Понятие прав и свобод человека

Предмет: Правоведению
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 24.09.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по гражданскому праву на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по правоведению

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Конституция РФ 1993 г. – Основной Закон российского государства
Основы конституционного строя РФ
Основные виды прав и свобод человека
Характеристика личных прав человека

 

Введение:

Я выбрал эту тему для данной курсовой работы, руководствуясь проблемой прав и свобод граждан. В настоящее время в Российской Федерации идет активный процесс преобразования сложившейся политической системы власти и института прав и свобод человека, закрепленных в Конституции Российской Федерации. 

В демократическом, правовом и социальном государстве этот институт является основой существующих отношений в государстве для каждого из его членов.

Конституция Российской Федерации закрепляет в своих статьях важнейшие и социально значимые принципы и принципы, которые закладывают основу для других отраслей права и институтов. Для человека они являются важнейшими условиями обеспечения его естественных прав, социальных и экономических прав, а также условиями обеспечения его достоинства и чести в современном мире. 

Актуальность выбранной темы определяется первостепенной важностью конституционных прав и свобод человека и гражданина для существующей общественно-политической системы.

Хотелось бы отметить, что раздел о правах человека и гражданских правах не всегда занимал значительное место в предыдущих конституциях нашей страны он появился только в Конституции СССР 1936 г. и даже тогда среди последних глав (гл. 10, статьи 118 133).

В Конституции 1977 года раздел о правах человека уже занял второе место (часть 2, государство и личность). В этой конституции расширен перечень прав и свобод советских граждан, в частности, появились права на жилище и охрану здоровья. 

В 1991 году в правовой системе Российской Федерации начался новый период, отмеченный признанием гарантированных прав человека и гражданских прав.

В 1991 году была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, которая полностью соответствует международным актам, принятым мировым демократическим сообществом.

При выборе этой темы для курсовой работы я хотел, чтобы развитие России было быстрым и прогрессивным, а уровень правовой культуры был настолько высок, что все решения, принимаемые компетентными органами, основывались на законе и гуманном отношении к людям.

Далее я попытаюсь проанализировать сущность и содержание прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, а также проблемы их практической реализации. Их понятия, особенности и классификация. 

Концепция прав и свобод человека и гражданина

Появление понятия «права человека», т. е. осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Уже в V IV вв. до н.э. древнегреческие философы (Ликофрон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны с рождения и имеют одинаковые права, предоставленные природой. 

Одним из первых правовых документов, систематически отражающих права человека, была Вирджинская декларация (1776), которая легла в основу Билля о правах Конституции США (1791). Не менее важной является Французская декларация прав человека и гражданина (1789). Основные права человека, закрепленные в этом правовом документе (о собственности, личной свободе и безопасности, о сопротивлении насилию), до сих пор не утратили своей актуальности. Расширенная форма прав человека была отражена во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948). Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод человека играют Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966). В настоящее время права человека широко отражены в конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся членами Организации Объединенных Наций. 

Конституция Российской Федерации 1993 года считает человека, его права и свободы высшей ценностью. Установленные Конституцией основополагающие положения, касающиеся отношения государства к человеку, служат предпосылкой для решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Таким образом, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя Российской Федерации, которая составляет основу не только конституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества от возрождение попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей. 

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью распространяется на каждого человека со всем его внутренним миром. Однако для реализации этого принципа важны социальные функции конкретного человека, его ответственность перед другими людьми, обществом и государством. Только тогда принцип признания человека высшей ценностью может быть применен в равной степени ко всем членам общества. Человек, который не хочет признавать достоинство, права и свободы других людей, не может требовать признания его достоинства, его прав и свобод.  

Права человека это естественные возможности человека, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

Наряду с категорией «права» используется термин «свободы»: свобода совести, свобода религии, свобода мысли и свобода слова и т. д. с точки зрения значения и содержания эти категории можно считать равными. В литературе и законодательстве также используются категории «гражданские права» и «личные права». 

Права человека носят естественный характер и неотъемлемы от личности, они не ограничены территориальными или национальными рамками, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства и подлежат международно-правовому регулированию и защите. Они характеризуют человека как представителя человеческой расы и в этом смысле кажутся наиболее общими и в то же время только основными (фундаментальными) силами, необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся правами гражданина этого государства. 

Права гражданина являются своего рода ограничением равенства между людьми, поскольку они лишены лиц, проживающих в стране, но не имеющих гражданства. Эти права обычно подразумевают возможность участия в государственных делах на выборах в высшие и местные органы власти и допуска в государственную службу в своей стране. Следовательно, лица без гражданства не имеют этих прав в этом государстве. 

Как правило, гражданин может считаться гражданином, если он на законных основаниях принадлежит определенному государству, обладающему определенной правоспособностью, наделенному правами, свободами и обремененным обязанностями2. Например, в Российской Федерации вопросы гражданства регулируются Законом Российской Федерации «О гражданстве» от 31 мая 2002 г. N 62ФЗ. 

Такая дискриминация, допускаемая международным сообществом, объясняется законным желанием каждого государства предоставлять эти права только тем лицам, которые постоянно связаны с судьбой страны и полностью несут конституционные обязательства. Это не означает, что лица без гражданства не несут никаких обязательств (например, соблюдают конституцию, платят налоги и т. д.). Права гражданина обязательно закреплены в конституциях и других законодательных актах, а также обязательно декларируются государством и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена организованного государством сообщества. 

Индивидуальные права понимаются как полномочия, принадлежащие конкретному человеку в конкретной ситуации. Их объем может зависеть от социально-экономического статуса, социально-политического статуса человека, условий его работы и проживания. Под «личностью» подразумевается личность, гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства, беженец. Права человека характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность признавать право и нести ответственность за его действия. 

Классификация основных прав, свобод и обязанностей в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

В Российской Федерации, как и в других государствах схожего государственного устройства, основные права и свободы человека и гражданина являются основным существенным системообразующим элементом всей системы демократического и правового государства.

Есть три причины для установления прав и свобод человека и гражданина:

  1. Значение этого права и этой свободы для человека и общества. Для каждого человека они являются условием достойного и свободного существования, естественным правом участвовать в решении вопросов организации и управления обществом, членом которого является человек. Для государства, для общества значение конституционно закрепленных прав и свобод выражается в том, что именно реализация этих прав и свобод означает реализацию основных свойств государства, как демократических, так и правовых; 
  2. Необходимость закрепить в Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются неотъемлемой частью российской правовой системы;
  3. Первоначальный или производный характер принадлежности лица к этому праву и этой свободе.

Статья 17 Конституции устанавливает, что основные права и свободы человека являются неотъемлемыми и принадлежат каждому от рождения. Именно такие права и свободы закреплены в Конституции. 

Статья 19 Конституции раскрывает нормы о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина можно классифицировать на:

  • Личные (гражданские) основные права и свободы,
  • Политические права и свободы человека и гражданина,
  • Экономические, социальные и культурные права и свободы,
  • Личные (гражданские) основные права и свободы.

Особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:

  1. эти права и свободы являются неотъемлемыми правами и свободами человека, то есть всех и не связаны напрямую с гражданством государства, не вытекают из него,
  2. эти права и свободы являются неотъемлемыми и принадлежат каждому от рождения;
  3. это такие права и свободы, которые необходимы для защиты жизни, свободы, достоинства человека как личности и других естественных прав, связанных с его индивидуальной, частной жизнью.

Основным личным правом человека является право на жизнь (статья 20 Конституции.).

Право на жизнь составляет основу всех других прав и свобод, возникающих в этой области. Он представляет собой абсолютную ценность мировой цивилизации, потому что все остальные права теряют свое значение и значение в случае смерти человека. Это фундаментальное право вполне приемлемо рассматривать в двух аспектах: во-первых, как право человека на свободу от любого незаконного посягательства на его жизнь со стороны государства, его представителей или частных лиц; во-вторых, как право человека свободно распоряжаться своей жизнью. 

Медицинские меры, надлежащая медицинская помощь, предоставление льготных лекарств, услуги скорой помощи и т.д. также важны.

Плохое состояние окружающей среды, качество медицинской помощи, борьба с пьянством и бездомными факторами приводят к снижению продолжительности жизни, снижению рождаемости и уменьшению численности населения.

Другие права и нормы также связаны с правом на жизнь. В настоящее время в России действует мораторий в соответствии с указом Президента Российской Федерации «О смертной казни в связи с вступлением России в Совет Европы». 1 января 1997 года вступил в силу Федеральный закон о судебной системе Российской Федерации. В частности, он сохраняет за собой возможность вынесения Верховным судом смертных приговоров4, что, несмотря на часть 3 статьи 50 Конституции Российской Федерации, обжалование кассационной жалобы было запрещено. 

Право на достоинство (статья 21 Конституции) является, по сути, главной целью всей остальной человеческой природы. В этом смысле достоинство человека является источником его прав и свобод. Разделы о правах и свободах человека во многих современных конституциях открываются понятием «человеческое достоинство». Достоинство это признание обществом социальной ценности, уникальности конкретного человека, значимости каждого человека как частицы человеческого сообщества. 

Посягательство на человеческое достоинство может быть средством как физического, так и психического воздействия. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему достоинство обращению или наказанию, а также без добровольного согласия на медицинские, научные или иные эксперименты. Достоинство как субъективное право человека включает защиту чести, репутации и доброго имени. Защита достоинства личности является безусловной и осуществляется государством: никакие обстоятельства не могут служить основанием для его унижения. Поэтому достоинство любого человека подлежит защите не только от взрослого и способного человека, но также от несовершеннолетних и психически больных. 

Достоинство гарантируется и защищается личными правами (право на свободу и личную неприкосновенность, право на защиту чести и доброго имени и т. д.). Реальная правовая защита человеческого достоинства обеспечивается также рядом социально-экономических прав, например, правом на свободный труд при запрещении принудительного труда, правом на социальное обеспечение, которое гарантирует достойный уровень жизни. 

Значительное место в системе личных прав занимают такие права, как право на неприкосновенность частной жизни и жилища, конфиденциальность телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (статьи 22-25) Конституции Российской Федерации. Право на неприкосновенность жилища является логическим продолжением прав и свобод человека и личной неприкосновенности6, защиты от незаконного или произвольного вмешательства в частную жизнь. Защита права на неприкосновенность жилища является обязанностью государства. Никто не имеет права входить в дом против воли проживающих в нем людей против воли проживающих в нем людей, за исключением случаев, установленных федеральным законом или на основании решения суда (статья 25 Конституции). 

Неприкосновенность личности как личной свободы заключается в том, что никто не имеет права насильно ограничивать свободу человека распоряжаться своими действиями в рамках закона, пользоваться свободой передвижения, вторгаться во внутренний мир человека. Никто не может быть арестован, задержан или задержан, кроме как на основании решения суда. Различные формы ответственности предусмотрены за неоправданное вторжение в личную жизнь граждан, за разглашение конфиденциальности переписки, телефонных разговоров, почты, телеграфа и других сообщений. Только в случаях, строго определенных законом в связи с расследованием уголовных дел и при наличии решения суда, корреспонденция может быть изъята и изъята у почтовых и телеграфных учреждений. 

Впервые в Конституции закреплено право человека защищать свою честь и доброе имя (статья 23 Конституции). Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну проявляется в запрещении без согласия лица собирать, хранить и использовать, распространять информацию о своей частной жизни (статья 24 Конституции). Каждому следует предоставить возможность ознакомиться с материалами и документами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, если иное не предусмотрено законом. 

Каждый, кто на законных основаниях находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться7, выбирать место жительства и место жительства. Федеральный закон «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места жительства и проживания в Российской Федерации» раскрывает аспекты этой конституционной нормы. Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изменениями, внесенными 29 июня 2004 г.) устанавливает правила пересечения границы при въезде8 и выезде из страны. 

Личные права включают право каждого определять и указывать свою национальность. В соответствии с этой статьей закрепление этого права означает свободу человека ассимилироваться в чужой среде, которая стала его родной и близкой по языку и образу жизни. 

Свобода совести и свобода вероисповедания в соответствии со статьей 28 гарантируют каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любые религии или не исповедовать любую, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Ни одна религия не может быть установлена ​​как государственная или обязательная. 

Свобода религии и распространение веры включают в себя поклонение, распространение своих убеждений в обществе напрямую или через средства массовой информации, миссионерскую работу и другие права.

Система государственного образования и воспитания светская. Конституция также содержит такие личные права, как право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (статья 29 Конституции). Поэтому никто не может быть принужден вмешиваться в мысли человека в его мозгу, подвергаться незаконному влиянию на его сознание. 

Политические права и свободы

В отличие от личных прав, которые являются неотъемлемыми и принадлежат каждому с рождения, политические права обычно связаны с гражданством (статьи 30, 31, 33). В то же время право на объединение в соответствии со статьей 30, свобода мысли и слова в соответствии со статьей 29 адресованы каждому, поскольку они могут быть отнесены как к личным, так и политическим правам. 

Однако связь политических прав и свобод с гражданством не означает, что они являются вторичными, вытекающими из воли государства. Политические права и свободы являются естественными правами и свободами каждого гражданина демократического государства. В силу своего характера эти права и свободы не могут считаться установленными, предоставленными государством. Как и личные права и свободы человека, государство признает, соблюдает и защищает политические права и свободы. Это прямо следует из статьи 2 Конституции Российской Федерации. 

Естественный характер прав и свобод гражданина обусловлен тем, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации фактически реализуется через политические права и свободы каждого гражданина. 

Референдум является формой прямого выражения воли 10 граждан по наиболее важным вопросам государственного, регионального и местного значения и принятия по ним решений путем голосования. Различают консультативный и императивный, обязательный и факультативный, конституционный и законодательный. Эти права составляют политическую систему общественных отношений. 

Референдум и выборы имеют схожие черты. Они являются высшей формой непосредственного осуществления власти народа; на основе всеобщего равного и прямого и тайного голосования граждан; их результаты имеют обязательную юридическую силу. Различия заключаются в характере решаемой проблемы: во время выборов депутаты всех уровней представительных органов и президент избираются, на референдуме решается конкретный вопрос государственного и местного значения. Выборы проводятся строго периодически в сроки, установленные Конституцией и законами, а референдум зависит от инициативы граждан или в других случаях, предусмотренных Конституцией и законами. На выборах действует мажоритарная и пропорциональная избирательная система. На референдуме граждане голосуют «за» или «против». 

Участие граждан в управлении государственными делами также осуществляется посредством их влияния на деятельность представительных органов на всех уровнях их депутатов, посредством различных форм выражения общественного мнения об управлении государственными делами, на направлениях государственной политики, о своей деятельности, связанной с удовлетворением социальных потребностей общества.

Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, статья 33 (Конституция) закреплено в Конституции. Апелляции делятся на заявления, жалобы или предложения (просьба об удовлетворении права, иск о восстановлении нарушенных прав, жалоба или инициатива граждан по различным вопросам). 

Важным правом, связанным с участием граждан в управлении государственными делами, является право на объединение, в том числе право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (статья 30 Конституции). Такие формы организации общества способствуют решению общих вопросов и достижению целей. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (статья 30 ч. 2 Конституции). 

Свобода деятельности общественных объединений гарантирована. В России деятельность общественных объединений регулируется законом «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года. В зависимости от правовой формы и целей функционирования объединения делятся на: общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, любительские организации, политические партии. Отличительной формой общественной организации, а также политической партии является членство. 

Политические партии выделяются среди общественных объединений, деятельность которых регулируется Федеральным законом «О политических партиях». Партии создаются в целях политической деятельности, участвуют в избирательных кампаниях и принимают непосредственное участие в решении государственных проблем. В России существует многопартийный демократический принцип. 

Выражением социальной и политической активности граждан, их влиянием на процессы государственного управления является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикеты (статья 31 Конституции). Федеральный закон от 19 июня 2004 г. «О митингах, митингах, демонстрациях, маршах и пикетах» суммировал эти действия как единую концепцию «публичного мероприятия». Это открытая, мирная, доступная для всех акция, проводимая инициатива граждан, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений с целью свободного выражения мнений и формирования мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны, а также вопросам внешней политики. 

Экономические, социальные и культурные права и свободы

Категория экономических, социальных и культурных прав и свобод включает в себя такие важные сферы общества, как собственность, труд, досуг, здоровье, образование, и предназначена для обеспечения физических, материальных, духовных и других и социально значимых потребностей человека.

Государственные гарантии социально-экономических прав и свобод человека и гражданина включают в себя широкую систему форм влияния на их реализацию.

Мы выделяем следующее:

  1. законодательное закрепление таких условий хозяйственной деятельности всех его субъектов, при которых человек действительно обладает всеми конституционно признанными правами и свободами в экономической и социальной сферах;
  2. установление гарантированной минимальной заработной платы и государственных пенсий, пособий и других гарантий социальной защиты; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пенсионеров, развитие социальных служб;
  3. контроль за соблюдением законодательства, обеспечивающего социально-экономические права и свободы;
  4. создание правовых, политических материалов, организационных условий для поддержки личной инициативы человека в экономической сфере;
  5. эффективная защита социально-экономических прав и свобод человека в установленных законом формах, в том числе судебная защита.

Социальные, экономические и культурные права и свободы, закрепленные в Конституции, включают свободу бизнеса, право на частную собственность, включая землю, свободу труда и право на работу в соответствующих условиях, право на отдых и другие права, указанные в (ст. 34-44). Конституция устанавливает запрет на хозяйственную деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (часть 2 статьи 34). 

Понятие прав и свобод человека

Конституция 1993 года закрепила право граждан и их объединений на владение землей, на свободное владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами без ущерба для окружающей среды и без нарушения прав и законных интересов других лиц.

Конституция закрепляет право на труд в (ст. 37). Основной упор делается на обеспечение свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно распоряжаться своим трудом. 

Конституция:

  1. запрещает принудительный труд;
  2. устанавливает право на работу в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже минимальной заработной платы, установленной федеральным законом;
  3. утверждает право на защиту от безработицы;
  4. признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием методов, установленных федеральным законом для их разрешения, включая право на забастовку.

Право на отдых неразрывно связано с трудовым законодательством (часть 5, статья 37). Здесь роль играет сам человек, который должен рационально и правильно использовать время отдыха и состояние, закрепляя в федеральном законе разумную продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. 

Государство защищает семью, материнство и детство с правовыми гарантиями (статья 38 Конституции). В этой области федеральное законодательство также устанавливает перечень различных пособий, денежных и других выплат, связанных с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца и т. д. 

Социальные права также включают право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и по другим причинам. Содержание этого права это, прежде всего, гарантированная возможность получения государственных пенсий и социальных пособий. 

Государство устанавливает широкую систему льгот для различных категорий граждан. Закон устанавливает так называемую монетизацию пособий, согласно которой лица, получающие пособия, получают денежные суммы, установленные федеральным законом, которые должны компенсировать потерю материальных благ. 

Конституция устанавливает право на жилище (статья 40). Оно включает:

  1. защита дома, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища;
  2. поощрение органами государственной власти и местного самоуправления жилищного строительства и создание условий для реализации права на жилье;
  3. предоставление жилья бесплатно или по доступной цене малоимущим, указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственного, муниципального и других жилищных фондов.

Право на медицинское обслуживание и медицинское обслуживание (статья 41 Конституции) подразумевает, что последнее является бесплатным в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет соответствующего бюджета, страховых взносов и других доходов. 

Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на компенсацию за ущерб, причиненный его здоровью или имуществу экологическим нарушением (статья 42 Конституции).

Важным социально значимым правом является право на образование (статья 43 Конституции). Это право предоставляет гражданам гарантию доступности и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования и начального профессионального образования. 

Конституция закрепила обязательное базовое образование. Наряду с государственными, развивается система частных платных учебных заведений различного типа. 

В соответствии с (ст. 44 Конституции) каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право участвовать в культурной жизни и пользоваться культурными учреждениями, а также доступ к культурным ценностям. Государство гарантирует доступность всех культурных достижений гражданам, где бы они ни жили. Это обеспечивается общедоступностью отечественной и мировой культуры. 

Информационные права характеризуют новую эру в развитии личности и общества. Реализация правового статуса личности в целом зависит от их консолидации и соответствия. Это включает свободу мысли и слова, право искать, получать, передавать, производить и получать информацию любым законным способом, свободу средств массовой информации. 

Коллективные права. Права человека носят характер индивидуального права. Однако есть коллективное право. Его предметы разнообразны. Это семьи, производственные бригады и т. д. права человека и права народов призваны дополнять друг друга. Более того, права человека являются основополагающими в этих отношениях, имеют более высокий статус. 

Основные обязанности граждан

Обязанности конституционно закрепленные и юридически охраняемые требования к человеку и гражданину в связи с необходимостью его участия в жизни общества, государства. Конституция закрепляет принцип равных обязанностей, то есть их бремя распространяется на всех граждан, от которых никто не должен уклоняться. 

Обязанности различны по своей природе. Некоторые из них проистекают из гражданства человека государства, в то время как другие связаны с его статусом члена определенной общины. Например, корпоративные обязанности порождаются членством в различных ассоциациях (политических, экономических, интересов и т. д.). 

Основные конституционные обязательства выражают важные требования ответственности личности перед обществом, гражданина перед государством.

Все конституционные обязанности можно разделить на:

  1. гражданские обязанности (обязанности, вытекающие из российского гражданства или факта нахождения под территориальным верховенством Российской Федерации);
  2. этические и социальные обязанности;
  3. социальные и культурные обязанности;
  4. обязательства в области охраны окружающей среды.

Соблюдение основных обязательств обеспечивается всеми мерами правового и общественного характера.

Действующее законодательство предусматривает дифференцированную систему мер ответственности. За наиболее серьезные нарушения обязанностей гражданами в случаях, предусмотренных законом, к ним могут применяться меры уголовной ответственности, влекущие за собой ограничение возможности в полной мере использовать конституционные права и свободы.

Основные обязанности включают в себя: 

  1. соблюдение Конституции Российской Федерации и законов части второй статьи 15;
  2. уважение прав и свобод других лиц, часть 3 статьи 17;
  3. обязанность родителей заботиться о детях и их воспитании, часть 2, статья 38;
  4. обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, ухаживать за родителями-инвалидами, часть 4 ст. 38; 
  5. обязанность родителей (заменяющих их лиц) обеспечить получение детьми основного общего образования, часть 3 статьи 44;
  6. забота о сохранении культурно-исторического наследия, памятников истории и культуры, искусства;
  7. оплата законно установленных налогов и сборов, часть 1, статья 59;
  8. охрана природы и окружающей среды, обязанность заботиться о природных ресурсах, ст. 58;
  9. защита Отечества, ч. 1 ст. 59.

Конституция закрепляет соблюдение Конституции и законов Российской Федерации в качестве основного обязательства. Верховенство закона является незыблемой основой порядка и стабильности в государстве. Для человека это означает необходимость выработки стойкого отношения к законному поведению во всех сферах жизни и деятельности. 

Обязанность каждого человека платить законно установленные налоги и сборы закреплена в Конституции. В условиях, когда существует свобода предпринимательства, различные формы экономической деятельности, различные источники дохода, не контролируемые государством и не учитываемые государством, уплата налогов уже связана с инициативой лица, которое обязано сообщать о своих доходах в налоговые органы и заполнять декларации о доходах. В разделе 57 Конституции уточняется норма о том, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы, налогообложение должно соответствовать принципу равенства и т. д. 

Каждый обязан защищать природу и окружающую среду, заботиться о природных ресурсах статьи 58 Конституции. В этом случае природа как внешняя среда человека в период научно-технического прогресса требует специальных мер защиты со стороны государства и общества. Государство, регулирующее эту сферу общества, исходит из необходимости сохранения природы и окружающей среды. 

Для мужского населения страны важно правило о воинской обязанности. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» определяют условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, порядок призыва на военную службу, льготы по призыву, продолжительность службы, условия ее прохождения и, если судить за несение воинской службы противоречит лицу или религии (часть 3 статьи 59 Конституции), заменяющих альтернативную военную службу. Иностранные граждане, которые затем могут получить российское гражданство, также имеют право служить в армии на контрактной основе. Существуют различные типы обязанностей; активные и пассивные, позитивные и запретительные, прямые и косвенные и т. д. 

Проблемы реализации личных прав и свобод

Наряду с законотворчеством применение правовых норм играет решающую роль в правовом регулировании общественных отношений. В общественной жизни для успешного функционирования права важно не только закрепить принципы и нормы права в законодательных актах. Также необходимо, чтобы требования правовых норм были реализованы в общественных отношениях. Если требования правовых норм не воплощены в реальных отношениях, то они мертвы и теряют свою роль социального регулятора. «Право ничто, говорит Л.С. Явич, если его положения не находят своей реализации в деятельности людей и их организаций, в общественных отношениях. 

Нарушение конституционных прав и свобод граждан в Российской Федерации, по мнению зарубежных политиков и исследователей, является одной из ключевых проблем построения и поддержания демократического общества и государства в России.

В механизме правового регулирования общественных отношений осуществление права является существенным, поскольку процесс реализации (реализации) закона во многом определяет степень, в которой будет существовать реальное правовое государство в стране и индивидуальная свобода внутри страны. основы правового права.

Целью процесса реализации права является эффективное преобразование требований правовых норм в законное поведение юридических лиц в режиме правовой законности.

Все нарушения и проблемы практической реализации, личных прав и свобод человека, на наш взгляд, можно классифицировать следующим образом:

  • во-первых, каким субъектом нарушаются личные права и свободы человека и гражданина;
  • во-вторых, какими действиями (бездействием) это осуществляется.

Рассмотрим проблемы реализации личных прав и свобод на примере статьи 40 Конституции.

Каждый имеет право на жилье. Никто не может быть произвольно лишен жилища. 

Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилье.

Бедные, другие указанные в законе граждане, нуждающиеся в жилье, предоставляются бесплатно или за приемлемую плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с нормами, установленными законом.

Конституция Российской Федерации классифицирует право на жилище как одно из основных прав и свобод человека и гражданина. Этот конституционный закон затрагивает основы человеческой жизни, является одним из основных показателей социального благополучия, экономического развития и стабильности общества. 

В нашей стране разработано много программ по строительству и покупке жилья, но что делать с бедными, инвалидами и пенсионерами.

Также крайне болезненной является проблема обеспечения жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета. Они, как правило, относятся к наименее защищенным слоям населения и не могут рассчитывать на собственные средства для приобретения жилья. 

Ситуация усугубляется тем, что размер субсидии напрямую зависит от средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в Российской Федерации или регионе, которая определяется Министерством регионального развития Российская Федерация. Более того, норма, установленная Федерацией, не соответствует реальной стоимости квадратного метра в провинции. Например, Минрегионразвития РФ установило из расчета за кв. м 24350 руб. В свою очередь, реальная стоимость одного квадратного метра на вторичном рынке жилья в городе составила 51 133 рубля. В то же время средств, выделенных из федерального бюджета, недостаточно для сокращения очереди среди граждан, претендующих на субсидии в ближайшие годы. 

Проблема обеспечения жильем населения, проживающего в полуразрушенном и аварийном жилищном фонде, особенно в жилых районах, признанных непригодными для проживания, остается актуальной для России. Текущая региональная целевая программа «Переселение жителей региона из полуразрушенного и полуразрушенного жилья на 2004–2010 годы» не выполняет своей задачи по переселению более 17 тысяч человек из аварийного и полуразрушенного жилья. Объем средств, выделенных из областного бюджета, явно недостаточен. 

Отдельной проблемой является соблюдение жилищных прав граждан, проживающих в так называемых ведомственных общежитиях и жилых зданиях. Владельцы такого жилищного фонда ограничивают жилищные права граждан, необоснованно повышая тарифы на жилищно-коммунальные услуги по сравнению с тарифами, установленными для муниципального жилищного фонда, отказываются выдавать дубликаты ордеров, обязывают граждан заключать коммерческую, а не социальную работу. контракты. И, кроме того, Жилищный кодекс Российской Федерации также не предусматривает наличия общежитий в частной собственности. В качестве специализированных жилых помещений могут использоваться только жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда. 

В целом реализация жилищных прав граждан является одним из важнейших и приоритетных направлений региональной государственной политики. Несмотря на существующие трудности и проблемы, главной задачей органов государственной власти региона и местного самоуправления должна оставаться задача создания эффективных условий для реализации гражданами своего конституционного права на жилье, которое позволит человеку вести достойную жизнь. 

Заключение

Завершая обсуждение темы прав и свобод человека в Конституции Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что в целом конституционное регулирование правового статуса личности соответствует современным мировым стандартам.

Однако следует отметить, что провозглашение тех или иных (даже самых демократичных) прав и свобод Конституции в наших российских условиях является лишь планом будущего развития. Сегодня Россия не является действительно легальным государством, так как на самом деле права и свободы человека не стали высшей ценностью. Коррупция, произвол, бюрократия чиновников, препятствуют формированию правопорядка. 

Таким образом, исходя из вышеизложенного, подведем итоги исследования.

Права и свободы высшая ценность, признанная, уважаемая и защищаемая государством.

Конституционные права и свободы это возможность человеческого поведения, представленная Конституцией, и соответствующее обязательство государства, физических и юридических лиц не нарушать, не препятствовать реализации этих прав и свобод.

Личные права и свободы принадлежат в равной степени всем лицам, находящимся на территории России, независимо от того, является ли человек гражданином, иностранцем или лицом без гражданства.

Для современной Российской Федерации нарушения личных прав и свобод по-прежнему характерны. Когда новый закон принят, это не значит, что на следующий день граждане просыпаются, и все в государстве следует букве закона. 

Как мы уже подчеркивали, основная проблема практической реализации прав и свобод граждан, их защиты заключается в правовом нигилизме подавляющего большинства граждан России. Как и прежде, большинство граждан Российской Федерации считают «бесполезным» отстаивание своих прав. Достаточно вспомнить известную пословицу «Закон, который рисует, куда вы поворачиваетесь, и это произошло». Поэтому получается, что прецеденты защиты прав не создаются, нарушения продолжаются. 

В заключение мы подчеркиваем, что основополагающим принципом гражданского общества является правило «Закон плюс обязанности, свобода плюс ответственность». Это означает, что при рассмотрении прав человека и гражданина необходимо сосредоточиться на его обязанностях.