Понятие рынка и его структура

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 05.07.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Государственный бюджет его дефицит и профицит
Денежно-кредитная система в рыночной экономике
Конкуренция — ключевая категория рыночных отношений
Монетаристские и кейнсианские инструменты экономической политики: сравнительный анализ


Введение:

В настоящее время Россия вступила в новый период своего развития, связанный с переходом к рыночной экономике. Анализируя эту тему, следует отметить, что вопрос о рыночном механизме и его функционировании уже давно представляет интерес для многих экономистов, рассматривающих принципы, законы и функционирование рыночной экономики.

В работе рассматривается ряд актуальных вопросов, таких как функции рынка, его виды и структура, положительные и отрицательные стороны рыночного механизма, государственное регулирование рынка. Эта тема актуальна сегодня, поскольку жизнь общества напрямую связана с рынком. Рассмотрение этой темы необходимо в связи с тем, что современная экономика развитых стран носит рыночный характер, которая оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем и, скорее всего, будет определять экономический облик экономики. будущее во всех странах мира.

Целью теста является рассмотрение понятия рынка, его сущности, структуры, причин, субъектов и объектов рынка.

Объектом исследования является рынок.

Для написания данной работы использовалась учебная и научная литература, а именно: Валевич Р.П. «Экономика торгового предприятия», Куликов Л.М. «Основы экономической теории», Казначевская Г.Б., «Экономическая теория» и др.

Следует отметить, что развитие рыночной системы невозможно без вмешательства государства. Таким образом, эффективность национальной экономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов.

 

Понятие рынка

 

В ходе развития товарного хозяйства формируется рынок, который прошел длительный путь, продолжительность которого насчитывает более 30 тысяч лет, от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением.

В современной экономической литературе можно встретить самые различные определения рынка, т.к. рынок всегда интересовал экономистов, таких выдающихся, как Ж.Б. Сей, У. Джевонс, А. Смит, К. Маркс, Дж. Кейнс, П. Самуэльсон и других.

Первое и самое обыденное определение утверждало, что рынок – это площадь, публичное место купли-продажи товаров, т.е. благ и услуг. Предпринимались попытки ввести в понятие рынка фактор ценообразования. Так, А. Маршалл определяет рынок как всякий район, во всех пунктах которого в один и тот же момент платят за одни и те же товары одинаковую цену.

Английский экономист XIX в. У Джевонс понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Современный американский экономист Ф. Котляр характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара, подчеркивая особую роль покупателей. Британская энциклопедия трактует рынок как совокупность инструментов, посредством которых осуществляется обмен товарами и услугами в результате контактов покупателей и продавцов друг с другом. Контакт может осуществляться прямо, либо через индивидуальных посредников или организации. Выдающийся экономист, лауреат Нобелевской премии A. Хайек определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов. Позднее в понятие рынка ввели отношения между покупателями и продавцами и отношение спроса и предложения. В связи с этим появились определения:

  • рынок – это взаимодействие продавцов и покупателей. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. При этом не обязательно быть собственником покупаемого или продаваемого товара;
  • рынок – это система отношений между спросом и предложением;
  • рынок – это совокупность отношений товарного обмена;
  • рынок – это сфера обмена, которая связывает в единый механизм производителей и потребителей товаров.

Итак, обобщая, имеющуюся информация, характеристику рынка можно свести к следующему определению:

Рынок – это система экономических связей между хозяйствующими субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг.

Рынок - это не та область, где отдельные покупатели и продавцы встречаются случайно, а социальный механизм, который обеспечивает постоянную связь между производителями и потребителями экономических товаров, между которыми происходит обмен товарами и услугами, по согласованной цене на. В этом случае происходит добровольное отчуждение их имущества и присвоение чужого. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности. В ходе обмена происходит своего рода учет и публичная оценка продаваемых товаров. Рынок выступает в качестве особой формы взаимосвязи между производителями, изолированными в рамках общественного разделения труда, каждый из которых действует независимо, на свой страх и риск. Социальные потребности определяются с помощью системы цен. Они передают информацию, которая мотивирует наиболее экономичные методы производства и наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов. Таким образом, рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучших хозяйствующих субъектов, использующих передовые технологии и высококачественные ресурсы.

Современный рынок - это рынок новинок, потому что новизна стала важнейшим свойством товаров и услуг, которые делают их конкурентоспособными. Продукты и услуги, не имеющие аналогов, а также улучшенные версии или модификации существующих, считаются новыми.

Рынок заинтересован в любых нововведениях:

  • в конкуренции, обеспечивающей более высокую производительность, надежность, долговечность;
  • в дизайне, который делает продукты удобными и эстетичными;
  • в системе управления (менеджмент), повышающей рентабельность производства.

Современный рынок характеризуется стиранием национальных границ, формированием мировых рынков товаров, услуг, технологий, информации, труда, капитала и валют.

 

Условия и причины возникновения рынка

 

В современной экономической литературе указаны следующие факторы, которые в совокупности и взаимодействии предопределили возникновение, а затем и развитие рынка:

  • потребности людей, которые по своей природе безграничны. Это обстоятельство побудило и продолжает побуждать производство товаров и услуг к бесконечному росту и развитию;
  • ограничены все ресурсы производства труда, земля и другие материальные средства производства. Простой пример: на одном и том же участке земли нельзя одновременно заниматься двумя видами труда - производить машины и выращивать зерно. Это обстоятельство побуждает искать пути повышения эффективности производства;
  • социальное разделение труда, что означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников экономики не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими выгодами. Общественное разделение труда повышает эффективность производства и создает материальную базу для товарного обмена. История человечества знает ряд этапов в развитии этого процесса: отделение сельского хозяйства от животноводства, появление ремесленничества как особой отрасли экономики, отделение купцов, появление все новых и новых отраслей. производства. Затем отрасли начали распадаться, углубилась специализация отдельных отраслей. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда. Разделение труда неизбежно требует обмена, поскольку уже в древности скотоводы нуждались в сельскохозяйственной продукции, а фермеры отнюдь не были вегетарианцами. Развитие обмена привело к появлению денег, что расширило стимулы для производства определенных товаров специально для продажи. Только тогда товарное производство может появиться в истинном смысле этого слова, то есть производство таких продуктов, в которых их производитель нуждается не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, что позволяет ему получать взамен десятки других предметов, необходимых для ему. Другими словами, продукция появилась на рынке для удовлетворения потребностей других людей.
  • экономическая изоляция товаропроизводителей в рамках собственности - сначала коммунальная, затем частная. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет потерять, т. е. хочет получить взамен за свой товар эквивалентное количество другого. И такое желание возникает на основе экономических ограничений, изоляции интересов. Эта изоляция исторически возникает на основе частной собственности. Позже он стал полагаться на коллективную собственность, но обязательно ограничился каким-то локальным кругом интересов.
  • независимость товаропроизводителя, его свобода как предпринимателя. Рабство, феодализм, крепостное право сдерживали развитие рынка, прежде всего потому, что они нарушили это самое условие.

Об этом ясно свидетельствует опыт России в конце XIX - начале XX веков, когда новые отрасли промышленности, не отягощенные оковами крепостничества, развивались более динамично, чем старые отрасли, возникшие в недрах феодализма.

Часто говорят, что рынок является одним из величайших достижений цивилизации. Это правильно, но следует помнить, что возникновение и формирование рынка - это не результат достижения разума, а следствие очень долгого исторического развития.

 

Субъекты и объекты рынка

 

В состав рынка входят предприниматели, работники, продающие свой труд, конечные потребители, владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы:

  • Домашние хозяйства;
  • Фирмы;
  • Государство.

Домашнее хозяйство – это экономическая единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала и др. деньги расходуются для удовлетворения личных потребностей.

Фирмы – это экономическая единица, функционирующая с целью получения дохода (прибыли). Она предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Фирма является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.

Государство – представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики, для осуществления контроля над хозяйственной деятельностью.

Каждый из субъектов рыночных отношений может действовать одновременно, как покупатель и как продавец. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя непрерывный «поток» купли-продажи.

Объектами рынка являются товары и деньги.

В качестве товаров выступают не только произведенная продукция, но и факторы производства (труд, земля и капитал); услуги и даже духовные ценности.В качестве денег – все финансовые средства.

 

Основные черты рынка

 

Перечисленные ниже основные черты рынка образуют его характеристику:

  • Рынок предполагает свободный доступ в него и свободный выход из него, поэтому число участников рынка ничем не ограничивается;
  • Рынок предполагает полную свободу в перемещении материальных, финансовых и людских ресурсов;
  • Рынок предполагает наличие товарной массы. Нельзя говорить о рынке, не имея товара. И напротив, чем больше товарная масса количественно и качественно по ассортименту, тем более развит и рынок;
  • Рынок предполагает наличие развитой и устойчивой денежной системы.
  • Рынок предполагает самостоятельность хозяйствующих субъектов и, соответственно, свободу договоров и сделок. На рынке действует принцип, концепция «laissez faire», которая предполагает, что отдельные люди и предприятия действуют свободно, без какого-либо вмешательства «третьей силы» – силы принуждения. Разумеется, эта самостоятельность агентов рынка относительна, ибо их действия предопределены правилами рыночной игры;
  • При всей его стихийности рынок подчиняется действию законов, и прежде всего действию законов конкуренции, стоимости, спроса и предложения;
  • На основе действий двух основных агентов рынка – продавцов (товаропроизводителей) и покупателей (потребителей) лежит личный экономический интерес. В этом и проявляется стимулирующий эффект рынка;
  • Рынок предполагает полную материальную ответственность своих участников за результаты своей деятельности;
  • Рынок предполагает вольные цены или, как их называют чаще, - свободные рыночные цены равновесия;
  • Рынок предполагает всеобщность и универсальность товарных отношений, их проникновение во все сферы жизни;
  • Рынок предполагает наличие развитой инфраструктуры, которая повышает его эффективность;
  • Рынок предполагает открытость экономики перед мировым хозяйством, положение, при котором региональный рынок выступает, как часть национального рынка, а национальный - как часть мирового;
  • Рынок формирует такой тип человека, который в свои моральные нормы включает также рыночную этику и рыночную мораль;
  • Рынок предполагает наличие внешних факторов, благоприятствующих его развитию, в частности, благосклонное отношение общества к самому рынку.

 

Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.
 

Функции рынка

 

Мировой и национальный опыт показывает, что рынок оказывает громадное влияние на все стороны жизни общества, выполняя ряд экономических функций.

Информационная функция. Ее суть в том, что через систему целого ряда показателей (цены, проценты, количество, качество и ассортимент товаров и услуг и т.п.) рынок, как гигантский компьютер, собирает, перерабатывает и выдает обобщенную информацию в рамках той экономической территории, которую он охватывает, информирует все общество о состоянии экономики.

Посредническая функция. Рынок соединяет в единую систему экономически обособленных товаропроизводителей и потребителей. В результате продавцы и покупатели находят друг друга, у каждого их них появляется возможность выбрать подходящего покупателя и нужного продавца.

Регулирующая функция. Рынок дает ответы на вопросы: Что производить? Как производить? Для кого производить? На основе межотраслевой и межрегиональной конкуренции идет бесконечный перелив капиталов и ресурсов, что в конечном счете формирует такую структуру экономики, которая отвечает требованиям рынка, требованиям потребителей.

Ценообразующая функция. Известно, что у каждого товаропроизводителя складываются свои индивидуальные затраты и, следовательно, индивидуальные стоимости и цены. Между тем, рынок признает лишь общественно необходимые затраты и соответственно общественные, рыночные цены, которые одновременно отражают потребности покупателя и уровень предложения товарной массы.

Стимулирующая функция. Ориентировка рыночных цен на общественный уровень затрат, на учет спроса потребителей побуждает каждого товаропроизводителя экономить свои индивидуальные затраты и представлять рынку те товары, которые нужны покупателю. В свою очередь рынок побуждает покупателя заботиться об экономичности потребления, об экономии затрат на приобретение товаров, побуждает соизмерять уровень спроса с уровнем доходов.

Созидательно-разрушительная функция. Рынок обеспечивает динамичное изменение всех хозяйственных пропорций между отраслями и регионами. Он как бы взрывает старую структуру хозяйства и на каждом новом этапе развития формирует новую структуру. Разумеется, этот процесс тяжелый, мучительный, болезненный, но он – реальность. Об этом наглядно свидетельствует структурная перестройка хозяйства в современной России.

Санирующая, оздоровительная функция. В этом смысле рынок напоминает санитара, который убирает из хозяйства все устаревшее, больное, очищает общественное производство от устаревших отраслей, экономически нежизнеспособных хозяйствующих субъектов и дает дорогу отраслям экономичным, хозяйствам высокоэффективным. Совершенно очевидно, что и этот процесс болезненный, мучительный, ибо он ускоряет гибель слабых хозяйств.

Дифференцирующая функция. Рынок расслаивает, дифференцирует товаропроизводителей, т.е. обогащает одних и разоряет других. Общеизвестно, что средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет, что в среднем из каждых трех начинающих предпринимателей, двое разоряются в сравнительно короткий период (1,5-2 года).

 

Виды рынков и их структура

 

До сих пор рынок рассматривался, как единая система, на самом деле рыночный механизм в целом характеризуется весьма сложной структурой.

По своей структуре рынок представляет собой, такой способ связи или отношений между производителями и потребителями, при котором обмен товаров происходит с помощью денег и следовательно, регулятором экономическим отношений выступает цена. Однако цена на различных рынках приобретает самые разнообразные модифицированные формы. Если на любых товарных рынках действует цена, то на рынке труда она приобретает форму заработной платы, на рынке капиталов и денежном рынке – форму процента, на рынке земли – форму ренты.

Описание структуры рынка зависит от выбранных критериев классификации. В рынок включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру.

 

Понятие рынка и его структура

 

Существует несколько критериев, по которым можно выявить основные составляющие элементы единой рыночной системы. Эти критерии следующие:

  • По объектам купли-продажи: потребительский рынок, или рынок товаров и услуг, приобретаемых населением; рынок средств производства; рынок земли; рынок машин и оборудования; рынок недвижимости; рынок труда; рынок технологии; рынок услуг; денежный рынок; валютный рынок; страховой рынок; рынок информации; рынок интеллектуальной собственности (патентов, лицензий); рынок произведений искусства, духовных благ; рынок отдельных товарных групп (книжный рынок, детские товары и т.п.).
  • По пространственному размещению: локальный; местный; национальный; мировой.
  • По формам собственности:частный, кооперативный, государственный.
  • По характеру продаж: оптовый, розничный, импортный, экспортный.
  • По уровню насыщения товарной массой и степени удовлетворения спроса: равновесный, дефицитный, избыточный.
  • По видам конкурентной борьбы: рынок совершенной конкуренции, рынок не совершенной конкуренции.
  • В зависимости от характера сделок: свободный рынок, регулируемый рынок.
  • С точки зрения рыночного законодательства: легальные рынки, не легальные (теневые, черные, серые).

Инфраструктура рынка - это система специализированных организаций, призванных содействовать функционированию отдельных рынков. Элементами рыночной инфраструктуры являютсятоварные биржи, валютные биржи, фондовые биржи, биржа труда, банковская система, страховая система, ярмарки, аукционы.

В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу составляют республиканские и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных программ.

Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила «рыночной игры».

 

Позитивные и негативные стороны рыночного механизма

 

Позитивные стороны  рынка

Рынок как определенный механизм распределения и использования ограниченных ресурсов, основанный не на принуждении и приказах, а на добровольном обмене имеет целый ряд очевидных преимуществ, достоинств и оказывает на экономическую жизнь общества положительное влияние. Можно отметить следующие проявления этого влияния:

  • Рыночная экономика в принципе не знает таких явлений, как дефицит, товарный голод, очереди и т.д.;
  • Эффективное распределение и использования ресурсов для производства необходимых обществу товаров и услуг;
  • Возможность успешного функционирования рынка при наличии весьма ограниченной информации: уровень цен и уровень затрат на различные ресурсы;
  • Высокая степень его гибкости и адаптации к изменяющимся условиям производства;
  • Оптимальное использование достижений науки и техники;
  • Стимулирует рост производства, ускоряет темпы его развития;
  • В рыночной экономике не существует производства ради производства, в центре рынка стоит потребитель, на него постоянно ориентировано производство;
  • Свобода выбора и действий предпринимателей и потребителей;
  • Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышение качества продукции;
  • Относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия.

В определенной мере создает саморегулирующуюся систему хозяйствования, в которой каждый занимает свою нишу, которая эффективно функционирует без прямого вмешательства государства.

Негативные стороны рынка

Не стоит идеализировать рынок, поскольку ему присущи и недостатки. Можно указать на следующие проявления отрицательного влияния рыночного механизма на экономическую и социальную жизнь общества:

Рынок порождает факторы, которые нарушают свободу предпринимателя.

  • Такими факторами являются различные формы монополизма, которые деформируют правила игры на свободном, классическом рынке;
  • Отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного назначения;
  • Рынок не способен решить целый ряд социальных проблем: содержание пенсионеров, больных, инвалидов, сирот и т.п.;
  • Отсутствие механизма защиты окружающей среды;
  • Неспособность сохранения не воспроизводимых ресурсов;
  • Отсутствие соблюдения социально-экономических прав человека, в частности права на доход и права на труд для тех, кто может и хочет работать;
  • Рынок безразличен к производству так называемых общественных благ и услуг (национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание детей и т.п.);
  • Рынок не только обогащает, но и неизбежно разоряет часть предприятий и часть населения;
  • Неспособность содействовать развитию фундаментальных и прикладных исследований в науке;
  • Неспособность структурных изменений производства, организации денежного обращения, решения региональных и межгосударственных проблем;
  • Нестабильность развития и подверженность спадам производства и инфляционным процессам;

Рынку чужды нравственные идеалы добра, справедливости, патриотизма и т.д.

 

Заключение

 

Подводя итоги необходимо отметить, что возникновение и становление рынка – это следствие очень длительного исторического развития.

Рыночный механизм – это сложный и постоянно развивающийся механизм, представляющий саморегулирующую и само развивающуюся систему, а рынок – это система экономических отношений возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения. Хотя рынок и не является идеальным по своей сути, но при правильном его использовании государством и умелой коррекцией соответствующими институциональными структурами он превращается в мощный инструмент развития общества.

Любой рынок независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах:

  1. Цена;
  2. Спрос и предложение;
  3. Конкуренция.

В состав рынка входят домашние хозяйства, фирмы и государство. Все субъекты рыночного механизма могут поочередно или одновременно выступать как в роли покупателя, так и в роли продавца.

Рыночный механизм призван найти ответы на три главных вопроса: Что производить? Как производить? Для кого производить?

Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций. Выполняя эти функций, рынок оказывает громадное влияние на все стороны общества, включая каждого отдельно взятого человека.

Для нормального функционирования рынка формируется его инфраструктура – система институтов, призванных содействовать рыночным отношениям.

Практика хозяйствования во всех странах мира убедительно подтвердила преимущества рыночной системы хозяйствования, однако не стоит идеализировать рынок, поскольку ему присущи и недостатки или пороки рыночного механизма, для устранения которых необходимо активное вмешательство государства.

Мировой опыт показал, что нет, и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.

Таким образом, эффективность национальной экономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов.