Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 03.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Тенденции развития мировой экономики
Тенденции и проблемы инвестирования в энергетику России
Социально-экономический анализ конкурентоспособности предприятий в России
Повышение конкурентоспособности российской экономики


Введение:

В условиях развития процесса глобализации, усиления конкуренции, агрессивной политики иностранных производителей на внутреннем рынке России, а также в связи с задачей развития российского экспорта возрастает значение повышения конкурентоспособности российских предприятий. Конкуренция вынуждает предприятия обеспечивать себя устойчивыми конкурентными преимуществами и разрабатывать систему обеспечения конкурентоспособности.

Обеспечение стратегической конкурентоспособности предприятия является одним из основных приоритетов развития экономической науки в Японии, США, Китае и других развитых странах. В Японии существует 14 специализированных консалтинговых компаний, которые занимаются оценкой конкурентоспособности предприятий и разработкой рекомендаций по ее повышению. В Германии и США существуют учебные заведения, которые целенаправленно готовят специалистов в области стратегического управления конкурентоспособностью.

Опыт развитых стран показывает, что оптимизация конкурентоспособности предприятий невозможна без использования современных информационных технологий, основанных на экспертных методах оценки, нейронных сетях, генетических алгоритмах и многомерном статистическом анализе.

В выпускной квалификационной работе рассматриваются понятия, сущность конкурентоспособности предприятия, пути повышения конкурентоспособности, а также анализируется финансовое состояние ООО Ирафская швейная фабрика.

Целью диссертационной работы является изучение системы обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Объектом исследования является промышленное предприятие ООО Ирафская швейная фабрика.

Предметом исследования является конкурентоспособность как фактор обеспечения устойчивого развития предприятия.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи: 

  • Изучение понятия конкурентоспособность предприятия и способов определения ее уровня;
  • Для анализа факторов конкурентоспособности предприятия взгляд на эту проблему раскрывается известными экономистами-теоретиками;
  • Определить основные направления повышения конкурентоспособности предприятия;
  • Оцените степень обеспечения конкурентоспособности ООО Ирафская швейная фабрика, ее уровень и динамику;
  • Выявить резервы и разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО Ирафская швейная фабрика.

Теоретические основы управления конкурентоспособностью промышленного предприятия

В современном мире понятия конкуренция и конкурентоспособность имеют серьезное значение, поскольку от степени эффективности предприятия зависит его дальнейшая судьба. В связи с появлением большого количества новых предпринимателей, инновационных технологий, новых видов бизнеса, развитием новых рыночных условий возникает необходимость эффективного управления повышением конкурентоспособности как новых предприятий, так и тех, которые уже имеют свою нишу и прочно закрепились на рынке.
Конкурентоспособность - это динамическая категория, и эта динамика обусловлена прежде всего внешними факторами, значительную часть которых можно признать управляемыми параметрами.

Рассмотрим несколько подходов к определению понятия конкурентоспособность.
Конкурентоспособность - это способность определенного объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.

Конкурентоспособность - это не только способность предприятия выдерживать конкуренцию и иметь высокий уровень дохода, это более глубокое понятие и требует соответствующего анализа.


Конкурентоспособность предприятия определяется степенью удовлетворения потребностей его целевой аудитории. Этот важный фактор имеет решающее значение в современной экономике и охватывает всех без исключения участников рынка.

Конкурентоспособность включает в себя абсолютно все звенья в организации, производство конкурентоспособной продукции, эффективное финансовое управление, персонал, правильно организованную маркетинговую компанию, стратегию компании и так далее. Все это влияет на получение первого места в конкурсе.

Одним из основных стратегических направлений деятельности предприятий должно стать создание и успешное управление конкурентными преимуществами.

Конкурентное преимущество - это система, обладающая исключительной ценностью, которая дает ей преимущество перед конкурентами в экономической, технической и организационной сферах деятельности.

Важнейшие конкурентные преимущества: 

  • Рентабельность производства;
  • Вид инновационной деятельности;
  • Уровень производительности труда;
  • Уровень эффективности стратегического планирования и управления компанией;
  • Адаптивность.

Определение конкурентного преимущества неразрывно связано с его созданием. Однако в ходе анализа компания может также выявить те преимущества, которые уже существовали, но не были использованы, как правило, они имеют естественное происхождение. Открытие определенного состава конкурентных преимуществ предполагает их формирование, а формирование, создание абсолютно нового преимущества для предприятия.
Процесс создания и формирования конкурентных преимуществ определяется различными авторами. Например, некоторые считают, что создание конкурентного преимущества и создание конкурентоспособных продуктов идентичны. Иными словами, они могут удовлетворить как новую потребительскую потребность, так и традиционную, но на более высоком качественном уровне.

Использование конкурентного преимущества имеет разные цели, например, его можно использовать для формирования стратегии компании, принятия решений по потребительским сегментам, при принятии решения о расширении продуктовой базы и так далее. Для укрепления конкурентных позиций необходимо систематически контролировать выявление конкурентных преимуществ.

Майкл Портер в своих работах подробно рассмотрел сущность конкуренции и ее движущие силы. Он пришел к выводу, что конкуренция включает в себя не только непосредственных участников, но и потребителей, потенциальных участников и замещающие продукты.

Эти силы в конечном счете определяют условия, в которых функционирует тот или иной рынок и составляющие его единицы. Способность компании к конкуренции и ее конкурентный потенциал определяются совокупным воздействием и состоянием вышеперечисленных сил. Также их значение определяется структурой отрасли, ее производственными, технологическими, экономическими и другими характеристиками.

Принято разделять понятия конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность продукции. Но следует отметить, что конкурентоспособность предприятия напрямую зависит от конкурентоспособности производимого им продукта.

Разумно полагать, что не следует разделять два непосредственно связанных понятия. Понятно, что каждая из этих двух категорий имеет свое определение, но, по нашему мнению, без одной другой существовать не может. Также необходимо учитывать, что продукт не будет иметь достаточного спроса, если для его производства не используются мощные и качественные производственные ресурсы, а они, в свою очередь, могут быть приобретены с достаточным количеством финансовых ресурсов, которые, в свою очередь, привлекаются из собственных или заемных источников, подобно тому, как, в зависимости от квалифицированного персонала, зависит уровень вливания заемных средств в предприятие, подобно тому, как продажи и высокий спрос, как важная составляющая, определяют сервис, и, наконец, что предприятие функционирует как часы, необходимо разработать качественную стратегию развития. Вся эта цепочка формирует общую конкурентоспособность всего предприятия.

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что конкурентоспособность необходимо рассматривать как общую категорию, включающую в себя все виды деятельности предприятия. Поэтому обе эти категории должны рассматриваться в тесной взаимосвязи, конкурентоспособность продукции является подпунктом конкурентоспособности предприятия.

Существует несколько научных подходов к управлению конкурентоспособностью:

  • Системный подход рассматривает объект как многокомпонентную систему. Это своего рода совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, которые могут влиять на результат функционирования и использования того или иного объекта. Важность применения этого подхода при изучении объектов, состоящих из различных взаимосвязанных частей, объясняется тем, что в таких объектах проявляется принцип эмерджентности. В соответствии с этим принципом совокупный объект обладает качествами, которые не присущи каждому из его составных элементов, рассматриваемых отдельно друг от друга. При объединении таких элементов возникает дополнительный синергетический эффект, который порождается не отдельными частями системы, а их взаимосвязью и совместным действием;
  • Инновационный подход к управлению основан на направлении развития производства предприятия в пользу активизации инновационной деятельности в области базовых наукоемких технологий. Они являются двигателями развития производственной системы. Предприятие должно понимать, что факторы производства и инвестиции являются средством научно обоснованной инновации, а не ее цель.

​​​​​​​В случае комплексного (междисциплинарного) подхода рассматриваются следующие аспекты управления и их взаимосвязи: 

  • Технический;
  • Экологический;
  • Экономика;
  • Организационный;
  • Общественный; 
  • Психологический.

Проблема не будет решена полностью, если вы пропустите хотя бы один аспект управления.

Глобальный подход осуществляется путем формирования новых информационных технологий. Такой подход значительно упростил процесс международной интеграции и сотрудничества. Учитывая это, решение большинства проблем управления должно отвечать требованиям последовательности, логики и сложности в рамках глобального сообщества. Сегодня для решения вопросов международной стандартизации, метрологии и сертификации используется глобальный подход.

В основе маркетингового подхода лежит клиентоориентированность подсистемы управления в случае решения каких-либо задач.

Используя данный подход, формируется определенный перечень приоритетов для выбора критериев управления: 

  • Повышение качества объекта в соответствии с потребностями потребителей; 
  • Экономия ресурсов потребителей за счет повышения качества продукции, услуг и других факторов;
  • Экономия ресурсов в производственном процессе за счет внедрения экономик масштаба, НТП и совершенствования системы управления.

Использование исключительного подхода в управлении конкурентоспособностью позволяет субъекту управления приобретать исключительное право на использование инновации в любой сфере деятельности или конкурентного преимущества по своему усмотрению.

Объектом реализации здесь являются: 

  • Конкурентоспособный персонал; 
  • Патент;
  • Торговая марка;
  • Новая информационная технология.

Исключительная ценность будет создаваться за счет использования современных научных подходов, методов и технологий управления различными объектами.

Планирование - это функция управления, которая анализирует ситуации и факторы внешней среды, прогнозирует и оценивает альтернативные варианты достижения запланированных целей.

Процессная организация - это функция управления, представляющая собой комплекс управленческих и производственных процессов по реализации планов, установлению взаимосвязей, организации взаимодействия и координации работы компонентов системы.

Учет и контроль - это функция управления для фиксации ресурсов на различных этапах управления. Обеспечивает выполнение программ, реализующих управленческие решения.

Мотивация - это процесс, который побуждает и вас, и других действовать в интересах достижения целей компании.

Регулирование - это функция менеджмента по изучению изменений факторов внешней среды, оказывающих существенное влияние на эффективность управления.

Структурное, в управлении конкурентоспособностью, определяет значимость приоритетов среди факторов конкурентоспособности. Его цель состоит в том, чтобы установить необходимость сбалансировать и увеличить распределение ресурсов. Прежде чем применять этот подход, необходимо структурировать проблему и выявить элементы, составляющие эту структуру.

Поскольку конкурентоспособность является сложной экономической категорией, она обычно рассматривается на четырех уровнях: 

  • Конкурентоспособность продукции;
  • Конкурентоспособность предприятий;
  • Конкурентоспособность отрасли; 
  • Конкурентоспособность стран.

В систематическом исследовании понятия конкурентоспособности г. Азоев и А. Челенков выделяют иерархическую структуру, последовательно включающую оценку продукта, предприятия, отрасли и экономики с точки зрения их превосходства над аналогичными конкурирующими объектами.

Факторы, влияющие на конкурентоспособность компании

Конкурентоспособность, чрезвычайно важный показатель, как для компании, так и для потребителей ее продукции. Производители стремятся продать свою продукцию, получить максимальную прибыль и завоевать как можно больше покупателей, а те, в свою очередь, чтобы удовлетворить свои потребности, выбирают товар исходя из уровня качества и приемлемой для себя цены.

Выделим некоторые факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия:

  • Динамика масштабов долгосрочного спроса. Колебания долгосрочного уровня спроса-увеличение или уменьшение, играют важную роль в принятии решения об инвестировании в предприятие, которое будет наращивать производственные мощности. При увеличении долгосрочного спроса на рынок выходят новые предприятия, в то время как в случае снижения, наоборот, происходит их отток;
  • Динамика структуры спроса. Эти изменения происходят в связи с изменением определенных потребительских требований к продукции предприятия и его деятельности в целом, изменением ассортимента новой продукции, созданием новых каналов сбыта, обновлением отраслевой продукции, влияющей на методы производства, эффективные масштабы производства, маркетинговые затраты, каналы сбыта;
  • Технологическая инновация. Этот фактор может существенно изменить требования к количеству предприятий, успешно работающих на рынке. Если предприятие имеет высокую тенденцию к внедрению инноваций, то оно обеспечивает высокий уровень инвестиций, что гарантирует ему стабильный уровень спроса на долгосрочную перспективу;
  • Маркетинговая инновация. Предприятия, предлагающие свою продукцию на рынок, используя новые методы повышения потребительского интереса и снижения удельных издержек, приводят в движение новые силы, изменяющие условия конкуренции и позиции конкурирующих фирм;
  • Динамика лидерства. Тенденция изменения позиций ведущих игроков на рынке, появление новых ключевых игроков;
  • Распространение достижений. Доведение новой технологии до сведения конкурентов, дистрибьюторов, поставщиков и потребителей снижает барьеры для входа в отрасль;
  • Динамика эффективности. В том случае, если отрасль принесет новые эффективные масштабы, снижающие затраты на единицу продукции, крупные предприятия могут заставить другие компании действовать по стратегии фиксированного роста;
  • Предпочтения клиентов. Здесь потребители считают, что потребительские товары, приобретенные по низкой цене, в принципе могут удовлетворить их предпочтения так же, как и аналогичные, только по более высокой цене;
  • Государственное регулирование рынка. Этот фактор определяет важность государственного регулирования экономических отношений на рынке, что может повлиять на конкурентные условия;
  • Рост решимости. Это означает снижение неопределенности и риска. Новые отрасли характеризуются большим количеством неопределенности относительно потенциальных рыночных возможностей.

Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его адаптации к условиям рыночной конкуренции и зависит от ряда факторов, таких как емкость рынка (количество годовых продаж), легкость выхода на рынок, тип выпускаемой продукции, однородность рынка, конкурентные позиции предприятий, уже работающих на этом рынке, возможность использования технических инноваций.

Метод, основанный на теории эффективной конкуренции, дает нам представление о конкурентоспособности предприятия и охватывает наиболее важные аспекты его хозяйственной деятельности. Согласно этому методу, наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где лучше всего организована работа всех отделов и служб.

Анализ конкурентоспособности компании

Проблема качества и конкурентоспособности продукции является универсальной в современном мире. Многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя, зависит от того, насколько успешно она решается. Конкурентоспособность - это концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, производить и продавать товары и услуги.

Фактор конкуренции является обязательным, заставляя производителя постоянно заниматься системой качества и общей конкурентоспособностью своей продукции, а рынок объективно и строго оценивает результаты своей деятельности.

Как известно, конкурентоспособность предприятия - это реальная и потенциальная способность предприятия с учетом имеющихся у него возможностей проектировать, производить и реализовывать в конкретных условиях Товары по своим потребительским и стоимостным характеристикам в комплексе более привлекательные для потребителей, чем продукция конкурентов. Поэтому для объективной оценки параметров необходимо использовать те же критерии, которые использует потребитель при выборе товара на рынке.

По результатам проведенного анализа предлагается использовать стратегию развития предприятия, ориентированную на использование конкурентных преимуществ и маркетинговую деятельность. Проанализировав возможности и угрозы, слабые и сильные стороны, необходимо рассмотреть состояние системы.

Заключение

Основной задачей хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики является обеспечение конкурентоспособности. Практика показывает, что эта цель чаще всего достигается предприятиями с более высоким конкурентным потенциалом. Под конкурентным потенциалом предприятия понимается как реальная, так и потенциальная способность предприятия разрабатывать, производить, продавать и обслуживать конкурентоспособную продукцию в определенных сегментах рынка, превосходящую по качественным и ценовым параметрам аналоги и пользующуюся более приоритетным спросом у потребителей.
Конкурентоспособность - это динамическая категория, и эта динамика обусловлена прежде всего внешними факторами, значительную часть которых можно признать управляемыми параметрами.

Конкурентоспособность предприятия - это его способность управлять всеми факторами производства в краткосрочной и долгосрочной перспективе (деньгами, сырьем, рабочей силой и предпринимательской мотивацией) таким образом, чтобы производимые им товары или услуги занимали стабильную или расширяющуюся нишу на его целевом рынке. 

Единственно правильный путь поведения компании для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития-это уделять повышенное внимание анализу внешней и внутренней среды. Это подразумевает комплексный анализ, который может быть проведен с использованием вышеуказанных методов, что дает достаточно четкое и объективное представление о конкурентной позиции предприятия. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность стратегических и оперативных управленческих решений.

Анализ внутренней и внешней среды предприятия - это важный и сложный процесс разработки стратегии предприятия, требующий тщательного мониторинга процессов, происходящих во внешней среде, оценки факторов и установления связи между факторами и сильными и слабыми сторонами предприятия, а также возможностями и угрозами, содержащимися во внешней среде. Очевидно, что если предприятие не отслеживает изменения внешней среды и не развивает свои внутренние преимущества, то оно может потерять свое конкурентное преимущество.

Детальный обзор производственной деятельности ООО "Ирафская швейная фабрика" позволил проанализировать конкурентоспособность данного предприятия, определяемую множеством факторов. Выявить конкурентные преимущества путем сравнения с предприятиями-конкурентами по качеству выпускаемой продукции и оказываемых услуг, эффективным маркетинговым стратегиям и продажам, уровню кадрового и управленческого состава, техническому обеспечению производства.

В ходе анализа внешней среды предприятия были изучены основные факторы макросреды, влияющие на результаты развития предприятия, экономические, политические, технологические, правовые и социальные. Мы рассматриваем факторы непосредственного окружения, то есть ту часть внешней среды, с которой предприятие имеет непосредственное взаимодействие-покупателей, поставщиков, конкурентов. Была создана карта наиболее выгодных потребителей, определены лучшие поставщики, проведена сравнительная оценка основных конкурентных преимуществ ООО "Ирафская швейная фабрика".