Правительство Российской Федерации: правовой статус, функции, структура, организация деятельности

ВУЗ: РАНХиГС
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 12.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ для РАНХиГС:

 

Много готовых курсовых работ для РАНХиГС

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Федеральное Собрание Российской Федерации: статус, полномочия, структура, организация деятельности
Институт Президентства в Российской Федерации
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральных округах: правовой статус, функции, структура, организация деятельности
Государственное управление и национальные проблемы субъектов Российской Федерации


Введение:

Целью данной работы является изучение правовых основ Правительства Российской Федерации и выработка предложений, направленных на дальнейшее совершенствование его деятельности.

Целью данной работы является обоснование необходимости дальнейшего развития и совершенствования деятельности Правительства Российской Федерации.

Актуальность данного реферата заключается в следующем.

Правительство Российской Федерации является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, коллегиальным органом и возглавляет систему исполнительных органов.

Правительство Российской Федерации наделено достаточно широкими полномочиями, которые реализуются во всех сферах его деятельности.

Вектор дальнейшего развития государства в целом, а следовательно, и уровня жизни каждого гражданина России, зависит от правильной организации деятельности Правительства Российской Федерации и эффективности взаимодействия Правительства Российской Федерации. Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, органы юстиции и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

За последние десятилетия в жизни России произошли многочисленные изменения, которые оказали существенное влияние на правовые институты Правительства Российской Федерации.

В 2004 году была начата масштабная административная реформа системы федеральных органов исполнительной власти, целью которой было повышение эффективности системы государственного управления, устранение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти и централизация управления.

Как показывает правоприменительная практика, при обеспечении правового регулирования взаимодействия Правительства Российской Федерации с другими органами государственной власти Российской Федерации по-прежнему существуют вопросы, требующие решения.

В настоящее время правовые основы и деятельность Правительства Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», указами Президент Российской Федерации, а также Положение о Правительстве Российской Федерации и Положение о Аппарате Правительства Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260.

Сегодня, после десятилетий реального существования и функционирования Правительства Российской Федерации, его теоретическое переосмысление представляется целесообразным.

Правительство Российской Федерации.

Правовой статус Правительства Российской Федерации

В Федеральном конституционном законе «О Правительстве», Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», ст. 1. установлены основы правового статуса Правительства Российской Федерации. Таким образом, в статье 1 этого закона говорится, что Правительство Российской Федерации является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации.

Таким образом, конституционное положение относительно самостоятельной ветви исполнительной власти в системе государственной власти Российской Федерации, возглавляемой Правительством Российской Федерации, было закреплено.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Следовательно, Правительство Российской Федерации является совокупным федеральным органом исполнительной власти, объединяющим все федеральные органы исполнительной власти. 

Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, который возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Его решения принимаются на заседаниях правительства, коллегий, и ответственность правительства является коллегиальной, поэтому в случае отставки премьер-министра весь состав правительства уходит в отставку.

В своей деятельности Правительство Российской Федерации руководствуется следующими основополагающими принципами: принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, принципами демократии, федерализма, разделения властей, ответственности прозрачность и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", ст. 3.

В состав Правительства Российской Федерации входят Председатель Правительства Российской Федерации, заместители Премьер-министра Российской Федерации и федеральные министры. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", абз. во-первых, ст. 6.

Общее руководство деятельностью Правительства Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации. Непосредственным руководителем Правительства Российской Федерации является Председатель Правительства Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. В этом случае предложение о кандидатуре Председателя вносится не позднее, чем через две недели после вступления в должность вновь избранного Президента, или после отставки Правительства, или в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Государственная Дума рассматривает кандидатуру Председателя Правительства, представленную Президентом, в течение недели со дня представления предложения о кандидатуре. Если Государственная Дума трижды отклоняет выдвинутых кандидатов, Президент назначает Премьер-министра, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Не позднее чем через неделю после своего назначения премьер-министр представляет президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, а также предлагает кандидатов на должности заместителя премьер-министра и федеральных министров, которые также назначаются и освобождаются от должности указом президента.

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу, Конституция РФ от 12 декабря 1993 г., гл. 6, ст. 110-113.

Функции и полномочия Правительства Российской Федерации

Важнейшие функции Правительства Российской Федерации закреплены в статье 114 Конституции Российской Федерации. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г., гл. 6, ст. 114.

Таким образом, Правительство Российской Федерации:

  1. разрабатывает и представляет федеральный бюджет в Государственную Думу и обеспечивает его исполнение; представить в Государственную Думу отчет об исполнении федерального бюджета; представляет в Государственную Думу годовые отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поднятым Государственной Думой;
  2. обеспечивает реализацию в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежно-кредитной политики. Одной из гарантий этого является положение, закрепленное в статье 104 Конституции, в котором содержатся законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выдаче государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и других законопроектов. обеспечение расходов, покрываемых из федерального бюджета, может быть внесено в Государственную Думу только при наличии мнения Правительства Российской Федерации;
  3. обеспечивает реализацию в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социальной защиты, экологии;
  4. управляет федеральной собственностью;
  5. принимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности и реализации внешней политики Российской Федерации;
  6. принимает меры по обеспечению правопорядка, прав и свобод граждан, защите собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  7. осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации, и обеспечивает их выполнение.

Компетенция Правительства Российской Федерации, то есть круг вопросов, составляющих предмет его юрисдикции, определяется юрисдикцией Российской Федерации и совместной юрисдикцией Российской Федерации и ее субъектов. Субъекты юрисдикции регулируются статьями 71, 72, 114 Конституции Российской Федерации.

Правительству Российской Федерации поручено координировать деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам совместной юрисдикции федерации и ее субъектов.

Функции Правительства Российской Федерации тесно связаны с его полномочиями. Полномочия Правительства Российской Федерации, то есть совокупность прав и обязанностей, которые оно должно осуществлять и которые не должны выходить за рамки его деятельности, определены в Федеральном конституционном законе о Правительстве и Федеральном конституционном законе от декабря 17, 1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", гл. III. Они достаточно широки и реализуются во всех сферах его профессиональной деятельности, прежде всего в сфере формирования государственного аппарата и управления его деятельностью.

Правительство направляет и координирует деятельность государственного аппарата через министерства, ведомства и другие ведомства.

Общие полномочия Правительства Российской Федерации:

  • организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
  • осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
  • обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;
  • формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
  • реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Полномочия правительства подробно регулируются в следующих областях: экономика, бюджетная, финансовая, кредитно-денежная политика, социальная сфера, наука, образование и культура, природопользование и охрана окружающей среды, обеспечение верховенства закона, прав и свобод граждан, борьба с преступностью, обеспечение обороны и государственной безопасности, внешняя политика и международные отношения.

Также упомянутый федеральный конституционный закон о Правительстве определяет полномочия Председателя Правительства Российской Федерации, его заместителей, федеральных министров по организации работы Правительства Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".

Организация деятельности Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации.

Как отмечалось ранее, Правительство Российской Федерации, являясь высшим исполнительным органом государственной власти, в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, принципами демократии. федерализм, разделение властей, ответственность, прозрачность и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", ст. 2,3.

Основные правила организации деятельности Правительства Российской Федерации устанавливаются Положением о Правительстве Российской Федерации, утверждаемым соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации «О постановлении Правительства Российской Федерации и Положении о Аппарате Правительства Российской Федерации» от 1 июня 2004 года № 260. Поддержка деятельности Правительства осуществляется осуществляется его сотрудниками, положения о которых также утверждаются указанным указом.

Заседания Правительства Российской Федерации проводятся не реже одного раза в месяц. Для решения оперативных вопросов Правительство по предложению Председателя Правительства может сформировать Президиум Правительства Российской Федерации, заседания которого проводятся по мере необходимости. Правительство имеет право отменить любое решение Президиума.

Следует отметить, что организация федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации находится под совместной юрисдикцией Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г., гл. 6, ст. 112.

Председатель Правительства Российской Федерации, вступив в должность в порядке, установленном Конституцией, в течение недели представляет Президенту Российской Федерации свои предложения по структуре федеральных органов исполнительной власти и кадрам. Президент Российской Федерации своим распоряжением утверждает структуру федеральных органов и состав глав министерств и других исполнительных органов.

Административная реформа системы федеральных органов исполнительной власти, осуществленная Указом Президента Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

В 2004 году, в результате чего была создана новая структура федеральных органов исполнительной власти и определены новые подходы к их организации, результатом стало следующее:

  • сокращено количество типов федеральных органов исполнительной власти - вместо шести их три: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства;
  • расширенные министерства. Например, в результате реформы общее число министерств сократилось почти вдвое: с более чем 30 до 15-17. Считается, что структура стала более управляемой. (Следует отметить, что число министерств по-прежнему периодически меняется, поскольку реформа, начатая в 2004 году, продолжается, и по сей день вносятся изменения в структуру федеральных органов исполнительной власти);
  • Функции и полномочия перераспределены между федеральными органами исполнительной власти с целью устранения их дублирования и повышения эффективности управления.

Институциональная структура федеральных органов исполнительной власти подразделяется на две подсистемы: органы исполнительной власти, деятельностью которых руководит Президент Российской Федерации, а остальные находятся в ведении Правительства Российской Федерации.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых руководит Президент Российской Федерации, а их заместители назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Руководители федеральных служб, федеральных агентств, за исключением руководителей (их заместителей) федеральных служб, федеральных агентств, деятельность которых осуществляется Президентом Российской Федерации, назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации на предложение федеральных министров, которые координируют и контролируют деятельность федеральных служб, федеральных агентств.

Важно отметить тот факт, что в соответствии с реформой 2004 года новой областью деятельности федеральных министерств является координация и контроль деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся под их юрисдикцией.

В целом рассматриваемый Указ Президента Российской Федерации является важным шагом на пути административных реформ и в определенном смысле имеет позитивное социальное значение.

Вывод:

Учитывая сложившуюся ситуацию в стране, в период мирового кризиса необходимо уделить особое внимание деятельности Правительства Российской Федерации, как высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации, в работе которого нет меньше зависит, но будущее страны, а значит и каждого из нас.

Конституция Российской Федерации и Федеральный конституционный закон о Правительстве устанавливают, прежде всего, те общие основы, которые определяют основные существенные черты Правительства Российской Федерации.

С целью приведения законодательства в соответствие, повышения эффективности системы государственного управления, устранения дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти, а также централизации управления в 2004 году была начата административная реформа.

В настоящее время в результате его реализации сформирована новая структура федеральных органов исполнительной власти и новые подходы к их организации, что является важным шагом на пути инновационного развития страны.

Необходимо и дальше развивать и совершенствовать нормы законодательства в отношении деятельности Правительства Российской Федерации. В частности, совершенствовать законодательное регулирование отношений между Правительством Российской Федерации и Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием, судебными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Целесообразно проводить семинары, конференции, посвященные обмену опытом в организации взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Необходимо разработать законодательство, регулирующее органы управления, деятельность организаций на основе различных форм собственности. Сегодня статус госкорпораций, образованных на сайте упраздненных министерств, акционерных обществ с четко выраженными функциями отраслевого управления, в которых государство имеет свою долю собственности, не различается различными объединениями юридических лиц, необходимо регулировать организационные и правовые аспекты взаимоотношений между такими объединениями и их органами, а также предприятиями, создавшими такие объединения.

Необходимо разработать такой свод законов, в соответствии с которым исчезнет возможность неоднозначного толкования определенных норм права, закрепленных в действующем законодательстве.

Наконец, необходимо повысить уровень правовой грамотности граждан Российской Федерации.

Представляется целесообразным как можно чаще обсуждать деятельность Правительства Российской Федерации в средствах массовой информации, литературе, научной журналистике.

Правоведение должно так подробно и глубоко изучить правовой институт Правительства Российской Федерации, чтобы в ходе правоохранительной деятельности не было неразрешимых и запутанных ситуаций, приводящих к нарушению прав, свобод и законных интересов российских граждан. граждане.