Пределы действия нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

Предмет: Правоведению
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 08.09.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по гражданскому праву на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по правоведению

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Закон как источник права. Виды законов в РФ
Подзаконные нормативные акты: понятие, признаки, виды
Понятие и признаки правоотношений
Содержание правоотношений

 

Введение:

Действие закона (нормативного акта) это состояние фактического функционирования (воздействия и правового регулирования) требований закона (нормативного акта) в определенный период времени, на определенной территории, по отношению к определенному кругу людей (граждан, организаций, государственных органов).

Проблема влияния закона во времени исторически возникала и развивалась, как проблема обратной силы или обратного действия закона и имеет довольно отдаленные источники. Первое упоминание о существовании этого принципа можно найти в одном из выступлений Цицерона. Самая ранняя теоретическая разработка вопросов влияния законов во времени принадлежит средневековым юристам, которые сделали право центром своих исследований. Они уже поняли, что принцип необратимости закона нельзя довести до абсолюта, так как он исключает развитие права. 

Как и любая объективная реальность, закон действует во времени и пространстве. Взаимосвязь правовой нормы с пространством и временем выражается, в частности, в том, что само создание правовой нормы является актом, совершенным во времени и в пространстве. Каждое правило определяет, в каком месте и в какой момент должно выполняться предписанное поведение. Таким образом, его действие носит как пространственный, так и временной характер. Даже когда время и место действия нормы не ограничены, это не означает, что она не зависит от пространства и времени, поскольку явления, к которым применяется норма, всегда происходят в определенном месте и в определенное время. 

Безусловная определенность существует в части закона в отношении круга лиц. Как правило, закон распространяется на всех граждан, организации, государственные органы, ассоциации. Однако это не исключает случаев распространения закона на отдельный, более узкий и конкретный круг субъектов. 

В пространстве и во времени также действуют моральные нормы, обычаи (имеющие и не имеющие правовой природы) и некоторые другие нормы, но для них мы, как правило, не можем установить пространственные и временные границы. Поэтому проблема выбора, например, между старым и новым обычаем практически не существует, и теоретически не может быть решена. Проблема выбора между старым и новым законом, изданным государством актом, имеет большое практическое и теоретическое значение. 

Для закона мы можем, хотя и не всегда легко, определить его начальную и конечную границу во времени, территорию, на которой он действует, и лица, к которым он относится.

Понятие правового действия нормативных правовых актов

Правовая система общества в целом, как и его элементы (прежде всего юридические тексты), не существует вечно и ничем не ограничена. Он действует в определенное время, в определенных границах, по отношению к определенным субъектам, то есть имеет временные (временные), пространственные и субъективные характеристики. Они имеют наибольшее значение для воли установленных актов, в том числе нормативных правовых актов, которые создаются государством и интегрированы в существующую систему законодательства. 

Нормы права, призванные регулировать общественные отношения, содержатся в официальных документах нормативных правовых актах. Действующие в данном государстве нормативные правовые акты согласовываются друг с другом и образуют единую систему, называемую законодательной системой. Вопросы концепции правового действия нормативных правовых актов, влияния нормативных правовых актов в пространстве и во времени имеют важное значение как для правотворческого процесса, так и для реализации правовых норм. 

Знакомясь с нормативными правовыми актами, граждане получают знания о содержании нормативных требований. Это нормативный правовой акт как внешняя форма права, который определяет, какие социальные отношения определяют нормы права, содержащиеся в этом акте, когда они начинают действовать, к какой территории они относятся и к какой категории лиц они относятся. 

Таким образом, сфера действия правовых норм определяется, прежде всего (но не во всех случаях), пределами нормативных правовых актов, в которых содержатся эти правовые нормы.

Действие нормативного правового акта является результатом предусмотренных в нем правовых последствий.

Более того, под влиянием нормативного правового акта преобладающая правовая доктрина не означает его фактическое функционирование в качестве источника права, а лишь признание конкретной юридической (или даже даже законодательной) силы, то есть ее места в иерархии. актов, с определенного момента времени, который всегда определяется волей законодателя.

Различие между юридической силой закона и его действием может быть проиллюстрировано законами Российской империи после Октябрьской революции. Будучи отмененными по закону, они продолжали действовать до тех пор, пока не были постепенно вытеснены новым законодательством. Наоборот, часто можно найти законы или указы, которые никогда не действовали в качестве источников права, то есть не порождали прав и обязанностей тех, кому они адресованы, несмотря на их официальное государственное «признание». 

Пределы нормативного правового акта обычно устанавливаются тремя основными параметрами: временем, территорией (пространством) и кругом лиц. Иногда добавляется четвертый параметр: определенная сфера общественных отношений, которая регулируется нормами права, содержащимися в нормативном правовом акте, и они говорят о существенном влиянии нормативных правовых актов. 

Качество, согласованность между собой и, в конечном итоге, уровень эффективности правового регулирования зависят от четкого и рационального установления границ действия нормативных правовых актов. «Реализация требований закона связана с ограничениями нормативного акта. Эти ограничения должны регулироваться таким образом, чтобы принятые нормативные акты своевременно вводились в действие, старые отменялись, подчиненность строго определялась, случаи произвольного применения акта к отношениям, попадающим в сферу его действия, не допускаются».

«Пределы нормативного правового акта специально регламентированы в специальных нормах: оперативных и конфликтных».

Влияние нормативного акта во времени

Срок действия нормативного акта во времени ограничивается моментом его вступления в законную силу и моментом его утраты юридической силой.

Существует следующий порядок вступления в силу нормативно-правовых актов (вступление в силу):

  • Время вступления в силу чаще всего указывается в документе, сопровождающем акт решение о введении (в порядке введения) нормативного правового акта в силу или в самом акте. Срок вступления в законную силу может быть указан либо в самом нормативном правовом акте, либо в специальном сопроводительном документе. Конкретная дата называется, и чаще всего период между принятием и принятием нормативного правового акта не превышает одного месяца. Если будет принят довольно сложный, важный нормативный акт, то период между его принятием и вступлением в силу может быть более продолжительным. Так, Уголовный кодекс Российской Федерации был принят Государственной Думой 24 мая 1996 года, утвержден Советом Федерации 5 июня 1996 года и вступил в силу 1 января 1997 года.
  • Нормативный правовой акт может вступать в законную силу поэтапно. 

В этом случае этапы вступления в силу определенных глав, разделов, статей обозначаются определенными датами или связаны с наступлением определенных условий. Так, Уголовный кодекс Российской Федерации вступил в силу 1 января 1997 года, при этом его положения о наказаниях в виде принудительного труда и ареста применяются федеральным законом после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса. Российской Федерации как необходимые условия для исполнения указанных видов наказаний, но не позднее 2001 года (это определено в статьях 1 и 4 Федерального закона «Об исполнении уголовного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1996, № 25, статья 2955). Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации вступила в силу 1 января 1995 года, за исключением положений, для которых были установлены другие сроки исполнения. В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, статья 3302) до принятия Закона о регистрации юридических Юридические лица и Закон о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, действующий порядок регистрации юридических лиц и регистрации недвижимого имущества и сделок с ним. 

Одним из самых популярных в последние годы терминов, обозначаемых при вступлении в силу правовых актов высших государственных органов, является время публикации. 

Это обеспечивает эффективность вновь принятого документа. Однако, как отмечается в литературе, этот метод не дает населению возможности своевременно ознакомиться с новыми правовыми нормами, и такую ​​практику вряд ли следует считать приемлемой. Принятие законов с момента их опубликования не согласуется с тем фактом, что, как правило, они вступают в силу по истечении определенного периода времени после их публикации. Современная зарубежная конституционная практика также знает аналогичный способ вступления в силу законов. Обычно с момента публикации применяются только те законы, которые применяются к государственным органам и не влияют на права человека, свободы, обязанности и ответственность. Так, Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях» был опубликован в Законодательном собрании Российской Федерации 29 сентября 1997 г. и с этого момента вступил в силу; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» был опубликован 28 июля 1997 г. в «Собрании законодательства Российской Федерации» и вступил в силу. сила в этот день. 

Также может быть указан следующий период: нормативный правовой акт вступает в силу с момента его принятия или подписания. 

Этот метод, как правило, используется для обеспечения исполнения нормативно-правовых актов, не имеющих общего значения. В то же время в отечественной юридической практике аналогичный способ вступления в законную силу применялся даже к законам. 

Это не очень удобно в отношении нормативных правовых актов высших органов государства, поскольку юридические лица признают содержание правовых норм при ознакомлении с уже опубликованными документами.

Поэтому наиболее приемлемым временем для вступления в силу этих нормативных правовых актов будет день их официального опубликования.

Нормативный правовой акт вступает в силу со дня его подписания должностным лицом. Так вступают в силу ненормативные (индивидуальные) акты Президента, распоряжения Правительства, а также акты Президента и Правительства, содержащие информацию, составляющую государственную тайну, или информацию конфиденциального характера. 

Время между подписанием актов Президента и Правительства и их официальным опубликованием не должно превышать десяти дней.

Если в документе не указан срок вступления акта в законную силу, то он определяется в соответствии с правилами, установленными для каждого вида нормативных правовых актов.

Общее правило здесь таково: вступление в силу наиболее важных нормативных правовых актов (принятых, в первую очередь, высшими государственными органами) связано с моментом их официального опубликования; они вступают в законную силу либо после официального опубликования, либо через определенный период после официального опубликования. Другие нормативные документы вступают в силу с момента принятия или подписания. 

Порядок, используемый в таких ситуациях, установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» и Указом Президент Российской Федерации от 23 мая 1996 года О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. 

В соответствии с требованиями, установленными указанными правовыми актами, нормативный правовой акт Федерального Собрания и его палат вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования.

Нормативные акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу. вступил в силу одновременно на всей территории Российской Федерации через семь дней после их первого официального опубликования.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации через десять дней после их официального опубликования.

Порядок постепенного вступления в силу (вступления в силу) нормативных правовых актов

Мы говорим о действиях, которые не имеют общего значения; чаще всего ведомственные, часто имеющие ограничительный гриф и предназначенные для строго определенных получателей. Эти акты вступают в силу с момента их получения адресатом. Различная удаленность адресатов от законодательной власти также определяет одновременную (постепенную) реализацию этих актов.

Также не существует единого установленного подхода и метода решения вопроса о прекращении действия нормативного правового акта.

В настоящее время существуют следующие способы своевременного прекращения действия нормативных правовых актов: 

  1. Прямая отмена нормативного правового акта. Этот метод является наиболее удобным, он приводит к «прояснению» законодательства, поскольку содержит четкое указание о прекращении действия официального документа. Аналогичная инструкция может содержаться рядом с новыми правовыми нормами с правовыми нормами о вступлении в силу нового нормативного акта; Отмена устаревших нормативных правовых актов или их отдельных частей также может быть посвящена специальным нормативным правовым актам. Таков, например, Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1994 г. № 1428 «О внесении изменений и признании решений Правительства Российской Федерации в связи с принятием Конституции Российской Федерации». где 76 актов Правительства или их отдельные положения признаны недействительными. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1997 г. № 343 в связи с принятием Водного кодекса Российской Федерации 17 решений бывшего Совета Министров РСФСР были признаны недействительными. 
  2. Фактическое аннулирование этого нормативного правового акта другим нормативным актом, принятым по тому же вопросу. Этот метод не очень удобен, поскольку во многих случаях правоохранители не до конца понимают влияние документа. Однако по ряду причин именно так нормативные акты утратили свою юридическую силу как в советское время, так и в 1990-е годы. Например, в последней статье Федерального закона «О статусе военнослужащих» 1998 года отменены два закона Российской Федерации и два постановления бывшего Верховного Совета Российской Федерации. 
  3. Истечение срока, на который был издан нормативный правовой акт, если он был установлен.
  4. Изменение ситуации, исчезновение общественных отношений, регулирование которых было рассчитано для определенных нормативных правовых актов. Таким образом, они утратили смысл и поэтому перестали существовать без особой отмены многих нормативных правовых актов периода Великой Отечественной войны после ее окончания. 

Как правило, нормативный правовой акт не распространяется на факты и правовые последствия, имевшие место до его вступления в силу. Этот принцип был еще известен римскому праву: «lex ad praeteriam non valet», «закон не имеет обратной силы». Это правило содержит определенные гарантии стабильности верховенства закона, препятствия для произвольного регулирования отношений в обществе. Так, например, невозможно ввести новый налог с завтрашнего дня и заставить налогоплательщиков платить его за определенный период до этого момента. Такой запрет содержится в статье 57 Конституции Российской Федерации: «Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют». 

Однако возможны исключения из рассматриваемого правила. В некоторых случаях, как правило, по справедливым, гуманным причинам, ретроактивный эффект нормативного правового акта (ретроактивный эффект закона) может быть использован: распространение эффекта нового нормативного правового акта на те факты и юридические последствия, порождаемые ими, которые возникла до того, как вступила в законную силу. 

Нормативный правовой акт может иметь обратную силу, если законодатель прямо указывает на это. Произвольные ретроактивные пожертвования недопустимы, и, как это внушено, положение граждан не должно ухудшаться. Например, часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации вступила в силу 1 января 1995 года, однако статья 11 Федерального закона от 30 ноября 1994 года «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ”Гласит, что статья 234 Кодекса (приобретательный рецепт) применяется и в тех случаях, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 года и продолжается на момент вступления в силу части первой Кодекса. Таким образом, действие нового Гражданского кодекса распространяется на отношения, возникшие до 1 января 1995 года. 

В соответствии с частью 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации «акт гражданского права не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после их вступления в силу. Закон распространяется на отношения, возникшие до его вступления в силу, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. 

Ретроактивные правовые акты также должны смягчать или отменять юридическую ответственность за совершение противоправного деяния.

«Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, не имеет обратной силы. Никто не может быть привлечен к ответственности за деяние, которое на момент его совершения не было признано правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон».

По степени полноты правовых последствий от правовых последствий, возникших в соответствии с предыдущим нормативным правовым актом, различаются простая и пересмотренная обратная сила. В случае обратной силы аудита нормативный правовой акт распространяется на факты, юридические последствия которых уже наступили, и эти правовые последствия пересматриваются. Итак, в связи с усыновлением в 60-х гг. Новый гражданский закон требовал пересмотра договоров купли-продажи жилого здания с условием пожизненного обслуживания. 

Ретроактивная сила является ревизионной силой нормы. Такая норма подразумевает пересмотр (аудит) прав и обязанностей, которые уже регламентированы в соответствии с предыдущим законодательством. Норма обратного действия изменяет отношения, возникшие ранее, обязывает пересмотреть исполнительные акты о размерах платежей, уголовном преследовании, административной ответственности, признании права собственности и т. д. с более ранней даты, чем дата вступления в силу норма. 

Когда дело доходит до платежей, ретроактивные средства означают их пересчет в прошлом.

Если вы не ассоциируете себя с существующими стереотипами правового мышления и языком права, то мы можем сказать, что правило, которое устраняет или смягчает ответственность (уголовную, административную, гражданскую, дисциплинарную), имеет обратный (пересмотр) эффект, то есть Требуется пересмотр уже принятых исполнительных актов о применении санкций. Но если решение о правонарушении еще не принято (приговор, постановление, определение), то новое правило должно немедленно применяться к таким фактам. 

Применение закона к правоотношениям, возникшим до его опубликования, но продолжающим действовать после его опубликования, следует отличать от придания правовой норме обратной силы. К этому следует добавить: если правоохранительный акт, содержащий правовую оценку этих актов, отношения не был принят до вступления в силу новой нормы. 

Обратная сила нормы означает, что она может быть применена как норма непосредственного и как норма обратного действия. Конечно, это распространяется на новые факты. Это означает, что оно органически включает в себя возможность пересмотра, немедленных и долгосрочных действий, обладает максимальной силой действия во времени. 

Основываясь на существующих исследованиях, мы можем выделить следующие интерпретации того, как новая норма действует во времени:

  1. перспективные распространяющиеся на факты, права и обязанности, возникшие после вступления в силу нормы, и новые порождаемые ими правоотношения; 
  2. немедленные распространяющиеся на факты прошлых и ранее возникших правовых отношений, которые изменяют права и обязанности их участников с даты вступления нормы в силу, а также на факты, отношения, возникшие после ее вступления в силу (здесь даты вступление в силу и начало действия совершенно совпадают); 
  3. противоположное относится к фактам и правовым отношениям, возникшим до вступления в силу нормы: с некоторой более ранней даты или даже с любого момента их возникновения, независимо от того, сколько времени прошло с этой даты. Норма обратного действия частично или полностью пересматривает более ранние правоотношения с более ранней даты, чем дата ее вступления в силу. Примером полной ревизии является действие закона об отмене уголовной ответственности и изъятии судимости у лиц, ранее осужденных за такое преступление. Примером частичного аудита является Указ Президента Российской Федерации № 65 от 21 января 2003 г., обязывающий Правительство Российской Федерации с 1 июля 2002 г. пересчитывать ежемесячную дополнительную пенсию ряду категорий лиц. 

Следует подчеркнуть, что нормы немедленного и обратного действия применяются к фактам, возникающим после их вступления в силу, то есть к предполагаемым действиям. Пределы действия этих норм шире, поскольку они регулируют не только новые факты и отношения (многообещающие действия), но и факты, отношения, относящиеся к прошлому. 

При решении вопросов, связанных с привлечением физических и юридических лиц к ответственности, дается юридическая оценка деяния, совершенного в прошлом, и квалифицируется квалификация ранее совершенного противоправного деяния (такого как преступление, проступок, объективно незаконное деяние).

Существует три возможных варианта применения санкций за преступления, совершенные до вступления в силу нового правила: 

  1. Акт квалифицирован, и санкция применяется на основании старой нормы (долгосрочное действие более строгой нормы и опыт старой); 
  2. Уголовное, административное производство прекращается, или деяние квалифицируется, и санкция применяется на основании новой смягчающей нормы (немедленное действие новой нормы, немедленное прекращение действия старой нормы в отношении ранее совершенных действий, то есть в отношении действий, которые закончилась, когда действовала старая норма). Такое понимание непосредственного действия нормы, отменяющей или смягчающей ответственность, не противоречит статье 10 Уголовного кодекса Российской Федерации, статье 1.7 Административного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает обратную силу таких норм, поскольку ретроактивные нормы также являются нормами немедленного действия; 
  3. Ранее принятый акт (приговор, решение, решение о квалификации акта и наложении на него санкции) изменен, акт квалифицирован, и санкция применяется на основании новой нормы, смягчающей ответственность, или акта привлечения к ответственности отменяется, и виновное лицо, как правило, освобождается от ответственности на основании новой нормы, устраняющей ответственность за соответствующие действия. Если выдается такая норма обратного действия, то одновременно решается вопрос, будет ли судимость (состояние наказания) снята с лиц, которые освобождены от дальнейшего исполнения приговора. 

Новые стандарты нормативных материалов также могут быть многообещающими, немедленными и обратными.

Пределы действия нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

Например, норма о включении в стаж работы, необходимый для назначения пенсии, обучающейся в вузе, может распространяться: 

  • только для тех, кто учится или еще будет учиться, или для тех, кто ранее учился в университете, но еще не получил пенсию (многообещающий эффект от нормы);
  • и для тех, кто уже получает пенсию, в связи с чем пенсия пересчитывается (увеличивается) со дня вступления в силу новой нормы (немедленное действие нормы);
  • и для тех, кто уже получает пенсию с перерасчетом (увеличением) ее размера с более ранней даты, чем ее вступление в силу.

Так, в Указе Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. «Об утверждении перечня должностей, периоды службы (работы) в которые включены в стаж государственной службы для назначения пенсии за стаж работы федеральных государственных служащих »содержит нормы немедленного действия. Со дня его официального опубликования (вступления в силу) период службы многих категорий лиц, в том числе тех, кто не занимал государственные должности (занимал должности в государственных учреждениях, профсоюзных органах, международных организациях), включается. в стаже государственной службы при назначении пенсии по выслуге лет. 

Влияние обратного аудита на правовую норму может быть минимальным (пересчет пенсий на ограниченный период времени) или максимальным (пересчет пенсий со дня их назначения). Такой максимализм можно считать юридической фикцией. Но все происходит в жизни. Конечно, при принятии решения об избрании одного из вариантов существующей временной конфликтной триады при принятии нового закона законодатель учитывает множество факторов: интересы граждан, интересы и финансовые возможности государства, идея справедливости и т. д.

Простое обратное действие нормативного правового акта не подразумевает пересмотр завершенных правовых последствий.

Рассматривая вопросы влияния нормативных правовых актов во времени, следует остановиться на явлении, противоположном обратной силе, на так называемом «опыте» нормативного правового акта. Старый документ, отмененный новым, в какой-то степени продолжает действовать после утраты юридической силы. Он как бы «выживает» в отведенное ему время. Опыт возможен в тех случаях, когда требуется определенный период времени для приведения старых общественных отношений в соответствие с новым нормативно-правовым актом. 

Феномен, аналогичный опыту нормативно-правовых актов, наблюдается в революционные периоды развития общества. В этом случае, в общем, все «старые» законы, принятые на предыдущем этапе развития общества, государства и правовой системы, могут быть отменены одним касанием ручки. Однако принятие огромного количества нормативных актов, которые могли бы эффективно регулировать различные социальные отношения, требует много времени. Поэтому «революционерам» и «конвертерам», как правило, приходится продлевать применение норм права, содержащихся в уже отмененных нормативных правовых актах. В отечественной истории только в 20 веке подобная ситуация возникала дважды в 1917 году и в 1991 году. 

Таким образом, принимая во внимание обратную силу (ретроактивность) и опыт действия (ультраактивность) нормативного правового акта, при изучении влияния верховенства права во времени следует обратить внимание на два обстоятельства. Во-первых, сроки действия календарных правовых норм: они ограничены моментом вступления нормативного правового акта в законную силу и моментом их утраты юридической силой. И, во-вторых, к тем фактам и отношениям, к которым относится верховенство права. 

Основные принципы действия правовых актов во времени отражены в важнейших международных документах, в частности, в актах, составляющих Хартию прав человека.

«Никто не может быть осужден за преступление на основании деяния или бездействия, которые на момент их совершения не являлись преступлением в соответствии с национальным законодательством или международным правом. Не может быть назначено и более суровое наказание, чем то, которое могло быть применено во время совершения преступления »(часть 2 статьи 11 Всеобщей декларации прав человека 1948 года). 

Никто не может быть осужден за какое-либо уголовное преступление в результате какого-либо действия или бездействия, которые, согласно законодательству, действовавшему на момент его совершения, или международному праву, не являлись уголовным преступлением. Аналогичным образом, более суровое наказание не может быть наложено, кроме того, которое было применимо в момент совершения уголовного преступления. Если после совершения преступления закон устанавливает более легкое наказание, действие этого закона распространяется на правонарушителя. 

Ничто в настоящей статье не препятствует судебному преследованию и наказанию любого лица за любое действие или бездействие, которое на момент совершения преступления представляло собой уголовное преступление в соответствии с общими принципами права, признанными международным сообществом.

Действие во времени является наиболее значимым параметром с практической точки зрения действия нормативных правовых актов. Слишком быстрое (после принятия) принятие большого и сложного нормативного акта может вызвать трудности в работе государственных органов, поставить некоторые субъекты в невыгодное положение и привести к трудностям в решении практических вопросов. Несмотря на кажущуюся простоту правил действия нормативных правовых актов во времени (следует обратить внимание, прежде всего, во время вступления в законную силу и в момент утраты юридической силы, в некоторых случаях обратного действия Нормативно-правовой акт возможен, и лишь иногда переживает его действие), на практике часто возникают довольно запутанные ситуации, решение которых ищут высшие суды. 

Нормы права должны действовать во времени в соответствии со следующими принципами:

  • общее правило немедленное действие правовых норм,
  • норма, ухудшающая правовой статус граждан и других юридических лиц, должна иметь только многообещающий эффект,
  • норма, улучшающая правовой статус граждан и других юридических лиц, имеет обратную силу,
  • исключения из этих правил, которые должны быть закреплены в законе, возможны только при наличии особых коллизионных норм.

Статья посвящена совершенствованию правового регулирования права во времени. Медведев. Автор говорит о целесообразности установления норм, регулирующих действие закона во времени, не только в Конституции, но и в отраслевом законодательстве, аналогично тому, как это происходит в Уголовном кодексе и Административном кодексе.

Правовые нормы, прямо регулирующие действие закона во времени, по мнению автора, должны быть следующими: 

  1. Законность или противоправность поведения граждан, юридических лиц, общественных объединений и других лиц, а также их ответственность за противоправные деяния определяются действующим законодательством на момент совершения поведенческого акта. Никто не может быть привлечен к ответственности или иным образом ограничен в правах и свободах за деяние, которое на момент его совершения не было признано незаконным. Никто не может быть привлечен к двойной ответственности за одно и то же преступление. 
  2. Закон, устраняющий противоправность деяния или смягчающий ответственность за него или иным образом улучшающий правовой статус субъекта, имеет обратную силу, то есть применяется к лицам, совершившим действие до публикации нового закона. Ретроактивный закон вступает в силу и действует с момента его принятия. 
  3. Закон, устанавливающий противоправность деяния или отягчающий ответственность за него или иным образом ухудшающий правовой статус лица, обратной силы не имеет. Закон, который не имеет обратной силы, вступает в силу с момента его официального опубликования и применяется по истечении 10 дней со дня его опубликования, если в самом законе не указан иной более длительный срок. 
  4. В случае коллизии или конкуренции законов, предусматривающих различные виды и степени ответственности за однородные действия, к лицу будет применяться более мягкий, более благоприятный закон.

Влияние нормативных актов в космосе

Действие нормативно-правовых актов в космосе связано с их распространением на конкретной территории. Нормативные правовые акты государства распространяются на всю территорию данного государства. Это правило вытекает из характеристики государственной власти как суверенной власти. Именно благодаря государственному суверенитету влияние нормативных актов государства на его территорию является неделимым и исключительным. 

Территория государства признает ту часть земного шара, на которую распространяется суверенная власть этого государства. Обычно они включают в себя: земельное пространство в пределах государственных границ; недра земли в пределах государственных границ; внутренние воды, то есть воды рек, озер и других водоемов, берега которых полностью принадлежат государству; территориальные воды; континентальный шельф; воздушное пространство в пределах государственных границ; военные суда, плавающие под флагом государства; гражданские суда, плавающие под флагом государства в нейтральных водах или в международном воздушном пространстве; территории посольств, представительств, консульств государства за рубежом; космический аппарат (станции) со знаком государства, в котором зарегистрирован объект. 

Высшие и центральные органы государства могут принимать нормативные правовые акты, действующие на ограниченной части государства. Таким образом, в свободной экономической зоне может быть установлен особый правовой режим; в оффшорной зоне; на территории, которая характеризуется сложными климатическими условиями или имеет другие существенные особенности например, районы Крайнего Севера и эквивалентные территории (глава 50 Трудового кодекса Российской Федерации). 

Нормативные правовые акты местных государственных органов имеют свою территорию действия. Их решения обязательны для всех предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории любой административно-территориальной единицы, а также для должностных лиц и граждан. 

Если возникает проблема соотношения нормативных актов, действующих на всей территории республики и действующих на определенной ее части, то она решается на основе преимущественной юридической силы актов высших органов власти перед актами нижестоящих органов.

Проблема территориального действия нормативных правовых актов имеет особую актуальность в федеральных землях. Здесь заслуживают внимания два момента: соотношение территориальных границ нормативных правовых актов Федерации и субъекта Федерации и различных субъектов Федерации. 

Существуют исключения из общего правила действия нормативных правовых актов в космосе так называемые случаи экстерриториального действия закона, который проявляется в основном в отношениях с иностранными гражданами и организациями, а также с гражданами и организациями Российской Федерации. Федерация находится за границей. Суть экстерриториальных действий заключается в возможности применения к деяниям, совершенным на территории одного государства, законодательства другого государства. 

Граждане Российской Федерации и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, которые совершили преступление против интересов, защищаемых настоящим Кодексом за пределами Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если решение не принято. иностранного государственного суда в отношении этих лиц.

Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцированные за пределами Российской Федерации за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие в Российской Федерации, которые совершили преступление за пределами Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случаях, когда преступление направлено против интересов Российской Федерации или гражданин Российской Федерации или лицо без гражданства, постоянно проживающее в Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие в Российской Федерации, не были осуждены в Российской Федерации. иностранного государства и привлечены к уголовной ответственности на территории Российской Федерации. 

На государственную российскую территорию и территорию, приравненную к ней, применяются нормативные правовые акты Российской Федерации. Однако в некоторых случаях они уступают место международному праву. Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются неотъемлемой частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. 

Влияние нормативных актов на круг лиц

Нормативные правовые акты государства по общему правилу распространяются на всех лиц, находящихся на территории этого государства. Таким образом, граждане данного государства (в том числе лица с двойным гражданством бипатриды), иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории этого государства, подпадают под действие нормативных правовых актов любого государства. 

Есть исключения из этого общего правила. Это так называемый принцип экстерриториальности. Этот принцип является одной из юридических фикций. В соответствии с ним определенные части территории государства (здания иностранных посольств, консульств, представительств) признаются не находящимися на территории государства, где они фактически расположены, а юридически считаются находящимися на территории государства. государство, посольство которого находится в этом здании. Соответственно, юридические лица, расположенные на такой территории, подчиняются законам страны, к которой относятся посольства, консульства и др. 

Граждане имеют общий правовой статус. Его наличие не исключает особенностей правового статуса отдельных категорий граждан (молодежь, пенсионеры, инвалиды, военнослужащие и т. д.), которые могут иметь конкретные права, льготы, на которые могут быть наложены особые обязанности , которым конкретные меры ответственности могут быть применены. 

Действие нормативно-правовых актов о внутренних действиях, принятых организациями, распространяется только на работников (работников, служащих) этой организации. Эти документы обычно регулируют вопросы труда, производительности, заработной платы и так далее. 

Влияние нормативных правовых актов на круг лиц также можно рассматривать в следующем аспекте: получателями инструкций, содержащихся в нормативных актах, являются физические лица, различные неправительственные (коммерческие и некоммерческие) организации, должностные лица, государственные органы, государство в целом.

Учитывая правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, принципиально важно прояснить следующую ситуацию: они не могут быть участниками ряда правоотношений, не имеют этих прав и не несут тех обязанностей, которые неотделимы от гражданство. Таким образом, иностранцы и лица без гражданства не имеют права голоса, не могут быть сотрудниками государственного аппарата, не вовлечены в вооруженные силы, не могут быть привлечены к уголовной ответственности за государственную измену и так далее. Кроме того, существуют особенности правового статуса иностранных граждан с дипломатическим иммунитетом. 

«Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и других граждан, пользующихся иммунитетом, если эти лица совершают преступление на территории Российской Федерации, решается в соответствии с международным правом».

Заключение

Подводя итоги проделанной работы, можно с уверенностью сказать, что отдельные, на первый взгляд, темы на самом деле тесно взаимосвязаны.

Действие закона во времени неразрывно связано с его действием в пространстве и в кругу людей, поскольку даже само определение понятия закона указывает на зависимость его распределения от времени и места действия, а также от все лица, находящиеся в пространстве закона.

Даже всевозможные исключения из законов, затрагивающие, казалось бы, совершенно отдельную область права, при ближайшем рассмотрении оказываются настолько тесно связанными , что невозможно с уверенностью сказать, где закон применим к пространственному пространству и где он определяется по кругу людей или четко по времени. Поэтому очень важно, чтобы юристы и законодатели могли определить эти характеристики, чтобы избежать ошибок, которые могут привести к правовым беспорядкам в обществе и международным скандалам.