Понятие, структура и функции правосознания. Виды правосознания

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 21.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Характеристика судебной власти. Система федеральных судов и судов субъектов РФ
Порядок формирования, полномочия и функции высших судов России (Конституционного, Верховного и высшего Арбитражного)
Правовой институт государственной службы; понятие руководителя, должностного лица и представителя власти
Реализация права, его механизм и форма


Введение:

Правовое сознание является основой правовой жизни как отдельного государства, так и общества в целом. Она возникла на заре человеческого развития вместе с образованием государства в ранних классовых обществах и развивалась вместе с ним. На правосознание как на одну из форм общественного сознания влияют социально-политические, экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано с политическим сознанием, моралью, религией, философией.

Исследования многих философов и юристов в этой области составили значительные работы. Правовое сознание тесно связано с философскими теориями, идеологическими взглядами, религиозными учениями.

Российский юрист И.А. Ильин рассматривал правосознание как совокупность взглядов на право, на государство. Для всей организации общественной жизни. Например, он рассчитывал. Именно форма правления в государстве определяется, прежде всего, монархическим или республиканским правосознанием народа. И.А. Ильин подчеркнул. Что человек без правосознания будет жить по собственному произволу и терпеть произвол других.

Эта работа исследует вопрос сущности правосознания. Дело в том, что в последнее время многие ученые-правоведы начали выделять правовое сознание как отдельную отрасль юридической науки. Объясняется это непреходящей значимостью феномена правосознания в системе форм общественного сознания и его огромным влиянием на правовую реальность.

Тема этой работы имеет большое значение в современном обществе.

Это связано с несколькими факторами:

  1. В современных условиях построения правового государства в России важнейшей особенностью, показателем его формирования, является состояние правосознания общества.
  2. Проблема не сформированной системы правового воспитания и обучения населения, в частности - подрастающего поколения
  3. Обучение правосознанию граждан является необходимым компонентом профилактики правонарушений, борьбы с преступностью.

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать цель и задачи исследования, проводимого в рамках выбранной темы.

Целью данной работы является изучение и анализ концепции правосознания, рассмотрение типов, структуры, основных проблем правосознания и возможных путей их решения.

Для достижения цели в работе будут решены следующие задачи:

  1. Раскройте понятие и роль
  2. Изучить структуру, виды и функции правосознания
  3. Анализ основных проблем формирования и совершенствования правосознания в России.

Объектом исследования является правосознание как форма общественного сознания.

При решении поставленных задач для достижения цели исследования были использованы следующие методы: формально-правовой метод, метод системного анализа, комплексные исследования, сравнительная юриспруденция.

Структура курсовой работы определяется в соответствии с целью и задачами исследования и включает в себя: титульный лист, оглавление, введение, два раздела, заключение, список использованной литературы. Курсовая работа выполнена на 30 листах компьютерного текста.

Понятие и роль правосознания

Правосознание как особый тип общественного сознания

Современная жизнь характеризуется переплетением различных интересов, потребностей отдельных лиц и социальных групп и, соответственно, разным отношением людей к социальным явлениям, в том числе к правовой действительности. Некоторые намеренно выполняют предписания правовых норм и законов, другие - так или иначе (преднамеренно или непреднамеренно) - допускают отклонение от них. Другими словами, люди и социальные группы имеют разное понимание и отношение к правовой реальности (правовые нормы, юридически значимые действия и т. д.), то есть у них разное правосознание.

Правосознание является одной из форм, типов общественного сознания. Специфика правосознания по сравнению с другими типами общественного сознания (политическим, религиозным, моральным) заключается в том, что оно выражает отношение к правовой реальности, и, что характерно для правосознания, это отношение выражается через термины «права» и «обязанность». Прежде всего, какова должна быть мера юридической свободы, хорошо ли защищены субъективные права, какими они должны быть, какими должны быть юридические обязательства, т. е. в правовом обязательстве с акцентом на меру юридических прав и обязанностей. Поэтому правовое сознание можно определить как одну из форм, типов общественного сознания, которая выражает отношение людей к правовой реальности, к правовому вопросу.

В отечественной юридической литературе правовое сознание часто определяют как «отражение правовой реальности», а в некоторых учебниках по юриспруденции даже просто как «отражение норм права, законодательства». Правосознание характеризуется отношением людей не только к праву как совокупности официальных правил поведения, закрепленных государством, но и к их отношению к реальному состоянию правопорядка, ко всем юридически значимым действиям, к тому, что происходит в праве. правоприменение и правоприменение: как правоохранительные органы и судебные органы реагируют на правонарушения и преступность, то есть отношение ко всем юридическим вопросам права, не только к любому из его компонентов, но и ко всем правовым явлениям.

В юридической литературе утверждается, что правовое сознание является массовым коллективным сознанием и что только массовое коллективное правовое сознание может быть предметом изучения правовых наук.

Отношение к правовой реальности также выражается в других формах общественного сознания, поскольку все они взаимосвязаны и взаимодействуют. Взаимодействуя друг с другом, формы общественного сознания определяют цели и стандарты поведения, в соответствии с которыми субъекты отношений должны оценивать свои действия. Правосознание и моральное сознание взаимодействуют особенно тесно. Моральные ориентиры, представления о добре, зле и справедливости пронизывают содержание правовых взглядов и во многих случаях лежат в основе их формирования. Правосознание также связано с политическим и религиозным сознанием. Те, кто настроен статически, особенно подчеркивают связь правосознания с политическим сознанием, рассматривая закон как результат политической воли, другие - с религиозным сознанием. Например, известный русский религиозный философ и юрист И. Ильин считал, что правосознание больше всего связано с религиозным сознанием. Он писал, что «эстетический вкус сам по себе не может претендовать на превосходство в вопросах правосознания; научное мышление само по себе не способно руководить государственным деятелем; и даже совесть может оставить в некоторой беспомощности того, кто борется за право. Одна религия находится здесь в исключительном положении".

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что чувство справедливости тесно связано с самой идеей права. Правовые идеи о личной свободе, социальном равенстве и справедливости всегда служили мерой человеческого поведения, а затем получили законодательное признание цивилизованных государств. Правосознание генетически и исторически предшествует любому позитивному праву, законодательному процессу. Осознание социальной ценности человека, его индивидуальных прав и их естественного характера уже свидетельствует о том, что законодательство каждого государства, которое считает себя демократическим, обязано признавать, соблюдать и гарантировать универсальные фундаментальные права и свободы человека и гражданина.

Правосознание характеризуется преемственностью. Идеи, взгляды, идеи о праве могут передаваться из поколения в поколение. Возможно восприятие правовых идей, взглядов других народов. Примером этого является получение (заимствование) римского права в Западной Европе, которое сыграло здесь чрезвычайно важную роль в развитии правовых систем. Римское частное право с его развитыми институтами и высшей школой правового мышления стало многовековым ориентиром для правовых систем западных государств, которые стремились обеспечить индивидуальную свободу каждого гражданина. Он получил широкое распространение благодаря естественно-правовым принципам, заложенным в основу этой системы права. Романские правовые традиции оставили свой след в последних законодательных актах многих европейских государств. Они имеют черты, которые были характерны для римского частного права: индивидуализм, светский характер, высокий уровень правовых технологий. Огромное количество научных работ посвящено римскому частному праву. Преподается в качестве обязательной дисциплины в юридических вузах.

Признаки правосознания

Правосознание как способ духовного осознания правовой реальности и ее изменения в соответствии с представлениями о желаемом правопорядке имеет ряд особенностей:

  • правовое сознание - это особая форма общественного сознания, в которой экономические, социальные, политические и другие интересы признаются правовыми;
  • содержание правосознания состоит из идей, теорий, чувств, настроений, эмоций, концепций, на основе которых выражается отношение людей к действующему и желаемому закону;
  • правосознание включает в себя как отношение к прошлому и нынешнему закону, так и представления о желаемом правопорядке;
  • правосознание сопоставимо с источниками права, поскольку оно представляет собой систему общепризнанных идеалов, ценностей, идей, признаков;
  • субъекты права выступают в качестве носителей правовой осведомленности;
  • правосознание является внутренним мотивом правового поведения;
  • правовое сознание, в отличие от морального, политического и других типов общественного сознания, представляет собой более четкую, более определенную и жесткую систему взглядов и идей, поскольку в ее основе лежат нормы права.

Соотношение права и правосознания. Роль правосознания в правовом регулировании

Правовое сознание - это феномен, связанный с субъективной сферой общественной жизни, очень близкий к самому праву. Однако между этими явлениями правовой реальности существуют качественные различия, которые, однако, не мешают их тесному взаимодействию и даже взаимопроникновению.

Правовое сознание - это чисто субъективное явление: оно состоит из представлений людей о праве; от субъективного отношения к самому явлению права, его ценностям; от юридической психологии, и даже от индивидуальной или массовой эмоциональной реакции на правильное, иногда интуитивное, подсознательное. Если право является внешне объективированным институциональным образованием, выраженным в системе общеобязательных формально определенных норм, то правовое сознание проявляется в виде представлений о праве, суждений о необходимости правовой структуры человеческих отношений, отношения к тому или иному правовой режим в обществе.

Механизмы действия права и правосознания также различаются: если механизм правового регулирования воплощен в комплекс институционального правового инструментария, опирающегося на государственное принуждение, то механизм действия правосознания относится к чисто духовной сфере. Правовое сознание «работает» через общую правовую оценку социальных факторов, через суждение об их соответствии идее правового и правового, через чувство права и законности и вытекающую из этого волевую ориентацию поведения людей.

Функции закона и правосознания также различны. Функции права связаны с его нормативностью, с его регулирующим и организационным воздействием на общественные отношения. Правовое сознание также имеет определенные особенности нормативности, но нормативность правового сознания отличается. Здесь перед нами не универсальные, общеобязательные, формально определенные правила поведения (что характерно для права как институционального образования), а только осознание обязательного характера правовых норм, идеи законности и, на В то же время критерии правильности, социального обоснования поведения, т. е. той нормативности, которая присуща особому неправовому явлению, выраженному через правосознание, - непосредственно социальным (естественным) правом.

Правовое сознание имеет активные элементы, которые четко выражены в доминирующей правовой идеологии. Активные элементы в правосознании являются одним из выражений социальной активности людей, их коллективов, групп, общества в целом. Право находится в глубоком единстве с доминирующей правовой идеологией - оно непосредственно выражает сущность данной национальной правовой системы, ее социально-политическое содержание и ее философию.

Сознание в форме правовой идеологии является ведущим фактором, определяющим современное юридическое образование. Формирование права посредством специально разработанной правотворческой процедуры предполагает четко определенные этапы подготовки законопроектов, среди которых такие, как предварительное изучение мнения граждан, сотрудников правоохранительных органов о необходимости и характере регулирования данного вопроса, сфере деятельности связи с общественностью; разработка концепции будущего нормативного акта, которая в систематической форме определяет цели, задачи, средства, методы и возможные результаты правового регулирования.

На этих этапах правосознание играет ведущую роль как в форме психологических ожиданий и устремлений людей в области права, так и в форме философских, социально-экономических и политических принципов, исповедуемых законодателем, и представлений о правильном упорядочении. определенной сферы общественных отношений. Таким образом, правовое сознание обеспечивает единственно возможный «строительный материал» для возникновения права в форме мыслей, чувств, идей различных субъектов законодательного процесса - физических и юридических лиц.

Роль правосознания в нормальном функционировании правоохранительной деятельности не менее значима:

  1. Правосознание формирует необходимый психологический и идеологический контекст для добровольного соблюдения субъектами правовых норм. Развитое чувство права и верховенства права является ведущей гарантией массового соблюдения правовых норм;
  2. правосознание выполняет важные функции в процессе применения правовых норм должностными лицами. Чиновники обязаны понимать, понимать, понимать смысл закона, его требований и разрешений. Это невозможно сделать без развитого правосознания.

Таким образом, действуя в форме доминирующей правовой идеологии, правосознание тесно связано с позитивным письменным правом, раскрывая его сущность и особенности его содержания, что придает законотворчеству и правоприменению всей правовой системе целенаправленный, социально определенный характер. Органическая близость права и господствующее правовое сознание объясняют эту, казалось бы, нелогичную последовательность в исторической цепи правовых явлений, когда правовое сознание в его первичных формах как бы опережает сам закон, придавая общественному мнению ценность правового права. индивидуальным отношением, фактической силой. Более того, этот вид прогресса характерен не только для начальных этапов возникновения права, но и для развитых правовых систем. В сложном процессе взаимодействия и взаимообогащения права, юридической практики, правовой идеологии, когда в ходе деятельности правоохранительных органов разрабатываются модели для решения типовых судебных дел, последние проявляются именно в форме явлений правовой сознание.

Совершенно ясно, что регуляторная энергия, выраженная в активных формах доминирующего правового сознания, обнаруживается в таких исторических ситуациях, когда правовое сознание возникает как бы изолированно, становится основой всего механизма правового регулирования еще до создания национального правового сознания. системы или в процессе ее глубокой социальной трансформации (сейчас этот процесс с потерями и издержками идет в России). В то же время правосознание на период до полного создания новой правовой системы предназначено только для временной замены, «исполнения обязанностей» самого закона, но не является позитивным само по себе.

В целом, такие формы доминирующего правового сознания, как правовая идеология, которая охватывает доминирующие правовые доктрины, профессиональное и массовое правовое сознание, следует рассматривать как часть правовой системы. Правовая идеология не только проникает в саму суть права и не только выступает в качестве его непосредственной основы, но и в определенных исторических условиях способна в некоторой степени занять место, отведенное позитивному праву, со всеми возникающими плюсами и минусами. в результате такой «замены».

Правосознание реализуется как в самом праве, так и в особом явлении правовой реальности - в правовой культуре.

Особое значение имеет правовая культура личности, которая тесно связана с его правосознанием. В то же время правовая культура и правосознание личности не являются идентичными понятиями. Правосознание - это более широкое понятие. Он формируется под влиянием различных объективных и субъективных факторов, зачастую противоречивых по своей природе, включает в себя как позитивные, так и негативные взгляды, убеждения, оценки. Правильно ориентированный в целом, он может быть неисправен в некоторой части. Правовая культура личности - это только позитивные взгляды, оценки, мотивы, установки, лежащие в основе законного и социально активного поведения. Правовая культура является результатом целенаправленного воспитания правосознания, его высочайшего уровня, выражающего внутренне сознательное отношение к правам и свободам, а через них - ко всей правовой жизни общества.

Отношение к правовой жизни во многом зависит от оценки человеком прав, свобод и обязанностей, что включает сравнение правовых норм с их собственными потребностями, интересами, мотивами, целями и социальными установками. В соответствии с этими потребностями и интересами индивид либо сознательно согласовывает поведение с обозначенной правовой моделью, либо выполняет внешне законные действия, но не основанные на внутренней мотивации, либо отклоняется от варианта поведения, предложенного правовой нормой. Положительная оценка предлагаемой нормы поведения является основой правомерных действий. Именно оценка в конечном итоге определяет характер поведения человека в области права.

Таким образом, на основании вышеизложенного мы убедились, что правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования и правового воздействия на общественные отношения: оно не только предшествует созданию правовых норм, но и «сопровождает» их на протяжении всей их деятельности и даже после отмены. Сила права и эффективность всего правового регулирования во многом зависят от специфики правосознания общества, уровня его зрелости.

Структура, виды и функции правосознания

Структура правового сознания

Структура правосознания - это его внутренняя структура, составные элементы. Можно выделить правовую идеологию, правовую мораль и правовую психологию.

Правовая идеология - это совокупность идей, теорий, концепций, выражающих отношение к праву. Примером теоретических концепций, составляющих его составную часть, являются: теория сущности и социальной ценности права, доктрина индивидуальных прав личности, теория разделения властей и т. д.

Правовая идеология понимается как совокупность правовых теорий, идей, взглядов на право, научных оценок, представлений о праве. Это систематизированное научное выражение правовых взглядов, идей, требований. В правовой идеологии отражение правовой жизни происходит на уровне ее теоретического, научного анализа и обобщения правовых явлений на основе глубоких правовых знаний. Содержание правовой идеологии определяется также целым комплексом конкретных исторических факторов: достигнутым уровнем социально-экономического и культурного развития общества, существующей правовой системой и системой государственной власти, социальной структурой общества, балансом общества. интересы различных социальных групп, национальные традиции и т. д.

В отличие от правовой идеологии, правовая психология развивается стихийно, в форме настроений, чувств, переживаний, в которых выражается отношение к действующему закону (например, отказ от беззакония, чувство справедливости, страх перед уголовным наказанием и т. д.). Существование правовой психологии связано с присущей психике человека способностью эмоционально реагировать на внешние явления. Правовая психология личности связана с внутренней мотивацией поведения.

Юридические чувства, эмоции во многом формируются под влиянием общения с другими людьми. Находясь в той или иной среде, человек иногда думает и чувствует себя иначе, чем если бы он был изолирован от других людей. Поэтому определение социально-ценностных ориентаций соответствующих групп (коллективов) имеет большое значение для выявления уровня правосознания конкретных лиц.

Есть более и менее стабильные компоненты в юридической психологии. Первые из них реализуются через соблюдение обычаев, традиций и всего, что стало привычкой людей. Например, моральные ценности, которые сложились в обществе, служат ориентиром для поведения. Настроение можно считать движущей частью юридической психологии. Они всегда активны, одобряют или, наоборот, что-то отрицают. Но настроениями можно целенаправленно руководствоваться, поскольку они поддаются идеологическому влиянию.

Важнейшим звеном в юридической психологии является самооценка личности, то есть способность критически оценивать свое поведение с точки зрения его соответствия требованиям действующего законодательства. Самоуважение может быть выражено в форме чувства удовлетворения своими действиями или, наоборот, негативного отношения к ним.

Следует особо подчеркнуть, что юридическая психология не может рассматриваться как нечто второстепенное по отношению к правовой идеологии. Это две взаимодействующие части правосознания, которые оказывают значительное влияние друг на друга. Характер и уровень идеологической подготовки человека зависит, например, от того, насколько она стремится контролировать свои эмоции и чувства. С другой стороны, развитие правовой идеологии тесно связано с правовой психологией. Правовая психология личности во многом предопределяет выдвинутые им идеи, а также отношение к существующей правовой идеологии.

В своем движении к практике правовое сознание действует одновременно как один из компонентов. Идеи и принципы, содержащиеся в правовой идеологии, являются одной из внешних форм (методов) общественного контроля над деятельностью людей. Внутренними стимулами и регуляторами поведения человека являются его чувства и убеждения. Высшими формами психологического регулирования являются мотивы правового поведения и воли.

Уместно показать разницу и взаимосвязь между юридической психологией и идеологией. Правовая психология отражает правовую реальность не как систему, а как совокупность не связанных между собой фактов, сторон окружающей правовой действительности. Наоборот, правовая идеология отражает правовую реальность как системное целое. Правовая психология отражает правовую реальность на эмпирическом уровне, то есть на уровне тех фактов, которые субъект воспринимает. Правовая идеология - на уровне присущих ей законов, выходит за рамки жизненного опыта субъекта. Юридическая психология более продвинута, быстрее реагирует на изменения в правовой реальности, потому что субъект испытывает эти изменения непосредственно на себе. Правовая идеология медленнее реагирует на изменения в правовой сфере, потому что для углубленного изучения требуется время.

Связь между правовой идеологией и психологией проявляется в следующем. Во-первых, если правовая идеология отделена от правовой психологии, то она теряет свою эмпирическую базу и становится схоластической, без жизненного опыта она будет неверной, оторванной от реальности. Во-вторых, если мы сделаем предыдущую операцию наоборот, то правосознание индивида никогда не выйдет за рамки его опыта и никогда не объяснит факты, с которыми он (юридическая психология) сталкивается. В-третьих, правовая психология является важнейшим показателем практической реализации правовых принципов, теорий, концепций, и если эти принципы реализуются без учета правовой психологии, то они обречены на гибель и провал. Только в единстве эти две сферы правосознания всесторонне отражают общественную жизнь и оказывают активное влияние на всю общественную жизнь общества.

Учитывая вышеизложенное, правосознание можно определить как совокупность настроений и чувств, идей, взглядов и теоретических концепций, касающихся сущности и содержания права, а также действий по реализации правовых норм.

Правовую мораль можно выделить как неотъемлемый элемент правосознания. Это представления людей о действующем законе, его реализации и развитии с точки зрения их моральных убеждений. Специфика правосознания заключается в том, что оно воспринимает правовые явления через моральные идеи, требования добра и справедливости. Именно с точки зрения этих моральных принципов и требований правовое сознание оценивает правовые нормы и правовую деятельность.

Именно через правовую мораль чаще всего психологические и идеологические элементы правосознания приобретают характер отношения к определенному образу поведения. Это обстоятельство подтверждается фактом существования в юриспруденции проблемы реализации законов, не соответствующих моральным критериям.

Типы правосознания

Чтобы понять, что такое правосознание, имеет смысл рассмотреть его разновидности. За основу деления правосознания на типы можно взять уровень осознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, что позволит дать его качественные характеристики.

Есть две основные причины деления правосознания на типы. Первая основа для классификации в зависимости от предмета, который обладает правосознанием. И на этом основании индивидуальное, групповое и правовое сознание общества выделяется. Второе основание, в зависимости от способа рефлексии, отличает обычное и теоретическое или научное правосознание. Еще несколько авторов выделяют профессиональное (юридическое) правосознание.

На мой взгляд, существуют два этапа существования общественного правосознания. Первый этап связан с формированием общественного сознания, второй связан с влиянием общественного правосознания на формирование правового сознания личности. Те. Первый этап связан с формированием правового сознания общества и формирует его индивидуальное сознание. Ведь по сути, общественное сознание - это нечто абстрактное, и это не просто один мозг, на мой взгляд, наиболее устоявшиеся идеи, представления, представления о праве и его институтах. Публичное правосознание формируется из наиболее общего отражения правовой реальности, присущей большинству общества. И когда в обществе существует общественное сознание, тогда новые люди, которые появляются в этом обществе, принимают эти общие черты отражения правовой реальности, навязанные им существующим государством и законом, но не полностью. И тогда проявляется влияние общественного правосознания на индивида, то есть проявляется вторая стадия. В связи с этим существуют разногласия среди ученых: одни видят, что общественное сознание преобладает над индивидуумом, другие, наоборот, индивид преобладает над обществом. Но не следует идеализировать общественное и индивидуальное правовое сознание, потому что общество не стоит на месте; оно развивается и изменяется (но не так заметно). Вместе с обществом общественное правовое сознание развивается и изменяется. А поскольку источником публично-правового сознания являются наиболее общие идеи, концепции, понятия права и его институтов, а последний формирует индивидуально-правовое сознание, то здесь мы видим несомненное влияние индивидуального правосознания на общественность. Вот как мне кажется взаимодействие и взаимовлияние общественного и индивидуального правосознания. И исходя из этого, можно уточнить понятия социального и индивидуального правосознания. Также необходимо указать в этой системе роль группового правосознания. Группы людей возникают на основе общих интересов и потребностей, исходя из этого, в правовое сознание членов этой группы будут входить те представления о праве и его институтах, которые наиболее похожи среди членов этой группы. Правовое сознание индивидов этой группы отражает правовую реальность через призму их потребностей и интересов, что определяет сходство индивидуального правосознания и ассоциации в правосознании этой группы.

Индивидуальное правосознание - это правовое сознание, принадлежащее конкретному человеку. Появляется в результате включения человека в систему общественных отношений и его осознания группового и публичного правосознания. Но социальное и групповое сознание воспринимается с учетом жизненного опыта личности. Влияние индивидуального правосознания на группу и общественность не исключено. Этот тип правосознания уникален и неповторим, но у него есть конечное время своего существования, заканчивающееся смертью индивида.

Групповое правосознание - это тот тип правосознания, который характерен для отдельного человеческого коллектива. Это происходит в отдельной группе людей с определенными конкретными потребностями и интересами. И осознание правовой реальности отражается через их потребности и интересы, это то, что отличает группу от индивидуального правосознания.

В правовом сознании общества закреплены типичные устойчивые взгляды на право и его институты, существующие в данном обществе. Только на этом уровне окружающая правовая реальность отражается в целом и всесторонне.

По способу отражения правовой реальности, как уже упоминалось, различают обычные, профессиональные и научные (теоретические). Особенностью этих методов является то, насколько они связаны или нет с использованием научной методологии.

Обычное чувство справедливости происходит без использования научной методологии. Этот тип правосознания присущ большинству членов общества, поскольку они не имеют специальной юридической подготовки. Это отражение правовой реальности происходит стихийно, стихийно, оно присуще людям, которые лишь иногда сталкиваются с правовой сферой. Обычное чувство справедливости является отражением правовых явлений, основанных на опыте личности. Наиболее важными здесь являются ментальные формы рефлексии, но их не следует отождествлять с юридической психологией. В повседневном сознании присутствуют элементы рационального и логического, то есть элементы правовой идеологии. Также необходимо отметить, что этот тип правосознания имеет рассеянный, хаотичный характер, наряду с правильными, ошибочные взгляды и представления о праве и его институтах могут сосуществовать.

Главной особенностью теоретического правосознания является то, что научная методология активно используется при отражении правовой реальности. Он формируется на основе исследований и выражается в концепциях, идеях, концепциях, отражающих правовые явления на совершенно другом, более глубоком уровне. Результатом этого размышления является приобретение научных знаний. Но не следует также приравнивать научное правовое сознание к правовой идеологии, поскольку существуют элементы чувственного, эмоционального сознания, такие как интуиция и другие. В рамках правовой идеологии научное знание не всегда достигается; богословские концепции могут служить примером.

Немаловажно отметить взаимодействие повседневного и теоретического правосознания. Во-первых, повседневное правосознание обеспечивает практическую, фактическую основу для дальнейшего теоретического понимания и исследования. Во-вторых, теоретическое правосознание дает истинное научное знание, усвоение которого индивидами поднимает уровень повседневного правосознания.

Профессиональная правовая осведомленность включает в себя программу правовых знаний и субъектно-делового отношения к закону, что проявляется в умении грамотно применять правовые нормы и применять юридические навыки качественным образом.

Функции правовой осведомленности

Функции правосознания понимаются не как воздействие, а как взаимодействие правосознания с окружающей юридической реальностью. В литературе можно найти большое количество функций правосознания. Но, по мнению некоторых ученых, есть три основные функции, а остальные функции являются производными от них. Эти основные функции связаны с функциями права. Это познавательные, оценочные и регуляторные функции правосознания.

Посредством когнитивной функции правосознания индивид или группа индивидов воспринимают существующую правовую реальность. Когнитивная функция связана с анализом общественной жизни, знанием социально-экономических процессов с точки зрения их правосознания. Выполняя эту функцию, человек накапливает определенный жизненный опыт в области права, который постигается с помощью оценочной функции. В то же время индивид формирует внутреннее психологическое отношение к отраженной правовой реальности и запасу опыта, который он приобрел ранее.

Это где человек имеет законные чувства, эмоции, настроение и навыки. Регулирующая функция начинает свою работу, как она проявляется? Во-первых, поведение человека в обществе связано с регуляторной функцией. Человек, руководствуясь всеми накопленными знаниями и жизненным опытом, совершает определенные действия и поступки. И в зависимости от того, имеет ли он представление о праве и его институтах, человек действует законно или нарушает установленные законом запреты. Но, конечно, вам не следует идеализировать этот процесс, потому что помимо правого сознания на поведение людей влияют также моральное, политическое, философское и другие типы сознания. Во-вторых, создание правовых норм связано с регулирующей функцией, то есть с позитивным правом. Уровень правовой техники зависит от уровня правосознания. В-третьих, с помощью этой функции правосознания индивид в случае пробелов в законодательстве может регулировать свое поведение в соответствии с принципами права, которые он знает благодаря правосознанию. В-четвертых, регулирующая функция позволяет координировать правовое регулирование с другими видами специального регулирования, такими как моральное, моральное и другие. Другими словами, правосознание позволяет определять границы действия правовых и социальных норм, а также координировать их действия в частично совпадающих сферах действия, например, в уголовном праве.

Особая важность регулирующей функции проявляется в уже упомянутой сфере создания и применения правовых норм. Правосознание - это не просто и не только «отдельная часть» механизма правового регулирования. Он пронизывает весь этот механизм, отражает его, влияет на него в целом. Правосознание выступает как идеологический и социально-психологический фактор в функционировании всей системы правового регулирования.

В научной литературе социалистического периода вы можете найти ряд функций, которые вытекают из трех функций, упомянутых выше. Это идеологическая функция, моделирующая функция, образовательная функция, законотворческая функция, прогностическая.

Значение идеологической функции определяется тем фактом, что объекты отражения правосознания - государство и закон - являются социальными явлениями, в которых выражаются глубокие общезначимые социальные процессы, такие как отношения между человеком и обществом, социальное разделение труда и др. И правильное отражение таких социальных явлений, и их закрепление в праве возможно, по мнению ученых, только с классовых позиций, т. е. при активном участии идеологической функции правосознания. Другими словами, идеологическая функция служит определенной призмой, просматривая которую человек должен видеть то, что навязывается государством, то есть правящим классом.

Правосознание также выполняет функцию моделирования. Результатом действия функции правового моделирования является формирование определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально необходимые для успешного развития общественных отношений. Функция правового моделирования заключается в том, чтобы предвидеть, какие правила необходимо применять и как действовать таким образом, чтобы права и обязанности, закрепленные в них, оказывали наиболее эффективное влияние на развитие общественных отношений в направлении, необходимом для достижения конкретного правового случая. Правосознание участвует в определении моделей правильного поведения не произвольно, а на основе всестороннего восприятия и оценки людьми всей совокупности отношений - экономических, политических, этических, религиозных и т. д. Результат изучения и оценки Совокупность различных социальных отношений является разработкой модели правильного поведения, и это должно быть как проявление социальной необходимости.

Правотворческая функция является частью регулирующей функции, связанной с созданием правопорядка. Эта функция проявляется на всех этапах законотворчества. Начиная от создания законопроекта и заканчивая подписанием закона высшим должностным лицом (если предусмотрено) государства.

Вывод:

Изучая правосознание, можно определить конкретные правовые требования определенных групп, всего общества, выявить пробелы в законодательстве, недостатки в правоохранительной деятельности, роль суда в жизни общества и т. д.

Правосознание формулирует положения конкретных правовых требований (законов, нормативных актов), которые могут улучшить законодательство. В правоохранительных органах развитая правовая осведомленность направляется гражданину для разрешения спора в суде, а не в редакцию газеты, что, впрочем, иногда полезно.

Вся история культурного человечества свидетельствует о том, что право и государство периодически входят в состояние глубокого кризиса. Причина этих кризисов заключается в том, что человечество, выстраивая верховенство права, теряет из виду единственную безусловную цель политического единства и превращает ее в инструмент для выполнения условных, небольших задач и личных желаний. Отсюда вырождение правовой и государственной жизни, - отсутствие идеологии власти и снижение ее авторитета, отсутствие солидарности между гражданами и классами, гражданская война внутри государств и постоянные вспышки открытых войн между народами. Согласно своей объективной цели, закон является инструментом порядка, мира и братства; когда оно осуществляется, оно слишком часто скрывает ложь и насилие, раздор, мятеж и войну.

В настоящее время в юридической и другой литературе, в периодических изданиях низкий уровень правосознания и правовой культуры в нашем обществе. Об этом свидетельствует рост преступности и других правонарушений. Достаточно долгосрочное функционирование командно-административной системы, которая была более приспособлена к выполнению инструкций различных рангов лидеров, а не к соблюдению законов, породило извращенное, искаженное представление о праве среди значительная часть населения.

Существует также проблема правового нигилизма. Его суть заключается в недооценке значения и роли закона и законности, а иногда и в игнорировании требований законов.

Политика подавления личности, запреты, основанные на идеологических основаниях, репрессии, понимание и толкование официальными органами права только как средства достижения политических целей привели к укоренению нигилистического восприятия права в общественном сознании, формированию его негативного имиджа. Происходящие в обществе поспешные социально-экономические преобразования сохраняют и даже укрепляют питательную среду правового нигилизма. Негативное влияние оказывает также тот факт, что технология власти по-прежнему основана на принуждении, где, как правило, роль субъективности велика.

Политика нашего государства в области правового регулирования, юридической практики должна строиться так, чтобы в обществе. В сознании людей было подтверждено отношение к закону как к ценности. Без которого невозможно добиться общественного порядка, основанного на справедливости, отстаивании индивидуальных прав и свобод. Необходимо сформировать отношение к закону как к средству гармонизации отношений в обществе, защите прав человека, смягчения возможных конфликтов, как к механизму, который устраняет произвол и насилие. Поэтому очень важно изменить восприятие людьми права только как средство принуждения.

Как подтверждают практика и результаты исследований, работа системы правоохранительных органов, уровень профессиональной правовой осведомленности значительной части лиц, работающих в правоохранительной сфере, пока не отвечают современным требованиям. В области правоохранительных органов также сохраняется правовой нигилизм, ориентация на личное усмотрение при разрешении судебных дел, ориентация не на требования закона, а на позиции лидеров.

Следовательно, повышение уровня правовой культуры лиц, работающих в этой системе, и вообще должностных лиц, является первостепенной задачей.

Нельзя не обратить внимание на другую крайность, которая заметна в обществе, а именно на переоценку силы роли права. Это проявляется в том, что определенная часть людей связывает решение определенных проблем только с принятием соответствующих законов. Им кажется, что достаточно принять закон и соответствующая проблема будет автоматически решена. Это глубокое заблуждение свидетельствует о неразвитости правосознания.

Таким образом, повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, преодоление правового нигилизма, а с другой - преодоление правового идеализма. И то, и другое вызывает необходимость проведения большой работы по повышению правовой грамотности всех слоев населения, а также надлежащего укомплектования штатов государственных учреждений, осуществляющих легальную деятельность.

Под правовым образованием понимается систематическая и целенаправленная деятельность государства, негосударственных объединений, направленная на формирование у граждан правовых знаний, навыков законного поведения, уважения к закону, а также на развитие и поддержание их позитивной деятельности в области права.

Юридическое образование может осуществляться в различных формах. Это, прежде всего, правовое воспитание, образование, правовая пропаганда, широкая пропаганда в законотворческой и правоприменительной практике.

Это осуществляется путем преподавания основ права в общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях,

проведение занятий по системе повышения квалификации, правовой пропаганды и обучения через прессу и телевидение, посредством организации лекций и бесед на правовые темы для населения. Все это в совокупности оказывает влияние на формирование правосознания и правовой культуры на индивидуальном, групповом и социальном уровнях.

Следовательно, поддержание и повышение уровня правовой культуры российского общества требует комплекса мер, прежде всего со стороны компетентных государственных органов (Министерство юстиции и т. д.), По организации и проведению юридического образования на официальном уровне.

Развитие правосознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклонению поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия в отношении личности. Внедрение научно обоснованных, сбалансированных правовых идей, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления правопорядка и правопорядка, без которых невозможно построить гражданское общество и правопорядок.

В заключение я хотел бы привести в качестве примера слова философов Б.С. Нерсесянц и Б.А. Кистяковский.

«Право как культурный феномен является частью общечеловеческой культуры. Правовая культура - это все правовое пространство, охватывающее все аспекты правовой формы общественной жизни людей.

Закон - это не культивируемый плод на диком дереве, а плод культивируемого дерева. Поэтому люди и народы, которые жаждут попробовать такой редкий фрукт, должны трудом и болью настойчиво и настойчиво, сознательно и терпеливо выращивать свой собственный сад правовой культуры в себе и дома, выращивать дерево свободы. Здесь вы не будете полны чужих плодов".

«Все культурное человечество живет в единстве государства. Культурный человек и государство - два понятия, которые дополняют друг друга. Поэтому культурный человек даже без государства немыслим".