Правовой статус личности в условиях формирования правового государства

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Правовое государство и личность: состояние и развитие прав человека
Предпосылки формирования и принципы функционирования правового государства
Особенности прав и свобод личности как главная функция правового государства
Совершенствование системы прав человека в условиях перехода к рынку, политических и административных реформ


Введение:

Актуальность темы. Вторая половина XX в. отмечен обострением идеологической и политической борьбы вокруг прав и свобод человека. После нескольких десятилетий безуспешных попыток заставить людей забыть о свободе, тоталитарные режимы рухнули, а права и свободы приобрели прочную международно-правовую основу. Этика и культура стали мощными союзниками свободы и прав человека. Конституционные системы большинства стран мира объединяют соответствующие институты, признавая их базовыми.

Согласно теории естественного права, права человека не предоставляются никем, но имеют естественное происхождение, исходят из фундаментальных свойств человеческой природы. Эти свойства состоят в том, что все люди рождаются свободными и поэтому равны в своих правах.

Следовательно, человек имеет права в силу того, что он человек. Это первое. А во-вторых, никто не может отнять у человека его естественные права, поскольку никто не дал их ему - они даны самой природой человека или, как полагают некоторые, Богом.

Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Оно закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это ядро ​​конституционного строя.

Почему человек должен знать свои права и свободы? Из истории мы знаем, что происходит, когда основные права человека не защищены законом: очень скоро они начинают игнорироваться, а затем нарушаются. Преследование начинается с небольших инцидентов, которые приводят к серьезному насилию. Но даже если нет кровопролития, в отсутствие прав ни в чем не повинные люди подвергаются нападениям и преследованиям, несут бесконечные расходы и ведут мрачную жизнь. Справедливость теряет способность различать добро и зло. Вот почему жизненно важно знать ваши права, не только те, которые гарантированы национальным законодательством, но и те, которые установлены международным правом.

Проблема прав человека всегда волновала людей. И это беспокоит по сей день. И это понятно: думать о законе, о правовых законах - значит думать о счастье, свободе, справедливости. Поскольку люди в наше время все чаще чувствуют себя гражданами не только своего государства, но и всей планеты Земля - ​​нашего общего дома, появились правовые документы, адресованные всему человечеству.

Основные положения доктрины свободы легли в основу новой российской Конституции, и некоторые из них прямо закреплены в ней. Итак, во второй части ст. 17 устанавливает, что основные права и свободы человека являются неотъемлемыми и принадлежат каждому от рождения, а в части 3 - что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Такой подход способствует глобальному объединению прав и свобод, обеспечивает соответствие российских институтов прав и свобод общечеловеческим ценностям.

Выбор темы для данной курсовой работы обусловлен тем, что закрепление и защита прав и свобод личности в Конституции Российской Федерации представляется нам ее важнейшей функцией, степень реализации которой затрагивает все гражданин Российской Федерации. По нашему мнению, не получив четкого представления о степени своих прав, свобод и обязанностей, ни один человек не может чувствовать себя полноправным членом гражданского, демократического общества и, следовательно, жить по правилам этого общества.

Так, каков юридический статус человека и какие элементы он включает? Рассмотрение этого вопроса, на мой взгляд, является важным и интересным, поскольку содержание правового статуса личности отражает положение человека в том или ином государстве. Индивидуальные права и свободы являются важнейшей ценностью верховенства закона и гражданского общества. Фактическое положение человека, масштабы его свободы выражаются, прежде всего, в материальных и духовных возможностях и обязанностях, количество, качество и пределы которых составляют значимую характеристику правового статуса конкретного лица. Определение этих прав, законодательное закрепление человеческих обязанностей являются важными вопросами в каждом государстве. Поэтому рассмотрение правового статуса личности и его элементов имеет большое значение и заслуживает подробного изучения.

Объектом исследования данной курсовой работы является институт прав и свобод личности.

Предметом исследования является правовой статус человека.

Цели и задачи. Целью данной курсовой работы является наиболее полное и подробное изучение правового статуса физического лица в России.

В соответствии с поставленной целью перед работой были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и элементы правового статуса личности;
  • изучить правовой статус лица в Российской Федерации;
  • рассмотреть конституционные гарантии прав и свобод личности в России.

Теоретическая основа. Для написания курсовой работы труды таких авторов, как: Баглай М.В., Габричидзе Б.Н., Матузов Н.И., Малко А.В., Топорнин Б.Н., Батурнин Ю.М., Орехова Р.Г. и др.

Методологическая основа. При написании курсовой работы использовались следующие методы исследования: исторический, статистический, сравнительный, формально правовой.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников.

Правовой статус личности: понятие, виды, структура

Понятие правового статуса личности и его виды

Фактическое положение человека, масштабы его свободы выражаются, прежде всего, в материальных и духовных возможностях и обязанностях, количество, качество и пределы которых определяют значимые характеристики состояния конкретного человека. Это то, что составляет правовой статус человека.

Правовой статус личности представляет собой систему прав, свобод и обязанностей, закрепленных в верховенстве права. Считаю необходимым сразу сделать оговорку относительно понятия «личность». Понятие «личность» объединяет свойства личности как личности и гражданина. Таким образом, правовой статус человека охватывает систему прав и обязанностей человека и гражданина.

Не все авторы научных работ по теории государства и права сходятся во мнении, что правовой статус личности представляет собой лишь систему прав и обязанностей.

Существует несколько подходов к определению правового статуса личности. Некоторые исследователи наряду с системой прав и обязанностей предлагают включить гражданство, общую правоспособность в правовой статус; гарантии прав; законные интересы; юридическая ответственность и др.

Автор курсовой работы придерживается точки зрения, что все эти дополнительные элементы являются либо предпосылками для правового статуса (например, гражданство, общая дееспособность), либо вторичными элементами (юридическая ответственность вытекает из обязанностей), либо категориями, которые соответствуют далеко за пределы правового статуса (системы гарантий) ... Автор работы согласен с мнением, высказанным в большинстве работ по теории государства и права (М. Н. Марченко, Г. Н. Манов и др.), что вряд ли необходимо выделять выдвигать законные интересы как независимый элемент правового статуса, то есть • интересы, которые прямо не отражены в законных правах и обязанностях. Проценты предшествуют правам и обязанностям, независимо от того, прямо ли они закреплены в законодательстве или просто подлежат правовой защите со стороны государства. Интерес представляет собой внесудебную или досудебную категорию и, разумеется, воплощается не только в конкретных правовых нормах, но и в общих принципах права. Правовое выражение и защита интересов личности является одной из важных функций правовой системы в целом. Целесообразно ограничить понятие правового статуса категориями прав и обязанностей, которые позволяют четко определить его структуру. Элементы «до статуса» и «после статуса», вероятно, должны быть включены в «правовой статус личности», как это было предложено Н. В. Витрюком и В. А. Кучинским.

Основой правового статуса человека является его конституционный статус, в котором права, свободы и обязанности в совокупности образуют единый, внутренне согласованный комплекс.

В науке о теории государства и права выделяется следующая классификация правовых статусов, которая осуществляется в соответствии с областью их действия и структурой правовых систем:

  • общий (международный) правовой статус. Включает, помимо внутренних прав, права, свободы, обязанности и гарантии, разработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах;
  • конституционный (базовый). Совмещает основные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законодательстве страны;
  • отраслевой статус. Состоит из полномочий и других компонентов, опосредованных отдельной или сложной ветвью правовой системы;
  • универсальный (специальный). Отражена специфика правового статуса отдельных категорий людей;
  • физическое лицо. Характеризует особенности позиции конкретного человека.

Все типы статусов означают закрепление в законе меры возможного и правильного поведения человека, границ его свободы.

В зависимости от характера государственного режима, существует два подхода к определению меры индивидуальной свободы в законе.

В обществах, где доминируют тоталитарные принципы, где высшей ценностью считается государство, а не личность, правовой статус личности обычно устанавливается по принципу «все запрещено, кроме того, что разрешено». Пределы свободы исчерпывающе определяются государством.

В обществах, где государство признает человека высшей ценностью (демократические государственные режимы), правовой статус формируется на основе принципа «все разрешено (разрешено), кроме того, что запрещено». Здесь государство устанавливает исчерпывающий список запрещенных действий, а пределы человеческой свободы неопределенны. Единственным ограничением является граница запрета.

Правовой статус человека рассматривается как общее понятие, которое действует как:

  • правовой статус гражданина;
  • правовой статус иностранца;
  • правовой статус лица без гражданства (лица без гражданства).

Правовой статус гражданина является всеобъемлющим. Это означает, что гражданин обладает всеми правами и свободами, установленными законодательством, и к нему относятся все обязательства.

Правовой статус других субъектов содержит ряд исключений. Например, иностранцы не могут участвовать в выборах и референдумах, служить в армии, создавать политические партии и т. д.

В некоторых штатах иностранцам предоставляется правовой статус, максимально приближенный к правовому статусу гражданина. Это называется "национальный режим".

Правовой статус человека останется декларацией, если государство и общество не создадут соответствующий механизм, гарантирующий его реализацию.

Существуют общие и специальные (юридические) гарантии прав человека и гражданских прав.

К общим гарантиям, как правило, относятся: экономические - материальные условия общества, которые позволяют реально использовать права и свободы (отдых, учеба, доступ к здравоохранению и т. д.); политическая - создание системы демократии, обеспечивающей каждому доступ к управлению обществом и государством; идеологические - поддержание в обществе атмосферы свободы, уважения достоинства личности и т. д.

Правовые гарантии включают в себя ряд правовых норм, которые позволяют человеку, используя правовые средства, эффективно пресекать нарушения их прав и свобод, восстанавливать свое нарушенное право (это, например, нормы, гарантирующие право каждого гражданина в суде на защищать их честь и достоинство, жизнь и здоровье, имущество от всевозможных посягательств и обязывать все государственные органы, должностных лиц уважать человека, защищать его права и свободы).

В целом проблема полноты прав и свобод человека, их гарантии приобрели сегодня глобальное значение, критерий реальности национального и международного права как основы внутренней международной политики.

Элементы правового статуса лица

Как уже отмечалось, правовой статус человека включает в себя несколько элементов - это права, свободы и обязанности. Правовой статус является ядром нормативного выражения основных принципов взаимоотношений личности и государства. По своей сути это система стандартов, моделей поведения людей, поощряемых и защищаемых от нарушений со стороны государства и, как правило, утверждаемых обществом.

Рассмотрим первый элемент правового статуса личности - права и свободы.

Права личности в структуре правового статуса - это формально определенные, юридически гарантированные возможности использования социальных пособий, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе.

Индивидуальные права как права гражданина конкретного государства (а также свободы и обязанности) являются частью объективного права, то есть определенного вида правовых норм в рамках системы действующего права, и в то же время - эти являются субъективными правами, поскольку они принадлежат отдельным гражданам как субъектам права. Субъективными правами личности являются те конкретные полномочия, которые возникают у человека как индивидуально определенного субъекта права на основе норм объективного права. Другими словами, это правовые возможности конкретного человека, которые прямо следуют из общих, абстрактных правил поведения, установленных законодателем. Права личности или субъективные права - это не потенциальные, а реальные социальные возможности личности, вытекающие непосредственно из закона. Это положение следует подчеркнуть, поскольку в юридической науке сложилось понимание субъективного права как элемента конкретных правовых отношений, порождаемых определенными правовыми фактами. В литературе эта позиция подверглась критике. Северная Ирландия Матузов справедливо отмечает, что метод происхождения, форма проявления и реализации определенных прав не имеют принципиального значения для характеристики как субъективной.

Права человека - это права, которые принадлежат любому человеку, потому что он человек. Следовательно, идея человеческого равенства лежит в основе этого учения. Предварительным условием возникновения прав человека является объективная необходимость обеспечения условий существования, общих для всех людей. С учетом взаимосвязи и взаимозависимости каждого с каждым, что сложилось в наше время, этого достаточно для консолидации основ существования и самого социального целого.

Исторически первым неотъемлемым правом была свобода вероисповедания. В процессе освобождения от средневековых догм человек должен был прежде всего отстоять свою духовную независимость, доказать свое право принимать самостоятельные решения, не оглядываясь ни на какие авторитеты, в том числе и на авторитет церкви. Но идея духовной независимости была немедленно объединена браком с принципом неприкосновенности частной собственности. С самого начала духом было проклятие утяжеления частной собственности, а под знаменем борьбы за свободу вероисповедания шла борьба за экономическую свободу, которая могла существовать только на основе рынка. Именно поэтому претензии на обладание всеми предпосылками, необходимыми для функционирования и развития обменных отношений, и стали провозглашаться неотъемлемыми правами человека. К ним относятся, прежде всего, право на жизнь, личная неприкосновенность, свобода, собственность , и т.д.

Индивидуальные права чрезвычайно разнообразны по содержанию, объему и способам реализации. Права личности могут быть официально признаны государством и стать законами, изданными соответствующими государственными органами. В этом случае права человека и права гражданина будут совпадать. Однако такое посредничество со стороны государства не является необходимым. Права личности, не опосредованные государством, остаются правом. Как отметил Гегель, «человек как таковой ... имеет право на свободу». Права человека иногда оформляются в документах негосударственного характера, например во Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 году.

Возникает вопрос, гарантируются ли права человека государственной защитой, если государство не санкционировало их и не включило в национальную систему законодательства? Любой, кто сводит закон к своду правовых норм, исходящих от государственной власти, отвечает на него отрицательно. «Декларации ООН о правах человека нуждаются в каждом государстве юридически, законодательно, чтобы объединить их, придать им смысл прав гражданина данного государства и последовательно обеспечить возможность их использования каждым человеком», - отметил Л. С. Явич. Однако такое категорическое суждение, хотя и разделяемое многими, не подтверждается фактами. Права человека, возникающие в недрах гражданского общества, могут и должны иметь государственную защиту в тех случаях, когда источниками права были обычай, установленные правоотношения, договор, судебный прецедент и т. д., если они были отражены в них. В этих условиях права человека, если они нарушены, могут быть признаны и восстановлены судом.

Права личности - это не «дар» государства, а социальные возможности, которые обеспечивают человеку определенный уровень жизни. Законодатель не может искусственно «недооценивать» или «переоценивать» сферу прав и свобод, он связан условиями социального взаимодействия людей. Превышение ограничений реальных возможностей личности, закрепленных в законодательстве, сделает права человека фикцией, пустым желанием; искусственное ограничение прав в конечном итоге приведет к дисфункции социальной системы.

Взяв на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство также требует от них определенного поведения. Государство формулирует свои требования к гражданам в системе обязательств, устанавливает меры юридической ответственности за неисполнение.

Юридические обязательства человека - это требования к поведению человека, установленные и гарантируемые государством, официальная мера правильного поведения. Юридические обязательства являются необходимым средством воздействия на общественные отношения.

Итак, долг - это объективно необходимое, должное поведение человека. В то же время следует подчеркнуть, что такая объективная необходимость определенного поведения не всегда субъективно осознается индивидом, что может привести к отклонению от требований нормы. Следовательно, обязательство является как необходимым, так и возможным поведением.

Человек делает свой выбор не только на основании правовых требований и предписаний, на него могут влиять другие нормы, в том числе с антиправовой направленностью. В этом случае обязательство не будет выполнено. Обязанность - это возможное поведение еще и потому, что даже при позитивном отношении человека его реализация в объективно необходимом поведении происходит только при определенных условиях, предусмотренных правовой нормой.

Правовой статус индивида очерчивает его «пространство свободы», ставит препятствия неуместными, противоречит интересам общества, государства и других лиц, использованию прав и свобод, определяет критерии правового запрета.

Следовательно, на него могут быть наложены определенные ограничения, которые, однако, должны быть установлены законом и необходимы:

  1. уважать права и репутацию других людей;
  2. для защиты государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения".

Права и обязанности человека объективно взаимосвязаны. В демократическом обществе взаимосвязь и единство прав и обязанностей проявляются через их взаимозависимость, а также равенство основных прав и обязанностей. Взаимосвязь и единство прав и обязанностей является выражением согласованности интересов личности, государства, общества. Необходимое выполнение каждым человеком своих гражданских обязанностей является необходимым условием и гарантией осуществления прав, свобод и законных интересов других граждан, а также обеспечивает интересы государства и общества. Выполнение обязанностей рассматривается как юридическая и моральная основа для того, чтобы человек требовал от других граждан, организаций и государства обеспечить свои права и требования. В частности, конституционным обязательством российских граждан является требование соблюдать Конституцию и законы, уважать права и свободы других лиц и нести другие обязанности, установленные законом.

Наряду с правами и свободами правовые обязательства подразделяются на конституционные (основные) и обязательства, вытекающие из норм действующего законодательства.

Понятие юридического обязательства тесно связано с понятием юридической ответственности лица. Юридическая ответственность лица в первую очередь заключается в обязательстве лица подвергаться мерам государственного влияния за совершение противоправных и виновных преступлений, за неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых обязательств.

Правовой статус лица в Российской Федерации

Представляется целесообразным начать анализ прав и свобод человека, закрепленных в российской Конституции, с общих принципов, лежащих в основе правового регулирования статуса личности. Это, в свою очередь, требует прежде всего ссылки на общие характеристики действующей Конституции Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации 1993 года ознаменовала завершение этапа демонтажа тоталитарного советского государства и перехода к долгому и сложному этапу строительства в России основ подлинно демократического и правового государства. Конституция Российской Федерации является первой в серии отечественных конституций, основанных на общечеловеческих ценностях, общепризнанных в современном мировоззрении. Он впитал в себя многовековой опыт развития зарубежных демократий, теорию и практику иностранного конституционализма, короткий, но драматичный опыт молодой российской демократии. В то же время новая Конституция России не могла не воспринимать определенные фрагменты конституционного опыта советского периода (это касается, прежде всего, некоторых чисто «советских» социально-экономических прав).

Учитывая очень жесткую систему организации государственной власти, установленную Конституцией Российской Федерации, можно сказать, что демократический характер этой Конституции отражен именно в положениях, устанавливающих правовой статус личности. Нормы о правовом статусе личности сосредоточены в Конституции в основном в специальной главе 2 «Права и свободы человека и гражданина». Однако ряд наиболее важных принципов и норм можно найти уже в главе 1 «Основы конституционного строя». Определенные нормы, затрагивающие права человека, также встречаются почти во всех других главах основного закона. В совокупности, со всеми процессуальными и институциональными гарантиями, эти нормы образуют единый институт конституционных прав и свобод личности в Российской Федерации.

Какие принципы заложены в Конституции как основа правового статуса личности? Ответ на этот вопрос мы находим в главе 1 «Основы конституционного строя». В этой главе закреплены такие основополагающие принципы, как принцип приоритета (высшей ценности) прав и свобод человека (статья 2), а также принцип прямого действия общепризнанных принципов и норм международного права на территории Российской Федерации. Федерация (часть 4 статьи 15). В главе 2 закреплены принципы неотъемлемости прав и свобод человека (часть 2 статьи 17), прямое и непосредственное влияние прав и свобод человека (статья 18), равенство (равенство перед законом и судом) (статья 19) , Чтобы понять истинный смысл и значение закрепления этих принципов в новой Конституции Российской Федерации, нужно оглянуться назад. Как известно, большинство вышеперечисленных принципов не были признаны советской наукой о государственном праве, поскольку основаны на «буржуазных» теориях естественного права. Советская государственно-правовая доктрина исходила из того, что индивид наделяет государство правами и свободами. Из этого логично вытекает, что государство также может лишить человека прав, «предоставленных» ему, если этого требуют интересы того же государства.

Надо сказать, что качественно новый взгляд на природу прав и свобод человека стал утверждаться в российской конституционной практике еще до принятия Конституции 1993 года. Решающим этапом на этом пути стало принятие Верховным Советом РСФСР. в ноябре 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина, положения которой вошли в качестве поправок к тексту тогдашней Конституции 1978 г. в виде поправок от 21 апреля 1992 г. Действующая Конституция Российской Федерации как бы, Подведены итоги процесса перехода от одной государственно-правовой идеологии к другой, сведены все изменения в логически слаженную, упорядоченную систему норм и принципов.

Особенно стоит упомянуть принцип равенства (равенство перед законом и судом). Необходимо четко отличать принцип равенства людей в целом от принципа равенства граждан конкретного государства между собой, поскольку объем прав и свобод для двух вышеуказанных категорий не одинаков. В Конституции Российской Федерации сначала говорится о равенстве людей в целом (часть 1 статьи 19), затем (часть 2 статьи 19) гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от природных и социальных особенностей общества. индивид (раса, национальность, язык, место жительства, отношение к религии и т. д.) и т. д.). В той же части говорится о запрете любых ограничений прав граждан на основании социальных, расовых, языковая или религиозная принадлежность. Третье значение равенства раскрывается в части 3 статьи 19, в которой говорится о равенстве мужчин и женщин, а также о том, что мужчины и женщины имеют равные возможности для осуществления своих прав.

Тем не менее, конституционная доктрина современных государств признает возможность существования некоторых различий в правах и обязанностях граждан, которые носят естественный характер: например, обязательство проходить военную службу в большинстве государств мира возлагается только на граждане-мужчины, в последние десятилетия специальные конституционные права были закреплены за инвалидами, детьми, представителями коренных малочисленных народов и т. д.

Конституция Российской Федерации устанавливает один из наиболее полных каталогов прав и свобод человека в мире из всех известных современному конституционализму. Конкретный перечень, содержание, порядок обеспечения и обеспечения этих прав и свобод фактически определяет качество конституционного регулирования правового статуса личности в Российской Федерации.

Взяв общий вид этого каталога, нельзя не заметить его поразительного отличия от совокупности прав и свобод старых, советских конституций. Эти различия касаются буквально всего: списка прав, их формулировки и даже порядка их расположения в тексте конституции. Как вы знаете, одно из основных отличий социалистического подхода к конституционному формулированию прав личности от западного демократического (условия условны) состоит в том, что социалистические конституции ставят социально-экономические права и свободы на передний план, а западные демократические конституции - права личные. В знак восприятия западных традиций и ценностей конституционализма авторы Конституции 1993 года ставят личные права на первое место в главе о правах и свободах, затем на политические и только на третьем - социально-экономические права, называя первым из них право частной собственности (часть 1 статьи 35) ... Это настолько ясно и недвусмысленно обозначило идеологическую позицию авторов Конституции, что ее не называют иначе, как "буржуазными" в кругах не только коммунистическая, но и социал-демократическая оппозиция. Между тем, новая российская Конституция содержит очень широкие социально-экономические права, многие из которых до сих пор неизвестны ни одному западному государству. Это свидетельствует о сохранении некоторой преемственности по отношению к практике советского государственно-правового строительства.

Правовая техника конституционного закрепления прав и свобод резко изменилась. Вместо демагогии советских конституций, в которых говорилось о «материальных гарантиях» прав в форме «устойчивого роста производительных сил» и т. п., существовали четкие, юридически сбалансированные формулировки, весьма специфичные для текста современная демократическая конституция.

Личные права и свободы

Личные права, которые в науке о конституционном праве также часто называют гражданскими правами, включают в себя набор естественных и неотъемлемых основных прав и свобод, которые принадлежат человеку от рождения и не зависят от его принадлежности к определенному государству. Эти права и свободы составляют основу всего правового статуса человека. Международные документы (например, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года) и конституции обычно ссылаются на личные права и свободы следующим образом: право на жизнь, право на свободу, физическую неприкосновенность и личную неприкосновенность, право не подлежит пытать или жестоким, унижающим человеческое достоинство обращение или наказание, право на защиту чести и доброго имени, право на свободное передвижение и свободный выбор места жительства, право покидать свою страну и свободно возвращаться в нее, право на судебную защиту и справедливость, право человека на признание его правосубъектности в любой стране мира, свободу мысли, совести и религии, свободу слова и других выражений, право свободно определять свою национальность и пользоваться своим родным языком и некоторые другие права. Статьи 20-29 Конституции Российской Федерации посвящены личности.

Конечно, самым важным из личных прав является право на жизнь. Содержание права на жизнь многогранно и варьируется от штата к штату. Так, в тех штатах, где смертная казнь была отменена в качестве формы наказания (Австралия, Австрия, Германия, Франция и более 40 других государств), право на жизнь означает, что ни один человек не может быть лишен жизни за любой действовать даже государством (то есть абсолютным правом на жизнь). В странах, где существуют различные режимы сохранения смертной казни (применение смертной казни, применение смертной казни только в исключительных случаях, отказ от смертной казни на практике), право на жизнь обычно означает, что ни один человек не может быть произвольно лишен жизни без надлежащей правовой процедуры (так называемое относительное право на жизнь). Как известно, Российская Федерация принадлежит к последней. Итак, ст. 29 Конституции Российской Федерации, провозглашающей право на жизнь, предусматривается, что «смертная казнь до ее отмены может быть установлена ​​федеральным законом в качестве исключительного наказания за особо тяжкие преступления против жизни, когда обвиняемому предоставляется право на суд присяжных рассмотрел его дело ". Консолидация права на жизнь в отечественной государственной юридической практике также является новым явлением - ни одна из конституций советского периода не содержала его.

Вторым по важности из личных прав является право на личную безопасность. Институт неприкосновенности личности предполагает недопустимость произвола при применении репрессивных мер. Конституционные гарантии личной неприкосновенности состоят, например, в том, что: 1. состав преступления должен быть установлен ранее изданным законом; 2. задержание может быть обжаловано в суде, и максимальный срок содержания под стражей устанавливается без решения суда; 3. арест должен производиться только на основании судебного решения или с согласия прокурора; 4. Лишение свободы должно быть наказанием, наложенным на человека после установления его вины в ходе следствия и судебного разбирательства, осуществляемых с соблюдением известных процессуальных гарантий. Право на личную безопасность гарантировано ст. 22 Конституции Российской Федерации. Согласно пункту 2 этой статьи арест, задержание и задержание допускаются только по решению суда. До решения суда лицо не может быть задержано на срок более 48 часов.

Конституция Российской Федерации провозглашает право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (часть 1 статьи 23), а также право на тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. сообщения (часть 2 статьи 23). Большим нововведением для нашей страны является условие, содержащееся в этой статье, что ограничение этого права допускается только на основании решения суда. На протяжении всей истории и до наших дней это право было произвольно нарушено "компетентными органами", которые в лучшем случае требовались для получения разрешения прокурора.

Резкое усиление процессов информатизации в обществе, связанных с этим явлением, новыми возможностями и опасностями, обусловило появление как в зарубежной, так и в отечественной практике ряда новых конституционных норм и структур. Таким образом, содержание статьи 24 выглядит совершенно новаторским для отечественной государственной юридической практики: «1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. 2. Органы государственной власти и местного самоуправления -правительственные органы, их должностные лица обязаны предоставить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом ". Статья 29 также посвящена регулированию сложного института свободы информация и право на информацию. Комплексная конструкция этой статьи содержит ряд соответствующих гарантий и ограничений. Среди ограничений наиболее важными являются запрет пропаганды или агитации, разжигающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещение пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Новым и чрезвычайно актуальным для России является конституционное право каждого определять и указывать свою национальность (статья 26).

Статья 30 Конституции Российской Федерации формулирует право на объединение. Право на объединение является личным правом, но также и политическим правом, когда речь идет об объединениях политического характера (партия, политические движения и т. д.). Также известен как свобода ассоциации и ассоциации. Представляет право на создание любого союза в соответствии с требованиями закона. Обычно это право также подразумевает принцип свободы деятельности общественных объединений и их равноправия. Право на объединение не является абсолютным правом и может быть ограничено в случае чрезвычайного или военного положения.

Одним из неизменных атрибутов любого демократического государства, которое, несмотря на все изменения, никак не может быть подтверждено в российской действительности, является свобода передвижения и урегулирования. Это возможность свободно передвигаться, выбирать место пребывания и проживания в любой части территории государства, а также покидать территорию государства и возвращаться на нее с учетом ряда требований закона. В такой степени этой свободой пользуются лица, находящиеся на территории государства, гражданами которого они являются. Для иностранных граждан и лиц без гражданства эта свобода обычно намного более ограничена, но в любом случае она должна включать право покидать территорию соответствующего государства по своему усмотрению. Однако в отношении граждан в демократических государствах существует ряд ограничений на свободу передвижения и расселения. Таким образом, свобода передвижения ограничена наличием в большинстве штатов значительного числа территорий, закрытых по военным, экономическим, экологическим и другим причинам для бесплатных посещений, а также запретом на вторжение в частную собственность. Право граждан покидать свою страну также может быть ограничено по причинам обеспечения государственной безопасности и сохранения государственной тайны. Свобода передвижения и расселения гарантируется ст. 27 Конституции Российской Федерации, и ее реализация регламентируется Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места проживания и проживания в Российской Федерации» от июня 25, 1993. Как и многие другие, свобода передвижения и расселения не является абсолютным правом и может быть ограничена в период действия чрезвычайного положения.

Политические права и свободы

Политические права, в отличие от личных, принадлежат только гражданам определенного государства. Они дают этим гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни своей страны. Политические права обычно включают право участвовать в управлении обществом и государством, избирательные права, право на объединение (свобода объединений), свобода собраний и манифестаций, свобода информации и право на петицию.

Конституция Российской Федерации наделяет граждан России всей полнотой политических прав в их современном понимании. Эти права изложены в самой Конституции довольно кратко, всего в трех статьях: 31 (право проводить собрания, шествия, митинги, демонстрации, пикетирование), 32 (право участвовать в управлении государственными делами, избирательные права, право на равный доступ к государственной службе и на участие в отправлении правосудия) и 33 (право на индивидуальные и коллективные петиции). Очевидно, что эти статьи так называемые. «рамочный» характер. В настоящее время Федеральным Собранием Российской Федерации ведется большая работа над проектами федеральных законов, которые должны наполнить абстрактные нормы конституции конкретным содержанием. Это проекты законов "О митингах, шествиях и демонстрациях", "О референдуме", "О выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации" и другие. В настоящее время содержание этих статей конкретизируется рядом подзаконных актов, некоторые из которых были опубликованы в другую историческую эпоху.

В Российской Федерации активное избирательное право принадлежит всем гражданам без различия по признаку пола, достигшим 18-летнего возраста, за исключением граждан, признанных судом недееспособными, а также граждан, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда; Владение пассивным избирательным правом требует дополнительных условий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами о выборах в федеральные органы власти и законодательными актами субъектов Российской Федерации, о выборах в органы власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Социально-экономические права и свободы

Несмотря на то, что им больше не отводится первая роль, социально-экономические права и свободы по-прежнему занимают очень важное место в системе конституционного регулирования правосубъектности в Российской Федерации. Авторы проекта действующей Конституции стремились свести к минимуму социально-экономические права, но столкнувшись с совершенно противоположными ожиданиями населения, они решили не искушать судьбу и сохранить эти права, если не по существу, то хотя бы номинально. Статьи 34-41 посвящены социально-экономическим правам.

Интересно проследить метаморфозу их каталога и содержания по сравнению с последней советской Конституцией (издание 1988 года). Если тогда в списке открывалось право на работу, то были права на отдых, охрану здоровья, материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной нетрудоспособности, право на жилье, на образование. В действующей конституции список начинается с права на свободное предпринимательство и права на частную собственность, затем снова есть право на частную собственность, но на этот раз на землю, свободу труда, право на социальное обеспечение, право на жилье, здравоохранение и медицинское обслуживание. Как вы можете видеть, в прошлой советской конституции права собственности, как правило, «выпадали» из каталога прав.

Изменение в списке и содержании прав отражало полную трансформацию всей системы экономических отношений в обществе. Посмотрим, как изменилось содержание конкретных прав.

Поскольку права на частную экономическую инициативу и частную собственность не имеют аналогов в советских конституциях, давайте начнем с права на труд. Это имя на самом деле скрывает не одно, а целый ряд прав. Согласно Конституции СССР 1977 года, право на труд означало «право на получение гарантированной работы с заработной платой в соответствии с ее количеством и качеством, право на выбор профессии, рода занятий и работы». Согласно Конституции Российской Федерации в группу трудовых прав входит право свободно распоряжаться своей способностью работать, выбирать профессию и профессию, запрет на принудительный труд, право на охрану труда, вознаграждение за труд без каких-либо дискриминация и не менее минимальной суммы, установленной федеральным законом заработной платы, защиты от безработицы, индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, право на отдых. То, что считалось основой права на труд, то есть право на гарантированную работу, не установлено Конституцией Российской Федерации. Это право лишь частично компенсируется правом на защиту от безработицы, содержание которого совершенно непонятно большинству простых людей.

Возможно, содержание права на социальное обеспечение изменилось меньше всего, поскольку система социального обеспечения давно стала абсолютно необходимым атрибутом любого более или менее цивилизованного общества.

Право на жилище является сейчас характерной чертой российской Конституции. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 40) право на жилище является правом каждого человека и означает запрет на произвольное лишение человека дома, а также правовые возможности бедных и других граждан, указанных в законе, нуждающемся жилья, получать его бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с нормами, установленными законом. Согласно той же статье 40, государственные и местные органы власти должны поощрять жилищное строительство.

В целом, право на медицинское обслуживание не претерпело особых изменений, основным содержанием которых в настоящее время является возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Это право также соответствует обязательству государства принимать общие меры по защите и укреплению здоровья населения, развивать систему здравоохранения всех видов и медицинское страхование, содействовать развитию физической культуры и спорта, содействовать обеспечению экологическое и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. В этой форме это право закреплено в статье 41 Конституции Российской Федерации.

Право на образование является одним из важнейших конституционных социальных прав человека, создающих предпосылки для развития как его личности, так и всего общества. Оно закреплено практически во всех основных законах, начиная с Конституции Мексики 1917 года, и содержание этого права имеет тенденцию к расширению. В настоящее время в демократических государствах право на образование в широком смысле обычно включает в себя целый ряд прав: право на получение бесплатного начального или среднего образования в государственных и муниципальных школах и некоторых других учебных заведениях, общую доступность образования, право выбора формы обучения родителей (религиозное, светское) для своего ребенка, свобода обучения, право создавать частные учебные заведения. Право на образование закреплено в статье 43 Конституции Российской Федерации.

Другие права и свободы

В последние годы в мировой конституционной практике помимо вышеупомянутых основных категорий прав и свобод стали признаваться все новые виды прав и свобод на конституционном уровне, что отражает тенденции расширения сферы действия конституционных прав. регулирование, а также постоянное расширение числа жизненно важных человеческих ценностей, нуждающихся в конституционной защите.

Среди таких прав наиболее часто упоминается право на здоровую окружающую среду, которое иногда включается в более широкую концепцию экологических прав.

Это право было впервые провозглашено в Конституции Испании 1978 года и получило широкое распространение только в конце 1980-х и начале 1990-х годов. в основных конституциях постсоциалистических стран. Право на благоприятную окружающую среду соответствует обязательству всех физических и юридических лиц, а также государственных органов принимать все возможные меры для сохранения окружающей среды. Конституция Российской Федерации, закрепляя это право в статье 42, подкрепляет и дополняет его другими экологическими правами: правом на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и правом на компенсацию за ущерб, причиненный здоровью или имуществу лица. экологическим преступлением.

Культурные права и свободы также часто выделяются в особую группу - особый набор прав и свобод человека, которые гарантированы конституцией или законом о возможностях человека в сфере культурной и научной жизни. Права человека в сфере культуры включают свободу преподавания (академическую свободу), свободу творчества, право участвовать в культурной жизни и пользоваться культурными учреждениями, а также право на доступ к культурным ценностям. Все эти права отражены в статье 44 Конституции Российской Федерации. Однако многие ученые более склонны классифицировать культурные права как группу социально-экономических прав.

Наконец, следует упомянуть еще одно довольно конкретное право - право политического убежища. Это право состоит в том, что иностранец может оставаться на территории определенного государства в течение неопределенного времени, если этот иностранец подвергается преследованиям на своей родине по политическим, религиозным, научным и другим причинам такого рода. Однако предоставление политического убежища автоматически не влечет за собой гражданство. Согласно ст. 63 Конституции Российской Федерации Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Право на политическое убежище не ново: его можно найти в предыдущих советских конституциях.

Обязанности как элемент правового статуса лица

Права человека неотделимы от их обязанностей. Прежде всего, обязанность граждан соблюдать Конституцию и другие законы должна быть включена в систему обязанностей. Итак, в соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации обязаны уважать права и законные интересы других лиц. Каждый гражданин России обязан уважать честь и достоинство других граждан.

Кроме того, Конституция Российской Федерации ввела правило об обязанности каждого платить налоги. Иностранные граждане и лица без гражданства в России пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором. Это положение соответствует ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, в которой признается, что каждый человек имеет обязательства перед обществом, в котором возможно только свободное и полное развитие личности, а также принципы Декларации прав и свобод человека и гражданина.

Налог представляет собой обязательный безвозвратный взнос средств государственным или местным органам власти в установленных законом размерах и в течение заранее определенного периода времени.

Налоги и сборы подразделяются на федеральные, федеральные субъекты и местные налоги. К федеральным налогам относятся, например, подоходный налог с физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, налог на имущество, передаваемое по наследству или дарению, и т. д., налоги субъектов Федерации - налог на имущество предприятий, местные налоги - налог на имущество физических лиц, земельный налог и т. д. Они уплачиваются в бюджеты и внебюджетные фонды различных уровней.

Налогоплательщик обязан своевременно и в полном объеме уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, представлять отчеты, документы, информацию в налоговые органы, соблюдать требования налоговых органов и т. д. Обязательство по уплате налога прекращается, как правило, платить налог. Граждане платят различные налоги и сборы в зависимости от суммы получаемого ими дохода, независимо от того, владеют ли они землей, зданиями, сделками и т. д.

Налоговый кодекс ввел обязанность физических лиц декларировать свой общий годовой доход (фактический доход, полученный за календарный год) и представлять декларации (информацию) в налоговые органы в случаях, когда общий годовой доход превышает установленную сумму. Закон определяет не только выплаты, которые не включены в налогооблагаемую сумму общего годового дохода (пенсии, пособия по безработице и т. д.), Но также и отчисления, которые его уменьшают (удерживаются минимальная заработная плата, расходы на детей и т. д.), и преимущества.

В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, заботиться о природных ресурсах.

С развитием научно-технического прогресса возросло негативное воздействие на окружающую среду, в результате чего атмосферный воздух, вода и земля загрязняются. Земли деградировали в результате катастроф и стихийных бедствий. Леса умирают от пожаров, загрязнения воздуха и загрязнения подземных вод. Все это негативно влияет на здоровье людей. Ученые утверждают, что Россия в настоящее время сталкивается с проблемой экологического выживания. Необходимо остановить дальнейшее разрушение природы.

Конституционное обязательство граждан сохранять природу и окружающую среду, заботиться о природных ресурсах конкретизировано в нескольких законах. Прежде всего, это предусмотрено Законом Российской Федерации об охране окружающей среды от 19 декабря 1991 года.

Значительная часть ответственности граждан за охрану природы и рациональное использование ее ресурсов закреплена в законодательстве о земле, недрах, воде, лесном законодательстве и т. д. Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации (статья 101 ) предусматривает, что собственники земли, землепользователи и арендаторы осуществляют рациональную организацию территории; восстановление и улучшение плодородия почвы, а также других полезных свойств земли; защита земель от водной и ветровой эрозии, селей, наводнений, заболачивания, вторичного засоления, высыхания, уплотнения, загрязнения промышленными отходами, химическими и радиоактивными веществами, от других процессов разрушения.

За нарушение земельного законодательства установлена ​​имущественная, административная и уголовная ответственность. Применение уголовной ответственности за земельные правонарушения возможно только в случаях, когда такие составы отражены в действующем уголовном законодательстве.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданин Российской Федерации в соответствии с федеральным законом обязан защищать свое Отечество. Выполнение военного обязательства граждан Российской Федерации предусматривает организацию военной регистрации, подготовку к военной службе, прием в нее и ее прохождение, пребывание в запасе, военную подготовку в военное время.

Исполнение воинской обязанности гражданами обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами предприятий, учреждений, организаций в пределах их полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Конституционные гарантии прав и свобод личности в России

Под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Каждое право может быть реализовано только тогда, когда оно соответствует чьей-либо обязанности обеспечивать его. Гарантии, по сути, являются обязательствами; в отношении конституционных прав и свобод это является обязанностью государства.

В Конституции Российской Федерации права и свободы закреплены в разных формулировках. Некоторые права декларативно закреплены («каждый имеет право на жилище»), другие - как гарантия («свобода средств массовой информации гарантирована»), другие - как объект защиты или защиты со стороны государства или закона («право»). чтобы частная собственность охранялась законом »,« материнство и детство, семья находится под защитой государства »). Разница в формулировках не умаляет признания определенных прав граждан, поскольку Конституция оказывает прямое влияние, и сама по себе консолидация того или иного права является своего рода гарантией, в любом случае невозможностью его отрицания. Однако формулировка «гарантированный» звучит более весомо, она чаще встречается в тех случаях, когда в государстве существует система, которая может обеспечить права всех граждан. Например, в той же статье Конституции (ст. 43) о дошкольном и базовом общем образовании говорится, что оно гарантировано, и это связано с тем, что начальных и средних школ достаточно для всех граждан и только «каждый имеет право на получение высшего образования», потому что государство не может предоставить такое образование бесплатно всем гражданам. Фразы «защищены государством» и «защищены законом» по существу означают, что соответствующие права гарантированы специальным законом. Есть также права, которые закреплены наряду с гарантией их предоставления, например, право на свободу и личную неприкосновенность сопровождается гарантией от произвольного ареста (статья 22).

Однако наряду с таким «проходным» решением проблемы гарантий прав в Конституции содержатся специальные статьи (статьи 45–54), в которых устанавливаются гарантии реализации прав и свобод граждан. Эти гарантии можно условно разделить на две группы: общие гарантии и гарантии справедливости.

Наиболее общей гарантией прав и свобод, обладающей высшей юридической силой, является сама конституционная система, основанная на неукоснительном соблюдении Конституции, неотъемлемого естественного права и общепризнанных принципов и норм международного права. Эта высшая гарантия преобразована Конституцией Российской Федерации в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61.

Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (часть 1 статьи 45). Это общее правило устанавливает обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование. Полномочия законодательных органов по этим вопросам включены как в юрисдикцию Российской Федерации (регулирование и защита), так и в совместную юрисдикцию Федерации и ее субъектов (защита). Президент России выступает гарантом прав и свобод. Обязанность принимать меры по обеспечению прав и свобод входит в компетенцию Правительства Российской Федерации. Эта функция является основной целью судебной системы. Следовательно, весь механизм государства, все органы государственной власти участвуют в обеспечении прав и свобод.

Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод, существует право человека и защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Методы самозащиты разнообразны: обжалование действий чиновников, обращение в СМИ, использование правозащитных организаций и общественных объединений (профсоюзов и т. д.). Граждане имеют право защищать свои права оружием. Федеральный закон об оружии от 13 декабря 1996 г. предоставил гражданам возможность приобретать определенные виды оружия (охотничье оружие, газовые пистолеты и т. д.). Закон предусматривает право приобретать и использовать огнестрельное оружие для защиты жизни, здоровья и имущества в рамках необходимой защиты и крайней необходимости, но это право подлежит многим ограничениям (оружие не подлежит использованию в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних , кроме случаев, когда они совершают вооруженные или групповые нападения). Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (статья 46). Такая защита является наиболее эффективной и доступной для всех, поскольку любые решения и действия (или бездействие) государственных органов, местных органов власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. Объектом обжалования могут быть законы, действия и указы Президента, постановления правительства и т. д. Суд, таким образом, контролирует верховенство закона в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан над любыми действиями государства. Конституция Российской Федерации предоставляет каждому право подать жалобу в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (часть 3 статьи 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров Российской Федерации и используется, если все доступные средства правовой защиты были исчерпаны. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судах Российской Федерации. Нарушение прав и свобод часто сопровождается причинением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях заключается не только в восстановлении нарушенного права и обеспечении его реализации, но и в возмещении материального и морального вреда, причиненного человеку. Согласно ст. 53 Конституции «каждый имеет право на компенсацию государством за ущерб, причиненный незаконными действиями (или бездействием) государственных органов или их должностных лиц». Возмещение причиненного вреда регулируется гражданским законодательством и является гарантией, которая распространяется на любое нарушение прав и свобод. Отдельные виды ответственности за причиненный вред закреплены в специальных законах - Федеральном законе об органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 3 апреля 1995 года и т. д. Согласно действующему законодательству, например, вред, причиненный Лицо путем незаконного уголовного преследования, незаконного осуждения подлежит компенсации, незаконному лишению свободы или принятию письменного обязательства не оставлять, незаконному назначению административного наказания в виде ареста или исправительных работ. Материальную ответственность в этих случаях несут не виновные должностные лица, а соответствующие государственные органы, которые затем возмещают ущерб, нанесенный этими должностными лицами. Размер компенсации за причиненный ущерб устанавливается судом, который также вправе определять компенсацию (денежную компенсацию) за моральный ущерб, причиненный лицу.

Человек может быть уверен в стабильности своих прав и свобод только тогда, когда законодательные органы государства лишены права принимать законы, отменяющие или умаляющие эти права и свободы. В этом смысл части 2 ст. 55 Конституции: устанавливает, что в Российской Федерации не должны публиковаться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Эта норма гарантирует неприкосновенность прав и свобод, она служит постоянным напоминанием законодательным органам о том, что отмена, пересмотр или любое снижение уровня гарантий определенных прав и свобод требует созыва Конституционного собрания.

В то же время Конституция допускает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина. Важно помнить, что ограничения - это не то же самое, что отмена или ограничение прав и свобод и применяются только в той степени, которая необходима для целей, строго установленных Конституцией.

Вывод:

В заключение работы можно сделать вывод, что в целом конституционное регулирование правового статуса личности в Конституции Российской Федерации соответствует современным мировым стандартам. Однако следует помнить, что провозглашение определенных (хотя и самых демократических) прав и свобод в конституции в наших российских условиях, то есть в условиях перехода от тоталитаризма к демократическому правопорядку, является лишь планом для будущего строительства. Существует много лет, чтобы наполнить абстрактные правовые нормы Конституции более конкретным законодательным содержанием. Потребуется больше лет, чтобы привести действующее законодательство и огромное количество подзаконных актов в соответствие с новой Конституцией. До тех пор, пока эта работа не будет завершена, ряд наиболее важных положений новой Конституции вообще не вступит в силу (см. Пункт 6 Заключительных и переходных положений). Наконец, как свидетельствует мировой опыт, судебной практике потребуются десятилетия, чтобы «завершить» мост, который соединит высокие принципы Конституции с повседневными явлениями повседневной жизни.

Конституция Российской Федерации действительно является Конституцией демократического правового государства. В нем достаточно подробно изложены все основные права и свободы человека и гражданина, в том числе последние, которые отсутствуют даже в таких классических документах, как Декларация 1789 года и Конституция США.

Что касается защиты личных прав и свобод, то Конституция Российской Федерации превосходит аналоги по более детальному рассмотрению многих принципов, что, конечно, более четко защищает права и свободы личности, потому что даже Президент не будет открыто действовать против Конституции. Защита личных прав и свобод согласуется со всеми международными соглашениями (то есть минимальными стандартами) и даже превосходит их.

Самое главное, что Конституция Российской Федерации более четко регулирует сферу вмешательства законодателей с целью ограничения общественных свобод. Свобода информации рассматривается в ней очень глубоко и подробно, кроме того, свобода информации гарантируется любому, а не только гражданину, как это предусмотрено французской конституцией.

Защита права на частную собственность в соответствии с Конституцией Российской Федерации обеспечивает более четкую защиту интересов собственника, практически не оставляет места для злоупотреблений, это скорее либеральный, чем социальный принцип, хотя элементы последнего также присутствуют.

Практически по всем вопросам, рассматриваемым в рамках защиты права человека на неприкосновенность, Конституция Российской Федерации отличается от классических документов конституционного значения более четкими и подробными формулировками.

Небольшой недостаток Конституции Российской Федерации заключается в том, что в сфере права на демократию нет прямого закрепления народного контроля над действиями государственной власти. Некоторые недостатки Конституции Российской Федерации выглядят незначительной мелочью на фоне пробелов в конституциях других стран, например Франции.

Одним из достоинств Конституции является право на охрану окружающей среды и право на сохранение исторических ценностей.

Таким образом, Конституция Российской Федерации является потенциально мощной защитой прав и свобод личности, документом своего времени, документом, достойным (в области прав и свобод) международного признания.

При четком практическом применении всех этих конституционных принципов Российская Федерация сможет претендовать на самую свободную и социально защищенную позицию личности в мире.