Порядок формирования, полномочия и функции высших судов России (Конституционного, Верховного и высшего Арбитражного)

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Конституционные гарантии осуществления правосудия в РФ
Характеристика судебной власти. Система федеральных судов и судов субъектов РФ
Понятие, структура и функции правосознания. Виды правосознания
Правовой институт государственной службы; понятие руководителя, должностного лица и представителя власти


Введение:

Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая независимость законодательных, исполнительных и судебных органов (статья 10 Конституции). Статья 11 Конституции предоставляет право осуществлять государственную власть Президенту Российской Федерации. Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и суды Российской Федерации.

Таким образом, Конституция определяет, что судебная власть является одним из видов государственной власти.

Термин «судебная власть» используется в разных значениях. Итак, можно сказать, что судебная власть - это суд, система соответствующих учреждений, тот или иной суд или все суды. Энциклопедический словарь определяет судебную систему как систему судебных органов государства, отправляющих правосудие. В ряде случаев вы можете найти рекомендации «обратиться в судебную систему» ​​для защиты определенных интересов, разрешения спора и т. д. Глава 7 Конституции Российской Федерации под названием «Судебная власть» содержит статьи, определяющие не только Компетенция различных судов, но и основы структуры судебной системы, правовой статус судей, ряд принципов судебной деятельности.

Судебная власть - это своего рода власть. Государственная власть осуществляется соответствующими органами. Власть это не только те или иные учреждения, чиновники, но и те функции, которые им принадлежат, и реализация этих функций, их реализация. Значение слова «власть» интерпретируется в основном значении как «право, власть и воля над кем-то, свобода действий и порядков, лидерство», «право и способность распоряжаться, командовать, контролировать кого-то, что-то». сила, господство, власть.

Верховный Суд Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации: правовое регулирование деятельности, состав

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, юрисдикционными судами общей юрисдикции.

Рассмотрим особенности правового регулирования деятельности Верховного Суда Российской Федерации. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ (с изменениями от 05.04.2005). 

Место судебной власти и, в частности, Верховного Суда Российской Федерации в системе органов государственной власти Российской Федерации в решающей степени определяется положением о разделении властей, закрепленным в ст. 10 и 11 Конституции Российской Федерации. Судебная власть признана некой государственной властью, наряду с законодательной и исполнительной властью ее органы пользуются независимостью. Эта независимость судебной власти проявляется в независимости судей, подчиняющихся только Конституции Российской Федерации и закону. Они ни перед кем не несут ответственности за отправление правосудия.

В своей деятельности по отправлению правосудия Верховный Суд Российской Федерации руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также Конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации, если они не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

В декабре 1996 года был принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», в 1997 году - Федеральные законы об исполнительном производстве, о судебных приставах, о Судебном департаменте в Верховном Суде Российской Федерации, а также Уголовно-процессуальный, Уголовный и Гражданский процессуальные кодексы.

Согласно Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного. Каждый из этих типов имеет свой набор процессуальных норм, установленных законом, закрепленных в кодексах и законах (УПК. Гражданский процессуальный кодекс. Арбитражный процессуальный кодекс и т. д.).

Помимо Конституции, важным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность Верховного Суда Российской Федерации, является Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ (с изменениями, внесенными в 05.04.2005).

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года обеспечивает единство судебной системы, что обеспечивается:

  • установление судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом;
  • соблюдение всеми федеральными судами и мировыми судьями норм судопроизводства, установленных федеральными законами;
  • применение всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации. Российской Федерации;
  • признание обязательства исполнять судебные решения, вступившие в законную силу на всей территории Российской Федерации;
  • законодательное закрепление единства статуса судей; финансирование федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Закон устанавливает жесткий порядок создания и упразднения судов. Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть отменены только путем внесения изменений в Конституцию Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации состоит из Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Президиума Верховного Суда Российской Федерации, судебных коллегий и аппарата. Имеет Судебный департамент и Научно-консультативный совет.

В состав Верховного Суда Российской Федерации входят:

  • Судебная коллегия по уголовным делам;
  • Судебная коллегия по гражданским делам;
  • Военная коллегия;
  • Кассационная коллегия.

Верховный Суд Российской Федерации формируется Президентом, его заместителями, членами и народными заседателями. Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по предложению Президента Российской Федерации на основании заключения квалификационной коллегии судей Верховного Совета. Суд Российской Федерации. Заместители Председателя и другие судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются таким же образом, но к нему добавляется представление Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Количество народных заседателей определяется Верховным Судом Российской Федерации. Сначала формируются общие списки, из которых народные заседатели отбираются председателем Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. Затем отбор для исполнения обязанностей судей по конкретному делу осуществляет судья Верховного Суда Российской Федерации, председательствующий в судебном заседании.

Верховный Суд Российской Федерации, созданный в соответствии с Конституцией Российской Федерации, может быть отменен только путем внесения изменений в Конституцию Российской Федерации. 

Полномочия Верховного Суда Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в пределах своих полномочий:

  1. рассматривает дела в суде первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
  2. изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает указания судам по применению законодательства Российской Федерации, возникающего при рассмотрении судебных дел;
  3. осуществляет контроль за выполнением судами общей юрисдикции Российской Федерации руководящих принципов Пленума Верховного Суда Российской Федерации;
  4. решает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;
  5. реализует право законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации;
  6. устанавливает количество военных судов и количество судей военных судов;
  7. изменяет территориальную юрисдикцию уголовных и гражданских дел на территории, на которой было объявлено чрезвычайное положение;
  8. представляет на рассмотрение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации рекомендации по заключению, прекращению или приостановлению действия международных договоров Российской Федерации;
  9. обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с просьбой проверить конституционность нормативных актов органов государственной власти и соглашений между ними;
  10. готовит заключение о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков государственной измены или иного тяжкого преступления.

Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации должен получить:

  • отчет о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за год;
  • решения и заключения Конституционного Суда Российской Федерации.

В дополнение к правам Верховный Суд Российской Федерации также имеет обязанности.

Как минимум, он должен:

  1. не позднее чем в течение 3 дней рассмотреть жалобу избирательного объединения, избирательного блока об отказе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в приеме документов и выдаче копий списков кандидатов, выдвинутых в одномандатных избирательных округах;
  2. принимать участие в согласовании с каждым субъектом Российской Федерации общего количества мировых судей и количества судебных секций в этом субъекте;
  3. установить порядок определения стажа работы судьи для предоставления дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации является общим собранием всех судей Верховного Суда Российской Федерации. Он формируется вместе с образованием самого Верховного Суда Российской Федерации. Заседания Пленума Верховного Суда Российской Федерации правомочны, если в его составе не менее двух третей.

В заседаниях Пленума Верховного Суда Российской Федерации участие Генерального прокурора Российской Федерации является обязательным. В нем может принять участие Министр юстиции Российской Федерации по собственной инициативе, а по приглашению Председателя Верховного Суда Российской Федерации - судьи других судов, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде. Российской Федерации, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций.

Пленарное заседание Верховного Суда Российской Федерации наделено следующими полномочиями:

  1. рассматривает материалы исследования и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представления Генеральной прокуратуры Российской Федерации и министра юстиции Российской Федерации и дает рекомендации судам по применению законодательства Российской Федерации; при обсуждении вопросов предоставления судебных инструктивных разъяснений заслушивают доклады председателей судов второго уровня и военных судов о судебной практике по применению законодательства;
  2. утверждает по предложению Председателя Верховного Суда Российской Федерации состав судейских коллегий, секретаря Пленума и Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации;
  3. рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в целях реализации законодательной инициативы и толкования законов Российской Федерации;
  4. заслушивать отчеты о работе Президиума Верховного Суда Российской Федерации и отчеты председателей Кассационной и Судебной коллегий Верховного Суда Российской Федерации о деятельности коллегий;
  5. рассматривает представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации о несоответствии руководящих принципов Пленума Верховного Суда Российской Федерации законодательству Российской Федерации;
  6. осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации являются обязательными для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение. Все правоохранительные органы должны соблюдать требования, изложенные в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации является специально созданным органом. Он состоит из 13 судей и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации утверждается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по предложению Президента Российской Федерации. Российская Федерация, на основании представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации. В состав Президиума входят Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители по должности и утвержденные судьи Верховного Суда Российской Федерации.

Президиум принимает решения большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации обладает следующими полномочиями:

  1. в пределах своей компетенции рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
  2. рассматривает материалы для изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;
  3. рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда Российской Федерации;
  4. оказывает содействие судам низшей инстанции в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с Министерством юстиции Российской Федерации;
  5. осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законодательством.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации:

  • в порядке надзора рассматривает дела по протестам против решений Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и приговоров, решений и постановлений Судебной коллегии по уголовным делам и Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации. Российская Федерация (часть 3 ст. 321 ГПК), а по уголовным делам - также против решений судей Верховного Суда Российской Федерации о назначении судебного заседания (часть 3 ст. 374 Уголовно-процессуального кодекса);
  • рассматривает дела о протестах против решений, приговоров, постановлений и решений Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, вступивших в законную силу (часть 1 статьи 9 Закона о военных судах);
  • возобновляет уголовные дела по вновь открывшимся обстоятельствам в связи с решениями Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (пункт 4 части первой статьи 388 УПК);
  • пересматривает на основании вновь открывшихся обстоятельств свои решения, принятые в надзорной инстанции по гражданским делам, которые изменили решение суда первой инстанции или вынесли новое решение (статья 333 Гражданского процессуального кодекса).

Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия рассматривают дела, подпадающие под юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации, в следующих составах:

  1. в первую очередь гражданские и административные дела рассматриваются одним судьей или коллегией из трех судей, а уголовные дела - коллегией из трех судей или коллегией из судьи и народных заседателей;
  2. дела по жалобам и протестам против решений, приговоров, постановлений и решений непосредственно нижестоящих судов (судов республик, областных, областных судов, районных военных судов и т. д.), Принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу рассматриваются коллегией из трех судей;
  3. дела по протестам против решений, приговоров, постановлений и решений судов, вступивших в законную силу, рассматриваются коллегией в составе трех судей;
  4. гражданские дела по вновь открывшимся обстоятельствам рассматриваются судьей единолично или коллегией из трех судей.

Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия утверждаются Пленумом Верховного Суда Российской Федерации из числа судей Верховного Суда Российской Федерации.

Аппарат Верховного Суда Российской Федерации обеспечивает работу судов по отправлению правосудия, изучению, обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, систематизации и продвижению законодательства и т. д. Он подчиняется Председателю Верховного Суда Российской Федерации.

Департаменты и другие структурные подразделения формируются в составе аппарата Верховного Суда Российской Федерации. Руководители этих подразделений и их заместители являются старшими помощниками или помощниками Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Кассационная коллегия, судебные коллегии и управления Верховного Суда Российской Федерации состоят из главных и старших консультантов, консультантов, инспекторов и других работников. Работники судебного аппарата являются государственными служащими, им присваиваются классные звания и специальные звания.

Штатное расписание Верховного Суда Российской Федерации, положения о ведомствах и других структурных подразделениях утверждаются его председателем.

Научно-консультативный совет при Верховном Суде Российской Федерации является консультативным органом, задачей которого является разработка научно обоснованных рекомендаций по фундаментальным вопросам судебной практики, включая проекты:

  1. разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации по применению законодательства, основанные на материалах обобщения судебной практики и судебной статистики;
  2. представления по вопросам, которые должны быть решены законом или путем толкования законов;
  3. инструкции, методические письма и иные документы, разработанные Верховным Судом Российской Федерации.

Перед Советом также стоит задача оказания методической помощи в организации работы научно-консультативных советов при верховных судах республик, областных и областных судах.

Состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации и действует в течение пяти лет. В него входят: председатель и сопредседатели Совета - руководители секций Совета, ученый секретарь, члены Совета из числа ученых, судей, сотрудников правоохранительных органов, юристов. Членами Научно-консультативного совета, кроме того, являются заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации и председатель Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по должности.

Работу Совета возглавляет его председатель. Сопредседателями Совета являются председатели секций. Председатели и заместители председателей секций утверждаются Научно-консультативным советом.

Ученый секретарь обеспечивает деятельность Совета и его секций, составляет планы работы, контролирует их выполнение и выполнение решений, принятых Советом и его секциями, организует их заседания, обеспечивает членов Совета необходимой документацией и научными справочными материалами.

Все остальные члены Научно-консультативного совета участвуют в изучении и обобщении судебной практики, в работе по повышению квалификации работников судебных органов, выполняют задания по разработке проектов научно обоснованных рекомендаций и выводов, выполняют некоторые другие задания. 

Конституционно-правовой статус судей

Правовой статус судей Верховного Суда Российской Федерации

Правовой статус судей, их права и обязанности, порядок назначения и увольнения регулируются Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О статусе судей» от 26 июня 1992 г. (с изменениями и дополнениями). Закон определяет, что судьями являются лица, наделенные конституционными полномочиями отправлять правосудие и выполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими своих полномочий являются обязательными для всех государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических лиц и (физических лиц. Неуважение к суду или судьям, невыполнение требований и распоряжений судей влечет за собой ответственность установлено законом.

Все судьи имеют одинаковый статус. Правовой статус судей военных судов и судей Конституционного Суда Российской Федерации был отмечен с определенными особенностями.

В соответствии с высоким статусом судей к ним предъявляются определенные требования. Наиболее распространенные из них сформулированы в ст. 119 Конституции Российской Федерации. Судьями могут быть только лица, имеющие российское гражданство, достигшие 25-летнего возраста, имеющие высшее юридическое образование и опыт работы в юридической профессии не менее пяти лет. В то же время, «адвокатура» означает работу в судебной системе, прокуратуре, юристе, в юридических отделах государственных органов, общественных объединений и коммерческих структур, а также научную и преподавательскую деятельность в области права.

Наряду с этими конституционными требованиями, закон также установил ряд дополнительных требований. Прежде всего, судьи обязаны строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы. Судья при осуществлении своих полномочий, а также при внешних отношениях должен избегать всего, что может снизить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнения в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судье запрещено быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, заниматься предпринимательской деятельностью, а также совмещать работу судьи с другой оплачиваемой работой, за исключением научной, преподавательской, литературной и другой творческой деятельности.

Закон также требует, чтобы на должность судьи назначались лица, не совершившие клеветнических действий, не сдавшие квалификационный экзамен и не получившие рекомендации от квалификационной коллегии судей. В этом случае судьей вышестоящего суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30-летнего возраста, а также судья Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, достигший 35 лет и стаж работы в юридической сфере не менее десяти лет. Более высокие требования предъявляются к судьям Конституционного Суда Российской Федерации: не менее 40 лет и не менее 15 лет опыта работы в юридической профессии.

Чтобы выразить интересы судей как носителей судебной власти, они формируют органы судейского сообщества. К ним относятся: а) Всероссийский съезд судей, который на период между съездами избирает Совет судей Российской Федерации, б) Совещания судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда, c ) съезды (конференции) судей субъектов Российской Федерации, военных округов, групп войск и флота, избирающие советы судей на период между съездами. Органы судейского сообщества обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства, рассматривают актуальные проблемы работы судов и т. д. Эти органы никоим образом не вмешиваются в судебную деятельность.

Порядок назначения судей. Конституция Российской Федерации устанавливает (статья 128), что судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по предложению Совета Федерации. Президент Российской Федерации. Что касается других федеральных судов (судов общей юрисдикции и арбитражных судов), судьи назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Для назначения судей, в том числе судей военных судов, необходимо представить соответственно председателей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Из этого следует, что субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления лишены права назначать судей федеральных судов, но закон требует согласования назначения с законодательными (представительными) органами власти. соответствующие субъекты Российской Федерации. Таким образом, весь огромный судебный корпус страны (всего насчитывается около 15 тысяч судей судов общей юрисдикции) назначается полномочиями главы государства. Только мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации назначаются (избираются) на должности в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации. Российская Федерация.

Следовательно, существуют единые требования для отбора на должность судьи. Отбор проводится на конкурсной основе, и любой гражданин, отвечающий требованиям Конституции Российской Федерации, имеет право быть допущенным к квалификационному экзамену. Экзамен сдается комиссией органа юстиции. Президент Российской Федерации назначает кандидатов на должности судей только при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей. Судья, впервые назначенный на должность, принимает присягу, текст которой установлен законом.

При принятии решения о назначении судей важную роль играют квалификационные коллегии, которые (отдельно для общих, военных и коммерческих судов) избираются съездами и ассамблеями судей. Квалификационные коллегии рассматривают выбор кандидатов, приостановление или прекращение полномочий судьи, прекращение отставки судьи, обеспечение неприкосновенности судьи, аттестацию судьи и присвоение ему квалификационного класса. С этой целью созданы Высшая квалификационная коллегия судей и Квалификационные коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также судей других судов. Положение об организации и деятельности этих коллегий утверждается Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. (В настоящее время действует Постановление, утвержденное Верховным Советом Российской Федерации от 13 мая 1993 года).

Независимость. Важнейшим конституционным принципом организации судебной власти является независимость судей. Искусство. 120 Конституции Российской Федерации гласит: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». В то же время это является основным условием независимости и эффективности судебной власти, ее способности защищать права и свободы людей. Подчинение судей Конституции Российской Федерации свидетельствует о том, что судьи в первую очередь обязаны обеспечивать применение конституционных норм, поскольку Конституция Российской Федерации является актом высшей юридической силы и, кроме того, имеет прямое действие. Они также должны подчиняться федеральным законам, которые, однако, не должны пониматься как право игнорировать законы субъектов Российской Федерации. Сочетание независимости судей с их подчинением Конституции Российской Федерации и законам. Конституция Российской Федерации не грешит никаким противоречием, потому что независимость правосудия необходима именно для того, чтобы строго обеспечить соблюдение конституционных и законодательных норм.

Разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в Постановлении от 31 октября 1995 года, помогают понять, в каких случаях суд должен непосредственно применять Конституцию Российской Федерации. В этом постановлении говорится, что суды при рассмотрении дел должны оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего правоотношения, рассматриваемые судом, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.

Полномочия судов конкретизированы и усилены указанием Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 120), которая, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа законодательству , суд принимает решение в соответствии с законом. Эта норма подчеркивает верховенство закона над всеми другими правовыми актами: указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, актами субъектов Российской Федерации, приказами министерств и ведомств, актами местных органов власти. Органы самоуправления, акты общественных объединений и т. д. Поэтому нормативные правовые акты Президента Российской Федерации как главы государства подлежат применению судами при решении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции Российской Федерации. Российская Федерация и федеральные законы. Суд выступает в качестве основного механизма верховенства права, его право обеспечивать это правило одновременно является обязанностью контролировать правоохранительные органы и защищать основную иерархию источников права, присущую верховенству права, конституционному праву. 

Закон устанавливает систему гарантий независимости судей.

Эта независимость обеспечивается:

  • предусмотренный законом порядок отправления правосудия: запрещение под угрозой ответственности чьего-либо вмешательства в деятельность отправления правосудия;
  • Несменяемость. Статья 121 Конституции Российской Федерации устанавливает, что судьи незаменимы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Он не может быть переведен на другую должность или в другой суд без его согласия, даже если речь идет о переводе в вышестоящий суд. Несменяемость, в отличие от выборов судей, создает прочную судебную систему, в которой судье не нужно беспокоиться о переизбрании, и поэтому он чувствует себя гораздо более независимым.

Приостановление полномочий судьи не может осуществляться произвольно. Для этого требуется решение квалификационной коллегии судей при наличии одного из указанных в законе оснований, которые носят характер конкретных фактов и не оставляют места для субъективной оценки деятельности судьи.

Эти основания:

  1. признание судьи пропавшим без вести решением суда, вступившим в законную силу;
  2. согласие квалификационной коллегии судей о привлечении судьи к уголовной ответственности или заключении его под стражу;
  3. участие судьи в избирательной кампании в качестве кандидата в законодательный (представительный) орган Российской Федерации или субъект Российской Федерации;
  4. избрание судьи в один из вышеупомянутых органов.

Полномочия судьи могут быть возобновлены решением той же квалификационной коллегии судей, которая приостановила его полномочия. 

Прекращение полномочий судьи возможно только по основаниям, установленным законом, а именно по письменному заявлению об отставке по состоянию здоровья в связи с переводом на другую работу, истечением срока полномочий, прекращением российского гражданства , увольнение судьи военного суда с военной службы.

Его полномочия также прекращаются в следующих случаях:

  • участие в деятельности, несовместимой с должностью судьи;
  • вступление в законную силу приговора суда к судье или постановления суда о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
  • совершение деяния, унижающего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти;
  • вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи или признании его недееспособным;
  • отказ судьи передать в другой суд в связи с отменой или реорганизацией суда.

Полномочия судьи прекращаются решением квалификационной коллегии судей.

Закон также предусматривает отставку судьи, что представляет собой почетную отставку или отстранение судьи от должности. В этом случае он сохраняет звание судьи, гарантирует личную неприкосновенность и членство в судейском сообществе, а также ему предоставляется ежемесячное жизнеобеспечение и ряд пособий.

Иммунитет. Судьи невосприимчивы. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, установленном федеральным законом (статья 122 Конституции Российской Федерации). Неприкосновенность судьи распространяется также на его дом и офис, используемый им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, имущество и принадлежащие ему документы. Нарушение этих прав судьи возможно только в связи с возбуждением уголовного дела против судьи.

Иммунитет является важной гарантией независимости судьи, давая ему возможность спокойно выполнять свои обязанности, несмотря на угрозы, шантаж и даже попытки посягнуть на жизнь из преступного мира. В то же время это гарантия от бюрократического управления со стороны государственных органов, высших судов. Для этого запрещено привлекать судей к административной и дисциплинарной ответственности. Он не может быть привлечен к ответственности за мнение, высказанное им в ходе отправления правосудия, и за принятое решение, если только его вина в преступном насилии не установлена ​​решением суда, вступившим в законную силу.

В любом случае судья не может быть задержан, а также принудительно доставлен в тот или иной государственный орган при рассмотрении дел об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в ходе производства по делам об административных правонарушениях, после установления его личности должен быть немедленно освобожден.

Конституция Российской Федерации подчеркивает гарантии неприкосновенности судей от необоснованного преследования. Привлечь судью к уголовной ответственности можно только в порядке, установленном федеральным законом. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение под стражу судьи допускается только с согласия квалификационной коллегии и с санкции Генерального прокурора Российской Федерации или по решению суда. Уголовное дело в отношении судьи, по его просьбе, поданное до начала судебного разбирательства, должно рассматриваться только Верховным Судом Российской Федерации.

Все это вовсе не превращает судей в некую «неприкасаемую» секту. Как и другие граждане, они несут уголовную и гражданскую ответственность за правонарушения. Но специфика судебной работы, авторитет судебной власти требуют повышенных гарантий защиты прав этой категории государственных служащих.

Компетенция Верховного Суда Российской Федерации

Перечень дел, по которым Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом, выглядит не очень понятным. Упоминаются известные категории гражданских, уголовных и административных дел, но содержание «других дел» не разглашается, что следует интерпретировать как возможность в будущем расширить юрисдикцию судов общей юрисдикции.

Право Верховного Суда Российской Федерации давать разъяснения по вопросам судебной практики часто ставится под сомнение, в котором многие также видят угрозу независимости судов низшей инстанции. Однако даже здесь такая опасность не кажется серьезной. Разъяснения в настоящее время, в отличие от предыдущих лет, не охарактеризованы как руководящие, но они полезны для унификации правоприменительной практики по конкретным вопросам и поэтому приветствуются самими судами. Нигде в законе такие разъяснения не называются обязательными, но ясно, что они имеют смысл только в том случае, если за ними следуют все суды.

Верховный Суд Российской Федерации также может выступать в качестве суда первой инстанции по определенной категории дел. Например, судья, против которого возбуждено уголовное дело, имеет право потребовать, чтобы оно было рассмотрено Верховным судом первой инстанции; Этот суд рассматривает жалобы на решения квалификационных коллегий об отстранении судьи от должности, на ненормативные акты Президента Российской Федерации, Федерального Собрания. Правительства и другие. Верховный суд вправе инициировать законодательство, он уполномочен рассматривать жалобы граждан, связанные с нарушениями избирательных прав (на выборах Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания). Основы конституционного строя России. / Под ред. В.В. Лазаревой. - М .: Филин, 2004.- 435 с.

Количественный состав Верховного Суда Российской Федерации был установлен Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 марта 1992 года (с изменениями). В состав Суда входят 100 судей, Президент, первый заместитель и пять заместителей Председателя, председатель, заместитель председателя и 6 судей военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. Заместители Председателя и другие судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания по предложению Президента Российской Федерации на основании предложения Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Такой широкий количественный состав Верховного Суда Российской Федерации объясняется большим объемом его работы, что отражает соответствующую широкую деятельность судов общей юрисдикции. В 1995 году они рассмотрели более 2,5 миллионов гражданских дел, 2 миллиона административных дел и осудили более 1 миллиона человек. Рабочая нагрузка гражданских судов растет особенно быстро. Штат судей судов общей юрисдикции составляет 15 тысяч судей (фактически только 13 тысяч работают).

Верховный Суд Российской Федерации состоит из:

  1. Пленум Верховного Суда;
  2. Президиум Верховного Суда;
  3. Судебная коллегия по гражданским делам;
  4. Судебная коллегия по уголовным делам;
  5. Военная коллегия.

Президент и заместители председателя Верховного суда. Эти должностные лица организуют работу Верховного суда и имеют независимые процессуальные права.

Председатель Верховного суда в пределах и в порядке, установленных законом, приносит протесты против решений, приговоров, постановлений и постановлений по судебным делам, а также в случаях и в порядке, предусмотренных законом, имеет право приостановить исполнение решений, приговоров, постановлений и распоряжений в судебных делах. Организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; представляет в государственные органы, общественные организации и должностные лица представления об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.

Председатель Верховного Суда созывает Пленум и Президиум Верховного Суда и председательствует на их заседаниях, представляет вопросы, требующие его решения, для рассмотрения Президиумом, может председательствовать на судебных заседаниях палат Верховного Суда Российской Федерации, когда рассматривая любой случай.

Заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации могут председательствовать на судебных заседаниях палат Верховного Суда, в пределах и в порядке, установленных законом, подавать протесты против решений, приговоров, постановлений и решений по судебным делам, и в случае и в порядке, установленном законом, имеют право приостанавливать исполнение решений, приговоров, постановлений и решений по судебным делам. Они осуществляют, в соответствии с распределением обязанностей, управление работой судебных коллегий и структурных подразделений аппарата Верховного суда.

Plenum. Пленум Верховного Суда состоит из Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя и судей Верховного Суда Российской Федерации. На пленарных заседаниях присутствуют Генеральный прокурор Российской Федерации (в обязательном порядке) и Министр юстиции Российской Федерации. Пленарное заседание рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также материалы, представленные Генеральным прокурором Российской Федерации и министром юстиции Российской Федерации, и дает рекомендации судам по применению законодательство Российской Федерации. При обсуждении вопроса о предоставлении судам руководящих разъяснений Пленум заслушивает доклады председателей Верховных судов республик, областных, областных, городских судов, судов автономного округа и судов автономных округов, военных судов о судебной практике. на применение законодательства. На Пленуме утверждается состав судебных коллегий, отчет о работе Президиума Верховного Суда и отчеты о деятельности коллегий, вопросы, представленные на Пленум Председателем Верховного Суда, Генеральным прокурором. слышны. Министром юстиции или их уполномоченными лицами. Пленарное заседание Верховного суда созывается не реже одного раза в четыре месяца.

Президиум. Президиум Верховного Суда состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по предложению Президента Российской Федерации на основании представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Федерация, в состав которой входят Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители, являющиеся членами Президиума ex officio, и судьи Верховного Суда. Утверждение Президиума Верховного Суда производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации. Заседания Президиума Верховного Суда проводятся не реже одного раза в месяц и являются правомочными, если присутствует большинство членов Президиума.

Президиум Верховного Суда:

  1. в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
  2. рассматривает материалы для изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;
  3. рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного суда;
  4. оказывает содействие судам низшей инстанции в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с Министерством юстиции Российской Федерации;
  5. осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законодательством.

Судебные коллегии. Судебная коллегия по гражданским делам и Судебная коллегия по уголовным делам, а также Военная коллегия Верховного суда утверждаются Пленумом Верховного суда из числа судей Верховного суда Российской Федерации. Председатель Верховного суда в случае необходимости имеет право по своему распоряжению пригласить судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

Судебные коллегии в пределах своих полномочий рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Они изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законом.

Военные суды. Военные суды являются частью судебной системы Российской Федерации, являются федеральными судами и отправляют правосудие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, а также в органах и формированиях, в которых военная служба предусмотрена действующим законодательством. Они действуют на основании Закона РСФСР о судебной системе 1981 года, Федерального закона 1994 года. Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Федерация, на основании заключения квалификационных коллегий судей этих судов.

В отношении этих судов применяется положение о военных трибуналах (с изменениями, внесенными Законом СССР «О внесении изменений и дополнений в Положение о военных трибуналах» от 25 июня 1980 года) в части, не противоречащей действующему законодательству.

Военнослужащие военных судов. Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации и Управление военных судов Министерства юстиции Российской Федерации проходят военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, входят в состав личного состава, подчиняются военным Положения и положения, определяющие порядок прохождения военной службы, с учетом особенностей, установленных Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», другими нормативными актами.

Председатель Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, выполняя обязанности, возложенные на председателей других судебных коллегий, подает в Военную коллегию Верховного Суда протесты против решений, приговоров, решений военных судов филиалов Вооруженные Силы, округа, группировки войск, флоты и решения судей этих судов, а также подает в военные суды филиалы Вооруженных Сил, округов, групп войск, флоты, протесты против решений, приговоров, решений военные суды армий, флотилий, соединений, гарнизонов и решения судей этих судов, вступившие в законную силу. Он имеет право требовать, в пределах полномочий Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, судебных дел для проверки в порядке надзора, приостанавливать исполнение решения, приговора, определения и постановления военного суда, на что в соответствии с законом он может подать протест. При необходимости председатель Военной коллегии решает вопрос о передаче дела из военного суда одного из подразделений Вооруженных Сил, округа, группы войск, флота в военный суд одного из подразделений Вооруженных Сил, другой район, группа войск или флот.

Судебный департамент. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. в Верховном суде Российской Федерации предусматривает создание Судебного департамента. Федеральный закон «О Судебном департаменте в Верховном Суде Российской Федерации» от 8 января 1998 года Судебный департамент характеризуется как федеральный государственный орган, обеспечивающий организационную поддержку деятельности судов, органов судейского сообщества, а также а также финансирование мировых судей. Департамент не мешает отправлению правосудия. Кадровые, финансовые и материально-технические меры, осуществляемые этим органом, направлены на создание условий для обеспечения полного и независимого правосудия. Начальник управления назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации с согласия Совета судей Российской Федерации.

Вывод:

Конституционный Суд Российской Федерации (статья 126) устанавливает, что Верховный Суд Российской Федерации является высшим органом по гражданским, уголовным, административным и другим делам, юрисдикционные суды общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросы судебной практики.

Право Верховного Суда Российской Федерации давать разъяснения по вопросам судебной практики часто ставится под сомнение, в котором многие также видят угрозу независимости судов низшей инстанции. Разъяснения в настоящее время, в отличие от предыдущих лет, не охарактеризованы как руководящие, но они полезны для унификации правоприменительной практики по конкретным вопросам и поэтому приветствуются самими судами.

В демократическом государстве, регулируемом верховенством права, существует правило, согласно которому и само государство, и объединения граждан и отдельных свободных лиц должны соотносить свои действия с законом. Принятие законов представительными органами, исполнение этих законов самим органом исполнительной власти не может предотвратить конфликты и обеспечить неукоснительное соблюдение закона всеми его субъектами, то есть обеспечить законность и правопорядок. Эту задачу выполняют суды, независимое звено государственной власти, которое своими специфическими средствами и специальным аппаратом защищает права и свободы людей, отстаивает законность и справедливость.