Правовое регулирование защиты информации, государственной, коммерческой и служебной тайны

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 21.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Особенности административной ответственности организации и должностных лиц
Государственная регистрация брака: понятие и порядок заключения
Основные признаки государства, типы и формы государства, их соотношение
Экономический строй общества и право


Введение:

Секреты, рассмотренные в нашем реферате, существовали всегда. И поскольку в настоящее время мы можем наблюдать недостаточное правовое регулирование защиты этих секретов, отсутствие общего и четкого определения некоторых секретов, то, соответственно, возникают проблемы, связанные с использованием информации, составляющей какой-либо секрет. Эти проблемы могут выражаться в продаже информации, составляющей секрет, предоставлении ложной информации, составляющей любой из секретов, которые мы рассматриваем, скрытии информации. Необходимость изучения этого вопроса заключается в том, что хорошее правовое регулирование защиты рассматриваемых секретов, определенный концептуальный аппарат, создание согласованных друг с другом нормативных актов послужит развитию экономики страны, политической, внешнеполитические отношения и лучшая организация безопасности Российской Федерации.

Исходя из нормативных правовых актов, таких как Федеральные законы, Гражданский кодекс, мы видим, что в законодательстве есть некоторые несоответствия и противоречия. Из статей профессоров и кандидатов юридических наук мы отмечаем, что они видят и говорят о проблемах, связанных с защитой коммерческой, государственной и служебной тайны, предлагают методы решения этих проблем.

Цели и задачи реферата состоят в том, чтобы, во-первых, понять в целом, что такое коммерческие, государственные и официальные секреты и какие различия между ними существуют, во-вторых, определить их роль в правовых отношениях и, в-третьих, выявить и проанализировать проблемы, стоящие перед общественностью. обслуживающие органы, и попытаться найти способы их решения.

Государственные секреты

Понятие государственной тайны

Информация классифицируется как государственная тайна в соответствии с Федеральным законом «О государственных секретах» от 21 июля 1993 года № 5485-1: «государственная тайна - это информация, охраняемая государством в области его военной, внешней политики, экономики, разведывательная, контрразведывательная и оперативная деятельность, распространение которой может нанести ущерб безопасности Российской Федерации».

Статья 5 Федерального закона« О государственной тайне »содержит сведения, которые следует классифицировать как государственные секреты, которые подразделяются на четыре основные группы:

  1. информация в военной области;
  2. информация в области экономики, науки и техники;
  3. информация в области внешней политики и экономики;
  4. информация в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Основным критерием отнесения информации к государственной тайне является необходимость обеспечения защиты государственной безопасности и правоприменения в Российской Федерации.

Этот перечень содержит информацию в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, распространение которой может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О государственной тайне» для носителей указанной информации устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням штампы секретности: «особой важности», «вверх секрет "и" секрет "

Основным критерием отнесения информации к той или иной классификации является серьезность ущерба, который может быть причинен безопасности Российской Федерации в результате распространения этой информации.

Информация, составляющая государственную тайну и требующая наибольшей защиты, классифицируется как «особой важности»; требующий более низкой степени защиты - «совершенно секретно», затем «секретно».

Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к разным степеням секретности были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. № 870.

Эти правила являются обязательными для государственных органов, главы которых уполномочены классифицировать информацию как государственную тайну, когда они разрабатывают подробный список информации, подлежащей классификации.

Список должен определять степень секретности конкретной информации, а его структура должна учитывать отраслевые или отраслевые особенности.

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени серьезности ущерба, который может быть причинен безопасности Российской Федерации в результате распространения этой информации.

Количественные и качественные показатели ущерба безопасности Российской Федерации определяются в соответствии с нормативно-методическими документами, которые утверждаются руководителями государственных органов, наделенных полномочиями по отнесению информации к государственной тайне, и согласовываются с Межведомственной комиссией. для защиты государственных секретов.

Информация особой важности должна включать информацию в области военной, внешней политики, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которой может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных области.

Совершенно секретная информация должна включать информацию в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которой может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или российского отделения. экономика в одной или нескольких из перечисленных областей.

Вся остальная информация из перечня сведений, составляющих государственную тайну, должна классифицироваться как секретная информация. В этом случае ущерб безопасности Российской Федерации рассматривается как ущерб интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной сферах деятельности.

Таким образом, классификация информации, составляющей государственную тайну в той или иной степени секретности, зависит от степени, в которой может быть причинен ущерб безопасности государства.

Защита государственной тайны

Защита государственной тайны является важнейшим направлением деятельности государственных органов. Россия тратит много денег на обеспечение и защиту безопасности страны и ее граждан. За понятием «государственные секреты» стоят огромные финансовые ресурсы и активы, труд многих поколений ученых, научно-исследовательских институтов, экспериментальных баз и многое другое.

В ст. 20 Федерального закона «О государственной тайне» к органам, которые непосредственно обязаны охранять государственную тайну, относятся:

  1. Межведомственная комиссия по защите государственных секретов;
  2. федеральные органы исполнительной власти (Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и их местные органы;
  3. органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

На первом месте среди органов по защите государственных секретов находится Межведомственная комиссия по защите государственных секретов. Этот орган носит надведомственный характер и занимается исключительно защитой государственных секретов, в отличие от других органов защиты государственных секретов, в функции которых также входит выполнение других обязанностей в соответствии с их основным профилем.

Решения Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, принятые в соответствии с ее полномочиями, обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан. Президент Российской Федерации отвечает за деятельность Межведомственной комиссии, которая подчеркивает особую важность и значимость этого органа.

Часть 3 ст. 7 Закона «О Федеральной службе безопасности» также говорится, что граждане Российской Федерации, допущенные к сведениям об органах государственной безопасности, составляющих государственную тайну, несут ответственность за их разглашение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Нарушение законодательства о государственной тайне может быть совершено как умышленно, так и неосторожно. За умышленное нарушение законодательства о государственной тайне в виде государственной измены, шпионажа, разглашения государственной тайны, ст. Искусство. 275, 276, 283 УК РФ соответственно. Также предусмотрена уголовная ответственность за такой акт, как утрата документов, содержащих государственную тайну, ст. 284 УК РФ. Однако это преступление совершено с безрассудной формой вины. Нарушение правил защиты информации и незаконные действия в области защиты информации могут быть совершены как умышленно, так и неосторожно и влекут за собой административную ответственность по ст. Искусство. 13.12, 13.13 КоАП РФ.

Однако следует признать, что, во-первых, правоохранительные органы не знают, как и не хотят пресекать продажу государственных секретов, которые приобретают массовый характер. На сегодняшний день не существует классификатора, то есть методологии расчета ущерба, причиненного уголовным преступлением, который не позволяет оценить степень тяжести последствий. Нормативно-правовая база, регулирующая защиту государственной тайны, является неполной и не соответствует существующей нормативно-правовой базе, а именно Федеральному закону «О государственной тайне» и Указу Президента об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне.

Как следует из Федерального закона «О государственной тайне», Правительству Российской Федерации следует установить порядок определения размера ущерба в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, причиненного владельцу информации. в результате его классификации. На сегодняшний день отсутствие методов расчета ущерба приводит к ненадежности государственной тайны. Одним из основных признаков таких преступлений, как государственная измена и шпионаж, является наличие ущерба, который в настоящее время невозможно определить. Нет четкого законодательного регулирования таких основных вопросов: что такое государственная измена и что такое раскрытие государственной тайны, кто несет ответственность, какой ущерб был нанесен безопасности и обороне страны. К сожалению, до сих пор ответы на эти важные вопросы, от которых зависят не только государственные интересы, но и судьба граждан, решаются по усмотрению и настроению суда, а не в соответствии с четкими и однозначными положениями закона.

Таким образом, обычный человек, который не знаком со списком министерств, ведомств и других субъектов, имеющих право на тайну, не может определить, что является государственной тайной, а что нет. Парадоксальная вещь: кража мешка с картошкой или небольшая перемена из кармана регулируется в большей степени уголовным законодательством, чем незаконная продажа государственных секретов стоимостью в миллионы и миллиарды долларов. Правоохранительная система из-за отсутствия правового регулирования пока не в состоянии установить барьеры для предотвращения утечки государственных секретов и государственных секретов. Безнаказанность настоящих преступников способствует совершению таких преступлений снова и снова.

Коммерческие и официальные секреты

Понятие служебной тайны и ее защита

В соответствии со ст. 139 Гражданского кодекса Российской Федерации «Секрет» является определенной информацией, неизвестной широкому кругу людей. Строго говоря, информация, которая вообще никому неизвестна, считается «секретной»; в этом случае «тайна» является чем-то неизвестным. Но этот («абсолютный») секрет здесь не рассматривается. В этом случае анализ ограничивается только такой информацией, которая стала известна одному человеку, но неизвестна другим. Такой («относительный») секрет имеет своего владельца - для него указанная информация не является секретной; но это остается загадкой для других.

Сложнее определить понятие «официальная тайна». Проще говоря, официальной тайной является информация, доступ к которой ограничен государственными органами и федеральными законами (информация об усыновлении, взносы граждан в различные виды банков, характер болезней пациентов и т. д.). В соответствии со статьей 139 Гражданского кодекса Российской Федерации информация представляет собой служебную или коммерческую тайну (в данном случае служебную тайну) в случае, когда информация имеет фактическую или потенциальную коммерческую ценность из-за ее неизвестности третьим лицам, существует нет свободного доступа к нему на законных основаниях, и владелец будет принимать меры для защиты его конфиденциальности.

Потенциальными носителями официальных секретов являются, как минимум, все работники, которые работают в государственных органах, законодательных, исполнительных и судебных органах власти, а также в подчиненных им предприятиях, учреждениях и организациях. В настоящее время защита конфиденциальной информации, функционирующая в режиме официальной секретности, становится актуальной. Структура этого правового режима включает в себя процедуру документирования информации, установления прав собственности на соответствующие информационные ресурсы, ограниченного доступа и правовой защиты. Таким образом, в число основных обязанностей государственных служащих (ст. 15, части 1-7) входит запрет на раскрытие информации, составляющей государственную или иную тайну, охраняемую федеральным законом, а также информации, ставшей ему известной в связи с исполнением служебных обязанностей обязанности, в том числе сведения о неприкосновенности частной жизни и здоровье граждан или затрагивающие их честь и достоинство. Аналогичная формулировка содержится в других федеральных законах, регулирующих определенные виды государственной службы. Здесь есть несколько противоречий. Информация о частной жизни и здоровье граждан не является тайной охраняемой законом. Но эта информация установлена ​​Конституцией (статья 23). Информация, которая стала известной государственному служащему в ходе выполнения своих обязанностей, законодатель также не ссылается на охраняемую законом тайну. Секретность этой информации установлена ​​Федеральным законом «О государственной гражданской службе» в статье 17, запрещающей ее разглашение. В то же время, режим их информационной секретности установлен, а конфиденциальность - нет.

Неопределенность концепции неизбежно порождает различные толкования. Так, комментируя статью 139 Гражданского кодекса Российской Федерации, Л.А. Тратенбергц Комментарий к части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации под общ. Ред. Садыкова О.Н. Консультант Плюс критикует распространение признаков коммерческой тайны на официальную, справедливо считая их разнообразными понятиями. Поскольку информация, функционирующая в режиме официальной секретности, может не иметь реальной или потенциальной коммерческой ценности, и ее владелец принимает меры по защите конфиденциальности не столько из-за ее ценности, сколько из-за служебных обязанностей.

Правовая защита информации в режиме официальной тайны основана на системе уголовных и административных санкций за преступления и правонарушения, объектом которых является обработка этой информации. Это касается не только распространения, но и других видов незаконных действий. Так, в Уголовном кодексе Российской Федерации, Уголовном кодексе Российской Федерации № 63-ФЗ от 13.06.1996. (с изменениями от 28 декабря 2004 г.) существуют композиции, устанавливающие уголовную ответственность за непредоставление информации, в том числе информации, действующей в режиме официальной тайны. Статья 140 Уголовного кодекса Российской Федерации - отказ в предоставлении информации гражданину - защищает положения статьи 24 Конституции Российской Федерации - право на информацию, непосредственно затрагивающее законные права и интересы граждан. Нарушение этого права может проявляться не только в отказе, но и в предоставлении неполной или заведомо ложной информации. Часть 2 статьи 287 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации лицом, занимающим государственную должность в Российской Федерации, или его предмет. Объективная сторона может выражаться в незаконном отказе, в уклонении от предоставления информации, в предоставлении заведомо ложной информации, неполной информации. Другая группа композиций предусматривает уголовную ответственность за нарушение режима функционирования информации в электронном виде. Это преступления в области компьютерной информации. Незаконный доступ к нему извне (ст. 272 ​​УК РФ) может проявляться со стороны их сотрудников, органов исполнительной власти и может выражаться, например, в просмотре секретной информации или даже внесении изменений в базу данных. (банк) данных, в программном обеспечении.

Из-за отсутствия единой и четкой концептуальной основы есть некоторые негативные последствия. Во-первых, поскольку само понятие «официальная тайна» вытекает из Уголовного кодекса Российской Федерации, могут быть применены уголовные санкции против должностных лиц за разглашение банковских, коммерческих, налоговых секретов, секретов усыновления и личных секретов. Таким образом, разглашение второго компонента служебной тайны - информации с ограниченным доступом - не считается преступным деянием. Во-вторых, применение административных взысканий предусмотрено статьей 13.14 КоАП РФ и КоАП РФ. ФЗ от 30.12.2001 г. № 145-ФЗ (с изменениями от 30.12.2004) Российской Федерации также невозможен. Норма предусматривает административную ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом. Официальная информация ограниченного использования - информация о деятельности исполнительной власти - не признается конфиденциальной в соответствии с Законом о государственной гражданской службе и в соответствии с логикой статьи 10 Закона об информации, которая является базовой в области Информационные правоотношения, не могут относиться к информации с ограниченным доступом.

Таким образом, мы должны констатировать: законодатель, уделяющий значительное внимание правовому регулированию технической и криптографической информации. См. Постановление Правительства от 15.06.2002. № 526 от 23.09.2002 г. № 691, утверждающий Положение о лицензировании деятельности по данным видам защиты информации. См. Также статью 138 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает уголовную ответственность за деятельность по распространению средств технической защиты информации без соблюдения требований, установленных лицензирующим органом., Действуя в режиме служебной тайны, исключает из Сфера административных и уголовных санкций, ее исключительно значительная и объемная часть - официальная ограниченная информация. Это противоречит положениям Доктрины информационной безопасности, утвержденной Президентом Российской Федерации 09.09.2000 г., которая определяет создание системы защиты информации для информационных ресурсов и систем органов государственной власти в качестве одной из важных целей.

Понятие коммерческой тайны

В п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» информация, составляющая коммерческую тайну, определяется как научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация. (включая компонент секретов производства (ноу-хау)), который имеет фактическую или потенциальную коммерческую ценность из-за его неизвестности третьим лицам, к которому нет свободного доступа на законных основаниях и в отношении которого владелец такого Информация ввела режим коммерческой тайны. Статья 139 Гражданского кодекса Российской Федерации, полностью повторяющая первые два из перечисленных условий отнесения информации к коммерческой тайне, в качестве третьей обеспечивает принятие владельцем информации мер по защите ее конфиденциальности. В то же время в Гражданском кодексе Российской Федерации не указана граница между коммерческой и служебной тайной, распространяющая одинаковые признаки на обе концепции. Таким образом, законодательство использует практически одни и те же функции для определения трех понятий: информация, составляющая секрет производства (ноу-хау); информация, составляющая коммерческую тайну; информация, составляющая служебную тайну.

Исходя из вышеизложенного, возникают некоторые вопросы. Во-первых, существуют ли различия между информацией, составляющей коммерческую и официальную тайну, или они являются синонимами? По нашему мнению, знак коммерческой ценности не применим к официальной тайне. Однако информация, составляющая официальную тайну, может иметь экономическую ценность в том смысле, что лицо, получившее к ней доступ, может продать ее за определенную сумму третьим лицам. тем самым незаконно получая доход. Указанная величина является свойством получения прибыли от использования информации ее владельцем в процессе предпринимательской деятельности. Официальная тайна - информация, доступ к которой ограничен государственными органами. Поэтому то, что называется официальной информацией о рынке ценных бумаг в главе 8 Федерального закона от 22.04. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (действует с изменениями от 28 июля 2004 г.), по сути, является информацией, относящейся к профессиональной деятельности. Следовательно, такая информация используется этими органами для функций государственной власти (публичных), и, следовательно, несовместимы с предпринимательской деятельностью.

Мы видим, что коммерческая тайна отличается от официальной тайны как минимум в двух отношениях:

  1. по предмету, устанавливающему перечень сведений, отнесенных к служебной или коммерческой тайне;
  2. в соответствии с областью использования.

Банковская тайна не может считаться коммерческой или служебной тайной. Банковская тайна - это отдельная группа информации, относящейся к профессиональной деятельности кредитных организаций, Банка России и Агентства по страхованию вкладов (АСВ), доступ к которым ограничен на основании статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации и Статья 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» (с изменениями от 29 июля 2004 г.).

Во-вторых, как соотносятся понятия «коммерческая тайна» и «информация, составляющая секрет производства (ноу-хау)?» До принятия Федерального закона «О коммерческой тайне» буквальное толкование статьи 151 Основ гражданского законодательства и статьи 139 Гражданского кодекса Российской Федерации позволило сделать вывод, что эти понятия совпадают. Теперь в статье 3 Федерального закона «О коммерческой тайне» четко говорится, что ноу-хау является одним из видов информации, составляющей коммерческую тайну. Ноу-хау буквально означает «ноу-хау» (сокращение от «знать, как делать»). Этот термин впервые был применен в американской судебной практике в 1916 году и начал использоваться в юридической литературе большинства стран.

В-третьих, идентичны ли понятия «коммерческая тайна» и «информация, составляющая коммерческую тайну»? Мы считаем, что они соотносятся как по форме, так и по содержанию. Другими словами, коммерческая тайна - это содержание конфиденциальности информации, оформленной соответствующей печатью, а информация, составляющая коммерческую тайну, является соответствующей информацией. Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона «О коммерческой тайне», коммерческой тайной является конфиденциальность информации, которая позволяет ее владельцу при существующих или возможных обстоятельствах увеличивать доходы, избегать необоснованных расходов, поддерживать положение на рынке товаров, работ, услуг или получение других коммерческих выгод. Эта формулировка подчеркивает цель и значение коммерческой тайны, а также ее неразрывную связь с предпринимательской деятельностью.

Режим коммерческой тайны и ответственность за нарушение режима коммерческой тайны

Режим коммерческой тайны, в соответствии со статьей 3 Федерального закона «О коммерческой тайне», представляет собой правовые, организационные, технические и иные меры, принимаемые владельцем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по защите ее конфиденциальности. Именно установление основ правового режима коммерческих секретов составляет предмет регулирования Федерального закона «О коммерческих секретах».

Анализ его норм позволяет выделить следующие составляющие правового режима коммерческих секретов:

  1. виды информации, которые могут быть классифицированы как коммерческая тайна;
  2. перечень информации, которая не может составлять коммерческую тайну;
  3. порядок отнесения информации к информации, составляющей коммерческую тайну;
  4. порядок предоставления сведений, составляющих коммерческую тайну;
  5. меры по защите коммерческой тайны.

Режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении сведений, перечисленных в статье 5 Федерального закона «О коммерческой тайне». Право относить ту или иную информацию (с учетом перечня информации, которая не может составлять коммерческую тайну) к информации, составляющей коммерческую тайну, а также определять ее список и состав, принадлежит владельцу информации.

Чтобы режим коммерческой тайны считался установленным, необходимо принять меры для защиты конфиденциальности информации, которые можно обобщить в три группы:

  1. меры, введенные локальным актом юридического лица. К ним относятся определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну; установление порядка обработки этой информации, то есть ограничение доступа к ней; регистрация лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну;
  2. меры договорно-правового характера, регулирующие отношения по использованию сведений, составляющих коммерческую тайну, работниками на основе трудовых договоров и контрагентов на основе гражданского права, в том числе предпринимательских, договоров;
  3. формальные информационные меры вводятся путем применения штампа «Коммерческая тайна» к документам с указанием владельца этой информации (для юридических лиц - полное имя и местонахождение; для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество и место проживания).

Следует отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона «О коммерческой тайне» режим коммерческой тайны считается установленным только после того, как все вышеуказанные меры приняты в совокупности: введение одной или нескольких мер не дает влечет за собой признание этого режима в качестве установленного. Исключение было сделано для индивидуальных предпринимателей, у которых нет работников.

Говоря о возникновении и пределах ответственности за нарушение режима коммерческой тайны (нарушение может выражаться в разглашении коммерческой тайны, передаче информации третьим лицам, а также в использовании информации в личных целях), в трех ситуациях следует различать:

  1. лицо получило доступ к коммерческой тайне в результате своих незаконных действий;
  2. контрагент нарушил режим коммерческой тайны, к которому он имел доступ на основании соглашения о передаче коммерческой тайны;
  3. работник нарушил режим служебной коммерческой тайны, к которому он имел доступ.

В первом случае незаконный доступ к коммерческой тайне влечет за собой гражданское обязательство, вытекающее из причинения вреда. Ответственность нарушителя - обязанность возместить владельцу коммерческой тайны ущерб, причиненный в полном объеме (пункт 1 статьи 1064 Гражданского кодекса). Существует два способа возмещения вреда: возмещение в натуральной форме и возмещение убытков (статья 1082 Гражданского кодекса). Потери включают в себя фактический ущерб и потерянную стоимость. Пункт 7, часть 2, статья 7 Федерального закона «О коммерческой тайне» также устанавливает, что владелец информации, составляющей коммерческую тайну, имеет право требовать возмещения убытков от лица, которое раскрыло, незаконно получило или незаконно использовало указанную информацию.

Во втором случае нарушение режима коммерческой тайны контрагентом влечет за собой ответственность в соответствии с законом (глава 25 Гражданского кодекса «Ответственность за нарушение обязательств; статья 12 Федерального закона« О коммерческой тайне »). основания и размер этой ответственности могут быть изменены договором. Статья 393 Гражданского кодекса гласит, что должник обязан возместить кредитору убытки, вызванные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Таким образом, статья 393 Гражданского Кодекс автоматически подразумевает право потерпевшей стороны требовать от нарушителя - контрагента по договору - полного возмещения ущерба. Основная трудность, связанная с судебным взысканием убытков, заключается в необходимости доказать их размер. Владелец коммерческой тайны должен использовать документы доказать сумму своих потерь.

В последнем случае ответственность работника за нарушение официального режима коммерческой тайны в основном регулируется статьями 11 и 14 Федерального закона «О коммерческой тайне».

Учитывая вопрос об ответственности работника за разглашение служебной коммерческой тайны, следует выделить два случая:

  1. раскрытие произошло в период действия трудового договора;
  2. раскрытие произошло после прекращения (или расторжения) трудового договора.

Если работник раскрыл официальную коммерческую тайну в течение срока действия трудового договора, то он обязан возместить работодателю ущерб, причиненный (а не убытки!) - п. 4 п. 3. ст. 11 Федерального закона " По коммерческим секретам ». Под ущербом здесь понимается «реальный ущерб», как он определен в статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации - это расходы, которые владелец коммерческой тайны совершил или должен будет сделать для восстановления нарушенного права. Помимо возмещения ущерба работнику, в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона «О коммерческой тайне» к нему могут быть применены дисциплинарные меры, то есть замечание, выговор или увольнение.

Если работник разгласил официальную коммерческую тайну в период, когда он больше не находится в трудовых отношениях, но все еще обязан хранить эту тайну (3 года - в соответствии с законом или в течение другого периода - по договоренности), то он обязан возместить убытки работодателя (ч. 4 ст. 11 Федерального закона «О коммерческой тайне»).

Вывод:

Основной проблемой, на мой взгляд, являются незавершенные нормативные правовые акты, будь то Федеральный закон или какая-либо статья Гражданского кодекса Российской Федерации. Существуют очевидные противоречия и несоответствия в формулировках, а также существуют расплывчатые, расплывчатые определения.

Еще одной проблемой является отсутствие федерального закона о служебной тайне. Принятие такого закона позволило решить проблему распространения информации, составляющей служебную тайну. У нас нет ни четкого определения понятия «официальная тайна», ни федерального закона. Таким образом, раскрытие официальных секретов происходит. А из-за отсутствия концептуального аппарата сотрудники могут даже не догадываться, что распространяемая ими информация является официальным секретом.

Таким образом, Правительству Российской Федерации необходимо доработать некоторые нормативные правовые акты, принять новые законы, дать конкретные определения, установить меру ответственности за раскрытие конкретной тайны.