Права и обязанности детей

Предмет: Семейное право
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 12.02.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по семейному праву:

 

Много готовых рефератов по семейному праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Стили семейного воспитания детей
Объекты социальной защиты детства
Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Виды гражданско-правовой ответственности


Введение:

Задача создания правового государства в России вряд ли скоро потеряет свою актуальность. Очевидно, что правовое государство должно состоять из граждан, уважающих дух и букву закона. После того как наше государство встало на демократический путь развития, граждане получили возможность жить в правовом поле общества, что предполагает базовую правовую грамотность населения. Это значит, что, имея, зная и реализуя свои права, они могут быть достойными представителями самих себя. Однако, как отметил первый заместитель министра образования Российской Федерации В. А. Болотов, последние исследования показывают, что только 20-25% российских школьников готовы жить в соответствии с правовыми нормами.

В то же время масштабное исследование о необходимости школьного юридического образования (было охвачено 32 школы в 8 регионах России, включая опрос, проведенный нами в нашей школе) показало, что 66% респондентов заявили, что закон наиболее полезен им в жизни.

Это противоречие становится понятным, если учесть, что с самого раннего детства многие дети лишены родительской любви и мало знают о своих правах, обязанностях и возможности наказания за их неисполнение.

Реалии сегодняшнего дня показывают, как часто нарушается это естественное право. За последние 10 лет количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличилось во много раз. В то время как в 1992 году был идентифицирован только 61 ребенок, на сегодняшний день было идентифицировано 133 ребенка, но это еще не окончательный результат. Как показывает жизнь, большинство этих детей лишились родительской опеки по вине последних. Эти слова лишь подтверждают тот факт, что в 1992 году решением суда 18 родителей были лишены родительских прав в отношении 24 детей, а сегодня 88 родителей лишены родительских прав в отношении 104 детей. Эту картину дополняет тот факт, что сегодня в городе Белово насчитывается до 540 неблагополучных семей, в которых проживает 860 детей.

Но проблема в семье - это главная причина становления детей на путь совершения преступлений, административных правонарушений, их безнадзорности. И это подтверждается данными о том, что в 2003 году в отделе по делам несовершеннолетних УВД г. Белова по фактам совершения правонарушения зарегистрировано около 278 человек.

Наблюдается тенденция к омоложению подростковой преступности, увеличению преступной активности малолетних детей. В период с 1995 по 2004 год число 14-15-летних лиц, участвующих в преступлениях, увеличилось более чем на 50%, причем преступления часто совершаются несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности.

Люди, которые начинают совершать преступления в молодом возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и являются резервом для взрослой преступности. Состояние преступности несовершеннолетних в России вызывает обоснованную озабоченность в обществе. По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, наблюдается рост преступной активности несовершеннолетних.

В настоящее время в России существует достаточно много нормативных актов по этому вопросу, Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" 1998 года, гарантирующий права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией, Семейным кодексом и другими нормативными актами Российской Федерации, Закон Кемеровской области 2001 года. "Об Уполномоченном по правам ребенка при губернаторе". Конвенция ООН о правах ребенка, Декларация ООН о правах ребенка.

Основная идея уголовного наказания заключается в исправлении и перевоспитании несовершеннолетнего правонарушителя. Но ведь кто знает, как он выйдет из воспитательно-трудовой колонии, окажется ли на правильном пути. Именно поэтому, на мой взгляд, необходимо проводить активную профилактическую деятельность не только государственными правоохранительными органами, но и всей общественностью. Однако главная ответственность, на мой взгляд, должна лежать на семье. То ли родители смогли сделать дом подростка своим домом, то ли он убегает от него подальше от пьянства. А там, на улице, кто будет рядом с ним, под чье влияние он попадет

Таким образом, необходимо создать целостную систему воспитания полноценного гражданина Российской Федерации. Он может иметь следующую форму.

Этап I. Правовое воспитание детей. В первую очередь за это отвечают родители, школы и общественные организации. На этом этапе дети должны учиться и учиться применять свои права, а также учиться быть ответственными перед обществом. Семья несет ответственность за ребенка, и если она не выполняет своих родительских функций, то должна нести какую-то ответственность.

Введение такого предмета, как право, в школах, где учащиеся с первого класса учатся жить в правовом государстве, моделью которого на микроуровне должна стать школа.

Когда совершается преступление, за его доказательством должно последовать неотвратимое наказание. При рассмотрении вопроса о наказании должны быть использованы все законы Российской Федерации.

Здесь главное место занимают органы МВД (детская комната милиции, инспекция по делам несовершеннолетних и др.).

Таким образом, правовое российское государство признает детство важным этапом в жизни человека и исходит из принципов приоритета в подготовке детей к полноценной жизни в обществе, развитии их социально значимой и творческой активности, воспитании у них высоких нравственных качеств патриотизма и гражданственности.

Общество нуждается в том, чтобы семья была крепкой и здоровой, а родители должны заниматься воспитанием детей не на разовой основе, а ежедневно выполнять свой гражданский долг, быть примером для своих дочерей и сыновей.

Цель моей работы, рассмотреть пути воспитания полноценного гражданина Российской Федерации через познание детьми своих правовых аспектов.

Историческая справка

Забота о потомстве, о каждом ребенке в далеком прошлом была уделом всего племени, всего клана, всей общины, как долго она им принадлежала. Кроме того, долгое время в бессознательной форме у человека была потребность предотвратить инцест, чтобы не произвести на свет нездоровых, неполноценных детей. Но по мере исторического развития общества то, что принято называть материнской любовью, становилось все более очевидным.

По мере развития первобытного общества связь ребенка с матерью становилась все крепче и крепче. Продолжая жить в примискуите (беспорядочное половое сожительство) и в Орде, матери при благоприятных условиях начинают держать своих детей при себе. Дети узнают свою мать. Дети от неизвестных отцов образуют сплоченную группу вокруг матери. Подрастая, они становятся ее опорой, защитой и силой.

В эпоху, когда ребенок целиком принадлежал матери, его жизнь зависела от ее воли. Она могла уничтожить его, если он был физически слаб, или если она не могла уделять ему достаточно внимания, потому что один ребенок рождался за другим. Детей убивали в случае крайней нужды.

С развитием матриархата начинают появляться проблески ранее полностью отсутствовавшей связи ребенка с отцом. Сам факт рождения ребенка обязывал мужчину и женщину жить вместе. И если раньше признавалась только связь ребенка с матерью, то постепенно они начинают придавать значение его контакту с отцом. Однако это все еще было время, когда мужчина был склонен считать всех своих отпрысков своими детьми, независимо от того, от какой женщины они происходили.

В царствование отцовского закона дети принадлежали отцу не потому, что он их породил, а потому, что мать принадлежала ему, ибо считалось, что ребенок был только частью ее, ее потомства. Исторически эта эпоха совпала с возникновением института частной собственности, но муж был признан отцом всех детей, рожденных женой, только тогда, когда частная собственность была полностью установлена, когда отец имел право на жизнь и смерть по отношению к новорожденному, в дальнейшем связанное с развитием патриархальной семьи, с ее интересами. Это очень общее описание сложного и длительного процесса, который начался с полного лишения ребенка избирательных прав.

В царствование Екатерины II дети в семье, как и прежде, были собственностью своих родителей. В 1775 году. для поддержания их авторитета она создала специальные тюрьмы, куда родители имели право помещать ребенка. С развитием крепостного права в России и постепенной дифференциацией классов забота о ребенке приобрела ярко выраженную классовую окраску, которая сохранялась в силе вплоть до конца XIX века. Постепенно в России конца XVIII века и начала XIX века. интерес к ребенку в семье как к личности стал обнаруживаться, и поэтому предпринимались попытки защитить попавшего в беду ребенка. В 1889 году. в Москве появляется первое общество защиты детей. В круг его забот входит помощь не только бедным детям в буквальном смысле этого слова, но и детям, которых обижают, эксплуатируют и подвергают жестокому обращению, в частности, в семье. Такая помощь оказывается сельскими обществами, земствами, общественными организациями, имевшими определенную специализацию, общество спасения павших девочек, общество защиты детей.

Наступающий XX век был назван веком ребенка.

Однако, как и прежде, ожидания, которые существовали в этом отношении, не оправдались. Объявив себя верховным опекуном ребенка, Россия после Октября 1917 г. она поставила своей целью заменить семейное воспитание тем, что называется социальным воспитанием. Именно поэтому проблема защиты прав ребенка в семье даже не возникла.

Политика замены семейного образования государственным осуществлялась десятилетиями. Тем не менее семья продолжала жить и выполнять свои надлежащие функции, а родительские обязанности по-прежнему занимали свое место в своде законов о браке и семье, и их осуществление было связано с защитой прав ребенка в семье.

Но статья 53 Конституции РФ провозглашала, что семья находится под защитой государства". Констатацию этого факта можно считать поворотным моментом не только в оценке роли семьи, но и в понимании того, что она значит для ребенка. Однако возвращение к прошлому также объясняется последствиями негативного отношения к семье как естественной и жизненно важной среде для отдельного ребенка. Вот почему отношение к детям постепенно приобретает новое качество. Правда становится все более очевидной, что ребенок - это не просто существо, зависящее от других, и прежде всего от родителей, а личность, способность которой жить в обществе и семье во многом зависит от предоставления ей возможности получить всестороннее развитие, проявить себя. Одним из способов достижения этой цели является наделение гражданина, в данном случае несовершеннолетнего, соответствующими правами, что делает его самостоятельным субъектом права. Более того, желание взглянуть на ребенка по-другому зреет постепенно, прежде всего в европейских странах, что нашло отражение в Конвенции ООН 1989 года. "О правах ребенка". После ее ратификации в 1990 году Российская Федерация обязалась привести действующее семейное законодательство в соответствие с требованиями настоящей Конвенции. В результате Великобритания выделяет несовершеннолетним специальную главу, содержащую перечень личных и имущественных прав ребенка. Обладателями этих прав стали 38,3 миллиона человек. дети и подростки в возрасте до 18 лет, что составляет 25,9% от общей численности населения России.

Личные права несовершеннолетних

Право жить и воспитываться в семье, предусмотренное статьей 54 СК, означает, прежде всего, что ребенок может жить со своими родителями. Согласно пункту 2 статьи 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, является место жительства их законных представителей родителей, усыновителей или опекунов. Конечно, с ними живут и несовершеннолетние постарше.

Совместное проживание несовершеннолетнего ребенка с родителями означает, что он воспитывается в семье и что именно эта семья служит главным источником формирования его человеческих качеств, своего рода убежищем. Если ребенок по каким-то причинам лишается родительской опеки, предпринимаются попытки устроить его прежде всего в семью. Детские учреждения используются только тогда, когда по каким-то причинам невозможно обеспечить семейное воспитание.
С правом ребенка жить и воспитываться в семье тесно связано его право знать своих родителей, о чем прямо говорится в статье 7 Конвенции о правах ребенка с небольшой оговоркой по возможности.

Из этого следует, что: 

  • При установлении отцовства в судебном порядке это право несовершеннолетнего учитывается;
  • Ребенок вправе рассчитывать на помощь в поиске родителей со стороны своих законных представителей, а также государственных и муниципальных органов, организаций, так или иначе занимающихся поиском граждан.

Еще одной неотъемлемой частью права ребенка на жизнь и воспитание в семье является его право на то, чтобы о нем заботились его собственные родители. С юридической точки зрения родителями являются лица, зарегистрированные в этом качестве в свидетельстве о рождении несовершеннолетнего.

Таковы личные права ребенка, предусмотренные в статье 54 СК, в которой прямо говорится о возможностях, предоставляемых ребенку государством в качестве права. Следовательно, ни одна из этих возможностей не может считаться властью, производной от конкретного права. Что касается перечня прав ребенка, содержащегося в пункте 2 части 2 статьи 54 СК (право на воспитание своими родителями, обеспечение их интересов, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства), то он просто раскрывает содержание права ребенка жить и воспитываться в семье.

В соответствии с пунктом 1 статьи 55 СК право ребенка на общение с родителями и родственниками не затрагивается законом: 

  • Расторжение брака родителей;
  • Правда, признание брака родителей недействительным;
  • Раздельное проживание родителей;
  • Проживание родителей в разных странах.

Ранее действовавшее семейное законодательство не оставляло без внимания защиту прав ребенка, которые имели различные формы выражения. В то же время центр тяжести был смещен на обязанность родителей и их заместителей защищать несовершеннолетнего. Иной акцент сделан в пункте 1 статьи 56 СК, где говорится, что ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Под их правами здесь понимаются права, предусмотренные ст. 54 - 58, 60 ГК, а под законными интересами, как те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, так и те, которые хотя и не закреплены в конкретной правовой норме, но вытекают из ее содержания.

Разумеется, защита прав ребенка, поскольку он не достиг необходимой степени социальной зрелости, не стал полностью дееспособным, осуществляется его родителями или их заместителями. Это их прямая обязанность в соответствии со статьей 64 СК. Но в пункте 1 статьи 56 СК это положение повторяется и одновременно вносится существенное дополнение, в случаях, предусмотренных СК, права и законные интересы ребенка защищаются органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Это может включать, например, ситуацию, когда несовершеннолетний остался без попечения родителей и нуждается в помещении в дом или готовится к случаю лишения или ограничения родительских прав.
Провозглашая право ребенка на защиту, Великобритания идет дальше и вводит чрезвычайное новшество. Отныне несовершеннолетний имеет право защищать себя от жестокого обращения со стороны своих родителей (лиц, их заменяющих). Это нововведение следует понимать как дополнительную гарантию защиты прав ребенка в далеко не исключительных случаях, когда вред несовершеннолетнему причиняют самые близкие ему люди. Степень беззащитности ребенка возрастает еще и потому, что не всегда окружающие люди хотят вмешиваться в семейные дела, даже если есть следы жестокого обращения с ребенком.

Несовершеннолетнему, имеющему право на защиту от жестокого обращения со стороны родителей, предоставляется возможность заявить о своей собственной защите и обратиться за помощью. Его заявление можно изложить в любой форме. Главное здесь заключается в том, что, выступая в качестве обладателя весьма специфического права, принадлежащего только ему, ребенок может рассчитывать на поддержку органов, уполномоченных его защищать, то есть органов опеки и попечительства. Не случайно пункт 2 статьи 56 СК предлагает ему обратиться в эти органы.

Как известно, права любого гражданина, в том числе и несовершеннолетнего, также защищаются в суде. Предоставление ребенку права защищать себя в определенных случаях путем обращения за личной защитой означает, что, в отличие от прежних времен, государство признает ребенка личностью.

Ранее действовавшее законодательство, устанавливая различного рода специфические правила, при необходимости предлагало учитывать мнение несовершеннолетнего, получать его согласие на определенные действия. Статья 57 СК:

  • Провозглашает право ребенка выражать свое мнение;
  • Определяет сферу действия этого права;
  • Указывает, когда учитывается мнение несовершеннолетнего;
  • Указывает, когда требуется согласие ребенка на выполнение определенных действий.

Провозглашение права ребенка выражать свое мнение по вопросам, затрагивающим его интересы, является не только официальным признанием ребенка как личности. Существует также глубокий педагогический и психологический подтекст в существующих положениях по этому предмету, что позволяет нам занять правильную и обоснованную позицию со всех точек зрения. Что касается сферы применения статьи 57 СК, то она распространяется на отношения, регулируемые семейным правом, а также на вопросы, непосредственно связанные с правами ребенка, их реализацией. Более того, он имеет право высказывать свое мнение не только в семье, но и вне ее, например, в ходе административного или судебного разбирательства.

Учитывается мнение несовершеннолетнего: 

  • При выборе родителей, образовательных учреждений, форм обучения; 
  • При решении родителями вопросов, связанных с семейным воспитанием детей и их образованием; 
  • При разрешении судебного спора о месте жительства детей после раздельного проживания родителей;
  • При рассмотрении судом иска родственников ребенка об устранении препятствий к общению с ними; 
  • При рассмотрении иска родителей о возвращении их детей; 
  • В случае отказа в удовлетворении иска о восстановлении в родительских правах;
  • В случае отказа в удовлетворении иска об отмене ограничения родительских прав в судебном порядке.

Однако требуется согласие ребенка, достигшего десятилетнего возраста: 

  • При изменении своего имени и (или) фамилии по требованию родителей или одного из них;
  • При передаче на усыновление (статья 132 СК). Исключение из этого правила допускается в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 132 СК;
  • При записи усыновителей в качестве родителей в регистр рождения (пункт 2 статьи 136 СК), за исключением ситуации, предусмотренной пунктом 2 статьи 132 СК;
  • При изменении усыновленного несовершеннолетнего имени, отчества, фамилии (п. 4 ст. 134 СК), за исключением случая, предусмотренного в том же месте;
  • При принятии решения о сохранении имени, отчества и фамилии ребенка, присвоенных ему после усыновления, если усыновление отменено;
  • При передаче ребенка на воспитание в приемную семью; 
  • При восстановлении родителей в родительских правах.

Этот перечень является исчерпывающим и поэтому не подлежит широкому толкованию.
Каждый гражданин имеет право на имя (статья 19 Гражданского кодекса). Она включает, как правило, во-первых, индивидуальное имя, то есть имя человека, данное ему при рождении, во-вторых, отчество (родовое имя), в-третьих, фамилию, переходящую от родителей к потомкам.

Родители могут сами выбрать имя для своего ребенка. И надо сказать, что они руководствуются разными соображениями. Удивительно, но на выбор имени влияют не только их личные предпочтения, но и мода.

Заключение

Российское государство признает детство важным этапом в жизни человека и исходит из принципов приоритета в подготовке детей к полноценной жизни в обществе, развитии их социально значимой и творческой активности, воспитании у них высоких нравственных качеств патриотизма и гражданственности.

С этой целью были разработаны и приняты в России, федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" 1998 года, гарантирующий права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией, Семейным кодексом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Закон Кемеровской области 2001 года. "Об Уполномоченном по правам ребенка при губернаторе". Конвенция ООН о правах ребенка, Декларация ООН о правах ребенка.

Для того чтобы ребенок мог ориентироваться в огромном количестве правовых норм, мы создали памятную схему, которая позволит несовершеннолетним с раннего возраста знать свои права и обязанности и уметь ими пользоваться, привить навык жизни в правовом обществе, позволит вырастить полноценного гражданина.