Понятие, сущность, содержание, структура и виды юридических норм

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Понятие и содержание функций государства
Основные типы, методы, способы, средства и стадии правового регулирования
Понятие и виды нормативно-правовых актов. Их сила, иерархия, значение в правовой системе и системе права
Пределы действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве (по территории), сфере регуляции и по кругу лиц


Введение:

Любая система для поддержания своего устойчивого состояния должна регулироваться определенным образом. В случае дисбаланса между внутренними силами системы и внешним воздействием, он подвергается риску выхода из состояния равновесия и перехода к новой, измененной форме существования.

Общество людей как общественная система состоит из большого числа людей, которые имеют как общие связи, так и разные, иногда противоположные и разрушительные интересы, взгляды на жизнь, ценности и личные качества. И эта система, постоянно находящаяся под воздействием внутренних и внешних сил, также нуждается в стабилизирующих механизмах. Еще в древние времена первые коллективы людей начали организовываться сначала для выживания, а затем для развития в более сложные и гармоничные социальные структуры, вырабатывая общие правила поведения для каждого из своих членов. Сначала основными регуляторами жизни таких обществ были социальные нормы, закрепленные в обычаях и традициях, которые люди адаптировали в результате взаимодействия друг с другом и с внешним миром. С развитием социальных систем, их расширением и усложнением требовались новые формы и методы их организации и регулирования, которые были бы понятны каждому, эффективны и адекватны нынешнему состоянию. На смену правилам жизни, установленным в обычаях, закрепленным в памяти людей и передаваемым из уст в уста, в высокоразвитых культурах стали формироваться письменные правила поведения и взаимоотношений, которые стали приобретать систематизированную структуру и гармоничную форму.

Старейшее письменное собрание законов, дошедшее до нас, - это Законы Шульги - правителя Древней Месопотамии (2093-2046 гг. до н.э.). Эти законы были сохранены в виде клинописи на двух поврежденных фрагментах таблички, на которых были записаны конкретные правовые нормы, определяющие правила поведения в жизненных ситуациях. В частности, отдельные правовые нормы, закрепленные в письменной форме, стали основными элементами механизма правового регулирования порядка и стабильности в социальных системах, они содержали информацию о надлежащем поведении, о вариантах приемлемого и разрешенного поведения.

Изучение правовых норм, их структуры и типов, методов обучения и реализации имеет прежде всего практическое значение, поскольку каждый человек сталкивается с ними в повседневной жизни. И четкое понимание правовых норм - элементарные компоненты права позволят легче и быстрее понять сложную систему права и эффективно использовать эти знания в реальных жизненных ситуациях. Представляет интерес изучение содержания правовых норм, взаимосвязей их внутренних структурных элементов, в том числе в связи с неоднозначностью подходов и мнений, которые описаны в специальной юридической литературе.

Поэтому в этой работе я постараюсь наиболее полно представить общие взгляды и отдельные точки зрения различных ученых-юристов по вопросам, связанным с верховенством права, обобщить, систематизировать и провести их сравнительный анализ, а также высказать свое мнение. собственное мнение.

Понятие и признаки верховенства права

Понятие «Норма» происходит от латинского слова norma и буквально переводится как «квадрат», первоначальный смысл которого - инструмент плотника, используемый для определения того, будет ли угол стола или другого объекта прямым углом. Образное значение этого слова - «правило» - нормативное правило, указывающее границы его применения. В словарях и юридической литературе перевод слова norma также часто встречается в качестве руководящего принципа, как правило, образца. В настоящее время понятие «норма» отождествляется с понятием «правило».

Учитывая понятие «верховенство закона» или «правовая норма», необходимо обратиться к научной юридической литературе, поняв и указав основные элементы содержания этого определения.

Ссылаясь на современную юридическую литературу, в учебнике «Теория государства и права» под редакцией доктора юридических наук С.С. Алексеева под нормой права понимается «общеобязательная формально определенная норма поведения, установленная и обеспеченная обществом и государством, закрепленная и опубликованы в официальных актах, направленных на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников».

Профессор В.К. Бабаев называет правовую норму (верховенство права) «общеобязательной командой, выраженной в форме предписания государства и регулирующего общественные отношения».

Еще одно понятие верховенства права дано в учебнике «Общая теория права и государства» под редакцией В.В. Лазарев. Верховенство права - это «общеобязательное правило, признанное и обеспеченное государством, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, действия которых призваны регулировать это правило как модель, стандарт, шкалу поведения».

Норма права, доктор юридических наук А.Б. Венгеров определяет его как «общеобязательное правило (команду), установленное или признанное государством, с возможностью государственного принуждения, регулирующего общественные отношения».

Министерство юстиции Российской Федерации поясняет, что «под правовой нормой принято понимать общеобязательный государственный рецепт постоянного или временного характера, предназначенный для многократного применения».

Вот несколько определений верховенства права, перечень которых можно продолжать в течение длительного времени, поскольку каждый автор учебной юридической литературы пытается придать этой концепции свою индивидуальность и вкладывать в нее личное понимание наиболее значимых признаков верховенство закона. На первый взгляд, все приведенные выше определения верховенства права являются правильными и похожими друг на друга. Тот факт, что верховенство права является нормой поведения людей, мы будем считать установленным фактом, который не требует дополнительного обоснования. Но для того, чтобы окончательно принять какую-либо одну формулировку верховенства права и признать ее наиболее полно раскрывающей его содержание, необходимо обратить внимание на признаки, лежащие в основе правовой нормы, и отметить основные функции, которые она выполняет.

Суммируя признаки верховенства права, раскрытые различными учеными-правоведами, можно отметить следующие признаки:

  1. Верховенство закона имеет признак гражданства. Только государство через свои уполномоченные органы может устанавливать или утверждать правовые нормы поведения людей или организаций. Нормы, созданные отдельными лицами, общественными, религиозными или политическими организациями, не могут считаться законными. Помимо создания собственных правовых норм, государство может признавать международно-правовые нормы и уполномочивать их регулировать общественные отношения между субъектами внутри страны, а также в отношениях с лицами иностранной принадлежности. Таким образом, часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации определяет, что «нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются неотъемлемой частью ее правовой системы».
  2. Формальная определенность. Верховенство права имеет качество формальной определенности, поскольку оно обязательно фиксируется в официально опубликованном государственном документе - нормативно-правовом акте. «Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они официально не опубликованы для общей информации», и, следовательно, правило поведения, описанное в таком документе, не может быть считается юридической нормой. Формальная определенность правовой нормы имеет два взаимосвязанных аспекта: внешний и внутренний. Внешняя определенность нормы заключается в том, что она выражается в определенной форме, в форме закона, указа, указа, приказа и т. д. Внутренний аспект нормы проявляется в ее необходимой и достаточной определенности, ясности. и однозначность, которая позволяет единообразному пониманию и толкованию нормы всеми сотрудниками правоохранительных органов. Неопределенность содержания правовой нормы «допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, что означает нарушение принципов равенства, а также верховенства закона». 
  3. Обязательство. Правило поведения, выраженное в правовой норме, является обязательным для каждого, кто попадает в сферу его действия, независимо от его социального статуса, субъективного отношения к правовым предписаниям, изложенным в норме и т. д. «Органы государственной власти, местные самоуправления Государственные органы, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы в целом и свои правовые нормы в отдельности.
  4. Обеспечение обязательного характера. Любая правовая норма определяет порядок отношений между субъектами, устанавливает их взаимные юридические права и обязанности, наделяет одних правами и возлагает ответственность на других. Это относится к любым нормам и не зависит от того, как выражено нормативное правило: в форме полномочий, обязательств или запрета. Так, «уполномочивая кого-либо совершать определенные действия, верховенство права одновременно накладывает обязанности (активные или пассивные) на тех, кто оказывается в сфере действия авторитета этого человека. (Например, норма, предусматривающая право каждого на жизнь, одновременно налагает на всех одинаковое обязательство не совершать действий, ущемляющих жизнь другого человека). Правило, которое запрещает какие-либо действия (то есть налагает обязательство не совершать определенные действия), в то же время предоставляет право требовать выполнения соответствующего обязательства и право привлекать к юридической ответственности в случае его неисполнения. 
  5. Предоставлено властью государства. Государство гарантирует реализацию правопорядка за счет возможности применения правового влияния государства - путем принуждения или поощрения, тем самым обеспечивая его действенность и эффективность.
  6. Последовательность. «Правопорядок имеет качество согласованности, что проявляется в структурном построении верховенства, в специализации и сотрудничестве норм различных отраслей и правовых институтов». 

Некоторые авторы также отмечают такие признаки правовой нормы, как: общая валидность в форме позитивного социального значения; волевой характер, выраженный волей субъекта в процессе законотворчества, с одной стороны, и влиянием верховенства закона на волю сотрудника правоохранительных органов, с другой стороны; множественный и безличный характер действия правовой нормы.

Что касается функций, выполняемых нормами права, большинство авторов юридической литературы согласны с тем, что они носят регулирующий и защитный характер. «Нормативные нормы обеспечивают позитивное регулирование поведения, а защитные - их защиту в случае нарушения». 

Подводя итог анализу основных черт, присущих правовой норме, можно определить, что верховенство права является общеобязательным формально определенным правилом поведения, направленным на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников, установленных или санкционированных государством, публикуется в официальных актах и ​​охраняется государственной властью.

Структура верховенства права

Слово «структура» происходит от латинского слова structura - структура. В самом общем виде структура - это структура и внутренняя форма организации системы, действующая как единство устойчивых отношений между ее элементами, а также законы этих отношений. Структура является неотъемлемым атрибутом всех реальных объектов и систем. Говоря о структуре правовой нормы, здесь необходимо рассмотреть и проанализировать элементы, составляющие правовую норму, а также отношения между ними.

Среди ученых-правоведов нет единого мнения относительно количественного состава правовой нормы, функционального назначения отдельных элементов нормы, а также их взаимосвязи. Большинство авторов склонны придерживаться традиционной точки зрения, согласно которой верховенство права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкций. Такая трехэлементная правовая норма соответствует логической формуле: «если» - «тогда» - «иначе».

Есть и другие мнения, согласно которым правовая норма может состоять только из двух элементов: «в нормативных нормах - гипотеза и диспозиция, в защитных нормах - гипотеза (или диспозиция) и санкция», словесное выражение из которых, как ВК Бабаев приводит к многочисленным и утомительным спорам по этому вопросу. Придерживаясь той же позиции, С.В. Курылева и Н.П. Томашевский «пришел к выводу, что состав правовой нормы исчерпан двумя элементами - гипотезой и диспозицией, которые в уголовном праве называются по-разному - диспозиция и санкция». Далее поясняется, что регулирующие нормы регулируют общественные отношения путем определения прав и обязанностей, защитные - путем установления мер принуждения в отношении правонарушителей (следовательно, диспозиция здесь называется санкцией). Некоторые авторы считают, что правовая норма может «при определенных условиях содержать один элемент (распоряжение)». Хропанюк В.Ю. согласен с двухэлементным составом правовой нормы. Он считает, что каждое правило состоит «из определения условий применения правила и изложения самого правила. Первый элемент называется гипотезой или догадкой; второй по распоряжению или приказу. Поэтому каждая правовая норма может быть выражена в следующей форме: если -, то ».

В.Н. Протасов считает, что «юридически неотъемлемая правовая норма состоит не из трех, а из четырех элементов, а точнее, из двух двухэлементных нормативных правовых предписаний по схеме:« если ..., тогда ... и если .. ., затем ... ». Первый рецепт в этой схеме носит регулирующий (позитивный) характер, а второй - защитный (защитный, обеспечивающий)».

В литературе приведена схема правовой нормы, состоящей из шести элементов, разработанных «М. М. Агарков: гипотеза + диспозиция + гипотеза (нарушение предыдущей диспозиции) + диспозиция (изменение содержания первой диспозиции) + санкция (принудительная реализация первой диспозиции) + санкция (принудительная реализация второй диспозиции)». В этом случае структура правовой нормы рассматривается как система взаимосвязанных элементов, которые могут быть взаимозаменяемыми, превращаться друг в друга, объединяться и действовать в единстве.

Несмотря на различные мнения относительно количественного состава правовой нормы, большинство юристов считают, что «основным элементом, без которого правовая норма немыслима (не имеет смысла)», является диспозиция, которая содержит само правило поведения, согласно которому Участники правоотношений должны действовать. Венгеров А.Б. определяет пять правил поведения, которые могут содержаться в распоряжении правовой нормы. Он считает, что все правила поведения сводятся к «разрешениям, запретам, полномочиям, обязанностям, юридическому равнодушию». Безразличие закона к определенным жизненным обстоятельствам может также заключаться в молчании, отказе от регулирования соответствующих отношений, однако, это также может быть пробелом в правовом регулировании». По моему мнению, понятия «разрешение» и «власть» довольно близки по смыслу и могут быть объединены в одно, а правило поведения, соответствующее «правовому безразличию», трудно представить и найти в законодательстве. Конечно - это мое личное мнение и оно может быть ошибочным. По мнению Д.А. Распоряжение Липинского о правовой норме, предписывающей определенные правила поведения, в некоторых случаях «обязывает, в других она запрещает, а в других - позволяет совершать определенные действия».

В качестве примеров разновидностей правового поведения, давайте возьмем для анализа положения правовых норм из Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - Правила дорожного движения РФ), с которыми большинство людей сталкиваются ежедневно.

Разрешительные распоряжения: «Водители, которые при включении желтого сигнала или регуляторе движения поднимает руки, не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, указанных в пункте 6.13 Правил, дальнейшее движение разрешено».

«Водители транспортных средств с мигающим синим светом, выполняющие неотложные задачи по обслуживанию, могут отклоняться от требований разделов 6 (за исключением сигналов светофора) и 8–18 настоящих Правил, приложений 1 и 2 к настоящим Правилам при условии, что дорожное движение безопасность обеспечена».

«Право на остановку транспортных средств предоставляется диспетчерам, а грузовые автомобили и автобусы, осуществляющие международные автомобильные перевозки, в контрольных точках, специально обозначенных дорожным знаком 7.14, также предоставляются сотрудникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. 

На основании анализа описанных правил поведения можно сделать вывод, что участникам дорожного движения предоставляется определенный выбор в своих действиях: им разрешено и они могут действовать так или иначе. Лица, которым предоставлено право останавливать транспортные средства, также могут либо воспользоваться этим правом, либо не использовать его без остановки транспортного средства. Что отличает правовое поведение этих лиц от разрешительных действий, так это только то, что наличие этих прав предполагает наличие связанных с ними обязательств, но изложенных в других правовых нормах или других нормативных правовых актах.

Обязательные распоряжения: «Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать требования Правил, дорожных сигналов, знаков и маркировки, связанных с ними, а также выполнять приказы диспетчеров, действующих в рамках предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение. с установленными сигналами.

«Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы они не подвергали опасности движение и не причиняли вреда».

Слова-приказы «должны» и «должны» сходны по своему воздействию на участников правоотношений. Также возможно использование в правовых нормах и других синонимах, означающих обязательство совершать действия.

Запрещающие распоряжения: участники дорожного движения «Запрещается повреждать или загрязнять дорожное покрытие, удалять, загораживать, повредить, несанкционированную установку дорожных знаков, светофоров и других технических средств организации дорожного движения, оставлять на дороге предметы, мешающие движению».

«Водителю запрещено управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения (алкогольное, наркотическое или иное), под воздействием наркотиков, которые ухудшают реакцию и внимание, в болезненном или усталом состоянии, которое ставит под угрозу безопасность движения».

В специальной юридической литературе диспозиции также различаются в зависимости от способа изложения: реферат; специфический (описательный); простой (неоспоримый); сложный (неоспоримый); альтернатива; Прямо; ссылочный; одеяло.

Абстрактные диспозиции «характеризуются абстрактной общей (обобщающей) природой сформулированного правила поведения. (Обязанность родителей воспитывать детей)».

Специфические (описательные) диспозиции - это правила поведения, сформулированные с использованием специфических, индивидуализированных признаков. Все существенные признаки поведения описаны в этом расположении. («Перед началом движения, смены полосы движения, поворота (поворота) и остановки) водитель должен подать сигналы с указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - своей рукой. В этом случае маневр должен быть безопасно и не мешает другим участникам дорожного движения. Левый указатель поворота (поворот) соответствует левой руке, вытянутой в сторону, или правой руке, вытянутой в сторону и согнутой в локте под прямым углом вверх. Сигнал правого поворота соответствует правой руке, вытянутой в сторону, или левой руке, вытянутой в сторону и согнутой в локте под прямым углом вверх. Подается с поднятой левой или правой рукой. 

Простые (безальтернативные) диспозиции предполагают одно поведение. («Во всех случаях, в том числе за пределами пешеходных переходов, водитель обязан пропускать слепых пешеходов, сигнализирующих белой тростью». 

Сложные диспозиции содержат два или более поведения, которые субъект должен обязательно выполнять. Перед началом обгона водитель должен убедиться, что: полоса, в которую он намеревается войти, свободна на достаточном расстоянии для обгона, и этот маневр не будет мешать встречным и движущимся транспортным средствам на этой полосе.

транспортное средство, следовавшее сзади по той же полосе движения, не начало обгона, а транспортное средство, движущееся впереди, не подало сигнала об обгоне, повернув (меняя полосы движения) влево;

по завершении обгона он сможет вернуться на ранее занятую полосу, не мешая обгоненному транспортному средству. 

Альтернативные диспозиции определяют несколько возможных вариантов поведения («Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - вдоль тротуаров. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или плеч, а также, если невозможно двигаться по ним, пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд вдоль края проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - вдоль внешнего края проезжей части. 

В прямой форме, элемент верховенства права прямо указан в статье.

Справочные диспозиции не устанавливают правила поведения, но обращаются к другой конкретной статье того же или другого нормативного правового акта для ознакомления с ним. («Конструкция жесткого буксирного устройства должна соответствовать требованиям ГОСТ 25907-89» п.10. Основные положения о допуске транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения).

Распоряжения общего характера содержат правила поведения в наиболее общей форме, ссылаясь на предмет реализации для ознакомления «с другим нормативным правовым актом в целом или с его частью, или с несколькими нормативными актами» без указания конкретного правила, в котором отсутствует информация можно отнести к отдельным отраслям права и даже к «действующему законодательству» («Принятие в состав Российской Федерации и образование в ней нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом».

В структуре правовой нормы гипотеза стоит перед диспозицией. Гипотеза содержит список условий (жизненных обстоятельств), наличие которых позволяет реализовать правило поведения - диспозицию, оно приводит в действие правовую норму. «Гипотеза придает юридическое значение этим жизненно важным обстоятельствам, превращает их в правовые факты».

Гипотезы, как диспозиции, различаются по типам: простые, сложные, альтернативные, абстрактные, конкретные.

Гипотеза называется простой, если она указывает на одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связано действие правовой нормы. (Если проезжая часть разделена на полосы движения по разметочным линиям, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Раздел 9.7. Правила дорожного движения Российской Федерации).

«Если гипотеза о действии нормы зависит от наличия или отсутствия двух или более обстоятельств одновременно, то она называется сложной». (Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (ночное время, грязь, снег и т. д.) И нет признаков приоритета, он должен учитывать, что находится на второстепенной дороге. С.13.13. Правила дорожного движения Российской Федерации)

Альтернатива называется гипотезой, которая ставит действие правовой нормы в зависимость от одного или другого из перечисленных обстоятельств. (Если транспортное средство по своим габаритам или по другим причинам не может выполнить поворот в соответствии с требованиями пункта 8.5 Правил, ему разрешается отклоняться от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не мешает с другими транспортными средствами. 

«Абстрактные и конкретные гипотезы определяются по тем же правилам, что и абстрактные и конкретные диспозиции». 

Что касается такого элемента правовой нормы, как санкция, то, в отличие от понимания гипотезы и диспозиции среди юристов, нет однозначного отношения к ее содержанию и функциям. Споры по поводу санкций противоречивы.

В большинстве словарей, как и в Большом юридическом словаре, слово «санкции (от латинской санкции - самое строгое решение») означает «меры и решения, которые, как правило, являются окончательными и не подлежат пересмотру». В законе понятие санкций имеет четыре основных значения: а) меры, применяемые к правонарушителю и влекущие за собой определенные неблагоприятные последствия для него. В зависимости от характера мер и органов, их применяющих, санкции подразделяются на уголовно-правовые, административно-правовые, дисциплинарно-правовые, имущественные. б) структурная часть общей нормы права с указанием возможных мер воздействия на нарушителя этого правила; в) разрешение (согласие) прокурора на проведение дознавателем, следователем соответствующих следственных и иных процессуальных действий и на принятие ими процессуальных решений (пункт 39 статьи 5 УПК РФ). Российская Федерация); г) в международном праве - меры воздействия на государство, нарушившее нормы этого закона, его международные обязательства. 

В более широком смысле понятие санкции определяется как мера влияния, важнейшее средство общественного контроля. Различают негативные санкции, направленные против отклонений от социальных норм, и позитивные санкции, стимулирующие отклонения от норм, утвержденных обществом, группой. Официальные санкции вводятся официальным государственным или государственным органом; неформальный - проявляется через реакцию членов группы, друзей и т. д.

Основанная на трехэлементной структуре правовой нормы, санкция следует за диспозицией и является реакцией на применение изложенного в ней правила поведения.

Указывая, что философы и чаще всего социологи под санкцией понимают не только негативные (осуждение, наказание), но и позитивные (одобрение, поощрение) последствия для социально значимого поведения человека, большинство юристов, ссылаясь на юридическую науку, придерживаются односторонней Положение о том, что санкция является частью правовой нормы, указывающей на неблагоприятные последствия имущественного, морального, психического, физического характера, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. Выражает неодобрительное отношение общества, государства и личности к нарушителям правовой нормы. Они считают, что санкции - это всегда неодобрительное отношение государства к тому или иному нарушению требований правовой нормы, выраженных в мерах принудительного воздействия. Оскорбительное отношение может выражаться в обличении преступника, его наказании. Санкции могут принимать форму мер ответственности - тюремное заключение, дисциплинарные меры, ущерб, штрафы или штрафные санкции. Санкции в виде превентивных мер различного характера - арест имущества, предупреждение, задержание, отмена незаконных действий государственных органов, снос посторонних зданий и т. д. Также выделены меры защиты - восстановление предыдущей работы, восстановление алименты, устранение вреда, извинения. Наконец, такие формы также могут иметь неблагоприятные последствия - потеря пособий по временной нетрудоспособности, оплата судебных издержек в случае его потери и т. д.

Отстаивая свою позицию, авторы в то же время признают существование иного мнения, выраженного в концепции позитивных санкций, которые происходят не в нарушение правопорядка, а в соответствии с ним и содержат указания на благоприятные последствия ( вознаграждение, поощрение).

Вот некоторые из подтверждающих аргументов, которые Малко А.В. дает в отношении наличия стимулирующих правовых санкций:

  • Во-первых, само этимологическое значение слова «санкция» несет не только негативные, но и позитивные последствия. Санкция - это мера влияния, важнейшее средство общественного контроля. Существуют негативные санкции против отклонений от социальных норм и позитивные санкции, одобренные обществом.
  • Во-вторых, позитивные санкции (благоприятные последствия) присущи всем социальным нормам в целом. Наиболее распространенное деление социальных санкций на «негативные», подавляющие нежелательное поведение, и «позитивные», стимулирующие желательное. Учитывая тот факт, что правовые нормы представляют собой лишь различные социальные нормы, эта модель также в полной мере относится к ним.
  • В-третьих, логика общественного развития, практика предполагает, что в качестве санкции следует признать не только какой-то отрицательный результат - наказание, ответственность, но и другие результаты, которые можно выразить в поощрении. Наличие побудительных санкций неизбежно также по той причине, что задача закона состоит как в том, чтобы удерживать правонарушения и наказывать тех, кто их совершил, так и в стимулировании законного поведения и поощрении лиц, действующих в общественных интересах.
  • В-четвертых, структура правовых норм, содержащих вознаграждения, внешне напоминает структуру большинства норм уголовного права, содержащих наказания. В санкции нормы стимулирования, благоприятные последствия, меры вознаграждения фиксируются (в уголовной санкции, соответственно, неблагоприятные последствия, штрафы).
  • В-пятых, определенным доказательством того, что меры стимулирования выступают в качестве позитивной санкции, является то, что во многих нормативных актах они часто располагаются рядом с карательными мерами (негативные санкции).
  • В-шестых, признание стимулирующих санкций будет означать дальнейшее движение научной мысли и юридической практики по пути расширения позитивных принципов в праве, увеличения «стимулирующего веса» его средств, более разностороннего использования управленческих методов воздействия, соответствующих требованиям. закона необходимого разнообразия.

Рассматривая юридическую ответственность как санкцию, Липинский Д.А. рассматривает его как целостный правовой феномен с позитивными и негативными формами реализации, каждая из которых подчеркивает одну из своих граней, не отражая всей сложности этого феномена.

Государство, устанавливая правовую норму, строит в нем возможный будущий сценарий развития поведения субъектов ответственности - запрещено или разрешено. Правовая норма выражает зависимость субъекта от тех требований, которые налагаются на него, и возможной оценки его поведения: осуждение, использование меры принуждения, одобрения или поощрения.

Анализируя возможные варианты позитивных санкций, Липинский Д.А. цитирует «три варианта такой оценки: молчаливое одобрение со стороны государства (нет необходимости реагировать на какие-либо законные действия); производство надлежащей проверки и, как следствие, процессуального решения с указанием факта законного решения (например, признание действий лица в соответствии с необходимостью защиты, крайней необходимостью, разумным риском, физическим принуждением); применение стимулирующих санкций. Второй и третий варианты оценки ответственности осуществляются в процессуальной форме".

От себя лично хотел бы добавить, что если позитивные, благоприятные последствия для лиц, добросовестно выполняющих предусмотренные государством правила поведения, официально закреплены в нормативных правовых актах, то позитивные санкции объективно существуют независимо от их субъективного восприятия кем-либо или назначения их с термином, отличным от слова «санкция».

Так, в части 1 статьи 55 «Стимулы и награды за государственную службу» Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», распоряжение и санкция о поощрении правовые Нормы прямо прописаны.

Для безупречной и эффективной гражданской службы применяются следующие виды поощрения и вознаграждения:

  1. объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;
  2. награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;
  3. другие виды поощрения и вознаграждения государственного органа;
  4. выплата единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию государственной пенсии за выслугу лет;
  5. поддержка Правительства Российской Федерации;
  6. поощрение Президента Российской Федерации;
  7. присвоение почетных званий Российской Федерации;
  8. награждение знаками отличия Российской Федерации;
  9. награждение орденами и медалями Российской Федерации. 

Таким образом, все правовые санкции можно разделить на 2 большие группы: защитные и стимулирующие (регулирующие).

Среди защитных санкций есть «восстановительные и карательные (штрафные) санкции». Правовые санкции направлены на восстановление нарушенного права субъекта. (Например, возмещение причиненного ущерба, изъятие имущества из чужого незаконного владения). Карательные (карательные) санкции направлены на причинение правонарушителю такого правового ущерба, который заключается в новых для него обременениях (правовые ограничения, особые обязательства). 

Письменные санкции, основанные на стимулировании, подразделяются на нормы права, «устанавливающие дополнительные льготы и выгоды и уменьшающие (исключающие) дополнительные обязательства». 

Общая классификация защитных и стимулирующих санкций будет делением санкций на абсолютно определенные, относительно определенные и альтернативные.

В абсолютно определенных санкциях четко указывается один тип последствий.

Относительно конкретные санкции предполагают применение последствий в определенных границах (от ... до ...).

Альтернативные санкции предоставляют несколько вариантов последствий, которые определяются союзом «или».

Существуют также общие санкции, которые имеют обобщенно-обобщенное содержание и относятся к другим нормативно-правовым актам.

Завершая рассмотрение структуры правовой нормы, целесообразно проанализировать взаимосвязь ее отдельных элементов на примере реальных правовых норм.

В пункте 1.3. Правила дорожного движения Российской Федерации гласят, что «Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать требования Правил, касающихся их, ....» ПДД РФ. В приведенных выше 2 пунктах Правил указаны гипотеза, расположение и защитная санкция. Если человек является «участником дорожного движения» (абстрактная обобщающая гипотеза), то он «должен знать и соблюдать требования Правил, связанных с ним» (справочное положение с указанием настоящих Правил в целом). Далее возможны два варианта поведения: законный и незаконный. Согласно правилам, реакция государства положительная, но формально не оформлена. В противном случае, если они не соблюдаются, лицо будет «нести ответственность в соответствии с действующим законодательством» (общая санкция, которая не указывает на конкретный правовой акт или норму).

Давайте рассмотрим более конкретную норму права, элементы которой содержатся в п. 2.7. Правила дорожного движения Российской Федерации и в части 1 статьи 12.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях).

Из анализа этих выдержек выясняется, что если человек является «водителем» и, соответственно, «участником дорожного движения» (гипотеза), то ему «запрещено управлять транспортным средством в состоянии опьянения» (диспозиция) , Тот же характер - это запрещенное поведение, изложенное в пункте 1 части 1 статьи 12.8 КоАП РФ, в котором почти дословно повторяется вышеизложенное с акцентом только на констатации уже совершенного противоправного поведения - «водитель». кто в состоянии алкогольного опьянения водит транспортное средство ". В этом случае дублированное распоряжение не может рассматриваться как еще одно правило поведения, поскольку повторное изложение создает для сотрудника правоохранительных органов только удобство в сочетании конкретного распоряжения с конкретной санкцией, не заставляя его искать другой нормативный правовой акт, который создаст определенные трудности.

Можно было бы оставить только санкцию в части 1 статьи 12.8, указав, что она относится к диспозиции пункта 1 пункта 2.7. Правила дорожного движения Российской Федерации, то такая презентация не будет принципиально ничего менять, кроме неудобства в понимании содержания распоряжения.

Аналогичная связь между элементами нормы прослеживается в уголовном законодательстве. Несмотря на то, что нигде в положениях норм уголовного права прямо не указано, что запрещено совершать определенные действия (бездействие), описанные в Особенной части Уголовного кодекса (УК), этот вывод можно сделать из Содержание статьи 14 Уголовного кодекса Российской Федерации. В нем говорится, что Уголовный кодекс запрещает, под угрозой наказания, все общественно опасные действия (преступления), изложенные в этом кодексе. Таким образом, Особая часть Уголовного кодекса содержит запрещенные правила поведения, которые представляют собой нормы уголовно-защитных норм, а не условия их применения. В связи с этим, для ясности понимания, при воспроизведении защитных правовых норм уголовного права после текста диспозиции следует умозрительно добавить фразу «которую запрещено выполнять». Конечно, такая презентация не звучит гладко, но она вносит определенную ясность в процесс поиска как самого правила, так и условий, при которых оно начинает действовать. Рассмотрим часть 1 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности нанесение серьезного вреда здоровью человека («которое запрещено выполнять») - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или арестом на срок от трех до шести месяцев, или лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством или без такового на срок до трех лет.

В качестве гипотезы этой правовой нормы целесообразно использовать следующее условие: если человек является «участником дорожного движения», т. е. Принимать «непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя ... .. транспортного средства» ( пункт 1.2. Правил дорожного движения Российской Федерации). Распоряжение - правило запрещенного поведения будет выглядеть так: «человеку, управляющему ... транспортному средству запрещается нарушать правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, что может привести к серьезному вреду здоровью человека по неосторожности» (пункт 1 часть 1 статьи 264 УК РФ). В противном случае налагается защитная санкция - и это лицо «наказывается ограничением свободы на срок до трех лет ...» (пункт 2 части 1 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Профессор В.К. Бабаев думает иначе. Он говорит, что в каждой статье Особенной части Уголовного закона «норма полностью изложена в составе всех трех ее элементов», «в то время как диспозиция как третий элемент правовой нормы должна быть« показана »в логично, и это будет выглядеть, например: «Запрещено хулиганство», «Взятие взяток запрещено» и т. д. », т. е. правоохранитель должен сам придумать диспозицию.

В диспозиции, в которой изложено правило, поведение не запрещено, а обязательно, элементы правовой нормы связаны аналогичным образом. Гипотеза и диспозиция в одном нормативном правовом акте, а в другом акте дублируется диспозиция вместе с административной и защитной санкцией.

Рассматривая эти части правовой нормы в целом, мы можем сформулировать правило: если «водитель управляет транспортным средством, оборудованным ремнями безопасности» (гипотеза), то он «должен быть пристегнут» ими (распоряжение), в противном случае - «влечет за собой наложение административного штрафа в размере пятисот рублей ».

Если все части правовой нормы находятся в одной статье или одном правовом акте, нет необходимости дублировать распоряжение.

Если для правовых норм с защитной санкцией подходит логическая схема выражения связи элементов как «Если», «То», «В противном случае», то для норм права с побудительной санкцией схема взаимосвязи может выглядеть как «если», «тогда», «потом».

Эта схема подтверждается правовой нормой, изложенной в статьях 13, 15 и 55 части 1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

Если «гражданин Российской Федерации принял на себя обязательства по прохождению государственной службы», то он обязан «выполнять свои служебные обязанности», тогда к нему применяются поощрения и премии.

Трехэлементная структура верховенства права чрезвычайно важна для законотворчества и правоприменения, так как позволяет создавать жизнеспособную, проверенную практику, эффективную систему государственного и правового воздействия на поведение человека. Трехэлементный состав правовой нормы дает четкое определение самого варианта требуемого поведения, ситуации его действия (бездействия), стимулов, обеспечивающих реализацию правового предписания.

Как упоминалось ранее, стимулирующая санкция в регулировании может выражаться в молчаливом одобрении состояния законного поведения. Но реакция государства на поведение, нарушающее устоявшуюся модель жизни, обязательно должна быть выражена в защитных санкциях. В противном случае такая правовая норма будет неполноценной, поскольку не сможет препятствовать выполнению обязательных или воздерживаться от запрещенного поведения. Это можно проиллюстрировать на следующем примере.

24.01.2001 введен пунктом 2.7. Правила дорожного движения Российской Федерации - запрет водителю транспортного средства, на использование телефона во время вождения, не оснащенный техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, но защитной санкцией за такое нарушение правил был создан только 24 июля 2007 года в статье 12.36.1. КоАП РФ. Таким образом, в течение более шести лет водители могли безнаказанно нарушать установленные правовые нормы.

Если принять за аксиому, что правовая норма должна иметь все три элемента - гипотезу, диспозицию, санкцию, то отсутствие одного из ее компонентов влечет за собой признание отсутствия правовой нормы в целом. Но это утверждение скорее подходит только для диспозиций, содержащих обязательные или запрещенные правила поведения. Допустимые (разрешающие) модели поведения в нормативных нормах могут обходиться без письменных санкций, поскольку, если они будут выполнены, утверждение будет «молчать». Если разрешенное поведение вообще не возникает, то его отсутствие не может привести к негативным социальным или политическим последствиям, а если реальное поведение человека выходит за рамки допустимого, то оно должно попасть в сферу влияния защитных норм.

Верховенство права, которое включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию, может быть по-разному изложено в статьях закона или другого нормативного акта. Есть три случая этой презентации. Первый случай - верховенство закона и статья закона совпадают. Некоторые авторы, такие как В.К. Бабаев, полагая, что это «типичный случай», другие авторы, такие как Р.Т. Мухаев, утверждают, что «трехчастная классическая структура правовой нормы в чистом виде редко встречается в одной статье нормативного правового акта». Вторым наиболее распространенным случаем является то, что элементы одной правовой нормы находятся в нескольких статьях и даже нормативных правовых актах. Третий - когда несколько норм включены в одну статью закона. Мне лично трудно найти такой пример в законодательстве.

Завершая рассмотрение структуры верховенства права, следует отметить проявление различных свойств структурных элементов нормы в зависимости от изменений фактических обстоятельств, их особенностей как системных и структурных явлений.

«В некоторых аспектах они могут действовать как диспозиции, которые имеют свои собственные гипотезы и санкции, в других - как элементы гипотезы или санкций других норм; санкция одной нормы становится диспозицией в случае нарушения охраняемой нормы и применения принудительных мер к нарушителю; гипотезы также, в определенном аспекте, становятся диспозициями, указывающими, каким обстоятельствам следует придать юридическое значение. Таким образом, с точки зрения пешеходов и водителей транспортных средств, соблюдение правил дорожного движения является обязательством (распоряжением), а административные штрафы за неисполнение обязательств являются санкцией, способом принуждения к соблюдению этих правил; С точки зрения государственных органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, одно и то же правило проявляется в другом аспекте: описание административного правонарушения становится гипотезой, а распоряжение - обязательством применять наказание в установленных пределах. по закону и в соответствующей процессуальной форме; Способ обеспечения этого обязательства (санкции) - отмена незаконного и необоснованного решения по делу об административном правонарушении, а также меры личной ответственности должностных лиц, виновных в бездействии или неправильном применении закона».

«Самощенко И.С., Лейст О.Е., Пиголкин А.С. обратили внимание на возможность проявления структурных элементов норм уголовного права в различных качествах. Они отметили, что та часть уголовных норм, которая предназначена для граждан (запрет на совершение общественно опасных деяний), является одновременно гипотезой для государства и государственных органов, рассматривающих дела о совершенных преступлениях. В этом отношении также интересна позиция К. Сайто. Он пишет, что уголовное право как норма поведения адресовано всем лицам до совершения преступного деяния, как правило справедливости - участникам процесса после совершения преступного деяния и в качестве пенитенциарной (карательной, исправительная) норма - лицу наказуемому".

Виды правовых норм

Многогранные социальные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и необходимость создания основы для социально полезного поведения человека определяют тот факт, что в правовой системе сформулированы довольно разнообразные правовые нормы. Чтобы определить общие и отличительные черты этих стандартов, необходимо их классифицировать. В научной юридической литературе приведены различные классификации правовых норм. Иногда бывает так, что авторы по-разному обозначают одни и те же типы норм, что приводит к некоторой путанице в понимании.

Проанализировав и обобщив разнообразие разделений, следует остановиться на классификации, отражающей наиболее значимые основания для разделения правовых норм, которые подчеркиваются большинством ученых-правоведов.

По кругу лиц, интересы которых защищены нормами права, принято делить на нормы частного и нормы публичного права. Это разделение, которое уже было обозначено в римском праве, больше всего связано с различием между нормами, выражающими интересы отдельных лиц и их объединений (сфера отношений гражданского общества), и нормами, регулирующими деятельность государства, его органов. и чиновники). Публичное право защищает то, что вредит обществу, а частное право защищает то, что вредит людям. В тоталитарных государствах, где большая часть общественных отношений регламентируется, значительная часть частного права поглощается общественностью. Развитие отношений гражданского общества, основанных на юридическом равенстве людей, на правах и свободах человека, его автономии, инициативы и предпринимательства, естественно, ведет к повышению значимости норм и отраслей права, регулирующих имущественные, договорные, кредитные и иные отношения, а также гражданские нормы, которые их защищают. обработать.

«Частное право включает в себя нормы гражданского, семейного, трудового и других отраслей права, связанные с развитием гражданского общества. Публичное право включает в себя государственные, административные, финансовые, уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальные и другие отрасли права, которые регулируют деятельность государственных органов и должностных лиц. Большинство норм уголовного права также применимы к публичному праву».

Среди критериев разделения правовых норм на публичные и частные наиболее значимы следующие два.

«Первое: публичное право характеризуется отношением« власть - подчинение », для частного права - отношения юридического равенства субъектов.

Второе: публичное право строится по принципу подчинения, частное право - по принципу согласования воли и интересов участников отношений».

По предмету правового регулирования различаются нормы различных отраслей промышленности: конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и других отраслей права.

Методом правового регулирования выделяются обязательные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Обязательные нормы носят чисто строгий, властно категоричный характер, что не допускает отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.

Диспозитивные нормы по своей природе автономны, что позволяет сторонам (участникам) отношений самостоятельно согласовывать объем, процесс реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в некоторых случаях резервное правило. Диспозитивность обозначается как право или возможность делать иначе, чем определено нормой. Обладатель права вправе использовать его или не использовать. Такие нормы применяются в первую очередь в гражданско-правовых отношениях.

Нормы рекомендаций «обычно адресованы негосударственным предприятиям, устанавливают варианты поведения, желательного для государства».

По своим функциям нормы подразделяются на нормативные и защитные.

Нормативные нормы регулируют поведение юридических лиц, устанавливая их права и обязанности. Они обеспечивают позитивную регуляцию поведения.

Защитные нормы фиксируют меры государственного принуждения и обеспечивают защиту установленных правил в случае их нарушения.

Такое функциональное разделение, на мой взгляд, должно быть сделано на основе той функции, которую несет санкция, содержащаяся в норме. Если санкция носит защитный характер, которая выражает негативную оценку состояния факта нарушения установленных правил поведения и влечет за собой неблагоприятные последствия для нарушителя, следовательно, норма в целом также является защитной. Если санкция обнадеживающая, в том числе спекулятивная, выраженная в молчаливом одобрении государства, которое выражает позитивную оценку любого законного поведения - допустимого, обязательного, запрещенного, то правовая норма также поощряющая или регулирующая. Чтобы устранить правовую неопределенность в вопросе о неписаной положительной реакции государства, можно было бы искусственно ввести в законодательство общую стимулирующую санкцию для всех моделей правомерного поведения.

По характеру субъективных прав и обязанностей существует три основных типа норм:

  • уполномоченные, которые дают своим адресатам право на позитивные действия. Социальный смысл разрешающих норм заключается в предоставлении субъектам права на определенную возможность поведения, гарантированного соответствующими обязанностями других лиц;
  • обязательный, содержащий обязательство совершать определенные позитивные действия;
  • запрещающий, в котором установлены пассивные обязательства не совершать определенные действия и безусловный запрет на совершение действий и деяний, определенных законом как правонарушение.

Отраслевые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.

К первым относятся правила поведения субъектов, определяют содержание прав, обязанностей и запретов, непосредственно направленных на регулирование общественных отношений, указывают «что делать».

Вторые содержат предписания, которые устанавливают порядок, процедуру, форму выполнения или защиту материального права, указывают «как это сделать».

В зависимости от сферы действия различаются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и местные нормы.

«Нормы общего действия распространяются на всех граждан и действуют по всему штату.

Нормы ограниченной действительности имеют ограничения в силу территориальных, временных и предметных факторов. Это нормы, изданные высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов территорий, регионов и т. д.

Местные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур».

К моменту действия нормы права подразделяются на постоянные, установленные на неопределенный срок, и временные, действующие только на определенный период времени.

По кругу лиц. «Они распространяются либо на всех, кто подпадает под их действие, либо на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т. д.».

Согласно законотворчеству, существуют нормы, исходящие от государства, непосредственно от гражданского общества, от международных субъектов.

В первом случае это нормы органов представительной, исполнительной и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент).

Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением отдельного территориального образования или всей страны (общенациональный референдум, на котором была принята Конституция Российской Федерации).

В третьем случае это нормы международного права, которые являются результатом согласования интересов субъектов из разных стран.

По юридической силе правовые нормы подразделяются на нормы права и нормы устава, федеральные нормы и региональные нормы.

При выявлении противоречия между нормами, установленными на разных законодательных уровнях, применяются определения норм, содержащихся в нормативных актах Российской Федерации, которые имеют приоритет перед нормами, установленными в актах субъектов Федерации.

«Во всех случаях несоответствия между нормами закона и подзаконными актами применяются определения законов.

Последующий нормативный акт того же (или вышестоящего) государственного органа вносит изменения в предыдущие. 

По степени специализации различаются общие и специальные нормы. Специальные правила предусматривают более конкретное регулирование того же предмета. В случае несоответствия между общими и конкретными нормами приоритет остается за последними.

Особенно стоит остановиться на рассмотрении специальных или специализированных правил.

Такие нормы отличает А.В. Поляков, авторские коллективы во главе с В.В. Лазарев и С.С. Алексеев.

Нормы-принципы (учредительные нормы) - это нормы, объединяющие основные, исходные принципы права. Они не создают непосредственно права и обязанности, но указывают на основное направление правового регулирования, которое является их функциональным назначением. Многие конституционные нормы таковы.

Декларативные нормы - это программные положения, которые определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений и содержат нормативные объявления.

Определенные нормы содержат определения любых правовых понятий.

Операционные нормы отменяют существующие правила или вводят новые, распространяют эти нормы на новый круг отношений и т. д.

Конфликтные правила направлены на разрешение правовых конфликтов, понимаемых в узком смысле этого слова. Они указывают право какого государства должно применяться к гражданским, семейным, трудовым и другим правоотношениям, сторонами которых являются субъекты разных государств.

Иная позиция выражена А. Б. Венгеровым и коллективом авторов под руководством М.Н. Марченко. Они утверждают, что при таких разделениях элементы нормы смешиваются с самой нормой, что нет объективных оснований для такого разделения, если исходить из того факта, что сущность права заключается в регулировании поведения людей и их поведения. связи. Так называемые принципы-нормы, определяющие и другие нормы являются нормативными предписаниями высокого уровня обобщения, вынутыми из скобок многих правовых норм-правил поведения, но приобретающими эффективность и юридическую силу только как часть каждого из них. Кроме того, к нормам-принципам, нормам-определениям и т. д. Иногда они включают декларативные, программные, социально-политические, моральные положения, содержащиеся в законах и других нормативных актах, призванные обосновывать и поддерживать авторитет закона, но не содержат правовых нормы; соответственно, их нельзя рассматривать как разновидности верховенства закона. Что касается разделения норм на окончательные, описательные, референтные и т. д., Предложенного некоторыми авторами, то это не классификация правовых норм, а статей нормативных актов.

Мое мнение о специализированных нормах близко к позиции второй группы авторов по следующим причинам. Во-первых, изначально было показано, что верховенство права - это правило поведения человека или группы лиц. Таким образом, если правовые нормы не устанавливают какую-либо модель поведения, следовательно, мы не можем говорить о существовании полноценной правовой нормы. Во-вторых, если мы более тщательно изучим отдельные специализированные нормы в сочетании с другими правовыми нормами, будет очевидно, что они являются неотъемлемыми частями последних и не действуют как самостоятельные, самодостаточные нормы права, с помощью которых они можно регулировать общественные отношения.

Остановимся на определениях.

Остановка, которая означает преднамеренную остановку движения транспортного средства на период до 5 минут, а также на более длительный срок, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров или погрузки или разгрузки транспортного средства, и стоянка транспортных средств является разрешено на правой стороне дороги, на обочине дороги, а при ее отсутствии - на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, на тротуаре.

Обратим внимание на дела, касающиеся момента вступления в силу или отмены правовых актов или их отдельных частей.

Рассмотреть вышеуказанные правовые положения в Постановлении Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 № 316 «О внесении изменений в Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090»".и в утвержденных им изменениях.

Таким образом, определения, указания о сроках изменения действительности правовых норм могут быть «растворены» в гипотезе, расположении или санкции правовой нормы без ущерба для содержания. Их отдельное расположение в нормативных правовых актах осуществляется только с целью упрощения использования, без влияния на содержание самого правила поведения.

Мне кажется, что коллизионные, учредительные и декларативные правовые положения также могут быть включены в один из элементов правовой нормы без искажения содержания правовой нормы. В то же время их совместное чтение может облегчить понимание значения регулируемых общественных отношений.

Вывод:

Нормы права, являясь исходными, фундаментальными элементами построения правовой системы государства и механизма правового регулирования, выступают в качестве набора предписаний, моделей поведения в правовых отношениях и оказывают активное влияние на сознание, будут и поведение людей. Они указывают, что разрешено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения записанных в них предписаний, следовательно, знания о структуре правовой нормы, внутренних отношениях ее элементов, выполняемых функциях и типах норм право важно не только для начинающего юриста, но и для обычного человека, не связанного с юриспруденцией, поскольку человеческая деятельность постоянно сопровождается и регулируется различными правилами, установленными государством, и вам необходимо уметь самостоятельно понимать огромное количество юридических предписаний и применять их правильно.

Следует отметить, что конструкции правовых моделей поведения, изложенные в действующем законодательстве, во многих случаях отличаются от научного понимания классической структуры верховенства права. Вероятно, законодатель, создавая новые правовые акты и формируя тексты правил, ориентируется, прежде всего, на большинство людей, не имеющих юридического образования и всесторонних знаний о верховенстве права, поэтому, представляя их в упрощенной форме, делает смысл, присущий доступным документам, пытается донести до сознания людей то, что от них требуется. Но, с другой стороны, такая презентация создает определенные трудности при сопоставлении того или иного правового положения, содержащегося в нормативном правовом акте, с элементами классической структуры нормы.

Анализируя различные точки зрения авторов правовых учебников относительно верховенства права, можно сделать вывод, что профессиональные юристы, ученые, работники образования и практики иногда не могут прийти к единому пониманию определенных моментов, касающихся структуры правовая норма, ее составные элементы и их соответствующее положение в различных правовых положениях и актах. Разумеется, наличие противоположных точек зрения является движущей силой развития и прогресса научной мысли, в том числе в области юридических наук, но нельзя также упускать из виду необходимость направлять научные усилия для формирования единого понимания Основополагающие элементы правовой системы, создание теоретической базы для эффективного законотворчества. что позволило бы оптимизировать законодательство, сделав его понятным, простым, эффективным и без юридических пробелов.