Поведенческая экономика: современное состояние и тенденции

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 18.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Анализ условий и особенностей предпринимателей в России
Инфляция: сущность, виды, причины, последствия
Проблема доверия в экономической теории
Свободные экономические зоны: преимущества и перспективы


Введение:

Государство особенно сильно, когда его граждане отличаются как высокой политической и правовой культурой, так и активным участием в управлении государством.

Четкое и практически проявленное понимание гражданином своей личной вовлеченности, его ответственности за положение дел в государстве является необходимой предпосылкой и предпосылкой для формирования сильного государства.

В России правительство недавно приняло ряд энергичных мер, направленных на укрепление государства. Есть веские основания утверждать, что федеративное устройство России приводится в соответствие с конституционными принципами организации и деятельности.

Основным достижением стало то, что удалось остановить процесс распада федеративного государства, распад начавшегося общего федерального правового пространства. Около трех тысяч региональных правовых актов, нарушивших федеральные законы, были отменены или изменены. Создано семь федеральных округов, введен институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в этих округах. Внесены изменения в порядок формирования Совета Федерации.

Сегодня российская экономика существенно отличается от первого, переходного этапа к рынку, который в начале 1990-х годов. перевернул существующую экономическую основу советской экономики. За годы Советской власти российская экономика увеличила производственный потенциал почти в пятьдесят раз. Одно это обстоятельство создало гигантские трудности в управлении экономикой. Но это же обстоятельство расширило возможности различных форм трудовой деятельности, увеличения концентрации производства и повышения производительности труда.

В своем промышленном развитии российская экономика приобрела противоречивые качества. С одной стороны, в некоторых отраслях он достиг уровня технологического развития, соответствующего развитым странам Запада, в основном в сфере военно-промышленного комплекса. С другой стороны, в России продолжается воспроизводство технологических форм, которые на Западе ушли в прошлое как неэффективные. Промышленная структура экономики приобрела деформированный вид. Как полагали многие экономисты, вся национальная экономика развивалась по модели одной из ее отраслей - черной металлургии, характерной особенностью которой было то, что почти половина новых капиталовложений пошла просто для того, чтобы сохранить прежний масштаб. Преодоление деформаций промышленной структуры экономики потребовало большого внимания к ее производственно-технологической стороне, а также к разработке серьезной промышленной политики, учитывая, что острова, сохраняющие экономическую целостность России, являются естественными монополиями и естественными олигополиями.

Сущность, проблемы, показатели российской экономики

Экономическая ситуация на рубеже XX-XXI веков

Экономическая ситуация в стране с 2000 года определялась тремя основными факторами: продолжающийся экономический рост, сопровождающийся резким увеличением темпов роста инвестиций; благоприятные экономические условия; обострение политической борьбы на фоне благоприятной экономической ситуации.

Приближающиеся парламентские и президентские выборы стали важным фоновым фактором экономической политики России. Предвыборный характер проявлялся прежде всего в замедлении темпов экономических реформ, а также в острой политической борьбе вокруг результатов прошедшего десятилетия, жаркой дискуссии о социальной справедливости системы собственности и власти, которая имеет появился в россии.

Правительству удалось добиться значительных успехов в ряде важных областей: повышение эффективности российской экономики, в том числе переход к практической реализации реформы электроэнергетики и железнодорожного транспорта, начало пенсионной реформы, реформа местного самоуправления и принятие либерального валютного законодательства. Административная реформа, реформа секторов государственного сектора (прежде всего, образования и здравоохранения), развитие системы ипотечного кредитования, формирование современного миграционного законодательства.

Основные проблемы здесь были связаны с внутренними проблемами правительства: накопленная усталость, бремя обязательств и компромиссов, накопленное за последние четыре года, и отсутствие практических разработок. С образованием правительственного большинства в Государственной Думе в 2002 году принятие законопроектов ускорилось, и экспертный и аналитический ресурс исполнительной власти по разработке соответствующих документов - законов и подзаконных актов - оставался узким местом.

Лишь в некоторых случаях была задержка в принятии срочных мер из-за предвыборной ситуации. К таким примерам относится реформа ОАО «Газпром», последней крупной естественной монополии, существующей практически в той же форме, в которой она была создана незадолго до распада СССР. Концепция реформирования «Газпрома» была разработана в правительстве и дважды представлена ​​на заседании правительства. Но оба раза это было удалено из обсуждения.

В политике правительства влияние предстоящих выборов было наиболее выраженным. Главное - усиление популизма в риторике и действиях властей в политической сфере. Такие действия будут иметь прямое и, скорее всего, долгосрочное влияние экономических агентов и, следовательно, на перспективы экономического развития страны.

Здесь следует выделить несколько новых и важных явлений:

  • отношения между государством и бизнесом - ситуация вокруг нефтяной компании ЮКОС. Это стало лишь поводом для активизации курса по насильственному разделению бизнеса, где бизнесу показывается свое место - вне политики и под контролем властей. Влияние этих событий на экономические процессы будет долгосрочным и неоднозначным.
  • увеличение оттока капитала из России. Хотя отток капитала в текущих макроэкономических условиях стал благоприятным фактором, сдерживающим укрепление рубля.
  • реакция бизнеса, за которой стоит прямое инвестирование. Здесь все еще сложно сделать выводы. С одной стороны, иностранные инвесторы, инвестирующие в новые рынки, привыкли работать с авторитарными режимами и часто предпочитают их слабым демократиям.

Тем не менее, ряд ситуаций с иностранными инвестициями является достаточно тревожным. Во-первых, несмотря на то, что отток капитала значительно сократился, это было связано главным образом с притоком кредитов в банковский сектор, что вполне естественно, учитывая текущую ситуацию с ценами на энергоносители и ослабление доллара. В корпоративном секторе отток капитала увеличился.

Реакция отечественного бизнеса имеет решающее значение для дальнейшего развития экономики еще и потому, что иностранный капитал поступает только на фоне широкой инвестиционной активности отечественного бизнеса. Это также верно для России, из которой значительный капитал вывозился за границу и в настоящее время возвращается, как правило, в форме иностранного капитала.

Экономическая система во многом определяет условия и возможности экономического роста. Скорость экономического развития характеризует эффективность социальной структуры.

Текущий уровень экономического развития предполагает смягчение проблемы ресурсов для экономического роста. Любая страна, импортирующая ресурсы, должна инвестировать в проекты с уровнем окупаемости, достаточным для возмещения затрат и получения прибыли.

Вопросы экономического роста оставались главной темой. Этому также способствовал президент, который в своем Послании Федеральному Собранию выдвинул задачу удвоения ВВП в течение 10 лет, что стимулировало обсуждение возможности и целесообразности достижения такой цели.

В нашей стране прирост национального дохода обеспечивается интенсивными факторами всего на 20-30%. Экономический рост во всех его проявлениях зависит от следующих факторов: природных ресурсов, трудовых ресурсов, основного капитала, научно-технического прогресса и совокупного спроса. Каждый из этих факторов постоянно меняется в зависимости от других и выполняет разные функции.

После глубокой и продолжительной рецессии первая фаза роста связана исключительно с политической стабилизацией, восстановлением спроса и соответствующим участием задействованных мощностей в производстве. С исчерпанием свободных ресурсов темпы роста должны неизбежно угаснуть. Новое повышение ставок должно произойти позже и будет связано с увеличением инвестиционной активности, то есть переходом от роста на основе привлечения существующих мощностей к росту на основе новых инвестиций.

Во-первых, в какой степени это указывает на потенциал роста всех секторов национальной экономики или это в первую очередь результат благоприятной внешнеэкономической среды. Топливная промышленность в 2001-2002 гг. Доминировала по объему инвестиций - 21-22%, транспорт - 17%, ЖКХ - 15%, электроэнергия - 5%, пищевая промышленность и связь 4% каждая, черная металлургия и механика. инжиниринг более 3% каждый.

Во-вторых, сохранение высоких ценовых условий на основные товары российского экспорта объективно замедляет перестройку внутренней экономики. Благоприятно для бюджета, высокие цены на нефть будут оказывать все более угнетающее влияние на экономику - из-за завышения как реального курса рубля, так и доходности капитала в основных отраслях, что делает инвестиции в несырьевые сектора относительно менее эффективными.

В-третьих, устойчивость новой тенденции к росту инвестиций зависит от политических обстоятельств и, прежде всего, от способности властей создавать благоприятные условия для инвесторов, как отечественных, так и иностранных.

Переход от восстановления к росту инвестиций очень уязвим. Эта уязвимость является следствием переплетения двух тенденций. С одной стороны, правительство укрепляется, и ему, безусловно, нужен рост, от которого правительство хочет и может получать максимальные дивиденды. С другой стороны, нет никакой глубокой стабильности, высокий уровень недоверия сохраняется практически между всеми участниками экономического процесса - государством, собственниками, рабочими. Внешне кажется, что стабилизация произошла, и ситуация способствует предпринимательской деятельности. Однако между основными силами функционирования страны отсутствует консенсус, что сдерживает предпринимательскую деятельность. Возникает конфликт между властями, которые ждут немедленных экономических дивидендов, и экономическим сообществом. Власти начинают искать виновных - в деловой или политической сфере, среди бизнеса, чиновников, политических партий. И это еще больше усложняет ситуацию и становится дополнительным препятствием для экономического роста.

Отраслевые проблемы являются наиболее сложными с точки зрения современной экономической России. Продолжая линию, изложенную в Стратегической программе 2000 года, правительство принципиально отказалось определить четкие секторальные приоритеты с их трансформацией и бюджетными решениями. Отказ от отраслевых приоритетов связан с особенностями современного этапа технологического развития, когда априори практически невозможно определить перспективные отрасли и, соответственно, централизованно выделить им финансовые ресурсы.

В то же время задача диверсификации производства и экспорта, ускорения развития секторов «новой экономики» становится одной из ключевых. Правительство и Министерство экономического развития и торговли неоднократно обращались к его обсуждению, и была проведена интенсивная работа над концепцией диверсификации. В связи с этим был поднят вопрос об использовании специальных мер отраслевой политики, отличных от общих макроэкономических факторов, для обеспечения благоприятного инвестиционного климата.

Таким образом, в правительственной концепции экономической политики упор делался на создание необходимых институциональных предпосылок, а также на обеспечение макроэкономической стабильности как общей основы экономического роста. Предполагалось, что этот подход может обеспечить устойчивый и долгосрочный рост, ориентированный на реальные, а не искусственные приоритеты. Однако эта модель политически уязвима. Он не имеет внешних эффектов, он предполагает долгую, кропотливую и довольно скучную работу «растущих» учреждений. Кроме того, это во многом зависит от внешнеэкономической ситуации - сохранение высоких цен на нефть замедлит прогрессивные структурные изменения.

Предполагается определить приоритеты не только на ближайшие годы, но и на более длительный период. Эти вопросы были предметом интенсивного обсуждения в администрации президента и в правительстве, а также среди экономистов, близких к правительству. Параллельно работало несколько групп, состоящих из политиков, экономистов и юристов, идеологически достаточно близких друг к другу.

Основные задачи экономики

Среди ключевых задач экономических реформ в среднесрочной перспективе:

Реализация административной реформы как общего условия повышения эффективности государственного управления, включая реализацию актуальной экономической политики.

Завершение концептуального исследования и начало масштабной реформы бюджетной сферы. Необходимо пересмотреть процедуры принятия решений в бюджетной сфере, разработать систему бюджетирования по результатам, усовершенствовать процедуры предоставления бюджетных средств, а также классифицировать сеть получателей бюджета. Важным моментом здесь является постепенный переход к среднесрочному бюджетному планированию.

Уточнение концепции преодоления сырьевой зависимости российской экономики и превращение концепции в систему комплекса конкретных мер.

Необходимо начать работу по повышению эффективности здравоохранения. Эта отрасль, в дополнение к гуманитарной составляющей, может оказать существенный мультипликативный эффект для развития других секторов экономики: она создаст цепочку расширения спроса во многих других секторах и отраслях, более того, спрос ориентирован на реальный, недалекый Собранные потребности. Основным направлением здесь является переход к преимущественно страховому принципу, причем не только при консолидации, но и при расходовании средств.

Значительный прогресс в реформе-побратиме, прежде всего в изменении принципов укомплектования вооруженных сил. Это важно с политической, военной и экономической точек зрения: решение проблем постиндустриального прорыва несовместимо с отвлечением молодых людей на длительное время от учебы и творческой деятельности.

Продолжение реформы естественных монополий. 7. Разработка нормативно-правовой базы и повышение эффективности функционирования финансовых институтов, продолжение реформирования банковской системы с целью повышения ее надежности.

Разъяснение политики в отношении ЕС как основного внешнеэкономического партнера России. В 2003 году уже стало ясно, что в обозримом будущем ЕС увязнет в собственных проблемах и вряд ли будет активно вовлечен в вопросы общего экономического пространства. Это тем более важно для России определить значение европейского законодательства "для внутреннего использования" и соответствующим образом ориентировать его нормотворчество.

И, наконец, сохранение того, что было сформировано и достигнуто в отношении как общих принципов функционирования страны, так и многих конкретных институтов, становится все более актуальной темой:

  • это высокие темпы экономического развития в Российской Федерации, во многом связанные с благоприятной внешнеэкономической ситуацией, в результате чего экономика больше всего ориентирована на добычу нефти и ее экспорт за рубеж.
  • возрастающее значение инвестиционной составляющей и изменения в структуре ВВП можно назвать позитивными тенденциями в современной модели экономического роста. Положительным моментом является опережающий рост доходов и потребления по отношению к ВВП. Но эта тенденция может сохранять свое положительное значение до определенного момента, после которого инфляционные процессы будут преобладать.

Существующая структура экономики не способна поддерживать высокие темпы экономического роста в течение длительного времени из-за смещения в сторону сырьевой составляющей. Структура экономики характеризуется в разных аспектах - отраслевой, потребительский, региональный.

Более того, специфика российской экономики такова, что отсутствие в нашей стране широкой базы для частного предпринимательства, ограниченных финансовых ресурсов населения и предпринимательских структур, развал традиционных внутренних и внешнеэкономических связей (в связи с обвалом СССР) и резкое ухудшение начальных условий для перехода к социально ориентированной рыночной экономике на этапе перехода к этой экономике, необходимость в более широком масштабе государственного сектора по сравнению с существующей мировой практикой.

Основными задачами на ближайшие годы являются:

  • принятие законодательных и организационных мер, направленных на сокращение избыточной части государственного и муниципального секторов, что не обеспечивает выполнение функций и полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
  • повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества, необходимого для обеспечения выполнения функций и полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

К 2004 году Банк России и Правительство Российской Федерации сформировали механизмы для эффективного управления ликвидностью банковской системы, в том числе, в частности, механизм решения проблемы избыточной ликвидности, то есть чрезмерного накопления средств на счетах коммерческих банков. с Центральным банком Российской Федерации в связи с покупками Банком России экспортной выручки на валютном рынке. Действия Банка России по стерилизации избыточной ликвидности поддерживаются эффективным функционированием Стабилизационного фонда Правительства Российской Федерации, в результате которого можно обеспечить соответствие денежной массы возникающему спросу на деньги, формирование процентных ставок на низком положительном реальном уровне и контроль над потоками капитала. Постепенное снижение доходности на рынке государственных ценных бумаг и поддержание Банком России низких ставок по депозитным операциям стимулировали кредитную активность банков и повысили спрос на корпоративные ценные бумаги.

На конец 2006 года основной индикатор фондового рынка - индекс РТС - вырос почти на 70%, достигнув к концу года 1911 пунктов.

За последние два года российские акции выросли в среднем втрое, что является лучшим показателем не только на развивающихся рынках, но и на всех мировых рынках.

После столь долгого и впечатляющего роста у многих скептиков возникают вполне обоснованные сомнения относительно дальнейшей позитивной динамики рынка. Но есть все основания для таких прогнозов. Ведь ни для кого не секрет, что основными строительными блоками в основе относительно успешного развития рынка ценных бумаг в течение длительного времени были растущая цена на нефть и пресловутая политическая стабильность.

Прошедший год стал рекордным с точки зрения поставок российских акций. Таким образом, общая сумма выручки от проведенных IPO превысила 20 миллиардов долларов. Но в следующем году этот рекорд может быть побит из-за крупнейших размещений в банках Сбербанка и ВТБ - всего 12 миллиардов долларов.

Котировки нефти традиционно являются основным индикатором развития российского рынка ценных бумаг и, возможно, всей экономики. Цена барреля нефти практически напрямую определяет стоимость ценных бумаг наших нефтегазовых компаний.

Уже в конце 2006 года многие российские ценные бумаги в нефтегазовом секторе перестали быть лидерами рынка по текущей доходности.

По данным Госкомстата России, численность постоянного населения к началу 2006 года сократилась по сравнению с 2003 годом более чем на 750 тысяч человек и составила 142,7 миллиона человек. (в 1990 году - 147,7 млн ​​человек). На территориях Центрального и Северо-Западного регионов России, которые являются коренными для русского народа, естественная убыль населения в два и более раз выше, чем в среднем по стране. Трудоспособный возраст в нашей стране считается от 16 до 55 лет для женщин и от 16 до 60 лет для мужчин. В России около 55% людей трудоспособного возраста. Женщины составляют 53% от общей численности населения республики, мужчины - 47%. Для народного хозяйства важен не только объем трудовых ресурсов, но и их распределение по всей стране. По состоянию на конец 2004 года трудовые ресурсы России составляли 84,3 млн человек, или почти 60% населения страны. Более 90% всей рабочей силы приходится на экономически активную часть населения (занятых и безработных). Численность рабочей силы в России на конец прошлого тысячелетия составила 72,3 млн человек, что также соответствует 4-му месту в мире.

Представлены официальные данные, утвержденные правительством РФ. ВВП в бюджете 2004 года определен в 15,3 трлн. руб. ВВП растет, хотя рост колеблется. Импорт товаров в процентном отношении растет быстрее, чем ВВП, то есть общество отдает предпочтение импортным товарам. Судя по динамике инвестиций, отечественные и зарубежные предприниматели с оптимизмом смотрят на развитие экономики. Уровень инфляции все еще выше, чем в развитых странах.

Серьезные недуги, поражающие отечественную экономику, ранее были признаны в основном независимыми экспертами. Теперь руководители основных экономических департаментов, которые до недавнего времени предпочитали отчитываться о превосходном исполнении бюджета и увеличении золотовалютных резервов, стали говорить о наличии острых проблем.

Современная экономика России

В современной рыночной экономике побеждают компании, которые могут успешно конкурировать за качество своих товаров. Что касается ценовой конкурентоспособности, для которой характерно стремление к искусственно низким издержкам производства, в том числе к низкой заработной плате, то, по мнению Г. Грефа, в будущем оно только сохраняет технологическую отсталость российских предприятий. При низкой заработной плате стимулы для модернизации производства теряются.

Высокие темпы роста инвестиций, характерные для России в последнее время, должны оказать влияние на технологическую модернизацию отечественных компаний и повышение производительности труда.

Россия должна искать пути интеграции своей экономики в мировую экономическую систему. Главное здесь - определить состояние и место своей экономики в современном мире и выработать на этой основе соответствующую линию поведения. В связи с этим необходима реальная оценка сильных и слабых сторон экономического и геополитического положения России. Следует отметить, что Россия должна развиваться в очень специфических условиях, которые не обеспечивают ей режим наибольшего благоприятствования. Новый мировой порядок уже сформирован, и это заставляет страны действовать по единым унифицированным процедурам, а Россия не может его изменить. Тем не менее, сегодняшняя Россия имеет такие преимущества, которые не только позволяют ей успешно войти в разделение труда в развивающихся странах, но и пытаются повернуть конкуренцию в ее пользу.

Тенденции в российской экономике

Доминирование, расхождение, организационные тенденции

В настоящее время расхождение экономических тенденций еще далеко от завершения. Несмотря на объективную тенденцию к формированию единой экономической модели, мировая экономика представляет собой своеобразный симбиоз производительных сил разного уровня зрелости и особенностей социальной организации.

В промышленно развитых странах с исторически сложившимися рыночными механизмами явно преобладает не только тенденция к формированию подобных экономических структур, но и наиболее рациональная форма их организации в современных условиях, что значительно повышает экономическую эффективность инвестиционного процесса.

Качественные изменения в самом производстве промышленно развитых стран определяются следующими факторами.

Во-первых, наблюдается устойчивая тенденция заметного превышения темпов роста обрабатывающей промышленности над темпами роста производства всех видов энергии и сырья, что свидетельствует о внедрении энергосберегающей и ресурсосберегающей модели в экономике стран. эти страны.

Во-вторых, оптимизировано соотношение между первым и вторым подразделениями общественного производства, что позволяет повысить эффективность инвестиционного процесса, увеличить производство продукции конечного потребления при минимальных затратах.

В-третьих, сегодня обрабатывающая промышленность абсолютно превалирует над сырьевыми и энергетическими секторами.

В-четвертых, современное машиностроение создано и постоянно совершенствуется - все чаще используются автоматические линии, новые средства связи, робототехника, компьютеры, новые композитные материалы, словом, все, что является материальным воплощением научно-технической революции.

В-пятых, сфера непроизводственных отраслей, сфера услуг, которая включает в себя самый широкий спектр деятельности человека, который непосредственно не вовлечен в производство, быстро растет.

Все это повлияло на социальный и материальный имидж общества. Утерял свое прежнее смысловое значение понятия «рабочий» и «крестьянин». Существует преобладающая (более 80%) социальная группа - средний класс. Доля личного потребления в ВВП промышленно развитых стран превышает 60%.

Подходы к оценке национального богатства также изменились - теперь его критерием является накопление не «шахты и металла», а разума. Настоящее, нетленное богатство человеческого сообщества заключается в научных достижениях и открытиях, патентах и ​​инновациях, записанных на дискетах и ​​используемых в производственной деятельности людей.

Современные тенденции развития мира

Современная мировая экономика является естественным результатом развития производства и международного разделения труда, вовлекающего все большее число стран в мировой процесс воспроизводства. На протяжении XX-XXI вв. произошло расширение и углубление международного разделения труда на всех уровнях - от регионального, межрегионального до мирового. Специализация растет, а сотрудничество укрепляется. В ходе углубления процессов международной специализации и кооперации производства усиливается взаимосвязь, переплетение национальных экономик, образующих целостную систему.

Процессы интернационализации экономической жизни, процессы обновления технологий и технологий производства ускоряются, новейшие отрасли производства быстро развиваются, доля наукоемкой продукции в общем объеме производства растет, а информатика и связь разработки. Происходит ускоренное развитие транспортных технологий. Сейчас доля транспорта в мировом валовом продукте составляет 6%, а в основных фондах мира - около 20%.

Информатизация развивается на основе развития средств связи. Он стал одним из самых быстрорастущих секторов экономики, на его долю приходится около 20% мирового валового продукта. Мировая система спутниковой связи уже сформирована, и ведутся работы по созданию мировой спутниковой компьютерной сети.

Достижения в разработке и практическом применении новейших технологий, наряду с углублением специализации и укреплением кооперационных связей, привели к беспрецедентным темпам роста международной торговли. В настоящее время объем торговли составляет 6 трлн долларов. Ускорению международных торговых отношений способствовало распространение и унификация правил повседневного поведения, определенная стандартизация представлений людей об условиях жизни. Эти стандарты жизни и поведения распространяются как через мировую массовую культуру, так и через потребление стандартных продуктов, производимых гигантскими корпорациями мира.

Все это говорит о том, что взаимосвязь национальных экономик значительно возросла, и темпы роста международного обмена значительно превышают темпы экономического роста даже в наиболее динамично развивающихся странах. Это означает, что мировая экономика приобретает не просто торговлю, а большую индустриальную целостность.

Современные тенденции развития российской экономики

Сегодня у России есть ряд преимуществ, это:

  • богатые природные ресурсы, которые обеспечивают основную часть внутренних потребностей страны в сырье;
  • огромные территории и вместительный внутренний рынок;
  • высокий уровень образования и квалификации населения;
  • развитый научный и производственный потенциал;
  • наличие научных школ, практическое применение которых может обеспечить развитие конкурентоспособных отраслей в масштабах мирового рынка;
  • производственные комплексы, позволяющие увеличить производство продукции с высокой добавленной стоимостью;
  • опыт организации производства экспортной продукции в рамках производственной корпорации с участием многих стран.

В России проживает 2,4% населения мира, она содержит 35% мирового сырья, 13% нефти, 45% газа, 25% угля и, что особенно важно сегодня, 30% пресной воды. Ресурсный потенциал жителя России в восемь раз выше, чем у жителя США, и в десять раз больше, чем у жителя Германии. Активизируя использование этих преимуществ, можно повернуть в нашу пользу баланс национальных интересов России и интересов транснациональных корпораций как на внутреннем рынке, так и в нишах мирового рынка, перспективных для России, и в конечном итоге обеспечить прорыв в экономическом развитии страны, сделав ее лидером динамично развивающихся государств ...

Именно в лице финансово-промышленных групп российская промышленность сможет получить мощные промышленные комплексы, которые могли бы адекватно противостоять конкуренции с Западом и обеспечить необходимые условия для использования преимуществ мирового рынка. Сейчас в России около десяти крупных экономических структур, способных на равных конкурировать с иностранными транснациональными компаниями. По рейтингу конкурентоспособности Россия занимает 48 место в мире.

Благодаря своему уникальному научно-техническому потенциалу Россия может претендовать на роль ведущего государства. Однако, по оценкам экспертов, производство высокотехнологичной продукции в мире оценивается в 2300 миллиардов долларов в год, что обеспечивается примерно 50 макротехнологиями. Семь ведущих стран мира, обладающих 46 макротехнологиями, контролируют более 80% рынка высокотехнологичной продукции. Однако Россия, обладающая 17% макротехнологий (ядерная, космическая, оружейная, нефтедобывающая), имеет долю мирового рынка всего 0,3%.

Таким образом, экономическая реконструкция развивающегося мира подтверждает, что в сегменте мировой экономики начинают преобладать тенденции к организации конкурентной рыночной экономики, формированию структур, сходных по основным параметрам со структурами промышленно развитых государств. В самом развивающемся мире, как и в мировой экономике в целом, начали складываться условия, которые вызывают устойчивую тенденцию к сближению и выравниванию уровней экономического развития. Этому также способствуют более высокие темпы экономического роста молодых государств по сравнению с промышленно развитыми странами.

Вывод:

В ходе прогрессивного экономического развития возникли определенные условия. Первым условием можно назвать технический прогресс, обеспечивающий прорыв в области коммуникаций и транспортных связей, который позволил объединить мировую экономику в единое целое. Второе условие - это либерализация мировой торговли, которая ограничивает национальную протекционистскую политику государств, что сделало мировой рынок более свободным для транснациональных корпораций. Третье условие - это появление возможностей для глобализации производственного процесса, пространственное разделение технологии производства одного продукта в разных частях света. Стало возможным производить и собирать продукцию в разных странах. Сегодня старый тип производства, закрытый в рамках национальных государств, наконец-то заменяется.

Также экономический рост и его факторы отражают функционирование национальной экономики в целом. Сегодня в большинстве стран преобладает смешанная экономика, где государственный сектор играет важную роль. В смешанной экономике роль государства возрастает. Сегодня государство является необходимым фактором обеспечения социальной стабильности, национальной безопасности, обеспечения конкурентоспособности экономики, научно-технического развития страны. В современных условиях государство является важнейшим фактором координации формирования всех структур современной развитой индустриальной экономики.

Решающим фактором конкурентоспособности национальной экономики является наличие условий, предпосылок, возможностей для инноваций и внедрения новых технологий. Именно в этой области будет осуществляться необходимое сотрудничество и координация усилий правительства, бизнеса, научных, академических центров и университетов.

Перспективы России не безнадежны, если в стране существует большая степень координации. У России есть ресурсы и предпосылки для этого. Нужны реальные целенаправленные усилия.

Процесс реформирования российской экономики оказался очень долгим и еще далек от завершения. Но, пройдя самый сложный этап реформ, современная Россия сумела сохранить свои позиции в группе ведущих экономически развитых стран мира.

Российская экономика XXI века. нуждается в защите и поддержке со стороны государства. Необходимы резкое оживление отечественных производителей, рост инвестиционной активности, а главное - окончательное закрепление рыночных приоритетов в сознании масс и в институциональных формах современной экономики.

Основная задача современной России - найти новое качество экономического роста, сформировать экономику, которая будет опираться на максимальную реализацию человеческого потенциала. Сегодня у России есть уникальный исторический шанс занять достойное место в современном глобальном обществе мировых цивилизаций.