Понятие «жизненный цикл товара» и его влияние на прогнозирование деятельности предприятия

Предмет: Экономика предприятия
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 15.08.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по экономике предприятия на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по экономике предприятия

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Основные направления повышения эффективности производства
Товарная политика предприятия
Роль сбыта продукции на предприятии
Конкуренция и факторы ее определяющие

 

Введение:

В рыночной экономике проблема конкурентоспособности продукции занимает центральное место, позволяя заранее определять цены и объемы продаж продукции по годам предполагаемого периода и сравнивать прибыль с затратами. Правда, связь между прибылью и затратами не является прямой.

При фиксированных ценах рост прибыли может быть обеспечен за счет сокращения текущих производственных затрат (себестоимости). Однако это не стимулирует улучшение качества продукции, не способствует расширению емкости рынка и не обеспечивает высоких и устойчивых прибылей.

Для оценки продолжительности жизни продукта и времени начала предпроизводственной стадии разработки нового продукта, а также времени начала снижения спроса и перехода на новую продукцию, по результатам анализа жизненного цикла продукта.

 

Понятие «жизненный цикл товара» и его влияние на прогнозирование деятельности предприятия

 

Две кривые, расчлененные на временные этапы или периоды по осуществлению соответствующих функций на протяжении жизненного цикла изделия, начиная от разработки и материализации идеи создания нового изделия и вплоть до снятия его с производства, т.е. это выполнение всей совокупности научно-производственных функций на всем протяжении жизненного цикла изделия.

Понятие «жизненный цикл товара» и его влияние на прогнозирование деятельности предприятия

Методические принципы исследования жизненного цикла изделия с позиции взаимосвязи цикла «наука – производство» является обязательное условие экономического обоснования перехода к производству более совершенной и современной продукции, отвечающей требованиям потребителей и обеспечивающей спрос на рынке.

Жизненный цикл изделия включает: предпроизводственный этап и этап процесса производства и реализации продукции.

На предпроизводственном этапе ведутся научно-исследовательские работы (НИР) A (t0 ; t1 ), Б (t6 ; t7 ) по созданию новой конкурентоспособной продукции (технологического процесса) для замены продукции, устаревшей или не пользующейся спросом.

Эти работы сводятся к прикладным исследованиям. На этой стадии в жизненного цикла изделия, осуществляется подготовка и материализация результатов фундаментальных или собственных прикладных исследований по созданию конкурентоспособной продукции, основанной на новых технических решениях или модифицированной модели с улучшенными технико-экономическими (эксплуатационными) параметрами для замены морально устаревшей и теряющей спрос продукции; определяются масштабы распространения новой продукции (рынки и их емкость по сегментам) и направления работ на следующих стадиях.

В предпроизводственный этап также входят опытно-конструкторские работы (ОКР) A(t1 ; t2 ), Б (t7 ; t8 ) с определенным объемом экспериментальных исследований, которые завершаются техническими проектами и составлением рабочей конструкторской документации. Она является носителем информации для производства сконструированного изделия (чертежи деталей, сборочные чертежи, спецификации), организации производственного процесса (ведомость спецификации, ведомость покупных изделий и полуфабрикатов, ведомость используемого материала), эксплуатации и ремонта нового изделия (документация о рациональных формах обслуживания изделия и его физическом состоянии в процессе потребления, информация для подготовки ремонтных работ и т.п.).

В предпроизводственный этап включена технологическая подготовка производства (ТПП) A (t2 ; t3 ), Б (t8 ; t9 ), которая является продолжением конструкторской стадией.

Ее цель – разработка методов изготовления сконструированного изделия, т.е. разработка маршрутных и технологических процессов, средств технического оснащения. На этой стадии, завершающей производственный этап, наряду с перечнем технологических операций, определяются технические нормы времени и разряды работ, устанавливаются нормы расхода материалов на изделия, базой для которой служит материально-техническая спецификация, предоставленная конструкторским отделом.

Качество технологической подготовки определяется минимизацией трудовых и материальных затрат на осуществление технологических процессов, изготовление и сборку при рациональном использовании производственных фондов. Здесь же проводится укрупненная оценка эффективности новой продукции, основанная на определении удельной выручки или прибыли, приходящейся на один рубль капитальных затрат для осуществления проектного перехода на производство новой продукции.

Снижение относительной величины этого показателя служит сигналом для сокращения объема производства этого изделия, а в дальнейшем и снятия его с производства.

Первые две стадии объединяются в комплексную стадию НИОКР A (t0 ; t3 ), Б (t6 ; t9 ). Основная функция НИОКР – производство новой продукции в определенный период, объем которой позволит обеспечить необходимую чистую прибыль. В целом предпроизводственный этап – это этап зарождения идеи и разработки нового товара на рынке. Генерирование технической идеи в новом товаре не всегда завершается ее промышленным производством.

Отказ от дальнейшей разработки технического проекта еще на одной из предпроизводственных стадий может быть обусловлен:

  • недостаточной емкостью действующих рынков и низким спросом на новую продукцию из-за плохой рекламы;
  • низким уровнем конкурентоспособности продукции вследствие научной и технологической отсталости;
  • длительностью предпроизводственной стадии и преждевременным моральным старением;
  • высокими затратами на осуществление предпроектных стадий.

В отдельных случаях при резком увеличении затрат на предпроизводственной стадии не только сокращается длительность этой стадии, но и повышаются конкурентоспособность новой продукции, ее цена и объем производства еще на стадии внедрения. Поэтому данный этап оказывает значительное влияние на конечный результат хозяйственной деятельности промышленного предприятия.

 

Процесс производства и реализации продукции 

 

Минимизация затрат– одно из направлений предпроизводственной стадии. На этой стадии достаточно полно отражается структура потребления различных материальных ресурсов на единицу продукции. Так, в комплекс материальных затрат входит конструкторская составляющая, величина которой определяется на стадии проектной разработки и зависит от варианта конструкторского решения и технических характеристик изделия. От конструкторской составляющей, в свою очередь, зависит чистая масса изделия. Разница между чистой массой и расходом материала представляет собой величину отходов, которая обусловлена уровнем развития техники и технологии, т.е. технологической подготовкой производства.

Технологические отходы– это безвозвратные отходы, которые неизбежны. Главная задача технологической подготовки – минимизация этих потерь. Технологическая подготовка производства предусматривает подготовку материала к производственному потреблению. Потери, возникающие в результате отклонения от технических условий, полностью не ликвидируются, но могут быть сокращены повышением организационно-технического уровня производства.

Процесс производства и реализации продукции включает четыре стадии.

На первой стадии – внедрение (t3 ; t4 и t9 ; t10 ) – продукция производится в небольшом объеме при резко возрастающих затратах на рекламу и сервис. В отдельных случаях эти затраты могут превышать оптовые цены промышленного предприятия. При отсутствии на рынке конкуренции, если продукция представлена единственным производителем, цена может быть искусственно завышена, т.е. монополизирована на какой-то промежуток времени, что обеспечивает предприятию сверхнормативную прибыль.

Вторая стадия – рост объема производства (t4 ; t5 и t10 ; t11 ) – характеризуется увеличением производства и реализации изготовленной продукций. На этой стадии могут снижаться текущие издержки производства, что способствует падению цены, которая несколько отстает от темпов снижения себестоимости. Такая экономическая ситуация позволяет промышленному предприятию временно установить монополию на производство и сбыт. Но эта благоприятная обстановка постепенно изменяется, так как другие производители начинают серийный выпуск аналогичного изделия или его аналога.

На третьей стадии – зрелость (t5 ; t6 и t11 ; t12 ) – объем производства стабилизируется при дальнейшем снижении его темпов. В структуре текущих издержек производства постепенно увеличиваются затраты, связанные с рекламой и поддержанием конкурентоспособности продукции в соответствии с требованиями рынка. Это позволяет определенное время поддерживать цены на одном уровне и замедлить их падение. В области реализации возникает проблема поиска новых рынков сбыта данного товара. После завершения этой стадии новое изделие должно быть подготовлено к производству, что позволяет избежать потерь от сокращения объема реализации изделия А и перейти к производству изделия Б, постепенно полностью заменяя устаревшее изделие А.

На данной стадии обеспечиваются максимальные объем реализации и прибыль, поэтому производитель осуществляет организационно-технические мероприятия, связанные с разработкой новых направлений использования товара А, включающее внедрение на новых рынках, повышение качества, улучшение внешнего оформления изделия, расширение модификации средств, обеспечивающих имидж товара на рынке.

Четвертая стадия – спад (t6 ; t7 и t12 ; t13 )– это стадия отмирания и снижения продажи товара до момента полного его снятия с производства. На этой стадии резко снижается объем производства изделия А. Медленное или постепенное сокращение стоимости объема этой продукции объясняется тем, что в стоимость включаются затраты на запасные части к этому изделию. На данной стадии в течение определенного периода устаревшее изделие А и заменяющее его изделие Б производятся в период времени (t9 – t12 ).

 

Агрегированные жизненные циклы изделий

 

Прогрессивность структуры производственной программы промышленного предприятия подтверждается высокой долей выпускаемых изделий на первых двух стадиях второго этапа жизненного цикла. Если эта доля перемещается на последние два этапа (зрелость и спад), возникает необходимость в новых капитальных вложениях на выпуск продукции с целью обеспечения дальнейшего роста прибыли.

Агрегированные жизненные циклы изделий позволяют судить об их характере на разных стадиях. Кроме того, эти жизненные циклы обеспечивают информацией о времени появления изделий аналогичного назначения, основанных на новом техническом принципе (нововведение). Данная информация результат анализа достижений научно-технического прогресса (НТП) и индивидуальных жизненных циклов в динамике. Это позволяет говорить о тенденциях к абсолютному сокращению выпуска промышленной продукции определенного изделия, а с учетом НТП – и поколения изделия.

Использование агрегированных жизненных циклов помогают формированию торговой политики предприятия, позволяет не только повысить достоверность определения структуры выпускаемой продукции и установить время замены устаревших и начало производства новых изделий.

Одним из показателей, используемых при формировании торговой политики промышленного предприятия, является возрастная характеристика – средний возраст изделий (Тср изд ), который определяется суммой произведений возрастных групп изделий на долю этой группы в общем объеме выпуска всех изделий, т.е.: ТСР ИЗД = Т1 α1 + Т2 α2 + … Т i α i Понятие «жизненный цикл товара» и его влияние на прогнозирование деятельности предприятияТ i α i

  • где Т i – соответствующая возрастная i-ая группа изделий;
  • α i – доля i-ой возрастной группы изделий в общем объеме выпуска всех изделий;
  • k – количество возрастных групп.

Отдача, рассчитанная с учетом среднего возраста, – фактор не постоянный, а зависящий от величины и стабильности инвестиций.

Использование агрегированного жизненного цикла позволяет производителю определить наиболее экономичный средний возраст продукта, время, необходимое для прекращения использования устаревшего продукта, время, необходимое для введения нового продукта, и продолжительность его производства. Наиболее выгодный период для предприятия - это когда монополизируется производимая продукция, что обеспечит высокие темпы роста прибыли. Однако эта благоприятная экономическая ситуация ухудшится, когда производство этого продукта начнется на других промышленных предприятиях. Разрабатывая политику в отношении продуктов, предприятие должно стремиться в полной мере использовать преимущества того или иного этапа жизненного цикла продукта, при котором продажи продукта и получение доходов происходят по-разному. Важную роль играет служба маркетинга.

Итак, на первом этапе второго этапа (реализации) цена и дополнительные эксплуатационные расходы для стимулирования продажи готовой продукции имеют первостепенное значение. Если платежеспособность покупателей позволяет приобрести этот товар по высокой цене, то при появлении конкурентов на рынке его реклама обязательна. В условиях отсутствия конкуренции, то есть монополизации цен, затраты на рекламу могут быть значительно снижены.

Цены и текущие расходы на рекламу могут увеличиться из-за плохой осведомленности покупателей о продукте. Поскольку рынок достаточно емкий, производитель несет дополнительные расходы на рекламу и другие мероприятия, особенно когда на рынке появляются конкуренты.

В пассивном маркетинге, то есть при продаже товаров по низкой цене и отсутствии затрат на рекламу из-за хорошей осведомленности покупателей (тип продажи), конкуренты практически не представляют опасности.

Вторая стадия жизненного цикла (рост производства) характеризуется увеличением продаж и увеличением доходов предприятия. На этом этапе производитель должен тщательно и постоянно следить за конкурентоспособностью продукта, когда он завоевывает новые рынки, и особенно за рекламой продукта.

На третьем этапе (зрелости) продажи продукции и доходы достигают максимальных размеров. Чтобы сохранить такую ​​экономически выгодную ситуацию, производитель должен стремиться завоевать новых потребителей за счет повышения эффективности использования продукта: повышения потребительской полезности продукта, гибкости цен, эффективной рекламы и т. д. Размер прибыли на разных этапах жизненного цикла постоянно меняется.

 

Заключение

 

Таким образом, на стадии разработки продукта и начального периода завоевания рынка может не быть прибыли или убытка, то есть наблюдается период безубыточности - текущие затраты (издержки) равны выручке. По мере увеличения объемов производства и реализации продукции, прибыль также растет.

Максимизация прибыли происходит на этапе «зрелости», когда использование производственных мощностей достигает своего планового значения при одновременном снижении текущих производственных издержек - в результате внедрения ресурсосберегающих технологий. В начале спада производства прибыль начинает уменьшаться, и к тому времени, когда она изымается из производства, она может быть настолько незначительной, что этот период можно назвать периодом безубыточности.

Таким образом, анализ жизненного цикла продукта позволяет установить время для внедрения более совершенных технологий, чтобы сохранить конкурентоспособность продукции, объективно оценить вероятность появления нового аналогичного продукта с более высокими потребительскими характеристиками, определить время, необходимое для продукт, чтобы завоевать рынки сбыта, выйти на рынок с новыми конкурентоспособными продуктами и восстановить производство, избегая потерь.