Понятие и виды принципов права

Предмет: Правоведению
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 23.11.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по гражданскому праву на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по правоведению

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Понятие права и его признаки
Сущность и содержание права
Понятие, признаки, структура нормы права
Понятие и виды правовых норм

 

Введение:

Тема права сегодня очень актуальна, так как знание теории права развивает правовое мышление. Право это система норм, утвержденных государством, обязательных для всех членов общества. Он усиливает отношение к собственности, регулирует деятельность представительных органов, государственных органов, определяет меры по борьбе с преступлениями и правонарушениями. 

Актуальность данной темы обусловлена ​​тем, что всегда важно понимать особенности предмета, его значение и сущность. Теория государства и права это изучение государства и права, их взаимосвязи и содержания. 

Разъясняя признаки и функции права, можно понять социальную цель права.

Понятие и признаки права

За всю историю существования права не было единого общего определения права, которое подходило бы всем, поскольку это очень сложное и многомерное явление. Даже в русском языке слово «закон» используется в разных значениях («правила поведения», «правда», «справедливость» и т. д.). 

Следует отметить, что в современной юридической науке существует в основном три подхода к пониманию права:

  1. нормативные;
  2. социологический;
  3. философский.

Нормативный подход интерпретирует право как совокупность стандартов, защищаемых государством. Таким образом, основной упор делается на нормативность права, его формальную определенность и обеспечение государственного принуждения. Положительным моментом такого подхода является то, что он ориентирован на соблюдение законов, дает точные критерии тем, кто применяет закон они должны соблюдать действующие законы.

Негативным моментом в нормативном подходе является то, что государство объявляется основным источником правовых норм и, следовательно, то, что оно создает, является правом. Отсюда игнорирование содержания права, степени свободы личности и соответствия правовых норм потребностям общественного развития. Нормативный подход основан на теории позитивного права, которая определяет закон и право, и считает, что человек получает свои права не от абстрактного характера, а в силу закрепления этих прав в законе. 

Социологический подход интерпретирует право как регулируемые им общественные отношения. Сторонники такого подхода считают, что закон следует искать не в нормах, а в самой жизни. В то же время они проводят различие между правом и правом, но считают, что верховенство права, выходящее за пределы регулируемых им социальных отношений, теряет свои регулирующие свойства. Другими словами, при таком подходе право рассматривается не как система абстрактных норм, а как сеть конкретных правовых отношений, как норм, фактически применяемых на практике.

Такой подход не дает четких руководящих принципов для правоохранительных органов и таит в себе опасность произвола, «свободного» обращения с законами. Это применимо в основном в законотворчестве и служит руководством для законодателя, который должен анализировать, что действительно развивается на практике, какие нормы применяются, а какие нет. 

Философский подход связывает право с мерой свободы и справедливости. Эта позиция основана на теории естественного права, которая различает право и право. Более того, право трактуется как высшая идея концепции справедливости и свободы вечных идеалов человечества. Если государственные постановления не соответствуют идеям свободы и справедливости, то они не являются правом. Это различает юридические и нелегальные законы. Этот подход обеспечивает руководство для законодателя, который при создании новых правил должен опираться на столь высокую идею справедливости и свободы. Тем не менее, правоохранительные органы являются обязательными для правоохранительных органов, а не закона. 

Все три подхода имеют право на существование, так как они подчеркивают ту или иную особенность права и форму его выражения. Закон может существовать как в форме норм (нормативного подхода), так и в форме общественных отношений, порождая правовые нормы и переживая, и, в свою очередь, влияние этих норм, и, наконец, в виде идеи, правосознание и идеи о законе. 

Право это единая система норм, обязательных для всех членов общества.

Право в узком смысле этого слова представляет собой систему общеобязательных социальных норм, установленных или утвержденных государством; в более широком смысле понятие права охватывает правовые отношения и основные права гражданина, защищенные и защищаемые государством. В государственно-организованном обществе закон консолидирует имущественные отношения, механизм экономических отношений, выступает регулятором мер и форм распределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право); регламентирует формирование, порядок деятельности представительных органов, государственных органов (конституционное право, административное право), определяет меры по борьбе с посягательствами на существующие общественные отношения и порядок разрешения конфликтов (уголовное право, процессуальное право), затрагивает многие формы межличностных отношений отношения (семейное право). 

Функции закона

Функция права относится к основным направлениям влияния верховенства права на общественные отношения, поведение и сознание людей.

Закон, в первую очередь, выполняет регулирующие и защитные функции.

Регуляторная функция. Он заключается в упорядочении общественных отношений, которые представлены в виде прав, обязанностей, ответственности и задач. Важнейшим средством регулирования общественных отношений является соглашение. 

В рамках функции регулирования выделяются две подфункции: статическая регуляция и динамическая регуляция.

Нормативная статическая функция выражается в воздействии закона на общественные отношения путем закрепления их в различных правовых институтах. Это одна из задач (целей) правового регулирования. Прежде всего, закон юридически закрепляет, возводит в категорию четко регулируемые общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответствуют интересам его большинства или сил власти. 

Решающая роль в выполнении статической функции принадлежит институтам прав собственности, правовая сущность которых заключается в консолидации экономических основ социальной структуры. Статическая функция четко выражена в ряде других институтов (включая институты политических прав и обязанностей граждан, выборочного, авторского и изобретательского нравов). 

Регулирующая динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем формализации их движения (динамики). Он воплощен, например, в институтах гражданского, административного, трудового права, посреднических процессах в экономике и других сферах общественной жизни. Регулирующая функция закреплена в Конституции Российской Федерации. 

Функция безопасности. Он направлен на защиту и защиту самых важных для общества отношений. Более того, право объявляет их неприкосновенными и стремится вытеснить, устранить, нежелать, чуждые обществу отношения. Эта функция имеет задачу обеспечения соблюдения требований законов, установления верховенства закона в обществе. Он заключается в установлении мер ответственности за превышение прав или неисполнение обязанностей. Ряд ученых считают, что основной целью защитной функции закона является вытеснение явлений, чуждых обществу. Защитная функция закреплена в Уголовном кодексе Российской Федерации. 

Помимо вышесказанного, закон также выполняет политические, образовательные, идеологические и другие функции.

Политическая функция право является регулятором, который организует политическую систему общества, устанавливая правила взаимоотношений между ветвями власти и государственными организациями.

Воспитательная функция формирует политико-правовую культуру и политико-правовое сознание, воспитывает граждан в целях соблюдения закона.

Теоретическая функция выражается в ее способности описывать и объяснять значительную юридическую практику, правовые системы, реальные явления и процессы.

Методологическая функция оказывает непосредственное влияние на процесс исследования путей и средств познания предмета права.

Идеологическая функция воплощена в марксистской теории, в которой право рассматривается как публичное или как правоотношение.

Информационная функция позволяет информировать людей о требованиях, предъявляемых государством к поведению отдельных лиц, сообщать о тех объектах, которые защищены государством, какие действия и действия признаны общественно полезными или, наоборот, противоречат интересам общества.

Есть еще одна точка зрения на функцию права. По словам американского юриста Лоуренса Фридмана, основной функцией права является социальный контроль поведения человека в обществе. Правовая система рассматривается как часть системы социального контроля. 

Еще одна функция это урегулирование споров, конфликтов. Следующая функция это перераспределение товаров и услуг между людьми. Функция социальной защиты заключается в том, что закон можно рассматривать как мускулы и скелет общества. Закон защищает права каждого. 

Таким образом, закон представляет собой совокупность общеобязательных норм, санкционированных государством и основанных на применении государством при его реализации.

Рассмотрим формы реализации функций права. Существует три формы реализации функций права: информация, ориентация и правовое регулирование.

Информационная форма для реализации функций закона состоит в том, чтобы информировать получателей о требованиях государства, касающихся поведения людей, иными словами, довести до их сведения, каковы возможности, объекты, средства и методы достижения общественно полезных Цели в обществе, которые одобрены или разрешены государством и, наоборот, противоречат интересам общества, государства и граждан.

Источники, из которых граждане получают информацию о содержании верховенства закона, могут быть самыми разными: официальные источники, средства массовой информации, юрисконсульты, юристы, другие лица, занимающиеся адвокатской деятельностью, это могут быть лидеры разных уровней, друзья, знакомые родственники, популярная юридическая литература и ряд других.

Правосознание имеет большое значение, но сегодня его уровень значительно отстает от потребностей социального развития и нуждается в значительном увеличении. Это обстоятельство имеет особое значение в периоды интенсивного обновления законодательства. Поэтому гражданам объективно необходимо получать правовую информацию о действующем законодательстве, о внесении изменений, дополнений, исключений из него, о новых законах и т. д. не случайно, что в повестку дня была поставлена ​​задача организовать правовое комплексное образование в качестве единой общенациональной программы. охватывая все слои населения, весь персонал в центре и на местах. 

Следующей, не менее значимой формой реализации функций права является ориентационное воздействие. Дело в том, что важно не только знание верховенства права, но и развитие позитивных правовых установок среди граждан, которые формируют правовую ориентацию, которая является результатом ориентационного правового влияния. 

Сущность правовой базы в правовой сфере может быть определена как предрасположенность человека к восприятию норм права, его оценка, готовность совершить действие юридического значения или как вероятность того или иного поведения (деятельности) в данной сфере правового регулирования.

Ориентационное правовое воздействие состоит из набора правовых установок и представляет собой двоякий процесс: формирование отношений с одной стороны и их влияние на правовое поведение граждан с другой.

Центральное место в системе правового влияния занимает правовое регулирование6. Это осуществляется с помощью специальной системы правовых средств, которые в совокупности образуют механизм правового регулирования. 

Эффективность реализации функций права в этой форме зависит от разъяснения следующих основных положений:

  • условия для эффективности регулирования;
  • процесс правового регулирования;
  • результаты социального регулирования.

Условия эффективности правового регулирования делятся на объективные и субъективные.

Объективными условиями являются: социально-экономический статус, экономическая система, формы собственности и тому подобное.

Субъективные условия включают в себя: научную обоснованность необходимости регулирования, выбор наилучшего варианта регулирования, своевременность законотворчества, совершенствование действующего законодательства, обеспечение стабильности правового регулирования, ясность, ясность правовых требований, активность закона правоохранительные органы при выполнении требований законодательства и ряд других. 

Процесс правового регулирования состоит из трех взаимосвязанных этапов:

  1. Первым этапом является регулирование общественных отношений (их регулирование), то есть разработка и принятие правовых норм.
  2. Второй этап возникновение субъективных прав и правовых обязательств (возникновение правовых отношений). Смысл этого этапа заключается в переходе от общих предписаний норм к конкретной модели поведения конкретных лиц. 
  3. Третьим заключительным этапом процесса правового регулирования является реализация верховенства права (правовой результат регулирования). Он заключается в фактическом использовании физическими лицами своих субъективных прав, исполнении обязанностей, соблюдении запретов. 

Социальный результат регулирования это, главным образом, влияние в экономической, политической и духовной сферах. Это может выражаться в закреплении определенных отношений, их развитии, искоренении нежелательных явлений. 

Принципы права

Закон построен и функционирует на основе определенных принципов, выражающих его сущность и социальную цель. Они отражают основные свойства и особенности права, придавая ему качество государственного регулятора, меры свободы и справедливости в общественных отношениях. 

Принципы прав являются основными отправными точками, которые юридически закрепляют объективные законы общественной жизни. Они накапливают в себе наиболее характерные черты права, определяют его правовую природу. Принципы права лежат в основе верховенства закона государства, всех органов государственной власти. Руководствуясь ими, государство обеспечивает социально-экономические, политические и личные права и свободы своих граждан, гарантирует выполнение ими законных обязанностей. 

Принципы права пронизывают все правовые нормы, являются ядром всей системы государственного права. Отсюда их решающее значение для регулирования общественных отношений, для юридической практики. Строгое и точное выполнение требований закона означает в то же время последовательную реализацию заложенных в нем принципов. Поэтому при решении конкретных юридических дел необходимо прежде всего руководствоваться принципами права. Это служит основой для правильного применения правовых норм, принятия обоснованных и правовых решений. 

Принципы права могут быть конкретно закреплены в общих правовых нормах в конституциях, преамбулах законов, кодексах или представлять собой саму сущность права, проникая во внутреннее содержание правовых норм.

Принципы права объективно определяются характером общественных отношений, на которых основана определенная система права. Это означает, что каждая система общественных отношений регулируется не произвольно, а в соответствии с объективными требованиями, которые отражаются в системе права и составляют ее сущность. Характер принципов конкретной правовой системы не может быть определен в отрыве от социально-экономических условий, структуры и содержания государственной власти, принципов построения и функционирования всей политической системы общества. 

Понятие и виды принципов права

Типы принципов права. Принципы права делятся на типы, в зависимости от того, в какой сфере верховенства права они применяются. Существуют три основные группы принципов права: общие, межотраслевые и отраслевые. 

Общие принципы это основные принципы, определяющие наиболее значимые признаки права в целом, его содержание и особенности как регулятора совокупности общественных отношений. Они применяются ко всем правовым нормам и действуют одинаково во всех отраслях права, независимо от характера и специфики регулируемых ими общественных отношений. 

Общие принципы включают в себя:

  1. Принцип социальной свободы. Основным началом правового регулирования в цивилизованном государстве является предоставление его участникам максимальной свободы выбора форм работы, профессии, места жительства, возможность пользоваться различными социальными услугами государства и частных лиц, свободно управлять своими трудовыми доходами, участвовать в распределении общих социальных пособий, иметь право на свою долю в общем произведенном продукте, быть защищенным от безработицы и других социальных конфликтов. Этот принцип обеспечивает социальную безопасность личности, дает реальные гарантии свободной и безопасной жизни. Все государственные органы обязаны обеспечивать и защищать права и свободы человека как высшие социальные ценности. 
  2. Принцип социальной справедливости. Этот принцип имеет моральное содержание. Он обеспечивает соответствие между практической ролью людей в обществе и их социальным статусом, между их правами и обязанностями, между работой и вознаграждением, преступностью и наказанием, человеческими заслугами и их социальным признанием. С помощью закона достигается наиболее оптимальная пропорциональность между возможным и правильным поведением и оценкой его результатов. Правосудие также является одним из ведущих принципов в практике правового регулирования при решении конкретных юридических дел (например, при назначении пенсии, выделении жилья, определении меры уголовного наказания). 
  3. Принцип демократии. В правовом государстве этот принцип пронизывает всю правовую систему. Он находит прямое выражение в правовых нормах, регулирующих организацию и деятельность органов государственной власти, определяющих правовой статус личности, характер ее взаимоотношений с государством. 
  4. Принцип гуманизма. Начала гуманизма являются общими для всех цивилизованных правовых систем. Они раскрывают одну из важнейших ценностных характеристик права. Право устанавливает и действительно гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы каждого человека: право на жизнь, право на собственность, право на здоровье, право на личную свободу и безопасность, право на защиту своей чести и репутации, защита от любого произвольного вмешательства в сферу личной жизни иное. 

Гуманизм правовых норм также выражается в том, что они гарантируют неприкосновенность личности: никто не может быть подвергнут аресту или незаконному задержанию, кроме как по решению суда или с согласия прокурора; каждый имеет право на защиту, на справедливое и открытое разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом; все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение их достоинства; никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство наказанию. 

Принцип равенства (равенство всех перед законом). Этот принцип закреплен во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах о правах человека и в конституционных законах большинства стран мирового сообщества. Эти правовые акты провозглашают равенство всех граждан перед законом, их равное право защищать закон независимо от национального или социального происхождения, языка, пола, политических и других убеждений, религии, места жительства, имущественного положения или других обстоятельств. Никакие люди, социальные слои и группы населения не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону. 

Единство законных прав и обязанностей. Суть этого принципа выражается в органическом общении и взаимозависимости, законных правах и обязанностях участников общественных отношений: государства в целом, его органов, должностных лиц, граждан и различных объединений. При такой организации общественных отношений право на использование определенного общественного блага соответствует обязательству совершать общественно полезные действия в интересах других. Говорить о реальности права возможно только при наличии соответствующего юридического обязательства. Таким образом, право гражданина на судебную защиту реализуется через обязательство судов обеспечить такую ​​защиту; право гражданина на социальное обеспечение в старости, в случае болезни или инвалидности гарантируется государством в лице его специальных органов, которые обязаны выплачивать им пенсии или пособия. В то же время закон устанавливает, что осуществление гражданином прав не должно противоречить правам других людей. 

Принцип ответственности за вину. В соответствии с этим принципом юридическая ответственность может быть возложена на лицо только в том случае, если он виновен в нарушении требований правовой нормы. Вина является ведущим принципом, определяющим основы юридической ответственности. При отсутствии вины в деянии лица меры юридической ответственности не могут быть применены к последнему. 

Принцип законности. Этот принцип носит наиболее общий, всеобъемлющий характер. Его содержание выражено в требовании строгого и полного выполнения требований правовых норм всеми юридическими лицами. Обеспечивая реализацию правопорядка, этот принцип одновременно способствует реализации на практике правового регулирования других общеправовых принципов: справедливости, социальной свободы, гуманизма. 

Следует отметить, что все общие принципы права тесно взаимосвязаны. Если действует принцип социальной справедливости, тогда устанавливаются гуманные отношения между людьми. И наоборот, реализация принципа гуманизма означает одновременно установление справедливых отношений в общественной жизни. Аристотель также отметил, что справедливость тесно связана с понятиями верховенства закона и равенства людей, поскольку справедливость выглядит как законная и равная, а несправедливость как незаконное и неравное отношение к людям. 

Межотраслевые принципы. Это такие руководящие принципы, которые выражают характеристики нескольких смежных отраслей права (например, уголовный процесс и гражданский процесс). Общими принципами этих отраслей права являются, например, коллегиальность при рассмотрении уголовных и гражданских дел, гласность судебного процесса. В то же время смежные (общие) отрасли права полностью распространяются на общие правовые принципы. Они появляются отдельно в каждой отрасли и интегрированы в межотраслевые принципы. 

Отраслевые принципы. Они характеризуют наиболее существенные признаки той или иной отрасли права (например, административной или гражданской). Принципами гражданского права являются равенство сторон в имущественных отношениях, обеспечение договорной дисциплины и др. Содержание отраслевых принципов более подробно рассмотрено при изучении соответствующих отраслевых юридических дисциплин. 

Заключение

Теория государства и права является неотъемлемой частью социальной науки, идеологической основой практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории. 

Право, как и государство, относится не только к самым важным, но и к самым сложным социальным явлениям.

Пытаясь понять, что такое закон и какова его роль в жизни общества, даже римские юристы обратили внимание на тот факт, что он не ограничен каким-либо одним признаком или значением. Правильно, один из них написал, используется в нескольких смыслах. Во-первых, закон означает, что «всегда справедливо и хорошо», таков естественный закон. В другом смысле закон состоит в том, что «это полезно для всех или многих в любом государстве, что такое гражданское право». 

С развитием общества и государства люди, конечно же, изменили понятие права. Есть много разных юридических идей, теорий и предложений. 

Споры о понятии права, а также о взаимоотношениях государства и права, права и права имели место не только в далеком историческом прошлом. Они продолжались в XX веке. Есть также обсуждения в настоящем. Современные ученые, как и их предшественники, выделяют в основном два подхода и два разных определения права. 

Один из этих подходов, называемый позитивистским, фокусируется не только на неразрывной связи между государством и законом, но и на том факте, что государство является единственным, исключительным источником права. В этом случае право определяется только как «система общеобразовательных, формально определенных, обязательных для государства норм, выражающих государственную волю правящего класса, возведенную в закон и выступающую в качестве классового регулятора общественных отношений». 

При таком подходе закон полностью или почти полностью отождествляется с законом, а точнее с нормативно-правовыми актами, исходящими от государства и предоставляемыми государством.

Другой подход к праву является непозитивистским; оно не так жестко, как первое, связывает концепцию права с концепцией государства. В то же время право рассматривается как «претендующий на универсальность и общеобязательный социальный институт нормативного регулирования общественных отношений с целью разумного устройства общежития человека путем определения меры свободы, прав и обязанностей и воплощения в обычаи, традиции, прецеденты, решения референдумов, корпоративные, государственные и международные нормы правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения природной среды». 

При таком подходе к закону последнее не отождествляется с законом и подзаконными актами. Закон считается законным, только если он несет в себе идеи добра, справедливости, гуманизма, если правовой идеал «встроен» в его содержание. 

Это одна из основных причин того, что этот подход, несмотря на его очевидную привлекательность, в реальной жизни на практике встречается реже и применим, чем первый, позитивистский подход.

Использование последнего и неразрывная связь государства с законом, и, наоборот, теоретически и практически исходят из предположения, что право в реальной жизни не только в форме общеобязательных правил поведения (норм), которые прямо издаются или утверждаются (утверждаются) государством. За их нарушение к нарушителю применяются различные меры государственного воздействия. 

Государство и закон взаимозависимы, но в то же время они относительно независимы друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение, и если оно не выполняет требования, содержащиеся в них, использует принудительную силу, то право, в свою очередь, активно влияет на государство, устанавливая правила поведения, в целом обязательные для всех его органов, чиновники и организации. С помощью правовых норм устанавливается их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливаются их структура, порядок деятельности и взаимоотношения. 

Знание теории права является основой для развития правового мышления, включает в себя правовой анализ событий, умение общаться с представителями разных профессий, кроме того, теория права расширяет общие политические горизонты, помогает понять текущая политическая ситуация в стране и на международной арене.