Правовое государство и личность: состояние и развитие прав человека

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 17.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Характеристика ветвей власти и классификация органов государства
Основные принципы организации и деятельности аппарата государства, их развитие в современных условиях
Предпосылки формирования и принципы функционирования правового государства
Правовой статус личности в условиях формирования правового государства


Введение:

Ситуация с правами человека в России - одна из самых актуальных и политизированных тем в современной России.

Обеспечение эффективной защиты прав и свобод человека является одним из приоритетных направлений как внутренней, так и внешней политики Российской Федерации. Это стратегическая позиция российского руководства, основанная на Конституции РФ, в ст. 2 из которых главное лаконично и четко сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. «Эта позиция была еще раз подтверждена в государственном документе программного характера - в послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию (Парламенту) Российской Федерации от 16 мая 2011 года, в котором говорилось, что« Россия должна быть и будет страной с развитым гражданским обществом и стабильной демократией. Она полностью обеспечит права человека, гражданские и политические свободы».

Актуальность темы исследования связана с важной проблемой современной России - обеспечением прав и свобод человека и гражданина. С одной стороны, созданы благоприятные условия для развития прав и свобод личности. Эти условия возникают в процессе демократизации общества, проведения реформ в экономике и политико-правовой сфере, расширения международного сотрудничества в области прав человека. Процесс переосмысления ценностей, который назревал в середине 1980-х годов, завершился политическими, правовыми и экономическими реформами, которые продолжаются и сегодня. С принятием в 1993 году следующей Конституции, которая ознаменовала начало нового этапа в государственно-правовом строительстве, в российской правовой системе произошли серьезные изменения. Эти изменения отразились, во-первых, в признании человека, его прав и свобод высшей ценностью, во-вторых, в организации государственной власти, функционирующей на принципиально новых принципах (принцип разделения властей, верховенство закона политический и идеологический плюрализм и т. д.), в-третьих, в восстановлении федеративных отношений, в-четвертых, в относительной независимости органов местного самоуправления, их отделении от системы органов государственной власти, в-пятых, в построении верховенства власти. закон. Проблема обеспечения прав человека сложна и многогранна. Создание дополнительных гарантий, механизмов реализации прав и свобод личности является приоритетной задачей российского государства на современном этапе развития. Именно на это должны быть направлены усилия ученых и практиков.

Целью работы является исследование вопроса о состоянии и развитии правопорядка и личности.

Объектом исследования являются права и свободы человека, предметом является содержание механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Поставленные цели определяют задачи исследования:

  1. Изучение вопроса о правовом статусе личности при формировании правового государства государства;
  2. определение понятия правового государства в современную эпоху и сущность понятия правового статуса личности;
  3. Рассмотрение обеспечения прав и свобод человека в качестве основной функции верховенства права;
  4. обозначение демократических принципов консолидации и обеспечения прав и свобод человека и гражданина;
  5. определение основных прав и свобод человека и гражданина;
  6. Описание правовых механизмов, обеспечивающих улучшение правозащитной системы в контексте перехода к рыночной и политической реформе.

Теоретической основой исследования стали работы ученых по теории государства и права, конституционному праву, материалы научно-практических конференций, посвященных проблемам прав и свобод человека, их классификации, консолидации законодательства, защите и совершенствованию механизмов. для их реализации. В частности, в работе использованы труды ученых по теории государства и права: С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводина, Д.А. Керимов А.И. Ковлер С.Н. Кожевникова, В.М. Корельский В.В. Лазарев А.В. Малко Г.Н. Манова, М.Н. Марченко Н.И., Матузова Л.Д. Морозова Б.С. Нерсесянца, В.Д. Перевалова Ю.А. Тихомирова, Т. Я. Хабриева и другие.

Источниками для написания этой работы были законодательные акты правительства, учебники и периодические издания, а также монографические статьи известных юристов. Правовую базу для исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, указы Президента, конституции (уставы) субъектов Федерации, законы субъектов Российской Федерации о уполномоченный по правам человека, решения Конституционного Суда Российской Федерации.

Методологические основы исследования: Цель и задачи курсовой работы были решены с использованием комбинации различных методов исследования, таких как изучение и обобщение литературных источников, связанных с выбранной темой; сравнительно правовой метод; метод структурного и системного анализа; исторический метод, различные общенаучные и частные научные методы познания изучаемого вопроса.

Практическое значение: Теоретические выводы и основные положения курсовой работы могут быть использованы в учебном процессе по дисциплине «ТГП».

Теоретическая значимость: В ходе курсовой работы была разработана сложная проблема, которая может послужить основой для дальнейших научных и теоретических исследований верховенства права и личности.

Правовой статус личности при формировании правового государства

Понятие верховенства права в современную эпоху

Идея верховенства права берет свое начало в древнем обществе. Государство как организация публичной власти, основанная на законе, было как бы прообразом верховенства права. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) Пытались выявить связи между законом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Они считали, что самая разумная и справедливая форма общности людей, в которой закон обязателен как для граждан, так и для государства.

Гуманистические взгляды и взгляды древнеримских политических и общественных деятелей перекликаются с идеями древнегреческих мыслителей о праве, свободе, человеческом достоинстве. Они интерпретируют государство как публично-правовое сообщество людей. «Государство, - говорит Цицерон, - это достояние народа, а люди - это не какое-либо единство людей, каким-либо образом собранных вместе, а объединение многих людей, связанных между собой договоренностями по вопросам права и общего интересы».

Современные концепции верховенства права основаны на идеях Дж. Лилберна, Дж. Гротиуса, Б. Спинозы, Дж. Локка, К. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель и другие европейские просветители, считавшие, что бюрократическое государство эпохи абсолютизма должно быть заменено государством, основанным на идее автономного человека с неотъемлемыми, неотъемлемыми правами и свободами.

Впервые права и свободы человека были законодательно закреплены в Конституции США (1789 г.), а также были объявлены в Декларации прав человека и гражданина Франции (1789 г.). С точки зрения концепции естественного права люди по договору образуют государство для защиты своих прав и свобод.

В то же время идея верховенства права тесно связана с концепцией разделения властей. Либеральное правовое государство заинтересовано в некотором ослаблении государственной власти путем реализации принципа ее разделения. Смысл этой идеи заключается в том, что государство не должно делегировать все свои полномочия какому-либо одному правителю (или органу). Концентрация всей власти в одной руке порождает произвол, разрушает свободу. Свобода может быть там, где власть ограничена законом. Дело в том, что необходимо различать законодательную, исполнительную и судебную власть. Они должны быть самостоятельными. Принцип разделения властей исключает любую концентрацию власти в одних руках или в одном органе, что служит гарантией от произвола, неограниченного и неконтролируемого самодержавия.

Принцип разделения властей предусматривает не только разделение законодательной, исполнительной и судебной власти друг от друга, но и создание таких условий, при которых они будут ограничивать друг друга на основе системы «сдержек и противовесов». Законодательная власть может контролировать исполнительную власть, издавая обязательные для нее законы. Исполнительная власть имеет право инициировать законодательство. Судебная власть контролирует обе ветви власти, проверяя конституционность (законность) правовых актов, которые они принимают.

Философские основы теории верховенства права содержатся в трудах Иммануила Канта, которые можно свести к следующим тезисам:

  • Источником морально-правовых законов является практическая причина или свободная воля людей;
  • человек становится нравственным человеком, если он поднялся до понимания своей ответственности перед человечеством в целом;
  • В своем поведении человек должен руководствоваться требованиями категорического императива: «действовать таким образом, чтобы вы всегда относились к человечеству как в своем собственном человеке, так и в лице всех остальных так же, как вы относитесь к цели, и никогда не рассматривайте это как средство "и" делайте так, чтобы принцип вашего поступка мог стать универсальным законом ";
  • Право, основанное на моральном законе, должно определять границы поведения людей, чтобы свободное волеизъявление одного человека не противоречило свободе другого;
  • Закон призван обеспечить внешне достойные, цивилизованные отношения между людьми;
  • Государство - это совокупность многих людей, подчиняющихся законам права или «государство в идее, каким оно должно быть», обязано соответствовать «чистым принципам права»;
  • Государство призвано гарантировать верховенство закона и строиться на основе суверенитета.

Термин «верховенство закона» (Rechtsstaat) впервые использовался в немецкой юридической литературе в первой половине XIX века в работах ученых К. Т. Уэлкера, Р. фон Молля, а затем и в других странах, в том числе в России. Р. фон Моль изложил свою теорию верховенства права в книге «Наука о полиции в соответствии с принципами правового государства». Англосаксонская правовая система использует термин «верховенство закона».

Концепция верховенства права, сформированная в политико-правовой доктрине XVIII-XX веков, включает в себя: установление реальных гарантий прав и свобод человека; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; правило закона; взаимная ответственность личности и государства; осуществление высшего конституционного контроля.

Существует множество подходов к толкованию верховенства закона, начиная от позитивистской концепции, согласно которой необходимо руководствоваться только законом, который одет в письменной форме (возможно, именно так и происходит «диктатура закона»). президента Путина следует понимать) и заканчивая конституционно-политической концепцией правительства, согласно которой власть подчиняется закону и ограничивается им в своих действиях - независимо от того, написано ли последнее».

Из вышеизложенного можно сделать важный вывод о том, что идея правового государства, возникшая в древние времена усилиями передовых мыслителей на протяжении многих веков, превратилась в последовательную теорию, а затем нашла свое практическое применение в развитых страны мира, в том числе Российская Федерация на современном этапе. его развитие. В современной западной политико-правовой мысли была создана концепция либерального правового государства. По сути, теория верховенства права основана на признании неприкосновенности прав и свобод человека и принципа разделения властей. Отношения между индивидом и государственной властью в государстве, регулируемом верховенством права, в корне отличаются от отношений в абсолютистском государстве, поскольку верховенство права характеризуется ограничением государственной власти, ее связью между законом и законом. Чтобы понять суть верховенства права, недостаточно ограничиться набором внешних характеристик и определенной системой принципов, институтов и норм. Суть верховенства права заключается именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей и их ориентации на обеспечение прав и свобод человека.

Сущность понятия правового статуса личности

Разнообразные связи между законом и личностью наиболее полно можно охарактеризовать через концепцию правового статуса, которая отражает все основные аспекты правовой жизни человека: его интересы, потребности, отношения с государством, трудовую и общественно-политическую деятельность, социальные претензии и их удовлетворение. Это коллективная, накапливающаяся категория.

Основы правового статуса личности в Российской Федерации закреплены в форме особого конституционно-правового института, который понимается как совокупность норм конституционного права Российской Федерации, регулирующих отношения, возникающие из определения место и роль человека и гражданина в обществе и государстве, характер реализации индивидом своих возможностей и пределы, установленные государством в отношении защиты и защиты этих прав.

Конституционный и правовой статус человека одинаков для всех.

Им обладают:

  1. граждане Российской Федерации;
  2. иностранные граждане;
  3. лица без гражданства (лица без гражданства).

Содержание конституционно-правового статуса личности представляет собой совокупность прав и обязанностей личности в отношениях с Российской Федерацией.

Конституционный статус личности состоит из прав и свобод личности, закрепленных в Конституции Российской Федерации, а также обязательств личности перед государством.

Полное и реальное представление о правах и свободах не может быть получено без рассмотрения их как части правового статуса личности, подробно изложенной в работе Г. Бадиряна. Г. М. Бадирян.

Во-первых, эта категория является коллективной, универсальной. Он как бы поглощает правовые статусы: гражданин; иностранный гражданин; лица без гражданства; беженцы; вынужденный переселенец.

Во-вторых, эта категория отражает индивидуальные особенности человека и его реальное положение в системе разнообразных социальных отношений.

В-третьих, права и свободы, составляющие основу правового статуса личности, не могут быть реализованы без других его компонентов: без юридических обязательств, соответствующих правам, без юридической ответственности в необходимых случаях, без правовых гарантий, без дееспособности и дееспособности. как определяющие черты волевого и сознательного поведения человека.

В-четвертых, категория правового статуса позволяет рассматривать права, свободы, обязанности человека в целостном, системном виде, дает возможность сравнивать статусы и открывает пути для их дальнейшего улучшения.

В самой короткой форме правовой статус в науке определяется как юридически закрепленное положение личности в обществе. Правовой статус основан на фактическом социальном статусе, т. е. реальном положении человека в этой системе общественных отношений. Закон только закрепляет это положение, вводит его в законодательную базу. Социально-правовые статусы соотносятся как по содержанию, так и по форме. В государственном обществе существовал определенный социальный статус, но не было правового статуса, поскольку не было права.

В своей работе Комаров С.А. дает следующее определение: «Правовой статус человека - это правовой статус человека, отражающий его фактическое состояние в отношениях с обществом и государством».

Определение А. Ф. Вишневского более раскрывает сущность понятия «правовой статус личности» - система прав, свобод, обязанностей, обязанностей, закрепленных в нормативных правовых актах и ​​гарантируемых государством, в соответствии с которыми индивид как субъект права (т. е. обладающий правосубъектностью) координирует свое поведение в обществе».

Термины «человек», «человек», «гражданин», «человек» используются конституцией и законодательством. В социальном плане они представляют членов сообщества. Политически, в соответствии с конституцией, лицо выступает в качестве гражданина, лица без гражданства, иностранного гражданина, беженца или вынужденного переселенца. Под правовым статусом лица понимается правовой статус гражданина. Правовой статус лица без гражданства, иностранного гражданина являются самостоятельными категориями, однако, учитывая, что они формируются на основе правового статуса гражданина определенного государства, целесообразно говорить о правовом статусе физического лица как целое. Понятия «правовой статус человека» и «правовой статус человека» эквивалентны.

Однако важно отметить, что существует точка зрения современных ученых. о разграничении понятий правового статуса и правового статуса личности. В понятие правового статуса они включают законные права и обязанности, то есть сформированные в форме правовых норм и связанных с объективным (позитивным) правом. Понятие «правовой статус личности» рассматривается ими как более широкое. Помимо прав и обязанностей в него вводятся субъективные правовые элементы - гражданство, правосубъектность, субъективные права, обязанности, ответственность за возможное правонарушение.

Структура правового статуса личности состоит из четырех элементов:

  1. Права и обязанности. Права личности - это формально определенные, юридически гарантированные возможности получения социальных пособий, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе. Обязанности личности - это требования к поведению человека, установленные и гарантируемые государством, официальная мера правильного поведения.
  2. Свобода личности. Свобода - это, по сути, также индивидуальные права. Однако, предоставляя свободу, государство ориентируется на самостоятельное определение личности в некоторых сферах общественной жизни. Поведение граждан в этом случае не регламентировано, свобода выбора обеспечивается невмешательством государства.
  3. Законные интересы. Это юридически значимые и юридически обоснованные требования человека к социальным пособиям, которые не включены в содержание прав и свобод. Законные интересы конкретно не определены законодателем. Это связано с тем, что в правовых нормах невозможно заранее предусмотреть все возможные жизненные ситуации. При определении и защите законных интересов граждан государственные органы обычно прибегают либо к аналогии с законом, либо к расширенному толкованию правовых норм.
  4. Юридическая ответственность. Он заключается в обязательстве лица подвергаться мерам государственного влияния в случаях незаконных и виновных действий, невыполнения или ненадлежащего исполнения правовых обязательств.

Таким образом, правовой статус - это статус человека как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Человек не становится автоматически субъектом права. Это признается в качестве такового законами государства и, прежде всего, его конституцией. Для успешной реформы общества и государства в демократическом направлении необходимо, чтобы правовой статус личности был юридически ясным, включающим универсальные достижения человека в области прав человека. Между учеными нет единства в толковании правового статуса личности. Зачастую, помимо прав, свобод, обязанностей, гражданства, законных интересов, гарантий вводятся в его структуру.

Обеспечение прав и свобод человека как основной функции верховенства права

Демократические принципы обеспечения и обеспечения прав и свобод человека и гражданина

Понятия демократии и верховенства права в определенной степени связаны с пониманием взаимосвязи между правами и свободами человека и государственной властью. Любой человек наделен определенной степенью свободы. Однако при реализации своих интересов человек должен учитывать интересы других людей - тех же членов общества, что и он сам. Это ограничение свободы личности по закону в определенной степени.
Свобода - это способность и возможность человека сознательно-волевого выбора своего поведения. Это предполагает определенную независимость человека от внешних условий и обстоятельств.

Закон всегда является частичным ограничением свободы личности, необходимым для совместного сосуществования свободных граждан.

Категории права существуют в трех основных типах: неотъемлемые права (основные), временно неотчуждаемые и полностью неотчуждаемые.

Общие принципы:

  1. Права и свободы человека принадлежат ему от рождения и не предоставляются государством;
  2. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства;
  3. Набор закрепленных прав человека и гражданских прав и свобод в государстве должен соответствовать международно-правовым нормам;
  4. В соответствии с принципом равенства права и свободы предоставляются каждому в равной мере;
  5. Правовые нормы о правах и свободах человека должны применяться напрямую, а не декларироваться;
  6. Права и свободы человека и гражданина должны определять значение, содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления;
  7. Государство не должно издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; они могут быть ограничены только в чрезвычайных ситуациях (кроме основных);
  8. Права и свободы человека и гражданина должны гарантироваться судебной защитой;
  9. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Правовой статус индивида отражает правовое закрепление сферы свободы личности, достигнутой обществом.

Он основан на современной доктрине свободы, которая основана на идеях Комментария к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения:

  1. Все люди свободны от рождения, и никто не имеет права отчуждать свои естественные права. Обеспечение и защита этих прав является основной обязанностью государства.
  2. Свобода личности заключается в способности делать все, что не вредит другому человеку.
  3. Границы свободы могут быть определены законом, который соответствует закону, а право является мерой свободы.
  4. Ограничение прав возможно исключительно с целью содействия достижению общего благосостояния в демократическом обществе.

Права человека являются неотъемлемыми правами и свободами человека, которые принадлежат человеку от рождения, а права гражданина устанавливаются государством.

Права и свободы личности можно классифицировать по двум признакам: в зависимости от времени образования и содержания принято различать права и свободы первого, второго и третьего поколений. Права и свободы первого поколения представляют собой традиционные либеральные ценности, которые были сформулированы во время первых буржуазных революций. К ним относятся свобода слова и совести, равенство всех перед законом, право на жизнь и безопасность, право на участие в государственных делах, право на защиту от произвольного ареста и высылки из страны, право на беспристрастный суд. Суть этих прав - защита от произвола государства.

Права и свободы второго поколения сформировались в процессе борьбы за улучшение социально-экономической ситуации и являются выражением социальных устремлений граждан. Это право на труд и свободный выбор профессии, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на образование и т. д. Осуществление этих прав требует поддержки со стороны государства.

Третье поколение прав и свобод сформировалось после Второй мировой войны. К ним относятся: право на мир, право на здоровую окружающую среду, право на социальное развитие. С одной стороны, эти права принадлежат одному человеку, а с другой - всему человечеству. Наиболее распространенной является классификация прав и свобод в соответствии с их социальным назначением.

Таким образом, источником приоритетности права в демократически организованном обществе являются естественные, неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, обусловленные социальной природой личности.

Верховенство права основано на безоговорочном признании неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина, их конституционном закреплении и судебной защите.

Люди по своей природе равны и свободны, имеют нерушимые права, из которых вытекают их обязательства перед другими людьми и обществом. Индивидуальные права и свободы не являются особым даром власти, они коренятся в социальной системе, но они должны быть признаны и закреплены государством в Основном законе и гарантированы. В настоящее время права личности достаточно четко сформулированы в ряде важных международно-правовых актов, которые также подписаны Российской Федерацией.

Основные права и свободы человека и гражданина

Существует четыре группы прав и свобод: политические, социально-экономические, личные и культурные. Экштейн К. Основные права и свободы по Конституции РФ и Европейской конвенции.

Политические права и свободы обеспечивают политическое самоопределение и свободу человека, его участие в управлении государством и обществом. К ним относятся право на общественные объединения и партии, свобода собраний, шествий, демонстраций, право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, участие в референдумах.

Социально-экономические права и свободы призваны обеспечить удовлетворение социально-экономических потребностей человека. К ним относятся: право на защиту чести и достоинства, работу, отдых, жилье, социальное обеспечение, здравоохранение и т. д. Личные права и свободы защищают человека от незаконного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир. К ним относятся: право на жизнь, личная неприкосновенность, защита чести и достоинства, свобода совести, право на неприкосновенность жилища, свобода передвижения и выбор места жительства. Культурные права и свободы гарантируют пользование культурными достопримечательностями и ценностями. К ним относятся: право на свободу образования, научное, техническое и художественное творчество, использование культурных достижений.

Проанализировав Конституцию России, давайте более детально определим права и свободы гражданина Российской Федерации.

Права и свободы человека в России закреплены в главе 2 Конституции России «Права и свободы человека и гражданина». Конституция Российской Федерации - принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с последующими изменениями), Ч. 1 ст. 20 Гражданин Российской Федерации обладает всеми правами и свободами на своей территории и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации гарантирует следующие права человека:

Личные (большинство этих прав являются естественными, то есть они не связаны с принадлежностью человека к государству):

  • право на жизнь (статья 20)
  • право на достоинство (статья 21, часть 1)
  • право на безопасность (статья 21, часть 2)
  • право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22)
  • право на неприкосновенность частной жизни, личные и семейные тайны, защиту своей чести и доброго имени (статья 23)
  • право на конфиденциальность переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (статья 23, часть 2)
  • право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (статья 24, часть 2)
  • право на неприкосновенность жилища (статья 25)
  • право определять и указывать свою национальность (ст.26)
  • право на использование родного языка (статья 26, часть 2)
  • право свободно передвигаться, выбирать место проживания и жительства (ст.27)
  • право свободно выезжать за пределы Российской Федерации и возвращаться без помех (статья 27, часть 2)
  • свобода совести и вероисповедания (ст. 28)
  • свобода мысли и слова (статья 29, часть 1)
  • право на информацию (статья 29, часть 4)

Политические (вытекающие из состояния гражданства; некоторые из этих прав могут быть ограничены для иностранцев):

  • право участвовать в управлении государственными делами (ст. 32)
  • право на объединение, свобода объединения, партии (статья 30)
  • право на митинги, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование (статья 31)
  • право голосовать и быть избранным (ст. 32)
  • право обращаться в государственные органы (статья 32)
  • право на информацию (ст. 29)

Экономический (в том числе социально-экономический):

  • право на частную собственность (статьи 35, 36)
  • свобода предпринимательской деятельности (статья 34)
  • свобода труда, право на труд в нормальных условиях (статья 37)
  • право наследования (ст. 35)
  • право на защиту от безработицы (статья 37)

Социальные (в том числе социально-экономические):

  • право на отдых (статья 37)
  • право на социальное обеспечение (статья 39)
  • право на охрану здоровья и медицинское обслуживание (ст.41)
  • право на образование (статья 43)
  • право на здоровую окружающую среду (статья 42)
  • право на материнство, детство и отцовство (статья 38)

Культурный:

  • свобода творчества и преподавания (статья 44)
  • право на участие в культурной жизни; для использования учреждениями культуры (ст. 44)
  • доступ к культурным ценностям (статья 44)

Экологические (выделяются среди социально-экономических, но классификация признается не всеми исследователями):

  • право на здоровую окружающую среду
  • право на достоверную информацию о ее состоянии

Все права и свободы человека защищены в равной степени, Конституция не устанавливает иерархию прав и свобод.

Права связаны с обязанностями. Обязанности гражданина Российской Федерации:

  • Соблюдение законов (п. 2 ст. 15)
  • не допускать нарушения прав и свобод других лиц. при осуществлении своих прав и свобод (пункт 3 статьи 17)
  • Заботиться о своих детях, их воспитании (пункт 2 статьи 38)
  • по достижении 18 лет заботиться о своих родителях-инвалидах (пункт 3 статьи 38)
  • Базовое общее образование является обязательным (пункт 4 статьи 43)
  • Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. (Пункт 4 статьи 43)
  • Охрана памятников истории и культуры (п. 3 ст. 44)
  • Уплата налогов (ст. 57)
  • Охрана природы и окружающей среды, уважение к природным ресурсам (статья 58).
  • Защита Отечества (п. 1 ст. 59).

Контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц России осуществляет Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в соответствии с Конституцией России.

Государство гарантирует права и свободы человека и гражданина, относя их регулирование к исключительной юрисдикции Российской Федерации, это призвано обеспечить единый правовой статус человека и гражданина для лиц, проживающих на территории Российской Федерации. Федерация. Президент Российской Федерации является гарантом прав и свобод. Для укрепления гарантий при Президенте Российской Федерации была создана комиссия по правам человека.

Подводя итог вышесказанному, важно отметить, что соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Гарантия основных прав и свобод - это условия и средства, обеспечивающие их реализацию. Государственная гарантия прав и свобод человека и гражданина возможна только в демократическом государстве, в котором правит закон. Статья 1 Конституции Российской Федерации признает Россию таким государством. Принцип, закрепленный в этой статье Конституции, является важнейшим условием государственной гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Важной государственной гарантией является их признание как непосредственно действующих, определяющих деятельность законодательной и исполнительной власти. Глава 2 Конституции Российской Федерации направлена ​​на обеспечение государственной правовой защиты прав и свобод человека и гражданина.

Совершенствование системы прав человека в условиях рыночных преобразований и политических реформ

Совершенствование системы прав человека и гражданина в Российской Федерации

Одной из важнейших задач федеративного государства является обеспечение единых стандартов реализации и защиты прав человека во всех субъектах Федерации. Для России эта проблема особенно актуальна ввиду значительного территориального масштаба страны, разнообразия социально-политических, экономических и национальных особенностей регионов, плюрализма исторических, религиозных и культурных традиций населения.

Нарушение этих стандартов часто облегчается положениями, содержащимися в конституциях, уставах и законах многих субъектов Российской Федерации, которые прямо противоречат Конституции и законам Российской Федерации. Достаточно сказать, что в некоторых из них принцип равенства прав и свобод человека и гражданина распространяется только на резидентов субъекта Федерации, ограничивает действие прав и свобод, гарантированных на федеральном уровне, и обеспечивает определенные преимущества. гражданам, принадлежащим к титульному гражданству данного субъекта Федерации. В практике Конституционного Суда дела о несоответствии Конституции Российской Федерации законам субъектов Российской Федерации, регулирующим избирательные права граждан, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства имеют неоднократно обсуждался.

«Восстановление единого правового пространства, вертикали власти и, следовательно, обеспечение единых стандартов прав человека во всей стране облегчается решением Президента Российской Федерации о формировании семи федеральных округов, его законодательными инициативами, направленными на изменение порядок формирования Совета Федерации, повышения ответственности руководителей органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления за соблюдение законов и других нормативных правовых актов. 

Для совершенствования законодательства в области прав человека, разработки их правовых гарантий необходимо:

  1. провести проверку действующих федеральных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов субъектов Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и международным стандартам в области прав человека и гражданских прав;
  2. Принять федеральный закон «Об обеспечении соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральным законам», который, в частности, обеспечивают органы Министерства юстиции Российской Федерации в субъектах. Федерации с правом обращения в суды этих субъектов по этому вопросу;
  3. создать эффективный механизм конституционного и иного судебного, а также иного контроля и отмены решений и действий органов государственной власти субъектов Федерации, противоречащих Конституции Российской Федерации;
  4. выявить пробелы в правовом регулировании прав и свобод человека и подготовить план законодательной работы, определяющий приоритетность разработки законопроектов, призванных обеспечить реализацию конституционных норм и принципов, касающихся прав человека;
  5. подготовить проект закона, регулирующего сферу ведомственного законотворчества, с указанием того, который предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года. Порядок обязательной государственной регистрации ведомственных актов.
  6. ведомственные нормативные акты должны регулировать внутриорганизационные отношения и технические вопросы и не должны противоречить конституционным нормам о правах и свободах граждан;
  7. Регулирование механизма реализации прав граждан не должно сужать объем этих прав, предусмотренных законом.

Таким образом, принятие нового законодательства в области прав человека является важным условием их гарантии и защиты. Однако для обеспечения прав человека необходима единая, хорошо скоординированная система правовых механизмов и процедур для реализации прав и свобод человека. В связи с этим особенно важно создать интегрированный механизм, единую систему обеспечения и защиты прав человека.

Система защиты прав человека включает в себя: судебную защиту, несудебную защиту, деятельность неправительственных правозащитных организаций. Формирование правопорядка в России и развитие гражданского общества предполагают последовательное и неуклонное соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права и положений международных договоров, участником которых является Российская Федерация. Принципиальное значение имеет положение Конституции о том, что общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры России являются неотъемлемой частью ее правовой системы (п. 4 ст. 15). Кроме того, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина как в соответствии с Конституцией, так и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (пункт 1 статьи 17).

Современное международное право не только закрепляет перечень основных прав и свобод человека, которыми обладает каждый человек, но также предоставляет ему право прямого доступа к межгосударственным судебным и несудебным органам для защиты его прав. В своей внешней и внутренней политики, Россия исходит из принципа подтвердил в 1993 году Всемирной конференции по правам человека, согласно которому универсальность прав и свобод является неоспоримым, и их защита является обязанностью всех государств. Наша страна является участницей большинства международных соглашений по правам человека, что обязывает ее выполнять свои обязательства.

В последние годы расширяется процесс создания международных контрольных органов для контроля за выполнением государствами своих обязательств в области прав человека.

Проблема соблюдения своих международных обязательств по вступлению в Совет Европы приобретает особую важность для Российской Федерации.

Правовые механизмы обеспечения экономической свободы личности

Согласно энциклопедии юриста: «Экономические права и свободы личности - это совокупность конституционных прав, которые определяют правовые возможности человека в экономической сфере.

Основными экономическими правами и свободами личности в современных демократиях являются:

  • Право на частную собственность (включая землю и интеллектуальные продукты),
  • Право наследования,
  • Свобода предпринимательской деятельности (экономическая инициатива),
  • Свобода труда и другие трудовые права, в том числе право на забастовку, на участие в управлении предприятием ».

Такой круг экономических прав и свобод человека (кроме последнего права) закреплен в ст. 34-37 Конституции Российской Федерации.

Исторически идея свободы связана с отношением людей к собственности, которое определяет их социальное положение и размер социальных выгод, которые они получают. Хозяйственные права предоставляют человеку свободный контроль над основными факторами хозяйственной деятельности.

Это включает:

  • Право на работу;
  • Право на собственность;
  • Право на предпринимательство;
  • Право на забастовку и т.д.

Кроме того, работники и работодатели имеют право на ведение коллективных переговоров; право свободно объединяться в национальные или международные организации для защиты своих интересов.

Ведущее место в каталоге экономических прав занимает право на труд, которое включает право каждого человека получать возможность зарабатывать на жизнь работой, которую он свободно выбирает или с которой он свободно соглашается (статья 6 Пакта). по экономическим, социальным и культурным правам). Это право выражает постоянно действующую потребность человека, необходимую для создания элементарных материальных предпосылок человеческого существования, а также обеспечения условий для всестороннего развития личности. Право на труд и защиту от безработицы также закреплено в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека.

Конституция Российской Федерации (ст. 37) гарантирует право каждого в Российской Федерации свободно распоряжаться своей способностью работать, выбирать профессию и профессию, а также закрепляет право на справедливые и благоприятные условия труда: «Каждый человек имеет право на работу в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены., на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже минимальной заработной платы, установленной федеральным законом, а также право на защиту от безработицы».

Таким образом, право на труд предполагает право на защиту от безработицы, предоставляемое государством любому лицу (статья 23 Всеобщей декларации прав человека).

Рассмотрим право на экономическую деятельность. Это право предусматривает свободное использование человеком его способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, не запрещенной законом (статья 34 Конституции Российской Федерации).

В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства служит правовой основой для рыночной экономики, исключая монополию государства на организацию экономической жизни. Эта свобода считается одной из основ конституционного строя (статья 8 Конституции).

Предпринимательская деятельность понимается как «самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, направленная на получение систематической прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве, в порядке, установленном по закону »(статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Право на экономическую деятельность включает в себя ряд конкретных прав, которые предоставляют возможность начать и управлять бизнесом. Для этого субъект права на хозяйственную деятельность может создавать предприятия на свой страх и риск, самостоятельно заключать договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться имуществом. Ни один государственный орган не вправе диктовать предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и какими должны быть цены на них (если пределы не регулируются законом). Предприниматель сам нанимает и увольняет работников в соответствии с трудовым законодательством, он распоряжается собственной прибылью. Свобода предпринимательства также включает право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать союзы и ассоциации с другими предпринимателями и открывать банковские счета. Признание права на экономическую деятельность порождает определенные обязательства для государства, которые выступают в качестве гарантии этого права.

Таким образом, социально-экономические права, с одной стороны, обеспечивают соответствующую активность населения, его рыночную свободу и, с другой стороны, обеспечивают защиту от возможных рисков. И нет никакого противоречия между этими аспектами регулирования.

Ценности экономической свободы и равенства получают общественное признание и консолидацию в единой системе неотъемлемых прав и свобод человека наряду с ценностями социальной справедливости, интеграции и взаимной ответственности государства и гражданина.

Гарантии реализации социально-экономических прав являются важной предпосылкой стабильного существования правопорядка в его демократической и социальной форме.

Вывод:

Верховенство права - это многоплановое развивающееся явление.

В процессе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим специфическим условиям существования общества и уровню его развития.

Государство - это особая суверенная территориальная организация политической власти, которая обладает особым аппаратом и регулирует отношения, складывающиеся в обществе, с помощью общеобязательных правил поведения. Государство рассматривается как необходимое средство примирения интересов различных социальных групп, отдельных лиц и общества, как организация, подчиненная общественным интересам и контролируемая обществом.

Личность представляет собой устойчивую систему социально значимых человеческих свойств, которая характеризует человека как члена общества или сообщества.

Правовой статус человека - это сложная категория, которая отражает отношения между человеком, обществом и государством.

Права личности в структуре правового статуса - это формально определенные, юридически гарантированные возможности использования социальных пособий, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе.

Правовой статус в отношении физических возможностей и обязанностей человека, обусловленный обществом в целом, не может рассматриваться как расследование или их юридическая копия. Правовой статус находится во взаимодействии с фактическим социальным статусом людей. Социальный статус, конечно же, является коренной причиной возникновения и существования правового статуса. Однако любое взаимодействие характеризуется взаимными изменениями сторон, правовой статус при определенных условиях оказывает свое влияние на общественные отношения, в большей или меньшей степени их корректируя.

Утверждение принципа уважения прав человека и основных свобод для всех свидетельствует о всеобщем политическом и правовом признании государствами универсального значения прав человека как важнейшего фактора мира, развития норм и дружественных отношений и сотрудничества между все штаты. В нашу жизнь входит принцип «защита прав человека и основных свобод - неотъемлемый элемент международных отношений, важная сфера деятельности государств и международных организаций».

Долгосрочная деятельность ООН, других международных органов и организаций, в том числе на региональном уровне, показывает, что международная защита прав человека сегодня заключается, помимо прочего, в разработке национальных механизмов защиты прав человека и, самое главное, в обеспечении их эффективной работы.

В результате усилий и мер, принятых в ходе международного сотрудничества государств, было разработано много рекомендаций, решений и договоров о демократических правах и свободах, накоплен определенный опыт международной проверки выполнения государствами своих обязательств в это гуманная сфера международных отношений. Следует иметь в виду, что, как правило, «механизм» проверки или контроля применяется к государству только в том случае, если оно дает на это свое согласие. Различные формы выражения государствами такого добровольного согласия известны современной международной практике. Отрадно, что слова выдающегося российского адвоката Г.И. Тункин, сказал незадолго до своей смерти.

По его мнению, появление института прав человека в современном международном праве является большим переворотом, поскольку в классическом праве суверенитет государства рассматривается как непреодолимая граница для международного права. Человек оставался в неограниченном подчинении государству. Только современное право, по мнению ученого, «взяло человека под свою защиту» и обязало государство обеспечить права и свободы всех людей, проживающих на его территории.

Конституция России, признавая идеологическое разнообразие и частную собственность, в значительной степени основана на опыте стран с рыночной экономикой и принимает их лучшие достижения. Поэтому в процессе согласования принципов и норм, касающихся прав человека и происходящих в рамках ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе является крупнейшей в мире региональной организацией, занимающейся вопросами безопасности, которая объединяет 56 стран, расположенных в Северной Америке. Европы и Центральной Азии), такие договоренности были достигнуты, что ранее было невозможно. Это также относится к проблемам частной собственности, существованию многопартийной системы, проведению по-настоящему равных и всеобщих выборов и ко многим другим атрибутам демократии.

Правопорядок как принцип закреплен во многих действующих в настоящее время конституциях современных государств, в том числе в Конституции Российской Федерации. Но декларация верховенства права в Российской Федерации, скорее всего, является программой действий на длительный период времени. России придется пройти сложный, порой противоречивый путь эволюционного конституционного и правового развития, государственного строительства и формирования правового гражданского общества к истинно правовому государству, по-видимому, - путь более чем одного поколения россиян.

«Недостаточно провозглашать права и свободы человека и закреплять их в законах, необходимо обеспечить материальную безопасность этих прав и свобод, гарантировать строгое соблюдение законов всеми членами общества, независимо от их положения, сверху на дно».

Только при таком подходе к основным правам и свободам человека и их эффективной защите можно построить правовое государство, поскольку само понятие прав человека означает верховенство, верховенство закона, одинаково обязательное для всех граждан данного государства, первенство международного права над национальными институтами, верховенство человеческих ценностей над всеми другими.