Поведение домохозяйств. Вкусы и полезность. Коллективной функции полезности У. Горман

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая
Язык: Русский
Дата добавления: 24.01.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться оформлять презентацию к курсовой работе:

 

Как правильно оформлять презентацию к курсовой работе

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Общественное богатство: формы, источники и проблемы измерения
Психологические, социальные, демографические и экономические особенности отбора информации аудиторией
Предпринимательский риск, оценка и способы ослабления
Проблемы монополизма в экономике России

 

Введение:

В контексте трансформации российской экономики это качественное изменение экономического поведения потребителей и вряд ли изучено в экономической науке. Особое значение с теоретической и практической точки зрения имеет изучение изменений в поведении потребителей таких ключевых потребительских связей в таких обществах, как дома.

Раздробленность исследований по проблеме общего потребительского экономического поведения, отсутствие комплексных исследований, учитывающих междисциплинарный характер проблемы потребительского поведения, привели к неадекватной теоретической разработке проблемы и нынешней российской Прагматическая оценка, которая приводит как к отсутствию четкого, так и хорошо продуманного научного подхода к анализу моделей потребительского экономического поведения в экономике. Теория поведения потребителей является одним из древнейших разделов экономической теории. С другой стороны, эта область исследований сегодня находится в основном в «милости» прикладных исследований рынка и часто рассматривается как раздел маркетинга. Поэтому его отношение к экономической теории в основном косвенное. Чисто «маркетинговый» подход, применяемый для понимания содержания категории «поведение потребителей», представляется весьма ограниченным. Отсутствие теоретического развития затрудняет изучение моделей поведения домашних хозяйств как основного субъекта отношений с потребителями.

Без системного подхода, позволяющего отслеживать всю причинно-следственную цепочку, формирующую поведение потребителей на микроуровне, неблагоприятное влияние этого поведенческого параметра на макроэкономические показатели является признаком негативного паттерна.

Недостаточное внимание к характеристикам поведения потребителей (например, дифференциация) проявилось за пределами сферы потребления как серьезный негативный фактор социально-экономического развития.

Теории потребления и потребительского поведения имеют долгую историю развития. И. Бентам, М. Вебер Т. Веблен Ф. Визер, К. Менгер, Т. Мальтус К. Маркс А. Маршалл А. Пигу, J способствовал развитию этой теории. К. Гэлбрейт, Дж. М. Кейнс, Г. Беккер Дж. Dusenberry, F. Модильяни И. Фридман, C. Ланкастер, Х. Лейбенштейн, Т. Скитовский, J. Катон. Со второй половины прошлого века теория поведения потребителей была принята разработчиками теории и практики маркетинга, развитие которых во многом определялось интересами производителей, которые изучают конкретные мотивы и реакции потребителей.

В этой статье мы описываем концепцию экономического поведения домохозяйств как основного субъекта отношений с потребителями, в многоуровневой системе этих отношений, ее детерминанты, формы, механизмы реализации и состояние трансформирующейся российской экономики. Рассмотрим независимые факторы, которые влияют друг на друга.

Теоретико-методологические основы исследования потребительского поведения

Представления о положении и роли потребителя в экономической системе, а также о его моделях поведения в ходе развития экономической мысли претерпели определенную эволюцию. Переход от массового производства к индивидуализации в западной экономике в конце 20-го века потребовал более глубокого теоретического понимания поведения потребителей с учетом новых экономических реалий. Вместо концепции абсолютной рациональности, принятой в традиционных теориях потребления, концепция ограниченной рациональности потребителей была основана на предпосылке ограниченной познавательной способности потребителей.

К концу 20 в. наряду с традиционными школами было признано новое направление в изучении поведения потребителей, в котором особое внимание уделяется социокультурным и социально-психологическим факторам поведения потребителей. Все чаще «истина», фактические правила и модели поведения человека во всех областях, включая поведение потребителей, необходимо искать при «сближении» различных наук, таких как экономика, психология и социология. Тот факт, что существует поведение потребителей, является областью междисциплинарных исследований.

Это говорит о том, что он интересуется этим предметом, который развивается в рамках смежных дисциплин, таких как экономическая социология и экономическая психология, а также обширной литературы, интерпретирующей поведение потребителей с точки зрения теории и практики маркетинга.

Отношения потребления, которые представляют системы, одновременно действуют как подсистемы более сложных систем отношений. Все характеристики и несоответствия всей системы «проецируются» на потребителя и его экономическое поведение. Во-вторых, он во многом определяет характеристики всей системы и становится движущей силой стремления удовлетворить самые глубокие потребности мотивации.

В отличие от поведения потребителей, экономическое поведение потребителей не ограничивается потреблением. Формы экономического поведения, такие как поведение на рынке труда, поведение в сфере занятости и предпринимательское поведение, которые в основном определяются потребительской ориентацией карьеры, зависят от поведения потребителей и всей системы экономических отношений - отношений с потребителем.

 

Поведение потребителей является одним из механизмов реализации социальных отношений, связанных с потреблением, а роль поведения потребителей, формы потребления, определяется ролью самого потребления в экономической системе.

 

Расход - это результат, конечный этап системы регенерации, сохраняющий следы всех предыдущих этапов одновременно. Это фактор, который влияет на экономическое поведение на всех других этапах процесса регенерации.

Потребление - это особый вид продукции. В процессе потребления производятся основные потребительские товары, которые непосредственно участвуют в целевой функции потребителя. Потребители, которые используют товары и услуги в процессе потребления, получают полезные эффекты от процесса потребления, тем самым удовлетворяя свои потребности.

Поведение домохозяйств. Вкусы и полезность. Коллективной функции полезности У. Горман

Результатом процесса потребления (т. е. процесса производства основного продукта и извлечения полезных эффектов из продукта) является воспроизведение человеческого потенциала. Это комплекс физических, интеллектуальных и умственных способностей человека.

Потребление является не только компонентом репродуктивного процесса, но и формой и механизмом реализации социальной структуры общества, его противоречий и трансформаций. Именно в сфере потребления возникают общественно-экономические отношения, которые в конечном итоге складываются в обществе. Поэтому поляризация характеристик потребления в трансформирующейся экономике России является лишь внешним проявлением.

Характеристика и несоответствия социально-экономических процессов, происходящих до репродуктивного процесса

Поведение потребителей состоит из следующих этапов: Фаза «предварительных действий», состоящая из приоритетов, намерений, настроений, рейтингов, предшествующих конкретных потребительских решений и формирующих действий. Этапы потребительского поведения при приобретении товара, включая поиск и получение товара (покупка или приобретение товара другими способами). Этап получения удовлетворения потребителя (эффекта), то есть основной процесс производства потребительских товаров (потребление и подготовка рыночных товаров для этого потребления).

В качестве экономической категории поведение потребителей можно рассматривать в следующих аспектах:

  1. Механизмы и формы (как потребители и производители основных товаров), реализующие экономические выгоды субъекта экономических отношений, механизмы, реализующие отношения с потребителями через деятельность экономических агентов.
  2. Как отражение и механизм реализации социальной структуры общества. Именно через этот механизм реализуется система отношений, формирующих атрибуты социальной структуры.
  3. «Потребитель-производитель» как механизм обеспечения обратной связи.
  4. Как проявление определенного уровня жизни. Основную группу показателей, характеризующих уровень жизни людей, составляют показатели конечного потребления. Именно в области поведения потребителей в конечном итоге будет реализован определенный набор характеристик, определяющих качество жизни и уровень жизни.
  5. Произведенная им двойственность как форма разрешения противоречий человеческой натуры: как личности (принцип экономической теории - методологический индивидуализм - именно на основе этого аспекта противоречия) и как элемент общества. Человек - это биосоциальная сущность, которая находится под влиянием своих биологических свойств и общества.

Потребители - это разумные существа в широком смысле и, как он понимает, действуют как максимизаторы полезности. Традиции, культура и институты играют решающую роль в формировании понимания потребителями полезности. Модели потребительского поведения всегда выгравированы на том или ином культурно-историческом фоне.

Институт (норма) выступает в качестве коммуникатора сигналов обратной связи от общества в целом к ​​экономическим агентам (включая потребителей), служа отправной точкой для получения информации об осведомленности общественности и стимулах и давая ему наиболее «разумное» решение для принятия. Скажите ему возможность и побудите его следовать нормам. Институциональные факторы в поведении потребителей также являются факторами, которые оптимизируют экономическое поведение потребителей. Индивидуумы максимизируют счастье так, как они себе представляли». В связи с этим роль институтов как особых факторов в формировании представлений людей о стандартах благосостояния очень важна.

Существует несколько аспектов отношений между поведением потребителей и институтами:

  • Во-первых, важно влияние институтов на поведение потребителей, и его можно рассматривать как «место взаимодействия» между функциями, продуктами и часто институтами.
  • Поведение потребителей само по себе создает конкретные факторы (например, модные лаборатории), которые являются факторами и факторами.
  • В то же время поведение потребителей представляет собой совокупность факторов, в том числе институциональных (таких как традиции).
  • Следующий уровень правил можно выделить в отношении влияния на экономическое поведение потребителей.
  • Уровень институциональной среды суперконституционных неформальных правил, иерархия ценностей, разделяемых широким кругом обществ, культурные особенности общества, существование относительно стабильных форм, моделей потребления.
  • Уровень институционального согласия, в основном семейной системы. Однако в процессе реализации потребительского поведения само агентство находится под сильным влиянием институциональной среды, которая, в свою очередь, влияет на потребительскую культуру, общепринятые взгляды потребителей и образ жизни. Он образовал тебя. Семья, с другой стороны, является ключевым строительным блоком поведения потребителей и может рассматриваться как «восприятие» всех возможных институциональных воздействий и создание уникальных потребительских ценностей и норм в этом контексте. В ходе трансформации семейная система учитывала роль своего рода амортизатора, среду для раннего развития новой системы, формирования основы для личностного экономического поведения, создания и тестирования новых норм, а также норм и ценностей самой семьи. Модификации, новые нормы традиционно играют роль в интеграции «пересекающихся» норм. Учреждения на всех уровнях взаимодействуют на уровне учреждений семьи. Здесь прогнозы принимаются, «пересекаются» и дополняют друг друга (в случае взаимодополняемости), или институты на разных уровнях конфликтуют.
  • И индивидуальные уровни.

Институты «вмешиваются» в «экономическую» модель как на уровне целевой функции, так и на уровне ограничений. Они приспосабливают целевую функцию и обогащают ее новыми условиями, определяемыми традициями, культурой и т. Д. (Например, модные лаборатории формируют новые потребности). Это «не отменяет» сути экономического агента оптимизации. Это только расширяет критерии «полезности», чтобы включить новые элементы, которые преобразуются во «внутренние» институты под влиянием «внешних» институтов. Ограничения также переводятся извне внутрь. То есть оно усвоено.

Процесс интернализации новых ценностей «советских», «рыночных» ценностей определился (и будет происходить в дальнейшем) при переходе к рыночной экономике, определяя новые отношения к людям. Однако этот процесс на самом деле не затронул другую сторону, сторону ограничения. Слабые стороны, недостаточная готовность к рыночным преобразованиям со стороны «внешних» институтов (прежде всего, правовых) и характер внутренней ментальности, правовые и моральные ограничения, присущие успешно развивающемуся обществу в рыночной экономике, и При работе в форме правовых актов и правил «не работает» главным образом потому, что оно не усвоено.

Модель «экономики» в упрощенном и вульгарном смысле часто рассматривается не как чисто исследовательский инструмент, а как основа для принятия деловых решений. В результате в обществе формируется утвержденная модель экономического поведения, которая не ограничивается моральными институтами из-за его атрофии. Распространение потребительской идеологии в российском обществе во многом является результатом раздувания «экономического» аспекта поведенческих моделей, которые не регулируются институционально. Кроме того, роль социально-экономических институтов, которые мотивируют людей, фактически игнорируется, а упрощенное и вульгарное понимание природы «экономического человека» часто ставится на «передовую».

Потребительское поведение в многоуровневой системе потребительских отношений

В частности, экономические отношения, реализуемые через поведение потребителей, представляют собой сложные реляционные системы. С точки зрения общего подхода к поведению потребителей в рыночной среде, он формируется, прежде всего, под влиянием фундаментальных факторов, таких как потребности, доход и цена. Кроме того, доход и цена являются экономическими факторами и, по сути, играют ограничивающую роль в поведенческих моделях.

Целевая функция «настраивается» из потребностей. Ясно, что сама система потребностей частично определяется такими факторами, как реальный доход. То есть на него влияют как уровень номинального дохода, так и уровень цен. Кроме того, институциональные факторы (культурные традиции, семейные отношения и т. д.), Которые способствуют как ограничению поведения потребителей, так и формированию целевых функций, оказывают значительное влияние на поведение потребителей. Кроме того, они сами влияют на экономические факторы - доход, цену, потребности.

Потребители формируются, существуют и реализуются на четырех уровнях одновременно.

Как индивиды с особыми потребностями, отношениями, психологическими реакциями и системами ценностей (отдельные субъекты потребительского поведения). На микроуровне, как домохозяйство, в рамках которого формируется консенсус по индивидуальным потребностям семьи и происходит экономическое взаимодействие с другими домохозяйствами, бизнесом и государством (коллективный субъект поведения потребителей). В среднем как «комплексный местный потребитель». На макроуровне, как «весь потребитель по всей стране» (в последних двух случаях агрегированный субъект потребительского поведения).

Поведение потребителей определяется факторами, характерными для каждого уровня. В то же время каждый уровень фактора подвергается воздействию другого уровня фактора, взаимодействует и становится взаимосвязанным.

 

На уровне индивида (уровень ожидания, настроение, утверждение индивидуального экономического агента, потребительское покупательское поведение) действуют психологические факторы индивида с конкретным происхождением, характерные для этого уровня.

 

По словам Дж. Катона, это «промежуточные переменные». Потому что через них, в конечном итоге, происходит прямое влияние объективных факторов на поведение. В то же время факторы микроуровня-микро-факторы (например, определенные изменения в распределении дохода, динамике, соотношении цен, изменении ожиданий, настроений и намерений потребителей) влияют на этот уровень факторов. Изменения на макро- и мезоуровнях (например, изменения в государственной политике в области инфляции, управления доходами, управления ценами, внешней торговли, регулирования обменного курса, изменения в политике сообщества, отраслевой структуре занятости на местах), И мезофактор также влияет на отдельные факторы уровня.

Последнее оказывает противоположное влияние как на факторы макроэкономического, так и на мезобертного экономического поведения (например, всплеск пессимизма приводит к росту инфляционных ожиданий, резкого спроса, инфляции) и микро факторов (например, психологических факторов). Закон предельной производительности определяет законы, регулирующие формирование спроса домашних хозяйств).

На микроуровне - на уровне домохозяйства - факторы, такие как доход семьи, их состав, потребности и т. д., воздействуют на эти микро факторы, как уже указывалось, и на них влияют факторы индивидуального уровня. Макросы и мезофакторы также влияют на доход и цену.

Во-вторых, факторы микроуровня влияют на индивидуальные настройки потребителей. Микроуровень также оказывает опосредованное влияние на поведение потребителей через влияние факторов макроуровня (например, инфляционная спираль «цена заработной платы», которая создает инфляцию).

На мезомасштабном уровне факторы, определяющие поведение потребителей, включают общую экономическую и демографическую ситуацию в регионе, уровень и уровень инфляции, структуру сектора занятости и удовлетворенность местного потребительского рынка. Все это определяет другие уровни факторов и в значительной степени зависит от них самих.

На макроуровне существуют факторы в поведении потребителей (такие как инфляция и общие экономические условия), в то же время частично опосредующие поведение других уровней (таких как распределение доходов, цены, ожидания и настроения) С другой стороны, они сами влияют на другие факторы уровня (настроение, нормы поведения потребителей на микроуровне).

Важнейшими факторами поведения потребителей являются состояние участия в социально-экономическом развитии, его форма и метод, а также регулирование социально-экономических процессов. Государство обучает потребителей определенным образом, контролируя пропаганду через различные взгляды потребителей и стереотипные СМИ (или устраняя контроль, как это происходит в современной России) , Государствам следует поощрять занятость потребителей в рамках создания правовой основы поведения потребителей и косвенным образом - в процессе поддержания высокого экономического роста, макроэкономической стабильности и содействия полной занятости. Вы обязаны защищать и защищать свои права. Регулирование цен, социальные программы. Фактически государства одновременно влияют на основные движущие силы поведения потребителей: доход, цену и потребности. Самоопределение государства от активного участия в регулировании процесса социально-экономических преобразований имело самые негативные последствия для российских массовых потребителей.

Макро и мезоэкономические факторы, такие как существующие системы, такие как отношения богатства, распределение доходов, уровни, динамика и соотношение цен, а также структуры экономического сектора, более или менее дифференцированы в поведении потребителей на уровне микро-домохозяйств. Обязательные условия. В свою очередь, домохозяйства, которые представляют определенную структуру и количество платежеспособного спроса и влияют на производственные площади в процессе реализации поведения потребителей, будут влиять на формирование соответствующих макро- и мезоэкономических показателей (общий спрос и предложение Количество и структура).

Институциональные факторы занимают особое место в системе факторов экономического поведения потребителей. Это также может быть разбито «по вертикали» на группы факторов, генерируемых различными уровнями этой вертикали. Они также взаимосвязаны, взаимодействуют, взаимодействуют и влияют на другие неинституциональные факторы на разных уровнях. На макроуровне это прежде всего национальный институт, социальная культура и традиции. Относительно неактуальных местных учреждений, региональных и национальных особенностей культуры потребления. На микроуровне это прежде всего семейная система, которая формирует определенные правила и нормы поведения потребителей в домашних хозяйствах. На индивидуальном уровне это в основном неформальные правила экономического поведения. Потребительские взгляды и стереотипы обусловлены, в частности, историческими и культурными факторами.

Кроме того, каждый уровень является институциональным генератором. В то же время на каждый уровень влияют факторы, возникающие как на его собственном, так и на других уровнях. Влияние многоуровневых институциональных факторов может быть взаимно усиливающим (если объекты действуют в одном и том же направлении) или противоречивым во многих направлениях.

Поведение потребителей определяется не только сложностью (системой) многоуровневых факторов. На каждом уровне вы получаете конкретную форму реализации, подходящую для этого уровня.

На макро- и мезомасштабах основной формой реализации потребительского поведения является реализация совокупного потребительского спроса, возможного потребления и структуры населения.

На региональном уровне особенно заметны «пересечения», взаимодействие общеэкономических и региональных факторов поведения потребителей и факторов более низкого уровня.

Региональное поведение потребителей, с другой стороны, характеризуется средним размером (региональные "общие потребители", сектор "домашние хозяйства"). С другой стороны, они живут в регионе и имеют особые характеристики на уровне домохозяйств под сильным влиянием региона.

Для потребителей региональные проблемы и региональные рынки особенно важны. На этом уровне действия развиваются как факторы на макро, микро и индивидуальном уровнях, а также определенные факторы, которые функционируют точно на этом уровне.

Мы навязываем определенные местные особенности поведению потребителей в определенных регионах и сначала поговорим о факторах, связанных с процессами, которые генерируют доход и генерируют затраты, платежеспособным спросом и структурой конечного потребления населения. , Потребительское поведение местного населения служит своеобразным воплощением качества и уровня жизни, достигнутых в регионе. В российском регионе наблюдается значительная дифференциация в отношении качества жизни населения (особенно - в отношении параметров и характеристик поведения потребителей).

Поведение «агрегированных потребителей» на макроуровне формируется под непосредственным влиянием макрофакторов (то есть факторов, сгенерированных именно на этом уровне) и под влиянием других уровней факторов. Уровень доходов в значительной степени зависит от общего ВВП, среднего показателя на душу населения, структуры использования национального дохода (т. Е. Процента, расходуемого на накопление и потребление) и механизма распределения доходов. В то же время домохозяйства, работающие на микроуровне, в конечном итоге определяют характеристики поведения потребителей, субъект макроуровня, «армию потребителей» в целом.

На микроуровне основными воплощениями поведения потребителей являются спрос домашних хозяйств, потребительские расходы и конечное потребление. Домашние хозяйства являются фундаментальным субъектом такого типа экономического поведения, и уровень реализации потребительского поведения может быть либо промежуточным (индивидуальным), либо в основном последующим (промежуточным, макроэкономическим). Да, это фактическая институциональная организация, которая выполняет все сложные отношения в области поведения потребителей, основанные на формировании конечных потребностей семьи и доступных ресурсов (в основном, домашних хозяйств). Дома потребительское поведение характеризуется семейными расходами, связанными с покупкой товаров и оплатой услуг, которые различаются по определенным количествам и структурам, а также показателями потребления и безопасности имущества. Определяющими факторами потребительского поведения здесь являются уровень материальной обеспеченности и доходов семьи, а также уровень и структура их потребностей.

Важность особой потребности семьи, где все остальное равно, зависит от ее срочности и удовлетворения. Таким образом, в ситуациях, когда реальный доход низок, потребность в самой необходимой пище выдвигается на первый план, и сегодня ее удовлетворение оставляет большую часть доходов большинства российских семей. Таким образом, расходы на питание составляют большую часть расходов семей в группах с низким доходом. Низкий доход подчеркивает очень узкий круг потребностей, которые могут удовлетворить семьи, и ограничивает эти потребности практически необходимыми продуктами питания и услугами, которые невозможно оплатить без них.

На индивидуальном уровне основной формой реализации потребительского поведения являются индивидуальные потребительские решения в отношении покупок, связанных с определенными настроениями, рейтингами, психологическими реакциями и так далее. Репутация человека, психологический отклик, настроение и ожидания потребителей сильно зависят от различных уровней факторов. Отслеженные и обобщенные, они представляют наиболее важные макро- и мезо-социальные показатели социально-экономического статуса страны и региона. Потребительские настроения, возникающие на индивидуальном уровне под влиянием целого комплекса факторов других уровней, являются действительно очень мощным фактором формирования макроэкономических и средних экономических ситуаций. Улучшение потребительских настроений сопровождается ростом потребительской активности. Это та самая стадия «активных действий», которая формирует дальнейшие действия потребителей.

На каждом уровне реализации поведения потребителей функционирует весь комплекс и система факторов разного уровня происхождения. Конкретная реализация потребительского поведения, которая формируется на каждом рассматриваемом уровне, точно связана с действием на каждом из этих уровней в комплексе факторов «многоуровневого происхождения». Факторы экономического поведения потребителей, которые вырабатываются и взаимодействуют на разных уровнях экономической системы, в результате образуют сложный набор факторов, которые непосредственно влияют на поведенческие характеристики потребителей микро-домашних хозяйств. Домашние хозяйства являются конечным потребителем товаров и услуг. Весь комплекс поведенческих факторов потребителей не напрямую, а через микроуровень влияет на средние и макроэкономические цели («совокупные потребители» по регионам и странам).

Домохозяйство как базовый субъект потребительского поведения

Домохозяйство - это группа людей, связанных задачами и функциями, местом проживания, бюджетом (и, но не обязательно, обычно семейными отношениями). В то же время большинство домохозяйств связаны со своими семьями. Семейная деятельность включает в себя множество аспектов (биологический, демографический, психологический, социальный и т. д.). Мы рассматриваем семью как одно из «измерений» семьи, экономическую и экономическую «часть» семьи.

Основная функция домашнего хозяйства заключается в создании важной основы для функционирования семьи. Содержание этой основной функции определяет детали домохозяйства как субъекта потребительского поведения, который определяет его положение в системе субъекта.

Основная роль домохозяйств в этой системе зависит от следующих факторов:

  1. Домохозяйства - это фактические экономические ячейки, с которыми взаимодействуют (изменяются) детерминанты поведения потребителей на всех уровнях: потребности и доходы, предпочтения и меры государственного регулирования. Окончательный анализ показывает, что потребителями товаров и услуг являются именно домашние хозяйства, а индивидуальные потребности «средних» из них сочетаются с потребностями других членов домашнего хозяйства для удовлетворения потребностей «конечной» семьи Это становится. Это где потребление организовано и реализовано. Это основной потребительский и имущественный элемент общества, в котором удовлетворяются потребности.
  2. Домохозяйства, основная функциональная роль которых заключается в том, чтобы действовать в качестве экономического агента, выполнять институционализированные темы поведения потребителей, осуществлять экономическую деятельность и участвовать в работе с другими агентами.
  3. Домохозяйства являются экономическими агентами на микроуровне и выполняют многие социально-экономические функции через механизм поведения потребителей.
  4. Семья является структурной единицей общества. Общая картина потребительского поведения в обществе в целом - это семейное потребительское поведение, которое реализуется потребительским поведением в семье.
  5. Дом, основная экономическая система, которая является в первую очередь моделью общества, отражает, как в капле воды, все социально-экономические проблемы общества. Поэтому именно потребительское поведение дома особенно отражается и получает проявление окончательной формы социально-экономических проблем в обществе.
  6. Адаптация населения к характеристикам и трудностям процесса трансформации происходит в основном внутри домохозяйства, в пределах уровня и объема его ресурсов и отношений.
Природа домохозяйства как экономического агента связана с его функцией.

Поскольку это основной предмет поведения потребителей и он взаимодействует с субъектами других уровней поведения потребителей, домохозяйства имеют оптимальный (в пределах и из места проживания семьи) набор текущего потребления и семейной собственности. Реализуйте структуру Таким образом, формируется специфическая модель потребительского поведения, которая способствует реализации специальных функций домохозяйства, которые имеют определенную специфику по сравнению с функциями семьи. Эта специфика обусловлена ​​функциональными характеристиками семейных и бытовых объектов. Поскольку главная функция семьи - это носитель целей общественного производства и его основных ресурсов, а также формирования и развития людей и воспроизводства человеческого потенциала, домохозяйства должны сначала производить, сохранять, Он обеспечивает экономические условия для развития человеческого потенциала, а также организует реальную деятельность по его воспроизводству. Экономические «ломтики», аспекты каждой функции семьи, сумма, комбинация этих ломтиков - это главная функция домохозяйства в целом.

Каждая функция семьи имеет определенную связь с процессом воспроизводства человеческого потенциала семьи. Первый шаг в создании человеческого потенциала состоит в том, чтобы сформировать материальную основу семьи, создавая домашние дела и домашние дела. Человеческий потенциал семьи развивается и в то же время адаптируется к социально-экономической системе. Включение людей в социальную систему (социализация) достигается через образование (воспитание, медицинское обслуживание и т. Д.) (С помощью семьи и государства).

Хозяйственная деятельность на всех этапах функционирования человеческого потенциала направлена ​​на создание условий для их формирования, сохранения и развития. Все особенности домашнего хозяйства так или иначе связаны с потребительскими особенностями. В некоторых случаях предоставляются подфункции, компоненты и реализации, полностью или частично «встроенные», или автономные функции, реализуемые через потребительские функции через потребительское поведение. Бытовое поведение потребителей является одним из ключевых механизмов выполнения социально-экономических функций.

Бытовое поведение потребителей определяется потребительским потенциалом. Потребительский потенциал определяется: Макроэкономические условия для воспроизводства человеческого потенциала (такие как общий баланс потребительского рынка, инфляция), а также уровень и соотношение потребительских цен на различные товары и услуги. Государственная политика в области цен, доходов и помощи уязвимым. Социально-экономические стандарты для тех, кто заводит семью. Социально-экономическое положение, доход от собственности, доход от предпринимательской деятельности, размер вознаграждения и денежных переводов, социально-демографическая структура семьи, доход в натуральной форме, доход от продажи товаров, услуги, произведенные домашними хозяйствами, сбережения Общий доход семьи, определяемый доходом от инвестиционной деятельности, количеством товаров и услуг, полученных на основе нерыночного обмена, доступной недвижимостью. Этапы жизненного цикла семьи, в дополнение к «ресурсной» части, потенциал домашнего хозяйства зависит от семьи, Определяется вашими потребностями.

Таким образом, поведение потребителя в домохозяйстве реализуется путем реализации потенциала потребителя путем реализации всех функций домохозяйства таким образом, что в конечном итоге включает функции потребителя.

Потребительское поведение домашних хозяйств в значительной степени определяет форму экономического поведения, включая труд и предпринимательство, сбережения и поведение на рынках и нерыночный обмен товарами и услугами, а также диверсифицирует труд, предпринимателей и экономическую деятельность. Вдохновлять и определять главным образом действия в области обмена товаров и услуг. Все эти формы экономического поведения способствуют созданию потенциала потребителей домашних хозяйств и создают важную основу для их реализации посредством реализации функций семейного потребителя и, следовательно, потенциала людей в домашнем хозяйстве. Способность воспроизводится.

Особенности потребительского поведения домохозяйства в переходной российской экономике

Функционирование национальных государств и общественных институтов в период трансформации характеризуется нестабильностью и непоследовательностью. Доверие общественности к этим институтам серьезно подорвано. Семья и домохозяйства играют центральную роль в решении проблемы «встраивания» людей в новую экономическую систему. Здесь особую роль играют функция семьи как «посредника» между обществом и индивидом, функция адаптации и стабилизации, а также функция экономики (производства и экономики). Функции домохозяйства в этом процессе взаимодействуют по-разному, запутываются и служат механизмами для достижения друг друга.

Основной экономической функцией домохозяйства остается обеспечение экономических условий для восстановления человеческого потенциала семьи, выполняемого при участии функций потребителя. В то же время потребительские функции домохозяйства являются промежуточными в том смысле, что они опосредуют выполнение большинства других функций (существование, развлечения и т. Д.). Условия и законы переходной экономики налагают детали на все функции семей и домохозяйств, особенно на содержание и условия, касающиеся выполнения функций потребителей, которые проявляются в поведении потребителей домохозяйств.

Потребительские характеристики, в которых другие функции реализуются в значительной степени, значительно снижаются, особенно на первых этапах трансформации, в условиях снижения потребительского потенциала.

Это отражается в снижении потребления товаров и услуг и негативных изменениях в их структуре. Следовательно, другие репродуктивные функции в домохозяйстве "видоизменяются" и ухудшаются.

Потребительские функции, которые позволяют потреблению большинства домохозяйств с риском для выживания, являются человеческим потенциалом, который не соответствует потребностям современной экономики и современного общества по своим параметрам (здравоохранение, образование, уровень культуры и т. д.). Воспроизводится на соответствующем уровне.

 

В контексте трансформации российского общества семейные функции, такие как функции защиты, стабилизации и адаптации, стали в данном случае подфункциями основных функций выживания.

 

Эта функциональная группа реализуется, в частности, через активацию производственных и экономических функций, активацию детского репродуктивного поведения и процессов социализации в рамках экзистенциальных функций.

В рамках адаптивных функций также развиваются определенные подфункции ресоциализации. Это связано с процессом «встраивания» сложившегося менталитета, норм и установок в социальную структуру нового общества во взрослое население. Этот процесс (особенно старого поколения) очень болезненный, поскольку он связан с фундаментальным срывом, который требует отказа от системы ценностей, разработанной на протяжении всей жизни.

Домашние хозяйства как потребители потребительского поведения остаются в некотором смысле разумными экономическими целями. При определенных условиях социальных изменений его целевая функция изменяется. Речь идет не столько о максимизации полезности, сколько о минимизации потерь и рисков, возникающих в стратегиях выживания. Кроме того, бытовые процедуры, знакомые домохозяйствам в переходный период, будут разрушены или преобразованы. Это ограничивает возможности оптимизации потребительского выбора. Это усугубляется агрессивной рекламой и изначально полностью лишено «отказа от прав потребителей». Однако это не полностью отменяет оптимизационную природу самого этого выбора. В связи с этим один из подходов весьма продуктивен. В соответствии с этим потребители оптимизируют свой выбор на уровне «абстрактных типов потребительских товаров, которые соответствуют совокупности общих (основных) потребностей людей», а не огромному набору конкретных товаров (еда, одежда, жилье, телекоммуникации и т. д.) Их так мало, что реальные потребители могут выбрать оптимизацию. Это действительно формирует его собственную важность и удовлетворение конкретной потребности: система потребностей, ее состав, порядок удовлетворения. При ограниченном доходе при выборе из группы продуктов домашние хозяйства отдают предпочтение продуктам питания и тратят большую часть своего дохода на покупку продуктов питания.

Наиболее адаптируемые социальные единицы, семьи и их «экономические аспекты», или домохозяйства, находящиеся в кризисе, сначала мобилизуют свои защитные способности и механизмы для достижения своих целей жизнеспособности. Одним из таких основных механизмов является формирование «потребительской корзиной» домашних хозяйств с точки зрения объема и структуры, соответствующих определенному уровню дохода. В то же время приоритеты потребления установлены таким образом, чтобы оно могло выжить и, прежде всего, удовлетворять самые насущные «совокупные» потребности. В этом контексте характер оптимизации домохозяйства проявляется в сложных условиях трансформации.

Если основным показателем потребительского потенциала домашних хозяйств является реальный доход, то основным показателем потребительского поведения домашних хозяйств являются потребительские расходы и реализуется потребительский потенциал. Анализ количественных показателей потребления предполагает рассмотрение динамики уровней расходов на потребление в течение определенного периода времени. Качественные аспекты потребления отражаются в структуре потребительских расходов. При более низких реальных доходах население тратит большую часть своих денег на покупку только того, что необходимо, и, как следствие, увеличивает долю расходов на продукты питания на первом этапе реформ. С 2000 года, когда ситуация несколько стабилизировалась и реальные доходы всего населения начали увеличиваться, доля продовольственных групп, естественно, начала снижаться. Структура потребления начинает качественно улучшаться с ростом реальных доходов всего населения. Однако структура конечного потребления российских домохозяйств в период трансформации все еще далека от стандартов развитых стран.

Последствия процесса трансформации для потребительского поведения домашних хозяйств неоднозначны и характеризуются двумя различными тенденциями. С другой стороны, доходы на душу населения растут, потребление всего населения структурно меняется, а потребительский рынок насыщен товарами и услугами. У вас есть возможность манипулировать силой. В то же время потребительские выгоды от выравнивания дефицита и встречного заполнения не компенсируют потери в более низком уровне жизни. За общими последствиями экономических преобразований стоят неоднородные процессы. Части общества подвергаются риску значительного повышения уровня потребления, предлагая возможности улучшить структуру и другие (намного) более физически выживающие.

Помимо изменений в поведении потребителей как сектора экономики (т. Е. На макроуровне), как перехода от стадии кризиса к стадии относительной стабилизации экономики, в зависимости от дохода, то есть рассматриваемого периода изменений, Поведение потребителей различается в «пространстве» семьи, которое рассматривается в определенный момент времени на микроуровне. Непосредственное влияние на потребление можно объяснить социальной структурой конкретной группы потребителей, структурой потребления определенной группы потребителей и установлением социально-демографических характеристик семьи (зависимые нагрузки, количество детей и т. Д.). Будет продемонстрировано. Паттерны первой и второй форм дифференциации имеют схожий характер. Потребление семьи во многом определяется доходом на душу населения, который определяет количество и структуру потребления.

Объем и структура потребительских расходов во многом определяются порядком (системой) потребностей, то есть удовлетворением конкретных потребностей в силу срочности и приоритета. Важность конкретной потребности зависит как от срочности, так и от удовлетворения потребности. Последнее связано с возможностью удовлетворения потребностей, таких как условия и уровень жизни.

Изменение условий жизни и стандартов может создать новые потребности и / или изменить порядок. В то же время очевидно, что ситуации с низким реальным доходом заставляют потребность в наиболее необходимых продуктах питания поглощать большую часть дохода.

Потребительское поведение населения в формировании потребительского спроса сильно варьируется в зависимости от уровня доходов домохозяйств. В то же время абсолютная величина расходов на продукты питания продолжала увеличиваться при переходе от групп с самым низким доходом к самым высоким доходам, что четко указывает на значительный потенциальный спрос на продукты питания на сегодняшний день. С переходом к более богатым группам доходов абсолютные расходы на продукты питания увеличились, расходы на непродовольственные товары выросли еще быстрее, а доля структур потребительских расходов увеличилась. За исключением основных услуг остаются непродовольственные и сервисные расходы. Эти услуги так же срочны, как и еда, в которой они нуждаются.

Очевидно, что в ситуациях, когда реальный доход низок, потребность в наиболее необходимых продуктах питания выдвигается на первый план, а удовлетворение составляет основную часть дохода. Таким образом, как можно видеть, расходы на продукты питания составляют большую часть расходов на потребление, связанных с группой с низким уровнем дохода. Это характеризует структуру расходов по крайним (наименее обеспеченным) группам доходов на конечное потребление белорусских домохозяйств.

Если наличие непродовольственных товаров и доступ к услугам напрямую зависит от суммы, получаемой домохозяйством, важно отметить, что личное потребление семейного питания зависит не только от уровня денежных доходов, но и от уровня физического дохода.

В целом структура расходов на конечное потребление характеризуется следующими показателями: С другой стороны, в децилях с высоким доходом расходы на продукты питания составляют 21,9% от общей стоимости, а в децилях с самым низким доходом - 58,0%. Непродовольственные расходы составляют 62,5% и 21,9% соответственно. Хотя эти соотношения идеально соответствуют тенденциям, описанным в законе Энгеля, более значимой идеей дифференциации структуры потребления является то, что они могут сочетаться с анализом абсолютных показателей различных статей расходов.

Сумма расходов на конечное потребление представителями самых богатых групп населения более чем в 10 раз превышает сумму расходов на конечное потребление соответствующего представителя с самым низким децилем. вы. Соответственно, существует экстремальная разница в одну десятую между четырехкратными абсолютными расходами на продукты питания, более чем восьмикратными расходами на услуги и 31-кратными расходами на покупку непродовольственных товаров.

Конечно, структура потребительских расходов по децилям в каждой статье очень разная. Конкретный состав набора товаров и услуг, который может предоставить тот или иной делегат, зависит от уровня его материального благосостояния.

Например, в структуре стоимости непродовольственных товаров первого представителя с децилем наиболее значительную долю (47,7%) составляют одежда, обувь и постельное белье, а у десятого представителя с децилем Эти расходы составляют всего 12,4%. Указанные расходы на одежду и обувь, а также на медицинские и гигиенические товары (то есть наиболее необходимый вид непродовольственных товаров) составляют одну треть всех непродовольственных расходов домохозяйств в группе с самым низким доходом.

На той же ферме стоимость телевизионного и радиооборудования, транспортных средств, товаров для отдыха, мебели и предметов домашнего обихода уже составляет лишь 17,7% от очень ограниченных расходов на непродовольственные товары. На эти цели наиболее доходные группы могут потратить почти три четверти (73,5%) «непродовольственной» части бюджета. Лишь около 5% персональных компьютеров принадлежат семьям, принадлежащим к двум децильным группам с низким доходом (первая и вторая), и 51% относятся к семьям, принадлежащим к трем наиболее экономически успешным децильным групп. Все это демонстрирует ограниченное участие домохозяйств с низкими доходами в других секторах потребительского рынка, за исключением продовольственного рынка и других сырьевых товаров (главным образом, одежды и обуви). Это особенно актуально на рынке инновационных продуктов.

В первой и второй десятых наименее прибыльных сосредоточены только 6,9% видеокамер, 6,2% микроволновых печей, 10,7% мобильных телефонов и 12,5% видеомагнитофонов (видеоплееров).

Говоря об абсолютном значении непродовольственных расходов, в 2006 году десятый (самый богатый) представитель в децилях потратил 31 раз на покупку соответствующего показателя в первом дециле. Соотношение так называемых непродовольственных индивидуальных средств выглядит следующим образом: теле и радиоаппаратура, товары для досуга, транспорт - 196 раз, мебель и средства по уходу за домом - в 33 раза, строительные материалы - в 71 раз, одежда, обувь, постельное белье - в 8,1 раза.

Различия в структуре потребительских расходов на покупку основных видов продуктов питания между группами населения с разным уровнем материального дохода также очень важны. В 2006 году удельный вес затрат на покупку хлебобулочных изделий и картофеля у самых бедных и 10% самых бедных составлял 2,8 и 4,0 раза соответственно, но затраты на покупку мяса, рыбных продуктов, овощей и фруктов составляли Разница стала более существенной - 5,3; 6,2; 4,8; 7 раз. Очевидно, что большинство домохозяйств с низкими доходами в основном фокусируются на цене покупаемых продуктов и их калорийности, но в классе с высоким доходом структура расходов домохозяйств лучше с разумной точки зрения питания. Характеризуется превосходством продуктов с высокой стоимостью.

В то же время, когда денежный доход уменьшается, наблюдается уменьшение потребления наиболее важных и наиболее калорийных продуктов населением и отрицательное изменение структуры, поддерживающей модель потребления углеводов. Эта закономерность красноречиво объясняется статистикой, которая показывает, что потребление продуктов питания домохозяйствами различных социально-экономических групп характеризуется следующими показателями: Если самые богатые 10% населения потребляют 90,8 кг овощей и дынь на душу населения в год, то самая бедная группа (первое дециль) - 40,3 кг фруктов и ягод, эти цифры составляют 61 каждый. 1 и 17,7 кг; 80,7 и 39,4 кг - для мяса и мясопродуктов, 12,4 и 4,3 кг - для рыбы и рыбопродуктов. В результате распределение общего количества пищи между 10% «presto» и 10% «наиболее обильными» (структура потребления каждого вида пищи) выглядит следующим образом: Овощи и дыни - 5,4 и 14,3%, фрукты и ягоды - 3,5 и 14,3%, мясо и мясопродукты - 5,7% и 13,7%, рыба и рыбопродукты - 4,5 и 15,2%.

Изучение структуры потребительских расходов на оплату услуг показывает, что для первого представителя с децилями большая часть (62,8%) этих расходов расходуется на жилье и коммунальные услуги. Наименее богатые представители децилей тратят оставшуюся треть расходов в основном на услуги, связанные с транспортом и услугами связи. На другие виды услуг (национальные, культурные, медицинские, гигиенические, образовательные) действительно не остается денег. Достаточно сказать, что доля финансирования внутренних услуг в 2006 году составила 27,3 раза, услуг системы образования - 25 раз, медицинских услуг - 18,7 раза, услуг сферы культуры - 64,9 раза, санаториев и служб здравоохранения - 41,7. Для домохозяйств с низким доходом эти услуги практически недоступны.

Самая богатая десятая часть представителей тратит менее трети (20,2%) от общей стоимости услуги, но сама по себе очень важна. В то же время, например, у них есть возможность потратить 30% от этой суммы на культурные, образовательные, медицинские, гигиенические и оздоровительные услуги, 17,5% на услуги по дому и 21% на транспортные и коммуникационные услуги.

В настоящее время доля расходов на жилье и коммунальные услуги в беднейших потребительских расходах составляет 15,3%, в то время как доля тех, кто проживает в самых богатых семьях, тратит на эти услуги 3,0%. Разрыв между этими акциями составляет более пяти раз. В то же время средний размер жилья на душу населения более 40% домохозяйств в наименее богатой одной десятой составляет менее 11,0 квадратных метров (в самых богатых семьях такой низкий уровень жилья Только 8% семей). Среднедушевой размер общей жилой площади 20-40 кв. М и более наблюдался в 69,1% самых богатых домохозяйств (в самых бедных домохозяйствах такое предложение жилья было только у 12,3%, но эти различия в предоставлении жилья не влияют на «бремя» домашних хозяйств в виде затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг. За исключением наихудшего случая в сфере жилья, отношение расходов на жилье к расходам на потребление наименее обеспеченной семьи более чем в пять раз превышает отношение самой богатой семьи с лучшими условиями жизни.

Представленные данные достоверно показывают: Низкий доход подчеркивает очень узкий круг потребностей, которые могут удовлетворить семьи, и ограничивает эти потребности практически необходимыми продуктами питания и услугами, которые невозможно оплатить без них.

Таким образом, в соответствии с дифференциацией потребительского потенциала, дифференциация потребительского поведения домашних хозяйств происходит и реализуется через функции потребителя, в то время как самые богатые семьи достигают самых высоких уровней глобального потребления, в то время как бедные Выражается тот факт, что он падает до уровня простого физиологического потребления, чтобы выжить. Указанная биполяризация является проявлением, которое является внешним выражением социально-экономической дифференциации в российском обществе, и оно развивалось и продолжало расти в процессе своей трансформации.

Это различие было отмечено исследователями [2, с. 70] Эффект мультипликатора. Со временем самые богатые слои населения получат выгоду от выгодного вложения имеющихся средств в экономику и несомненных преимуществ в получении образования, поддержании здоровья, развитии личности и создании социального капитала. Оба увеличивают свои преимущества. В то же время бедность застаивается и распространяется. Сложный доступ к качественным услугам образования и здравоохранения препятствует нормальному воспроизводству человеческого потенциала в обществе и ведет к его устойчивому ухудшению.

В результате факторы потребительского поведения, возникающие в контексте трансформирующейся российской экономики на различных уровнях экономической системы, увеличивают потенциал потребителей домашних хозяйств в направлении, которое усиливает дифференциацию с дифференциацией потребительского поведения. Влияет на силу. Важной частью системы этих факторов является сложившаяся система распределения доходов. Это способствует синергетической социальной поляризации. В процессе адаптации к новым условиям система функций домохозяйства приобретает определенные особенности. Целевая функция значительной части домашнего хозяйства в отношении потенциального репродуктивного размножения людей вырождается в функцию выживания. Снижение потребительского потенциала ведет к снижению функционирования потребителей, а связанные с ним другие функции домохозяйства, нарушение обновления человеческого потенциала на микроуровне истощают человеческий потенциал в обществе в целом. Приводит к снижению: ухудшаются демографические характеристики, ухудшается здоровье населения, уровень образования и т. д.

На современном этапе трансформации определенные тенденции характерны для российского потребительского поведения. Их дифференциация еще более возросла в контексте «средней» тенденции роста реальных доходов населения, возникающих для групп с относительно высокими доходами. Следовательно, разница в структуре расходов на потребление среди домохозяйств, принадлежащих к разным группам доходов, становится все более заметной. Дифференциация растет с точки зрения продовольствия, платных услуг, непродовольственного потребления и накопления активов. Существует большое несоответствие между уровнем жизни и потребителями небольших элитных семей и других семей. В последние годы процесс социально-экономического расслоения населения России по потреблению значительно усилился. Если россияне с низким доходом продиктованы только доступными стандартами потребления, представители групп с высоким доходом могут позволить себе разные стереотипы поведения потребителей.

Расслоение потребителей - это внешнее проявление и результат более глубокого социально-экономического процесса. Однако это только один аспект взаимосвязи между состоянием общей экономической системы и сферой потребления. Параметры поведения потребителей домохозяйств, как напрямую, так и в обратной связи, связаны с показателями общего экономического развития. Нынешняя высокая степень социальной дифференциации населения, которая в конечном итоге проявляется в сфере потребления, выступает в качестве независимого фактора, вызывая негативные тенденции в экономическом развитии. В результате в национальной экономике сформировались две саморазвитые экономики: развитие «богатой экономики» зависит от отраслей, обслуживающих рынок, финансово-кредитного сектора, рынка страховых услуг, недвижимости. То есть это способствует росту отраслей, заинтересованных в прибыльных сегментах населения. Несырьевой сектор внутреннего производства, сектор потребительских услуг, сокращается из-за ограничений спроса, его продукция «вымывается» и заменяется импортом, который используется очень прибыльными группами населения.

В результате поляризации российского потребительского поведения в семье формируется своего рода «порочный круг стратификации», а механизмы, способствующие количественному и качественному сужению воспроизводства человеческого потенциала страны. С другой стороны, это препятствует внутреннему производству и снижает потенциал для занятости. Чтобы разорвать этот круг, прежде всего, на уровне парадигмы и на уровне социальных и государственных институтов, «цель человека» и «человеко Нам необходимо изменить наше восприятие отношений между понятиями «средства». Потенциал "и" человеческий капитал") и роль государства в формировании человеческого потенциала семьи и общества в целом и, следовательно, потребителя в семье.

Заключение

Государственное регулирование, главным образом в области трудовых отношений и общих механизмов перераспределения, для преодоления снижения потребительского потенциала домашних хозяйств, что негативно влияет на воспроизводство человеческого потенциала в семьях и обществах. Необходим ряд мер на макроуровне для усиления роли мультипликативной стратификации. Антимонопольное регулирование на внутреннем рынке, внутреннем производстве и развитии внутреннего рынка, адаптация МСП и людей (включая тех, кто зависит от государственной социальной помощи) к условиям перемен, преодоление заниженных уровней заработной платы и самостоятельной занятости Необходимы активные меры для формирования эффективных механизмов расширения возможностей населения и других нестандартных форм занятости, а также налоговых реформ, особенно отказа от единой шкалы подоходного налога Реформа личных налогов и налога на недвижимость. Во-первых, путем увеличения доли медицинских услуг, образования и культуры в этой структуре, а также путем перемещения, оживления роли государства в создании более сбалансированной структуры конечного потребления домашних хозяйств, Вам необходимо обеспечить минимальное социальное обеспечение. Главной целью социального регулирования должен быть потенциал семьи и ее важная основа, домохозяйство-потребитель.