Поведение потребителя в рыночной экономике

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 12.10.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 


Введение:

В течение своей жизни человек должен есть, одеваться, защищать себя от неблагоприятных природных условий, сопротивляться и поддерживать свое тело в нормальном состоянии, то есть удовлетворять его самые разнообразные потребности. Человеческие потребности практически ненасытны, поскольку всегда существуют ограничения для их полного удовлетворения, такие как земля, труд, капитал. Следовательно, существует потребность в экономическом выборе, необходимость распределять имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворять их собственные потребности. Удовлетворение потребностей человека осуществляется за счет использования различных товаров и ресурсов. Ограниченный ресурс денежных доходов может быть распределен между текущим и будущим потреблением; между товарами длительного пользования и непосредственным потреблением; между небольшим количеством дорогих и большим количеством дешевых товаров. Каждый супермаркет предлагает покупателю огромное количество товаров. Однако из-за ограниченных финансовых ресурсов он не может удовлетворить все свои запросы. Поэтому человек, в первую очередь, интересуется ценами и, основываясь на полученной информации, покупает набор товаров, который лучше всего соответствует его желаниям и возможностям.

Я выбрал эту тему, потому что поднятые в ней проблемы имеют большое практическое значение как для каждого отдельного человека или группы людей, в форме потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.

Цель написания моей работы рассмотреть весь спектр побудительных факторов, которыми руководствуется потребитель при выборе товара, изучить теорию поведения потребителя и его развитие на современном рынке, а также рассмотреть рыночный спрос. Исследуйте компромиссы, без которых невозможно представить себе потребительскую жизнь. Я изучаю, как потребители принимают решения о покупке и как они реагируют на меняющиеся внешние обстоятельства. 

Задачи: объяснить суть теории поведения потребителей, изучить кривые безразличия и карты, функции полезности, бюджетные ограничения. Изучить характеристики потребительского спроса и факторы, определяющие поведение потребителей. Изучите рыночный спрос и зависимость спроса от рыночной цены и рассмотрите рыночный спрос в России. 

Каждый потребитель сталкивается с тремя вопросами: 1. Что купить? 2. Сколько это стоит? 3. Будет ли достаточно денег, чтобы сделать покупку? Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо выяснить полезность вещи для потребителя, чтобы ответить на второй выяснить цену, решить третий вопрос определить доход потребителя. Эти три вопроса полезность, цена и доход составляют содержание теории поведения потребителей. В своей работе я постараюсь определить их отношения. 

Выбор потребителя и его особенности

Поведение потребителей это процесс формирования спроса покупателей, которые выбирают товары исходя из цен и личного бюджета. Известно, что денежные доходы оказывают непосредственное и непосредственное влияние на спрос, а цены на количество приобретаемых товаров. 

Поведение покупателей, их выбор в мире товаров носит сугубо индивидуальный характер. Каждый покупатель руководствуется своими собственными вкусами, отношением к моде, дизайном товара и другими субъективными предпочтениями. Здесь можно сгруппировать покупателей только по социально-демографическим факторам: общая численность населения региона; распределение по возрастной структуре; количество мужчин и женщин; особенности их занятости и образа жизни и т. д. 

Формирование рыночного спроса основывается на решениях отдельных потребителей конкретных товаров. Достоинством в теории потребления является любой объект потребления, который приносит некоторое удовлетворение потребителю, то есть повышает уровень его благосостояния. 

Полезность товара это способность экономического товара удовлетворять одну или несколько потребностей человека; В результате исследований в XIX в. выявлена ​​закономерность: последовательно потребляемые части товара имеют все меньшую полезность для потребителя. Предполагается, что вкусы потребителей постоянны, а функция потребления непрерывна. Это означает, что любое бесконечно малое увеличение количества товара Q соответствует увеличению общей полезности TU. Хотя общая полезность постепенно увеличивается с увеличением количества товаров, предельная полезность MU каждой дополнительной единицы товара неуклонно снижается. Максимальное удовлетворение общей полезности достигается в точке A, когда предельная полезность становится равной нулю. Это означает, что добро полностью удовлетворяет потребность. Если дальнейшее потребление вредно (предельная полезность товара отрицательна), то общая полезность уменьшается. Чем больше у нас товаров, тем меньше ценность для нас каждой дополнительной единицы этого товара. Таким образом, цена товара определяется не его общей, а предельной полезностью для потребителя. Поскольку предельная полезность экономического блага для потребителя уменьшается, производитель может продавать дополнительные количества своей продукции, только если он понижает цену. Закон убывающей предельной полезности лежит в основе определения спроса. 

Рассматривая основы теории потребления, мы исходим из того, что потребитель, выбирая приобретенный товар, обладает определенными последовательными индивидуальными вкусами и предпочтениями, что он ограничен в удовлетворении своих вкусов и предпочтений за счет бюджета и что в них Условия он делает выбор, который обеспечивает максимально возможную полезность.

Первой такой обязательной предпосылкой или аксиомой теории потребительского выбора, обеспечивающей существование системы последовательных предпочтений, является аксиома полного упорядочения потребительских предпочтений. Чтобы построить теорию, объясняющую поведение потребителей, как минимум, необходимо, чтобы само поведение было видимым, то есть для реального потребителя принимать определенные решения в сфере потребления и затем реализовывать их, например, выбирать одежду определенного цвета. и вырезать и купить их. Но ни одно решение не может быть принято без предварительного определения данным потребителем своего отношения к рассматриваемым товарам и их комбинациям. Поэтому потребитель, который совершает покупку, всегда может либо указать, какой из каждых двух сравниваемых наборов товаров лучше, чем другой, либо считать их равными. 

Третья аксиома теории потребительского выбора это рефлексивность потребительских предпочтений каждый набор товаров должен быть не хуже и не лучше, чем он сам. Фактически это означает, что предпочтения любого потребителя в данной ситуации выбора должны быть зафиксированы на одних и тех же наборах товаров, и отношение потребителя к ним не должно меняться в этом процессе выбора. 

В дополнение к этим аксиомам, которые являются универсальными по своей природе, для построения довольно практической теории потребления также необходимо сделать предположения менее обязательного характера. Наиболее важным здесь является предположение о том, что потребности являются ненасыщенными при решении каждой данной проблемы потребления всегда будет предпочтительнее большее количество любого товара, чем меньшее количество того же самого товара, то есть «чем больше, тем лучше». Соответственно, набор товаров, в котором количество каждого из видов товаров составляет не менее одного и того же количества товара, хотя бы один тип больше другого, всегда будет рассматриваться нами как более предпочтительный. Следует иметь в виду, что это допущение не соответствует анти-товарам товарам с отрицательной полезностью. Потребление анти-добра не увеличивается, но снижает уровень благосостояния данного потребителя. Следует иметь в виду, что анти-выгоды для одних потребителей могут в то же время иметь положительные преимущества для других. Например, сигаретный дым для курильщика и некурящих в одной комнате. 

В современной теории потребительского выбора предполагается, что:

  1. денежный доход потребителя ограничен; 
  2. цены не зависят от количества товаров, приобретаемых отдельными домохозяйствами;
  3. все покупатели хорошо знают предельную полезность всех продуктов;
  4. потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.

Теория потребительского выбора основана на следующих постулатах:

  1. Множественные виды потребления. Каждый потребитель хочет потреблять широкий спектр индивидуальных товаров.
  2. Десатурация. Потребитель стремится получить больше любых товаров и услуг, он не удовлетворен ни одним из них. Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна.
  3. Транзитивность. Теория потребительского выбора основана на последовательности и некоторой последовательности вкусов потребителей.
  4. Замена. Потребитель соглашается отказаться от небольшого количества товара А, если ему предлагается взамен большее количество замещающего товара.
  5. Уменьшение предельной полезности. Предельная полезность любого товара зависит от его общего количества, которое имеет данный потребитель. 

История изучения поведения потребителей

Первые попытки разработать теорию потребления связаны с рядом ключевых фигур в обществознании XIX и XX веков. Карл Маркс выдвинул идею товарного фетишизма. В конце XIX века американец Т. Веблен предложил теорию престижного потребления. Немецкий социолог и экономист В. Зомбарт предложил концепцию роскоши. Другой немецкий социолог М. Вебер сформулировал концепцию статуса группы и протестантской этики. Эти имена часто цитируются в исследованиях потребления. 

Более конкретные исследования потребительского поведения пришли позже. Логика появления этого направления примерно такова: экономическая наука породила маркетинг, одним из разделов которого является «Поведение потребителей». Впоследствии в маркетинге появилась независимая дисциплина «Поведение потребителей». 

Маркетинговые курсы впервые преподавались в американских университетах в 1902 году. Но только в конце 1920-х и начале 1930-х годов учителя, преподававшие эти курсы, стали считать себя больше маркетологами, чем экономистами. Развитие «Поведения потребителей» как отдельной академической дисциплины началось в Соединенных Штатах в 1950-х годах в отделах маркетинга коммерческих колледжей и бизнес-школ. Исследование потребительского поведения в Северной Америке и Европе началось ранее. Так, уже в конце 1920-х начале 1930-х годов Пол Лазарсфельд и его коллеги в Вене провели опрос потребителей, используя опросы потребителей для изучения рынка ряда потребительских товаров. 

С самого начала маркетинговое исследование потребительского поведения характеризовалось сосредоточением внимания на отдельном индивидуальном потребителе. При таком подходе потребности потребителя рассматриваются как врожденные, а не формируются обществом или рынком, поэтому фирмы стремятся зацепить потребителя, предлагая товары или услуги, которые удовлетворяют эти потребности лучше, чем те, которые предлагают конкуренты. 

В 1960-х годах в психологии появились новые тенденции в исследованиях поведения потребителей. Они были основаны на понимании потребителя как информационного процесса. Потребитель стал как компьютер, который получает и обрабатывает информацию, чтобы подготовить решение относительно выбора продукта или услуги. Эта тенденция в изучении поведения потребителей объединилась с изучением когнитивных процессов в психологии. Первые учебники были построены в основном в рамках этого понимания проблемы, хотя некоторые темы, связанные с культурой, субкультурой, группами, классами, влиянием семьи и личности, были вставлены туда. 

Потребительские предпочтения и потребительский выбор

Потребительские предпочтения это признание преимуществ одних товаров над другими товарами, то есть признание одних товаров лучше, чем других. Потребительские предпочтения субъективны. Оценки полезности каждого выбранного товара также субъективны. Но выбор потребителя определяется не только его предпочтениями, он также ограничен ценой выбранного товара и его доходом. 

Потребительский выбор это выбор, который максимизирует функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов. Для точного анализа поведения потребителя необходимо формально описать его целевые параметры, то есть зависимость уровня полезности от набора потребляемых товаров. Эта зависимость является функцией полезности. 

Предельная полезность выражает, сколько дополнительной полезности приносит дополнительная единица товара. Предельная полезность 0 означает насыщение. Утилита выделяет фундаментальный момент в поведении потребителя, который выбирает конкретный набор товаров: он служит критерием выбора, показывает, насколько необходим тот или иной объект выбора для данного экономического субъекта в данных условиях, определяет то, что потребитель стремится в данной ситуации. По сути, это целевая функция действий потребителя в процессе выбора, количественное значение которого он стремится максимизировать. По сути, функция полезности это особая форма выражения порядка предпочтений потребителя. 

Существуют разные уровни формализации предпочтений разных групп потребителей, из которых следуют разные уровни количественной соизмеримости выгод. Это выражается порядковыми и основными функциями полезности. 

Порядковая функция полезности выражает только определенную последовательность, порядок, в котором расположены классы безразличия или группы наборов товаров, которые эквивалентны для данного потребителя, например, от менее предпочтительного к более предпочтительному.

Кардинальная функция полезности это функция полезности, которая возникает, когда мы можем не только определить расположение и последовательность классов безразличия, но и указать, как мы оцениваем разницу в уровнях благосостояния, соответствующую каждому из этих классов безразличия. Согласно этой теории, экономисты предполагают, что покупая все больше и больше товаров, покупатель стремится повысить их общую полезность для себя. Накопленная сумма полезности от всех агрегатов приобретенных единиц товара называется общей полезностью. 

Используя основную функцию полезности, можно охарактеризовать не только общую полезность, но и предельную полезность дополнительное повышение заданного уровня благосостояния, получаемого от потребления дополнительного количества товаров. Проще говоря, маргинал называется дополнительной полезностью, получаемой от потребления каждой последующей единицы продукции. При сильной жаре первый стакан воды будет иметь очень высокую полезность, второй меньше, а пятый может оказаться совершенно бесполезным. Таким образом, предельная полезность обратно пропорциональна потреблению. 

Поведение потребителя в рыночной экономике

Нисходящая форма кривой спроса может быть объяснена не только на основе теории предельной полезности. Так называемый эффект дохода заключается в том, что если цена продукта уменьшается, то часть дохода потребителя освобождается для покупки дополнительных единиц этого или какого-либо другого продукта. Падение цены даже на один товар оказывает незначительное влияние на общий уровень цен и делает потребителей относительно более богатыми. В соответствии с эффектом замещения потребитель будет покупать больше товаров, цена которых снизилась, и заменять ими другие товары, которые в то же время стали дороже. Например, снижение цены на кур заставит нас покупать больше кур по сравнению с говядиной или свининой. 

Для обычных товаров эффекты дохода и замещения объясняют увеличение спроса при падении цен и снижение спроса при росте цен. Для товаров более низкого качества ситуация зависит от степени, в которой каждое из этих воздействий влияет на выбор потребителя. Если эффект замещения сильнее эффекта дохода, тогда кривая спроса для самого низкого товара будет иметь ту же форму, что и для нормального. Например, с ростом цен на сливочное масло мы стали покупать более дешевый маргарин. Если влияние эффекта дохода выше, чем влияние эффекта замещения, то картина обратная: с ростом цены увеличивается потребление самого низкого товара. 

Есть группа товаров, спрос на которые меняется необычным образом. Впервые, как гласит научная традиция, английский экономист Роберт Гиффен (1837-1910) обратил на них внимание. Во время изучения цен в Ирландии он обнаружил парадоксальное явление. Во время катастрофической неурожая, основной пищи ирландской бедноты, спрос на нее изменился необычным образом. 

Причину этих явлений нетрудно объяснить: во время неурожая беднякам пришлось отказаться от ряда других, более качественных товаров (мясо, масло, молоко), цены на которые выросли даже больше, чем на картофель. Таким образом, товары низкого качества заменили другие товары высокого качества. К счастью, спрос на который увеличивается с ростом цен и падает с их снижением, называется малоценным или некачественным товаром. 

Продукт Гиффена это товар, который занимает большое место в бюджете бедных потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения. Парадокс Гиффена наблюдался в России в первой половине 90-х годов, когда цены на сахар, муку или хлеб могли расти в одночасье, и поэтому потребители покупали их в килограммах за ночь. 

Предпочтения потребителя позволяют ему выбирать между различными наборами товаров. Например, сок и пицца. Если нам предложат два набора вариантов, мы выберем тот, который лучше всего соответствует нашим вкусам. Если оба варианта одинаково приемлемы. Это будет означать, что мы безразличны к их выбору. Наши предпочтения могут быть представлены графически с помощью кривых безразличия. Кривые безразличия представляют различные наборы продуктов, которые одинаково удовлетворяют потребителя. 

Особенности потребительского спроса

Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя, существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений. Американский экономист Х. Лейбенштейн делит потребительский спрос на две большие группы: функциональную и нефункциональную. 

Функциональный спрос это та часть спроса, которая обусловлена ​​потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу.

Нефункциональный спрос это та часть спроса, которая определяется факторами, которые не связаны напрямую с неотъемлемым экономическим благом.

В нефункциональном спросе социальные, спекулятивные и иррациональные факторы можно различить с определенной степенью условности. Первое связано с отношением покупателей к товару. Некоторые стремятся поддерживать общий стиль и покупать то, что они ищут, чтобы приобрести. Другие стремятся достичь эксклюзивности, а не плыть по течению. Наконец, третьи достигли такого уровня жизни, в котором заметное потребление становится важным аспектом. Поэтому Х. Лейбенштейн выделяет три типичных случая взаимных влияний. 

Эффект присоединения большинства. Потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает то, что покупают другие. Это зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость является прямой. Следовательно, эффект присоединения к большинству понимается как эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же продукт, что и другие. Следовательно, кривая спроса здесь более эластична, чем при отсутствии нефункционального спроса такого типа. 

Эффект сноба. В этом случае у потребителя преобладает желание выделиться из толпы. И здесь индивидуальный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость противоположна. Поэтому эффект сноба относится к эффекту изменения спроса вследствие того, что этот продукт потребляют другие люди. Обычно реакция направлена ​​в противоположную сторону по отношению к обычной. Если другие потребители увеличивают потребление данного товара, то сноб уменьшает его. Следовательно, если доминирует эффект сноба, кривая спроса становится менее эластичной. Покупатель сноба никогда не купит то, что получает каждый. 

Во имя Т. Веблена (1857–1926) Х. Лейбенштейн называет престижное или бросающееся в глаза потребление, ярко описанное в теории досуга, когда товары или услуги используются не по прямому назначению, а для того, чтобы сделать неизгладимым впечатление. В этом случае цена товара состоит из двух составляющих: реальной и престижной. Следовательно, эффект Веблена понимается как эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что продукт имеет более высокую цену. Эффект Веблена похож на эффект сноба. Однако принципиальная разница заключается в том, что эффект сноба зависит от потребления остальных, а эффект Веблена зависит, прежде всего, от цены. Если доминирует эффект Веблена, то кривая потребительского спроса менее эластична и имеет участки с положительным наклоном. 

Наряду с социальными эффектами, связанными с внешним влиянием на полезность отдельных лиц и групп, Х. Лейбенштейн выделяет умозрительный и иррациональный спрос.

Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление товаров в настоящем.

Иррациональный спрос это незапланированный спрос, возникший под влиянием мгновенного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спроса, который нарушает предпосылку рационального поведения потребителей. Однако следует отметить, что многие люди более или менее подвержены вспышкам иррационального спроса и часто совершают покупки, о которых часто сожалеют в будущем. 

Факторы, определяющие поведение потребителей

Наибольшее влияние на поведение потребителей оказывают культурные факторы, особенно его общий уровень, принадлежащие к определенной субкультуре и социальному классу. Культура является определяющим фактором в потребностях и поведении человека, который с детства изучает в семье и через другие социальные институты определенный набор ценностей, стереотипов восприятия и поведения. Каждая культура состоит из более мелких субкультур, которые дают человеку возможность более полной идентификации и тесного общения с себе подобными. Субкультуры формируются на национальной, расовой, религиозной основе. 

Помимо культурных факторов на поведение потребителей влияют такие социальные факторы, как референтные группы, семья, роли и статусы.

Референтные группы это группы, которые прямо или косвенно влияют на отношение человека к чему-либо и его поведение. Референтные группы влияют на человека как минимум тремя способами: они могут подтолкнуть человека к изменению своего поведения и образа жизни; оказывать влияние на отношение человека к жизни и его самооценку; может влиять на индивидуальный выбор конкретных продуктов и брендов. 

Семья является важнейшим общественным объединением потребителей-покупателей. Члены семьи составляют наиболее влиятельную первичную референтную группу. Есть два типа семей: поучительные и рожденные. Семья наставника состоит из родителей и родственников человека. В нем он получает религиозные наставления, здесь определяются его жизненные цели, чувство собственного достоинства и любовь. 

На протяжении всей жизни человек принадлежит нескольким группам семье, друзьям, различным организациям. Его позиции в каждой группе определяются ролью и статусом. На решение покупателя влияют его личные характеристики: возраст и этапы семейного жизненного цикла, работа, экономическая ситуация, образ жизни, личностные качества и самооценка. На протяжении всей жизни человек покупает самые разные товары и услуги. Ребенок нуждается в детском питании. Взрослый человек старается попробовать разнообразные продукты, а в старости он переходит на диетическое питание. Со временем вкусы человека меняются по отношению к мебели, одежде, отдыху. 

Тип занятия оказывает большое влияние на покупку товара покупателем. Рабочий вынужден покупать спецодежду и обувь, а должность президента в компании обязывает его покупать дорогие костюмы. 

Экономическая ситуация сильно влияет на выбор товара потребителем. В маркетинге при анализе поведения потребителей чаще всего используется теория мотивации Маслоу. Он призван объяснить, почему у людей есть определенные потребности как мотивы их поведения в определенный момент времени. Маслоу разработал иерархическую систему потребностей, которая в порядке важности включает следующие потребности: физиологические (в еде, одежде, жилье), в самосохранении (безопасность, безопасность), социальные (принадлежность к определенной социальной группе, в любовь), престижная (карьера, карьерный рост), духовная (религия, театры, образование). Человек стремится удовлетворить прежде всего самую важную потребность. Как только он преуспеет в этом, он попытается удовлетворить следующую самую важную потребность. Например, голодный человек гораздо больше интересуется едой, чем событиями в мире искусства. Но когда следующая самая важная потребность удовлетворена, следующая выходит на первый план. 

Разработка теории поведения потребителей на современном рынке

Рассмотрим различия между рынком ранней стадии и сегодняшним насыщенным рынком:

  1. Незначительное предложение рынка было заменено разнообразным и очень богатым предложением на современном этапе.
  2. Свойства предлагаемого товара на современном этапе рынка часто меняются чаще, чем нужно потребителю. Производители находятся в постоянном поиске изменений и улучшений. Много денег тратится на научные исследования и эксперименты. Гонка за инновациями настолько велика, что предложения производителя нередко значительно превосходят потребности людей. Потребитель просто не может идти в ногу с изменениями, предлагаемыми производителем, некоторые изменения не востребованы. 
  3. Поведение современных покупателей более многофакторно, чем раньше. Производители увеличивают разнообразие методов воздействия на потребителей, что делает процесс покупки еще более сложным. В частности, наблюдается тенденция к повышению роли импульсивных покупок и влияния на потребителя во время покупки. 
  4. Потребительский спрос на товар растет. Становится принципиально важным изучение идеального продукта, идеального бренда. Затем создаются новые продукты по выявленным характеристикам. 

Рассмотрим основные факторы, которые могут влиять на потребление в современных условиях.

Традиционная потребительская акция. Повторное действие становится традиционным, выполняется автоматически, не задумываясь. Повседневное поведение в этом режиме позволяет значительно экономить энергию, нервы, время и не ломать голову при каждой покупке. Стратегия многих западных торговых фирм направлена ​​на разработку механизма традиционного поведения покупателей. Одним из приемов является стимулирование покупок в одном и том же магазине: на каждую покупку на определенную сумму выдается ваучер, штамп или чек, накопление которого позволяет через некоторое время покупать товары с большой скидкой или даже получать их за свободно. Человек, которого втянули в эту игру, больше не может рационально оценивать качество товаров и сравнивать цены; он, как коллекционер, одержим погоней за набором купонов. 

Инструментальное действие. В нем рассматриваются основные потребности, которые не могут быть удовлетворены. Здесь необходимо сделать оговорку: человек руководствуется не объективными потребностями своего тела, а своими представлениями о них, не объективными интересами, а тем, как он их видит. Ряд потребностей рассматривается людьми как основные и не могут быть проигнорированы. Поэтому при принятии решения о покупке товаров первой необходимости колебания цен, которые не выходят за рамки финансовых возможностей людей, не оказывают существенного влияния на их потребление. Список этих предполагаемых потребностей связан с культурой данного человека и времени. Так, в России и ряде других стран хлеб принадлежит к такому нерушимому набору, хотя многие народы либо вообще не используют его, либо делают это в очень ограниченных масштабах. Лекарства и медицинские услуги относятся к одному и тому же виду товара: больного человека не останавливает рост цен, а только недостаток денег в его кармане. Пока есть деньги, эти товары и услуги покупаются, а повышение цен игнорируется. 

Поведение потребителей во время инфляции. Инфляция является характерной чертой экономической истории всех стран мира. Это в корне меняет правила экономического обмена и оказывает мощное влияние на поведение потребителей. В условиях инфляции спрос на золото и другие ювелирные изделия, используемые в качестве средства накопления и бегства от инфляции, резко возрастает. 

Нерациональное поведение потребителей. Механизм такого поведения основан на психологической реакции человека: подражание, заражение чьей-то идеей, внушение. Развитие телевидения и рекламы создало мощные средства для манипулирования поведением миллионов людей одновременно. Они могут одновременно получать информацию, подталкивающую их к тому же типу действия. Паника, наркотики, зависимость от покупок также являются одними из явлений источника иррационального поведения. 

Ценностно-ориентированное поведение потребителей. Для определенного слоя потребителей цена сама по себе является ценностью, она имеет престиж. В этих случаях цена является инструментом демонстративного, статусного потребления. В прошлые века предметы показного потребления богатых слоев общества поражали своим качеством, которое было несопоставимо с качеством товаров, используемых массой населения. Люди, которые покупают товары в дорогих магазинах, никогда не признают, что платят в два-три раза больше только за бренд, что означает, что товар дорогой. 

Рыночный спрос это общий объем продаж на определенном рынке для определенной марки продукта или набора брендов продукта за определенный период времени. Функция рыночного спроса характеризует совокупный спрос всех потребителей по каждой заданной цене данного товара. 

Заключение

Теория потребительского выбора анализирует процесс принятия решений отдельными лицами. Мы видели, что он имеет широкий спектр применения: он объясняет выбор между различными продуктами, работой и отдыхом, сбережениями и потреблением и многими другими альтернативами. Каждый из нас хорошо знает, что наш выбор ограничен нашими финансовыми ресурсами. Учитывая это ограничение, мы стремимся максимально удовлетворить наши потребности. Теория потребительского выбора описывает эти не всегда однозначные психологические процессы таким образом, что мы получаем возможность провести их экономический анализ. 

С 20-го века рынок претерпел значительные изменения. Широкая поставка товаров привела к «обжорству потребителей». В связи с этим возникло несколько факторов, которые значительно расширяют теорию поведения потребителей. Это традиционные потребительские действия, инструментальные действия, поведение в периоды инфляции, нерациональное поведение и поведение, ориентированное на ценность. 

Изучение потребительского поведения сложная наука. В своей курсовой работе я изложил основные концепции проблем поведения потребителей, а также максимизации пользы.

Поэтому, подводя итоги, я хотел бы остановиться на основных выводах, сделанных мной в ходе этой работы: 

  • выбирая товар для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями;
  • поведение потребителя рационально, в частности он выдвигает определенные цели и руководствуется личными интересами;
  • потребитель стремится выбрать такой набор товаров, который принесет ему наибольшую пользу;
  • линия бюджетного лимита потребителя показывает возможные комбинации товаров, которые он может купить при заданном уровне своего дохода и текущих ценах.

Наклон бюджетной линии равен относительной цене товара, а кривые безразличия отражают предпочтения потребителей.

Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что по этой теме курсовой работы были выделены ключевые моменты, которые дают нам наиболее четкую картину проблем, с которыми сталкивается потребитель, как меняется поведение потребителя под воздействием определенных факторов и что мотивирует его выбор.