Правовое положение различных категорий свободных и зависимых слоев населения стран древнего востока

Содержание:

  1. Общая характеристика Древней Индии
  2. Правовой статус конкретной демографической группы
  3. Государственный строй Древней Индии
  4. Древнеиндийский закон
Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 04.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете заказать реферат:

 

Написание рефератов на заказ

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 

Компьютерные обучающие программы

 

Способы документирования и их развитие

 

Хедхантинг как метод подбора персонала: возможности и ограничения

 

Процедура биовейвер в России и зарубежных странах

 

Введение:

Первые государства на Земле появились на древнем Востоке, где существовали наиболее благоприятные природные условия для развития производительной деятельности и существования самих людей.

У древних восточных государств было много общего. Формирование государства осуществлялось на низком уровне производства.

Материальные ценности и производство продуктов питания происходили внутри общины, поэтому характер взаимоотношений не был четко выражен на начальном этапе. Они говорят, что особый вид твердой централизованной монархии, рожденной обособленностью общей жизни, выраженной в так называемом Восточном деспотизме, обычно принимает форму такой государственной власти.

Индивидуальное подавление безпроблемного большинства населения страны, превращение центральной власти в тиранию способствовали ее замкнутости и замкнутости сельского общества, где средства к существованию зависели от ирригационного статуса и, соответственно, общинности.

Богатый высший класс общины, характеризующийся долговым рабством, причиной этого явления, реальной ценностью того, как земля принадлежит всей общине и служит залогом для частных сделок, гарантируя интересы кредиторов, был труд самого должника. В отличие от Запада, где господствующую роль играла частная собственность, отношения частной собственности, отношение частного производства к рынку, это стагнация Восточной социальной структуры, отсутствие восточных условий для развития правовых и политических институтов, призванных удовлетворять потребности общества, права и интересы всех граждан.

Одной из основных социальных форм, сыгравших важную роль в эволюции Дальневосточного общества, была сельская община, которая во многом сохранила черты патриархально-родовой организации, во многом определила характер политической власти в этих обществах, роль и регулятивно-управленческие функции древневосточных государств. Структура замкнутой сельской общины с естественным характером производства путем сочетания ремесел и земледелия, а также слабое развитие товарно-денежных отношений являются основой для развития древнеиндийской экономики.

Постепенно привилегированное высшее сословие, не участвовавшее в производстве, обычно стоявшее на общине членов, отделялось от общины. Община по-прежнему была владельцем земли. В то же время государство выступало и в качестве высшего собственника земли, права которого выражались в получении рентного налога.

Многоцветная система экономической жизни определяла весьма разнообразный социальный состав общества. Четких социально-классовых границ не существовало(существовали различные категории зависимых групп, занимающих промежуточные позиции свободы и рабства). Правовой статус индивида в обществе не совпадал с его социально-экономическим статусом. Развитие общества в Древней Индии имело свои особенности. Они связаны со строгим классовым делением на 4 Варны (брахманы, кшатрии, шудры, вайшьи) с особой совместной организацией, характеризующейся высокой степенью изоляции и автономии. Отношения рабства здесь были тесно переплетены с классовыми-Варна, каста. Традиционная социальная деградация низших классов, почти полная депривация людей за пределами Варны, создавали возможности для полурабских форм эксплуатации населения.

В Индии на всех этапах развития сохранялась своего рода автономия. Правители Древней Индии не обладали неограниченной законодательной властью. Даже в таком крупном государстве, как Маурья (IV-II века до н. э.), сообщество государственной власти очень важно, например, консультативный орган царя Раджасимхи и Совет управляющих–материализовались.

В Древней Индии цари также были возвышены, несмотря на их исторические особенности. Их имена были помещены рядом с именами богов. Им была дана всемогущая самодержавная власть.

Индия - это одна из колыбелей человеческой цивилизации. Культура Индии была неразрывно связана с культурой многих народов и оказала на них значительное влияние. В процессе взаимного обогащения она смогла сохранить оригинальность и яркую индивидуальность. На протяжении тысячелетий достижения древней Индии в области науки, литературы и искусства оплодотворяли творческие идеи близких и дальних соседей. Индуизм и буддизм, зародившиеся в Индии, а также различные религиозные и философские системы, возникшие на ее основе, способствовали развитию не только многих восточных цивилизаций, но и многих других народов мира.

Все вышесказанное определяет актуальность выбранного предмета исследования и интерес, проявляемый к этому состоянию в данный момент. Поэтому целью написания курсовой работы является рассмотрение такой темы, как особенности развития древневосточного общества на примере Древней Индии, задачей которой является изучение истории Древней Индии.

Общая характеристика Древней Индии

Одна из самых древних цивилизаций в мире сформировалась более четырех тысяч лет назад в долине Инда,в центрах Хараппы и Махенджо-Даро. Центр ремесленного производства, развития сельского хозяйства, торговли, собственности населения-археологические раскопки, было установлено, что уже в третьем тысячелетии появился такой крупный город.

К сожалению, наука не дает большого количества исторических сведений об этом периоде древнеиндийской истории. Исторические свидетельства для так называемого ведического периода (вторая половина второго тысячелетия-середина первого тысячелетия) - социальная иерархия углублялась и ее статус как государства был в начале нашествий на Причерноморье и Каспийское арийское ущелье (XIV-XI века до н. э.) населен общинами Мундо и дравидийских племен, которые либо на юг пришли в это время религиозного содержания литературные памятники,в том числе произведения Вед, фольклорные эпосы, ставшие впоследствии священными книгами индусов.

Хараппская культура Инда, существовавшая за несколько веков до культуры индоарийцев, связана с возникновением самобытной цивилизации Востока, сохранившей свою культурную ценность и по сей день. Самые разнообразные исторические данные (при общей бедности и ограниченной научной ценности) относятся к так называемому магадхо-Маурьяну (вторая половина тысячелетия до н. э.-первый век до н. э.), среди литературных памятников этого периода особое место занимают древнеиндийские политические тексты Артхастра, Киля, Мария Чандрандта и др.

Уже в далеком прошлом с точки зрения Индии и населения она все еще принадлежала к одной из крупнейших стран Азии сегодня. Острые края, созданные природой, затрудняли его вырубку из внешнего мира и общение с другими странами и людьми. На юге, юго-западе и Юго-Востоке он омывается водами Индийского океана,Аравийского моря и обширными просторами Бенгальского залива. На севере он закрыт самым высоким горным хребтом в мире-Гималаями. Горный барьер достаточно силен, чтобы отделить Западную и Восточную Индию от Индокитая, хотя он и не столь непреодолим.

Индия была в основном обеспечена природными ресурсами, необходимыми для жизни человека, и потребность в импортных товарах была относительно невелика. Флора и фауна этой страны была очень богата и разнообразна. В дополнение к пшенице и ячменю здесь в древние времена выращивали рис, который впервые пришел из Индии в Западную Азию, Африку и Европу. Все больше западных стран были в долгу перед Индией за их знакомство с другими культурными растениями, мы должны упомянуть сахарный тростник и хлопок, потому что специи очень важны.

В Индии существовал неисчерпаемый источник всех видов ценного сырья (камень, металлургическая руда, древесина). Все это позволяло, в основном, независимому экономическому развитию, исключавшему проникновение других племен и народов, а также внешнюю торговлю (главным образом через Иран и Среднюю Азию).

Самой древней земледельческой зоной в Индии был бассейн двух больших рек: пяти притоков (пять рек–Пенджаб) и Инда, давшего стране ее название, а также Ган, тогда земледелие развивалось на юге полуострова Дехан.

 

В долинах раннего Инда и верхнего Ганга процветало орошаемое земледелие.

 

В других местах фермеры зависели от количества осадков. Особое значение для страны имеет летний Муссон, который приносит большое количество влаги с юго-запада.

Как и свидетельства древних писателей, древнейшие индийские литературные памятники хранят память об очень плотном населении Древней Индии. Страна превосходила по количеству жителей Египет и Западную Азию, только Китай мог составить ей конкуренцию в этом отношении.

Этнический состав жителей Древней Индии был очень разнообразен. На юге доминировали темнокожие племена, принадлежащие к австрало-негроидной расе. Самые ранние жители страны говорили на Дравидийском и отчасти на более раннем Дравидийском языке (например, Мунда). На нём сейчас говорят только в некоторых регионах. Во втором тысячелетии в Индию стали проникать племена, говорящие на языке народов индийско-европейского происхождения. На основе этих языков был разработан литературный язык санскрит (что означает "очищение"). В отличие от этого, разговорный язык называется Пракрит.

Эти позднейшие этнические группы, которые были поселенцами на северо-западе, называли себя арийцами. Это этническое название впоследствии получило значение "дворянин", так как конкистадоры смотрели на покоренное местное население свысока и заявляли о своем превосходстве. Но не стоит говорить о преимуществах той или иной группы. Все зависело от условий развития в тот или иной исторический момент.

Важная часть первоисточника сведений об истории Древней Индии была безвозвратно уничтожена. Многие произведения древнеиндийской литературы, написанные на бересте или пальмовых листьях, не выдерживали неблагоприятных условий влажного климата, чем в Египте(папирус, с другой стороны, огонь, который не мог уничтожить предыдущее собрание глиняных книг в Азии, был губителен для древнеиндийских архивов). Только текст, высеченный в камне, сохранился в оригинале, и относительно немногие из них были найдены. К счастью, санскрит, в отличие от большинства древних восточных языков, никогда не забывался, и литературные традиции не прерывались на протяжении тысячелетий. Произведения, считавшиеся ценными, систематически переписывались и присылались нам с дополнениями и искажениями в более поздних экземплярах.

Помимо мифических и грандиозных произведений, существует также сборник "законы Ману", фиксация его хронологии также сопряжена с большими трудностями (С. III в. до н. э.-С. III в. н. э.). Это типичный памятник сакрального права, в котором гражданские и уголовные нормы неразрывно переплетены с ритуальными предписаниями и запретами.

Оригинальным письменным памятником является Артхашастра, компиляция которой приписывается высшему сановнику, современнику Александра Македонского, Каутилье. Этот удивительный трактат о государственном управлении содержит множество советов и инструкций, отражающих условия той эпохи, когда в стране установилась централизация и бюрократизация.

Для изучения раннего буддизма главным источником является собрание легенд и изречений Типитаки.

Наиболее точной датой является эдикт царя Ашоки (III век), начертанный на скале. Они сообщают о воинской и религиозной политике этого царя.

Из древних авторов, наряду с Геродотом, давшим описание Вест-индусов своего времени (V век до н. э.), отметим в частности ариев, живших во II веке н. э. В своем"Александре Анабасисе" он объяснил в специальном труде Поход этого царя на Индию-"Индию" - дал подробное географическое описание страны.

Памятники материальной культуры проливают много света на различные аспекты древнеиндийской истории. Таким образом, благодаря археологическим раскопкам, начавшимся в 20-х годах нашего века в бассейне реки Инд, стала известна первобытная индийская культура третьего тысячелетия до нашей эры.、

Согласно археологическим находкам, Индия жила в древнем каменном веке. Палеолитические стоянки были обнаружены в ряде горных районов страны. На следующем этапе неолита уже была развита большая речная долина, которая ранее была необитаема. Во-первых,все более развитыми западными регионами Индии,где ко времени энеолита и особенно в Бронзовом веке сформировалась уникальная протоиндийская цивилизация,III и ее главным центром были города, где руины скрывались в районах современных Хараппы (Пенджаб) и Мохенджо-Даро (Синд).

Основные орудия труда и оружие были изготовлены жителями этих городов из меди, а также из бронзы. Только железо было совершенно неизвестно. Некоторые орудия, например Лайме, продолжали изготавливаться из кремня.

Основу хозяйства составляло пахотное земледелие(рабочим скотом были быки зебу и буйволы). Кроме зерновых (пшеница, ячмень, рис)и плодовых деревьев (финиковые пальмы, манго и др.), хлопок уже был выращен. Ремесло достигло высокого уровня развития.

Люди, создавшие протоиндийскую культуру, вероятно, были дравидами, а возможно, и предыдущими дравидийскими племенами.

В этот период уже существовал настоящий город с широкими улицами. На перекрестке углы здания были закруглены таким образом, чтобы они не мешали движению транспорта. Было построено двухэтажное кирпичное здание. Хорошо налажена подача и отвод мелкодисперсной воды в специальный отстойник. Искусство достигло высокого уровня. Наконец, уже появилась местная оригинальная письменность, которая явно представляет собой иероглиф. К сожалению, сохранилась лишь короткая надпись на печати, которая до сих пор не расшифрована и является спорной, но факт ее существования очень важен.

В середине второго тысячелетия праиндийское государство и его культура находятся в упадке. Считается, что решающую роль в этом сыграло вторжение новой этнической группы, говорящей на языке индоевропейской системы. Точных данных об этой миграции (вероятно, с Северо-Запада) пока нет, но факт изменения языка и культуры не вызывает сомнений. Возможно, это движение людей было медленным. В любом случае, он и Мохенджодаро проиграли.

Опять же, завоеватели арийцы, которых многие считают представителями прекрасной расы, имели более низкий экономический и культурный уровень, чем протоиндийцы, и их победа означала задержку в социально-экономическом развитии древней Индии.

После разгрома главного центра первобытной индийской культуры в бассейне Инда произошел упадок и раздробленность. Регион вдоль верхнего и среднего течения Ганга имеет большое значение. Но возникший здесь город напоминает большую деревню. Естественная экономика будет преобладать. Мерой ценности является корова.

Но, несмотря на все потрясения, в Северной Индии есть некоторые признаки экономического подъема. Это касается, прежде всего, появления на рубеже II–i тысячелетий железной утвари, которая была неизвестна жителям Хараппы и Мохенджо-Даро. Использование тяжелых плугов с железными лемехами, неизвестных протоиндийцам, позволяет выращивать более твердые почвы, и сельское хозяйство гораздо важнее для некоторых индийских культур, таких как рис, хлопок и сахарный тростник, в долине реки.

Ее можно проследить вплоть до растущего социального расслоения. Самые высокие земельные наделы попадают в руки знати. В литературных произведениях все чаще упоминается рабство. Сначала они были военнопленными. Они называются "Даса" и означают врагов, чужаков. Со временем появляется и должник. Случаи самостоятельной продажи или продажи своих родственников становятся все более частыми. Один из героев Махабхараты, принадлежащий к царской семье, теряет все свое богатство, своего брата, самого себя и, наконец, самое страшное, свою прекрасную жену.

Все это описывается как совершенно нормальное и нормальное явление. Конечно, на практике порабощение бедных было гораздо более распространенным явлением, чем порабощение правящей знати.

В этой ситуации племенные структуры все больше уступают место государственным организациям.

Раджи, которые появляются в качестве племенных вождей в начале рассматриваемого периода, становятся наследственными королями.

Традиция сохранила память о двух древних династиях. Один из них правил в городе Хастинапур и назывался лунным. Она включала в себя мифологического предка Бхарату, воспетого в Махабхарате, и его потомков-Кауравов и Пандавов. Другая династия, называемая солнечной династией, правила в Айодхье (середина Ганга). Его представителем является знаменитый Лама, который первым достиг Цейлона (Шри-Ланки), что свидетельствует о расширении внешних связей.

Растет социальное неравенство(часто португальцы называют его термином "каста", но это название больше подходит к Индийскому" джати " - разделение определенных профессий на эти замкнутые группы считается оригинальным и установленным сверху). Двумя лучшими варнами были брахманы (жрецы) и кшатрии (военные аристократы). Согласно легенде, первая исходила из уст верховного бога Брахмы, а вторая-из плеч.

Большая часть населения была частью третьей Варны, называемой Варной. Считалось, что они вышли из бедра Брахмы. В основном это были крестьяне-коммунисты, но сюда же входили ремесленники и торговцы.

Четвертая Варна, шудры, пополнялась не только покоренными иноземцами, но и переселенцами, отколовшимися от своего рода и племен. Они вышли из-под ног Брахмы и должны были быть более низкого порядка, поэтому они закончили тем, что пошли в пыль. Им не разрешалось входить в общину, и они были отстранены от любой должности. Даже некоторые религиозные обряды, такие как обряд чести"второго рождения", не были подготовлены для них.

Следует отметить, что были люди, которых не пускали даже в этот нижний ярус, стоявший за пределами Варны. Это были так называемые "неприкасаемые", которых не пускали даже к колодцам, потому что они могли загрязнить чистую воду.

Права и обязанности каждой Варны были впоследствии записаны в"законе Ману". Первое место отдается вараманам. Подчеркивается, что военная знать (кшатрии) должна уважать их (даже столетний кшатрий должен склоняться перед десятилетними брахманами). На самом деле,однако, две высшие Варны разделяют власть и власть, и они иногда соперничали, но когда дело доходило до подавления народных масс, они действовали сообща.

Представители разных Варн наказывались по-разному за одно и то же преступление. Чтобы убить Шудру, брахманы получали только наказание и штрафы за убийство животных. Но если он только осмеливался спорить с Брахманом, ему в рот клали кусок красного железа.

Однако деление на Варны не всегда совпадало с классовым делением. Только часть шудр находилась в рабстве. Между тем, люди из верхней Варны также могут быть порабощены(как принц, который проиграл себя и своего брата в кости). Но тем, кто был порабощен среди высших варн, было легче купить себя или выйти иным путем.

Разделение на закрытые Варны, среди ее представителей браки были запрещены, считались вечными и неизменными, освященными религией.

В то же время необходимо помнить, что религиозные верования в Древней Индии менялись на протяжении веков под влиянием социальных изменений.

Религиозные верования вводятся в стройную систему по мере того,как обостряются противоречия классов и сословий, а в особой Варне все более ярко проявляется священство. Во главе пантеона становится Брахма (в теологической структуре, конечно), который считается безликим и всеобъемлющим. По его имени жрец называется Брахманом, а государственная религия, возвращаясь к культу племени, называется Брахманизмом. Как ярко доказано в Легенде о происхождении Варны, социальное неравенство было объявлено вечным и никогда не менялось.

До шестого века Северная Индия была разделена на множество царств, в одном только бассейне реки Ганг насчитывалось 16 небольших государств. Одна из них-Магадха VI века, которая быстро укрепляется и расширяется. Его царь Бимбисара (543-491 гг. до н. э.) владел устьем Ганга и достиг Бенгальского залива, а его преемник владел всем бассейном этой"священной"реки и прилегающей горной местностью.

В Западной Индии фрагментация сохраняется уже давно. Это облегчило захват Ахеменидов, которые позже владели всей Западной Индией во втором году (327-325 до н. э.) и способствовало захвату Александра Македонского, который спустился к устью Инда.

Греко-македонское господство на берегах реки Инд было недолгим. Широкое народное движение против завоевателей Запада возглавил видный индеец Чандрагупта. Важно, что он принадлежал не к царской семье, а к Варне шудрам, которую презирали (согласно одной из легенд, распространяемых врагом). Чандрагупта продолжал служить Царю Магадхи Дхану Нанде, последнему представителю династии Нанд. Впав в немилость, он бежал в Пенджаб, где встретил Александра Македонского.

Вернувшись в Магадху, Чандрагупта занял трон. Он правил с 321 по 298 год до нашей эры и был основателем могущественного государства Маурьев. Это была столица Паталипутры.

Чандрагупта сумел объединить всю северную Индию. Греко-македонский гарнизон был изгнан из долины Инда. Воспользовавшись враждой между наследниками Александра Македонского, которые не могли мирно разделить свою власть, Чандрагупта заключил договор с одним из них-Селевком. Получив от него в жены дочь и подарив взамен 500 боевых слонов, царь Индии (в современном Афганистане и Белуджистане) посетил горный район, прилегающий к долине реки Инд.

Завоевательная политика продолжалась и при преемнике Чандрагупты, особенно при его внуке Ашоке (273-236 гг. до н. э.). Под его правлением королевство Калинга в Южной Индии подверглось угнетению. В этой завоевательной кампании, согласно надписи Ашоки, было убито 100 000 человек и взято в плен 150 000 человек.

Обширная провинция Маурья, которая охватывает почти всю Индию, кроме самой южной, позволяет отслеживать важные экономические сдвиги. В больших масштабах применяется искусственное орошение (с использованием посадочного колеса). Некоторые поля засевают дважды в год. Развивается городская жизнь.

В Паталипутре и других центрах ремесленники собираются, чтобы служить королям и аристократам, производя для них предметы роскоши. Некоторые изделия (особенно хлопчатобумажные ткани и металлические) экспортируются в эллинистические страны. Налажена также торговля с Цейлоном и странами Юго-Восточной Азии. Монетный бизнес развивается (первые серебряные монеты появились в Индии несколько раньше-в V веке до нашей эры).

В торговле большую роль играл сам царь, державший монополию на продажу соли, напитков, жемчуга и других товаров. Сертифицированы крупные королевские поместья и мастерские с широким использованием рабского труда.

Однако большинство производителей были объединенными фермерами в сельских районах. Последний отличался особой устойчивостью.

Чандрагупта и его преемники создали сложную бюрократическую систему для управления огромными объемами власти. Само собой разумеется, что бесчисленные незаконные сборы и взятки ложились на плечи крестьян и ремесленников, падали разнообразные налоги и пошлины. Точно так же, как невозможно определить, сколько воды выпьет рыба, как они говорили, необходимо знать, сколько денег у чиновников будет для себя.

При династии Маурьев произошли значительные изменения в религиозных представлениях индийского общества. Господствующая религиозная система, брахманизм, не очень устраивала правящую династию. Его основы формировались в условиях племенной раздробленности и не соответствовали ситуации централизованного государства с развивающейся городской жизнью. Резкое разделение на отдельные Варны с преобладанием духовенства и включением купцов в третью Варну строго соблюдалось в огромном государстве с развивающейся торговлей цари, независимо от происхождения, набирали необходимых людей. Возросшая царская власть не могла примириться с господством духовенства.

В старой системе брахманизма все более конкурируют новые религиозные учения, соответствующие духу времени.

Среди новых религий особое значение имел буддизм. Эта религия не интересовалась происхождением людей, вступивших в общину верующих(помимо буддизма, джайнизм очень успешен и не придает значения происхождению верующих). Ни племенная принадлежность, ни Варуна, к которой принадлежит человек, не могут помешать ему перейти в новую веру.

Эта традиция была сказана князю Сиддхартхе, жившему в до н. э. В XVII-VI веках и называвшемуся Буддой ("просветленным"), от которого и произошло название его учения, регулировавшего создание религиозной системы буддизма. Вид бедного нищего, больного человека, покрытого ранами, вид похоронной процессии–все это очень печалило его.

Он оставил свое высокое положение и отправился в паломничество, действуя как проповедник. Основой его учения было осознание того, что сама жизнь есть зло(Джайн считал, что не следует отказываться от монашеской жизни). Желание, которое испытывает человек, ведет к страданию. Единственный выход-подавить все страсти, все стремления. Если это возможно, то человек после смерти не будет перерождаться в иной форме, чем новое страдание. Это конец бесконечного процесса возрождения, Нирваны, лучшего блага.

Практические выводы, сделанные из этого своеобразного учения, были огромны. Поскольку путь к спасению был достигнут самим человеком, волей к подавлению своего желания, религиозное поклонение и священники стали излишними. Самосовершенствование, отказ от богатства и мирских благ не зависели от происхождения или положения человека в обществе. Эти внешние критические моменты не являются необходимыми и, как показано, исходят от верующей хурмы. Буддисты не призывали к обязательному упразднению разделения классов и племен или разграничению собственности,но они считали все это несущественным. Но в некоторых отношениях они отказывались защищать принцип равенства даже теоретически. Спасение было признано возможным для свободных людей. Рабы не были приняты в сангху (раннюю буддийскую общину). Раб, который не контролировал себя и не мог добровольно отказаться от своей деятельности, считался закрытым путем к нирване.

Проповедь духовного равенства привлекала бедных и угнетенных (кроме рабов) к новой вере. Отказ от насильственного изменения установленного порядка от социальной борьбы и переворотов был вызван недовольством господством духовной и светской знати, но имущественное неравенство и безразличие к богатству, которые проповедовал ранний буддизм, гарантировали защиту от посягательств на собственность. Буддисты проповедовали на разных языках, но это также привлекало верующих, которые происходили из разных племен и национальностей.

Династия Маурья, царь буддизма, имела много преимуществ по сравнению с Брахманизмом. Она способствовала распаду привилегий, основанных на знатности происхождения и этнической принадлежности, и эти привилегии были тормозом организации управления обширными авторитарными государствами. Они препятствовали слиянию отдельных частей страны и объединению государственного строя. Призыв к пассивности прекрасно подходил рабовладельцам, тем более что буддисты признавали беспомощность своих рабов.

Новая религия была особенно успешной при Ашоке, который сам принял буддизм и создал совет в Паталипутре, который сформулировал ее доктрину. Были основаны многочисленные буддийские монастыри.

Но брахманизм не был исключен. Я думаю, они и понятия не имеют. Новые убеждения имели мощный процесс смешения жителей, которые в значительной степени распространились на большие города и отделились от племен и сельских общин. В сельской местности, где этнические, классовые и другие социальные слои были значительно сильнее, брахманизм сохранил свой статус. Во всяком случае, к нему относились с полной снисходительностью.

Не став новой религией, не связанной ни с одним народом, чтобы стать мировым (В этом отношении буддизм можно сравнить с христианством и Исламом), уже в третьем веке до нашей эры буддизм начал распространяться через границы, особенно среди центральных народов.

В Индии буддизм преуспел главным образом благодаря покровительству царя Маурьи. Но после Ашоки его власть ослабла. Невозможно было прочно связать между собой многие регионы и народы, говорящие на разных языках и различающиеся по уровню экономического и культурного развития.

В частности, широко распространился процесс распада и децентрализации династии Шунга (187-73 гг. до н. э.), перешедшей на смену династии Маурьев. Цари новой династии отказались поддерживать буддизм. Возродился брахманизм и связанная с ним замкнутая система варн.

Важную роль в ослаблении централизованной власти сыграла внешняя агрессия, которая затронула Индию, начиная со второго века до нашей эры. Главным врагом было первое Греко-Бактрийское царство, которое развивалось на западе Индии. В первом веке до нашей эры кушаны вторглись с северо-запада. Значительная часть Индии входила в состав основанной ими державы, центральная часть которой располагалась на территории современного Таджикистана. Кушаны переняли преимущественно высокую индийскую культуру.

В третьем веке нашей эры. Индия вновь разделилась на ряд небольших государств. В IV-V веках нашей эры происходит возрождение Магадхи, которая стала ядром нового могущественного царства Гуптов, но уже в конце V века. Она в свою очередь приходит в упадок, и снова происходит полная раздробленность страны.

К началу новой эры замечательные произведения древнеиндийской лирики (Веды) и эпоса (Махабхарата и Рамаяна) были завершены, записаны и переданы из уст в уста в первой паре.

В V веке нашей эры выдвигается Калидаса, величайший драматург Древней Индии. В его драме "Шакунтала", названной в честь главного героя, особенно прославился прекрасный отшельник, которого любил царь.

В сельских районах Индии развивались различные философские школы, в том числе и материальные. Поэтому, согласно учению Чарвака, единственным источником знания является опыт. В Индии общее учение об эмиграции полностью отвергается,и сама душа воспринимается как неотделимая от тела.

Как и другие страны в области орошаемого земледелия, астрономия и математика претерпели значительное развитие в Индии. Здесь был создан своеобразный солнечный календарь. Год состоял из 360 дней, и високосный месяц добавлялся к уравнению астрономического года каждые пять лет.

В V-VI веках нашей эры. Индийские ученые знали о сферической форме Земли и законах гравитации, а также о вращении Земли вокруг своей оси. В Средние века эти научные открытия были заимствованы арабами у индейцев.

Еще в первобытную индийскую эпоху (III-II тысячелетия до н. э.) В долине Инда уже сложилась система расчетов десятичной системы счисления. Тогда математика достигает в некоторых отношениях превосходного уровня по сравнению с другими древними народами. Поэтому в Индии был только символ, используемый для обозначения нуля. Фигуры, которые мы называем арабскими, в отличие от римских, на самом деле были изобретены древними индейцами и перешли от них к арабам. Некоторые арабские цифры также находятся под влиянием индийской алгебры.

Химики Древней Индии добывали серную, соляную и азотную кислоты. Врачи создали теорию основных соков организма, пытаясь выработать определенную систематизацию болезни. Наличие многих языков и диалектов Индии требует изучения лингвистики. Ученый Брахман Панини, живший в V-IV веках до нашей эры, создал грамматику "очищенного", то есть литературного языка(санскрит).

Наиболее выдающимися памятниками древнеиндийской архитектуры являются здания с куполами (ступы) и оригинальные пещерные храмы. В пещерных храмах Аджанты их реализм заметно сохранился в разноцветных фресках (I-III века н. э.).

Индийская культура оказывает большое влияние на страны Центральной и Восточной Азии(в основном за счет распространения буддизма). Индия повлияла на Западный мир через арабов.

Правовой статус конкретной демографической группы

Юридические памятники дают ясную картину классово-кастового деления древнего общества Индии, которое приобрело здесь наиболее полную форму. Процесс социального расслоения древнеиндийского общества начался в недрах разрозненного племенного общества. В результате распада родоплеменных отношений выдвигались более мощные и влиятельные кланы, в их руках сосредоточивались государственные функции административной, военной защиты и канцелярские обязанности. Это привело к развитию социального и имущественного неравенства, рабства и превращению племенной элиты в племенную аристократию. Социальное неравенство и война способствовали развитию социального неравенства, сопровождавшегося зависимостью и зависимыми отношениями между отдельными племенами и общинами.

Однако социальное расслоение Древней Индии заключалось не в образовании класса (рабовладельцы и рабы), а в появлении особой классовой группы-балийцев: брахманов (жрецы, жрецы), кшатриев (воины, правители), первые упоминания о Баб-рахманах, Кшатриях, Вайшьях и Шудрах были найдены в ранних произведениях ведической литературы лигуды. Позднее в Ведате проявился унаследованный характер религиозной, военной и административной деятельности брахманов и кшатриев.

Становление высших брахманов в Варне жречески способствовало их монополии на определенный этап исторического развития религиозных обрядов, знанию ведических гимнов. Особая военная элита, кшатрии-военные аристократы, начала формироваться во время завоевания арийцами речных долин Северной Индии. К этой категории первоначально относились только арийцы, но в процессе ассимиляции завоеванных племен Варна кшатрии, в частности, особая категория древних индийцев"вратья-кшатрии", кшатрии по обету, а не по рождению.

Название Третьей Варны "вайсии" происходит от слова "виш " - народ, племена и поселения. Это основной коллектив рабочих, крестьян и ремесленников. Отделению кшатриев от их собратьев-вайшьев-простолюдинов способствовала идея о том, что кшатрии были суверенными распорядителями богатств, приобретенных войной, включая рабов-военнопленных.

В основе этого первого, Тройственного разделения древнеиндийского общества лежало разделение труда, глубоко социально действенная стадия разделения, в которой физический труд был отделен от духовного, духовно-материального, в этом разделении труда уже были заложены основы социально-экономического неравенства и эксплуатации предками простого народа.

Поскольку высшие Варны-брахманы и кшатрии были объединены, то был образован особый порядок периодических отчислений от сельскохозяйственных продуктов доли, называемый боли (налог). Налоги были уплачены на содержание брахманов и кшатриев. Она всегда росла и со временем стала своеобразной формой государственной эксплуатации рядовых коммунистов-крестьян. Формирование наиболее крупных и эксплуатируемых Варненских шудр связано с процессом завоевания туземных племен, но не столь значительного, самого арийского общества; категория шудр принадлежит не только коренному населению, но и самой бедной части арийской общины, членам, расплатившимся со своими долгами, представителям членов, служивших в армии.

Закон Ману (VIII, 415) определяет семь классов рабов(и, соответственно, семь источников рабов): рабы, пойманные под флагом (военные пленники), рожденные в доме, право хозяина распоряжаться жизнью и смертью рабов для наказания было общепризнанным в Древней Индии. Раб становился недееспособным, и заключенная им сделка считалась недействительной (VI-II, 163 и др.). Рабов продавали с обязательствами, равными 20-25% от цены, например, за продажу, аренду, ипотеку и т. д. других товаров. Потомки рабов считались собственностью своих хозяев (IX, 48, 54-55).

 

В Дхармашастрах в некоторых случаях проводится различие между рабами и рабами, между рабами и людьми служения, в других случаях такого различия нет.

 

Слово "Даса" в законе Ману (X, 32) обозначает одновременно и рабов, и тех, кто находится в услужении. Это было связано с тем, что рабство в Древней Индии было одной из форм зависимости, но не единственной. Многие переходные социальные формы и промежуточные социальные состояния (от свободного, но несовершенного, беднейшего до рабовладельческого населения) получили широкое выражение.

Дхармашастры устанавливают четкие религиозные и юридические границы между брахманами, кшатриями, Вайшьями и шудрами,основанные на многочисленных религиозных и церемониальных ограничениях, запретах и предписаниях. Шудра, например, исключает из участия в жертвоприношении ритуал - "Самскару", за исключением самскары брака. За каждой Варной строго закрепляется сфера наследственной деятельности. Изучение священных книг-это привилегия.Брахманы, кшатрии и вайшьи, называемые дважды рожденными(в отличие от шудры, единожды рожденного). Второе рождение было связано с особым обрядом посвящения в связи с началом изучения священной книги. Вся глава Дхармашастр посвящена строгой регламентации поведения людей, взаимному общению, представителям так называемой нетронутой касты вне Варны в индийском обществе и ритуалам.

Одним из главных положений индуистской религии, философии и права является отказ от совершенства и духовной свободы (Земля, Кама, Дхарма и мокша) и нравственное развитие в направлении соответствующих ступеней четырех ашрамов для спасения души.

На определенном этапе развития древнеиндийского общества, по мере углубления процесса разделения труда и неравенства, стало формироваться новое кастовое деление. Каста - это отдельная группа людей с наследственным характером их деятельности, сформированная специалистами, предками, религиями и другими признаками. Кастовое деление Индии существует и сегодня, наряду с традиционным делением на четыре варны.

Граница Варны, установленная законом, дает основание с известной долей условности говорить о Варнах как о классе индивидов в системе общественного производства и распределения, что непосредственно связано с его отношением к земельной собственности государства и общины.

Завоевания и войны арийцев способствовали образованию на этих землях государства. Часть земель завоеванных племен была усилена государственной властью, территория государства расширилась, согласно Артхашастре, перешла непосредственно к царской семье (сите), здесь использовались рабы и труд зависимых арендаторов.

Национализация земли была связана с эксплуатацией общинного хозяйства правящей элитой, которая состояла из административных органов, правителей, военачальников и т. д.Делается это путем сбора арендной платы, арендная плата-это налог. Другие эксплуатируемые системы представляли собой полуавтономные и изолированные сообщества, которые сами владели органическим земледелием и ремеслами. Общинная элита эксплуатировала труд рабов и других нелегальных жителей общины.

Индийская общинная собственность характеризуется исключительной силой. Община имела почти неограниченное право распоряжаться общинной землей, продавать, сдавать в аренду и дарить ее, особенно храму. Община владела пастбищами, ирригационными сооружениями и дорогами. Община тех из ее правящей элиты, кто коллективно отвечает за сбор арендного налога, получила в свою пользу некоторые поборы от общинников-фермеров.

Общинное землевладение сосуществовало с частным землевладением крестьян или многодетных семей, также были связаны землевладение, широкие права-продажа земли, аренда, дарение. Главным ограничением землевладения свободных совхозников была обязанность платить налоги в пользу государства и физических лиц, если государство передавало им свои права.

Полноправный совладелец, чаще всего оставшийся в живых, сам мог оказаться прокаженным. В хозяйствах богатых коммунистов работали наемные работники без земли, представители" неприкасаемых " каст, главным образом эксплуатируемые эксплуататорами различных категорий, рабы, но рабский труд, даже в Царском хозяйстве, не преобладал в Древней Индии. В наиболее распространенном мелком общинном хозяйстве не было необходимости использовать рабский труд. Число рабов в этом корабле тоже было невелико.

Усиление дифференциации собственности во второй половине первого тысячелетия становилось все более заметным из-за несоответствия положения Варны и фактического места, занимаемого людьми в обществе.

В период Маурьев кшатрии, которые обладали военной, политической и экономической властью, стали включать в себя тех, кто принадлежал к категории преимущественно царских и привилегированных наемных солдат. Процветание города и расширение торговли привели к появлению богатых торговых и ремесленных элит среди вайшьев, включая крупных купцов, ростовщиков и успешных ремесленников. Они объединялись в корпорации, служили торговыми агентами короля и собирали налоги и пошлины.

Древняя буддийская и Джайнская литература, вопреки наставлениям Дхармашастр, считалась Варненскими кшатриями, и расслоение собственности с высоким статусом богатых купцов, которые пользовались большой властью, в том числе придворными, также повлияло на Варну шудр. Об этом свидетельствует закон Ману:"Шудра угнетает брахманов, приобретая богатство, поэтому даже если это возможно (разнородность Варна-шудр, по мере увеличения кастового разделения, должна включать в себя" неприкасаемые"касты Парий, которые выполняют самую унизительную работу."даже по фактам, закон Ману является" презренным для изгнанных людей."[5, С. м.37].

Таким образом, внутри каждой Варны социальное неравенство, разделение на эксплуатируемых эксплуататоров закрепляется границами, законами и религиями каст, общин, больших семей и единого класса, что создало особое разнообразие социальных структур класса Древней Индии.

Государственный строй Древней Индии

Первобытные государственные образования сформировались в Древней Индии в первом тысячелетии до нашей эры на основе отдельных племен или племенных союзов в виде так называемых племенных государств. Это были небольшие государственные образования, племенные организации которых превратились в государственные правительственные организации. Это были олигархические республики кшатриев, где политический контроль осуществлялся непосредственно военной властью кшатриев, или монархов, в которых брахманы играли доминирующую роль.

Правитель первого государственного образования Раджа (протогосударство) выполняет простейшие функции управления, обеспечивает внешнюю безопасность, управляет двором, служит военным комендантом земельного фонда.

В некоторых государственных образованиях власть Раджи была только выборной, а иногда устанавливался наследственный принцип получения роялти. При избранном монархе вся власть сосредоточивалась в руках Совета старейшин. С усилением власти правителя и формированием административных органов Совет старейшин теряет свои прежние полномочия и превращается в совещательный орган при монархе. Однако зависимость правителя от Брахмана не изменила соперничества между элитой и военной знатью кшатриев, а также представителями правящих Варн. Примерно в IX-VIII веках до нашей эры. В Древней Индии, основанной на старых племенных государствах, росших вместе с развитием ремесел и торговли городов, образовались первые более или менее крупные государства, и постоянные войны этих государств не оставили заметного следа в истории Индии, за исключением войн, воспетых в рассказах древнеиндийских эпосов.

С этого времени древнеиндийская цивилизация характеризовалась концентрацией, отсутствием спроса на сильную государственную власть, а также слабым, кратковременным национальным кризисом, который возникает, нарастает и быстро затухает.

Эта цивилизационная особенность Древней Индии связана со многими историческими причинами, важнейшей из которых является сила Варненской кастовой системы и Общинная организация жесткая Варновская кастовая система была заменена характером обязательного принципа государственной власти, с соблюдением религиозно-нравственной строгости кастового, человеческого поведения. Несомненно, этому способствовали изолированность и автономия индийской общины с ее естественной экономикой, а приспособляемость и изменчивость самодостаточной стабильности домашней индийской общины и одновременность между сельскохозяйственной частью общины и ремесленниками и слугами, называемыми "джаджмани", были в некотором смысле не историческими.

Дальнейший процесс политической интеграции, ускоренный внешними угрозами, привел к появлению в V веке относительно сильных древнеиндийских государств Кошала и Магадха, причем конкуренция между ними была ожесточенной.

 

При сохранении относительно высокой степени застоя общественной жизни в индийских деревнях, система экономических отношений "джаджмани" между общиной и кастой находится далеко от промышленного центра современной Индии.

 

Империя Маурьев достигла своего пика в III веке до н. э. во время правления Ашоки, когда Индия развивала относительно централизованную Восточную монархию. Его границы простирались от севера Кашмира и Гималаев до Майсура на юге, от западной части современного Афганистана до Бенгальского залива на востоке.

Империя покорила несколько племен и народов, в результате войны установление вассальных отношений между магадами и независимыми княжествами, а также относительная централизация в так называемых моральных империях основывались не только на военной силе Маурьи, но и на гибкой единой политике страны. Многие полуавтономные государства были включены в пестрый состав империи, сохранившей административные организации и обычаи. Это вассальные княжества, которые обязаны данью и военной помощью Маурьям, Республики, Ган и Сангам, которые, согласно Артхашастре, являются " за их единство."

В сложной политической организации империи Маурьев прослеживались две тенденции: установление властного управления и стремление к сепаратизму и фрагментации. Последний в конце концов побеждает во втором веке до нашей эры. Из-за этого ни централизация, ни бюрократизация государства не могут быть преувеличены, несмотря на изображение"идеального"всеобъемлющего правительства, изображенного в Артхашастре.

Центральный административно-военный аппарат Индии был относительно слаб по сравнению с другими государствами Древнего Востока, которые были тесно связаны с сохранением важной роли в государстве общинного самоуправления. Все это, например, в империи Маурьев власть древнеиндийского царя не была тиранической в буквальном смысле слова, поэтому в период значительного усиления индийские монархи устанавливали не только самоизоляцию общины, но и традиционные религиозно-этические нормы, статус наследственной знати в государстве. Религия, в частности, исключала законодательную функцию царя Индии и якобы утверждала незыблемость и неизменность норм права, которые были заключены в Ведах. Веды должны были толковаться только мудрецами и брахманами. Эта традиция была поколеблена только при Ашоке, когда правительственные указы стали включаться в Источники права.

Индуистская политическая и религиозная концепция "богоугодного царя" сформулировала его для выполнения особой Дхармы (долга). Одна из главных задач-это защита субъекта. "Защищая" народ, царь может платить ему налог-Бали. Наряду с основными налогами, считавшимися платежами царю за покровительство подданных, существовало множество других поборов в пользу центрального правительства:торговые операции,"обеспечение плодами" и т. д. Широта налоговой власти древних индийских царей, которые могли повышать налоговую ставку по своему усмотрению, привела к тому, что все дхармашастры безуспешно обращались к царю с просьбой соблюдать умеренность в сборе налогов.

Царю также было поручено отправление правосудия опытными брахманами. Он считался покровителем всех несовершеннолетних, больных и вдов, а также должен был возглавить борьбу со стихийными бедствиями и голодом. Важнейшими функциями царя были организация общественных работ, освоение и заселение царских земель, строительство ирригационных сооружений.

Согласно религиозным верованиям, как и во всех странах Древнего Востока, царская власть была обожествлена. Однако государства Древней Индии, в том числе государство Маурья, нельзя считать демократической монархией. Ашока называл себя не Богом, а "милостивым Богом"."Закон Ману обожествляет царя, а не царя - "глупого, жадного, необразованного", "потворствующего злу". Только свободная воля царей Индии, согласно дхармашастрам, дает им возможность реализовать божественные принципы, содержащиеся в них, и если они повинуются Ему, то все подданные остаются верными царю, но та же самая воля заключается в том, что царь избегает исполнения Дхармы, прощает, следуя целям грешного человека, разрушает как свои собственные, так и те, которыми он управляет. из-за их отсутствия многие цари погибли вместе со своими владениями, - предупреждал закон Ману, - ради смирения даже отшельники унаследовали Царство."Человеческому царю предписано почитать брахманов, которые знают Веды и действуют по их совету. Царь был главой административного аппарата. От этого зависело назначение должностных лиц и управление их деятельностью. Все царские чиновники, согласно Артхашастре, были разделены на группу центральных и местных органов власти. Особое место занимали советники царя-высшие сановники(мантрина, Махама Матра). Он был среди королевских советников, и совещательная коллегия, материализовавшись, стала своего рода реликтом органа размножающейся демократии. Членство мантрипрагады было явно не установлено, наряду с высокими должностными лицами в нее приглашались представители города. Этот орган сохраняет некоторую независимость, но может принимать самостоятельные решения только по ряду второстепенных вопросов.

Поддержание национального единства требовало жесткого государственного контроля. В период централизации Маурьяс пытался овладеть всеми нитями власти, опираясь на различные категории чиновников, которые составляли разветвленную сеть административных и судебных органов.

Особая группа царских чиновников, например, была связана с организацией управления царским хозяйством и деятельностью по пополнению царской казны. Артхашастра упоминает чиновников, призванных контролировать царские пастбища, порты, судоходство,морскую торговлю, судостроение и т. д. Регулирование экономической жизни в стране было связано с деятельностью особой категории чиновников (адхьякша), но ключевое место в ней занимали сотрудники Департамента финансов, который отвечал за сбор налогов."Была также специальная группа, которая контролировала снабжение войск. В зависимости от своей профессии они подчинялись либо главному сборщику налогов, либо высшему казначею, либо главнокомандующему армией (Сенапати). Среди других высокопоставленных чиновников особое место занимали судьи, юридические советники царя, религиозные советники, наставники сына, священники Верховного Суда (прохимы).

Помимо назначения чиновников царского правительства существовала практика передачи официального статуса по наследству, чему способствовала кастовая система. Чтобы сделать государственный аппарат более эффективным, Маурьяс создал сеть контроля и надзора, проверяя тайных агентов царизма, которые принимали"царя"днем и ночью."

Соответствующая система административного деления и местного самоуправления была особенно сложной в империи Маурьев.

Только часть территории империи находилась под прямым контролем короля и его двора. Самой крупной административной единицей было государство. Среди них были пять крупных государств, управляемых принцем, а также пограничные государства, управляемые другими членами королевской семьи. В функции губернатора штата входила охрана его территории, охрана порядка, сбор налогов и обеспечение строительных работ.

Небольшой административной единицей был район, возглавляемый районным начальником, который отвечал за контроль над управлением деревней с"продуманным всем". Он зарабатывал доход"от города".

Артхашастра выделяет четыре типа сельских районов, состоящих из 800 400 200 и 10 деревень, и соответствующего им администратора местного самоуправления. Зарплата выдается руководителям начиная с 10 деревень. Это указывает на то, что"главный житель"деревни (грамика), глава деревенской общины, не был королевским чиновником. В обязанности вождей входили сбор налогов, поддержание порядка в общине и т. д. Самые важные вопросы жизни в общине-орошение, общинное богослужение, защита от грабежа и т. д.-были решены на собрании общины. Важную роль в решении вопросов, связанных с продажей земли и границами земельных участков, играли общинные советы старейшин.

В Древней Индии существовало две системы судов-царская и внутриобщинная.

Верховный Суд позволяет самому царю толковать закон и правление Далмы в суде"вместе с Брахманом и опытными советниками", или замещающей судебной коллегией, состоящей из назначенных царем брахманов (брахманов или, по крайней мере, кшатриев или вайшьев). Как судья Верховного Суда, царь имел право объявлять ежегодную амнистию.

Согласно Артхашастре, во всех административных департаментах, начиная с 10 деревень, должна была быть назначена судебная коллегия из трех судебных чинов. Кроме того, специальный судья рассмотрел уголовное дело и провел"надзор за ворами". Особенно большая ответственность в борьбе с преступностью лежала на городских властях,которые проводили обыски с помощью своих агентов, неизвестных людей, мастерских, пивных, игорных домов и т.д.

Большинство дел рассматривалось объединенными кастовыми судами. Неформальные кастовые суды сохранились в Индии до наших дней.

Армия играла большую роль в древнеиндийских государствах. Войны и грабежи других народов рассматривались как важные источники национального процветания. Царя уважали-это был храбрый воин, который получил силой "то, чего у него нет"."Большая часть земли, оружия, золота, серебра и других награбленных вещей также была передана королю,а остальное должно было быть поделено между солдатами.

Армия состояла из наследственных воинов,наемников и воинов,поставляемых отдельными объединениями,такими как Гильдия торговцев,подчиненные союзники и вассалы. Армия была основана на кастах. В большинстве случаев только кшатрии могут иметь оружие, в то время как другие"дважды рожденные" могут взять оружие, когда придет "время несчастья".

Военные также выполняли функции охраны общественного порядка. Она должна была быть начеку, чтобы защитить целостность государства. Военные отряды размещались в этих отношениях между "двумя, тремя, пятью, сотнями деревень".

Таким образом, можно сказать, что в Древней Индии можно проследить следующие особенности государственной власти:

  1. Неограниченная власть монарха, законодателя и Верховного Судьи.
  2. Единство светской и религиозной власти в одном месте подразумевает личность монаха.
  3. Мы осуществляем строгий тоталитарный режим с помощью масштабного бюрократического аппарата.

Древнеиндийский закон

Особенности права, отражающие особенности культурного, социально-экономического и национального развития Древней Индии, проявляются главным образом в источниках права, среди которых особое место занимает дхармашастра, понятие которой многогранно. Это обязательный свод правил для всех ортодоксальных индусов, которые регулируют религиозные добродетели, мораль, нормы поведения и различные аспекты его жизни.

Наряду с термином Дхарма в древнеиндийском праве существовало понятие "Ньяйя", аналогичное европейскому праву,понятие более узкое, чем Дхарма, и имеющее общепринятые нормы поведения. Дхармашастры, составленные первым Брахманом для своих учеников, в конечном счете были признаны не только авторитетными источниками права, но включение юридических тем и положений конкретных Дхармашастр изначально было прямым следствием определения царской Дхармы (раджадхармы) как хранителя мира и порядка.

Важной потерей для исторической науки является то,что ни полное число дхармашастр, написанных и распространявшихся в Древней Индии на протяжении веков, ни точное время их появления не содержали различных источников происхождения и точности, следов более поздних вставок и многочисленных исправлений ошибок. На самом деле дхармашастра датируется более точно, чем двумя или тремя веками, потому что эти произведения Брахмана были построены в соответствии с традиционными канонами, присущими литературе этого жанра.

Древнейшие дхармашастры-Гаутама, Баудхаяна, Апастамба, Васиштха, имевшие названия дхармасутры (до страничи), по-видимому, были во второй половине начала первого тысячелетия до н. э. и на их основе изменялись до н. э. их реальное содержание часто воспроизводилось в более поздних произведениях этого жанра и среди прочего. Дхармашастра занимает особое место.

Появление закона Ману и последующих дхармашастр ознаменовало качественно новый этап в развитии правовой мысли Древней Индии, которая начала испытывать светские влияния и приспосабливаться к потребностям практического применения.

Если в Дхармасутре рассматривается прежде всего деликтное преступление против личности:убийство, прелюбодеяние, оскорбление, воровство, объединенное общим понятием-Химса (ущерб, телесное повреждение), то в дхармашастрах-договорное и товарное). Правовые нормы этих дхармашастр были более упорядочены и классифицированы.

 

Начиная с закона Ману, они были основаны на 18 судебных исках.

 

Другой известной дхармашастрой была Яджнавалкья. Учитывая правовые нормы в соответствии с 18-членной системой закона Ману, Яджнавалкья, уделяя большое внимание процессуальным нормам, выделяет преступления против царя, оперирует понятием"тяжкие преступления" судебной проверки фактов, связанных с рассматриваемым иском. Требуйте справедливости как судья.

Нарадсмрити полностью посвящен правовым вопросам и проявляет себя как полноценная юридическая работа, что свидетельствует о достаточно высоком уровне развития правовой культуры. Автор Нарады отходит от указания конкретного наказания за каждый вид преступления,"достойного штрафа","он наказывается царем или судьей", в большинстве случаев привычка к такой ситуации является ясным признаком чисто практической цели этой дхармашастры.

Используя различные дхармашастры, вы обнаружите глубокое сходство между ними, взаимовлияние, взаимозависимость, единство текста и, самое главное, религиозную мысль, на которой они основывались.

Эти понятия включают в себя традиционные религиозные представления об источниках законов Древней Индии, согласно которым все содержание, пределы правил,"все знания", следовательно, можно сделать вывод, что между дхармашастрами нет противоречия. Если они были идентифицированы и их было много, то они должны быть решены путем правильной интерпретации.

Особое место среди источников древнеиндийского права на определенном этапе его истории занимает чисто светский жанр литературы, связанный с политической наукой-Артхашастра и одним из таких произведений, который был нам ниспослан, является научный трактат об искусстве политики и управления,сформулированный в Каутилье царем Чандрагуптой (конец н. э.), советником которого в этой работе (I по уточненным данным,относящимся к рубежу тысячелетия-I тысячелетию н. э.)содержится обширная информация,имеющая прикладной, деловой смысл:для управления и финансов Древней Индии, судопроизводства, судебных организаций, преступления и наказания.

Основное содержание Артхашастры сосредоточено на понятии национальных интересов, интересов (Артха), которым доверена подоплека и религиозная мораль, греховность преступления и необходимость религиозного облегчения.

Литература этого кшатрия, по-видимому, основана на другой практической литературе, предшествующей ему, а также на канонах царского права. Это копии отдельных мест, общин, каст и царских указов, а также методические указания по организации специальных"наук по поимке воров"и"наказаний, в том числе пыток, истязаний"."

Одновременное появление двух традиционных жанров в юридической литературе свидетельствует об одной и той же слабости государственной власти, автономии общины и развитии древнеиндийских законов на двух уровнях: Блефовом государстве (Артхашастра) и общине (дхармашастра) в социальной структуре Варны. Сам юридический тезис, развивавшийся в одной и той же культурной среде, характеризуется отбором и включением в текст большого количества обычаев, о чем свидетельствует сходство многих статей.

Однако, учитывая значение письменных правовых памятников древней Индии, следует отметить, что на всех этапах развития страны обычай признавался главным ее источником, Дхармашастры содержат ссылки на обычай как в общих декларативных формах, так и в конкретных правовых нормах.

На определенном этапе эволюции правовой системы Древней Индии изменилось отношение к королевской легализации, указам (эдиктам) как источникам права. В этих дхармасутрах ранних дхармашастр (дхармасутр), таких как Гаутама, Васиштха говорит о законодательной власти царя, но только для того, чтобы наказать нарушителей и покушаться на них в соответствии с положениями"священного закона", нет никаких доказательств вмешательства царя в деятельность объединенного суда. В противном случае проблема будет решена в"светской" Артхашастре. Здесь царский указ наделен большей властью, чем дхармашастры. Одна из особенностей дхармашастра-наррады после этого состоит в том, что согласно ее предписаниям царское повеление превосходит любое положение сумричи. Но Нарада говорит, что везде, где это возможно, царский указ не должен нарушать основные принципы и правила, содержащиеся в дхармашастрах.

В заключение следует отметить, что правовые памятники дают ясную картину классово-кастового деления древнего общества Индии, которое приобрело здесь наиболее полную форму. В основе этой дифференциации лежала глубокая социальная стадия разделения труда, когда физический труд был отделен от духовного, духовно-управленческого производительного. Здесь уже заложена основа социально-экономического неравенства и эксплуатации аристократией предков простого народа.

Закон Ману гласит, что 7 категорий рабов (7 источников рабов: военнопленные, рабы для содержания, рабы по наследству, рожденные в доме, купленные, отданные и порабощенные наказанием. Все права на рабство были отданы хозяину. Рабы не являются юридически дееспособными.

Например, у каждой касты был свой храм Бога, и изучение священной книги было прерогативой высшей касты.

Право собственности индийской общины было неограниченным. Право распоряжаться общинной землей: продавать, сдавать в аренду или дарить ее принадлежало ей в полном объеме. Также правящая элита получила часть арендного налога в свою пользу.

Таким образом, внутри каждой Варны социальное неравенство, разделение на эксплуатируемых эксплуататоров закреплено законом и религией, границы каст, общин и больших семей унитарны, что создало особое разнообразие социальных структур древнеиндийского сословного класса.

Первобытные государственные образования формировались в Древней Индии в 1 тысячелетии до нашей эры на основе отдельных племен или племенных союзов в форме племенных государств. Это были небольшие государственные образования, в которых роль государственного управления выполняли племенные институты. Это были монархи, в которых брахманы играли ведущую роль, а политический контроль осуществлялся военной властью кшатриев.

Правитель первого государственного образования (Раджа) выполнял простейшие функции администрации, обеспечивал внешнюю безопасность, управлял судом, оспаривал земельный фонд и собирал арендный налог. В некоторых государственных образованиях власть Раджи была избирательна. Со временем установился наследственный принцип обретения власти. При избранном монархе вся власть сосредоточивалась в руках Совета старейшин. По мере роста власти Раджи Совет старейшин выполнял совещательные функции при монархах, епархиальных управлениях. Однако зависимость от правителя не изменилась.

Многие города образовались в результате войн, порабощения многих племен и народов (поражение в войне империи Маурьев-Кошала и Магата+Александр Македонский). В империи Маурьев (процветающей в III веке до н. э.) была сформирована Центральная монархия. Заключение

Центральный административный военный аппарат Индии был слаб. Причиной этого является сохранение жизненно важной роли общинного самоуправления в государстве. Все это говорит о том, что власть царя Древней Индии не была диктаторской.

Там была группа так называемых царских чиновников. Они выполняли различные функции и поручения (надзор за навигацией). Все они были назначены королем. Однако существовала практика передачи официального статуса по наследству, чему способствовала кастовая система.

Только часть территории империи находилась под прямым контролем короля и его двора. Самой крупной административной единицей было государство. В функции губернатора штата входила охрана его территории, охрана порядка, сбор налогов и обеспечение строительных работ.

Небольшой административной единицей был район, возглавляемый главой района ("подумай обо всем"). Его задачей было контролировать управление деревней. Он зарабатывал доход"от города".