федерации, статья 5 Налогового кодекса Российской Федерации).

Нормативные акты Президента Российской Федерации вступают в силу одновременно на всей территории страны через 7 дней после дня их первого официального опубликования. Постановления Правительства Российской Федерации, за исключением постановлений, содержащих государственную тайну или информацию конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия и, при необходимости, их немедленного широкого обнародования, незамедлительно доводятся до сведения общественности через средства массовой информации.

Особый порядок вступления в силу устанавливается законодательством для общеобязательных нормативных актов, изданных федеральными органами исполнительной власти. Такие акты подлежат не только официальному опубликованию, но и регистрации. Соответственно, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер и зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации, вступают в силу после 10 дней со дня их официального опубликования. В течение указанного срока эти акты подлежат опубликованию в газете «Российские вести», а также в «Бюллетенях нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Исключением являются те ведомственные акты или их отдельные положения, которые содержат информацию, составляющую государственную тайну или имеющую конфиденциальный характер.

Обратное действие закона

Как правило, ABO не распространяется на отношения до вступления в силу. Лишь в некоторых случаях отношения, возникшие до его вступления в силу, подпадают под действие правовых норм. Это так называемое обратное действие закона. Принцип права «закон не имеет обратной силы» является одним из неопровержимых положений теории и практики права, сформулированных в ходе длительной эволюции права и признанных в качестве международного правового стандарта всеми современными правовыми системами (статья 54 Конституции Российской Федерации). Распространение закона на общественные отношения, возникшие до его опубликования, является исключением из общего правила.

В юридической практике обратное действие закона может иметь место в двух случаях:

  1. в силу прямого указания закона. В этом случае ретроактивное действие закона всегда специально оговаривается в этом законе или акте (постановлении) о его вступлении в силу.
  2. если уголовное законодательство или законодательство об административных правонарушениях отменяет или смягчает наказание. В частности, в статье 10 Уголовного кодекса Российской Федерации сформулированный принцип обратной силы уголовного права означает, что закон, устраняющий преступность и наказуемость деяния, смягчает наказание или иным образом улучшает положение лица, совершившего преступление. Преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на действия, совершенные до вступления закона в силу.

Опыт закона

Помимо случаев обратной силы, существует еще одно своеобразное действие нормативного акта во времени, которое условно можно назвать «переживанием» старого акта. Это явление, которое по своей природе противоположно обратной силе нормативного акта. Здесь старый нормативный акт, отмененный новым, в какой-то степени продолжает действовать даже после того, как утратил свою юридическую силу. Он как бы «переживает» отведенное ему время, в определенной степени продолжает жить после введения нового нормативного акта. «Переживание» закона возможно только в отношении длительных отношений. Он применяется, как правило, в тех случаях, когда необходимо учитывать интересы лиц, вступивших в правоотношения до выпуска нового нормативного акта. При рассмотрении влияния нормативных актов во времени необходимо учитывать особенности решения этого вопроса в каждой отрасли советского права. Как правильно отмечено в литературе, во многих отраслях права к вопросу о том, какой закон применять, добавляется еще один вопрос: как его применять. Это возникает потому, что мера или степень влияния нового закона по существующим отношениям, а также степени сохранности действия старого закона, могут быть разные.

Прекращение действия RLA. Утрата юридической силы

В соответствии с установившейся практикой прекращения действия законов и иных правовых актов, а также их утрата юридической силой происходит в результате следующих обстоятельств.

Во-первых, в результате истечения срока действия закона или других правовых актов, что заранее указано в самом акте. Такие акты с указанием срока действия выдаются, например, когда на определенной территории объявлено чрезвычайное положение и на определенный период, когда создаются временные государственные органы, которые действуют в переходный период и при других обстоятельствах.

Во-вторых, в результате прямой отмены действующего правового регулирования и его замены другим актом, изданным компетентным государственным органом. В связи с этим законодательство некоторых стран даже дает специальное объяснение того, как и по каким причинам осуществляется отмена законодательных актов. Так, в Указе «Общие положения о праве» Италии, действующем с 1942 года, конкретно разъясняется, что «законы отменяются последующими законами, которые прямо указывают на такое аннулирование, либо из-за несоответствия старых норм новым, либо В связи с тем, что новый закон «иначе регулирует отношения, которые были предметом предыдущего закона».

В-третьих, в результате замены действующего правового регулирования другим актом, устанавливающим новые правила поведения в этой области. Юридическая сила предыдущего акта теряется в момент вступления в силу нового акта. Например, в связи с принятием новой Конституции Российской Федерации, которая вступила в силу «со дня ее официального опубликования по результатам всенародного голосования», а именно 23 декабря 1993 г., «эффект Конституция (Основной закон) Российской Федерации - России, принятая 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями ».

Вывод: эффект права всегда обусловлен временными параметрами. Время необратимо, оно течет из прошлого через настоящее в будущее. Такой элемент времени, как продолжительность, имеет принципиально важное юридическое значение не только для действия материальных норм, но и для процедурных - юридические процедуры ограничены временными рамками, связанными юридическими терминами, так называемыми относительными событиями. Всегда имеет отношение к юридическому факту.

Влияние нормативного правового акта в космосе

Действие верховенства закона в космосе

Наряду с ограничением действия правовых актов во времени существуют общепризнанные границы их действия в космосе, на определенной территории. В соответствии с принципами государственного суверенитета и территориального верховенства правовые акты, изданные высшими органами власти конкретного государства, действуют только на его территории. На территории данного государства они действуют как акты высшей юридической силы и имеют безусловный приоритет над всеми другими правовыми актами, действующими на той же территории штата.

Территория государства понимается как часть земного шара, включая землю, недра, воздух и воду, которые находятся под суверенитетом данного государства и над которым государство распространяет свою власть.

По территориальному критерию все правовые акты подразделяются на акты, которые распространяются на всю территорию государства, акты, охватывающие определенную его часть, и акты, действие которых распространяется за пределы территории страны.

Вся территория государства подчиняется, например, конституционным и обычным законам. «Конституция Российской Федерации и Федеральный закон имеют преимущественную силу на всей территории Российской Федерации» (часть 2 статьи 4).

Однако акты, изданные в соответствии с действующим законодательством, могут быть действительными на строго определенной, ограниченной части территории. Это заранее оговорено в самом законе или другом нормативном акте. В России это могут быть, например, законы, указы президента или постановления правительства, касающиеся определенных регионов или всего Крайнего Севера, регионов и т. д.

Действие некоторых правовых актов может выходить за пределы территории государства и, наоборот, на территории этого государства нормы, содержащиеся в актах других государств, могут действовать в соответствии с заключенными соглашениями. Это относится в первую очередь к гражданскому, торговому, финансовому и ряду других отраслей права.

В современных условиях, когда экономические, политические, торговые, финансовые и другие связи между государствами широко развиваются, применение международного права к внутренним отношениям имеет особое значение. Например, в связи с этим Конституция Российской Федерации устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры России являются неотъемлемой частью ее правовой системы. Если «международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, то применяются правила международного договора» (статья 15) Конституции Российской Федерации.

Вывод: эффект права всегда обусловлен временными параметрами. Время необратимо, оно течет из прошлого через настоящее в будущее. Такой элемент времени, как продолжительность, имеет принципиально важное юридическое значение не только для действия материальных норм, но и для процедурных - юридические процедуры ограничены временными рамками, связанными юридическими терминами, так называемыми относительными событиями. Всегда имеет отношение к юридическому факту.

Территориальные и экстерриториальные принципы

Территория государства состоит из наземной, водной и воздушной частей.

Территория суши образована континентами, островами и анклавами (часть сухопутной территории, охватываемая земельной территорией другого государства и не имеющая морского побережья). В некоторых штатах нет островов, в других - архипелаги или острова.

Акватория представлена ​​частью государственной территории, состоящей из вод, озер, рек, проливов или искусственных водоемов и водных путей (каналов), полностью расположенных в пределах границ государства, а также из территориальных вод, омывающих побережье. этого состояния.

Воздушное пространство, как правило, представляет собой пространство (воздушный столб), расположенное над наземной и водной территорией государства. Согласно сложившейся юридической практике, воздушное пространство включает высоту до 100 км.

Государственный суверенитет распространяется также на недра, а также на территорию со смешанным режимом, который включает континентальный шельф (морское дно и недра подводных районов, расположенных за пределами территориального моря Российской Федерации на протяжении всего естественного продолжения его сухопутная территория или на расстоянии 200 миль от побережья) и экономическая зона (морская зона шириной до 200 миль от побережья). Из вышесказанного вытекают вполне определенные правовые последствия.

Вывод: в соответствии с принципами государственного суверенитета территориального верховенства нормативные правовые акты, изданные высшими органами власти конкретного государства, действуют только на его территории. На территории данного государства они действуют как акты высшей юридической силы и имеют безусловный приоритет над всеми другими нормативными актами, действующими на той же территории штата.

Под территорией государства понимается земля, недра и т. д., Которые находятся под суверенитетом данного государства и на которые государство распространяет свою власть.

Влияние нормативных правовых актов на круг лиц

Принципиальное значение для государственно-правовой теории и практики имеет определение акта нормативных правовых актов в кругу лиц, уточнение вопроса о том, кому адресованы инструкции, содержащиеся в этих актах.

Как правило, нормативные правовые акты издаются с целью распространения их предписаний на граждан данной страны. Наделяя своих граждан конституционными правами и свободами, а также налагая на них определенные конституционные обязательства, государство обязано не только принимать меры для обеспечения соблюдения этих конституционных требований и положений в отношении людей внутри страны, но и обеспечить им защиту и покровительство за пределами страны. Например, Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 года «О гражданстве Российской Федерации» прямо предписывает всем государственным органам России, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям делать все возможное для обеспечения того, чтобы граждане Российской Федерации предоставляется возможность в полной мере реализовать все свои права. Установленные законодательством государства их пребывания, международные договоры Российской Федерации, международные обычаи. На них возложена обязанность защищать права и законные интересы людей и «при необходимости принимать меры по восстановлению нарушенных прав народа Российской Федерации».

Если гражданин Российской Федерации сразу же является гражданином другой страны, то есть имеет двойное гражданство, он пользуется не только покровительством России, но и покровительством второго государства. Двойное гражданство и, следовательно, двойное патронаж допускаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации только в одном из двух случаев, а именно: если такая возможность предусмотрена федеральным законом или если это предусмотрено соответствующим международным договором России. В Конституции Российской Федерации особое внимание уделяется тому факту, что присутствие российского гражданина иностранного гражданства не умаляет его прав и свобод и не освобождает его от обязательств, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. закон или международный договор.

Однако российское законодательство, как и законодательство других государств, приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства к их правам и обязанностям перед гражданами Российской Федерации. Согласно ч.3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства в России пользуются правами и несут обязанности "наравне с гражданами Российской Федерации, не считая случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации".

В соответствии с Конституцией Италии правовой статус иностранцев и лиц без гражданства "регулируется законом в соответствии с международными нормами и договорами".

Конституция Швеции и действующее законодательство безоговорочно «уравнивают» иностранцев и лиц без гражданства со шведскими гражданами только в определенных областях. В частности - в вопросах защиты от принуждения к участию в митингах «с целью формирования мнений или демонстраций»; защита от смертной казни, телесных наказаний и пыток, а также от медицинских действий с целью принуждения или против его воли; право на судебный надзор, лишение свободы в связи с преступлением или подозрением в совершении преступления; защита от обратной силы наказания и «от обратной силы другого судебного иска за преступления»; защита от привлечения к ответственности "в определенных случаях"; защита «от нежелательных действий по признаку расы, цвета кожи, этнической принадлежности или пола»; право на профессиональные меры контроля; и право «на компенсацию при экспроприации или на основании аналогичных приказов».

Что касается остальных вопросов, иностранцы и лица без гражданства приравниваются к шведским гражданам с некоторыми исключениями и оговорками. Последние обязаны «следовать из особых требований закона».

Подобная практика существует в других странах. В России, например, согласно Закону о правовом статусе иностранных лиц, последние не пользуются рядом прав и свобод, которые по существу неотделимы от гражданства. Они не могут избирать и быть избранными в государственные органы или участвовать в референдуме. Они не могут быть назначены на определенные государственные должности, например, прокурор, судья, нотариус. Им не назначены определенные конституционные обязательства, такие как, например, обязанность нести военную службу, что является обязанностью и обязанностью только гражданина Российской Федерации (часть первая статьи 59 Конституции). Наконец, что касается работы, социального обеспечения, пребывания иностранцев и лиц без гражданства на территории России, а также их административной и уголовной ответственности, в законодательстве установлен и применяется ряд специальных правил.

Особую должность в России, как и в других странах, занимают дипломаты, консульские работники и другие сотрудники государственных учреждений, пользующиеся дипломатическим иммунитетом. В строгом соответствии с международным и национальным (национальным) законодательством они не подлежат аресту и задержанию. Они не подпадают под уголовную, административную и в значительной степени гражданскую юрисдикцию принимающего государства. Судебные, следственные и иные (например, фискальные) органы, которые получают требования о возбуждении следственных действий против лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, должны сознательно признавать такие случаи как не подпадающие под их юрисдикцию. Официальные власти принимающей страны обязаны не только предотвращать себя от любых оскорбительных нападений и насилия в отношении этих лиц, но и всячески защищать их от таких действий со стороны других лиц.

Вывод: для государственной правовой теории и практики важно определить влияние нормативных правовых актов на круг лиц, прояснить вопрос, кому адресованы инструкции, содержащиеся в этих актах.

Нормативно-правовые акты распространяются на лиц с двойным гражданством, что никоим образом не ограничивает человека, а наоборот, имеет патронат от обоих государств. Особую должность в России, как и в других странах, занимают дипломаты, консульские работники и другие сотрудники иностранных государственных учреждений, пользующиеся дипломатическим иммунитетом. Они не подлежат аресту и задержанию в строгом соответствии с международным и национальным законодательством.

Вывод:

Нормативный правовой акт является одним из важнейших источников права, а также законотворческим актом, содержащим нормы права.

Существуют характерные различия между нормативным правовым актом и отдельным актом: нормативные правовые акты содержат общие инструкции и предназначены для многократного использования, тогда как отдельные акты содержат индивидуальные предписания, нормативные правовые акты охватывают широкий круг лиц, а отдельные акты рассчитан только на определенный тип общественных отношений.

В правовой системе каждого государства существует иерархия нормативных правовых актов. То есть он существует в определенном состоянии.

Эффект права всегда определяется временными параметрами. Время необратимо, оно течет из прошлого через настоящее в будущее. Такой элемент времени, как продолжительность, имеет принципиально важное юридическое значение не только для действия материальных норм, но и для процедурных - юридические процедуры ограничены временными рамками, связанными юридическими терминами, так называемыми относительными событиями. Всегда имеет отношение к юридическому факту.

В соответствии с принципами государственного суверенитета территориального превосходства нормативные правовые акты, изданные высшими органами власти конкретного государства, действуют только на его территории. На территории данного государства они действуют как акты высшей юридической силы и имеют безусловный приоритет над всеми другими нормативными актами, действующими на той же территории штата.

Под территорией государства понимается земля, недра и т. д., которые находятся под суверенитетом данного государства и на которые государство распространяет свою власть.

Большое значение для государственной правовой теории и практики имеет определение влияния нормативных правовых актов на круг лиц, уточнение вопроса о том, кому адресованы инструкции, содержащиеся в этих актах. нормативный правовой акт.

Нормативно-правовые акты распространяются на лиц с двойным гражданством, что никоим образом не ограничивает человека, а наоборот, имеет патронат от обоих государств. Особую должность в России, как и в других странах, занимают дипломаты, консульские работники и другие сотрудники иностранных государственных учреждений, пользующиеся дипломатическим иммунитетом. Они не подлежат аресту и задержанию в строгом соответствии с международным и национальным законодательством.

Я считаю, что мне удалось раскрыть этот ход вопросов.