Понятие права, морали и нравственности

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 17.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Понятие и содержание правоотношений (субъективное право и юридическая обязанность), его состав и структура
Характеристика основных элементов правоотношения. Виды правовых отношений
Общие и отличительные черты права, морали и нравственности
Понятие и виды (по объектам и субъектам), приемы и результаты (особенности) толкования


Введение:

Целью данной работы является изучение и анализ проблем, связанных с законом и моралью. Для этого поставлены задачи по изучению понятия права и понятия морали, взаимосвязи и взаимодействия морали и права. Эта работа ни в коем случае не претендует на то, чтобы рассмотреть все точки зрения на отношения между законом и моралью или определить какой-либо единственный правильный подход к этому вопросу, но является лишь попыткой представить общую картину, охватывающую некоторые из наиболее важных аспектов этой области.

В методологии исследования к изучаемым вопросам применялся комплексный и системный подход. Мы исходили из концептуальных положений общей теории права и государства, использовали научные труды и публикации по теории права.

В качестве методов исследования использовались аналитические, правовые, формально-логические и системные методы научного познания.

Отношения в обществе регулируются различными социальными нормами, и особая роль среди них принадлежит закону и морали. Закон вторгается в наиболее важные жизненно важные сферы социального регулирования, со временем охватывая все более широкий круг социальных связей. В то же время мораль пронизывает практически все многообразие отношений между людьми, неизбежно закрепляясь во многих правовых нормах.

общественные отношения, отражающие закономерности соотношения моральных и правовых норм в законотворческом процессе, с юридическим закреплением принципов гуманизма, свободы, равенства, справедливости, права человека на достойное существование и других принципов.

Различные формы сходства, взаимодействия и противоречия между законом и моралью, механизм их соотнесения в правотворческом процессе.

Теоретической основой курсовой работы являются работы белорусских и зарубежных ученых-юристов, которые не всегда соглашаются. И это правильно, поскольку «истина рождается в споре». В работе использованы научные источники таких ученых, как Комаров С.А., Малко А.В., Лукашева Е.А., Черданцев А.Ф., Тихомирова М.Ю., Вешневский А.Ф., Лейст, О.Е., Марченко М.Н., Алексеев С.С., Морозова Л.А.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, двух разделов, заключения и списка использованных источников.

Понятие права и морали

Понятие права

Право - это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных и предусмотренных государством для регулирования общественных отношений. 

Закон является одним из самых сложных социальных явлений. Он привлекает необычайно широкое внимание, поскольку так или иначе затрагивает интересы каждого человека, различных социальных групп населения. Вот почему право является предметом изучения многих социальных наук, прежде всего философии, общей теории государства и права, или рассматривается как важнейшая научная категория. Будучи наполненным конкретным нормативным содержанием, право играет инструментальную, регулирующую роль в государственно-организованном обществе и, следовательно, также является предметом изучения отраслевых юридических наук. 

Основная цель закона - быть мощным социально-нормативным регулятором, определяющим фактором возможного и обязательного поведения отдельных лиц и их коллективных образований. Более того, обязательный характер закона, в отличие от всех других социальных регуляторов, обеспечивается возможностью государственного принуждения, юридические положения становятся для всех таковыми. К кому они относятся, по общепринятому правилу (норме) поведения.

Эти основные характеристики права и составляют сущность права, его стабильное ядро, какими бы эти правила ни были у определенных народов в определенные времена.

Зная сущность закона, на практике всегда можно определить определенные системы регулирования как юридические и предоставить им соответствующие свойства, и наоборот. Не требуйте юридических характеристик от регулирующих органов с совершенно иным происхождением, назначением, содержанием.

Пытаясь выяснить, что такое закон и какова роль в жизни общества, даже римские юристы обратили внимание на то, что он не исчерпан ни одним смыслом. Правильно, написал один из них (Павел), используется как минимум в двух смыслах. Во-первых, это означает, что «всегда справедливо и хорошо», то есть естественное право. Во-вторых, закон - это то, что «полезно каждому или многим в любом государстве, что такое гражданское право». С развитием общества и государства люди естественным образом изменили свое понимание закона. Появилось много юридических идей, теорий и суждений. Однако первоначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права, как гражданин, были сохранены, хотя и в модернизированной форме.

Важную роль в формировании идеи сущности и содержания права, а также в его определении играют такие факты, которые связаны с официальной ролью и социальным назначением права в жизни общества и государства.

Общепризнанно, что закон никогда не бывает абстрактным в социальном плане. Он всегда выражает и консолидирует, прежде всего, волю и интересы социальных классов, слоев и групп власти. Это всегда конкретно и реально. 

Понятие морали

Мораль - это система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выраженных в действиях и действиях людей, регулирующих их отношение друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личными убеждениями, традициями, образованием Сила общественного мнения всего общества, определенного класса или социальной группы.

Содержание и само понимание терминов «мораль» и «мораль» в значительной степени зависят от исторических и культурных факторов, традиций, а также от выявления источников.

Мораль "выражает представления людей о добре и зле, справедливости, достоинстве, чести, трудолюбии, милосердии". Командует, мораль оценивает, оценивает - познает. Это необычное распределение функций, которое его отличает, та особая последовательность работы психологических механизмов, которая присуща моральному сознанию.

Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из наиболее доступных способов понимания людьми сложных процессов общественной жизни. Основной проблемой морали является регулирование отношений и интересов личности и общества. Мораль включает в себя: моральные установки, моральное сознание, нравственное поведение.

Можно с полной уверенностью сказать, что мораль как бы является прародителем как государства, так и права, и что только государственная система, в которой и закон, и мораль находятся в тесном взаимодействии, может удовлетворить чаяния людей.

Мораль, как и закон, всегда имела и имеет социальный характер. Это означает, что с помощью его норм регулируются такие отношения и связи, которые возникают между людьми, а также между человеком и обществом.

Общие человеческие ценности и элементы морали были закреплены и закреплены нормами права как в международных, так и в национальных правовых актах. Многочисленные подтверждения этому можно увидеть на примере не только современных, но и многих ранее опубликованных, в том числе древних правовых актов. Таким образом, даже в законах Ману, которые закрепляют неравенство и несправедливость, можно найти статьи, отражающие универсальную человеческую мораль. Это, в частности, ст. 51 (гл. 3), в которой написано: «Разумный отец не должен брать даже самую маленькую награду за свою дочь; для человека, который получает вознаграждение от жадности, является продавцом потомства. «Или статья 55 той же главы:« Девочки должны почитаться и украшаться отцами, братьями, мужьями, а также зятями, которые желают большого процветания».

Взаимосвязь и взаимодействие закона и морали

Мораль и закон тесно взаимосвязаны, более того, мы можем говорить о глубоком взаимопроникновении закона и морали. Они взаимно обусловливают, дополняют и взаимно поддерживают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают принципы гуманизма, справедливости и равенства людей. В процессе регулирования общественных отношений происходит взаимопроникновение и взаимное влияние этих крупных систем социального регулирования. У них много общих характеристик. Это сообщество в первую очередь связано с тем, что как закон, так и мораль являются регуляторами широкого спектра социальных отношений, имеют одну и ту же цель, поскольку они возникли в целях упорядочения и улучшения общественной жизни, той же социально-экономической и культурной основы и служат как средство обеспечения баланса интересов отдельных лиц, социальных групп и общества в целом. Другими словами, законы верховенства права воплощают самые высокие моральные требования современного общества.

По словам Ю.А. Агешина: «... закон, активно влияющий на мораль, способствует его более глубокому укоренению в обществе, при этом он сам постоянно обогащается под влиянием морального фактора: его моральная основа расширяется, его авторитет возрастает, его роль как социальный регулятор общественных отношений увеличивается". Таким образом, влияние права на мораль сопровождается процессом обратного влияния морали на право.

Мораль как сложное явление включает в себя разнородные, с точки зрения динамизма, элементы. Некоторые из них, например, общественные права, обладающие крайним консерватизмом, характеризуются наименьшей динамикой, в то время как другие, такие как прогрессивный моральный идеал, в целом опережающие достигнутый уровень социально-экономического уровня развития, идут впереди закона, стимулирование динамизма правового развития.

Исследуя вопрос о взаимодействии закона и морали, большинство юристов отмечают, что все, что регулируется законом, так или иначе регулируется морально, то есть подлежит моральному суждению.

Правовая система государственно-организованного общества объединяет в себе требования морали, моральная культура населения страны, жизненно важная для всего общества, исходит из следующего:

  • что моральная основа права является важной составляющей общего регулирующего потенциала права;
  • что закон должен быть моральным, законы должны быть справедливыми и гуманными.

Наибольшей моральной ценностью являются основные права человека - юридическое выражение его свободы и достоинства. Реальная реализация этих прав является условием приобретения человеком счастья, поскольку права человека по сути являются его стремлением к счастью, признанным законом.

В работе Гегеля «Философия права» вопросы права рассматриваются в органической связи с вопросами морали и этики. Связь между законом и моралью находит выражение в теории права, в интерпретации ряда правовых проблем. Мораль, по словам Гегеля, даже требует, чтобы, прежде всего, соблюдался закон, и только после того, как он исчерпан, в игру вступают моральные определения. «Гегель отмечает, что для того, чтобы какое-либо действие имело моральную ценность. Необходимо понимать, справедливо оно или несправедливо, хорошо это или плохо.

История развития цивилизации свидетельствует о том, что право и мораль как составляющие культуры общества органически связаны друг с другом. О тесной взаимосвязи права и морали свидетельствуют исторические памятники права Древнего мира, средневековья и современности. Об этом свидетельствует использование моральных и этических концепций при оценке содержания законов и других источников права. Изречение древних «Jus est ars boni et aegui» - «закон - это искусство добра и справедливости» раскрывает органическую связь закона, справедливости и морали.

Исторически можно проследить, как моральный принцип уважения и любви к ближнему, влияющий на законодательство, постепенно изменил действующий закон. Объединяя свои действия с действиями других прогрессивных сил истории, он способствовал совершенствованию права в смысле приближения его к моральному идеалу. Требование, чтобы все члены общества были наделены правами, чтобы человека уважали всегда и во всем, это способствовало свержению вековых оков рабства и крепостного права, гуманизации карательной системы и установлению равного правосудия. для всех.

С точки зрения Е. А. Лукашевой, изучение проблемы взаимодействия права и морали следует начинать с генезиса и социальной сущности нормы. Выявление своего места в системе общественных отношений, в социальной активности людей. Нормативная структура является одной из важнейших черт правовой и моральной системы, поэтому учет социальной природы нормативности будет способствовать раскрытию как общего, присущего праву и морали, так и специфики социальных регуляторов.

Нормативность, как уже отмечалось, характерна и для различных форм сознания - политического, правового, нравственного, эстетического. Общественное сознание на основе практической деятельности вырабатывает общие принципы, ценности, оценки, суждения, которые вплетаются в реальные общественные отношения, выступая в качестве регулятора поведения людей. Поэтому норма - это слияние социальных отношений и сознания, она органически проникает в отношения и сознание и дает им энергию социального регулятора.

«Право, - так учит современная юриспруденция, - является результатом борьбы различных общественных сил - сложным продуктом их взаимодействия». Отражая на себе следы этой борьбы и этого взаимодействия, она никогда не может быть ни строго логичной, ни совершенно совершенной. Стремясь примирить различные социальные элементы, он максимально удовлетворяет их, но никогда не полностью. Отсюда вечный поиск новой истины, который не может остановиться, так же как социальные различия и разногласия не могут исчезнуть. «Развиваясь из противоречий и столкновений, закон стремится стать силой, доминирующей над всеми другими силами. Его цель состоит в том, чтобы установить закон единой высшей воли, чтобы отомстить хаос сталкивающихся воли. Но это возможно только с помощью существующих факторов, особенно наиболее мощных из них. Сложность еще больше усугубляется тем фактом, что невозможно найти такой принцип, при искреннем признании которого все стороны могут сойтись. Человеческие интересы не находятся в гармонии друг с другом. Следовательно, немыслимо, чтобы закон когда-либо одновременно оправдывал все законные интересы. Он также не способен в равной степени сократить все претензии, поскольку для этого нет никаких масштабов. Он неизменно будет содержать элементы пристрастия и несправедливости. "закон морали государства

Влияние морали на право отражается в самом применении права на практике. Независимо от того, насколько совершенна известная правовая система, она все же требует определенного смягчения в применении к жизни. Истина и милосердие должны царить вместе.

Закон чрезвычайно важен для развития морали. Одних только внутренних мотивов недостаточно, чтобы сдерживать проявления своих враждебных страстей и исключать возможность социальных столкновений. Необходима солидная правовая организация, которая может добавить к внутренним мотивам сдерживающую силу внешнего права и защитный контроль со стороны властей. Только организация твердого правопорядка приносит в общество длительное и длительное умиротворение различных социальных элементов. Но когда эта цель более длительного внешнего примирения достигнута, создается лучшая почва для развития моральных отношений. Под защитной тенью закона, обеспечивающего общественный порядок, устанавливаются и укрепляются моральные связи.

С другой стороны, запрещая и наказывая злые проявления человеческой воли, закон имеет определенную воспитательную ценность: он уничтожает необузданный произвол человеческих страстей и оставляет следы его влияния во внутреннем мире человека.

Вот почему так важно, чтобы вся правовая структура общественных отношений была пронизана моральным духом и чтобы правовая жизнь людей протекала в здоровой атмосфере твердого порядка и правовой справедливости.

Право и мораль также имеют общую функциональную цель: они формируют стандарты и стандарты поведения, которые составляют ценностно-нормативную ориентацию общества.

Наиболее характерной чертой взаимодействия права и морали является их сближение, взаимопроникновение, усиление их согласованного воздействия на общество. В процессе совместного регулирования общественных отношений возникает качественно новое явление - морально-правовое воздействие.

Закон и мораль как составляющие этого явления, не растворяясь в нем и не теряя своих индивидуальных качеств, вместе образуют социальную ценность, которая действительно существует и активно влияет на практику.

Характерной чертой закона должна быть его моральная обоснованность, поскольку сохранение моральных отношений является не только правом законодателя, но и его обязанностью.

На влияние моральных норм влияет весь образ жизни общества, сама социальная коммуникация индивидов. Учреждения культуры воспитывают граждан в духе правового и нравственного сознания. Активную роль в воспитании нравственной культуры личности играет положительный пример сограждан, что способствует тому, что требования общественной морали становятся убежденностью, неотъемлемой частью самосознания, жизненной позиции человека , Наряду с ростом сознания граждан повышается эффективность правового регулирования общественных отношений, выполнение требований норм права воспринимается гражданами как обязанность перед обществом и государством, расширяется взаимодействие права и морали. и углубление.

Таким образом, если закон и мораль, отделившись друг от друга, выберут для себя независимые пути развития, они все равно не потеряют своего взаимодействия: там, где закон отказывается давать какие-либо предписания, мораль выходит своими указами; там, где мораль не способна сдерживать проявления эгоизма своей собственной внутренней властью, право на это имеет свои собственные средства внешнего принуждения.

Со временем взаимодействие закона и морали становится скорее сильнее, чем ослабленным, и, возможно, далекое будущее готовит нас к новому единству обеих областей, в котором правовые нормы будут более точно отражать требования морального сознания, а внутреннее чувство будет все чаще и полнее одухотворять внешнее исполнение закона.

Общие черты и различия между законом и моралью

В процессе регулирования общественных отношений мораль и право тесно взаимодействуют. Сообщество в первую очередь связано с тем, что и закон, и мораль имеют одну и ту же цель, поскольку они возникли с целью упорядочения и улучшения общественной жизни, одинаковой социально-экономической и культурной основы и служат средством обеспечения баланса интересов общество.

В то же время закон и мораль в значительной степени отличаются друг от друга, имеют специфические особенности, присущие только каждой из этих систем регулирования.

Нормы морали и права находятся в тесном взаимодействии, взаимопроникают, дополняют и поддерживают друг друга в процессе регулирования общественных отношений. Их требования почти одинаковы. Например, и закон, и мораль объединены в оценке преступлений и многих других преступлений. О совпадении закона и морали можно судить по содержанию многих статей Уголовного кодекса Республики Беларусь (статьи 139, 205, 206, 207 и т. д.), Которые определяют деяния, преследуемые в уголовном порядке, они также противоречат требованиям морали. В то же время как правовое, так и моральное является требованием взаимной заботы о детях и родителях (статья 32 Конституции Республики Беларусь) и т. д. 

Мораль по сравнению с законом более динамична, быстрее реагирует на социальные изменения, и право часто отстает от развития общественных отношений, оно более консервативно. Это, однако, не означает, что мораль никогда не содержит устаревших, даже реакционных заповедей.

Несоответствие между законом и моралью также связано с тем, что мораль предъявляет к человеку больше требований, чем закон. Бывает и так, что закон разрешает, а мораль осуждает. Например, брак или брак не по любви, а по соображениям удобства осуждается моралью, но право на такое поведение не реагирует. Правовые нормы предусматривают возможность для молодых матерей оставлять своих новорожденных и переводить их на воспитание в приютах. Мораль однозначно осуждает подобные действия.

Отношения между законом и моралью сложны и включают такие компоненты, как единство, различие, взаимодействие и противоречие. Тщательное сравнение закона и морали, выяснение взаимосвязей между ними позволяет глубже понять оба эти явления.

Единство закона и морали таково:

  • Во-первых, они представляют собой разновидности социальных норм, которые в совокупности образуют целостную систему нормативного регулирования и поэтому имеют общие черты;
  • Во-вторых, закон и мораль в конечном итоге преследуют одни и те же цели и задачи - упорядочение и улучшение общественной жизни, внедрение в нее принципов организации, развитие и обогащение личности, защита прав человека, утверждение идеалов гуманизма и справедливости;
  • В-третьих, право и мораль имеют один и тот же субъект регулирования - общественные отношения, они адресованы одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования в основном одинаковы;
  • В-четвертых, закон и мораль как нормативные явления определяют границы правильных и возможных действий субъектов, служат средством выражения и согласования личных и общественных интересов;
  • В-пятых, закон и мораль в философском смысле являются категориями надстройки, определяемыми прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и другими определяющими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или данной формации;
  • В-шестых, право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его творческих и дисциплинирующих принципов.

Однако, наряду с общими чертами, закон и мораль имеют существенные различия, у них есть свои особенности. Принятие во внимание оригинальности этих явлений, возможно, важнее, чем утверждение их общности. Поэтому онтологические статусы и признаки права и морали заслуживают тщательного анализа.

Отличительными чертами закона и морали являются следующие.

Право и мораль отличаются прежде всего способами их становления, формирования. Как известно, правовые нормы создаются или санкционируются государством и только государством, они также отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим создателем права; законотворчество является его исключительной прерогативой. Поэтому закон выражает не только волю народа, но и его государственную волю и действует не просто как регулятор, а как специальный государственный регулятор.

Конечно, процесс формирования права идет не только «сверху», но и «снизу», он вырастает из глубин людей, обычаев, традиций, юридической практики, прецедентов, но в конечном итоге правовые нормы «представляются» обществу, тем не менее, от имени государства в качестве его официального представителя.

Мораль формируется по-другому. Его нормы не принадлежат непосредственно государству и, как правило, не являются продуктом какой-либо специальной целенаправленной деятельности, но возникают и развиваются стихийно в процессе практической деятельности людей. Для того чтобы моральная норма имела право на существование, согласие властей не требуется; достаточно, чтобы его признали, «санкционировали» сами участники социальной коммуникации - классы, группы, коллективы, те люди, которые намереваются им руководствоваться. В отличие от закона, мораль носит неофициальный (негосударственный) характер.

Закон и мораль различаются по способам их обеспечения. Если право создано государством, то оно обеспечивается им, защищается, защищается. За законом стоит принудительный аппарат, который контролирует соблюдение правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает, поскольку верховенство закона - это не просьба, не совет, не желание, а властное требование, приказ, рецепт, адресованный всем членам. общества и поддерживается их же интересами к силе, к силе.

Другими словами, правовые нормы, как правило, обязательны, неоспоримы. Это не значит, что каждое правило применимо ко всем. Речь идет о принципе - в законе есть объективно принудительный момент, без которого он не будет эффективным регулятором жизни людей, атрибутом власти.

Иным образом обеспечивается мораль, основанная не на силе государственного аппарата, а на силе общественного мнения. Нарушение моральных норм не влечет за собой вмешательства государства. Морально человек может быть крайне негативным человеком, но он не подлежит юридической ответственности, если он не совершает никаких противоправных действий. Само общество, его коллективы решают вопрос о формах реагирования на людей, которые не соблюдают моральные запреты.

Закон и мораль различаются по форме их выражения, фиксации. Если правовые нормы закреплены в специальных правовых актах государства (законы, указы, указы), сгруппированных по отраслям и учреждениям, систематизированы (сведены вместе) для удобства использования в соответствующих кодексах, сборниках, уставах, которые, как правило, представляют собой обширные и разветвленные В соответствии с законодательством, моральные нормы не имеют схожих четких форм выражения, не принимаются во внимание и не обрабатываются, но возникают и существуют в сознании людей, участвующих в общественной жизни. Их появление не связано с волей законодателей или законодателей.

Но моральные нормы - это не только неписаные заповеди и требования (хотя таковыми являются абсолютное большинство). Многие из них содержатся, например, в программных и уставных документах различных общественных объединений, литературных и религиозных памятниках, исторических летописях, летописях, рукописях, отражающих правила жизни человека.

Некоторые моральные правила органично вплетены в статьи и параграфы законов. Однако, в отличие от закона, который является логически последовательной и структурированной системой; мораль является относительно бесплатным, внутренне несистематизированным образованием.

Закон и мораль различаются по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей. Если закон регулирует отношения между субъектами с точки зрения их законных прав и обязанностей, законных - незаконных, законных - незаконных, наказуемых - безнаказанных, то мораль подходит к человеческим действиям с точки зрения добра и зла, похвальных и позорных, честных и нечестных, благородные и неблагородные, совесть, честь, долг и т. д. Иными словами, у них разные критерии оценки, социальные стандарты.

В связи с этим нормы права содержат более или менее подробное описание запрещенных или разрешенных действий, точно указывают желаемый вариант поведения, отличаются ясностью, формальной определенностью, властностью, как правило, заранее устанавливают санкцию за нарушение настоящего предписания, в то время как моральные нормы не имеют такого уровня детализации и не предусматривают заранее объявленный тип ответственности.

Закон и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Незаконные действия влекут за собой реакцию государства, т. е. Не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность, а порядок ее наложения строго регламентируется законом - носит процедурный характер. Соблюдение его так же обязательно, как соблюдение основных правовых норм. Человек наказывается от имени государства, поэтому он не может быть привлечен к юридической ответственности произвольным образом.

«Возмездие» за нарушение морали носит иной характер. Здесь нет четкой процедуры. Наказание выражается в том, что правонарушитель подвергается моральному осуждению, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т. д.). Это ответственность не перед государством, а перед обществом, коллективом, семьей, окружающими.

Закон и мораль различаются по уровню требований к поведению человека. Этот уровень намного выше в моральном плане, который во многих случаях требует от человека гораздо большего, чем юридического закона, хотя он предусматривает очень суровые санкции за некоторые незаконные действия. Например, мораль безусловно осуждает любую форму нечестности, лжи, клеветы, обмана и т. д., в то время как закон подавляет только их самые крайние и опасные проявления. Мораль не терпит какого-либо антиобщественного поведения, каким бы оно ни выражалось, в то время как закон наказывает самые порочные случаи такого излишества.

Мораль проверяет действия людей с категорией совести, приказывает соблюдать не только закон, но и долг; внутренние мотивы, чтобы учесть мнение сограждан. Она более требовательна к поведению личности. Право не способно заставить человека быть всегда и во всем предельно честным, порядочным, правдивым, справедливым, отзывчивым, благородным, приносить себя в жертву, совершать героические поступки и т. д. Это не может быть предписано законом. Мораль также требует этого. Он ориентирует человека не на средний уровень, а на идеал. «Авторитет моральных законов бесконечно выше» (Гегель).

Закон и мораль различаются по объему. Моральное пространство намного шире правового, их границы не совпадают. Закон, как вы знаете, регулирует далеко не все, а только самые важные сферы общественной жизни (собственность, власть, труд, управление, справедливость), оставляя за рамками своего регулирования такие аспекты человеческих отношений, как, например, любовь дружба, партнерство, взаимопомощь, вкусы, мода, личные предпочтения и т. д. Закон не должен выходить за его пределы и вторгаться в сферу свободных и добровольных психических движений.

Его вторжение в эти зоны было бы: во-первых, невозможным из-за отсутствия у него внешнего контроля; во-вторых, ненужные и бессмысленные с точки зрения государственных интересов; в-третьих, просто недемократичный, бесчеловечный, тоталитарный. Здесь действуют моральные, этические и другие социальные нормы, традиции, привычки и обычаи. Мораль, в отличие от закона, проникает во все поры и ячейки общества; в принципе, все виды и формы взаимоотношений между людьми поддаются его оценке. Она универсальна и вездесуща Е.А. Лукашева.

Наконец, закон и мораль имеют разные исторические судьбы, мораль «старше по возрасту», старше, она всегда существовала и будет существовать в обществе, а право возникло только на определенной стадии социальной эволюции.

Таким образом, в целом право способствует установлению в обществе прогрессивных моральных принципов, а мораль, в свою очередь, поддерживает право, способствует закреплению в нем высоких моральных идеалов и повышению его эффективности. 

Вывод:

В данной курсовой работе были рассмотрены такие понятия, как право, мораль, обычай, даны определения этих понятий; прослеживалось взаимодействие между этими социальными нормами и определялись особенности этого взаимодействия.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Право является важным социальным регулятором, который имеет ряд специфических особенностей и выполняет важные функции в обществе. Это неотъемлемая часть функционирования государства.

Мораль, как и закон, также является важным социальным регулятором, который имеет свои отличительные особенности и функции. Мораль неотделима от человека и существует до тех пор, пока существует сам человек, поэтому ее значение во всех сферах человеческой жизни нельзя недооценивать.

Взаимодействие закона и морали имеет давнюю историю. Мораль является прародителем права, многие моральные нормы в настоящее время закреплены в законодательстве. Как наиболее важные социальные регуляторы, они служат одной цели - упорядочить жизнь общества. Мораль и закон имеют как общие черты, так и отличительные черты. Нормы права и морали могут противоречить друг другу и даже противоречить друг другу, но это не умаляет их роли в жизни общества. Но для любого гражданина соблюдение правовых норм должно быть первостепенным.

Систематическое нарушение закона, игнорирование норм закона или морали разрушают основы нашего общества, вредят государству и всем его гражданам. Признание приоритетом правовых норм и обязанностью их соблюдать каждого гражданина может изменить ситуацию к лучшему. Конечно, эти изменения не могут произойти в одно мгновение, они невозможны без улучшения морального состояния человека и общества в целом, но эта цель не является недостижимой, если каждый начинает с себя и делает первый шаг в этом направлении.

С помощью закона государство стремится установить универсальные, прогрессивные моральные нормы в умах граждан, всего населения и борется с несправедливостью, злом и пороками. Гражданское и уголовное судопроизводство призваны укреплять верховенство закона, воспитывать людей в духе уважения к закону, закону, справедливым и законным интересам личности и общества, государства.

Анализируя взаимосвязь между законом и моралью, можно сделать вывод, что реализация правовых норм во многом определяется степенью их соответствия требованиям морали. Верховенство закона не должно противоречить позитивным основам общества. В то же время требования общественной морали обязательно учитываются государственными органами при разработке государственных нормативных актов.

Воздействуя на легальную жизнь общества, мораль способствует укреплению общественного порядка. Служебная функция морали во взаимодействии с законом выражается в том, что мораль повышает качество правового и общего общественного порядка. Это можно проследить до действия правового положения «Все, что не запрещено законом, разрешено» в регулировании общественного порядка. Реализация этого принципа не может быть понята абсолютно, в том смысле, что человек должен руководствоваться только названным принципом. В сознании человека существуют такие факторы, как ответственность, совесть, честь, достоинство, долг, которые проникают в правосознание человека, взаимодействуют с ним и корректируют его законное поведение.

Закон должен способствовать установлению идеалов добра и справедливости в обществе. Судебные и другие правоохранительные органы ссылаются на моральные нормы при определении правовых мер, а некоторые правовые нормы прямо закрепляют моральные нормы, подкрепляя их правовыми санкциями. Посредством закона осуществляется защита моральных норм и моральных основ.

Эффективность правовых норм, их реализация во многом определяется тем, насколько они соответствуют требованиям морали. Чтобы юридические нормы работали, они, по крайней мере, не должны противоречить моральным нормам. Закон в целом должен соответствовать нравственным взглядам общества.

Любое нарушение норм права является аморальным актом, но не каждое нарушение моральных норм является противоправным деянием. В некоторых случаях закон помогает избавить общество от устаревших моральных догм.