Позднее западноевропейское Средневековье: города, возвращение Аристотеля, университеты

Предмет: Культурология
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 10.06.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по культурологии:

 

Много готовых рефератов по культурологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Христианство и личность: понимание свободы воли и греха средневековым человеком
Древнерусская культура
Итальянское Возрождение: «открытие человека», гуманизм и гуманисты, революция в искусстве
Реформация и ее влияние на западноевропейскую культуру: протестантизм, капитализм, либерализм


Введение:

В исторической науке понятие «средневековье» было усилено после провозглашения возвращения к древней культуре в эпоху Возрождения. «Промежуточные века» между античностью и ренессансом легкой рукой итальянских гуманистов стали называть средними.

Условность этой концепции очевидна, показательна огромная продолжительность этого периода - более тысячелетия, нет сомнений в важности и универсальности содержания этого этапа в истории человечества.

Для гуманистов эпохи Возрождения и деятелей французского Просвещения концепция средневековья была синонимом дикости и грубого невежества, а средневековья - времени религиозного фанатизма и культурного упадка. Наоборот, историки так называемой «романтической» школы начала XIX века. Средневековье называли «золотым веком» человечества, пели добродетели рыцарских времен и расцвет культурных и христианских традиций.

Социальная культура средневековья действует прежде всего как строго определенное взаимодействие социальных групп, основанное на сочетании прав на землю и места в обществе.

Основой средневековой культуры является взаимодействие двух принципов - собственной культуры «варварских» народов Западной Европы и культурных традиций Западной Римской империи - права, науки, искусства, христианства. Эти традиции были ассимилированы во время завоевания Рима «варварами». На их культуру повлияла языческая племенная жизнь галлов, готов, саксов, ютов и других племен Европы.

Взаимодействие этих принципов дало мощный импульс формированию самой западноевропейской средневековой культуры.

Сущность культуры любой эпохи, прежде всего, выражается в представлениях человека о себе, своих целях, возможностях, интересах.

В средневековой культуре эти идеи были в значительной степени сформированы церковными деятелями. Они стремились объяснить социальные отношения на модели отношений между человеком и Богом. Покорность, смирение, смирение становятся основными ценностями общественной жизни, которые проповедует христианское духовенство.

Принято различать как минимум три периода в течение тысячелетия средневековья: 

  • раннее средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 лет (до X - XI веков);   
  • высокое (классическое) средневековье. С X-XI веков до XIV века;  
  • позднее средневековье, XIV и XV вв. 

Раннее средневековье - время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы. Прежде всего, это те нашествие так называемых варваров (от латинского Барба - борода), которая с 2 века н.э. постоянно нападали на Римскую империю и селились на землях ее провинций. Эти вторжения закончились падением Рима.

Новые западные европейцы, как правило, приняли христианство, которое в Риме было государственной религией в конце его существования. Христианство в его различных формах постепенно вытеснило языческие верования по всей Римской империи, и этот процесс не прекратился после падения империи. Это второй по важности исторический процесс, который определил лицо раннего средневековья в Западной Европе.

Третьим значительным процессом стало формирование на территории бывшей Римской империи новых государственных образований, созданных теми же «варварами». Многочисленные франкские, германские, готические и другие племена были на самом деле не такими уж дикими. Большинство из них уже имели истоки государственности, владели ремеслами, включая сельское хозяйство и металлургию, и были организованы на принципах военной демократии. Вожди племен начали провозглашать себя королями, герцогами и т.д., постоянно сражаясь друг с другом и покоряя более слабых соседей. На Рождество 800 года король франков Карл Великий был коронован как католик в Риме и как император всего европейского Запада. Позже (900) Священная Римская империя распалась на бесчисленные герцогства, графства, графы, епископства, аббатства и другие судьбы. Их правители вели себя как совершенно суверенные мастера, не считая необходимым подчиняться каким-либо императорам или королям. Однако процессы формирования государственных образований продолжались и в последующие периоды. Характерной чертой жизни в раннем средневековье был постоянный грабеж и разруха, которым подвергались жители Священной Римской империи. И эти грабежи и набеги значительно замедлили экономическое и культурное развитие.

В период классического или высокого средневековья Западная Европа начала преодолевать эти трудности и возрождаться. Начиная с Х века сотрудничество по законам феодализма позволило создать более крупные государственные структуры и собрать достаточно сильные армии. Благодаря этому удалось остановить вторжения, значительно ограничить грабежи, а затем постепенно переходить в наступление. В 1024 году крестоносцы взяли Восточную Римскую империю от византийцев, а в 1099 году они захватили Святую Землю у мусульман. Правда, в 1291 году оба снова были потеряны. Однако мавры были изгнаны из Испании навсегда. В итоге западные христиане завоевали господство над Средиземным морем и его островами. Многочисленные миссионеры принесли христианство в королевства Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что эти государства вышли на орбиту западной культуры.

Наступление относительной стабильности предоставило возможность для быстрого восстановления городов и панъевропейской экономики. Жизнь в Западной Европе сильно изменилась, общество быстро утратило свой варварский характер, и в городах процветала духовная жизнь. В целом европейское общество стало гораздо богаче и цивилизованнее, чем во времена древней Римской империи. Важную роль в этом сыграла христианская церковь, которая также развивала и совершенствовала свое обучение и организацию. На основе художественных традиций Древнего Рима и бывших варварских племен возникло румынское, а затем и гениальное готическое искусство, а вместе с архитектурой и литературой развивались все другие его формы - театр, музыка, скульптура, живопись, литература. Именно в эту эпоху, например, были созданы такие шедевры литературы, как «Песня о Роланде» и «Романс о Розе». Особое значение имело то обстоятельство, что в этот период западноевропейским ученым была предоставлена ​​возможность читать труды древнегреческих и эллинистических философов, прежде всего Аристотеля. На этой основе, великая философская система Средневековья - схоластика - возникла и выросла.

Позже в средние века продолжались процессы формирования европейской культуры, начавшиеся во времена классики. Однако их ход был далеко не гладким. В XIV - XV веках Западная Европа неоднократно переживала сильный голод. Многочисленные эпидемии, особенно бубонная чума (Черная смерть), также привели к неиссякаемым человеческим жертвам. Столетняя война сильно замедлила развитие культуры. Однако, в конце концов, города возродились, ремесла, сельское хозяйство и торговля были созданы. Люди, которые выжили от эпидемий и войны, получили возможность устроить свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Феодальное дворянство, аристократы, вместо замков стало строить для себя великолепные дворцы как в своих имениях, так и в городах. В этом им подражали новые богатые люди из «низов», создавая домашний уют и соответствующий образ жизни. Создались условия для нового подъема в духовной жизни, науке, философии и искусстве, особенно в северной Италии. Этот рост с необходимостью привел к так называемому Ренессансу или Ренессансу.

Особенности культуры западноевропейского средневековья

Средневековая культура, как говорится, возникла на руинах древней культуры. Римская империя, которой удалось объединить многие малые народы почти всей Европы, в 5 - м веке н.э. был разорван на части внутренним раздором. Бесконечные атаки варваров (от латинского barba - борода) в конце концов уничтожили эту могущественную империю. Это из V века начинается история средневековой культуры и заканчивается эпоха древней культуры. Иногда началом средневековой культуры считается Рождество Христово, потому что именно оно стало формировать не только новое мировоззрение и новое отношение к миру, но и новые социальные формации: стали появляться новые формы культуры, возникло новое отношение к человеку.

Но на самом деле реальные изменения в культуре стали ощутимыми только в 5-м веке, потому что именно в это время древние идеи утратили свое значение, была понята история прошлого, но ничего принципиально нового не было создано ни в философии, ни в живописи, ни в в архитектуре. Была какая-то ностальгия по старой уходящей древней культуре, и в то же время была понята новая культура.

Это к V веку сформировались основные каноны христианства, на вселенских соборах были приняты церковные традиции, богословские учения. Это время, когда жил Николай Чудотворец из Мирлики, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Августин, Бонавентура, Боэций - те великие святые и философы христианства, которых сегодня называют Отцами Церкви. Они создали идеи, которые стали основой для нового мировоззрения, нового государства, новых отношений в обществе, новых культурных явлений, которые сыграли огромную роль в формировании нового человека. Новый человек - это свободный человек, творческий человек.

Что меняется с появлением христианства? Все это меняется - идеи о Боге, мире и сам человек. Прежде всего, Бог уже обращен к каждому человеку, а не к людям, как это было в язычестве. Бог есть начало сверхземного, то есть не подверженного естественным циклам. И это самое главное - Бог свободен от природы, созданной Им. И если Он свободен, то человек свободен, как его подобие. От того, что Бог адресован каждому человеку, концепция мира меняется. Мир не больше не что - то враждебное, но, наоборот, мир является удивительным свойством человека. Человек в мире, как и в себе, находит коренную причину всего - божественные силы, то есть дух. Это дух, который объединяет человека, Бога и мир в единое целое, и мир больше не кажется человеку независимым человеком, отличным от Бога, а становится великим творческим трудом, красота и тайна которого скрыты в глубине самого человека.

Наряду с этим взглядом на мир наука о материальных законах вселенной продолжает развиваться. Но это уже воспринимается не как самостоятельная наука о бытии, а как наука о материальных законах мира, в законах которых человек отражает свои собственные законы и учится использовать их в своих целях.

Именно такие глобальные изменения во взглядах человека на Бога, мир и себя произошли с появлением христианства, что потребовало совершенно другого отношения как к себе, так и к реальности. Важным двигателем культуры западноевропейского средневековья было учение о спасении души. Зачем нужно было спасать человека? Потому что человек умирает, человек страдает. Человек теряется в мире вещей и законов, в мире своих страстей и жестокости - Сам Господь спасает его от всего этого. Идея спасения души, обращенной к Богу с покаянием за свое несовершенство, стала главной в средние века, она была основой политики многих государств средневековой Западной Европы, политики Западной Церкви.

Аспекты интеллектуальной и художественной культуры западноевропейского средневековья 

Философия западноевропейского средневековья часто называлась служителем богословия, что не умаляет ее значения в истории культуры. Философия раннего христианства называлась апологетикой. Это имя происходит от названия и характера произведений - извинений, то есть произведений, направленных на защиту и оправдание христианской доктрины и деятельности христиан.

Философия раннего средневековья касалась вопросов, связанных с природой Бога, с возможностью его понимания, с проблемой бесконечности. Она была такой же парадоксальной, как и вся средневековая культура.

Первым философом, который перевел личное восприятие Бога из богословия в философию, был Филон Александрийский (25 г. до н.э. - 50 г. н.э.). Его попытка доказать идентичность и индивидуальность Бога была связана с божественными проявлениями. Филон Александрийский вводит концепцию Логоса в христианскую апологетику. В отличие от древней философии, Логос Филона предстает как дух, созданный Богом, который изначально был божественным разумом. После создания реального мира божественный разум стал имманентным миру. Идеи, как божественные компоненты, также противостоят миру. В представлении Филона о Логосе не было отождествления Логоса с Христом.

Интересная доктрина Климента Александрийского. В его «Учителе» все учения связаны с образом жизни человека, целью которого является достижение высокого духовного состояния и объединение с Богом через Логос.

Позднее было сформировано несколько философских школ, взгляды представителей которых основывались на определенных христианских позициях, полученных в ранней апологетике.

Картина мира была следующей: в центре мира были Бог и человек как Его творение. Западноевропейское средневековое мировоззрение характеризовалось теоцентризмом. Согласно теоцентрической картине мира, Бог создал мир из ничего, созданный актом его воли, благодаря его всемогуществу. Божественное всемогущество продолжает сохранять бытие мира.

Это мировоззрение называется креационизмом (от лат. Creatio, что означает «творение»). Догма творения переносит центр тяжести из естественного в сверхъестественное начало. Активный творческий принцип не в природе, не в космосе, а в человеке и, самое главное, в Боге. Поддержание существования мира - это постоянное его сотворение Богом. Если бы Божья творческая сила прекратилась, мир немедленно вернулся бы в ничто.

В XIII в. Богослов (богослов) Фома Аквинский (1225-1274) систематизировал учение креационизма и представил полную картину бытия, в которой рассматриваются законы Бога и мира.

Были определенные расхождения среди средневековых философов. В этих различиях особенно ярко проявлялась борьба материалистических и идеалистических тенденций. Дискуссия между философами была о том, каковы общие понятия («универсалии»). В философии было два основных направления - реалисты и номиналисты. Реалисты утверждали, что общие понятия существуют реально, независимо от их творения в разуме Бога, и они первичны по своей природе, то есть возникли до появления вещей в мире. Против реалистов были номиналисты, которые учили, что общие понятия - это просто названия вещей, и что они, следовательно, существуют «после вещей» и не имеют самостоятельного существования.

Часто в истории средневековую философию называют схоластикой (от «школы», то есть школы). В его истории выделяются три периода, которые в целом соответствуют общей периодизации средневековья: это ранняя схоластика IX-XII веков, зрелая схоластика XIII века и поздняя схоластика - XIV-XV вв. Развитая в эпоху безусловного господства в социальной жизни христианства, схоластика, естественно, заняла место «богословского слуги»: задачей философии было выяснение и обоснование религиозных истин. Во времена ранней схоластики христианская философия в основном опиралась на учения Аврелия Августина, который переработал платонизм, точнее, даже неоплатонизм, в духе христианства. Благодаря крестовым походам в руки западных европейцев большое количество книг вывозится с востока. Активный перевод позволяет познакомиться с широким кругом философских идей древних, арабских, еврейских философов. В конце XII-XIII вв. работы Аристотеля (до этого были известны только его книги по логике) и многочисленные комментарии к ним арабских и еврейских авторов пришли в Европу. Св. Фома Аквинский сумел добиться синтеза аристотелизма и христианства. Постепенно его идеи получили всеобщее признание, и Аристотель (до конца средневековья) стал крупнейшим авторитетом в теологии и философии.

Мистика как одно из направлений средневековой философии объединила эти идеи и разработала на своей основе свою концепцию бытия. Это учение происходит от Августина Аврелия (354-430). В мистике познание воспринимается не как направленные действия разума, а как откровения, данные Богом, когда человек достигает «чистоты» души и становится способным воспринимать откровения.

Западноевропейские философы, жившие в эпоху раннего средневековья, занимались в основном организацией и переводом древних мыслителей. Хотя это произведение не было творческим, его значение не так уж и мало: оно позволило древним авторам сохраниться в течение следующих столетий, способствовало созданию библиотек, которые стали центрами культуры и основой более поздних средневековых школ и университетов.

Литература

Литература западноевропейского средневековья очень разнообразна как по жанрам, так и по направлениям и направлениям в ней. Всю эту литературу можно разделить на литературу на национальных языках и на латыни. Прежде всего, литературу на национальных языках можно отнести к большому слою легенд и легенд языческого времени, сохраняемых каждым европейским народом, но он также включает в себя множество исторических хроник, а также самые известные из рыцарских романов и т.д. Образованные люди обычно пишут на латыни, что означает, в некотором смысле, «церковные люди» - это ученые духовенства. Существуют также исторические хроники, жизни святых, проповеди, «примеры», учения и писания богословского характера, из которых произведения мистиков занимают особое место, но в латинской поэзии вагантов также создавалась (ваганты странствующее племя ученых, средневековых студентов). 

Поэзия вагантов - это латинские стихи учёных священнослужителей, в основном поющие радости жизни и разлагающие церковные обычаи.

Святой Григорий (вторая половина VI века) получил прозвище «Двойной оратор». Выходец из благородной римской семьи, в юности он принял монашеские обеты, был настоятелем ряда монастырей, в 590 году он был избран римским епископом (папой) и оставался там 14 лет. Из его работ особенно знаменит сборник рассказов о чудесах итальянских аскетов и святых. Истории построены в форме диалогов между самим святым Григорием и его учеником Петром.

«Об подражании Христу» - одна из самых известных и распространенных книг позднего западноевропейского средневековья, она стала известна около 1418 года). Согласно традиции, Томас Кемписки считается автором книги. Он провел большую часть своей жизни в монастыре, где занимался перепиской книг и написанием собственных произведений - без указания своего авторства; Анонимность творчества является одной из характерных черт средневековой культуры в целом. «Об подражании Христу» - это мистический трактат, главное здесь не рассуждение, а опыт, он явно выражает стремление к экстазу, вызванное ощущением присутствия Бога. В XII-XIV вв. важное место в западноевропейской культуре занимает рыцарство. Рыцари, по сути, воины, но в разных частях света развились их представления об идеале воина. Христианский рыцарь - прежде всего борец за веру Христову, но рыцарь также является верным вассалом своего повелителя (верность - одно из самых ценных достоинств эпохи), он также является защитником слабых и оскорбленных, он также верный слуга своей прекрасной леди. Культ Прекрасной Дамы, созданный в Западной Европе под явным влиянием культа Девы Марии, не имеет аналогов в других частях света - это чисто европейское явление.

В это время развивался новый литературный жанр - рыцарский роман. Это своего рода переосмысленная героическая эпопея. Старый эпос обращен к национальной традиции, новый описывает современность. Рыцарский роман как жанр начался с античных сюжетов, но вскоре понадобился новый материал для пения подвигов - их кампании и их герои, отважные рыцари и страстные любовники. Герои новых эпопей приобретают авантюрно-учтивые черты. И в то же время сам роман претендует на подлинность, потому что описывает реальные события, настоящие войны, настоящие любовные свидания. И эта претензия на надежность становится главной характеристикой романа.

Возможно, на фоне мистических чудес, аллегорических фарсов и всевозможных мистификаций, которые пронизывали всю средневековую культуру, подлинность романа была своего рода противовесом, оборотной стороной мистического восприятия реальности.

И так же, как новый театр, театр мистики и драма человеческих страстей родился в литургической драме, так и рыцарский роман заложил основу для новой художественной литературы. Автор не просто пересказывал истории, которые он слышал, он создал свой собственный мир, свое пространство и свое время. Авторами первых романов были ученые священнослужители, которые составляли хроники или анналы исторических событий.

Первым, кто использовал слово «романтика», был Ю.Норман очень быстро слово «роман» стало обозначением новой литературной формы. Этот литературный жанр в последующие века стал самым популярным и распространенным жанром, заменив анналы и эпопеи.

Самый популярный роман XII-XIII вв. становится «Историей британцев» Галфрида Монмутского, в которой собраны все легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.

Рыцарский роман как литературный жанр можно считать чрезвычайно важным в истории западноевропейской средневековой культуры, потому что благодаря этому было описано много событий, которые описаны как реальные и реалистичные, в конфликте между человеком и государством, индивидуальным существом. и государственная служба, возвышенная любовь и страсть, которые до сих пор почти не различают. Именно с рыцарского романа начинается понимание особого мира книги, ее восприятия как реальности, основанного на особом авторском таланте, для создания картин реального мира с использованием слова.

Театр и Драма

В истории западноевропейского средневекового театра четко выделяются два периода: начало - V-XI вв. и зрелые - XII-XIV вв. Ранний период характеризовался различными видами народных гуляний с элементами театрализации, часто связанными с языческими обрядами (и поэтому преследуемыми церковью), и литургическими мистериями (похожими на византийские).

В XII веке практически во всех странах Западной Европы есть профессиональные актеры, перемещающиеся с места на место и чаще всего выступающие на городских площадях. Во Франции их называли гистрионами, в Германии - шпилями, в Польше - модниками и т.д. Постепенно среди гистрионов происходит «разделение труда»: комедианты, шуты, чье искусство близко к цирку, и жонглеры, которые рассказчики, певцы и музыканты, среди которых выделяются трубадуры - писатели и исполнители стихов, баллад и стихов.

Первым западноевропейским средневековым драматургом считается Адам де ла Аль (около 1238 - около 1287), в пьесах которого сказочные мотивы смешаны с сатирическими бытовыми мотивами.

Некоторые праздники славились своей театральностью, например, процессия в церковь в Вербное воскресенье. Антифонические, или диалоги, песнопения с вопросами и ответами, массы и канонические хоралы походили на театрализованное представление, прославляющее чудеса Господа или какого-то святого. В 970 году появилась запись инструкций или руководств для проведения таких драматических действий во время шествий или праздников. В него вошли описание костюмов, сюжетов, жестов, постановка сцены.

Развитие литургической драмы продолжалось двести лет. Сначала церковные облачения использовались как костюмы, а существующие архитектурные детали церквей - как декорации, но позже были изобретены специальные костюмы и детали оформления сценических представлений. Литургическая драма, как одно из самых важных зрелищных действий, позволяла неграмотным людям изучать библейские предметы. Эти пьесы назывались по-разному - пассины (страсти) и чудеса (чудеса). Спектакли были аллегорическими, и их главной целью было драматизировать спасение человечества.

В XIV-XV вв. театральные представления становятся все более распространенными. Это, прежде всего, фарсы, имеющие чисто светский и сатирический характер, чудеса, в которых образ сатирических будничных картин чередовался с чудесным вмешательством святого и самого Бога, а также с загадками на религиозные темы. Их не показывали в церквях и даже не на церковном крыльце, а на городской площади - известно, что тайны заказывали городские мастерские и городские власти. Но, конечно, тайны были поставлены под контроль церкви. Существует три основных формы ведения тайны. Во-первых, мимо зрителей могли пройти повозки, на которых были показаны отдельные эпизоды загадки. Во-вторых, тайну можно было показать на специальной кольцевой платформе: здесь действие происходило в разных местах платформы, а также на земле - в центре круга, образованного этой платформой. И, в-третьих, на прямоугольной платформе в этом случае на ней были установлены украшения в виде беседки, на которой изображен нужный предмет; если по ее внешнему виду было невозможно понять, что это такое, на нем была размещена пояснительная надпись: «небеса», «ад», «дворец» и т.д. Во время выступлений использовались многочисленные сценические эффекты. Текст Мистерий часто импровизировал. Поэтому сохранившиеся тексты не дают верного представления о характере исполнения в целом. В 1548 году во Франции тайны были запрещены - из-за сильного критического элемента в них.

Музыка

Музыка в средние века рассматривалась, прежде всего, как наука, как знание. Музыка была разделена на «мир» и «человек». Последнее может быть «теоретическим и практическим», то есть музыкой, в собственном смысле этого слова. Что касается «теоретической» музыки, то она, связанная со знанием мира «мировой музыки», была не чем иным, как философией математики.

Как и прежде, музыка в западноевропейском средневековье играла важную роль в духовной жизни общества. Можно различать светскую и духовную музыку, хотя они многое позаимствовали друг у друга. Светская музыка в основном была представлена ​​народными песнями, а также песнями вагантов, трубадуров, актеров и других профессиональных исполнителей.

Музыка была одним из «семи свободных искусств», центрами музыкального образования были монастыри, начиная с XII века. - Соборы и университеты. В XII веке в соборе Нотр-Дам в Париже предыдущее унисонное пение было заменено сложной полифонией, которая впоследствии широко использовалась во всей церковной и светской музыке.

Архитектура и строительство

В архитектуре Западной Европы в средние века преобладали два основных стиля: романский (в раннем средневековье) и готический - с XII века.

Основой романского синтеза была культовая архитектура, объединяющая художественные, идеологические, функциональные и конструктивные принципы в единое целое. Доминирующим типом религиозного сооружения была монастырская церковь, в которой дух эпохи был наиболее полно выражен. Это нашло отражение в совокупности духовной и материальной жизни Западной Европы романского времени, когда церковь была главной идеологической силой, а монастырь был культурным центром с умело налаженной экономикой, которая имела необходимые силы и средства для строительство. Доминантой на Западе стал удлиненный план, храм базиликового типа. Он был основан на идее пути как намека на «Крестный путь», путь страданий и искупления, как выражение основной идеи католицизма.

Новое слово в искусстве западного средневековья было сказано во Франции в середине XII века. Современники называли нововведение «французской манерой», потомки стали называть готикой. Время возникновения и расцвета готики - вторая половина XII и XIII веков - совпало с периодом, когда феодальное общество достигло своего апогея в своем развитии.

Готический стиль был продуктом совокупности социальных изменений эпохи, его политические и идеологические устремления, появившиеся в динамическом взаимодействии, возникли в результате их результирования. Ни одно явление того времени, каким бы значительным оно ни было, будь то «общинные революции» или борьба за консолидацию центральной власти, папскую теорию, схоластику или рыцарскую культуру, массовые движения, изменения в пространственных представлениях или рост в построении навыков, может индивидуально объяснить происхождение и развитие готики. Готика возникла во владении французских королей. А государи других стран - Англии, Испании, Чехии - ввели готику как символ христианской монархии.

Собор был важнейшим общественным местом города и оставался олицетворением «божественной вселенной». Во взаимоотношениях его частей они находят сходство с построением схоластических «сумм», а в изображениях - связь с рыцарской культурой. Суть готики заключается в сравнении противоположностей, в способности сочетать абстрактные идеи и живые ощущения жизни, космическую бесконечность вселенной и выразительную конкретность деталей, в способности проникать в земную плоть посредством движения духовной энергии. Это уравновешивание на грани двух контрастных сфер придало готическому искусству особую остроту, захватывающую пронзительность. В единстве противоположностей, в многозначности готического феномена следует искать причину несоответствия оценок, которые готика присуждала веками.

Изобразительное искусство

В средневековой культуре отношение к искусству было сложным и противоречивым. Какое-то время искусству не было отведено никакой роли в христианской культуре, затем монахи обрели свое значение в качестве Библии для неграмотных. Искусство было призвано иллюстрировать и интерпретировать библейские сюжеты.

По своей сути искусство не может играть только прикладную роль и к пятому веку. сформировалось новое понимание искусства - создание и отражение внутреннего духовного пространства человека, мира и Бога. Его прикладные цели, такие как приобщение человека к Богу, к духовным таинствам, остались в искусстве, но создание нового пространства стало главным. Икона византийских школ возникла в Византии. Именно там это «пространство» было развито больше всего, оно сохранилось до наших дней в православных иконах. Реалистичное изображение с четкой копией трехмерного пространства не удовлетворяло новым требованиям художников. Другое пространство, другой мир, мир духовных существ должен быть обращен к человеку. Инверсия характерна для средневековой культуры Западной Европы во всех ее проявлениях.

Изогнутые и разбитые пространства, отражающие многомерность духовной жизни, будут доступны художникам-авангардистам только в 20-м веке, спустя почти два тысячелетия, но они не сделают осознанного шага к преломлению пространства таким образом, чтобы показать четырехмерность и вообще многомерность пространств. Вот почему каноны иконописи в православной церкви так устойчивы.

Девизом нового христианского искусства были слова Августина, который провозгласил свою главную цель: «Не броди снаружи, а иди внутрь себя».

Христианский храм - это место, куда верующий вошел и где он присоединился в молитве с другими людьми и Богом. И именно внутреннее убранство говорило человеку о духовном откровении, о внутреннем диалоге между человеком и Богом, именно там весь духовный мир был открыт человеку. Поэтому средневековое искусство так символично. Образы духовного мира - это неописуемые образы, подверженные только внутреннему созерцанию, но смысл которых можно раскрыть через символ. На одном изображении неподключенный подключен. Вся глубина символа скрыта в этой полярности и одновременно множественности.

Фрески романских церквей сохранились только в редких памятниках, чаще всего провинциальных и сельских. Причина была в основном в технике нанесения краски. Романскими мастерами красили на мокрую и сухую штукатурку, наносили клейкими красками. Восковая темпера использовалась. Палитра римских фресок была, как правило, ограничена. Художники использовали чистые тона, но прибегли к двойному наложению краски: поверх приглушенного тона они рисовали более ярким цветом. В то же время, техника также менялась: для матового слоя использовалась клеевая краска, для светлых, блестящих тонов в композицию добавлялся воск.

Тип базиликовой церкви, распространенный на Западе, не позволял покрыть всю картину одним взглядом. Поэтому программисты и художники предпочитали библейские истории об историческом плане, располагая их в последовательности, определяемой средневековой типологией священного текста и сложным движением по внутренней части к алтарю и наоборот, включая обход столбов. Не было строго установленного канона в выборе и расположении сюжетов - относительно живописи романского храма, скорее, мы можем говорить только об общих тенденциях. Основной акцент был сделан на живопись центрального аспекта. Здесь они поместили образ Христа во славу, реже - образ Божией Матери. Под ними были ангелы, апостолы, святые, аллегории и персонификации. Иногда они писали отдельные агиографические сцены, они также были почти незаменимым мотивом для рисования склепа. Если это было свободно от emporia, изображение Страшного Суда появилось на западной стене храма, но это могло также быть замечено на триумфальной арке перед алтарем. В нижней части подвала доски были окрашены. Иногда она служила убежищем для гротескных и фантастических фигур.

Университеты

Университеты, появившиеся в Европе с 12-го века, стали центрами научных исследований, помогая установить бесспорный научный авторитет Аристотеля. В середине XIII века Фома Аквинский осуществил синтез аристотелевской философии и христианской доктрины. Он подчеркивал гармонию разума и веры, тем самым укрепляя основы естественного богословия. Но томистский синтез не остался без обратного звонка. В 1277 году, после смерти Аквинского, архиепископ Парижа объявил непригодным 219 заявлений Фомы, содержащихся в его трудах. В результате была разработана номиналистическая доктрина. Номинализм, который стремился отделить науку от богословия, стал краеугольным камнем в переопределении областей науки и богословия позже в 17-м веке. Более полная информация о философской культуре европейского средневековья должна быть дана в курсе философии. В течение 13-го и 14-го веков европейские ученые всерьез взялись за фундаментальные основы аристотелевской методологии и физики. Английские францисканцы Роберт Гроссестест и Роджер Бэкон представили математические и экспериментальные методы в области науки, а также способствовали дискуссии о зрении и природе света и цвета. Их оксфордские последователи представили количественный, логический и физический подход в своих исследованиях ускоренного движения. За Английским каналом в Париже Жан Буридан и другие стали концепцией импульса, в то время как он вложил ряд смелых идей в астрономию, что открыло дверь пантеизму Николая Кузанского.

Важное место в научной культуре европейского средневековья занимала алхимия. Алхимия была посвящена прежде всего поиску вещества, которое могло бы превратить обычные металлы в золото или серебро и служить средством бесконечно продления человеческой жизни. Хотя его цели и используемые средства были очень сомнительными и часто иллюзорными, алхимия во многих отношениях была предшественницей современной науки, особенно химии. Первые достоверные произведения европейской алхимии, дошедшие до нас, принадлежат английскому монаху Роджеру Бэкону и немецкому философу Альберту Великому. Они оба верили в возможность превращения низших металлов в золото. Эта идея поразила воображение, жадность многих людей на протяжении всего средневековья. Они полагали, что золото - самый совершенный металл, а низшие металлы менее совершенны, чем золото. Поэтому они пытались изготовить или изобрести вещество, называемое философским камнем, которое является более совершенным, чем золото, и, следовательно, может использоваться для совершенствования более низких металлов до уровня золота. Роджер Бэкон полагал, что растворенное в царской водке золото - эликсир жизни. Альберт Великий был величайшим практическим химиком своего времени. Русский ученый В.Л.Рабинович провел блестящий анализ алхимии и показал, что это был типичный продукт средневековой культуры, сочетающий магическое и мифологическое видение мира с трезвой практикой и экспериментальным подходом.

Пожалуй, самым парадоксальным результатом средневековой научной культуры является появление на основе схоластических методов и иррациональной христианской догмы новых принципов познания и обучения. Пытаясь найти гармонию веры и разума, сочетать иррациональные догмы и экспериментальные методы, мыслители в монастырях и теологических школах постепенно создали принципиально новый способ организации мышления - дисциплинарный. Наиболее развитой формой теоретического мышления того времени была теология. Именно теологи, обсуждая проблемы синтеза рациональной языческой философии и христианских библейских принципов, почувствовали те формы деятельности и передачи знаний, которые оказались наиболее эффективными и необходимыми для возникновения и становления современной науки: принципы обучение, оценка, признание истины, которые используются в науке сегодня. «Тезисы, защита, дебаты, звание, сеть цитирования, научный аппарат, объяснение современниками с использованием носителей - ссылки на предшественников, приоритет, запрет повторного плагиата - все это появилось в процессе воспроизводства духовных рамок, где обет безбрачия заставлял использовать «чужое» для духовной профессии, подрастающего поколения».

Богословие средневековой Европы в поисках нового объяснения мира впервые стало ориентироваться не на простое воспроизведение уже известных знаний, а на создание новых концептуальных схем, которые могли бы объединить столь разные, практически не связанные знания системы. В конечном итоге это привело к появлению новой парадигмы мышления - форм, процедур, отношений, восприятий, оценок, с помощью которых участники дискуссий достигают взаимопонимания. М.К.Петров назвал эту новую парадигму дисциплинарной. Он показал, что средневековое западноевропейское богословие приобрело все характерные черты будущих научных дисциплин. Среди них - «базовый набор дисциплинарных правил, процедур, требований к готовому продукту, способов воспроизводства дисциплинарного персонала». Вершина этих методов воспроизводства персонала была университетом, система, в которой все это находит процветание и работу. Университет в принципе, как специализированная организация, можно считать величайшим изобретением средневековья.

Заключение

Средневековье - это время интенсивной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предыдущих тысячелетий.

В эту эпоху люди смогли вступить на новый путь культурного развития, отличный от того, что они знали раньше. Пытаясь примерить веру и разум, выстраивая картины мира на основе имеющихся у них знаний и с помощью христианской догмы, культура средневековья создавала новые художественные стили, новый городской образ жизни. Вопреки мнению мыслителей итальянского Ренессанса, средневековье оставило нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе учреждения научного знания и образования.

Образ, предложенный философом, ученым и культурологом М.К.Петровым: он сравнил средневековую культуру с лесами. Без них невозможно построить здание. Но когда строительство завершено, леса убираются, и вы можете только догадываться, как они выглядели и как они были расположены. Средневековая культура, по отношению к нашей, современной, играла роль таких лесов: без нее западная культура не возникла бы, хотя сама средневековая культура была в основном не такой. Поэтому нужно понять историческую причину столь странного названия этой долгой и важной эпохи в развитии европейской культуры.