Понятие и виды правовых систем

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Основные теории происхождения права
Понятие и классификация социальных норм
Юридическая ответственность: понятие и виды
Система российского права: понятие и структурные элементы


Введение:

Разнообразие форм организации жизни общества, его правовое регулирование, установление норм поведения для членов общества привело к разнице в подходах к формированию правовых систем и самих правовых систем.

Исторически под влиянием различных факторов сложившаяся государственность также предполагала формирование своего собственного закона, который был бы присущ ей в соответствии с обычаями и моральными нормами, преобладающими на данной территории.

Подходы к организации права оказались разными для каждой страны, однако спустя многие годы, на современном этапе развития права, мы можем классифицировать эти системы. Разнообразие правовых систем во многом зависит от особенностей метода юридического образования. В юридической науке такая классификация осуществляется на историко-территориальной основе или, точнее, на национальной основе.

Проблема классификации на определенные группы или, как указывают некоторые авторы, семейство правовых систем, является одной из основных проблем сравнительной юриспруденции, которая долгое время привлекала внимание компаративистов всего мира.

При поиске классификации использовались различные факторы, а не только перечисленные выше. Они могут включать: этническое, расовое, географическое, религиозное, а также разделение в соответствии с правовой техникой и стилем права.

Очень мало работ посвящено актуальной доктрине правовых систем. При всем многообразии и множественности существующих позиций и точек зрения условно можно выделить два основных направления классификации современных правовых систем, каждое из которых, в свою очередь, имеет несколько разновидностей с определенными характеристиками.

Первое направление наиболее четко представлено в концепции правовых семей французским компаративистом Р. Давидом, второе - в концепции «правового стиля» западногерманского юриста К. Цвайгера.

В реальной жизни правовые системы отличаются большим разнообразием, спецификой и уникальностью.

В то же время при всем разнообразии характеристик, факторов и путей развития национальных систем крайне важно, чтобы исходные точки их развития были связаны с характером и уровнем дифференциации права и социального регулирования в данной стране как в целом и тем более с доминирующим положением (в соответствии с особенностями социально-политической ситуации, политического режима) того или иного элемента правовой системы.

Изучение различных правовых систем имеет большое значение для юридической науки.

Следует также отметить, что правовые системы не стоят на месте. Они развиваются и оптимизируются каждый год. Они часто превращаются в другую качественную форму. Имея опыт, накопленный на протяжении веков, государства пытаются создать наиболее эффективную форму организации правовой системы, однако вовсе не забывая о своих национальных, исторических традициях. Чтобы повлиять на развитие права, необходимо его изучить. Более того, нельзя ограничиваться только собственным внутренним законодательством. Необходимо учитывать опыт и практику других стран, принадлежащих как к одной правовой системе, так и к другим.

Целью моей курсовой работы является изучение особенностей современных правовых систем, закономерностей их формирования и развития.

Понятие правовой системы

Правовая система представляет собой специфический исторический комплекс законодательства, юридической практики, доминирующей правовой идеологии и других форм проявления правовой реальности в конкретном государстве. Особенность каждой правовой системы определяется конкретным историческим развитием, спецификой культуры, религии, обычаев, традиций. Чтобы понять правовую систему, ключевыми категориями являются «правовое мышление», «законотворчество», «правоприменение».

Поэтому понятие «правовая система» охватывает три блока правовых явлений:

  1. система взглядов, идей, восприятий, теорий, формирующих правовую культуру и правосознание;
  2. нормативная база, система права;
  3. система осуществления права (правовые институты). Эту концепцию следует отличать от концепции «системы права».

Система права является внутренней структурой права как важнейшего элемента правовой системы. Они связаны как часть и целое. Помимо права, в правовую систему входят: законотворчество, правосудие, юридическая практика, правоотношения, правовые институты (суд, прокуратура, адвокатура и т. д.), правосознание, правовая идеология. Те. он охватывает весь комплекс согласованных, взаимосвязанных правовых средств (явлений), с помощью которых государство оказывает регулирующее, организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения.

Ядром правовой системы является право. Это своего рода основа, поддерживающая структура правовой системы, без которой существование правовой системы немыслимо. Правовые нормы обеспечивают последовательность, единство, координацию между всеми элементами правовой системы. По характеру закона можно судить всю правовую систему. Все остальные элементы являются производными от закона. Все изменения в законодательстве неизбежно ведут к изменениям в правовой системе.

В современном мире обычно выделяют следующие правовые массивы: национальные правовые системы, правовые семьи, группы правовых систем. Национальная правовая система представляет собой специфический исторический комплекс права (законодательства), юридической практики и доминирующей правовой идеологии конкретной страны (государства). Национальная правовая система является элементом конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности. В отношении групп правовых систем и правовых систем национальные правовые системы выступают в качестве особого, индивидуального явления. В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем.

Правовые системы во многих странах имеют много общего, и термин «правовая семья» используется для обозначения этого явления. «Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, различающихся на основе общности их различных особенностей и особенностей».

Правовые системы, которые являются частью правовой семьи, имеют общую общность:

  1. источники права;
  2. структура права;
  3. исторический путь правового развития;
  4. понимание верховенства закона.

Их сходство обусловлено общим историческим развитием, постоянным взаимодействием и взаимопроникновением. Но степень взаимодействия и взаимосвязи может быть разной, и поэтому некоторые правовые системы имеют больше общего и сходства, чем другие.

Классификация правовых систем

Проблема классификации правовых систем является дискуссионной. Авторы приводят разные критерии классификации. Критерии должны быть конкретными, иметь объективный характер, при классификации по нескольким признакам - один должен быть основным, доминирующим. «При классификации необходимо учитывать факторы, которые непосредственно влияют на формирование общих черт различных правовых систем, а следовательно, и на выбор критериев их классификации». Одним из важнейших является экономический фактор. Страны с одинаковым типом экономики имеют гораздо больше общего в политической и правовой системах, чем страны с разными типами экономики. Но в рамках одного и того же типа экономики, в зависимости от уровня ее развития, между одними правовыми системами может быть больше сообществ, чем между другими. Другие важные факторы, влияющие на формирование общих черт, включают идеологические, религиозные, исторические, географические и демографические.

Рене Давид, известный исследователь в области сравнительного правоведения, выделяет два критерия классификации. Первый - технический. Это методы работы юристов, источники права, юридический словарь. Второе - это идеологические, то есть философские, политические, экономические принципы, отраженные в общих принципах материального права. Он выделяет три основных юридических семейства: романо-германские, также называемые континентальными или гражданскими; Англосаксонская, или семейная семья; социалист. Остальные законные семьи, среди которых мусульманская, еврейская, индуистская, легальная семья Дальнего Востока и африканских стран, он считает модификацией этих трех семей.

Дж. Мариман и Д. Кларк используют правовые традиции в качестве критериев и выделяют три основные правовые семьи: континентальную, обычную и социалистическую, а также «все остальные» правовые семьи. К последним относятся исламское, индуистское, еврейское, китайское, корейское, японское право и племенное право народов Африки.

Исследователь Г. Либесный как особый критерий классификации правовых систем, правосознания, традиций и обычаев. Он считает, что правовая система является неотъемлемой частью культуры, и поэтому глубокое понимание культуры позволяет нам определить наиболее важные особенности и характеристики правовых систем. Он выделяет только две группы основных правовых систем, каждая из которых оказывает огромное влияние на формирование и развитие других правовых систем. Это гражданское право и общее право. Они не являются однородными, они состоят из правовых систем, которые в разной степени отличаются друг от друга.

Особое внимание в настоящее время уделяется таким критериям, как общность их исторических корней, сходство стиля или модели правового мышления, сходство основных правовых институтов. Основываясь на этих критериях, П. Круз различает англосаксонскую, романо-германскую, социалистическую и правовую семьи смешанной или гибридной юрисдикции.

Немецкий ученый К. Зваргейт считает правовой критерий или стиль права главным критерием, охватывающим пять факторов с этим понятием: происхождение и развитие правовой системы, оригинальность правового мышления; специфика правовых институтов, сущность источников права и методы их толкования; идеологические факторы. Он выделяет восемь законных семей: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, исламский закон, индуистский закон, дальневосточный закон.

Некоторые зарубежные ученые выделяют только три основных источника социальных норм: политику, право и религиозные традиции, и на этом основании они различают три типа правовых семей: верховенство профессионального права, верховенство политизированного права и верховенство религиозного права.

К. Осакве предлагает следующую классификацию. В наиболее общем виде правовые системы подразделяются на религиозные и нерелигиозные. Религиозные подразделяются на мусульманские, еврейские, канонические и индийские. Нерелигиозные классифицируются как западные, квазизападные и незападные. «Суть различия между западным и незападным правом сводится к несоответствию их подходов к пониманию верховенства права и правовой культуры». Западные делятся на романо-германские, обычные и скандинавские. Квазизападная социалистическая правовая система. В рамках социалистической правовой семьи существовали относительно независимые группы: советская правовая система, правовые системы социалистических стран Европы, правовые системы социалистических стран Азии и правовая система Республики Куба.

Незападные юго-восточные, или азиатские, и африканские распространены.

Наиболее распространенная классификация основана на трех критериях: особенности исторического развития правовых систем, источники права, структура права. На основании этих критериев Морозова Л.А. выделяет десять правовых семейств: романо-германские, англосаксонские, славянские, латиноамериканские, скандинавские, мусульманские, индуистские, обычное (традиционное) право, дальневосточное и социалистическое.

Ни одна из классификаций правовых семей не является исчерпывающей для правовых систем мира, и поэтому в литературе можно найти множество типологических подразделений семей национального права.

Таким образом, в романо-германской правовой семье выделяется группа романского права, в зону которой входят правовые системы таких стран, как Франция, Италия, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния и т. д., и группа Немецкий закон, который включает в себя правовые системы Федеративной Республики Германия, Австрии, Венгрии и т. д. В англосаксонской правовой семье проводится различие между правовой системой Англии, США и законодательством бывших англоязычных колоний. Великобритания.

Однако любая классификация, следовательно, правовые семьи относительна. Это выражается в следующем.

Во-первых, при наличии в правовых массивах некоторых семей учреждений, отраслей и даже правовых систем, связанных по своей природе и характеру с другими правовыми семьями. Например, Соединенные Штаты являются частью англосаксонской правовой семьи, но правовая система Луизианы, которая ранее была колонией Франции, все еще сохраняет основные черты континентального, точнее французского права. Ситуация схожа с провинцией Квебек в Канаде.

Во-вторых, во взаимной конвергенции легальных семей, особенно романо-германских и англо-американских, что связано с глобализацией, углублением сотрудничества и взаимодействия между странами. В странах общего права появляются признаки, характерные для континентальной системы, например, возрастающая роль нормативных правовых актов. В странах континентального права получено американское право, т. е. Американизация некоторых отраслей и институтов правовой системы, что напрямую связано с промышленной, коммерческой, финансовой и другой экспансией.

В результате сближения возникают смешанные или «гибридные» правовые системы, объединяющие элементы общего и гражданского права. К ним относятся правовые системы Филиппин, Японии, Шотландии, Шри-Ланки, Камеруна.

Теперь давайте подробнее рассмотрим основные правовые системы.

  • англосаксонская правовая система;
  • романо-германская правовая система;
  • система мусульманского права;
  • система обычного права;
  • Социалистическая правовая система.

Англосаксонская правовая система

Эта правовая система является одной из самых распространенных в мире. Он охватывает такие страны, как Англия, США, Канада, Австралия, Северная Ирландия и многие другие. В настоящее время почти треть населения мира живет в соответствии с принципами, заложенными в этой законной семье, особенно в английском праве.

Англосаксонскую семью очень часто называют семьей общего права. Он отличается от других правовых семей, прежде всего, тем, что признает судебный прецедент в качестве основного источника права.

Подобная система восходит к средневековой Англии. Политика первых норманнских королей, начиная с Вильгельма Завоевателя, также была направлена ​​на соблюдение «старых и хороших англосаксонских обычаев». Таким образом, в это время уже появилась традиция стабильной исторической преемственности английского права, и роль главного гаранта соблюдения его норм была передана сильной королевской власти, формирующейся системе национальных королевских судов.

Формирование «общего права» страны было связано с постоянной деятельностью королевских путевых судей при Генрихе II (XII век). Прежде всего, речь шла о «судебном разбирательстве о короне», то есть о случаях, представляющих прямой интерес с точки зрения возможных доходов казны: о феодальных правах монарха, об обнаружении сокровищ, о подозрительных смертях и нарушения королевского мира, о злоупотреблениях королевских чиновников.

Кроме того, они рассмотрели «общее судебное разбирательство» или «судебное разбирательство с народом» по жалобам, полученным королем.

Путешествующие суды начали унифицировать местное обычное право и создавать «общее право» с помощью Королевской канцелярии, которая издала специальные приказы, как правило, по требованию потерпевшей стороны.

Другим источником формирования общего права была сама практика королевских судов. Записи о судебных делах, сначала в форме краткого, а затем подробного изложения сторон и причин вынесения решения, хранятся с момента учреждения института мировых судей. С начала 13-го века судебные протоколы начали публиковаться в Свитках судебных разбирательств. С середины XIII века эти сведения о важнейших судебных решениях судьи стали черпать из официальных отчетов - «Ежегодников». В 1535 году их заменили систематизированные судебные отчеты частных составителей.

Только с 30-х годов двадцатого века английское право претерпело последовательные преобразования во многих секторах. В этот и последующие периоды издаются законодательные акты, разграничивающие правовые нормы для наиболее значимых институтов гражданского и уголовного права. При издании таких актов законодатель не ставил перед собой задачу кодифицировать целые отрасли права: они вобрали в себя нормы, которые ранее были разбросаны по многочисленным ранее опубликованным законодательным актам, а также наиболее важные положения, сформулированные в нормах прецедентного права. В результате к концу 19-го и началу 20-го века большинство отраслей английского права были охвачены законодательным регулированием.

В результате законодательство стало более важным источником права, чем нормы, сформулированные в прецедентах. Однако возрастающая роль законодательства не означает, что судебный прецедент утратил свое значение как полноценный источник английского права. До сих пор сохраняется определенный круг правовых вопросов, которые напрямую регулируются нормами общего права (некоторые виды договоров, вопросы ответственности за нарушение обязательств и многие другие гражданские нарушения). Кроме того, одна из главных особенностей английской правовой системы заключается в том, что все недавно изданные законодательные акты мгновенно зарастают огромным количеством судебных прецедентов, без которых эти акты просто не могут функционировать нормально, поскольку прецеденты проясняют, разрабатывают и детализируют законодательные формулировки в мельчайших подробностях.

В последние годы английское право становится все более и более четко систематизированным.

Это история становления английского права. Английское право действительно занимает доминирующее место в англосаксонской системе права, и не только в самой Англии, где исторически сложилось общее право, но во многих других странах английское право продолжает оставаться моделью, от которой можно отклониться. ряд вопросов, но которые принято принимать во внимание и почитать.

Еще одним ярким представителем англосаксонской правовой семьи является американская правовая система, которая в своих основных чертах начала формироваться в колониальный период, то есть в 17-18 веках.

В каждой из 13 британских колоний в Америке применялись английские законы и нормы общего права, но со значительными ограничениями, что было связано с конкретными климатическими и геополитическими условиями (чрезвычайно низкая стоимость земли, удаленность многих населенных пунктов от нескольких административных центров нехватка профессиональных юристов и т. д.) ... Большинство колоний выпустили сборники действующего законодательства в каждой из них.

Первая из этих коллекций, опубликованная в Массачусетсе в 1648 году, отличалась от остальных тем, что правовые институты были расположены в алфавитном порядке, что послужило образцом для многих последующих публикаций американского права.

После борьбы за независимость и образования Соединенных Штатов в них были сохранены английские законы, действовавшие на момент независимости, но только в том случае, если они не противоречили Конституции и новым законам. В то же время нормы английского общего права, сформулированные в решениях британских королевских судов, продолжали действовать. На основании этих норм штаты разработали свои собственные системы общего права, которые были похожи друг на друга, но несколько различались, поскольку в каждом штате решения, принимаемые федеральными судами всех инстанций и высшим судебным органом штата, имеют В силу обязательного судебного прецедента, а решения судебных органов других государств имеют только «убедительный прецедент». Однако при необходимости американские суды отказываются следовать «устаревшим» прецедентам. закон социальной политики

Самое важное различие между американской правовой системой и английской - это предопределяющая роль конституции как основного источника права. Отношения между законодательством Конгресса и штата и общим правом неоднократно менялись за всю историю США. Основной тенденцией в развитии американского права является возрастающая роль законодательства при сохранении фундаментальной важности решений Верховного суда США.

Законодательство штатов, расположенных на территориях, захваченных у Мексики (Техас, Невада и др.), Раскрывает влияние испанской правовой системы.

В Соединенных Штатах, в отличие от Великобритании, законодательство стало гораздо более кодифицированным. Итак, еще в 1776 году штат Вирджиния поручил Джефферсону подготовить проект уголовного кодекса, который был принят в 1796 году.

Связь между федеральным законом и законодательством штата была определена в Конституции США, но она неоднократно претерпевала значительные изменения. Федеральное законодательство в настоящее время особенно важно как источник права в регулировании вопросов экономики, финансов, обороны, трудовых отношений, охраны окружающей среды и других национальных проблем, а также таможенных правил, межгосударственной торговли, авторского права и т. д. Возрастающая роль федеральных законов В последние десятилетия этому способствовали различные социальные программы, например, образование, помощь бедным, строительство дорог и т. д.

Федеральный закон США теперь публикуется в структурированной форме как Кодекс США, который состоит из 50 разделов, каждый из которых посвящен определенной отрасли права или крупному правовому институту (Раздел 7 - «Сельское хозяйство», Раздел 40 - «Патенты»).

С точки зрения своей структуры Кодекс неоднороден: некоторые его разделы представляют собой просто набор действий, схожих по содержанию, изданных в разное время и имеющих мало общего друг с другом; другие, напротив, включают кодексы законов для соответствующей отрасли права. Свод законов США переиздается каждые 6 лет. Принимая следующий закон, Конгресс США указывает, какое место он должен занять в Своде законов США, и какие изменения следует внести в этом отношении в соответствующие главы, разделы и параграфы действующего Кодекса.

Итак, подытоживая англосаксонскую систему права, становится очевидным, что, хотя судебный прецедент все еще имеет место в качестве полноценного источника права в этой правовой семье, он все больше уступает место нормативно-правовым актам.

Романо-германская правовая система

В романо-германской правовой системе преобладающая роль отводится праву, в отличие от англосаксонской правовой семьи, где одно из ведущих мест в качестве источника права принадлежит прецеденту.

В эту семью входят страны, в которых правовая наука возникла на основе римского частного права. Он «охватывает большинство африканских стран, все страны Латинской Америки, страны Востока, включая Японию, а также страны континентальной Европы.

Правовые системы последних подразделяются на две группы: римская и германская. Первая группа включает правовые системы Франции, Италии, Испании, Бельгии, Люксембурга и Голландии. Вторая группа включает правовые системы Германии, Австрии, Швейцарии и ряда других стран.

Теперь давайте попробуем рассмотреть каждую из этих двух групп на конкретном примере. Давайте возьмем самых выдающихся представителей: из романской группы - Франция, из германской - Германия.

Французская правовая система

Современная правовая система Франции в ее основных чертах сформировалась в период Французской революции 1789-1794 годов и в последующие годы, особенно в период правления Наполеона в качестве первого консула, а затем императора.

Важнейшие документы этой эпохи, которые предопределили дальнейшее развитие французского законодательства:

  1. Декларация прав человека и гражданина 1789 года.
  2. Ряд конституционных актов периода революции и кодификации важнейших отраслей права - пять кодексов Наполеона: Гражданский кодекс 1804 года, Гражданский процессуальный кодекс 1906 года, Торговый кодекс 1807 года, Уголовный кодекс Процедурный кодекс 1808 года и Уголовный кодекс 1810 года.

Большинство из этих актов сохраняют свою юридическую силу и по сей день. Например, Декларация прав человека и гражданских прав считается основной частью действующей Конституции 1958 года, а из пяти наполеоновских кодексов - трех (Гражданский кодекс, Торговый кодекс, ГК), хотя они претерпели значительные изменения в силу объективной необходимости. все еще действительны.

В дореволюционный период коллекции правовых обычаев, официально публикуемые с 16-го века, играли важную роль среди источников права, среди которых было около 700 коллекций местных обычаев и около 60 общих, действующих в одной или нескольких провинциях. Главную роль в них отводилась «таможне Парижа».

Французские правовые обычаи, записи которых сохранились с 5-го века, были сформированы под сильным влиянием римского и канонического права или обычного права древних германских племен. Однако со временем французские обычаи приобрели самостоятельный и противоречивый характер, что привело к попыткам объединить правовые обычаи, если не на всей территории Франции, то, по крайней мере, на территории ее крупных исторических регионов.

Наряду с правовыми обычаями, среди источников права в 17-м и 18-м веках, законы, изданные королевской властью, получают свою роль. Среди них большое значение имели подготовленные правительством Колберта таинства. Хорошо известное, хотя и гораздо меньшее влияние на кодификацию французского права во времена правления Наполеона и, следовательно, на дальнейшее развитие законодательства во Франции, имело нормы обычного права, прежде всего собранные в «Таможнях Парижа».

Составители наполеоновских кодексов, успешно использовав многовековой опыт французского права, произвели большие преобразования в области правового регулирования, которые оказались настолько адекватными экономике и социальным условиям капитализма, что они были воспроизведены в законодательства других стран или служить ориентиром при составлении соответствующих кодексов.

В современной системе источников права Конституция Французской Республики 1958 года, Декларация прав человека и гражданина 1989 года, а также содержащаяся в ней преамбула к Конституции 1946 года занимают центральное место.

Среди законодательных актов, изданных французским парламентом, особую роль играют «органические» законы, которые дополняют важнейшие конституционные положения. «Обычные» законы - акты парламента - регулируют либо отрасли права, либо отдельные правовые институты. «Обычные» законы включают коды, выполненные в традиционной наполеоновской манере. Изменения в эти кодексы также вносятся путем издания соответствующих законов, если законодательством не предусмотрено иное.

Нынешняя конституция 1958 года предоставляет широкие возможности для правового регулирования посредством издания актов исполнительной власти.

Наряду с классическими кодексами, в 20 веке широко распространена практика издания «сводных» законодательных актов по отдельным крупным отраслям правового регулирования. Эти правила также называются кодексами, они отличаются от «классических» тем, что они могут включать нормы, издаваемые не только законом, но и посредством «нормативных» актов. Сейчас во Франции таких кодексов несколько десятков - по трудовым, дорожным, налоговым, таможенным и т. д.

Немецкая правовая система

Основы правовой системы Германии были заложены после объединения в 1867 году ряда государств под властью Пруссии в состав Германской империи. В то же время довольно долгое время, до публикации соответствующих общегерманских законов, законодательных актов и правовых обычаев вступивших в него княжеств, продолжало действовать в Германской империи. Законы Пруссии, Баварии и Саксонии были взяты за основу. Земельный кодекс Пруссии 1794 года и Баварский уголовный кодекс 1813 года оказали большое влияние на развитие законодательства. Гражданские кодексы Франции находились под сильным влиянием территорий государств, которые позже стали частью Германской империи, в свое время оккупированной Наполеоном. При подготовке проектов общих германских законов их составители также учитывали нормы общего права, которые произошли от римского, канонического права и правовых обычаев древних немцев.

Конституция Федеративной Республики Германии 1949 года имеет решающее значение в системе действующего немецкого законодательства. Этот документ подробно регулирует отношения между федерацией и всеми ее 16 штатами, а также определяет систему и структуру государственных органов.

В законодательной сфере решающая роль принадлежит федерации, а земля остается для регулирования вопросов в соответствии с их компетенцией, связанной с культурой, образованием и т. д.

При толковании законов в Германии, в отличие от многих других стран, большое значение придается материалам комиссий для подготовки соответствующих актов.

Наряду с законодательными актами в качестве важных источников права признаются указы, издаваемые законом федеральным правительством, федеральными министрами или правительствами штатов.

Судебная практика в Германии традиционно не считается источником права. Сегодня в Германии признается важная роль Федерального конституционного суда и других высших судов, решения которых рассматриваются в качестве источника права как при применении закона, так и в случае неточностей или пробелов в законодательстве.

Теперь мы можем подвести итоги романо-германской правовой системы. Эта система основана на проверенных временем традициях римского частного права и обладает достаточной степенью определенности и систематизации.

Мусульманская правовая система

Основным источником права в мусульманских государствах по сей день являются религиозные писания: сунна, коран и т. д.

Мусульманское право как система сформировалось в 7-10 вв. в арабском халифате. Основное содержание мусульманского права - это правила поведения верующих, вытекающие из ислама и наказания (обычно религиозного характера) за несоблюдение этих указаний. Мусульманский закон распространяется только на мусульман. Но, тем не менее, даже в тех странах, где мусульмане составляют основную часть населения, он дополняется законами и обычаями, кодифицирован и модифицирован в связи с возникающими новыми общественными отношениями. В результате выполняются религиозные мусульманские законы и законы мусульманских государств.

В 1869 г. аль-Мажала была издана в качестве гражданского кодекса Османской империи. Он также действовал на территории Турции до 1926 года, в Ливане до 1932 года, в Сирии до 1949 года, в Ираке до 1951 года. Сейчас его деятельность частично сохраняется в Иордании, Израиле и на Кипре.

«Во второй половине 19-го века в мусульманских странах применялись уголовные, торговые, процессуальные и другие законы, отчасти основанные на приеме законов западноевропейских стран. Мусульманское право играло роль регулятора семьи, наследства и некоторых других отношений".

Отличительной чертой мусульманского права является то, что он является одним из многих аспектов религии ислама, который устанавливает определенные правила и объект веры, а также указывает верующим, что можно и что нельзя делать. Так называемый путь следования («шар» или «шариат») является самим мусульманским законом, и он уже диктует мусульманам правила поведения в соответствии с религией.

«Исламский закон основан на четырех источниках:

  1. Священная книга Корана, состоящая из высказываний Аллаха, адресованная последнему из его пророков и посланников, Мухаммеду;
  2. Сунна - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенный рядом посредников;
  3. иджма - конкретизация положений Корана, представленных крупными учеными-мусульманами;
  4. Кияс - рассуждения по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватывались предыдущими источниками мусульманского права. Такие суждения переданы юридическому, публичному характеру.

С самого начала ислам определял не только религиозные обряды, догматические и культовые черты, но и социальные институты, формы собственности, особенно право, философию, политическую структуру, этику, мораль и социальную психологию, хотя духовная сторона все еще была на первом месте. В отличие от христианства, которое отделилось от государства в XVI-XVII веках после буржуазных революций, ислам все еще остается государственной религией. Ислам как система социальных и религиозных взглядов сочетает в себе следующие элементы: религиозный культ и набор духовных и этических определений; система норм, регулирующих социально-экономическую структуру общества; общие принципы управления.

В странах с мусульманским законодательством конституция не считается основным законом, и эту роль играют Коран, Сунна, принципы консенсуса (иджма) и аналогии (кияс). Мусульманские юристы и богословы считают, что как религиозные, так и этические аспекты общественной жизни, отношения между гражданами, как между собой, так и с государством, подлежат регулированию Кораном и Шариатом. Они также утверждают, что эти нормы, освещенные волей Аллаха, имеют гораздо большее влияние, чем конституционные нормы, написанные человеком. Это как раз связано с тем, что в Саудовской Аравии нет письменной конституции, и ее место занимает Коран.

Конституционные принципы в мусульманских государствах начали формироваться во время англо-французской колонизации, а именно в 1861 году была принята первая конституция туи.

Сейчас существует период кодификации мусульманского права во многих странах, включая Пакистан, Индонезию, а в Турции с 1926 года он был полностью отменен. Во многих государствах исламское право конституционно считается основой законодательства. Он применяется по многим вопросам, но, особенно в гражданских отношениях, шариатские суды все еще сохраняются. В некоторых странах Центральной и Восточной Африки мусульманское право используется в качестве обычного права.

Хотя мусульманское право оказывает огромное влияние на правовые системы мусульманских государств, все еще существует тенденция применять такие источники права, как правовой обычай и нормативный правовой акт или законодательство.

Система обычного права

Новый закон молодых развивающихся государств, в силу особенностей их исторического развития, сочетается с мусульманским, индуистским правом, а также с обычным правом, которое до сих пор действует в довольно широкой сфере отношений. До сих пор большая часть населения африканского континента следовала многим нормам обычного права.

Термин «обычное право» чаще всего используется для обозначения традиционного права, которое существовало среди африканских народов до колонизации. За исключением нескольких примеров письменных источников отдельных племен, традиционное право представляет собой набор неписаных правил, передаваемых устно из поколения в поколение и не сформулированных в каких-либо юридических и литературных текстах.

Следует отметить, что существует множество традиций и обычного права народов Африки и даже племен, населяющих соседние географические районы.

Одной из характерных черт обычного права является то, что правовые и материально-правовые нормы неразрывно связаны, и при разрешении конфликтов стороны руководствуются прежде всего идеей примирения. Задача суда состоит не столько в том, чтобы устранить нанесенные обиды, восстановить гармонию в обществе и обеспечить его сплоченность.

Еще одна особенность обычного африканского права состоит в том, что оно регулирует отношения в первую очередь между группами или общинами, а не отдельными лицами.

В Африке было два основных типа судов, и иногда они действовали одновременно и параллельно. Таким образом, в отсутствие какого-либо централизованного органа власти в регионе дела о браке, опеке над детьми, наследовании, землепользовании решались в арбитражном порядке в составе старейшины и других влиятельных членов семьи или группы родственников. Если между соседями внутри одной общины возникали разногласия, то в качестве арбитров выступали старшие члены семьи, главы основных линий наследования и т. д. 

Другие типы судов функционировали как государственные структуры с соблюдением юридических формальностей. Они существовали в регионах с более или менее централизованной властью. Как правило, такие суды образуют иерархическую систему, начиная от самой низкой (например, суды мелких лидеров) и заканчивая самой высокой (суды основных лидеров).

После колонизации африканского континента в 19 веке. Английские, французские, португальские и бельгийские власти в основном стремились ввести в африканских странах закон, действующий в мегаполисе, и их собственную судебную систему. В колониях существовали колониальные суды с европейскими судьями, руководствуясь законодательством метрополии и колониального права, а также местные суды, где правосудие обычно осуществлялось местными лидерами, старейшинами, и решения принимались в соответствии с обычным правом. закон.

Новые конституции в настоящее время действуют в большинстве независимых африканских государств. Законодательная деятельность охватывает, прежде всего, такие отрасли современного права, как конституционная, обязательная, уголовная, судебная система.

Во многих штатах принят ряд прогрессивных норм, заимствованных из законодательства западных стран. В то же время деколонизация сопровождалась заявлениями о большой важности обычного права, необходимости его сохранения.

Таким образом, традиционное африканское право, несомненно, постепенно теряет, а в некоторых случаях уже утратило свое регулирующее значение. По своему социальному содержанию его нормы плохо согласуются с тенденциями развития молодых развивающихся государств, стремящихся идти по пути цивилизации и прогресса. Тем не менее, многие миллионы африканцев, особенно в сельских районах, продолжают жить по старым обычаям, избегая обращения в государственные суды, предпочитая арбитраж и пытаясь прийти к примирению в соответствии с традицией.

Социалистическая правовая система

Социалистическая правовая семья появилась в 1917 г. в России. Его появление было связано не с особенностями правосознания, а с марксистской ленинской идеологией, ее принципами политического устройства общества.

Следовательно, на примере закона СССР можно рассмотреть основные черты, присущие социалистическому праву.

Социалистическое право обнаруживает определенное сходство с романо-германской правовой системой. Он довольно широко сохранил свою терминологию, а также, по крайней мере, внешний вид, свою структуру. Советское право характеризуется концепцией правовой нормы, которая мало отличается от французской или немецкой концепции. Исходя из этого, многие западные авторы, особенно британцы и американцы, отказываются видеть оригинальную систему в советском праве и помещают ее в романо-германские правовые системы.

Юристы-социалисты единогласно защитили противоположный тезис. Для них право - это надстройка, отражение определенной экономической структуры. Социалистический закон обусловлен ярко выраженным классовым характером.

Принятые нормативно-правовые акты, большинство из которых были подчиненными (секретные и полусекретные приказы, инструкции и т. д.), Фактически выражали, прежде всего, в основном волю и интересы партийно-государственного аппарата.

Социалистический закон рассматривается как реализация марксистско-ленинской доктрины. Что касается категорий и институтов, то здесь нельзя не признать оригинальность советского права. Внешне он сохраняет категории и институты романо-германской системы. Однако, по сути, они были радикально обновлены. В обществе нового типа, основанном на другой экономической системе и руководствующемся разными идеалами, возникают совершенно другие проблемы.

Советская система права по внешнему виду остается такой же, как система романо-германского типа. Существуют также существенные различия: семейное право отделено от гражданского, торговое право исчезло, появилось коллективное право и жилищное право. Советские авторы возражали, что различия в правовых системах ограничивались только формальными вопросами без учета содержания отраслей права.

Конституционное право сильно отличается от конституционного права западных стран. Особенно характерны две особенности: ведущая роль, назначаемая Коммунистической партией, и осуществление власти и управления советами на всех уровнях.

Другим важным аспектом социалистического права является отрицание частного права советскими юристами. По мнению теоретиков марксизма-ленинизма, права являются не чем иным, как аспектом политики, инструментом в руках правящего класса. В этой концепции нет места частному праву, которое требовало бы независимости от любых предвзятых понятий и политических обстоятельств; «Право - это политика, и, наоборот, то, что не есть политика, не правильно». 

Правовая система Республики Казахстан

Правовая система Республики Казахстан находится на стадии своего развития.

После обретения независимости Казахстан активно формирует свою правовую систему с учетом различных факторов.

В целом можно отметить, что правовая система Республики Казахстан относится к романо-германской правовой системе. Основным источником права является нормативно-правовой акт. Так, согласно статье 4 Конституции Республики Казахстан, действующим законодательством в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующие ей законы, иные нормативные правовые акты, международные договоры и другие обязательства Республики, а также а также нормативные решения Конституционного Совета и Верховного Суда Республики.

Термин «эффективный закон» используется в Конституции Республики Казахстан, чтобы подчеркнуть, что нормы Конституции являются не просто декларациями, а применяются непосредственно. Также в соответствии с этой нормой только такие нормативные правовые акты, которые соответствуют Конституции Республики Казахстан, признаются действительными.

Национальный закон Казахстана состоит не только из нормативных актов, принятых государственными органами Республики Казахстан, но и из международных договоров и других обязательств республики.

В соответствии с Конституцией Республики Казахстан субъектами законотворчества являются народ, Президент, Парламент, Правительство и центральные органы исполнительной власти. В то же время в пункте 1 статьи 4 говорится, что действующий закон включает нормативно-правовые решения Конституционного совета и Верховного суда Республики, принятые в соответствии с Конституцией. Нормативные акты этих органов не являются элементами действующего законодательства.

Правовая система Республики Казахстан основана на понимании права как совокупности абстрактно-универсальных правил поведения, регулирующих однородный набор общественных отношений.

Также отличительной чертой правовой системы Республики Казахстан является конституционное признание и закрепление приоритета естественных прав и свобод человека.

Основным источником права является закон, принятый высшим представительным органом - Парламентом Республики Казахстан или путем референдума. Таким образом, действующая Конституция Республики Казахстан была принята референдумом 30 августа 1995 года. Девятнадцать изменений и дополнений были внесены в Конституцию 8 октября 1998 года.

Конституция Республики Казахстан является основным законом государства. Это также является правовой основой для всех других (конституционных и обычных) законов и правил.

Контроль за конституционностью всех законов и нормативных актов в Республике Казахстан осуществляется Конституционным Советом.

Важную роль в правовой системе Республики Казахстан играют кодифицированные нормативно-правовые акты отраслевого характера. Хотя они имеют юридическую силу обычного права, они по сути являются центральными и доминирующими в соответствующей отрасли права.

Значительную роль играют подзаконные акты и нормативные акты, принятые различными органами исполнительной власти (указы, циркуляры, инструкции, нормативные акты и т. д.). Надзор за соблюдением законов и нормативных актов. Конституция осуществляется прокуратурой Республики Казахстан.

В системе источников права в Республике Казахстан обычай играет вспомогательную роль, будучи примененным в основном в гражданском законодательстве. Таким образом, Гражданский кодекс Республики Казахстан (общая часть) указывает, что деловые обычаи могут служить источником гражданского законодательства.

В Республике Казахстан суд не является создателем права, он не имеет права создавать новые нормы права. Но у него много свободы при толковании действующих нормативных правовых актов. Итак, согласно ст. 78 Конституции Республики Казахстан «суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции. Если суд установит, что применяемый закон или иной нормативный правовой акт нарушает права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции, он обязан приостановить производство и обратиться в Конституционный совет с предложением признать этот акт как конституционный".

Нормативные решения Конституционного Совета и Верховного Суда носят нормативно-правовой характер.

Одной из важнейших особенностей правовой системы Республики Казахстан является принцип верховенства Конституции. Этот принцип имеет различные аспекты. В теории государства и права высказывается мнение о совпадении понятий «верховенство права» и «конституционное государство», поскольку высшие правовые идеи и принципы выражены в Конституции. Следовательно, верховенство Конституции означает идею подчинения государства Конституции, а также тот факт, что именно на основе Конституции осуществляется деятельность всех государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. во всех сферах государственной и общественной жизни должны быть построены.

Таким образом, на основе принципа верховенства Конституции основаны территориальная целостность, унитарная форма организации и президентская форма правления в Казахстане.

Высшая юридическая сила Конституции Республики Казахстан означает, что как конституционные, так и обычные законы, иные нормативные правовые акты не должны противоречить Конституции, что государственные органы всех уровней, должностные лица, органы местного самоуправления, граждане и их объединения должны соответствовать Конституции.

Особо следует отметить положение, в котором говорится, что нормативные правовые акты или их отдельные правовые нормы, положения, противоречащие Конституции, считаются недействительными и подлежат отмене.

В качестве одной из важнейших характеристик Конституции, указывающей на ее высшую юридическую силу, следует указать на свойство Конституции действовать непосредственно. Это положение означает, что государственные органы должны применять нормы Конституции непосредственно к тем общественным отношениям, которые они регулируют.

Непосредственное влияние Конституции проявляется в ее праве на создание роли, поскольку Конституция прямо указывает на действие конкретных законов. Он также определяет нормотворческие полномочия высших органов государственной власти.

Нормы Конституции применяются прямо или непосредственно в тех случаях, когда не существует специальных норм, регулирующих общественные отношения, которые подлежат регулированию; если нет необходимости принимать специальные правила, регулирующие общественные отношения; если существующие нормы противоречат нормам Конституции.

Источники права также включают международные договоры, но не все международные договоры, а только те, которые были ратифицированы республикой.

Ратификация является способом выражения согласия Республики на обязательность международного договора путем его утверждения Парламентом Республики Казахстан.

Международные договоры Республики Казахстан подлежат ратификации Парламентом:

  1. выполнение которых требует внесения изменений в действующее законодательство или принятия новых законов, а также установления иных правил, помимо предусмотренных законами Республики Казахстан;
  2. о территориальном делимитации Республики Казахстан с другими государствами, в том числе соглашения о пересечении государственной границы Республики Казахстан, а также о делимитации исключительной экономической зоны и континентального шельфа Республики Казахстан ;
  3. об основах межгосударственных отношений в области разоружения или международного мира и безопасности, а также мирных договоров и соглашений о коллективной безопасности;
  4. об участии Республики Казахстан в межгосударственных союзах, международных организациях и иных объединениях, если такие соглашения предусматривают передачу им осуществления части суверенных прав Республики Казахстан или устанавливают юридическую силу решения их органов по Республике Казахстан;
  5. о государственных займах и оказании экономической и иной помощи Республикой Казахстан.

Международные договоры Республики Казахстан подлежат ратификации, при заключении которых договаривающиеся государства договорились об их последующей ратификации.

Таким образом, международные договоры Республики Казахстан подлежат ратификации, которые имеют важнейшее государственное значение и затрагивают основные интересы государства, вплоть до суверенных прав. Поэтому до ратификации международные договоры рассматриваются на предмет соответствия Конституции Республики Казахстан. По просьбе Президента, Председателя Сената, Председателя Мажилиса, не менее одной пятой от общего числа депутатов Парламента, Премьер-министр, Конституционный Совет рассматривает международные договоры Республики Казахстан на соответствие с Конституцией до ратификации. Международные договоры, признанные несовместимыми с Конституцией Республики Казахстан, не могут быть ратифицированы и введены в действие.

Международные договоры Республики Казахстан, ратифицированные Парламентом, имеют приоритет перед его законами. Если исходить из того, что в Конституции проводится различие между обычными законами и конституционными законами, то, вероятно, речь идет о том, что международные договоры, ратифицированные Парламентом Республики Казахстан, имеют приоритет над обычными законами. Международные договоры, ратифицированные Парламентом Республики Казахстан, применяются напрямую. Это означает, что такие договоры, содержащиеся в них правовые нормы регулируют соответствующие общественные отношения, порождают права, обязанности и ответственность их участников.

В соответствии с Конституцией публикуются все законы и международные договоры, участником которых является Республика. Законы Республики Казахстан, постановления и иные акты, принятые Парламентом Республики Казахстан, публикуются в изданиях «Егемен Казахстан», «Зан», «Казахстанская правда», «Юридическая газета» на казахском и русском языках. Законы Республики Казахстан публикуются в указанных газетах или официальных приложениях к ним в течение семи дней после их подписания Президентом Республики Казахстан, но не позднее семи дней после их принятия. Публикация законов Республики Казахстан в «Вестнике Парламента», в газетах «Егемен Казахстан» и «Казахстанская правда» является официальной.

Все эти акты могут быть также опубликованы в других органах печати, обнародованы по телевидению, радио, переданы по телеграфу, направлены в соответствующие органы и организации.

Законы Республики Казахстан, иные акты Парламента нормативного характера вступают в силу на всей территории Республики одновременно по истечении десяти дней после их опубликования в газетах «Егемен Казахстан» и «Казахстанская правда» или должностных лиц. дополнения к ним. Указанные сроки вступления в силу законов не применяются в тех случаях, когда Парламент Республики при принятии закона установил иной срок для его вступления в силу.

Межгосударственные и межправительственные договоры, вступившие в силу для Республики Казахстан, которые не подлежат ратификации, а также межправительственные договоры, присоединение которых к Республике Казахстан осуществлялось в порядке, установленном Указом Президента, опубликовано в сборнике «Сборник актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан». Международные договоры, вступившие в силу для Республики Казахстан, в том числе межведомственные договоры, а также договоры, присоединение которых к Республике Казахстан осуществлялось в порядке, установленном Указом Президента, публикуются в сборнике «Бюллетень Международные договоры, соглашения и отдельные законодательные акты Республики Казахстан ».

Международные договоры Республики Казахстан, аутентичные тексты которых составлены на иностранных языках, публикуются на одном из этих языков с официальным переводом на казахский и русский языки.

Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, также должны публиковаться официально, то есть от имени тех государственных органов, которые их приняли. Только тогда они могут быть применены к конкретным случаям. В данном случае речь идет о нормативных указах Президента, решениях Правительства, Конституционного Совета, Верховного Суда, нормативных актах центральных и местных государственных органов.

Вывод:

В данной курсовой работе были рассмотрены основные правовые особенности основных правовых систем современного мира.

В заключение я хотел бы отметить, что, вероятно, не существует идеальной правовой модели, которая была бы одинаково подходящей для всех стран. Многие достоинства можно отметить в романо-германской правовой системе. Правовые нормы четко кодифицированы. Сотруднику правоохранительных органов нетрудно найти ту или иную норму. Но с другой стороны, доктрина, выражающая тождественность права и права, может сыграть негативную роль. Так было в Германии 30 лет, когда к власти пришел тоталитарный режим и, изменив законы, поставил закон над законом.

Преимуществом социалистической правовой системы можно считать глубокое теоретическое и практическое изучение вопросов использования, владения и распоряжения государственной собственностью, а также внедрение в мировую юридическую практику институтов планирования и правового регулирования экономических отношений. Были детально проработаны нормативно-правовые формы защиты наемных работников, гарантированного права на труд, бесплатного образования и т. д.

Прецедентное право имеет то преимущество, что оно ближе к практике, но, с другой стороны, очень трудно найти прецеденты в применении закона.

В последнее время, в результате развития международного права, торгово-экономических отношений между странами, наблюдается тенденция к сближению правовых систем разных стран. Также нетрудно видеть, что даже принадлежность стран к одной большой правовой семье вовсе не исключает существенных различий между национальными правовыми системами этих стран.