Понятие, признаки, структура нормы права

Предмет: Правоведению
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 24.11.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по гражданскому праву на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по правоведению

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Сущность и содержание права
Понятие и виды принципов права
Понятие и виды правовых норм
Понятие и структура системы права

 

Введение:

Актуальность На мой взгляд, вопрос «Нормы права» является одним из фундаментальных и интересных в области теоретических знаний о государстве и праве, поэтому я решил рассмотреть его на экзамене. Необходимость рассмотрения этой темы заключается в том, что роль верховенства права очень велика. Верховенство права является основой компонента, включенного в систему правовых средств, без которого дальнейшее развитие права невозможно. 

Методология: Изучая свою работу, я использовал ряд методов, таких как: Метод анализа. Моя тема «Нормы права» разделена на элементы: диспозиция, санкции и гипотеза. Метод синтеза. Элементы «верховенства права» (диспозиция, санкция и гипотеза) объединяются в единую структуру верховенства права. Метод формально-правовых норм права изучается в чистом виде, то есть без учета сопутствующих явлений. 

Концепция и признаки закона

В переводе с латыни «норма» означает правило, точное предписание, образец. Другими словами, прямым содержанием нормы является содержащаяся в ней информация о правильном поведении в определенных условиях. 

Верховенство права это своего рода социальные нормы, то есть правила поведения людей в обществе. Человек в процессе деятельности познает окружающую его действительность и на этой основе вырабатывает правила поведения, обобщая накопленные знания и опыт. Созданное правило представляет собой единство объективных и субъективных факторов, где известная модель развития общества объективна, а субъективная реакция индивида или социальной группы на эту модель субъективна. 

«Правопорядок как общее правило поведения регулирует повторяющуюся форму общественных отношений, поскольку он не ограничивается одной реализацией, а охватывает все возможные отдельные случаи. В силу этого верховенство права является общим и обязательным правилом поведения », это определение дает доктор юридических наук С.А. Комаров. 

Существует несколько определений верховенства права, например, А.Б. Венгеров дает следующее определение. Верховенство права является общеобязательным правилом, установленным или признанным государством, обеспечивающим возможность государственного принуждения, регулирующего общественные отношения.

Согласно емкому и точному определению П.П. Вострикова: нормы права это правила поведения, которые устанавливаются или утверждаются государством в лице компетентных государственных органов. Их реализация обеспечивается государством, то есть возможностью применения государственного принуждения. 

Голунский С.А. считает, что верховенство права это «не всякий правовой порядок, а только такое правило, которое является общим правилом, предназначенным для его многократного применения».

Бабаев В.К. дал понятие правовых норм несколько иным способом. По его мнению, правовая норма это обязательный указ, выраженный в форме предписания государственной власти и регулирующий общественные отношения.  

После того, как норма сформулирована и выражена наружу в той или иной форме, она как бы абстрагируется и начинает существовать самостоятельно. Следствием такого отделения от реальной основы может быть старение нормы, вызванное изменением либо самой реальности, либо интересов и целей субъекта. Однако норма, как правило, не сразу реагирует на все изменения этих условий. 

Поскольку верховенство права является средством передачи информации о наиболее подходящем поведении, оно является одним из способов регулирования поведения человека. Во-первых, потому что норма содержит «программу», которая служит моделью для будущих действий, и, во-вторых, из-за того, что она основана на знании объективных законов развития общества, следование ее указаниям приводит к наиболее Оптимальный способ достижения целей личности или общества в целом. 

Правовая норма это элемент позитивного права. «Право состоит из нормативных установок (которые являются элементом естественного права). Правовая норма также является нормативной установкой, но определенным образом формализованной, то есть выраженной в законе. » 

Не все нормативно-правовые базы являются правовыми нормами. В то же время многие правовые нормы вообще не связаны или имеют мало общего с естественным правом. Каркунов Н.М. Рассматривая право в общем социально-правовом смысле, предложил разделить его на естественное и положительное (положительное). Долгое время советская юридическая литература считала, что позитивное право рассматривается как «заблуждение», приводящее к нарушению правопорядка. 

С этой точки зрения закон это только позитивный закон, то есть только то, что выражено в законодательстве.

Естественный закон это право, которое принадлежит человеку от рождения. Позитивное право это та часть социальных норм, которая выражается в официальных документах, исходящих от государства и гарантируемых государством. И позитивное право не отрицает естественное право с точки зрения современной науки. Между ними существует определенная связь. 

Обладая всеми качествами социальных норм, правовые нормы имеют специфические особенности, определяемые их неразрывной связью с государством и приобретением исключительно регулятивных возможностей.

Верховенство закона имеет следующие особенности:

  1. Верховенство закона является мерой свободы выражения мнений и поведения человека. Понимание и овладение этим моментом конкретным человеком зависит как от внутренних факторов (состояние его ума, тип характера, уровень культуры), так и от внешних обстоятельств (степень упорядоченности общественных отношений, обеспечение власти властью, властью). Наибольшая эффективность реализации правовой нормы достигается тогда, когда цели личности и общества совпадают, сочетание универсальных и социально-групповых, классовых интересов в условиях стабильности общественных отношений. 
  2. Это форма определения и обеспечения прав и обязанностей. Последние появляются в виде руководящих указаний, указывающих на диапазон свободы действий субъектов права, потому что реальное регулирование отношений между людьми их организациями осуществляется именно через расширение прав и возможностей одних и возложение обязанностей на других. Наиболее ярко обязательный характер выражен в нормативных нормах, он менее заметен в специализированных (декларативных, окончательных) нормах. Различные субъекты правоотношений обычно имеют набор прав и одновременно несут большое количество обязанностей. Не может быть прав без обязанностей и обязанностей без прав. Это один из принципов построения и функционирования любой правовой системы. 
  3. Правопорядок это правило поведения общеобязательного характера, т. е. оно: указывает, как, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать для того или иного субъекта; предписывает правильный курс действий с точки зрения общества и, следовательно, обязательный для конкретного человека; носит общий характер, действует как равная, равная шкала для всех и каждого, кто находится в сфере его действия. 
  4. Это формально определенное правило поведения. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа нормативного правового акта. 
  5. Верховенство закона это правило поведения, гарантированное государством. Возможность государственного правового принуждения в случаях нарушения прав граждан, верховенства закона является одной из важных гарантий эффективности закона. 
  6. Он обладает качеством согласованности, что проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и правовых институтов.

Основными факторами, позволяющими улучшить правопорядок, по словам Комарова, являются:

  • Во-первых, точное отражение в правовых требованиях законов, регулирующих развитие верховенства права.
  • Во-вторых, соответствие правовых норм требованиям морали и правосознания, в-третьих, соблюдение последовательности в принятии новых норм.

Из этого ясно, насколько велика роль верховенства закона в расширении и углублении демократии, в управлении обществом, в укреплении правовых основ государственной и общественной жизни, в дальнейшем совершенствовании всей системы общественных отношений и обучении их участников. Понятно также, что большое значение придается верховенству права в юридической практике. Понятие правовой нормы необходимо для того, чтобы понять организацию первичной ячейки по содержанию права, понять ее структуру, назначение. 

Структура правового регулирования, характеристика его элементов

Верховенство права не только формирует правило поведения участников общественных отношений, но и указывает на обстоятельства, при наличии которых это правило подлежит реализации, а также последствия их несоблюдения. В соответствии с этим любое правовое государство имеет определенную структуру, организацию или структуру. 

Структура верховенства права относится к внутренней структуре нормы и тому, как ее элементы взаимосвязаны.

Структурными элементами правовой нормы являются гипотеза, диспозиция и санкция. Эти элементы образуют логическое содержание нормы, которое можно выразить формулой: «Если при определенных обстоятельствах субъект совершает определенное действие, тогда наступят намеченные последствия». Только единство всех трех элементов формирует верховенство закона. Отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие самой правовой нормы. 

Однако следует иметь в виду, что норма, права и текст закона часто не совпадают. Иногда расположение и гипотеза в тексте закона сливаются, их невозможно различить; одна и та же статья может содержать несколько норм одновременно; и, наконец, элементы правового государства могут быть представлены в разных статьях нормативного акта, т. е. одна правовая норма может содержаться в нескольких статьях закона. 

Элементы структуры правовой нормы могут быть разных типов. Их классификация была детально разработана в прошлом веке и не сильно изменилась по сей день. 

Гипотеза это структурный элемент верховенства права, указывающий условия его реализации. Гипотеза это шкала, по которой можно определить, подпадает ли конкретная жизненная ситуация под действие данной правовой нормы. Гипотеза содержит инструкции о месте, времени, предметах и ​​других обстоятельствах, при наличии которых начинает применяться верховенство права. 

Гипотезы о характере содержания или зависимости от того, насколько точно указаны условия реализации нормы, могут быть общими и конкретными. 

Общие (абстрактные) гипотезы определяют условия применения нормы по общим, общим признакам; они охватывают все возможные случаи действия нормы, не называя ни одного из них.

Конкретные (казуистические) гипотезы устанавливают особые, особые условия реализации нормы. Недостаток таких гипотез заключается в том, что они приводят к чрезмерному увеличению числа правовых норм, но в то же время они не могут охватывать все социальные отношения, требующие правового регулирования: всегда будет хотя бы один отдельный случай, не предусмотренный конкретная гипотеза. Поэтому в настоящее время этот тип гипотез практически исчез из правил. 

По степени определенности, то есть в зависимости от того, насколько точно указаны условия реализации нормы, гипотезы делятся на абсолютные, относительно определенные и неопределенные. 

Абсолютно определенные гипотезы четко и равномерно указывают на факты, наличие которых требует применения предписания, предписанного нормами.

Относительно определенные гипотезы содержат указание на ограничительные условия нормы. Например, ряд нормативных актов вступают в силу только в случаях эпидемии, военного положения или чрезвычайного положения и т. д. 

Неопределенные гипотезы не указывают на какие-либо факторы, с которыми связано действие нормы, но предоставляют властям право «применять правовую норму, если это необходимо». Что такое «необходимые случаи», гипотеза не раскрывается. 

По объему гипотезы делятся на одно условие для действия нормы. 

Простые содержат указание на одно условие нормы.

Сложные гипотезы перечисляют несколько обстоятельств, каждое из которых индивидуально или коллективно служит основой для реализации рецепта.

В зависимости от основания применения правовой нормы гипотезы классифицируются как односторонние и двусторонние. 

Односторонние гипотезы как основание для применения нормы предусматривают только законные или незаконные обстоятельства. Например, все нормы определенной части Уголовного кодекса имеют односторонние гипотезы. 

Двусторонние гипотезы включают как законные, так и незаконные обстоятельства, которые вызывают верховенство закона. Предполагается, что юридические результаты будут разными в зависимости от характера поведения. Например, если стороны вновь не явились на слушание без уважительной причины, суд оставляет иск без рассмотрения и прекращает дело. Если стороны не явились по уважительной причине, судебное разбирательство только откладывается. 

Диспозиция является структурным элементом верховенства права, который определяет модель поведения субъекта права, которая имеет юридически значимый характер. Если гипотеза является предварительным условием для применения предписания власти, то диспозиция является ядром правовой нормы, поскольку она содержит само правило поведения, которое влечет за собой правовые последствия. Распоряжение является основной нормативной частью нормы. 

Распоряжение верховенства закона также очень разнообразно и классифицируется по различным признакам.

По степени определенности закрепленных в них правил поведения диспозиций он делится на абстрактный и случайный.

Случайные распоряжения перечисляют конкретные предписанные или запрещенные действия, указывают на права и обязанности субъектов по внедрению правовой нормы, не оставляя усмотрения с их стороны. Прототип случайного решения является прецедентом решения суда по отдельному делу. Нормы со случайным нравом не имеют технической точки зрения, не гарантируют, что закон является бесплатным, и вызывают его громоздкость. 

Абстрактные диспозиции предусматривают определенный тип поведения без указания деталей.

В соответствии с методом представления диспозиции делятся на простые, описательные, справочные и пустые. 

Простые диспозиции содержат только само правило поведения, не раскрывая его признаков, поскольку они достаточно очевидны. Этот тип диспозиции включает в себя четкие и краткие предписания, которые не допускают сомнений в их содержании и значении. Например, распоряжение статьей 103 Уголовного кодекса РСФСР 1960 года только называло тип противоправного поведения убийством, не давая его определения. 

Вместо этого описательные диспозиции подробно описывают правило поведения, перечисляют его наиболее важные отличительные черты. Например, закон характеризует кражу как незаконный, тайный, безвозмездный захват чужого имущества. 

Справочные диспозиции, вместо описания признаков законного или противоправного поведения, содержат ссылку на другую норму того же нормативного акта, которая описывает соответствующее поведение. Например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в части 1 нормы уголовного права. 

В соответствии с их юридической направленностью: репрезентативно обязательные, обязательные, уполномочивающие, рекомендательные, ограничительные и исправительные решения 

Репрезентативно обязательные решения содержат двусторонние правила поведения, например, продавца и покупателя.

Обязательные распоряжения указывают на поведение обязанного лица, например, должника по кредитному договору.

Разрешения на распоряжение содержат указание типа и меры возможного поведения, например, владельца собственности.

Рекомендуемое расположение указывает на желательность или уместность конкретного поведения.

Ограничительные диспозиции ограничивают поведение строго определенными рамками. Например, трудовое законодательство ограничивает продолжительность работы несовершеннолетнего. 

Понятие, признаки, структура нормы права

Закрепляющие нравы закрепляют общие принципы и цели деятельности государственных органов.

Санкция

Санкция это структурный элемент правового государства, который предусматривает правовые последствия, которые должны иметь место для субъекта, который осуществляет диспозицию. Они могут быть как негативными (наказание), так и позитивными (меры стимулирования, предусмотренные трудовым законодательством). Санкции правовых норм классифицируются по следующим признакам. 

По степени определенности проводится различие между абсолютно определенными, относительно определенными, альтернативными, кумулятивными и комбинированными санкциями. 

Абсолютно определенные санкции содержат строго установленную меру влияния, например, точную сумму штрафа, который должен заплатить правонарушитель . Этот вид санкций является наименее распространенным, поскольку он ограничивает инициативу правоохранительных органов и не позволяет при их применении учитывать все обстоятельства правонарушения и личность правонарушителя. 

Относительно определенные санкции содержат границы верхнего и нижнего пределов наказания, в рамках которых правоохранительный орган определяет его точный размер. Это большинство санкций статей особенной части УК РФ, предусматривающих лишение свободы, например, от трех до десяти лет. 

Альтернативные санкции содержат несколько видов наказаний, что дает правоохранительным органам право выбора. Например, тюремное заключение или исправительные работы могут быть назначены за ряд преступлений. 

Накопительные санкции включают несколько видов наказаний и предусматривают возможность их добавления. Например, тюремное заключение может сочетаться с конфискацией имущества. 

Комбинированные санкции представляют собой сочетание относительно конкретных, альтернативных и кумулятивных санкций.

По характеру последствий различают негативные, позитивные, правовые и уничижительные санкции. 

Негативные санкции, их также называют карательными или карательными, предусматривают меры наказания. Они представляют собой наиболее острую реакцию государства на противоправные действия. 

Положительные санкции включают меры стимулирования или стимулирования.

Исправительные санкции направлены на восстановление прежнего состояния. Такие санкции включают наложение обязательства по возмещению причиненного вреда, отмену незаконных действий, исполнение невыполненного обязательства и т. д. 

Санкционные санкции представляют собой пассивную реакцию государства на нарушение установленной нормы. Это выражается в непризнании юридической природы возникающих отношений. Например, незаконная транзакция признана недействительной; фактические брачные отношения, не зарегистрированные в установленном порядке, считаются юридически равнодушными и т. д. отказ от санкций также называется недействительными санкциями, то есть не существует правовых последствий, к которым стремился человек, совершая определенные действия в нарушение требований распоряжения. 

По направлению негативных последствий санкции можно разделить на личные и имущественные. 

Личные санкции, когда воздействие напрямую влияет на личность преступника (лишение свободы, смертная казнь и т. д.).

Имущественные санкции это санкции, связанные с определенными материальными потерями (конфискация имущества, штраф и т. д.).

Классификация норм права

Классификация права преследует несколько целей. В качестве таких целей «предпочтительнее выбирать характеристики, характерные для нормы в целом, а не для отдельных ее элементов», поскольку «одно и то же свойство разных элементов может быть выражено далеко не одинаково». В том числе выявление их различных нормативных свойств, определение места различных норм в механизме правового регулирования, установление системных свойств норм, их взаимосвязи. Нормы права классифицируются по определенным критериям. 

По отраслям все правовые нормы классифицируются институтами и отраслями права. То есть, согласно способу и предмету правового регулирования, например, законодатель, когда он издает акт, он формирует отрасли законодательства, соответствующие отраслям права: государственное право, гражданское право, уголовное право, семейное право. Наряду с верховенством права, которые основаны на предмете и методе правового регулирования, его следует различать в административном праве, гражданском праве, уголовном праве, праве трудового, экологического, международного, конституционного, экономического и других отраслей права.

В соответствии с юридической силой нормы права подразделяются на нормы права и нормы подзаконных актов, и на этой основе возможна дальнейшая более подробная классификация. В зависимости от субъекта, выпустившего нормы, необходимо различать: законодательные, подзаконные и делегированные (публикуемые общественной организацией от имени государственного органа) правовые нормы. По продолжительности действия верховенства права делятся на: постоянные и временные. Первые действительны до тех пор, пока они не будут отменены, и являются временными только в течение определенного периода времени, после которого они перестают действовать. По кругу лиц, к которым применяются нормы права, они подразделяются на: общие и специальные. К первым относятся нормы права, которые применяются ко всем лицам, проживающим в данном населенном пункте, штате, а вторые применяются только к определенной категории лиц (военнослужащие, студенты, сотрудники правоохранительных органов и т. д.). 

По степени общности содержания нормы права делятся на общие и конкретные нормы, которые называются нормами-принципами. Они не содержат четко выраженных норм права, нормы-принципы выражают социальное содержание всех норм этой группы. В ряде частых случаев такие нормы регулируют те социальные отношения, которые не регулируются конкретными нормами. Например, принципы гражданского права не являются прямой основой для применения аналогии права. 

В отличие от норм, общие нормы это общие правила, конкретизированные в других нормах. Так, положение (часть 1, статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации), в котором содержатся понятие обязательства и основания его возникновения, представляет собой общую диспозицию ко многим другим нормам, регулирующим различные виды обстоятельств. Кроме того, он служит их общей частью, а часть 2 той же статьи, которая устанавливает, что обязательства возникают из договора вследствие причинения вреда и по другим основаниям, указанным в настоящем Кодексе, является общим правилом, то есть гипотезой, для многих последующих. Общей нормой является статья 45 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая определяет виды наказания, применяемые к лицам, совершившим преступления. Среди общих норм ведущее значение принадлежит конституционным нормам. 

По характеру предписанных правил поведения нормы права могут быть обязательными, разрешающими и запрещающими.

Типы этих норм характерны для различных отраслей права. Первые две группы состоят из конкретных нормативных норм в положительном смысле. Обязательные нормы занимают важное место в административном, экологическом, уголовно-исполнительном кодексе, а также в других отраслях права. Все отрасли права ограничены несколькими группами. Например, в уголовном праве в системе запрещающих норм важным компонентом являются обязательные нормы, и нормы по необходимой защите наделены полномочиями. 

Запрещающие нормы формируются как полудиспозиция, то есть они прямо не устанавливают правила поведения, что характерно для обязательных и разрешающих норм. Они диктуют правила поведения, которые указывают на запрещенные действия. Поэтому в запретах нет прямого выражения склонности. Статья Уголовного кодекса, содержащая уголовные преступления, объединила гипотезу и диспозицию. Специфика уголовного права сводится к тому, что в нем запрет не сформулирован устно, а предполагается в силу его логического общего знания. 

Например, уголовное наказание за кражу имущества означает, что запрещенное действие не имеет указаний о правилах поведения. Как должен вести себя субъект, какие отношения он должен выбрать, решает сам субъект. 

Социальная природа верховенства права предполагает установление обязательств и запретов со стороны государства. То есть все эти методы регулирования составляют единую систему, а изменение одной нормы влечет за собой внесение изменений в другие нормы. 

В социальном смысле доминирующим элементом правовой нормы является то, что она предписывает, запрещает или разрешает что-то. Если норма, предписывающая определенное поведение в то же время, запрещает или разрешает что-то, то главное в этом состоит в том, что оно предписывает. Этот предписывающий элемент правового государства всегда можно определить. Можно выделить два значения «разрешения»: в рамках обязательных норм и тех, которые содержатся в разрешающей норме. 

Обязательные нормы преобладают в административном праве, в гражданском, трудовом, семейном, земельном и ряде других регулирующих отраслей, санкционирующих и запрещающих в уголовном порядке. Большинство норм уголовного законодательства являются обязательными, но есть и запреты; большинство (права осужденных) составлены из правил, регулирующих. 

По степени активизации общественно полезной деятельности субъектов права правовые нормы можно разделить на: обыденные и поощрительные. Нормы стимулирования чаще всего направлены на стимулирование законной деятельности, но юридические лица не обязаны выполнять. Это благоприятный юридический ответ на законный акт (например, женщина с пятью или более детьми имеет право на пенсию, когда ей исполнится 50 лет). 

Правила стимулирования являются формой приемлемой или обязательной нормы. Нормы стимулирования имеют четко определенную структуру, и гипотеза в этом случае является поощрением, то есть предоставлением всевозможных материальных и духовных благ. 

Такие нормы широко распространены в законодательстве, например, дают стимулы для обычного исполнения обязанностей. Это означает, что нормы стимулирования являются правовыми нормами, но действуют как призыв государства к определенному поведению. В то же время компетентный орган имеет право поощрять и обязан поощрять. 

По способу установления правил поведения правовые нормы делятся на: категориальные (императивные) и диспозитивные. Категориальные нормы формулируют определенные правила поведения, исключая выбор, то есть содержат императивный порядок, от которого не допускаются отступления. Примером является норма трудового права, указывающая на недопустимость замены отпуска денежной компенсацией. Диспозитивные нормы предоставляют субъектам выбор установленных правил поведения. При отсутствии такого соглашения вступает в силу второе требование, которое в нем содержится. Например, часть 1 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что право собственности на вещь для потребителя по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. 

По методике установления правил поведения нормы права подразделяются на определенные.

Определенные нормы права являются содержанием правил поведения в той статье, в которой они изложены. Одеяло это ссылка в наиболее общем виде на правовой акт. Ссылки это ссылки на правило поведения, которые содержатся в отдельных статьях настоящего нормативного правового акта. Например, часть 3 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации: умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, причиненного группой лиц. Этот правовой акт содержит правила поведения (определенные нормы), ссылку на правило поведения (справочные нормы). 

По непосредственному предмету воздействия верховенство права делится на социально-технические и социальные. Социально-технические регламентируют использование человеком технических средств, сил природы (правила эксплуатации технических средств, режимы, нормы, нормы расхода сырья, нормы в области охраны природы и т. д.). Социально регулируют общественные отношения, предметом которых являются люди, их группы, общественные организации и т. д. 

По степени определенности нормы права на бланки и справки. Общие правила это такие правила поведения, действие которых основано на содержании определенных правил. Примером является статья, предусматривающая уголовную ответственность за нарушение должностным лицом правил безопасности, промышленной санитарии или других правил охраны труда, если это нарушение может повлечь несчастные случаи с людьми или другие серьезные последствия. Очевидно, что эффект этой статьи основан на конкретном содержании этих стандартов. Справочные нормы права прямо указывают на другие нормы права как условие их действия. В частности, статья 204 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за непредоставление помощи при столкновении судов или нераскрытие названия судов, и в то же время ссылается на статью 129 Конвенции. Уголовный кодекс Российской Федерации «Отказ капитана судна при оказании помощи при бедствии». 

В зависимости от цели нормы права подразделяются на: нормативные и защитные. Нормативные правовые нормы это предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений. Примером нормативных стандартов является раздел Конституции Российской Федерации, в котором закреплены права и обязанности граждан. Защитные нормы права регулируют общественные отношения, связанные с юридической ответственностью и применением мер государственного принуждения. 

Их также называют нормами процессуального права. Примером являются уголовно-процессуальные или гражданско-процессуальные кодексы. 

Такое разделение верховенства закона на нормативную и защитную в советской литературе называется «неудачным». Поскольку любая правовая норма является средством регулирования общественных отношений, среди них нет ни одной, которая не имела бы регулирующего свойства. В то же время правовая норма защищает ту систему правил поведения и постановлений о них, которая содержится в диспозиции, гипотезе. Разделение так называемых защитных норм как одного из основных разделов права по сути означает не более чем отделение санкции правовых норм от остальных их структурных элементов, так что, объединяя их в отдельную группу, получается неясный раздел Между санкциями и другими элементами структурированы правовые нормы. В какой-то степени это было одним из негативных последствий «отмены» такой концепции сторонниками общей концепции правовой нормы, неприемлемость которой уже отмечалась чуть ранее. «Одно и то же правило может быть регулирующим в одном отношении и защищающим в другом ... каждое правило закона имеет как регулирующий, так и защитный характер». 

Заключение

Благодаря правовым нормам право изучается с разных сторон. Таким образом, правовая норма это элементарная единица права, особая модель (правило) поведения, имеющая определенные характеристики, а именно общеобязательная, обеспеченная принудительным использованием государства, направленная на регулирование общественных отношений, не персонифицированная, не установленная или не уполномоченная государственное и охраняемое правило поведения. Верховенство права имеет соответствующую структуру, которая содержит элементы, которые тесно связаны между собой. Традиционно считается, что в структуру правовой нормы входят три элемента: гипотеза, диспозиция и санкция. 

Анализ структуры верховенства права предлагает в то же время выделение его относительно независимых частей, выяснение их места и роли в целостной системе, а также единство этих частей, выявление путей отношений и зависимости. в таком единстве.

Принято классифицировать верховенство права на определенных основаниях, включая отрасль, юридическую силу, степень общности, характер предписанных правил поведения, степень активизации общественно полезных действий, метод установления правил поведения, степень определенности, для прямое воздействие объекта и т. д.

Из этого ясно, насколько велика роль верховенства закона в расширении и углублении демократии, в управлении обществом, в укреплении правовых основ государственной и общественной жизни, в дальнейшем совершенствовании всей системы общественных отношений и обучении их участников. Большое значение, придаваемое верховенству права в юридической практике, также очевидно. Понятие правовой нормы необходимо для того, чтобы понять организацию первичной ячейки по содержанию права, понять ее структуру, назначение и роль.