Правовое положение коммерческих банков на Украине

Предмет: Банковское дело
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 30.01.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по банковскому делу:

 

Много готовых рефератов по банковскому делу

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Особенности российской банковской системы
Кредитная политика современных банков - основные положения
Организация и этапы кредитного процесса в коммерческом банке
Текущие тенденции на рынке потребительского кредитования в Российской Федерации


Введение:

Банковская система является одной из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. Банки, проводя денежные расчеты, кредитуя экономику, выступая посредниками в перераспределении капитала, значительно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности труда.

Банковская система Украины сегодня является одним из наиболее развитых элементов экономического механизма, так как ее формирование произошло значительно раньше, чем в других отраслях экономики. Банки играют главную роль в создании оптимальных условий для мобилизации и свободного движения капитала, накопления средств для структурной перестройки экономики, приватизации и развития бизнеса.

Банковская система управляет системой платежей и расчетов в государстве, большая часть ее коммерческих операций осуществляется через депозиты, инвестиции и кредитные операции, наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения фирмам и промышленным структурам.

Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, в том числе и на количество наличных денег в обращении. Стабилизация роста денежной массы является залогом снижения темпов инфляции, обеспечения постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения влияют на экономику страны наиболее эффективным образом.

В настоящее время весьма актуальны вопросы развития банковской системы Украины, так как интенсивное развитие банковской системы Украины, происходившее в последнее десятилетие, определялось процессом перехода от плановой экономики к рыночной. За сравнительно короткое время была создана двухуровневая банковская система.

Целью данной работы является рассмотрение основных аспектов функционирования банковской системы Украины, так как она играет исключительную роль в нормальном развитии экономики стран. Украина не является исключением, и при переходе к рынку она разработала новую банковскую систему. Естественно, она имеет определенные особенности, свои трудности и способы их разрешения. Вся система в настоящее время находится в зачаточном состоянии и не может избежать кризисов и потрясений. Вот почему важно понимать, как минимизировать негативные последствия.

Порядок создания коммерческих банков

Коммерческие банки являются основным звеном кредитной системы страны, в которую входят кредитные организации, осуществляющие различные банковские операции для своих клиентов на основе коммерческих расчетов.

Для этого они используют не только собственный капитал, но и привлеченный финансовый капитал в виде депозитов, вкладов, межбанковских кредитов и других источников. Причем привлеченные средства, как правило, значительно превышают размер собственного капитала коммерческих банков.

Основной целью коммерческих банков, которые начали создаваться в Украине в 1989 году, было предоставление своим учредителям и клиентам широкого спектра банковских услуг (в том числе кредитов), решение своих групповых или индивидуальных проблем с помощью собственного банка, максимизация прибыли для своих акционеров или акционеров, а также для собственного развития.

Первоначально коммерческие банки создавались в основном как филиалы банков. Некоторые банки возникли как дочерние структуры государственных специализированных банков. Такие банки, как Демосбанк, Киевский кооперативный банк-предшественник Градобанка, возникли как кооперативные коммерческие банки.

Это связано с тем, что в то время кооперативы по производству товаров, работ и услуг были первыми рыночными структурами, действовавшими в среде государственных предприятий, организаций и учреждений, а зачастую и вместе с ними. Чтобы легче и быстрее решать вопросы получения кредитов на свое развитие, кооперативы стали создавать собственные банки.

В дальнейшем различные коммерческие структуры и частные лица все чаще становились акционерами или акционерами коммерческих банков. Этот процесс особенно усилился после того, как в конце 1992 года государственным предприятиям было запрещено выступать учредителями коммерческих структур,в том числе банков, а в 1993 году было принято решение о перечислении причитающихся этим предприятиям дивидендов в доход государственного или местного бюджета соответственно. Кооперативным банкам были предоставлены равные права с коммерческими банками.

Постепенно бывшие государственные специализированные банки получили коммерческий статус. Так, на базе Республиканского жилищного банка были организованы Укрсоцбанк, Агропромбанк (АПБ "Украина"), Промстройбанк (Проминвестбанк). Такая денационализация этих трех банков привела к созданию неравных условий в банковской системе Украины для банков, поставив вновь организованные банки в сложное положение.

Для бывших государственных банков правильнее было бы сохранить статус государственных специализированных банков, через которые Государственная кредитно-финансовая поддержка направлялась бы на приоритетные направления экономического развития. Например, в большинстве стран такая поддержка оказывается сельскому хозяйству, науке, государственным предприятиям, жилищному строительству и так далее.

В условиях рыночной экономики произошли значительные изменения в банковском контроле. Если раньше банки играли роль государственных контролеров за деятельностью хозяйствующих субъектов, то теперь этот контроль, как правило, осуществляется на основе партнерских отношений между банками и их клиентами.

Классификация коммерческих банков

Коммерческие банки классифицируются по ряду критериев. В зависимости от формы собственности они делятся на частные и государственные. По форме организации среди частных банков преобладают акционерные общества открытого или закрытого типа.

Акции банков, созданных в форме открытых акционерных обществ, распространяются путем свободной продажи юридическим и физическим лицам.

Закрытые акционерные общества, а также взаимные банки в форме обществ с ограниченной ответственностью являются в основном коммерческими банками в первые годы их существования. Акции банков в форме закрытых акционерных обществ обычно выкупаются их учредителями. Банки в форме обществ с ограниченной ответственностью представляют собой более гибкую структуру. Количество их акционеров может быть пополнено при соответствующей регистрации в Национальном банке Украины.

Коммерческие банки, в зависимости от спектра выполняемых операций, являются универсальными и специализированными. В настоящее время все коммерческие банки Украины стремятся быть универсальными, хотя далеко не все из них выполняют весь спектр банковских операций. Специализированных банков пока нет. Но некоторые банки уже начали создавать специализированные филиалы (инвестиционные и депозитные).

В зависимости от территории деятельности коммерческие банки подразделяются на международные, национальные и региональные.

Международные банки создаются с участием иностранного капитала и могут иметь филиалы в других странах. В Украине они только начинают появляться (первый украинский международный банк, Диамана банк и другие). К республиканским коммерческим банкам относятся Банк Украина АК, Проминвестбанк Украины, Укрсоцбанк, Эксимбанк Украины и Сбербанк Украины, которые имеют разветвленную сеть филиалов и отделений по всей территории Украины.

Международные банки создаются с участием иностранного капитала и могут иметь филиалы в других странах. В Украине они только начинают появляться (первый украинский международный банк, Диамана банк и другие). К республиканским коммерческим банкам относятся Банк Украина АК, Проминвестбанк Украины, Укрсоцбанк, Эксимбанк Украины и Сбербанк Украины, которые имеют разветвленную сеть филиалов и отделений по всей территории Украины.

Большинство коммерческих банков являются региональными. Они обслуживают клиентов определенного региона, города, района или области. В зависимости от организационной структуры наряду с многоотраслевыми банками существуют и неотраслевые банки. Многие из них успешно работают, хотя им все труднее конкурировать с крупными банками.

Создание и деятельность коммерческих банков в Украине

Порядок создания и функционирования коммерческих банков регулируется законами Украины "О банках и банковской деятельности", "О хозяйственных товариществах", "О ценных бумагах и фондовой бирже", "О предпринимательстве", "Об аудите", "Об иностранных инвестициях", "О залоге" и другими, а также временным положением о порядке создания, регистрации и надзора за коммерческими банками, утвержденным правлением Национального банка Украины 17 июля 1992 года.

Учредителями и акционерами коммерческих банков могут быть украинские и иностранные юридические и физические лица, за исключением Советов народных депутатов всех уровней, их исполнительных органов, политических и профсоюзных организаций, союзов и партий, общественных фондов и коммерческих банков. Ими также не могут быть граждане следующих категорий, военнослужащие, должностные лица прокуратуры, суда, органов государственной безопасности, внутренних дел, Арбитражного суда, государственного нотариата, органов государственной власти и управления, призванных осуществлять контроль за деятельностью предприятий. Учредителями банков не могут быть лица, которым запрещено заниматься предпринимательской деятельностью до истечения срока, установленного приговором суда, лица, имеющие судимость за кражи, взяточничество и иные корыстные преступления.

Необходимо обеспечить Банк помещениями, оборудованными кассовым аппаратом, охранно-пожарной сигнализацией, специальными каналами связи, полицейским постом, компьютерной и другой банковской техникой и так далее.

Товарищество считается открытым, если его акции распространяются путем открытой подписки или купли-продажи на фондовых биржах или в внебиржевом обращении. Акции банка в форме закрытого акционерного общества распределяются между учредителями и не могут быть распределены по подписке и куплены или проданы на фондовой бирже или в внебиржевом обращении. После регистрации из закрытого акционерного общества оно может быть реорганизовано в установленном законом порядке в открытое акционерное общество. При этом следует иметь в виду, что в первые два года существования банка как акционерного общества его учредителями должны быть держатели акций в размере не менее 25% уставного фонда.

Учредители банка (независимо от того, в каком товариществе он организован) должны заключить между собой договор, определяющий порядок их совместной деятельности, ответственность перед лицами, подписавшимися на акции, и третьими лицами. Учредители также несут ответственность по обязательствам, возникшим до регистрации банка Национальным банком Украины.

Если банк создается как открытое акционерное общество, то учредители обязаны зарегистрировать информацию о выпуске акций в Министерстве финансов Украины. В этом случае необходимо представить следующие документы, заявление о регистрации сведений, копию платежного поручения на сумму государственной пошлины в размере 0,1% от общего объема выпущенных акций, проспект эмиссии. Помимо регистрации, информация о выпуске акций подлежит обязательному опубликованию в печати Верховного Совета Украины газетой "Голос Украины", Кабинета Министров Украины газетой "Урядовый курьер" и официальному опубликованию на бирже газетой факт не менее чем за 10 дней до начала подписки на акции.

Учредительное собрание утверждает учредительные документы банка, учредительный договор и Устав, избирает правление и правление банка, их председателей, ревизионную комиссию, утверждает регламент работы Правления и правления, разрабатывает его положение. Собрание вправе возложить на правление или правление банка часть функций, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к компетенции Общего собрания акционеров.

Заключение, полученное из регионального отделения с вышеуказанными документами, подается в Национальный банк Украины для регистрации, которая должна быть осуществлена в течение одного месяца со дня поступления заявления.

Коммерческие банки могут открывать свои филиалы и представительства как на территории Украины, так и за рубежом на основании письменного согласия регионального отделения Национального банка Украины. Необходимым условием для их открытия является полная оплата заявленного уставного фонда Банка. И филиал, и представительство не являются юридическими лицами. Это обособленные подразделения банка, которые действуют от его имени и действуют на основании их положений, утвержденных в порядке, предусмотренном уставом банка.

Регистрация филиала осуществляется региональным отделением Национального банка Украины в течение одного месяца со дня получения всех необходимых документов. Региональное отделение Национального банка Украины присваивает зарегистрированному филиалу шестизначный номер МФО (код банка), и если он обслуживается той же расчетной палатой, что и головной банк, филиал может использовать присвоенный банку номер МФО с добавлением другого знака. 

Доходы, расходы и прибыль коммерческих банков

Одной из главных целей коммерческих банков является получение прибыли, являющейся источником выплаты дивидендов акционерам, создание банковских фондов, повышение благосостояния банковских служащих. Прибыль банка - это разница между его валовым доходом и расходами.

Валовой доход банка зависит в первую очередь от объема его кредитных вложений и инвестиций, размера процентной ставки по выданным кредитам, размера и структуры активов банка.

Основным источником дохода для большинства коммерческих банков являются проценты, начисляемые заемщикам за пользование кредитами. Это связано с тем, что банки являются финансовыми посредниками, которые перераспределяют средства между теми, кто их выпустил, и теми, кто имеет в них временную потребность.

Размер процентной ставки за пользование кредитом определяется в ходе переговоров между банком и заемщиком при заключении кредитного договора. Более того, процент не одинаков в одном и том же банке по отношению к разным клиентам.

При установлении процентной ставки также учитывается: размер базовой процентной ставки, установленной НБУ. Стоимость привлечения кредитных ресурсов на рынке ссудного капитала, соотношение спроса и предложения на кредит, степень риска, размер и срок погашения кредита, уровень издержек банка, перспективы экономического развития и уровень инфляции.

Банки получают значительный доход от операций с иностранной валютой.

Банки также могут получать доход от операций с ценными бумагами, но так как этот рынок не развит, то доход все равно незначителен. Операции с иностранной валютой и ценными бумагами могут осуществляться только банками, имеющими лицензии, выданные НБУ и Министерством финансов Украины.

Многие коммерческие банки взимают со своих клиентов плату за осуществление расчетных операций (перевод, аккредитив, инкассация). Этот сбор должен покрывать расходы банка на осуществление расчетных операций, в том числе плату банка региональному клиринговому центру за проведение электронных платежей.

Относительно постоянными являются расходы банков на заработную плату и начисления, бланки и канцелярские принадлежности, содержание помещений, охрану, пожарную сигнализацию и прочее.

Переменные расходы включают в себя процентные платежи по депозитам, вкладам и межбанковским кредитам, остатки на текущих счетах, расходы на рекламу, командировочные расходы, почтовые и телеграфные расходы и другие.

В соответствии с действующей методикой коммерческие банки определяют прибыль и убыток от своей деятельности ежеквартально, в последний операционный день квартала. В зависимости от налогового законодательства банки уплачивают налоги в государственный или местный бюджеты из своей прибыли или доходов. После уплаты налогов и штрафов, наложенных налоговой инспекцией, НБУ и другими органами, отчисления из прибыли банка производятся в его Резервный фонд в размере не менее 5% от прибыли, остающейся в распоряжении Банка. Затем производятся отчисления в фонды экономического стимулирования Банка, на благотворительные и спонсорские мероприятия, а также на выплату вознаграждения руководству банка. При наличии нераспределенной прибыли она может быть использована для индексации акций или для увеличения уставного фонда Банка.

Убытки банка по итогам деятельности банка за год покрываются за счет его резервного фонда, а при его недостаточности-за счет уменьшения уставного фонда.

Прибыль является важнейшим показателем для оценки деятельности коммерческих банков. Он используется аналитиками для определения банковских рейтингов на основе их балансовых отчетов. В настоящее время ни у нас, ни за рубежом нет общепринятой методики расчета рейтингов коммерческих банков. Поэтому рейтинги, рассчитанные по разным методикам, могут существенно отличаться, а значит, и оценка деятельности банков будет разной.

Поскольку каждый метод имеет свои положительные и отрицательные стороны, необходимо выделить из них те, которые наиболее полно характеризуют деятельность банков. Для этого, прежде всего, необходимо создать общую форму баланса для всех банков. Правильно определенные рейтинги банков позволят клиентам выбирать те, в которые они могут безопасно разместить и инвестировать свой капитал. 

Заключение

Банковская система является неотъемлемой частью кредитной системы. Это сочетание различных типов банков и банковских учреждений и их взаимоотношений. Как правило, банковская система имеет двухуровневую структуру. Первый эшелон представляет национальный банк, второй-коммерческие банки.

Все коммерческие банки, которые существуют в Украине, находятся в одном правовом поле и непосредственно подчинены Национальному банку Украины. Каждый банк имеет лицензию НБУ. В случае невыполнения обязательства перед клиентами НБУ может отозвать лицензию у конкретного банка и ликвидировать банк, банки, признанные системно значимыми, могут быть национализированы при необходимости, то есть существует процедура перевода коммерческого банка в государственный банк.

В Украине действует закон, согласно которому каждый вкладчик, имеющий депозит менее 200 тысяч гривен, попадает под защиту Федеральной налоговой службы (Фонда гарантирования вкладов физических лиц). 

Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появляются новые типы финансовых институтов, новые кредитные учреждения, инструменты и методы обслуживания клиентов.

Иностранные банки также имеют серьезные намерения выйти на украинский банковский рынок. Неудивительно, что первыми проявили интерес российские банки и группа Райффайзен, которая уже давно работает на украинском банковском рынке. Понятно также, что после покупки Австрийской группой одного из крупнейших банков Украины другие иностранные финансовые группы воспримут это как сигнал к изучению возможности выхода на рынок Украины и своих дочерних банков. При этом основным способом входа будет покупка отечественного банка, так как этот путь позволяет сразу же начать масштабную работу на рынке, обзаведясь клиентурой. В ближайшее время проблема капитализации банковской системы будет решена за счет иностранных финансовых институтов, но контроль над ней постепенно перейдет к иностранным инвесторам.