Понятие о воспитании как целостном педагогическом процессе.

Предмет: Воспитание
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 29.06.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты на любые темы по воспитанию и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем рефератов по воспитанию

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 

 

Введение:

 

Развитие человеческого общества предполагает преемственность социального опыта из поколения в поколение. Передача социального опыта может происходить разными способами. Однако практика показывает, что наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на познание, развитие и преобразование окружающей действительности.

Современная жизнь выдвинула целый ряд требований к человеку, которые определяют круг задач и несколько основных направлений их реализации. Наиболее значимыми из них являются задачи психического, эмоционального, нравственного, физического развития, а также задачи индивидуально-личностного развития и культурного воспитания (освоение учениками высших ценностей мировой художественной культуры). Активная реализация этих тактических целей позволит реалистично и эффективно решать стратегические задачи, осуществлять комплексное развитие личности - общую цель целостного педагогического процесса.

Это теоретическое исследование попытается уточнить сущность педагогического процесса и дать его характеристику.

 

Концепция педагогического процесса

 

Латинское слово «processus» означает «движение вперед», «изменение». Педагогический процесс - это развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение поставленной цели и ведущее к заранее определенному изменению состояния, трансформации свойств и качеств воспитуемых. Другими словами, это процесс, в котором социальный опыт превращается в качества личности.

П. Ф. Каптерев А.И. Пинкевич Ю. К. Бабанский и другие преподаватели показали, что эта концепция отражает не всю сложность процесса, а прежде всего его основные отличительные черты - целостность и общность. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности является главной сущностью педагогического процесса.

Воспитание - это не адаптация учеников к имеющимся формам общественного бытия, не приспособление к определенному стандарту. Воспитание относится к целенаправленному развитию каждого растущего человека как уникальной человеческой индивидуальности, чтобы обеспечить рост и совершенствование моральных и творческих сил этого человека посредством построения такой социальной практики,  в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии превращается в действительность. В результате присвоения социально развитых форм и методов деятельности происходит дальнейшее развитие - формирование у детей ориентации на определенные ценности, самостоятельность в решении сложных нравственных проблем. «Воспитывать - значит направлять развитие субъективного мира человека», действуя в соответствии с моральным идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, и в то же время преследуя цель максимального развития личности, характеристики ребенка.

Как отметил Л. С. Выготский, «ученый с научной точки зрения является лишь организатором социальной образовательной среды, регулятором и контролером ее взаимодействия с каждым студентом». Такой подход к построению воспитательного процесса согласуется с методологическим подходом к оценке роли общества и места генотипа растущего человека в формировании его личности.

Достижения современной науки, в том числе российских философов и психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе целевого обучения идет разработка программ социального поведения человека, человек формируется как личность. Более того, социальная обусловленность развития личности носит конкретный исторический характер. Но социально-историческое формирование личности не является пассивным отражением общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в этом процессе в человеке формируется важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

 

Концепция педагогической ситуации

 

Педагогическая ситуация является неотъемлемой частью педагогического процесса, характеризующего его состояние в настоящий момент и в данных условиях.

Педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепочку взаимосвязанных и продолжающихся друг друга ситуаций.

Таким образом, педситуация - это своего рода действие в пьесе, которое отличается от других участниками, местом и временем совершения, заложенными идеями и другими факторами. Эта ячейка педагогического процесса концентрирует все свои достоинства и недостатки.

Педагогические ситуации могут быть спонтанными и заранее спроектированными учителем. По месту возникновения и курса ситуации различаются на уроке, дома, на улице, после уроков и т. д. По степени оригинальности: стандартная, нестандартная. По врожденным противоречиям: конфликт и бесконфликт.

В учебном процессе используются проблемные и производственные ситуации, ситуации успеха и т. д.

Часто ситуации инициируют творчество как  как со стороны ученика, так и учителя. К таким, например, относятся ситуации морального творчества, которые способствуют поиску новых моральных путей разрешения конфликта.

 

Структура педагогического процесса

 

Педагогическая теория сделала прогрессивный шаг, научившись представлять педагогический процесс как динамическую систему. В дополнение к четкой идентификации составных  компонентов, это представление позволяет нам анализировать многочисленные взаимосвязи и связи между компонентами, и это является главным в практике управления педагогическим процессом.

Педагогический процесс - это сложная система, включающая множество подсистем, внедренных одна в другую или взаимосвязанных другими типами связей. Он не сводится ни к одной из своих подсистем, какими бы большими и независимыми они ни были. Педагогический процесс является главной объединяющей системой. Он объединяет процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их обучения. Таким образом, педагогический (образовательный) процесс представляет собой органическое единство процессов обучения, воспитания, воспитания, формирования и развития.

Педагогический процесс как сложная многоуровневая система имеет свою структуру. Под структурой понимается расположение элементов в системе. Связи в педагогической системе не похожи на связи между другими динамическими системами. Целесообразная деятельность учителя проявляется в органическом единстве со значительной частью средств труда (а иногда со всеми). Результат процесса напрямую зависит от взаимодействия учителя, используемых технологий, ученика.

Взаимодействие учителя и воспитуемого в педагогическом процессе, наиболее полно отражено в понятии «педагогическое взаимодействие», которое включает в себя единство педагогического воздействия, его активное восприятие, усвоение объектом, проявленную собственную деятельность человека в воздействии на себя (самообразование). В ходе педагогического взаимодействия проявляются различные связи между предметами и объектами образования. Информационные коммуникации особенно распространены, проявляются в обмене информацией между воспитателями и приемными детьми, организационными и деятельностными отношениями. Очень важны отношения управления и самоуправления в педагогическом процессе. Успешный ход всего процесса во многом зависит от их правильного соотношения. В свою очередь управленческие отношения основаны на информационных, организационных, деятельностных и других типах отношений.

При анализе педагогического взаимодействия необходимо также учитывать причинно-следственные связи, выделяя среди них особо важные. Например, выявление особо важных причин недостатков и успехов в педагогическом процессе позволяет нам более успешно проектировать новые этапы его совершенствования. Там, где это рационально, полезно определить функциональные связи между педагогическими явлениями, описав их в математически правильной форме. Но в то же время особенно важно соблюдать требования к ведущей роли качественного анализа педагогических явлений, поскольку чрезвычайная сложность и многофакторный характер этих процессов часто не поддаются правильному математическому описанию.

Понятие о воспитании как целостном педагогическом процессе.

Развитие человека требует организации двух взаимосвязанных процессов - обучения и воспитания. Эти два процесса имеют разные задачи и поэтому, пересекающиеся друг с другом, а иногда даже совпадающие во времени, принципиально отличаются друг от друга методами и формами организации. Рассмотрим основные теоретические проблемы воспитания и образования.

Воспитание является относительно независимым процессом с рядом особенностей:

  • Во-первых, воспитание детей - это целенаправленный процесс. Воспитание становится эффективным, когда учитель конкретно определяет цель образования, к которой он стремится. Наибольшая эффективность достигается, когда ученик знает и понимает эту цель, и он соглашается ее принять.
  • Во-вторых, образование - это многофакторный процесс. При его реализации учитель должен учитывать и использовать огромное количество объективных и субъективных факторов. Личность подвержена множеству различных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, который требует корректировки. Многофакторность объясняет влияние неоднозначности результатов обучения.
  • В-третьих, личность учителя играет огромную роль в процессе воспитания: его педагогическое мышление, черты характера, личные качества, ценностные ориентации.
  • В-четвертых, образовательный процесс характеризуется отдаленностью результатов от момента непосредственного образовательного воздействия. Воспитание не дает мгновенного эффекта. Его результаты не настолько ощутимы, они не так отчетливо раскрываются, как, например, результаты учебного процесса.
  • В-пятых, особенностью педагогического процесса является его преемственность. Обучение, осуществляемое в ходе педагогического процесса, представляет собой процесс систематического взаимодействия педагогов и учащихся. Одно событие, каким бы ярким оно ни было, не может сильно повлиять на поведение образованного человека, в частности студента. Если процесс обучения не является регулярным и идет от случая к случаю, то учитель должен заново объединить то, что уже освоено учеником, а затем забыто.

Обучение, как интегрированная система, содержит много взаимосвязанных элементов: цель, образовательную информацию, средства педагогического общения учителя и учеников, формы их деятельности и способы реализации педагогического руководства учебой и другие виды деятельности и поведения ученики.

Системообразующая концепция процесса обучения как системы является целью обучения, деятельности учителя (преподавания), деятельности учащихся (обучения) и результата. Переменные компоненты этого процесса являются элементами управления. Это включает:

  • Содержание учебного материала;
  • Методы обучения;
  • Материальная подготовка (визуальные, технические, учебные пособия и т. д.);
  • Организационные формы обучения как процесс учебной деятельности студентов.
  • Учебный процесс рассматривается в дидактике как занятие, и поэтому в нем хорошо видно: анализ исходной ситуации, определение и постановка цели обучения и ее принятие учащимися;
  • Планирование работы, подбор содержания и средств достижения цели - представление нового фрагмента учебного материала различными способами и его осознанное восприятие;
  • Осуществление учебно-воспитательной работы, организация совместной работы преподавателей и студентов;
  • Организация обратной связи, контроль и корректировка работы по усвоению содержания материала и самоконтроля;
  • Анализ и самоанализ, оценка результатов обучения;

 

Подготовка и работа учеников вне школы

 

В целостном педагогическом процессе отчетливо проявляется специфика форм обучения и воспитания. Если в обучении используются в основном уроки, семинары, практические, лабораторные работы, трудовые учебные задания и т. д., то образовательный процесс характеризуется образовательной деятельностью коллективного характера, выполнением заданий, различными видами общественно-полезной работы, индивидуальными образовательными воздействиями.

В учебном процессе ведущая роль принадлежит учителю, который опирается на ученический коллектив в своей работе, привлекая его к взаимодействию, необходимому для развития интереса к учебе, ответственности, дисциплины. В образовании (с его умелой постановкой) коллектив, его актив, с помощью учителей и воспитателей, является доминирующим.

В действующей программе курса педагогики выделяются три основные группы методов обучения:

  1. Методы формирования сознания личности (взгляды, убеждения, идеалы). К ним относятся лекции, рассказы, доклады, беседы, споры, конференции и т. д.
  2. Методы организации деятельности и формирования опыта социального поведения. К ним относятся педагогические требования, задания, создание учебных ситуаций.
  3. Методы стимулирования активности и поведения. К ним относятся методы продвижения, соревнования, порицания.

Формирование убеждений, норм, правил, идеалов, общественно значимых отношений, установок, мотивов, методов и правил социально ценного поведения преобладает в воспитательном содержании. Но процесс обучения одновременно влияет на воспитание личности, служит прямым фактором, стимулирующим активность учащихся в обучении.

Таким образом, в классификациях, которые мы сравниваем, и образование, и обучение имеют много общего. В обоих случаях за основу берется организация деятельности и общения. Только в обучении акцент делается на учебно-познавательной деятельности при использовании всех других ее типов, а в процессе обучения - на социальной активности в ее самых разнообразных формах. Оба процесса одновременно влияют на сознание, деятельность, отношения, волю и эмоции человека и ведут к общему развитию. Но первый из них в основном затрагивает интеллектуальную, а второй - мотивационную и деятельно-эмоциональную сферы.

 

Движущие силы педагогического процесса, педагогическое образование социальной личности

 

Движущей силой развития и совершенствования целостного педагогического процесса являются противоречия. Они делятся на:

Объективные

Противоречия между уровнем развития ребенка, состоянием его знаний, умений и растущих жизненных требований. Это преодолевается путем непрерывного образования, интенсивного обучения, трудового, гражданского, физического, нравственного воспитания.

Внутренней движущей силой педагогического процесса является противоречие между требованиями, выдвигаемыми познавательным, трудовым, практическим, общественно-полезным характером, и реальными возможностями их реализации. Следовательно, задача учителя состоит в том, чтобы овладеть умением хорошо изучать студенческую и педагогическую группы, а также отдельных ее членов, умело проектировать близкие, средние и отдаленные перспективы развития и превращать их в конкретные задачи, которые постоянно возникают  между активным характером ребенка и социально-педагогическими условиями жизни.

Субъективные

Противоречия между индивидуальным творческим процессом формирования личности и массовой репродуктивной природой организации педагогического процесса. Постоянные изменения в общественной жизни, появление новых ситуаций, взаимоотношений, требований к детям делают невозможным создание неизменной педагогической системы, абсолютно совершенной педагогической целостности. Между растущей ролью гуманитарных дисциплин в развитии человека и тенденциями технократизации педагогического процесса.

 

Вывод:

 

Педагогический процесс характеризуется целями, задачами, содержанием, методами, формами взаимодействия педагогов и приемных детей, достигнутыми результатами. Это составляющие системы: целевой, содержательный, деятельный, результативный.

Целевой компонент процесса включает в себя все разнообразие целей и задач педагогической деятельности: от общей цели - всестороннего и гармоничного развития личности - до конкретных задач формирования индивидуальных качеств или их элементов.

Целевой компонент отражает значение, вложенное как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, а компонент деятельности отражает взаимодействие учителей и приемных детей, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которого не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе также называют процедурным, организационным или организационно-управленческим. Наконец, эффективная составляющая процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые результаты в соответствии с поставленной целью.

Содержательный компонент учебного процесса является обучение, воспитание - воспитание и т. д. Но каждый из этих процессов также выполняет связанные функции в целостном процессе: воспитание выполняет не только образовательные, но и развивающие и воспитательные функции, а образование немыслимо без сопутствующее воспитание и развитие.