Понятие, признаки и источники права

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Формы государства: форма правоведения, форма государственного устройства, политический режим
Социальные регуляторы первобытнообщинного общества, возникновение права
Структура и классификация норм права
Понятие и структура правоотношения


Введение:

В теории права существует много противоречивых и неоднозначных понятий, в том числе и понятие «источник права». Несмотря на древний век этого понятия (более двух тысяч лет), ни в науке, ни в юридической практике нет единства взглядов на то, что подразумевается под источником права. В связи с этим актуальность данной темы очевидна.

Целью данной работы является рассмотрение и раскрытие сущности такого правового понятия как источника права.

Понятие и признаки источников права

Понятие источника права

Формирование понятийного аппарата отечественной науки по общей теории права функционально зависит от значения, придаваемого тому или иному слову в русском языке. Слово «источник» имеет много значений в русском языке.

Одним из значений слова «источник» в русском языке является «вообще любое начало или основание», «откуда что-то происходит». В качестве такой основы права ряд ученых признают материальные условия общества, систему экономических и экономических связей (материальный аспект понятия источника права).

Второе значение слова «источник» связано с «силой, из которой что-то исходит». В связи с этим ряд авторов признал творческую силу Бога как силу, создающую закон (Фома Аквинский, Иосиф Волоцкий и др.), Другие мыслители увидели в этой силе волю народа (Руссо, Радищева), волю государства (Н.Г. Александров, А.Ф.Шебанов и многие другие). Ряд авторов признают правосознание, правовые доктрины и господствующую правовую идеологию как силу, создающую закон. Отсюда возникло использование понятия «источник права в идеологическом смысле».

Существует также третье значение слова «источник» в русском языке. Это «письменный памятник, документ, на основе которого строятся научные исследования». В этом смысле большинство ученых говорят о правовых памятниках, которые когда-то имели значение действующих правовых актов. На изучении этих памятников мы строим свои знания о правовых системах прошлого («Законы Хаммурапи», «Русская правда» и др.). В этом значении понятия речь идет об источниках знаний о праве.

Исходя из этого, третьего значения слова «источник» возможно формирование особого правового значения искомого понятия «источник права». Если источником является конкретный документ, то источником права является конкретный правовой документ-акт. Причем не все правовые документы следует отнести к источникам права, а только те, которые связаны с основной характеристикой права как нормативного регулятора общественных отношений. Следовательно, только те правовые документы, которые имеют нормативное значение, в которых общеобязательные правила поведения (правовые нормы) могут быть отнесены к источникам права.

Формы такого рода фиксации, как показывает практика. могут быть разными: сформулированы в общем виде, абстрактно на основе властного решения или на примере решения конкретного дела судом, которому при решении нижеследующих аналогичных дел придается нижестоящее значение суды либо сформулированы в результате договорной практики законодательных органов, либо могут быть просто санкционированы государством и т. д. В связи с этим следует говорить о формировании ряда правовых документов, которые следует рассматривать как источники права (нормативный акт, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т. д.)

Таким образом, посредством определения документальных характеристик источника следует раскрывать главным образом особый правовой (формальный) аспект понятия «источник права».

Таким образом, источником права в особом правовом (формальном) смысле является внешняя форма выражения и закрепления правовых норм в различных документах, которые получили официальное признание со стороны государства.

Признаки источников права

Источник права характеризуется следующими признаками:

  1. состоит из правовых норм. Все источники права содержат набор определенных правил поведения в определенной области общественных отношений, регулируемых законом.
  2. Правовые нормы в источниках права имеют соответствующие формы выражения и закрепления. Правовая норма может быть выражена в форме предписания, адресованного конкретному лицу, имеющего общеобязательный смысл, или другим способом. Правовые нормы либо сводятся в четко структурированную форму. те. в документах, разбитых на разделы, главы, статьи, абзацы и т. д., либо в форме неформализованного отчета о разрешении конкретного спора, либо в другой форме.
  3. влияние государства на формирование целого ряда источников права. Государство и его органы могут самостоятельно разрабатывать определенные источники права и приводить их в действие (например, нормативные правовые акты), они могут их санкционировать (например, правовой обычай и т. д.).
  4. Обязательное исполнение. Беспрекословное выполнение правовых предписаний всеми субъектами права обусловлено их защитой государством и возможностью применения мер государственного принуждения против нарушителей правовых норм, содержащихся в нем.
  5. Формально определенный характер выражения и консолидации. Эта особенность указывает, во-первых, на четкость и определенность формулировок субъективных прав и правовых обязательств, санкций за их нарушение, а во-вторых, на документальный характер закрепления правил поведения субъектов в источниках.
  6. доступность источников. Здесь мы имеем в виду, во-первых, свободный доступ всех субъектов права для получения информации о содержании источника на основании определенного порядка его публикации, официального опубликования и, во-вторых, доступного, понятного языка для представления источников права.

Это значение источника права схоже с пониманием этого термина в европейских странах, поскольку как на Западе, так и в России предполагает связь между правовой нормой и государством. В меньшей степени, использование этого термина типично для традиционных правовых систем (мусульманское право, семьи обычного права), из-за сильного влияния религиозного фактора на государственные и правовые институты.

В целом, мировая юридическая практика имеет много видов источников права. Среди них: правовой обычай, нормативный правовой акт, судебный прецедент, нормативный договор, религиозные тексты, правовая доктрина. На выбор и консолидацию конкретного источника в национальной правовой системе влияют многие факторы.

Виды источников права

Нормативный акт

Нормативный правовой акт является одним из наиболее распространенных и ведущих источников права в различных правовых системах мира, в том числе в Российской Федерации.

Нормативный правовой акт - официальный документ компетентного правотворческого органа, направленный на установление, изменение, отмену и утверждение правовых норм.

Признаками нормативного правового акта являются следующие. Во-первых, нормативный правовой акт формируется в результате законотворческой деятельности компетентных государственных органов, органов местного самоуправления, в особых случаях - в результате прямой народной воли (референдума). Полномочия правоохранительных органов издавать нормативные акты закреплены в Конституции и законе.

Каждый законодательный орган имеет право издавать нормативные правовые акты только определенного вида (закон, указ, указ, приказ и т. д.) По тем вопросам, регулирование которых входит в компетенцию законодательного органа. Все виды нормативных правовых актов образуют систему нормативных правовых актов, основанную на иерархической подчиненности. Каждый тип нормативных актов занимает строго определенный уровень в иерархии нормативных правовых актов. Этот уровень определяется на основе нормативно закрепленного положения нормативного правового акта в системе нормативных правовых актов определенного государства, как правило, исходя из отношений с Конституцией, с законом.

В случае нарушения законодательным органом установленных правовых зависимостей, акт должен быть признан неконституционным, незаконным, недействительным, отмененным, приостановленным и т. д.

Таким образом, положение нормативного правового акта и объем полномочий, возложенных на органы, их выдающие, определяют юридическую силу нормативных правовых актов, изданных органом. В свою очередь, место действия в правовой системе, установление иерархических связей и подчинение другим актам зависит от юридической силы нормативного правового акта.

Вторым признаком нормативного правового акта является то, что он устанавливает нормы права, которые являются общеобязательными, формально определенными декретами, выраженными в виде абстрактно сформулированных государственных императивных распоряжений, адресованных неперсонализированному кругу лиц и предназначенных для многократного использования.

Третья характеристика этого источника заключается в том, что он имеет официальную документальную форму и особую структуру. Нормативный правовой акт должен содержать определенные характеристики. В частности, указание наименования органа, лица (лиц), принявшего его, типа (формы) акта, имени (предмета), места и даты принятия, соответствующей структуры акта (разделы, главы, статьи, абзацы, пункты и т. д.), подпись уполномоченного лица. Четвертой особенностью нормативного правового акта как источника права является особый порядок его подготовки, принятия, публикации и вступления в силу. Соблюдение специально установленной законодательной процедуры является обязательным условием законности и эффективности подготовленных нормативных решений.

Подводя итог общим характеристикам рассматриваемого источника, следует согласиться с тем, что нормативно-правовой акт является одним из наиболее совершенных источников права. Это позволяет государству оперативно реагировать на изменения в характере общественных отношений путем принятия правовых норм, предоставлять нормативным правовым актам эффективный государственно-правовой механизм для его реализации.

Подчиненный нормативный акт.

Подчиненный нормативный правовой акт - это некий нормативный правовой акт, изданный уполномоченным органом на основании и в соответствии с законом в соответствии с законом для его дальнейшей конкретизации и развития.

Основными особенностями этой концепции являются:

  1. основаны на положениях законов и не должны противоречить им;
  2. Эта группа актов характеризуется упрощенной процедурой принятия, публикации и исполнения по сравнению с законом;
  3. они быстрее и быстрее реагируют на изменения в жизненной ситуации, с большей эффективностью адаптируются к изменяющейся реальности;
  4. нормы подзаконных актов, по большей части, являются нормами особого значения по отношению к нормам законов, которые являются нормами общего значения. Из этой особенности следует, что орган, издающий подчиненный нормативный правовой акт, не может принять норму конкретного значения при отсутствии нормы общего значения;
  5. Подчиненные нормативные правовые акты характеризуются высокой степенью неоднородности, условно объединенной в одну большую группу.

Основной классификацией подзаконных актов является их принадлежность к органам, которые их выпускают. Подчиненные нормативные правовые акты издаются в основном главой государства, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями.

Правовой прецедент

Судебный прецедент понимается как некогда сформулированное судебное решение, которое используется в качестве обязательной модели для решения всех последующих аналогичных дел нижестоящими судами.

Судебный прецедент является одним из источников права в таких странах, как Англия, США, Канада, Австралия и т. д. В этих странах публикуются отчеты, содержащие информацию о прецедентах. Они могут быть опубликованы частными лицами, общественными организациями, коммерческими фирмами. Отчеты не имеют строго формализованной структуры. Авторы отчетов обычно создают отчеты по своему усмотрению.

Общей чертой прецедентов является сложность формулирования правовых норм. В ряде случаев очень трудно сформулировать само правило поведения, выделить модель поведения субъектов права в определенных общественных отношениях.

Признание прецедента в качестве источника права позволяет судебным и административным органам выполнять законотворческие функции, поскольку они фактически имеют право создавать новые нормы права.

Нормативный договор

Нормативный договор - это соглашение между двумя или более субъектами права, которое регулирует отношения между ними путем установления взаимных прав и обязанностей.

Нормативный договор как особый источник права отличается более гибким подходом при определении круга субъектов, имеющих право на его разработку и заключение.

Другой отличительной чертой этого источника права является то, что он направлен на создание, изменение и прекращение таких прав и обязанностей, которые либо дополняют и разрабатывают существующие правовые нормы, либо вводят новые правила, которые не могут противоречить действующим законам (за исключением международных договоры) и не должны выходить за рамки той сферы, которая определена законодателем. Положения соглашений применяются только к диапазону адресатов, указанных в соглашении. Юридическая сила нормативного договора устанавливается законом, который устанавливает виды договоров, их юридическую силу, круг субъектов, имеющих право на их заключение, исполнение и взаимную ответственность за их выполнение.

Например, Конституция Российской Федерации определяет виды внутренних договоров:

  1. Федеральный договор от 31 марта 1992 г .;
  2. Соглашения о разграничении субъектов юрисдикции и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации;
  3. Соглашения между органами государственной власти автономного округа, входящего в состав края или области, и органами государственной власти края или области;
  4. Соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Существует другой тип нормативного соглашения, это международное соглашение. Этот источник права призван одобрить признание естественных и неотъемлемых прав человека и гражданина, государственных правовых гарантий его защиты.

Правовой обычай

Исторически это самый первый и самый древний источник права, но, несмотря ни на что, правовой обычай как источник права сохранился во многих современных государствах, в частности, в странах мусульманской правовой семьи. Итак, если в Коране или Ижме нет нормы, регулирующей определенное социальное отношение, то применяется правовой обычай.

Следует отметить, что правовой обычай, в отличие от других источников права, характеризуется тем, что его автором или создателем является народ или социальная группа, неформальное объединение людей.

Таким образом, под правовым обычаем понимается общеобязательное правило поведения, санкционированное государственным органом, которое разработано на основе многократного применения в публичной практике и обеспечивается мерами государственного принуждения и защиты.

Следует отметить, что на основе правового обычая могут быть сформулированы нормы права.

Религиозный текст

В качестве источника права религиозные тексты представляют собой совокупность религиозных норм (канонов), которые государство наделяет обязательной силой. Эта консолидация происходит в результате тесного взаимодействия между государством и церковью, которая возникла в результате тесного взаимодействия между государством и церковью, которая возникла в результате определенного развития конкретного общества. В наше время религиозные тексты сохранили значение источников права в странах мусульманской правовой системы, а также в индуистской правовой системе, в некоторых европейских странах, например, в Федеративной Республике Германии (каноническое право).

Правовая доктрина

Правовая доктрина - это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенных признанными авторитетами в области юриспруденции. Правовая доктрина - это теоретические положения, научные теории правового характера, в которых сформулированы важнейшие принципы, правовые категории, концепции и взгляды ученых-правоведов. В некоторых странах правовая доктрина является источником права. Так, в английских судах при решении конкретных дел принято ссылаться на работы известных юристов в поддержку принятого судебного решения. Подобная практика существует в некоторых мусульманских государствах. (Таким образом, основным источником исламского права является исламская религиозно-правовая доктрина).

В России в юридической практике широко используются научные комментарии к различным кодексам, но они используются в качестве справочного, консультационного материала, и на них нельзя ссылаться при разрешении правовых споров и при обосновании принятых решений.

Указы Президента Российской Федерации как источники права

Институт президентства действует в России. Президент России играет особую роль в механизме государственной власти. Президент России является главой государства, гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Согласно Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом прав и свобод человека и гражданина, его деятельность направлена ​​на обеспечение решения важных государственных проблем, с одной стороны, и скоординированное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, с другой.

Полномочия Президента Российской Федерации, определяющие содержание изданных им актов, закреплены в федеральной Конституции (статьи 80, 83, 89). По характеру своих функций Президент Российской Федерации не входит непосредственно в «триаду» разделения властей. В то же время в своей деятельности он вступает в контакт с законодательной, исполнительной и судебной властью. Все это предопределяет содержание и виды актов Президента Российской Федерации и их связь с другими правовыми актами. Тем не менее большая часть его функций напрямую связана с реализацией положений норм федеральных конституционных законов и федеральных законов, а значит и с полномочиями исполнительной власти. Например, Президент Российской Федерации наделен конституционными полномочиями назначать федеральных министров и снимать их с должности, т.е. он участвует в процедуре формирования исполнительной ветви власти.

Кроме того, он осуществляет свои полномочия посредством принятия указов. Президент Российской Федерации утверждает положения о подчиненных ему федеральных органах исполнительной власти. Президент Российской Федерации вправе отменить, если сочтет это необходимым, нормативные акты Правительства Российской Федерации, федеральных министерств и отдельных федеральных служб. Более того, такая отмена также осуществляется его указами.

Вышесказанное позволяет отнести Президента Российской Федерации к особой отдельной ветви государственной власти, стоящей над исполнительной ветвью власти.

Особое значение нормативных правовых актов Президента Российской Федерации в правовом регулировании определяется, прежде всего, тем, что глава государства участвует как в формировании, так и в реализации государственной политики. Это положение закреплено в части 3 ст. 80 Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что «Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства». акт судебной конституции президента

В то же время цели и задачи государственной власти не могут быть реализованы только с помощью федеральных программ, проводимой политической деятельности и освещения ее результатов в средствах массовой информации. Сегодня важную роль в реализации не только приоритетных национальных проектов, но и других государственных функций и задач играют такие нормотворческие результаты, как указы Президента Российской Федерации.

Из этого следует, что Президент Российской Федерации реализует два основных типа правовой политики - нормотворчество, когда происходит уточнение и детализация актов, принятых федеральными законодателями, и правоприменение. По своему статусу Президент Российской Федерации, в отличие от глав государств президентских республик, являющихся единственными органами исполнительной власти, «де-юре» не относится к исполнительным органам государственной власти.

Правовые акты Президента Российской Федерации подразделяются на два вида: а) нормативные акты (принимаются только в виде указов); б) отдельные (ненормативные) акты (принимаются в виде указов или распоряжений). Отмеченная специализация форм правовых актов не всегда наблюдается на практике: происходит принятие в виде приказов нормативных актов или сочетания нормативных и индивидуальных актов.

Правовые акты Президента Российской Федерации должны быть стандартными как по содержанию, так и по официальному оформлению. Главное, чтобы они не противоречили Конституции и законам России.

Указы Президента Российской Федерации играют важную роль в системе источников права. Этимологически «указ» (заимствованный из польского языка) означает «письменный приказ, повеление суверена». С момента своего появления этот источник российского права оказал значительное влияние на развитие правовой системы. Важнейшие отношения в российском обществе в разные периоды его истории регулировались указами.

Указ в системе правовых актов России на протяжении всей своей истории занимал неоднозначное место. По словам Ю.Г. Арзамасов, указ является конкретной задачей, поставленной правителем и выполняемой в рамках закона, с учетом накопленного опыта взаимодействия с ним.

По своим юридическим свойствам указы и распоряжения Президента подразделяются на нормативные, содержащие общие нормы и отдельные акты.

В то же время такие акты Президента Российской Федерации нельзя отнести к формам пенсионного права, поскольку они не являются нормативными, а носят индивидуальный характер, то есть устанавливают права конкретных лиц.

Высокий уровень компетенции Президента России среди всех органов государственной власти Российской Федерации определяет особое отношение к его указам. Следовательно, существует иная, чем для всех других подзаконных актов, нормативная связь его указов с федеральными законами.

В учебнике по праву социального обеспечения в России под редакцией А.М. Лушников отмечает, что на практике первый президент России не использовал предоставленное ему право законодательной инициативы в области социального обеспечения и издал нормативные указы, которые устанавливали соответствующие права граждан в этой области или изменяли права, закрепленные в законах.

На примере действия таких «указов-законов» в области права социального обеспечения можно сказать, что они были приняты для создания правовой основы для формирования новых отношений - отношений в интересах безусловного меньшинства ( Указом установлены доплаты к пенсиям только государственным служащим - сумма этих сумм была несколько выше «обычных» пенсий).

Проблема, связанная с подменой одних деяний другими, ее недопустимость, в юридической науке и практике, по сути, стояла всегда. И, как правило, любая подмена актов осуждалась, поскольку она разрушала правопорядок, установленный в обществе и государстве, противоречила требованиям законности и конституционности и вносила диссонанс в систему источников права.

Согласно ч. 1 ст. 90 Конституции Российской Федерации Президент издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации, которые «не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам». Наличие этой правовой формулы и ряд других причин социально-экономического и социального характера вызывают у некоторых ученых сомнения в законности нормативных указов Президента Российской Федерации.

По своей правовой природе указы Президента Российской Федерации являются подзаконными актами. Этот вывод следует из ст. 80 (часть 2) и 90 (часть 3) Конституции. Первая из этих статей провозглашает, что Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства «в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами». Этот вопрос решается еще более четко в части 3 ст. 90, где написано, что «указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам».

Подчиненный характер президентских указов также закреплен в действующем законодательстве. Так, Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает, что в случае коллизии между указами Президента, содержащими нормы гражданского права, «настоящий Кодекс или иной закон должны применяться в соответствии с настоящим Кодексом или соответствующим законом» (статья 3, пункт 5 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Единственное условие для реализации принципа верховенства права, закрепленного в ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации, заключается в том, что сами федеральные законы не должны противоречить Конституции Российской Федерации (часть 1 статьи 15) и федеральным конституционным законам (часть 3 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Они должны быть приняты и опубликованы в порядке, установленном Конституцией. Следовательно, указ, который не должен противоречить федеральному закону, зависит от закона, безоговорочно ему подчинен; его юридическая сила по отношению к юридической силе закона уступает последней.

Определенная часть нормативных указов Президента Российской Федерации, которые временно дополняют законодательное регулирование до принятия соответствующего федерального закона, должна быть отнесена к актам законодательного характера, если такие полномочия принимать акты, которые частично заменяют законодательное регулирование (временно «заменяя» федеральные законы) прямо закреплено в Конституции или в специальном федеральном законе.

Принятие нормативных указов при отсутствии федерального закона по вопросам, прямо закрепленным за Президентом в Конституции Российской Федерации, возможно до принятия соответствующего федерального закона. Законность указов, принятых по этим вопросам до принятия федерального закона, не может быть оспорена.

Президент Российской Федерации имеет право издавать нормативные указы по любому вопросу, который непосредственно не передан ему в соответствии с Конституцией Российской Федерации, но входит в юрисдикцию Российской Федерации и является предметом совместной юрисдикции Российской Федерации. Федерация и ее субъекты, после выдачи соответствующего федерального закона. Такая корреляция между федеральным законом и нормативным указом Президента Российской Федерации по вопросам, прямо не закрепленным в юрисдикции главы государства, не противоречит российской версии принципа разделения властей, но о напротив, служит развитию этого фундаментального конституционного принципа.

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, продолжает оставаться очень широкой. Но с развитием правовой государственности, началом конституционализма она сузится, и нормотворчество Президента Российской Федерации сменится активной законодательной деятельностью Федерального Собрания.

Конституция Российской Федерации 1993 года не использует прилагательное «подчиненный» в сочетании со словами «нормативные правовые акты», но анализ его статей показывает, что понятие «подчиненный» по-прежнему применимо для обозначения всех других, кроме собственно законы, уровни иерархической структуры законодательства.

Конечно, указы и распоряжения правительства имеют меньшую юридическую силу, чем указы президента. Однако это только свидетельствует о том, что в уставе есть иерархия, в которой указы президента выше, чем действия правительства.

В то же время, будучи современным источником и одновременно формой права, т. е. формой консолидации норм права, нормативные акты способствуют реализации компетенции Президента Российской Федерации. Как видим, Указы Президента незаменимы в случае быстрого, то есть быстрого реагирования на связи с общественностью, поскольку они принимаются намного быстрее, чем федеральные законы.

В научной литературе нет единого мнения о природе и юридической силе указов и распоряжений Президента. Некоторые юристы придерживаются мнения, что «указы президента не должны быть нормативными», хотя «на практике некоторые распоряжения президента все еще являются нормативными», что среди актов президента «только указы должны быть нормативными», которые имеют «большую юридическую силу». сила, чем его приказы "и который" может вносить изменения и дополнения в его приказы, но не наоборот. "

Следует также отметить, что в последние годы практика «уточненного» нормотворчества значительно сократилась. Сейчас нет резкой конфронтации между властями, есть тенденция к поиску оптимального взаимодействия. Эту тенденцию следует придать законодательной основе.

С формально-правовой точки зрения акты Президента Российской Федерации имеют такие важные особенности, как:

  • Высокое место в правовой системе - после Конституции и законов;
  • Прямые действия, общеобязательные, имеют одинаковую юридическую силу на всей территории России; широта регулируемых общественных отношений благодаря масштабам его функций и полномочий; индивидуальный порядок публикации в сочетании с использованием консультативных и консультативных процедур для их подготовки и предварительного рассмотрения;
  • Разнообразие контента благодаря сочетанию общих нормативных, специфических нормативных и эксплуатационных мер.

Непосредственно в системе источников права социального обеспечения указы президента занимают значительное место. Они конкретизируют, дополняют, определяют порядок назначения и выплаты различных видов социального обеспечения, а в некоторых случаях, до принятия соответствующего закона, оперативно решают проблему в области материального обеспечения.

Например, президентские указы о выплате различных видов пособий участникам государственной программы по содействию добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, и их семей в Россию, предоставлению жилья, транспортных средств для определенных категорий лиц, компенсации и т. д.

Вывод:

Подводя итог вышесказанному, можно определить суть понятия источника права в юриспруденции следующим образом.

Источниками права являются официальные и документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящих от государства или признанных им, придающих им юридическое, общеобязательное значение.

Источники права, следовательно, представляют собой единственное место «проживания» правовых норм, резервуар, в котором находятся правовые нормы и откуда мы их черпаем, что оправдывает использование здесь термина «источник».

Источники права по своей сути являются официальными, они признаются государством, что предопределяет поддержку содержащихся в них норм со стороны государства, их государственную безопасность.

Источники права оформляются:

  • законотворчество, когда нормативные документы принимаются компетентными государственными органами, то есть они непосредственно исходят от государства;
  • Разрешение, когда государственные органы, такие как суды, в той или иной форме утверждают социальные нормы (обычаи, корпоративные нормы), придают им юридическую силу.

Общепризнанные, установленные источники права включают правовые обычаи, судебные прецеденты, нормативные договоры и нормативные правовые акты, а также религиозные тексты и правовые доктрины.

Указ Президента является определенной формой нормативного акта, в котором содержатся нормы закона, принятые главой государства. Указы должны разрабатывать нормы Конституции Российской Федерации, нормы федеральных конституционных законов и федеральных конституционных законов и не противоречить им. Как и другие нормативные акты, они направлены на регулирование общественных отношений, а в некоторых случаях на устранение пробелов в законодательстве.

Вывод - нормативный указ Президента России является своего рода подзаконным нормативно-правовым актом, занимающим наивысшую позицию среди всех подзаконных нормативно-правовых актов Российской Федерации, за исключением группы нормативных решений палат Федерального Собрания Российской Федерации. Ассамблея.