Постмодерн и общество потребления: глобальная культура рубежа ХХ и ХХI веков

Предмет: Культурология
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 18.07.2018

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по культурологии:

 

Много готовых рефератов по культурологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

«Восстание масс» и массовая культура
Контркультура против культуриндустрии. Нигилистические и созидательные тенденции контркультуры
Культура и цивилизация Искусство арабских народов
Русские православные монастыри и их роль в развитии национальной культуры


Введение:

Постмодернизм - это совокупное обозначение тенденций в культурной самобытности развитых западных стран. Постмодернизм (или «постмодерн») буквально означает то, что следует после «модерна».

Постмодернизм - явление относительно недавнее: его возраст составляет около четверти века. Это, прежде всего, культура постиндустриального, информационного общества. В то же время он выходит за рамки культуры и в той или иной степени проявляется во всех сферах общественной жизни, включая экономику и политику. Благодаря этому общество является не только постиндустриальным и информационным, но и постмодернистским. Наиболее ярко постмодернизм проявил себя в искусстве.

Этимология термина «постмодерн» восходит к 1917 году. Впервые он был использован немецким философом Рудольфом Паннвицем в его работе «Кризис европейской культуры». Это был новый человек, призванный преодолеть упадок. Постмодернизм рассматривался как выход из европейской культуры из глубокого кризиса, куда его привел модернизм, пораженный язвами нигилизма и упадка. Это был просто перефразировка ницшеанской идеи «сверхчеловека».

Второй раз этот термин, независимо от Паннвица, используется испанским критиком Ф.де Онисом в его работе «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» (1934). Постмодерн выступает в качестве промежуточного периода (1905-1914) между первой стадией модернизма (1896-1905) и второй, более мощной стадией - стадией «ультрамодернизма» (1914-1932). 

В третий раз это слово встречается в однотомной экспозиции (1947 г.) американского философа Д.Сомервилля о многотомном труде английского историка А.Тойнби «Изучение истории». Здесь «постмодерн» означает современный, современный период западной культуры, который начался уже в 1875 году.

Однако все эти три случая не имеют прямого отношения к современному значению термина «постмодернизм». Немецкий философ В.Вельш, признанный авторитет в интерпретации постмодернизма, называет их «преждевременными». По его мнению, американский литературный критик М.Хоу был тем, кто впервые начал использовать термин «постмодерн» в его современном значении в 1959 году, начав дискуссию о постмодернизме в американской литературной критике, которая продолжается и сегодня.

На сегодняшний день постмодернизм прошел все основные этапы своего становления. В конце 50-х годов. в итальянской архитектуре и американской литературной критике появились первые признаки. Затем они возникли в искусстве других европейских стран, США и Японии, и к концу 60-х годов. Распространение в других областях культуры. В 70-х гг. Происходит окончательное самоутверждение и признание постмодернизма как особого феномена, который выглядит как своего рода сенсация. В 80-х. постмодернизм распространяется по всему миру и становится интеллектуальной модой, своего рода особым знаком времени, своего рода переходом в круг избранных и посвященных. Если раньше нужно было обязательно быть модернистом и авангардистом, то теперь стало трудно не быть постмодерном. В начале 90-х гг. ажиотаж вокруг постмодернизма спадает, и он вступает в период более спокойного существования.

Английский историк А.Тойнби взял точку отсчета эпохи постмодерна 1875 года, связав ее с открытием второго закона термодинамики. Для некоторых эта эпоха началась сразу после Второй мировой войны. Большинство авторов связывают начало постмодернизма с серединой 70-х годов, хотя существуют разногласия по поводу более точной даты его рождения. В 80-х годах постмодернизм получает статус концепта, прежде всего благодаря работе Лиотара, который расширил обсуждение постмодернизма в области философии.

Сторонники постмодернизма считают, что постмодернизм - это особое духовное состояние и состояние души, которые могут возникать и фактически возникать в самых разных эпох на своей последней стадии. Постмодернизм в этом смысле действует как транзисторный феномен, он проходит через все или многие исторические эпохи, и его нельзя различить ни в какую отдельную и особую эпоху. В частности, это мнение разделяет итальянский писатель постмодернистов В.Эко. Лиотар склоняется к тому же мнению, считая, что Аристотеля можно считать первым постмодернистом. Канадские политологи А.Кроукер и Д.Кук называют святого Августина как такового.

Другие, напротив, определяют постмодернизм именно как особую эпоху, которая началась с появлением постиндустриальной цивилизации. Это мнение разделяют Х. Кунг и В. Уэлш и другие. Кажется, что при всех существующих различиях эти два подхода могут быть согласованы. Действительно, постмодернизм - это прежде всего состояние души. Однако это состояние продолжается уже довольно давно, что позволяет говорить об эпохе, хотя эта эпоха, по-видимому, станет переходной.

Основные черты и особенности культуры постмодернизма

Постмодернизм в архитектуре

Постмодернизм в архитектуре становится четким направлением к середине 70-х годов. К.Дженкс в своей книге «Язык архитектуры постмодернизма» (1977) приводит точную дату исчезновения авангарда в архитектуре: 15 июня 1972 года. В этот день в Сент-Луисе, штат Миссури, Пруитт Айгу квартал был взорван, хотя, возможно, это было самое подлинное воплощение идей современного градостроительства. Квартал был построен в точном соответствии с тремя основными ценностями Ле Корбюзье: солнце, зелень и пространство. Он состоял из хорошо оборудованных высотных зданий, имел подвесные дороги для пешеходов, являлся примером стерильной чистоты и рациональности и получил награду от Американского института архитекторов. Однако со временем квартал постепенно пришел в упадок, становясь все более и более местом скопления антиобщественных элементов, источником социальных конфликтов и преступности, что в конечном итоге привело к печальному исходу.

Другие авторы приводят другие даты появления постмодернизма в архитектуре. Таким образом, французский архитектор и исследователь Ж.Бельмон связывает кончину авангарда и возникновение постмодернистской тенденции с энергетическим, а затем экономическим кризисом, который начался в 1973 году.

Рассматривая особенности постмодернизма в архитектуре, Дженкс выделяет семь его основных особенностей. Первая из них связана с отношением к истории и прошлому, а также к настоящему и будущему.

Авангард, как известно, категорически отрицал историю и прошлое. Постмодернизм занимает совершенно иную позицию по отношению к прошлому и будущему. Он полностью реабилитирует историю и прошлое, часто выражает чувство острой ностальгии по прошлому.

Открывая историю и культуру прошлого, постмодернизм откликнулся на естественные и понятные желания многих людей вернуть свои корни и воссоединиться со своей прошлой историей, которую модернизм и авангардист настойчиво хотели лишить их.

Вторая особенность постмодернистской архитектуры продолжается и конкретизирует первую. Дженкс квалифицирует ее как «прямую ретроспективу». Это также можно определить как традиционализм. В этом смысле post-guard можно определить как стиль ретро.

Постмодернизм не только реабилитирует традиции и старые стили, но и широко использует их в своей практике, включая то, что обычно относится к академизму.

Третья особенность постмодернизма касается взаимоотношений архитектуры с окружающей средой. Это также связано с традицией, но в более широком смысле - социокультурным, национальным, природно-климатическим и т.д. Речь идет прежде всего об отношении к природе. Постмодернизм здесь идет в противоположном направлении. Он отвергает принцип автономии и настаивает на учете многих условий, придает большое значение ощущению того или иного места. Архитектурное сооружение должно органично вписываться в окружающий ландшафт. Для этих целей некоторые участники постмодернистского движения даже прибегают к использованию оттенков цвета земли, на которой построен дом.

Следующая, четвертая особенность - постмодернизм - прямое продолжение и развитие предыдущего. Дженкс определяет его как контекстуализм, который включает в себя ад-хокизм («ad-hok» - по отношению к этому) и подход городского планирования.

Пятая особенность заключается в том, что постмодернизм отвергает принцип автономии, восстанавливая принцип барочной связности и целостности. Вместо изолированных зданий в свободных пространствах он вновь открывает городскую структуру, а вместе с ней и сам город, который объединяет вокруг своих памятников и имеет некоторые границы в пространстве. Орнамент становится средством новой архитектурной композиции. При проектировании отдельного дома, или района, или всего города, необходимо учитывать традиции, вкусы и мнения жителей.

Шестая особенность заключается в том, что в постмодернизме проблемы космоса чаще всего решаются в духе барокко и маньеризма. Он имеет глубокие корни в традициях, исторически окрашен. Здесь нет четкого разграничения, простоты и прозрачности. Это кажется извилистым и запутанным, плотным, богатым и полным, таинственным и иррациональным. Постмодернисты придают гораздо большее значение космосу, чем их непосредственные предшественники.

Наконец, последняя важная особенность постмодернизма в архитектуре связана с его эклектизмом. Эта особенность является своего рода результатом и логическим следствием предыдущих. В первую очередь это связано с желанием пост-авангарда практически реализовать двойное кодирование, сочетать вкусы и ценности простых людей с профессиональным языком архитектора. В постмодернизме, как отмечает Дженкс, сосуществуют два кода: «во-первых, популярный, традиционный, медленно меняющийся, как разговорный язык, изобилующий клише и имеющий корни в повседневной жизни, и, во-вторых, современный, полный неологизмов и реагирующий на быстрые изменения в технологии, искусство и мода, а также авангард архитектуры».

Постмодернизм в живописи

Постмодернизм в живописи возник немного позже, чем в архитектуре. Поворот к нему начался только в 70-х годах, однако, начиная позже, он быстро пришел к своему выводу. Об этом свидетельствует ряд выставок, проведенных в европейских странах в самом начале 80-х годов. В Лондоне была выставка «Новый дух в живописи» (1980), в Берлине - «Дух времени» (1981), в Париже - «Барокко-81» (1981), в Риме - «Авангард и Трансавант» (1982), в Сент-Этьене - «Миф. Драма. Трагедия» (1982).

Вышеупомянутые и другие выставки красноречиво говорили, что модернизм и авангард исчерпали себя, что они почти незаметно и неслышно покинули сцену искусства, и их отъезд не вызвал большого сожаления, а тем более трагедии или катастрофы, что постмодернизм принял их место.

Работа французского художника Жерара Гаруста заслуживает особого внимания в постмодернистской живописи. На его примере наиболее отчетливо видны не только черты и черты, характерные для всего постмодернизма, но и те глубокие изменения, которые произошли в положении искусства в послевоенный период.

В начале нашего столетия, когда модернизм был уже достаточно широко распространен и все более превращался в авангард, известная формула «искусство требует жертв» была адресована главным образом самим художникам. В частности, это касалось именно новых, прогрессивных тенденций, к которым общество относилось очень безразлично. Художники жили в коммунах, поселились в бедных кварталах, на Монмартре, в комнатах на верхних этажах, предназначенных для прислуги, или на чердаках, питаемых от голода. Ради искусства они пожертвовали всей своей жизнью. Многие из них сложились трагически. В качестве примера можно привести судьбу Ван Гога, Гогена, Модильяни и др.

Для всех этих параметров Дж.Гаруст является полной противоположностью. Его внешность модна и отличается дендизмом: он носит шляпу, строгий костюм, карман которого украшен шарфом и галстуком.

Дж.Гаруст довольно быстро добился значительных успехов. В 42 года он получил возможность устроить персональную выставку в Центре Помпиду, что свидетельствовало о высочайшем признании его работ. В настоящее время он является одним из тех французских художников, которые достигли величайшей международной известности.

Именно Гаруст дал одному из своих полотен холсту «Дежа вю» («Уже увиденный»), который стал своего рода знаком или символом всего искусства постмодернизма. По отношению к другим видам искусства оно выглядит как «уже прочитанное», «уже услышанное»: в творчестве постмодернистов пародии, подражания, подражания, цитаты и заимствования занимают большое место. Следует отметить еще одну особенность постмодернизма - чрезмерность. Страсть к использованию разных стилей и манер разных эпох не знает границ.

Изучая шедевры постмодернизма, создается впечатление, что постмодернисты в качестве моделей для своего творчества ставят себе шедевры признанных мастеров, копии или имитации которых они намерены реализовать. Однако, делая это, опускайте кисти не только в красках, но и в кислоте. Известно, что делает кислоту с красивым лицом. По отношению к живописи она разъедает, сжигает признаки хорошего вкуса, красоты и гармонии. Полученный результат не поддается однозначной интерпретации и оценке.

В целом постмодернизм в живописи демонстрирует уже знакомую эклектику, смешение стилей и манер, увлечение цитатами и заимствованиями, иронию и пародию, отказ от прогнозов на будущее, обращение к мифологии и прошлому и в то же время их растворение в настоящем.

Постмодернизм в литературе

Как отмечалось выше, постмодернизм в литературе и литературная критика первоначально возникли в Соединенных Штатах в конце 1950-х годов. Критик И. Хау был первым, кто объявил о своем появлении, сделав это в 1959 году в статье «Массовое общество и литература постмодерна», и начал бурную дискуссию о постмодернизме, которая продолжается и по сей день. Реакция Хоу на новую литературу в целом была негативной и пессимистичной. Он отмечает, что, в отличие от великой модернистской литературы Элисты, Паунда и Джойса, постмодернистская литература характеризуется летаргией, истощением инновационного потенциала и ударной силой. Эта литература менее склонна к проявлению творческой личности. В то же время Хоу указывает на совершенно естественный и необходимый характер появления постмодернистской литературы, признавая, что в своих уравнивающих образах массовое общество находит более адекватное отражение, чем в модернистской литературе.

Заслуга постмодернистской литературы заключается в том, что она отменяет предыдущее разделение на искусство для «образованных» и «предварительное искусство» для «необразованных», имевшее место в классовом обществе. Новая литература также ликвидирует разрыв между профессионализмом и дилетантизмом в области искусства, между художником и публикой. Он сочетает в себе самые разнообразные мотивы и художественные условия, перестает быть только интеллектуальным и элитарным и становится одновременно романтичным, сентиментальным и популярным. Постмодернистская литература стирает старые границы между высоким и низким, подлинным и невероятным, мирским и чудесным, реальным и фантастическим. Она учит и развлекает, доставляет удовольствие.

Автор постмодерна - «двойной агент». Он одинаково хорошо чувствует себя как в технологической реальности, так и в мире чудес. Он охотно совершает набеги в пространство мира и в царство эротизма. Для него нет запрещенных зон. Его литература многоязычна. Он сочетает в себе элитарные и популярные вкусы. Его отличает радикальный плюрализм.

Идеальный роман постмодернизма должен каким-то образом оказаться выше столкновения реализма с ирреализмом, формализма с «содержанием», чистого искусства с предвзятостью и элитной прозы с массой. «Основными функциями литературы являются развлечения и игры. Ее цель - развлечь аудиторию и доставить ей удовольствие. Барт рассматривает литературу как «форму удовольствия».

Главной фигурой всего литературного постмодернизма является итальянский писатель Умберто Эко. Он стал таковым благодаря своему роману «Имя розы» (1980), который принес ему всемирную славу и славу. Даже Америка не могла ему противостоять, где иностранному автору чрезвычайно трудно получить признание.

Успех романа превзошел все ожидания, он стал международным бестселлером. «Имя розы» обладает всеми чертами, характерными для постмодернистской работы. Книга начинается в манере полицейского детектива - с убийства. Заявленная интрига подтверждается всеми новыми преступлениями. За семь дней, в течение которых разворачивается роман, происходит семь убийств. Более того, каждый последующий становится все более жестоким и изощренным, что позволяет удерживать внимание читателя и поддерживать его в постоянном напряжении. В своем жанре «Имя розы» - это не только детектив, но и исторический роман, который также очень популярен среди читателей.

Роман доступен для всех людей и всех возрастов, доставляя им удовольствие и удовольствие. Он отвечает всем требованиям и на любой вкус. Отсюда его огромная популярность: общий тираж на сегодня достиг 17 миллионов экземпляров.

К сожалению, в литературе постмодернизма роман «Имя розы» до сих пор является исключением. Подавляющее большинство литературы постмодерна больше относится к массовой культуре, чем к реальному искусству и высокой культуре.

Постмодернизм в кино

Постмодернизм проникает в кино позже, чем другие виды искусства. Это происходит во второй половине 70-х годов. В 80-х. в кинематографе процветает постмодернизм, после чего происходит определенный упадок. Немецкий режиссер Райнер Вернер Фасбиндер был одним из первых, в работе которого довольно отчетливо проявляются особенности постмодернизма. В его работе «Брак Марии Браун», вышедшей в 1978 году, черты постмодернизма наиболее ярко проявились. Эта работа Фасбиндера близка к постмодернизму в том смысле, что она рассеивает стремление к большим целям, которые часто оказываются иллюзорными. По мере приближения к ним они превращаются в свою противоположность и, вместо удовлетворения, вызывают глубокое разочарование. В еще большей степени проистекает из постмодернизма эклектика, присутствующая в фильме, смешение различных типов повествования - от криминальной хроники до классической истории, сочетание совершенно разных вещей - тонкий вкус и дурной вкус, неожиданные переходы от осязаемой реальности к его поддельная эфемерность, наличие контрастирующих цитат и ссылок, наложение музыки Бетховена на свисток и крики футбольных фанатов.

Тем не менее, американское кино занимает значительное место в постмодернизме. Это неудивительно, поскольку общество потребителей нашло в Америке наиболее полное и адекватное воплощение. Опять же, в Америке наибольшее развитие получила «психопатология рождаемости», которая стала одним из основных социальных источников постмодернизма. Как правило, главным героем американских постмодернистских фильмов является яппи, чье бурное, похожее на вихрь событие внезапно врывается в размеренную и процветающую жизнь.

Фильм известного режиссера С.Спилберга «Индиана Джонс и Храм Судьбы» был одним из первых, в котором видны многие черты постмодернизма. Он демонстрирует подчеркнутую асоциальность и политическую апатию, сочетает чисто американские технические приемы и американский юмор с восточной экзотикой и черной магией, наполненной потребительским гедонизмом. В общем, лента оказалась слишком перегруженной и аморфной.

Главной фигурой постмодернизма в кино является английский режиссер Питер Гринуэй. Его по праву называют «английский Феллини». Он имеет профессиональное образование в качестве художника и начал свою карьеру в качестве художника. Вскоре он увлекся кино, увидев в нем гораздо больше художественных возможностей, чем в живописи. Гринуэй считает, что «кинематограф - это самое совершенное средство выражения XX века».

Постмодернизм проявляется в Гринуэе прежде всего в его интересе к прошлому, границы которого он отодвигает все дальше и дальше назад: сначала они достигли XVII-го века, а в последнем фильме - до X-го века. Как и другие постмодернисты, Гринуэй сам по себе не интересуется прошлым, он смотрит на него сквозь призму настоящего. В искусстве прошлого его прежде всего привлекает барокко, а вместе с ним - чувства и чувственность. Он также представляет большой интерес к классицизму и маньеризму. Постмодернизм также определяет взгляд Гринуэя на человека. Он отказывается от всякого возвышения человека, его стремлений и мотивов поведения. В таком высоком понятии, как любовь, он видит в основном биологические и физиологические основы, дарвиновскую заботу о деторождениях, которую люди научились покрывать всевозможными украшениями.

Готовность следовать «принципу удовольствия» Гринуэя также свидетельствует о постмодернизме. Гедонизм, чувственные удовольствия и удовольствия, включая сексуальные удовольствия, занимают его особое, привилегированное место. В связи с этим в его картинах есть еще одна характерная черта: склонность к крайностям и чрезмерности.

Постмодернистское начало позволяет Гринуэю включать в свои фильмы многие элементы массовой культуры и китча: убийства, жестокость, насилие, секс и т.д. Это делает их впечатляющими, наполняет их внутренним динамизмом, они держат зрителя в постоянном напряжении, давая ему желаемое удовольствие и развлечение. В этом отношении «контрактник рисовальщицы» представляется наиболее успешным, который, видимо, стал лучшим фильмом режиссера.

Кажется, что работа П.Гринуэя является «постмодерном, достойным уважения», о котором Ж.Ф.Лиотар. Однако преобладающая часть постмодернизма в кино оставляет желать лучшего.

Заключение

Постмодернизм - чрезвычайно сложное явление. Поэтому в одном из определений Ж.Ф.Лётара его понимают как «неконтролируемое увеличение сложности». Такое определение отражает важный аспект постмодернизма, но оно слишком общее и широкое. Более существенные аспекты этого явления затрагиваются при сравнении с модернизмом. В этом отношении наиболее подходящим и успешным является определение, данное американскому социологу постмодернизму 3.Бауманом. В слегка измененном виде это можно сформулировать следующим образом: постмодернизм - это модернизм, который признал свое поражение и невозможность.

Модернизм поставил амбициозные и глобальные цели. Бросив вызов Богу, он решил переделать человека, общество, природу и вселенную. В соответствии с поставленными задачами, природа должна быть преобразована и подчинена, в обществе должны быть установлены действительно справедливые межчеловеческие отношения, и сам человек должен стать очень совершенным существом, полностью обладающим сознанием и самосознанием.

Это был проект модернизма. Его реализация длилась около двух веков. К середине XX-го века стало ясно, что значительная часть проекта оказалась невыполненной, а не менее значительная часть - вообще невозможной.

Все это вызвало глубокий кризис модернизма, результатом которого стал постмодернизм. Выражает глобальный кризис ценностей. Постмодернизм указывает на то, что весь предыдущий путь развития человечества был в значительной степени ошибочным и требует значительных корректировок. В то же время это означает переходное состояние и переходную эру, оставляя вопрос о будущем открытым.