Правовое обеспечение бизнеса

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 05.02.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Внутренняя среда организации

Развитие современного рынка аутсорсинговых услуг в России

Системный подход к анализу российского рынка труда

Предпринимательство в аграрной сфере: сущность, особенности и проблемы

 

Введение:

Одним из важнейших условий становления демократического государства является развитие и эффективное использование знаний в области экономической и информационной безопасности бизнеса топ-менеджерами организаций.

Способность противостоять внешним и внутренним угрозам, поддерживать стабильность функционирования и развития бизнеса предопределена формированием такой системы безопасности, которая может стать гарантом защиты жизненно важных интересов человека, общества и государства.

Основная цель системы экономической безопасности заключается в обеспечении устойчивого функционирования организации и предотвращении угроз ее безопасности, защите законных интересов предпринимателей от неправомерных посягательств, защите жизни и здоровья персонала, предотвращении хищений финансовых и материально-технических средств, уничтожения имущества и ценностей, разглашении, утрате, искажении и уничтожении коммерческой информации, нарушении работы технических средств, обеспечении производственной деятельности.

Концепция экономической безопасности бизнеса предполагает прямую связь с формированием целостного представления о системе безопасности бизнеса, а взаимосвязь различных элементов этой системы определяет пути реализации мероприятий, обеспечивающих необходимый уровень надежной безопасности предпринимательства.

Эффективная система экономической безопасности повышает имидж предпринимательской структуры, обеспечивает увеличение прибыли за счет предоставления качественных услуг по защите бизнеса и гарантий его безопасности.

Содержание правовой основы обеспечения безопасности бизнеса

Правовой основой обеспечения безопасности бизнеса является фундаментальная часть правового регулирования экономической и информационной безопасности предпринимательства, осуществляемая государственными органами, общественными и коммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями и др.

Под источником права в российском законодательстве понимается волеизъявление государства в правовом акте компетентного государственного органа, т.е. источник права является формой правого выражения.

Правовыми актами безопасности российского предпринимательства являются:

  • Конституция Российской Федерации как основной источник всей системы права.
  • Федеральные конституционные законы Российской Федерации, определяющие основные принципы государственно-общественного строя, правовой статус личности и организаций, на основе которых строится и детализируется вся система правовых актов.
  • Федеральные законы, принимаемые и действующие в строгом соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим отдельные и ограниченные сферы общественной жизни.
  • Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, издаваемые в дополнение или развитие законов, и, при необходимости, оперативное установление правовых норм.
  • Указы и распоряжения Правительства Российской Федерации, издаваемые в пределах его компетенции по разработке и реализации законов.
  • Акты министерств и ведомств, направленные на исполнение законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.
  • Акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
  • Правовые акты органов и подразделений местного самоуправления, имеющие экономическое и правовое содержание для обеспечения безопасности предпринимательской деятельности.
  • Технические регламенты на продукцию, процессы производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, продажи и утилизации, выполнения работ и оказания услуг.
  • Приказы и инструкции от руководства субъекта хозяйствования.

В правовой системе существует принцип последовательности. Он предполагает, что нормативные правовые акты органов власти и управления более низкого уровня не должны противоречить соответствующим нормативным правовым актам более высокого уровня.

Следует отметить, что во внешнеэкономической деятельности источниками права являются также нормативные правовые акты тех государств, в которых осуществляют свою деятельность российские предприниматели, и международно-правовые акты. Например, возможность применения торговой традиции закреплена в различных арбитражных регламентах, в том числе в Регламенте Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ, Арбитражном регламенте Европейской экономической комиссии ООН и Арбитражном регламенте Комиссии ООН по праву международной торговли.

Правовую основу обеспечения безопасности бизнеса составляют группы правовых блоков.

К первой группе следует отнести блок, формирующий фундаментальные (основополагающие) правовые источники регулирования функционирования в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства.

К таким источникам относится Конституция Российской Федерации, действующая на всей территории России и непосредственно связанная с защитой предпринимательской деятельности. Так, глава 2 включает в себя основные положения, составляющие основу правового статуса личности в Российской Федерации, а также основные права и свободы человека и гражданина. В соответствии с частями 1 и 46 каждому гражданину гарантируется судебная, экономическая и информационная безопасность его прав и свобод. Указанные права и свободы могут быть ограничены только в той мере (ч. 3 ст. 55), в какой это необходимо в целях экономической и информационной безопасности основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с Законом "О безопасности" в целях создания и поддержания необходимого уровня безопасности объектов безопасности в России разработана система правовых норм, регулирующих отношения в области безопасности, определены основные направления деятельности органов государственной власти и управления, сформированы органы безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом формируются органы государственной безопасности.

В Уголовном кодексе Российской Федерации определены законодательные модели общественно опасных противоправных деяний - их специфические составы, имеющие важное значение для экономической и информационной безопасности бизнеса. Своевременное выявление признаков преступления позволяет предпринимателю, с одной стороны, осуществлять комплекс профилактических мер по минимизации правонарушений, а с другой - обоснованно обращаться в правоохранительные и иные государственные органы.

Вторая группа источников формируется из законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, связанную с экономической и информационной защитой бизнеса.

К этому правовому источнику может относиться Гражданский кодекс Российской Федерации. В частности, гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или с их участием. Эти виды правоотношений формируются на основе гражданского права.

Гражданское право - это отрасль права, правила которой регулируют товарно-денежные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения. Гражданское право основывается на признании равенства прав участников регулируемых им отношений, неприкосновенности имущества, свободы договора, недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Он определяет правовой статус участников хозяйственного оборота, основания возникновения и порядок осуществления имущественных и иных вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства.

Наряду с законодательными актами в гражданском праве используются обычаи делового оборота, аналогии законов и аналогии права, что расширяет возможности формирования альтернативных экономических правоотношений. В то же время предметом хозяйственного права являются в основном макроэкономические отношения (инвестиции, ценообразование, монополистическая, эмиссионная деятельность и т.д.).

Большинство экономических отношений регулируется специальным законодательством, основанным на публичном, а не частном праве (регистрация, лицензирование, сертификация, предписания, запреты, рекомендации).

Законом Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ "Об альтернативном порядке разрешения споров с участием посредника (процедуре медиации)" определен альтернативный порядок разрешения хозяйственных споров с участием независимого лица в качестве медиатора, который называется "медиатор". Посредством медиации указанный закон допускает возможность урегулирования споров, возникающих из гражданско-правовых отношений, предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. Процедура медиации позволила значительно расширить спектр правовых способов урегулирования споров, возникающих между субъектами хозяйствования.

В России существует проблема защиты интеллектуальной собственности. В начале мая 2011 года торговый представитель США Рон Кирк заявил, что Россия и Китай входят в число 12 стран, где права интеллектуальной собственности соблюдаются недостаточно. Британская военно-воздушная корпорация утверждает, что Россия находится в этом списке 14 лет подряд, а Китай - на седьмом месте. Такое упоминание не влечет за собой никаких санкций для стран, но напоминает правительствам этих стран, что проблема интеллектуального пиратства существует и требует более активной борьбы с ней.

24 мая 2011 г. Д.А. Медведев подписал указ о создании новой Федеральной службы по интеллектуальной собственности в системе государственной власти Российской Федерации. Указ направлен на создание единого целостного и одновременно эффективного механизма реализации прав России на результаты интеллектуальной деятельности и их обязательную охрану путем четкого распределения функций всех федеральных органов исполнительной власти. При этом на него будут возложены функции контроля и надзора в области правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, в том числе гражданского, военного, специального и двойного назначения, создаваемые за счет средств федерального бюджета.

Данный Указ предусматривает признание утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 14 мая 1998 г. № 556 "О правовой охране результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения", в соответствии с которым функции по правовой охране государственных интересов в процессе хозяйственного и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения были возложены на Министерство юстиции.

Ранее, в апреле 2011 года, Д.А. Медведев поручил рассмотреть вопрос о создании в России специального суда по интеллектуальным правам. Президент отметил, что суд по интеллектуальным правам должен быть создан в системе арбитражных судов в наукограде "Сколково". Законопроект о создании суда по интеллектуальным правам в России был внесен Высшим арбитражным судом (ВАС) в Государственную Думу в октябре 2010 года. Создание специализированного суда связано со значительным увеличением количества споров, непосредственно связанных с интеллектуальной собственностью в Российской Федерации.

Третья группа источников включает законодательные и другие нормативные документы, регулирующие прямую защиту бизнеса.

К этой группе источников относится российский Закон "О частной детективной и охранной деятельности". Закон определяет частную детективную и охотничью деятельность как оказание на возмездной и безвозмездной договорной основе таких услуг, которые обеспечивают экономическую и информационную безопасность законных прав и интересов своих клиентов.

Основная часть предоставления услуг относится к процессу возмещения ущерба, причиненного преступной конкуренцией, и локализации ее последствий. Только несколько видов услуг (обзор и анализ рынка, сбор информации для переговоров с клиентами, идентификация персональных данных) ориентированы на предотвращение возможного ущерба.

Закон Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности" позволяет службе экономической безопасности осуществлять комплекс мер, не ограничивающих конституционные права граждан.

Эти меры могут включать в себя:

  • Сбор и анализ информации гражданско-правового и уголовно-правового характера о защите от противоправных посягательств;
  • консультирование населения по вопросам, связанным с утратой имущества и без вести пропавшими лицами;
  • физическую защиту граждан, имущества и помещений физических и юридических лиц;
  • обеспечение безопасности перевозки денежных средств и ценных грузов (ценных бумаг, драгоценных металлов и др.);
  • обеспечение безопасности при проведении массовых мероприятий и деловых встреч.

Арбитражное процессуальное законодательство определяет порядок разрешения хозяйственных споров арбитражным судом, права и обязанности органов юстиции, истцов, ответчиков и других участников арбитражного процесса. В соответствии с законодательством Российской Федерации юрисдикция третейского суда распространяется на хозяйственные споры и иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской или иной хозяйственной деятельности, с участием юридических лиц и предпринимателей - физических лиц, а в случаях, предусмотренных законом, - с участием иных организаций и органов государственной власти. В 2009 году понятие "корпоративный спор" (а также необходимо было бы определить понятие "экономический спор") было закреплено в законодательстве, и все корпоративные споры, независимо от количества участников спорных правоотношений, передаются на рассмотрение арбитражных судов. В 2010 году получили дальнейшее развитие положения о подведомственности дел, оспаривающих нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в различных сферах хозяйственной деятельности.

Суды общей юрисдикции рассматривают дела о защите прав и интересов бизнеса, если дело возникло не в связи с осуществлением предпринимательской деятельности или если хотя бы одной из сторон спора является физическое лицо, не имеющее статуса предпринимателя.

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, фондовыми биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих юридических лицах. Арбитражный суд не рассматривает споры, вытекающие из общественных правоотношений, и не входит в судебную систему Российской Федерации.

Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) является разновидностью третейского суда. Рассмотрение спора в МКАС возможно только при наличии письменного соглашения между сторонами или в силу международного договора. К разбирательству в МКАС применяется российское законодательство.

Функции непосредственной защиты бизнеса должны включать в себя большое количество ведомственных нормативных актов, касающихся экономической и информационной безопасности интеллектуальной собственности и коммерческой тайны.

В частности, они могут включать дополнение к трудовому договору, предусматривающее персональную ответственность работника за деликтную деятельность наемного работника по рекомендации (поручительству). Составление письменного обязательства работника о неразглашении коммерческой тайны в период трудовых отношений с предприятием (его правопреемником) и на определенный срок и т.д.

Конфликты и проблемы существующей правовой базы для обеспечения безопасности бизнеса

Существующие государственно-правовые механизмы и традиционные методы обеспечения безопасности бизнеса оказываются неэффективными и даже неприемлемыми для организации защиты законных интересов бизнеса.

Среди причин и условий неудовлетворительного состояния защищенности предпринимательства можно назвать несовершенство нормативно-правовой базы в области обеспечения безопасности предпринимательской деятельности, отсутствие необходимой корректировки законодательства, организационную слабость механизмов согласования интересов государства и предпринимателей, несовершенство института страхования предпринимательских рисков, очевидную недостаточность квалифицированной юридической консультации. Эффективному построению системы безопасности предприятия, как правило, мешает низкий уровень знаний сотрудников по данному вопросу, отсутствие профессиональных кадров, способных эффективно построить систему безопасности предприятия, отсутствие опыта практической работы, соответствующей литературы и учебных заведений, готовящих специалистов в области безопасности коммерческих предприятий.

Российская действительность такова, что наблюдается тенденция к детализации законодательства как в области охраны бизнеса, так и в области защиты бизнеса. Однако эта тенденция пока не является прогрессивной. Поэтому правовая база экономической и информационной безопасности бизнеса имеет свои недостатки.

К ним относятся следующие недостатки:

  • Существует рассредоточение правовых норм, регулирующих формы и методы защиты бизнеса нормативными актами разных уровней, что затрудняет их практическое применение.
  • Ряд правовых норм может быть интерпретирован по-разному, что порождает экономические преступления в сфере бизнеса и коррупцию в органах власти.
  • Экономическая и информационная безопасность бизнеса обеспечивается в основном применением ведомственных нормативных актов.
  • Вопросы взаимодействия бизнес-структур и правоохранительных органов по профилактике экономической и информационной безопасности бизнеса законодательно не урегулированы.
  • Обеспечение экономической и информационной безопасности бизнеса не носит профилактического характера, так как правовые вопросы взаимодействия бизнес-структур с правоохранительными органами не урегулированы.
  • Ряд изменений, внесенных в Уголовный кодекс Российской Федерации в части экономических преступлений, бесполезны, так как не отражают реальной социальной и криминологической ситуации в стране.
  • Судебная система, как отмечают многие юристы, превратилась в закрытую корпорацию, которая до сих пор плохо приспособлена к самоочистке. Это приводит к серьезным нарушениям, что в свою очередь приводит к искажению судебной практики через прецеденты. Следует отметить, что Европейский Союз недавно признал, что несправедливое решение приравнивается к пыткам.
  • Огромная нагрузка на судей по рассматриваемым делам, что, в свою очередь, приводит к некачественному рассмотрению имущественных споров.
  • Отсутствие специализированных комплексных федеральных законов "О противодействии организованной преступности", "О противодействии коррупции", "О противодействии теневой экономике", недостатки Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" не позволяют эффективно развивать экономическую систему.
  • На законодательном уровне не определены понятия, как уже говорилось выше, "экономический спор", "экономическая деятельность", что, в свою очередь, влияет на определение компетенции арбитражных судов.
  • Высокий уровень налоговых платежей вынуждает предпринимателей занижать свои доходы, "выдавливая" их из цивилизованных экономических рамок в теневой бизнес.

При разработке нормативно-правового акта на государственном уровне целесообразно исходить из этого:

  • Необходимость создания системы экономической и информационной безопасности, отвечающей требованиям цивилизованного бизнеса, законодательства и корпоративной этики;
  • системного, комплексного характера управления защитой бизнеса;
  • необходимости разумного сочетания мер экономической и информационной безопасности, реализуемых конкретным субъектом хозяйствования и осуществляемых на государственном уровне;
  • признание ведущей роли государства в формировании системы управления экономической и информационной безопасностью предпринимательства;
  • обеспечение права предпринимателей на защиту бизнеса с помощью государства.

Структурная политика в сфере защиты бизнеса предполагает решение задач высокоэффективного и качественного обеспечения безопасности бизнеса на основе формирования развитой инфраструктуры, которая будет ориентирована на обеспечение комплексной безопасности.

Социальная политика должна быть направлена на снижение безработицы, повышение благосостояния населения и оказание всесторонней поддержки малому и среднему бизнесу.

Экономическая политика должна стимулировать управление организацией не только административными, но и экономическими методами, мотивируя персонал к использованию в своей профессиональной деятельности методов безопасного ведения бизнеса.

Информационная политика должна основываться на формировании позитивного общественного мнения в отношении предпринимательства. Важно обеспечить эффективность пропаганды профессиональной этики бизнеса и государственного контроля над процессами накопления, хранения и использования баз данных социально-экономического характера.

Если говорить о кадровой политике, то она должна быть направлена на предотвращение проникновения в трудовые коллективы бизнес-структур граждан с толерантными тенденциями.

Правовая политика должна основываться на создании развитой правовой базы для обеспечения экономической и информационной безопасности бизнеса.

Государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере экономической и информационной безопасности бизнеса должен осуществляться в соответствии с его полномочиями органами законодательной, исполнительной и судебной власти государства.

Государственная политика в этой сфере должна быть направлена:

  • Создание и развитие федеральных и региональных механизмов защиты бизнеса, обеспечение их взаимодействия в едином экономическом пространстве;
  • защиту и сохранение ресурса предпринимательства как национального богатства;
  • обеспечение интересов национальной безопасности в сфере конкретного бизнеса;
  • применение единой трактовки российских государственных стандартов защиты бизнеса и их соответствие международным рекомендациям и требованиям;
  • формирование государственной, инвестиционной, экономической, социальной, структурной, информационной и кадровой политики в сфере защиты бизнеса на основе мирового опыта развития соответствующих институтов;
  • поддержка российских и международных проектов, предусматривающих разработку механизма управления безопасностью бизнеса.

Целесообразно координировать работу по реализации государственной политики в сфере экономической и информационной безопасности бизнеса с Администрацией Президента Российской Федерации. В соответствии с направлениями национальной политики должны быть созданы соответствующие компетентные органы субъектов Российской Федерации с привлечением специалистов в области экономики, права и других наук.

Вывод:

Действующие и разрабатываемые в настоящее время положения предусматривают право организации на разработку собственной концепции системы безопасности и создание соответствующей службы как системы исполнительных органов, реализующих эту концепцию. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ "О безопасности", заменивший аналогичный закон 1992 г., определил основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, личной безопасности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности и др.

Реалии российской действительности показывают, что необходимо создать систему экономической безопасности бизнеса, обеспечивающую защиту жизненно важных интересов физических и юридических лиц, предпринимательства от недобросовестной конкуренции, противоправной деятельности, преступного поведения преступных групп и отдельных лиц.

Эффективное решение вопросов безопасности бизнеса требует создания комплексной системы управления безопасностью, которая должна объединять усилия как государства и его специальных органов, так и самих хозяйствующих субъектов. Для координации этой деятельности могут быть созданы советы по безопасности бизнеса различного уровня: при Правительстве РФ, во главе региональных правительств и др.

В сфере безопасности должен существовать своеобразный, глубоко структурированный рынок услуг. В этом случае меры, которые могут быть приняты для непосредственной защиты предпринимателей от определенных угроз, безусловно, необходимы, но не являются единственной гарантией их безопасности. Именно поэтому в "рынок безопасности" должны быть включены и другие гарантии, связанные со стабильностью отношений и обеспечением условий для развития предпринимательства. Каждая из этих гарантий требует дальнейшей законодательной конкретизации. Реализация этих мер позволит очистить поле для бизнеса и будет способствовать его более комфортному ведению.