Потребительский выбор и эластичность

Содержание:

  1. Потребительский выбор
  2. Потребительский набор и бюджетные ограничения
  3. Выбор потребителя. Правило максимизации полезности
  4. Эластичность спроса
  5. Измерение эластичности спроса
  6. Факторы, влияющие на эластичность спроса
  7. Перекрестная эластичность спроса
  8. Эластичность спроса по доходу
  9. Эластичность предложения
  10. Применение теории эластичности
  11. Заключение
Предмет: Практика
Тип работы: Отчёт
Язык: Русский
Дата добавления: 16.01.2018

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете посмотреть как оформляется и выглядит готовый отчёт по практике:

 

Посмотреть как оформляется и выглядит готовый отчёт по практике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Банковская система в современной рыночной экономике и проблемы её регулирования
Экономические аспекты эффективного функционирования учреждений здравоохранения в городе Москве
Государственное регулирование внешнеэкономических связей
Региональная экономическая политика: основы, направления развития

Введение:

Функционирование рынка и экономики в целом обеспечивается сбалансированными отношениями купли-продажи. В этом контексте покупатели и продавцы действуют на рынке как независимые экономические институты. Продавцы готовой продукции, услуг, полуфабрикатов и т.д. Покупатели и покупатели пользуются спросом на все это.

Спрос - это экономическая категория, которая показывает желание покупателя покупать необходимые ему товары с учетом текущего процесса ценообразования и других экономических показателей. В роли товара это может быть любой производственный объект, в зависимости от его специализации: товары, ткани, услуги, идеи и все, что может считаться экономической выгодой для крупных организаций.

Поскольку потребитель является рациональным субъектом хозяйственной деятельности, он старается минимизировать издержки (расходы). Конечно, это не означает, что стоимость должна быть минимизирована, если маркировка связана не только с сезонными циклами, она должна сопровождаться покупкой некачественных или очень дешевых товаров со скидкой. Сегодня вообще цена не гарантирует качество, поэтому даже самый дорогой продукт иногда не обладает качественными характеристиками. Величина спроса определяется не только стоимостью товара, но и под влиянием следующих неценовых факторов:

  1. Текущие доходы потребителей. Как известно, чем выше доход, тем динамичнее структура потребления индивида: увеличиваются его сбережения и, вместе с этим, деньги, потраченные на покупку необходимых товаров и услуг.
  2. Вкусы и предпочтения потребителей. Например, они могут меняться со временем под влиянием постоянно меняющегося стиля. Некоторые покупатели являются постоянными и придерживаются единого бренда, предпочитая удовлетворять свои потребности продуктами определенного производителя, независимо от ценовых характеристик.
  3. Цена заменителя и дополнительных товаров:
  • конкурирующие продукты, то есть заменители. Примером является мандарин и апельсин. Если на рынке изменятся цены на мандарин (в данном случае - на повышение), покупатель будет склонен покупать апельсины, поскольку они также могут удовлетворить потребность в потреблении фруктов по более низкой цене;
  • товары, которые дополняют друг друга или товары - хвала. Например, если цены на газ начинают расти, спрос на автомобили постоянно уменьшается, потому что топливо является наиболее важным фактором, определяющим работу автомобилей, по крайней мере, создающим для него все условия.
  1. Ожидания потребителей. Потребитель оценивает экономическую ситуацию в стране при одновременном потреблении: уровень цен, динамика процента, уровень инфляции. Увеличение инфляционных ожиданий (волатильность цен), как правило, способствует увеличению потребительского спроса, то есть увеличению потребительского спроса. То же самое может привести к росту цен на основные товары.
  2. Количество потребителей, делающих покупки на рынке.

В этом курсе это изучается как направление кривых спроса и предложения и изменений. Однако нас интересует не только направление кривых, но и масштаб спроса и объема предложения при изменении цены конкретного товара. Поэтому мы узнаем, почему кривые спроса и предложения изменяются определенным образом, и, следовательно, почему они пересекаются в некоторой точке.

Гибкость - одна из важнейших категорий экономики. Впервые он был введен в экономическую теорию А.Маршаллом и представляет процентное изменение одной переменной в ответ на процентное изменение другой переменной. Концепция гибкости позволяет выяснить, как рынок адаптируется к изменениям факторов. Обычно считается, что у компании есть шанс увеличить доход от продаж за счет повышения цены своей продукции. Однако на самом деле это не всегда происходит: возможна ситуация, которая вызывает падение дохода из-за роста цен, не вызывающего роста, а скорее из-за падения спроса и соответствующего падения продаж.

Поэтому концепция гибкости имеет большое значение для производителей.

Изучение потребительского спроса и мотивов, которые они преследуют при закупках, являются наиболее важной обязанностью компании в конкурентной среде. Обладая максимально широкими знаниями о спросе, компания может продавать свою продукцию, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

Потребительский выбор

Простейшая модель поведения потребителей

Спрос на рынке - это наши потребности, которые мы удовлетворяем, покупая товары. Как наши потребности превращаются в определенный объем спроса? Как мы можем выбирать из множества преимуществ, которые нас удовлетворяют? Теория потребительского поведения отвечает на эти вопросы. Эта теория создает общую модель поведения потребителей.

Поведение потребителей - это процесс формирования рыночного спроса покупателей путем выбора товара с учетом текущих цен.

Наш выбор товаров и услуг для потребления, то есть выбор потребителей, прежде всего, зависит от наших потребностей и вкусов, привычек, традиций, то есть наших предпочтений.

Потребительские предпочтения осознают преимущества одних товаров над другими, то есть признание одних товаров лучше, чем других.

Практическое ограничение потребностей потребителей и ограниченность ресурсов приводят к необходимости выбирать различные комбинации выгод, а именно к необходимости выбора потребителя.

Предпочтения покупателя субъективны. Субъективным является также оценка полезности каждого выбранного элемента. Однако выбор потребителя ограничен не только его предпочтениями, но и ценой и доходом от выбранных товаров. Экономически ресурсы отдельного потребителя ограничены.

Одно из теоретических объяснений закона спроса и потребительского выбора связано с уменьшающимся законом о предельной выгоде. Мы уже сформулировали этот закон в его наиболее общей форме, скоро вернемся к этой формулировке. Давайте сначала вспомним полезность в экономической теории.

Преимущество добра - это удовлетворение, которое человек испытывает в процессе потребления добра; Выгода основана на различных хороших физических, химических, биологических и других свойствах.

В теории экономики предполагается, что потребитель товара каким-то образом определяет степень выгоды от потребления товара, и, зная полезность различных товаров, может сделать выбор из множества товаров. Этот выбор льгот должен быть лучшим с ее точки зрения, а это значит, что она должна принести ей наибольшую пользу, наибольшую степень удовлетворения.

Мы понимаем, что, потребляя разные количества одного и того же товара, чем больше товаров мы потребляем, тем меньше мы получаем удовлетворения от потребления дополнительной единицы этого товара. Первая побелка, которую мы едим в университетской столовой, приносит нам наибольшее удовлетворение, вторая побелка приносит меньше удовлетворения, а третья - меньше. Этим также руководствуется потребитель, покупая товары в разных количествах. Теоретически эта закономерность называется законом убывающей предельной полезности.

Предельная полезность любого товара - это стоимость дополнительной выгоды одной единицы потребленного товара.

Закон о сниженной предельной выгоде предполагает связь между увеличением количества потребляемых товаров и дополнительной полезностью дополнительной единицы этого товара. С увеличением количества потребляемых товаров общая стоимость (общая выгода) от использования товаров увеличивается, но в меньшей степени каждая дополнительная единица товара добавляет уменьшенную ценность выгоды.

Закон убывающей предельной полезности - это уменьшение предельной полезности благословения с увеличением количества потребляемого товара.

Потребитель, руководствуясь принципом уменьшения предельной выгоды, выбирает набор потребителей, которые приносят ему наибольшую выгоду по определенной выгодной цене и определенному потребительскому доходу.

Таким образом, мы можем кратко сформулировать некоторые принципы поведения потребителей на рынке, модель его поведения:

  1. При выборе товара для потребления он руководствуется предпочтениями покупателя.
  2. Поведение потребителей особенно рационально, оно ставит конкретные цели и руководствуется личными интересами, то есть действует в рамках рационального эгоизма.
  3. Потребитель пытается максимизировать общую выгоду, иными словами, он пытается выбрать ряд выгод, которые приносят ему наибольшую общую выгоду.
  4. Отклоняющийся закон о предельной выгоде влияет на выбор потребителя и его субъективную оценку выгоды от приобретенного товара.
  5. При выборе товаров возможности потребителя ограничиваются ценами на товары и доходами. Это ограничение называется бюджетным ограничением.

Модель поведения потребителей представляет собой, прежде всего, взаимосвязанные общие принципы поведения потребителей на рынке, включая максимизацию совокупной выгоды, предельную выгоду и закон о бюджетных ограничениях.

Модель поведения потребителей, представленная выше, является самой простой моделью. Некоторые положения этой модели очень абстрактны. Например, съев два беляша, трудно представить, что мы мысленно определили количество полученного удовлетворения. Более того, в этом случае мы не рассматривали максимизацию выгоды. Однако эта упрощенная модель поведения потребителей очень полезна, она многое объясняет в поведении покупателей на рынке, в том числе от того, от чего зависит спрос на товары.

Потребительский набор и бюджетные ограничения

По сути, теория поведения потребителей является теорией потребительского выбора. В приведенной выше модели поведения потребителей сформулированы наиболее важные принципы этого выбора. В дальнейшем мы рассмотрим некоторые положения этой теории более подробно.

Потребительский баланс - это когда потребитель максимизирует свою общую выгоду или удовлетворение от стабилизации доходов; потребительский баланс достигается в точке, где бюджетная линия касается самой высокой кривой безразличия. Оптимальный набор выгод должен соответствовать требованиям: он находится в пределах бюджетного ограничения (не выше и ниже, в противном случае он появляется в третьей модели бенефициара - удовлетворение экономии). Это соответствует точке контакта бюджетной линии и самой высокой кривой безразличия, которая пересекается с ней.

Стремясь к максимальному удовлетворению своих потребностей, потребитель приходит к положению баланса потребителей - t A - точке соприкосновения кривой U2 линии бюджетного ограничения. Относится к ряду продуктов, которые представляют рациональный выбор потребителя, нет стимула менять этот набор на другой.

Пример 1. Например, для личных расходов Дениса есть 120 рублей в неделю. На эти деньги предположим, что он обычно покупает беляш в университетской столовой и покупает книги в книжных магазинах города, где он живет и читает. При этом побелка стоит 10 рублей, а книга - 20 рублей. Каждый раз он должен тратить свои деньги и решать, что покупать, то есть выбор потребителя. Даже в таком ограниченном ассортименте есть несколько вариантов, как потратить 120 рублей. Укажем как минимум 4 варианта.

Выбирая комбинацию А, Денис покупает только беляши (12 порций) и выбирает комбинацию D, покупает только книги (6 книг). Потребительские наборы B и C включают в себя не только побелку, но и книги (8 побелок и 2 книги, 4 побелки и 4 книги соответственно). Каждый раз его выбор ограничен ценами на товары и доходами (накладные расходы). В целом бюджетное ограничение подразумевает, что все затраты на приобретаемые товары равны доходам потребителей.

Границу бюджетного ограничения можно сравнить с кривой производства, которую мы знаем. По аналогии это можно назвать «кривой потребительских возможностей». Потребитель здесь также выбирает один из максимально возможных наборов преимуществ. Увеличивая покупку определенного товара, он должен отказаться от другого конкретного товара, так как его ресурсы (доход) ограничены. Неспособность приобрести определенное количество других товаров подразумевает альтернативную стоимость для потребителя. Например, если потребитель предпочитает набор B, набор A, альтернативные затраты на покупку книги будут равны двум белым.

Теперь он продолжает решать, какой тип потребителя выбрать, основываясь на принципах поведения потребителей, описанных выше Денисом.

Выбор потребителя. Правило максимизации полезности

Он основан на потребительских предпочтениях потребителя. Предполагается, что этот выбор является лучшей товарной комбинацией (или потребительским набором) из всех возможных комбинаций. Это лучший с точки зрения потребителя набор, приносящий наибольшую пользу покупателю.

Условие максимизации выгоды в точке A для данного бюджета - предельная норма замещения (MRS) двух продуктов, поскольку угол наклона кривой безразличия в этой точке равен углу наклона бюджетной линии, для них цены равны обратному отношению:

MRSFC = - PF / PC

Предположим, что потребительская корзина состоит из товаров X и Y. С ростом доходов увеличатся бюджетные возможности покупателя, и точка выбора потребителя сместится в сторону более высоких кривых безразличия. Как правило, это увеличивает потребление обоих товаров в потребительской корзине. Если это худший (низкокачественный) продукт, который может быть заменен другим продуктом, входящим в потребительскую корзину, редко потребление одного из товаров может быть уменьшено.

Линия «потребление доходов» проходит через все точки баланса потребителей, связанные с различными уровнями доходов. Он имеет положительный уклон для обычных товаров - если доход увеличивается, бюджетная линия смещается вверх вправо. Показывает нормы потребления товаров X и Y для разных доходов. Взаимосвязь между величиной дохода I и количеством потребленного продукта X называется кривой Энгеля. Свойства барьерной кривой варьируются в зависимости от типа продукта. Для нормальных (лучших) продуктов наклон кривой положительный, для худших - отрицательный. Кривая препятствий является вертикальной, когда речь идет о товарах, которые не зависят от дохода. Так, например, количество потребляемой соли (на графике - продукт X) не зависит от дохода покупателей. Линия «цена-потребление» проходит через все точки потребительского баланса, связанные с изменением цены одного из товаров. С изменением цены изменяется угол наклона бюджетной линии, что вызывает изменение потребления товаров с фиксированной доходностью X и Y.

На основе кривой цена-потребление создается кривая спроса. Чтобы создать эту кривую, цена товара X находится в формуле бюджетного ограничения:

Когда I = PX * X потребляет Y = 0 товаров, например: PX1 = I / X1.

Значение Xn = Qn является отражением точки оптимального выбора потребителя при разных ценах.

Бюджетное ограничение - это ограничение, когда потребитель выбирает комбинации товаров, которые определяются доходом от товара и ценами на товары.

Пример 2. Допустим, наш студент знает цену выгоды при покупке различного количества побелки и книг. Эти значения выгоды измеряются в специальных единицах измерения - jutiller. Например, общая полезность 2 белых оценивается Денисом в 26 лет, а общая полезность 2 книг оценивается в 50 лет.

Общая выгода - это общая выгода от всех единиц определенного товара, а также общая выгода - это общая выгода всего набора потребителей.

Предельной выгодой дополнительной единицы продукта является изменение общей выгоды при покупке дополнительной единицы. Он рассчитывается как разница между общей выгодой определенного количества товаров и общей выгодой каждого меньшего количества товаров (один за другим). Например, предельное преимущество 5-го белого - 7 утили. Мы получили общее преимущество 4 белых (44 транспортных средства) из суммы 5 белых (51 транспортное средство). Рассчитывается предельная выгода (MU/P) на рубль, потраченная в столбцах 4 и 8. Этот расчет производится путем деления предельной полезности на цену товара. Допустим, мы покупаем 3 книги. В этом случае предельная прибыль на рубль составит 0,9 полезности. Мы разделили 18 программ по цене книги, которая составляет 20 рублей.

Предельная выгода на потраченный рубль - это величина предельной выгоды, полученная делением предельной выгоды товара на цену этого товара.

Знакомство с данными в таблице показывает, что изменения как общего, так и предельного пособий для белых и книг происходят в соответствии с определенными законами. В частности, общая выгода увеличивается, а предельная выгода уменьшается с увеличением количества приобретаемых товаров. Второй закон известен нам как закон, который уменьшает предельную полезность. Увеличение общей выгоды в зависимости от количества потребляемых товаров называется функцией полезности. Чем больше преимуществ, тем больше общее преимущество этих преимуществ.

Функция полезности представляет собой прямо пропорциональную зависимость между общей выгодой товаров и их количеством.

В то же время было отмечено, что общее использование увеличилось различными способами, во-первых, увеличение общего использования было большим, а затем это увеличение уменьшилось.

Выбор потребителя - это набор преимуществ, которые дают потребителю максимальную общую выгоду в условиях ограниченного бюджета.

Мы подошли к основному предмету теории потребительского выбора. Что направляет потребителя, выбирая лучший набор товаров, набор, который обеспечивает максимальную выгоду? Какое правило для максимизации выгод? В нашем примере этот вопрос формулируется следующим образом. Сколько побелек и книг нам нужно, чтобы Денис получил максимальное удовлетворение за 120 рублей?

Самым простым правилом максимизации полезности является здравый смысл - если вы не можете увеличить выгоду, изменяя товарные комбинации (потребительские наборы), вы достигли максимальной выгоды, и этот потребительский набор является лучшим.

Давайте рассмотрим, например, один из наборов, который можно допустить за 120 руб. Например, если мы разделим деньги равномерно на беляш и книги, этот набор будет состоять из 6 беляш и 3 книг. Общая полезность этого набора составляет 125 использований (57 + 68). Является ли этот набор наиболее подходящим, наиболее полезным? Нет, если мы доверяем сформулированному выше правилу, это не так.

Давайте попробуем использовать часть денег вместо побелки, чтобы купить дополнительную 4-ую книгу. Для этого нужно отказаться от приема двух белых. Новый потребительский набор будет состоять из 4 побелек и 4 книг, а его совокупное преимущество увеличится до 128 государственных услуг (44 + 84). Это на 3 больше, чем общее преимущество предыдущего набора. Будет ли новая группа пособий лучшей? Если мы попытаемся снова изменить комбинацию преимуществ, мы убедимся в этом.

Допустим, мы отказываемся покупать еще два белых и покупать дополнительную книгу. В этом случае общая выгода от нового набора, состоящего из 2 побелок и 5 книг, уменьшится до 124 (26 + 98). Таким образом, предыдущий набор потребителей максимально использовал преимущества и максимальные выгоды.

Мы нашли другую формулировку правила максимизации полезности. Указывается, что наибольшее общее использование приносит ряд выгод, где предельная выгода для каждой выгоды на один рубль стоимости одинакова для всех выгод. В нашем примере это 0,8 коммунальных услуг на каждый рубль, потраченный на покупку побелки и книг. Для каждого предмета существуют другие наборы, в которых маржинальные инструменты на рубль одинаковы, например, при покупке 5 белых книг и 5 книг, но эти наборы недоступны, мы не можем их купить из-за бюджетных ограничений.

Правило максимизации выгод - если отношение предельных выгод товаров к ценам одинаково для всех товаров, потребитель максимизирует выгоду группы товаров при определенных бюджетных ограничениях.

Если доля предельных выгод этих двух товаров равна доле цен на эти товары, потребитель максимизирует полезность товарной группы при определенных бюджетных ограничениях.

Таким образом, мы познакомились со значительной частью экономической теории, которая рассматривает процесс формирования рыночного спроса. Мы проанализировали этот процесс на основе модели поведения потребителей на рынке. Анализ этой модели позволил нам сформулировать наиболее важное правило поведения потребителей - правило максимизации полезности.

Эластичность спроса

Теория эластичности спроса исследует степень, в которой потребители чувствительны к изменениям цен на товары и услуги. Потребители более точно реагируют на изменение цен на одни товары, чем на цены в других. То есть при небольшом изменении цены товара значительно увеличивается объем спроса на этот товар или, наоборот, при значительном изменении цены товара спрос на товар практически не меняется. В первом случае следует сказать, что потребители чувствительны к изменению цен, а не во втором.

Эластичность спроса - колебания совокупного спроса, вызванные изменением (снижением или увеличением) цен на товары и услуги.

Концепция гибкости позволяет выяснить, как рынок адаптируется к изменениям факторов.

Обычно считается, что у компании есть шанс увеличить доход от продаж за счет повышения цены своей продукции. Однако в действительности это не всегда происходит: возможна ситуация, которая вызывает уменьшение дохода из-за роста цен, не вызывающего роста, а вместо этого снижения спроса и соответствующего уменьшения продаж. Поэтому концепция гибкости имеет большое значение для производителей товаров, поскольку она отвечает на вопрос о том, насколько изменится объем спроса и предложения при изменении цены.

Изучение потребительского спроса и мотивов, которые они преследуют при закупках, являются наиболее важной обязанностью компании в конкурентной среде. Обладая максимально широкими знаниями о спросе, компания может продавать свою продукцию, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

Гибкость показывает, сколько процентов экономической переменной изменилось. Примером является эластичность спроса по цене или эластичность спроса по цене, которая показывает, насколько изменился процент спроса на продукт при изменении цены на один процент.

Показатель ценовой эластичности спроса на все товары имеет отрицательное значение.

Точно так же вы можете определить показатель гибкости по доходу или другой экономической стоимости. Действительно, если цена товара падает, величина спроса возрастает, и наоборот. Однако для оценки гибкости часто используется абсолютное значение индикатора (знак минус пропускается).

Например, снижение стоимости стирального порошка на 5% привело к увеличению спроса на 10%.

Если абсолютное значение показателя эластичности спроса по цене больше 1, мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Другими словами, изменение цены в этом случае приведет к большему количественному изменению размера спроса.

Если абсолютное значение показателя эластичности спроса по цене меньше 1, спрос является относительно неэластичным. В этом случае изменение цены потребует меньшего изменения размера спроса.

Когда модуль упругости равен 1, речь идет об одной упругости. В этом случае изменение цены приводит к тому же количественному изменению размера спроса.

Снижение цены с P0 до P1 со 100 руб. (33%) приведет к увеличению спроса на 20 в первом квартале (200%). Модуль упругости будет равен 6 (200: 33), т.е. это больше, чем 1, и спрос является гибким. Каким будет доход от продажи продукции? Он увеличится с 3000 (300CH10) до 6000 руб. (200CH30), т.е. двойники. Затененные прямоугольники 0 и 1 четко показывают увеличение выручки от продажи продукции при одновременном снижении цен в условиях эластичного спроса. Площадь прямоугольника 1 значительно больше площади прямоугольника.

Пример неэластичного спроса. 100 рублей снижение цены. Спрос (от P0 до P1) только увеличит спрос на 2 единицы. При этом выручка от продаж снизится с 3000 (300CH10) до 2400 руб. (200CH12). Естественно, в такой ситуации компания не будет снижать цены на свою продукцию, не опасаясь падения выручки.

Есть два крайних случая. Первый случай - это наличие единой цены, по которой товары будут приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от покупки этого продукта (если цена повышается), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снижается). В то же время спрос абсолютно эластичен, показатель эластичности бесконечен. Графически это можно представить в виде прямой линии, параллельной горизонтальной оси. Например, спрос на помидоры, продаваемый одним торговцем на городском рынке, является абсолютно гибким. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным.

Еще один крайний случай - изменение цены не влияет на величину спроса. График абсолютно неупругого спроса выглядит как прямая линия, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером является потребность пациента в определенных видах лекарств, без которых он не может обойтись.

Таким образом, абсолютное значение показателя эластичности спроса по цене может варьироваться от нуля до бесконечности:

  • спрос является гибким;
  • -спрос не является гибким;
  • спрос с гибкостью устройства.

Измерение эластичности спроса

Эластичность, измеряемая относительно большими изменениями цены и количества (в сегменте кривой спроса), называется дугой.

rQ = Q1 - Q2;

rP = P1 - P2

Если RQ - положительная величина, rP - отрицательная сумма. Следовательно, значение коэффициента эластичности спроса в цене ЭД будет отрицательным.

В сегменте кривой спроса ЕС есть много значений P и Q. Для гибкости принимается во внимание среднее арифметическое значений P1, P2 и Q1, Q2.

Гибкость, измеряемая единичными значениями цены и количества товара, называется точкой. Он характеризует величину спроса, тенденцию реагировать на изменения цен в одной точке кривой спроса.

У нас есть точные значения P и Q в точке A, но нет способа определить значения rQ и rP. Чтобы измерить его пропорции, необходимо использовать предел скорости с минимальным изменением rP.

Эластичность спроса по доходу EI. Он характеризует величину реакции спроса на изменение дохода покупателя (указывает, насколько изменится спрос на продукт X, когда доход потребителя изменится на 1%). В большинстве случаев эластичность спроса благоприятна, но возможны несколько вариантов (значение этого показателя используется для классификации товаров):

  • спрос не является гибким по отношению к доходу (основные товары - уровни потребления определяются физиологически): спрос увеличивается менее чем на 1%, при этом доход увеличивается на 1%. 0 <ED (I) <1;
  • спрос эластичен по доходам ED (I)> 1 - предметы роскоши. Спрос увеличивается более чем на 1%, при этом выручка увеличивается на 1%;
  • отрицательная эластичность (низкое качество продукции). Рост доходов приводит к снижению спроса на такие товары ED (I) <0. В сегменте самолетов продукт становится худшим для потребителя. Он заменяет его лучшим доходом, уменьшая его потребление с увеличением дохода.

Зависимость изменений спроса от изменений доходов для различных товарных групп была впервые исследована шведским экономистом Торнквистом, который определил первое и второе требования к предметам роскоши.

Пример. Предположим, что небольшая духовка печет длинные батоны и продает их по бесплатной цене. Чем ниже выбрана цена, тем больше хлеба можно продать. Зависимость цен от продаж известна.

Мы обеспокоены гибкостью спроса и тем, как его измерять через различные интервалы, которые мы выбираем для анализа.

Как измеряется изменение спроса? Давайте возьмем второй диапазон - от 1000 до 1500 орехов. Значение спроса изменилось на 500 орехов или на 50% (500: 1000 = 0,5). Однако, если мы рассмотрим изменение спроса в обратном направлении, т.е. От 1500 до 1000 орехов, тогда в процентах это будет всего 33% (500: 1500 = 0,33). Такие различия создают трудности при расчете коэффициента упругости. Поэтому средняя точка выбранного диапазона используется для измерения процентного изменения каждого рассматриваемого значения. В нашем примере это (1000 + 1500): 2 = 1250 орехов. Изменение спроса с 1000 до 1500 орехов будет 500: 1250 = 0,4 (или 40%).

Вычислив коэффициенты эластичности, получим количественные свойства ценовой эластичности спроса в разных ценовых диапазонах. Спрос является гибким в первых трех интервалах, а не гибким в четвертом интервале.

В областях эластичного спроса падение цен и увеличение продаж приводят к снижению выручки от продаж продукции компании в области неэластичного спроса. Поэтому каждая компания будет стараться избегать этого раздела спроса на товары, где коэффициент эластичности меньше единицы.

Факторы, влияющие на эластичность спроса

Факторами, влияющими на ценовую эластичность спроса, являются:

  1. Наличие заменителей. Чем лучше замена этого продукта для потребителя, тем более гибким будет спрос. Например, спрос на все виды кофе является гибким, поскольку другие сорта являются близкими заменителями. Если продукт не имеет близких заменителей, спрос не будет гибким. Например, общий спрос на бензин не является гибким, поскольку он не имеет близкого замещения.
  2. Доля в доходах потребителей. Чем больше позиция продукта в потребительском бюджете, тем больше гибкость спроса, если все остальное одинаково. Если общая стоимость продукта или услуги (в неделю или в месяц) составляет небольшую часть дохода домохозяйства, этот спрос не будет гибким. Например, повышение цены на спичечный коробок на одну копейку считается небольшим. На самом деле, в процентах, это довольно большой рост. Тем не менее, спрос будет иметь незначительное влияние на размер. Поэтому спрос на спички не является гибким; То же самое можно сказать и о поваренной соли, шнурках и заколках для волос. 10% -ное увеличение цены товаров будет минимально реагировать на покупку этих продуктов. В то же время повышение цен на автомобили или жилые здания на 10%, которые составляют значительную часть годового дохода многих семей, неизбежно приведет к значительному сокращению количества приобретаемых товаров.
  3. Предметы роскоши и основной спрос. Спрос на основные потребности часто не является гибким. Спрос на предметы роскоши, как правило, гибкий. Хлеб и электричество считаются обязательными - без них «мы не сможем выжить». Повышение цен на эти продукты не приведет к значительному снижению их потребления. Но если цены на коньяк и изумруды вырастут, вы не сможете их купить, и большинство людей не испытают больших недугов. Вопрос в том, что люди значат для понятия «основы». Какие товары относятся к этой категории, зависит от уровня жизни. Например, в большинстве развитых стран бытовые приборы (электрические утюги, стиральные машины и холодильники) имеют важное значение.
  4. Знакомые продукты. Одна из причин этого правила заключается в том, что многие потребители - обычные люди. Например, у людей возникает привычка употреблять определенные виды алкогольных напитков или табака. В этом случае спрос не будет гибким, потому что он не может заменить эти продукты для таких людей.
  5. Временной интервал. Спрос на продукт, как правило, более эластичен, что увеличивает время принятия решения. Если цена на продукт растет, требуется время, чтобы найти и протестировать другие продукты, пока они не убедятся в их приемлемости. Если цена на говядину увеличивается на 10%, потребители могут не иметь возможности немедленно сократить свои покупки. Но через некоторое время они могут передать свою симпатию птице или рыбе, теперь она имеет «вкус». Другое объяснение этого правила связано с долговечностью продукта. Исследования показывают, что спрос на «краткосрочный» бензин менее гибок, чем «долгосрочный». Почему это происходит? Потому что в долгосрочной перспективе большие автомобили, потребляющие газ, заменяются более экономичными автомобилями меньшего размера из-за высоких цен на газ.

Перекрестная эластичность спроса

Под перекрестной ценовой эластичностью понимается относительное изменение объема спроса на товар, когда цена другого товара изменяется, когда все остальное равно.

Запрос цены имеет три типа гибкости:

  • положительный;
  • отрицательный;
  • ноль.

Положительная эластичность спроса по перекрестным ценам относится к заменяемым товарам (замещающим товарам). Например, они заменяют масло и маргарин, конкурируют на рынке. Увеличение цены на маргарин, что снижает стоимость нефти в связи с новой ценой на маргарин, вызывает увеличение спроса на нефть. В результате увеличения спроса на нефть кривая спроса сместится вправо, а ее цена увеличится. По мере того, как взаимозаменяемость двух товаров увеличивается, значение перекрестной эластичности спроса на цены увеличивается.

Отрицательная эластичность спроса по перекрестным ценам относится к дополнительным товарам (связанные, дополнительные товары). Это общие преимущества. Например, обувь и крем для обуви являются дополнительными преимуществами. Увеличение цены на обувь приводит к снижению спроса на нее, что снижает спрос на крем для обуви. В результате с ростом цены одного товара отрицательная перекрестная эластичность спроса уменьшает потребление другого товара. Чем больше взаимодополняемость товаров, тем больше абсолютная величина отрицательной перекрестной эластичности спроса на цены.

Эластичность спроса с нулевой перекрестной ценой не означает ни заменяемые, ни дополнительные товары. Такая перекрестная ценовая эластичность спроса указывает на то, что потребление одного товара не зависит от цены другого.

Значения перекрестной эластичности спроса на цены могут варьироваться от «плюс бесконечность» до «минус бесконечность».

Перекрестная ценовая эластичность спроса применяется при реализации конкурентной политики. Чтобы доказать, что фирма не является монополией на товар, она должна проверить, что товары, произведенные этой фирмой, обладают положительной перекрестной эластичностью спроса и цены по сравнению с товаром компетентной фирмы.

Важным фактором, определяющим перекрестную эластичность спроса с точки зрения цены, являются естественные характеристики товаров, их способность изменять друг друга в потреблении.

Знание перекрестной гибкости запроса цены может быть использовано при планировании. Предположим, что ожидается рост цен на природный газ, что неизбежно приведет к увеличению спроса на электроэнергию, поскольку эти продукты можно заменить отоплением и приготовлением пищи. Предположим, что перекрестная эластичность спроса на цены в долгосрочной перспективе составляет 0,8, и в этом случае повышение цены на природный газ на 10% приведет к увеличению спроса на электроэнергию на 8%.

Мера взаимозаменяемости товаров выражается как показатель взаимной эластичности спроса на цены. Если небольшое увеличение цены одного товара вызывает огромный рост спроса на другой товар, то они являются близкими заменителями. Если небольшое увеличение цены одного товара вызывает значительное снижение спроса на другой товар, это близкие дополнительные товары.

Значение коэффициента перекрестной упругости зависит от того, какие продукты принимаются во внимание: заменяемые или дополнительные. Если товар можно изменить, коэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение. Следовательно, повышение цены на сливочное масло приведет к увеличению спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведет к снижению спроса на другие сорта черного хлеба. Если такие товары, как бензин и автомобиль, камера и пленка дополняют друг друга, спрос изменится в противоположную сторону от изменения цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.

Например, цена буханки белого хлеба увеличилась с 4 до 5 руб., в результате спрос на черный хлеб увеличился с 2000 до 3000 хлебов. В этом случае после расчета коэффициента перекрестной эластичности 1,8 можно сделать вывод, что эти два вида хлеба являются взаимозаменяемыми продуктами. Измеряя перекрестную гибкость, можно определить, являются ли выбранные товары взаимодополняющими или взаимозаменяемыми и, соответственно, могут повлиять на спрос на другие товары той же компании, что и изменение цены любого товара, произведенного компанией. Такие расчеты помогут оценить решения об изменении цен на производимую продукцию.

Эластичность спроса по доходу

Эластичность спроса по доходу - мера чувствительности спроса к изменениям доходов; Он отражает относительное изменение спроса на товары в связи с изменением доходов потребителей.

Эластичность спроса по доходу обеспечивается следующими основными способами:

  • позитивно свидетельствует о том, что увеличение дохода (при прочих равных условиях) сопровождает увеличение спроса. Положительная эластичность спроса по доходу связана с обычными товарами, особенно предметами роскоши;
  • отрицательное указывает на то, что спрос уменьшился с увеличением дохода, то есть существует обратная зависимость между доходом и объемом закупок. Эта форма гибкости распространяется на товары низкого качества;
  • ноль означает, что объем спроса нечувствителен к изменениям в доходах. Это товары, потребление которых нечувствительно к доходу. К ним относятся особо необходимые товары.

Эластичность спроса по доходу зависит от следующих факторов:

  • важность особого блага для семейного бюджета. Чем лучше семья нуждается, тем меньше у нее гибкости;
  • является ли данный предмет предметом роскоши или предметом первой необходимости. Гибкость первого товара выше, чем последнего;
  • требовать консерватизма. С увеличением дохода потребитель не сразу переключается на потребление более дорогих товаров. Следует отметить, что для потребителей с разным уровнем дохода одни и те же товары могут быть предметами роскоши или предметами первой необходимости. Аналогичная оценка пособия может быть проведена для одного и того же лица при изменении уровня доход;
  • эластичность спроса по доходу связана с увеличением или уменьшением спроса на товары и услуги. В развитых странах увеличение доходов вызывает рост спроса на услуги, предметы роскоши и товары длительного пользования в развивающихся странах.

Эластичность спроса по доходам (Ed) определяется как процентное изменение количества товара, по которому подается запрос, процентное изменение дохода.

Гибкость спроса на доход для разных товаров разная.

Для товаров, спрос на которые уменьшается с ростом доходов, это товары низкого качества, например, непищевые продукты питания. На западе жирное молоко, сливочное масло и т.д.

Для высококачественных продуктов - чем больше продукт нужен семье, тем меньше его гибкость.

Исследования в разных странах показали, что эластичность спроса по доходу зависит не только от категории товаров, но и от уровня дохода на душу населения в стране. Следовательно, эластичность спроса на основные товары может быть очень высокой при низком уровне дохода и уменьшаться с увеличением дохода. Эта модель появилась до 19 века. Немецкий статистик Эрнст Энгель, который обнаружил, что доля расходов на продукты питания в семейных бюджетах уменьшалась по мере роста доходов потребителей.

Значение гибкости также зависит от уровня доходов конкретной социальной группы.

В группе с низким доходом количество товаров, таких как хлеб и картофель, велико, и поэтому доля расходов в бюджете продолжает увеличиваться, и эти товары можно классифицировать как товары более высокого уровня для этой группы людей. В группах с более высокими доходами мясо, яблоки, некоторые виды овощей начинают играть все большую роль в бюджете, и доля хлеба и картофеля начинает уменьшаться, но эти продукты все еще можно считать нормальными. Продукты питания становятся все более разнообразными и качественными для сегментов населения с более высокими доходами, а также бензин, электричество, товары длительного пользования, телефонные звонки и т.д. Доля расходов также увеличивается. товары низкого порядка.

Чем больше население страны тратит на еду, тем ниже уровень благосостояния. В настоящее время, по крайней мере, 70% населения страны не могут полностью удовлетворить даже физиологические потребности в продуктах питания. Большая часть населения страны живет за чертой бедности, чего естественно не винить.

Эластичность предложения

Гибкость цитаты является показателем степени чувствительности, реакции предложения на изменение цены товара. Он рассчитывается по формуле:

Es = (процентное изменение объема предложения)/(процентное изменение цены)

Метод расчета эластичности предложения аналогичен эластичности спроса, единственное отличие состоит в том, что эластичность предложения всегда положительна, поскольку кривая предложения имеет характер «вверх». Следовательно, нет необходимости в условном изменении признака гибкости предложения. Положительное значение гибкости поставок связано с более высокой ценой, побуждающей производителей увеличивать производство.

Основным фактором гибкости поставок является время, поскольку оно позволяет производителям реагировать на изменения цен на товары.

Есть три периода времени:

  • текущий период - период, когда производители не могут адаптироваться к изменениям уровня цен;
  • короткий период - период, когда производители не успевают полностью адаптироваться к изменениям уровня цен;
  • длительное время - достаточное время для производителей, чтобы полностью адаптироваться к изменениям цен.

Концепция «эластичного предложения» применяется к таким переменным, как процентные ставки, заработная плата, цены на сырье и полуфабрикаты, используемые при производстве нужного товара.

Различают следующие формы гибкости предложения:

  • когда эластичное предложение - эластичность больше единицы, стоимость предложения изменяется на процент выше, чем цена (Es> 1). Эта форма гибкости предложения характерна для длительного периода;
  • неэластичное предложение - когда эластичность меньше единицы, стоимость предложения изменяется с меньшим процентом, чем цена (Es <1). Эта форма эластичности предложения по своей природе коротка;
  • когда стоимость предложения изменяется неограниченно с небольшим изменением цены (Es = ~), происходит абсолютно (идеально) эластичное предложение. Эта форма эластичности предложения характерна для длительного периода, а кривая предложения является абсолютно горизонтальной;
  • когда стоимость предложения равна нулю (E = 0), возникает абсолютно неэластичное предложение, то есть стоимость предложения никогда не изменяется при изменении цены. Эта форма специфична для текущего периода, а кривая предложения строго вертикальная.

Следует отметить, что для большинства промышленных товаров гибкость поставок относительно цен на сырье является отрицательной, поскольку увеличение цены на сырье приводит к увеличению затрат компании, которое равно всем остальным, что приводит к снижению объема производства.

Гибкость предложения зависит от многих факторов:

  • возможность длительного хранения и хранения затрат. Продукт, который нельзя хранить в течение длительного времени или является дорогостоящим для хранения, обладает низкой гибкостью;
  • особенности производственного процесса. Если производитель продукта может либо увеличить производство при повышении цены, либо производить другой продукт при снижении цены, предложение этого продукта будет гибким;
  • фактор времени. Производитель не может быстро реагировать на изменения цен, поскольку требуется определенное количество времени для найма дополнительных работников, покупки производственных инструментов (когда необходимо увеличить выпуск) или сокращения некоторых работников, а также оплаты банковским кредитом (когда необходимо уменьшить выпуск). За короткое время предложение, спрос (цены) могут быть увеличены только за счет увеличения использования существующих производственных мощностей. Однако эта интенсивность может только увеличить предложение на рынке в относительно небольшом количестве. В результате цена предложения не является гибкой в ​​течение короткого времени. В конечном счете, предприниматели могут увеличить свои производственные мощности, расширив имеющиеся возможности и создав новые компании компаниями. Следовательно, гибкость поставок по цене в течение длительного времени очень важна;
  • цены на другие товары, включая ресурсы. В данном случае речь идет о перекрестной гибкости предложения;
  • степень получения ресурсов: трудовые, материальные, природные. Если эти ресурсы недоступны, предложение мало реагирует на гибкость.

Измеряя гибкость предложения по цене, мы можем получить вопрос о том, насколько производство продукта реагирует на изменение цены.

Коэффициент ценовой эластичности предложений рассчитывается аналогичным образом. Разница лишь в том, что вместо размера спроса берется размер предложения. Поскольку предложение связано с изменением производственного процесса, оно адаптируется к изменениям цены медленнее, чем спрос. Поэтому фактор времени очень важен при определении показателя гибкости. Как правило, при оценке гибкости предложения учитываются три периода времени: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

Краткосрочный термин относится к очень короткому времени для любых изменений выходного объема. Например, садовник, который выращивает и приходит на рынок, чтобы продать яблоки, не может изменить количество яблок, которые он предлагает, независимо от рыночной цены. В этом случае предложение не является гибким.

Среднесрочный период достаточен для расширения или уменьшения производства на существующих производственных мощностях, но не достаточен для введения новых мощностей. В этом случае гибкость предложения увеличивается.

Долгосрочный период относится к расширению или уменьшению производственных мощностей компании, а также к выходу новых компаний в сектор, когда спрос на этот продукт снижается или спрос на этот продукт расширяется или выводится из него. Гибкость предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.

Ценовая эластичность предложения возникает как прямая линейная зависимость между процентным изменением цен и экономическими переменными, которые указывают объем товаров, предлагаемых для продажи. Эти зависимости определяют местоположение кривых гибкости предложения, показанного на диаграмме.

При гибкости одного предложения увеличение цены товара на 1% приводит к увеличению предложения на 1%. В этом случае происходит равное изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которых равен единице.

В случае гибкого предложения увеличение цены на 1% может привести к увеличению количества проданных товаров более чем на 1%.

Коэффициент гибкости здесь больше единицы.

В случае неэластичного предложения увеличение цены не влияет на увеличение количества товаров, предлагаемых к продаже. Теоретически, можно предсказать бесконечно гибкий случай предложения, который будет иметь форму горизонтальной линии на графике.

Это возможно как реакция на увеличение поставок товара на рынок при крайне незначительном росте его цены.

Применение теории эластичности

Применение теории гибкости имеет большое практическое значение. Важно помнить, что гибкость спроса компании на ее продукцию и гибкость рыночного спроса не совпадают. Первый всегда выше второго (за исключением абсолютной монополии компании на рынке). Довольно сложно рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию компании, так как необходимо учитывать реакцию конкурентов на повышение или снижение цен. В этом может помочь использование математических моделей или грибов руководителей компаний. Если фирма при принятии решения о ценах руководствуется только данными о гибкости рыночного спроса, потери от продаж в результате повышения цен могут стать более важными, чем ожидалось.

Гибкость спроса является важным фактором, влияющим на политику компании. Другим примером практического использования теории гибкости является государственная налоговая политика.

С введением косвенных налогов государство стремится увеличить объем налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населения и поддержки малоимущих, развития социального пространства, инфраструктуры и обороны. Однако в зависимости от гибкости спроса и предложения на определенные виды товаров и услуг налоговая нагрузка будет по-разному распределяться между производителями и потребителями.

При эластичном предложении налоговая нагрузка будет в основном ложиться на потребителя, рост цен и сокращение выпуска будут значительными, сумма налога будет относительно меньше по сравнению с неэластичным предложением, потеря общества - ваша. Противоположное верно с неэластичным предложением.

Увеличение себестоимости продукции заставляет компанию повышать цены на продукцию.

Мы объясним его применение на специальных примерах.

Что будет с продажами? Будет ли он значительно уменьшаться или никогда не изменится?

Компенсирует ли рост цен падение прибыли из-за потери части потребительского спроса?

Чтобы ответить на эти вопросы и выбрать правильную ценовую стратегию для бизнеса, вам необходимо знать гибкость спроса и предложения на этот продукт.

Важно помнить, что гибкость спроса компании на ее продукцию и гибкость рыночного спроса не совпадают. Первый всегда выше второго (за исключением абсолютной монополии компании на рынке). Довольно сложно рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию компании, так как необходимо учитывать реакцию конкурентов на повышение или снижение цен. Использование математических моделей или опыт руководителей компаний могут помочь.

Если фирма при принятии решения о ценах руководствуется только данными о гибкости рыночного спроса, потери от продаж в результате повышения цен могут стать более важными, чем ожидалось. Например, если мы возьмем гибкость рыночного спроса на табачные изделия 0,46, это не означает, что гибкость спроса на сигареты со стороны фабрики Ява или Дукат будет означать то же самое. Конкуренция увеличит фактор гибкости спроса на сигареты от каждого из этих заводов. Гибкость спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику компании. Предположим, что некоторые компании построили многоквартирный дом и решили вопрос о том, какую цену должны предложить арендаторы. Затраты на строительство и эксплуатацию практически не зависят от того, сколько квартир сдано в аренду (за исключением затрат на содержание, которые составляют небольшую часть от общих затрат).

Если компания знает спрос на квартиры и гибкость, она может определить, по какой цене эти квартиры должны быть сданы в аренду, чтобы обеспечить максимальный доход. В то же время, даже если некоторые квартиры пусты, максимальный доход можно получить.

Другим примером практического использования теории гибкости является государственная налоговая политика. С введением косвенных налогов государство может перераспределять ресурсы в экономике, перераспределять доходы населения и поддерживать бедных, социальное пространство, инфраструктуру, оборону и т.д. Однако в зависимости от гибкости спроса и предложения на определенные виды товаров и услуг налоговая нагрузка будет по-разному распределяться между производителями и потребителями продукции.

В рыночной экономике производитель может увеличить цену на сумму налога (хотя это часто наблюдается в России с переходной экономикой), он может отрегулировать ее до более высокого значения, чем баланс, потому что он будет вытеснен с рынка в конкурентной среде. Все, что он может сделать, это поднять цену до уровня баланса.

Если спрос будет гибким, потери производителя будут выше, налоговая нагрузка будет ложиться в основном на него. Кроме того, производитель будет вынужден сократить производство до первого квартала, потеряв некоторых покупателей своего продукта из-за более высокой цены. Если спрос не будет гибким, налоговая нагрузка будет в основном ложиться на потребителя. Кроме того, абсолютная ставка налога будет выше при неэластичном спросе. Поэтому правительство использует налог на потребление и другие косвенные налоги на товары, спрос на которые не является гибким (сигареты, алкогольные напитки и т.д.).

Если правительство не ввело налог, они суммируют продукты, которые будут производиться и приобретаться. Это потребители, которые хотят продукт, но не могут его купить, и производители, которые хотят его, но не могут его производить.

Несоответствие желаний и возможностей является прямым следствием установленного налога и наносит вред обществу. Причем эта потеря будет тем выше, чем выше эластичность спроса на этот товар.

Теперь мы думаем, что распределение налоговой нагрузки зависит от эластичности предложения (эластичность спроса считается постоянной). Это показывает ситуацию до и после применения налога.

При эластичном предложении налоговое бремя будет в основном покрываться потребителем, повышение цен и снижение производства будут значительными, сумма налога будет относительно меньше неэластичного предложения, потери общества будут выше. Противоположное верно с неэластичным предложением.

Заключение

Изучив предмет данного курсового исследования, мы пришли к выводу, что исследование спроса на продукт является первой задачей компании на рынке. Изучение потребительского спроса и мотивов, которые они преследуют при закупках, являются наиболее важной обязанностью компании в конкурентной среде. Обладая максимально широкими знаниями о спросе, компания может продавать свою продукцию, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

Спрос связан с качеством продукта, его ценой, доходами покупателей, ценами на аналогичные товары, потребительскими вкусами и предпочтениями и т.д. Трудно перечислить все факторы, которые определяют, почему тот или иной товар был приобретен. От качества прогноза спроса на продукцию компании зависит выручка от будущих продаж и, соответственно, прибыль. Одной из важнейших характеристик спроса является его гибкость. Оценка эластичности спроса (цена, доход клиента и другие параметры) позволяет компании выбрать правильную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения позволяют определять местоположение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменения объема продаж на основе изменений факторов, влияющих на спрос и предложение. Ценовая эластичность спроса показывает, насколько чувствительны потребители к изменению цен. Спрос является гибким, если потребители относительно чувствительны к изменениям цен. Спрос не является гибким, если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен.

Ценовая эластичность спроса может быть определена путем наблюдения характера влияния изменения цен на общий доход от продажи продукции.

Спрос является гибким, если цена и общий доход изменяются в противоположных направлениях. Если цена и общий доход изменяются в одном и том же направлении, спрос не является гибким. В случае эластичности одного спроса изменение цены не изменит общий доход.

Количество доступных товаров для замены, расположение товара в бюджете покупателя, потребность или роскошь и продолжительность анализа - все эти факторы влияют на гибкость спроса.

Гибкость предложения зависит от сложности перераспределения ресурсов среди альтернативных видов использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от того, сколько времени у производителей имеется для адаптации к определенному изменению цены.

Практическая ценность коэффициента гибкости заключается в том, чтобы упростить прогнозирование того, какие возможности для процветания и расширения есть в определенных отраслях, а в какой - в будущем, ожидается стагнация и сокращение производства. Точнее, при прочих равных условиях высокая гибкость положительного дохода означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или худший отрицательный коэффициент указывает на возможность сокращения производства в отрасли. Например, высокая положительная эластичность спроса на эти автомобили отражает долгосрочные ожидания автомобильной промышленности, в то время как низкая эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию по доходам указывает на хронические проблемы в этом секторе.